Главная стр 1
скачать

МОУ СОШ № 2 г. Зернограда Ростовской области

Сумина Юлия Александровна, учитель начальных классов





Урок № 26, 27

Тема: Свободное изложение с элементами сочинения по картине А.Саврасова "Грачи прилетели".

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством художни­ка, с историей создания картины. Формировать умение строить текст в определен­ной композиционной форме. Формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами. Учить выражать в слове свои впечатления, пред­ставления.

ХОД УРОКА

1. Целевая установка

- Мы уже пробовали с вами писать сочинение по картине И. И. Левитана. Сегодня я познакомлю вас с еще одним русским художником и его картиной. Но только целью нашей работы будет написание изложения с элементами сочинения.

2. Знакомство с художником и его картиной

- А. К. Саврасов был одним из основоположников русской пейзажной живописи. В 1871 году художник создает одну из лучших сво­их работ «Грачи прилетели». Когда смотришь на кар­тину, кажется, что она написана с натуры. Но это не так, картина явилась результатом долгой работы ху­дожника над эскизом.

В 1871 году еще до прихода весны расстался Савра­сов с городом. И вот он на Волге, в Костроме. Разыскав на базаре знакомого мужичка, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под го­лову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяже­лую овчинную шубу и поехал в деревню — навстречу весне, природе.

Весна пришла, как приходит всегда,— неожи­данно, сразу. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рас­смеялся: за окном голубело небо. Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в ком­нату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Нача­лось!.. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, ма­ленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное — птицы! С ликующим пронзительным кри­ком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: во­круг них хлопотали прилетевшие из-за моря долго­жданные гости.

Схватив палитру, так и не захлопнув окна, худож­ник стал пристраиваться на подоконнике со своей рабо­той.

— Грачи прилетели! Грачи прилетели! — напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера еще все кругом было пе­чальным и хмурым, а теперь... Пришла весна!

- Рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

3. Беседа по содержанию картины.

- Какое настроение вызывает у вас картина: груст­ное, печальное или радостное?

Учащиеся отмечают все оттенки и радостного, и грустного, слегка печального настроения.

- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Это пейзаж.)

- Перечислите все, что вы видите на картине. (Ко­рявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами; старая церк­вушка.)

- Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пей­заж очень простой, скромный, незамысловатый, не­притязательный, но очень задушевный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с ка­ким-то волнующим чувством.)

- Как художник показывает нам приближение вес­ны? (В полях растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

- Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голу­бые, голубовато-серые.)

- Что вы видите на заднем плане? (Деревню, бес­крайние дали, просторы, широту русской земли.)

- И деревню, и поля художник выписывает не очень подробно. Почему? (Он хочет, чтобы наше внима­ние ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое глав­ное на картине.)

- Давайте попробуем определить особенности ком­позиции картины. Действительно, главное в карти­не — грачи. Они сразу привлекают взор. И ничто не от­влекает нашего внимания от грачей. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и корявые деревца уходят вы­соко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Исполь­зуя такой композиционный прием, художник как бы дает нам возможность лучше увидеть прилет грачей, их появление в родных местах.

- Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее сол­нышко, свежесть весеннего воздуха.)

- Какие звуки можно услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание воды, стекаю­щей в пруд.)

4. Предварительная работа с текстом


ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

На картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратъевич Саврасов изобразил простой и поэтический уголок русской природы.

Тает грязный снег. Талые воды стекают в пруд. Свежий ветер гонит по небу облака. Все в природе ос­вещено весенним солнцем. На березах в своих гнездах радостно галдят, су­етятся грачи. Они вернулись домой. Рядом течет неспешная жизнь людей. Из трубы-дома струится дымок. На фоне неба выделяется стройный силуэт сельской церкви.

Мир картины хорошо знаком и дорог нам. В нем живет душа нашей Родины.

Слова для справок: силуэт, поэтический.

- О чем говорится в первой части рассказа?

- Нужно ли сюда что-нибудь добавить?

- О чем говорится в основной части?

- Хотите ли вы рассказать о чем-нибудь еще? О чем?

- Что выражено в третьей части?

5. Составление плана

- Для чего нужен план?

- Что нужно сделать, чтобы составить план?

- Озаглавьте каждую часть.


Примерный план:

1. Художник и его картина

2. Пробуждение весны

3. Отношение к картине

6. Написание изложения с элементами сочинения по плану

7. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке

8. Проверка


скачать


Смотрите также:
Сумина Юлия Александровна, учитель начальных классов
43.53kb.
На уроках трудового обучения в начальной школе
150.79kb.
Развитие логического мышления обучающихся начальных классов на уроках математики Мельник Ольга Александровна учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп»
79.92kb.
Программа изучения, обобщения и распространение опыта работы по формированию учебной деятельности в начальном звене
646.75kb.
Нестеренко Наталья Александровна, учитель начальных классов мкоу сош №12 г. Палласовки Волгоградской области
130.74kb.
«Село моё, Заветное»
52.2kb.
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»
47.98kb.
Программа кружка по информатике для учащихся начальных классов "Творческое проектирование в мультимедийной среде ПервоЛого"
54.89kb.
Отчет по теме самообразования Тема: Нетрадиционные уроки и их роль в учебном процессе
29.49kb.
Учитель начальных классов моу гимназия №2 Цветкова Юлия Викторовна
151.85kb.
Зыкова Юлия Александровна
21.32kb.
Учитель начальных классов Егорова Галина Алексеевна. Учитель начальных классов Егорова Людмила Алексеевна. Праздник цветов
76.7kb.