Главная стр 1
скачать
Суицидальные явления среди подростков.

Их причины.


В последнее время вопросы, касающиеся добровольного ухода из жизни, довольно широко освещается средствами массовой информации, поэтому становятся темой подростковых дискуссий как формального, так и неформального характера.

Впервые психоаналитическую трактовку суицидального поведения высказал З.Фрейд. Он полагал, что суицидальный акт является следствием внутреннего взаимодействия между двумя основными инстинктивными побуждениями – инстинктом жизни и инстинктом смерти. Последователь развития психоаналитического понимания суицида Манинджер также рассматривает инстинкт смерти – как результат борьбы между Эросом (жизнью) и Танатасом (смертью).

В целом психоаналитические представления сводятся к связи суицида (как и депрессии) с утратой любовного объекта, и эта связь в суицидальном поведении представляется ключевым механизмом.

В конце прошлого столетия было высказано предположение, что отчуждение индивида от той социальной группы (общества), к которой он принадлежит, является главным источником и причиной суицидальных актов. Была разработана следующая типология суицидов:



суицид эгоистический, который имеет место у лиц с недостаточной интеграцией с обществом;

суицид альтруистический, являющийся полной противоположностью первому и связанный с чрезмерной интеграцией с обществом;

суицид анемический, представляющий собой реакцию на тяжелые изменения в социальных порядках, особенно во взаимных связях индивида и группы.

Самоубийство – последний шаг в аутодиструктивном поведении. Оно занимает особое положение в соотношении культурной нормы и психического здоровья. Самоубийство может быть совершено как акт самопожертвования, как долг чести, как ритуальное действо, как бегство от себя.

Таким образом, в основе самоубийства чаще всего лежит стремление убежать от болезненного эмоционального состояния и мучительного самосознания.

У женщин и девушек причиной суицида могут быть завышенные ожидания от интимных отношений, т.е. ожидания слишком высоки или реальность слишком неблагоприятна. Например, существует статистика, что к суицидам приводят несбывшиеся ожидания праздника: в пятницу суициды бывают реже, чем в понедельник.

Для переживаний потенциального самоубийцы характерно – самообвинения и пониженная самооценка, тенденция приписывать себе ответственность за неудачи. Самоубийцы чаще всего являются людьми с низким самоуважением и очень критичным отношением к другим. Часть из них ценит себя очень низко, а других высоко.

Для потенциального самоубийцы характерно отвержение и вытеснение значимых мыслей:

искажение временного пространства – смысл жизни сжимается до настоящего, сиюминутного, человеку трудно думать о будущем;

отмечается очень конкретное восприятие действительности;

отсутствуют отдаленные цели;

происходит отказ от решения проблем в значимых мыслительных категориях.

Психологическая ригидность может быть свойственна многим людям. Это бывает в тех случаях, когда решение всех проблем видится только в черно-белых тонах. Она обнаруживается лишь в острых ситуациях, потом проходит. У ригидных людей нет суицидальных мыслей.

Женские самоубийства – феномен молодости, а мужские могут быть следствием таких явлений, как потеря работы, финансовое неблагополучие, плохое социальное положение.

Инстинкт самосохранения у большинства самоубийц берет верх. Именно поэтому мы чаще говорим не о самом самоубийстве, а о попытках. Существует такая статистика, что у подростков отмечается 1 суицид на 100 попыток. Но даже и этот единственный случай не может быть оставлен без внимания, ведь за ним горе родных, трагедия близких, друзей, педагогов.

На что нужно обратить особое внимание? Кто из учеников должен вызвать беспокойство с точки зрения его или ее взаимоотношений с жизнью?

Обратите внимание на подростков с заниженной самооценкой, на ребят, страдающих от своей малоценности и низкой популярности в среде сверстников.

Причинами самоубийств, как правило, являются следующие:

депрессивные состояния – самоубийство играет роль избавления от отчаяния, безнадежности, неудовлетворенности собой, мрачного и бесперспективного будущего;

бредовые расстройства в рамках шизофрении или других психозов;

прием токсических и наркотических веществ, когда возникают ошибочные, иллюзорные представления, например способность летать;

акт мести окружающим («вот увидите, как вы будете меня жалеть»);

подражание, приводящее, в частности, к расширенным суицидам.

При малейшем подозрении о планах на самоубийство необходимо вести очень осторожную, но активную работу с подростком. Не стоит бояться задать в доверительной беседе вопросы, косвенно выясняющие намерения подростка: «Ты когда-нибудь хотел умереть?», «Ты доволен жизнью?», - и если будет настораживающий ответ, корректно поинтересоваться, есть ли у подростка какие-либо планы, приготовлены ли средства для осуществления суицида.

Не следует думать, что ваши вопросы подтолкнут подростка к суициду! Следует различать мысли о самоубийстве (в том числе навязчивые), ложные угрозы, симуляцию суицидальных попыток и собственно суицид. Однако если у вас возникли опасения, вы должны немедленно принять меры. В пользу высокого риска самоубийства свидетельствуют:

попытки самоубийства в прошлом, к тому же повторные попытки чаще заканчиваются смертью; интервал между первой и второй попытками составляет, как правило, около 3 мес.;

депрессивное состояние, особенно если присутствует выраженная тревога или ангедония (утрата способности испытывать удовольствие, удовлетворение);

психотические расстройства, особенно при высокой подозрительности, бреде, преследования, при устрашающих зрительных и слуховых галлюцинаций, императивных галлюцинациях, в том числе галлюцинациях возникающих после приема наркотических средств;

наркомания и алкоголизм;

предменструальный синдром, особенно у девочек с неустойчивым менструальным циклом.

Среди социальных факторов риск и самоубийство доминируют:

низкий образовательный уровень; особенности возрастного периода – возраст от 15-19 лет, особенно у юношей, у девушек риск самоубийства в 2-3 раза ниже, однако суициды случаются в более раннем возрасте, обычно после 12 лет; опыт показывает, что на 1 попытку самоубийства среди юношей приходится 3 попытки среди девушек, но на 1 завершенное самоубийство девушек – 3 среди юношей; влияние семейной предрасположенности – риск самоубийства очень высок всеми, в которых это уже случалось ранее, даже если ребенок не был знаком с суицидентом;

не внимание окружающих – большинство подростковых, покончивших собой на протяжении нескольких месяцев, предшествовавших суициду; активно искали помощи у друзей, педагогов и врачей, но им не было уделено внимания, поэтому любые подозрения о готовившимся самоубийстве должны вас насторожить и подвигнуть на диалог с подростком.

Необходимо немедленно обратится за психиатрической помощью, если в диалоге с подростком вам удалось выявить у него следующие признаки:

социальная изоляция, потеря связи с родителями, друзьями, педагогами, отсутствие доверительных отношений с кем-либо из ближайшего окружения;

наличие четкого плана самоубийства;

психоз с галлюцинациями, требующими покончить с собой, воссоединиться с умершим;

мысли о смерти, несмотря на вмешательство родителей, друзей, врачей, педагогов;

депрессии, особенно с идеями вины, чрезмерным чувством стыда, самоуничтожения;

попытки самоубийства в прошлом, утверждением, что самоубийство – единственный выход.



Отвлечь подростка от тягостных мыслей, помочь ему или ей организовать досуг, поднять самооценку – вот неполный перечень мероприятий по профилактике подросткового суицида.
скачать


Смотрите также:
Профилактика суицида среди детей и подростков
143.57kb.
Суицидальные явления среди подростков
52.8kb.
Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях
435.66kb.
Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях
401.97kb.
Профилактика суицида среди детей и подростков
48.86kb.
Механические явления
30.68kb.
Памятка по суицидальному поведению детей и подростков Самоубийство (суицид) намеренное желание лишить себя жизни
41.24kb.
-
204.6kb.
Общие выводы по результатам социологического опроса среди подростков образовательных учреждений района по проблеме наркомании
31.71kb.
Программа "Ровесник" по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков в моу сенгилеевская сош№2
54.13kb.
Высшая мера (родительское собрание по профилактике суицида среди подростков)
109.67kb.
Программа по профилактике безнадзорности и беспризорности, предупреждению правонарушений среди подростков в мбоу сэл №21 на 2012 2013 учебный год
81.97kb.