Главная стр 1стр 2 ... стр 5стр 6
скачать


МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 68 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»,

VIII вида

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы-интерната № 68 ______________Пичугина Г.Н.

«31» августа 2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАМА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по социальному направлению


«МОЙ МИР»
Авторы-составители:

Хоровинина Наталья Ивановна,

воспитатель

Блудова Лариса Ивановна,

воспитатель,

школы-интерната № 68

Новокузнецк, 2010

СОДЕРЖАНИЕ





Паспорт Программы

2



Пояснительная записка

5



Тематический план Программы

9



Содержание Программы

12



Методическое обеспечение Программы

28



Литература для педагогов

39



Литература для воспитанников

42



Приложение № 1 – методические разработки занятий

    1. Волшебные слова (познавательно - этическая беседа)

    2. Если с другом вышел в путь (праздник-игра)

    3. Вредные привычки (познавательная беседа)

    4. Да здравствует вежливость! (этическая игра-беседа)

    5. Добро и зло (познавательная беседа)

    6. Учитесь быть трудолюбивым (профилактическая игра-беседа)

    7. Правила общения с окружающими (познавательно - этическая беседа)

Приложение № 2 - анкеты, тесты

43


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ






Наименование

программы

Программа «Мой мир» (социальное направление) (далее Программа)




Дата принятия и

наименование решения о разработке

Программы

Решение педагогического совета МОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №68» VIII вида, от 31. 08. 2010 № 1 о разработке программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир»




Заказчик

Программы

Администрация Муниципального образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат №68 для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» VIII вида


Разработчик

Программы


Блудова Лариса Ивановна, воспитатель,

Хоровинина Наталья Ивановна, воспитатель



Цель

Программы


Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.


Задачи

Программы


1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения. 

2. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

3. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.

4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.

5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других



Основные

направления

Программы

Работа по модулям:

  • Искусство общения

  • Познай себя


Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы

На I уровне воспитанник имеет представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

На II уровне

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.

На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

  • самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми


Управление

реализацией

программы

Управление реализацией программы осуществляют зам. директора школы-интерната по воспитательной работе, старший воспитатель




Основные

исполнители

программы

Воспитатели групп младших школьников




Партнеры

по реализации программы

Библиотекарь, психолог, логопед


Источники

финансирования

программы




  • Бюджетное финансирование;

  • Спонсорская поддержка





Если человек хочет прийти к самому себе,

его путь лежит через мир.
Виктор Франкл


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.

Наши воспитанники воспитываются в условиях деформированного процесса социализации: в условиях интернатного учреждения, где семья заменена учреждением; в условиях «социального сиротства»; в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения воспитанника в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками сиротского образовательного учреждения.

Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Мой мир».

При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовались положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.) идеи Л.С. Выгодского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций, педагогики Рудольфа Штейнера. Учитывались возрастные интересы. В основу программы взяты научные положения Л.С. Выгодского, Е.С. Скреблевой, В.В. Воронковой, использованы идеи Е.Д. Худенко, НМЦ « Развитие и коррекция» (г. Москва).

В основу программы «Мой мир» положены следующие принципы:

- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;

- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;

- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;

- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет) коррекционных школ VIII вида, занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.

Занятия проводятся 1-2 раза в месяц по каждому модулю, содержание программы тесно связано с содержанием учебных предметов (ознакомление с окружающим миром, чтением, развитием речи) логопедическими занятиями. Длительность занятий 30 минут для воспитанников 1 класса и 40 минут для воспитанников 2-4 классов.


Данная программа состоит из 2 модулей:

  1. Искусство общения (1-4 класс) - 48 часов

  2. Познай себя (1-4 класс) - 48 часов

Цель программы

Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.



Задачи

  1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности

и нравственных нормах поведения.

  1. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного

поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.

  1. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.

  2. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника

обществом.

  1. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

  2. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.

Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:



  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.


Предполагаемые результаты реализации программы:
На I уровне воспитанник имеет представление:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;


На II уровне

  • соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • умеет анализировать поступки свои и других людей ;

  • способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.



На III уровне имеет опыт:

  • использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

самообслуживания, самоорганизации и организации совместной

деятельности с другими детьми


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ


МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»

48 ЧАСОВ

п/п


Тема занятия

Кол-во

часов





1 класс




1.1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

1

1.2

Дом, в котором я живу

2

1.3

Самое удивительное чудо на свете

1

1.4

Моё любимое имя

1

1.5

Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)

1

1.6

Как хорошо быть вместе!

1

1.7

Внимательный ли ты слушатель?

1

1.8

Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.

1

1.9

Винтики – конфеточки - мальчики и девочки

1

1.10

Ссоры и споры

1




2 класс




1.1

Вежливость - основа воспитанности

1

1.2

Мои умные помощники

1

1.3

Умеет ли разговаривать природа

1

1.4

Всё начинается со слова «Здравствуйте»

1

1.5

Это слово говорят, если вас благодарят

1

1.6

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

1

1.7

Когда без извинения не обойтись?

1

1.8

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

1

1.9

У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону)

1

1.10

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя)

1

1.11

К нам гости пришли!

1




3 класс




1.1

Азбука общения

1

1.2

Волшебная палочка - это речь

1

1.3

Гостям всегда рады

2

1.4

Если с другом вышел в путь

1

1.5

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

1

1.6

Почему люди ссорятся?

2

1.7

Культурный человек: кто он такой?

1

1.8

Правила поведения в столовой

2

1.9

Правила поведения в библиотеке

2

1.10

Как дарить подарки?

1




4 класс




1.1

Культура общения

2

1.2

Волшебные слова

1

1.3

Да здравствует вежливость!

1

1.4

Вежливый отказ

1

1.5

Как вести себя в гостях

2

1.6

Правила общения с окружающими

1

1.7

Правила поведения на уроке и на перемене

1

1.8

Беседа по телефону

1

1.9

Язык, мимика и жесты

1


МОДУЛЬ I «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

48 ЧАСОВ

п/п


Тема занятия

Кол-во

часов





1 класс




2.1

Я – неповторимый человек

1

2.2

Оцени других и себя

1

2.3

Что в имени моем?

2

2.4

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

1

2.5

Посеешь характер - пожнешь судьбу

1

2.6

Как стать прилежным и старательным

1

2.7

Жадность и жадины

2

2.8

Моя внимательность и внимание

1

2.9

Ответственность и я

1

2.10

Зависть

1

2.11

В дружбе сила

1

2.12

На чем основано взаимопонимание

1




2 класс




2.1

Правда и ложь

1

2.2

Добро и зло

1

2.3

Волшебники добра

2

2.4

О лени и лентяях

1

2.5

Терпенье и труд все перетрут

1

2.6

Какими в жизни следует быть?

1

2.7

Я и мое настроение

2

2.8

Я могу управлять своим настроением

1

2.9

Эмоции и мое поведение

1

2.10

Узнай настроение человека

1

2.11

Путешествие в страну чувств

1







3 класс




2.1

Добрые дела. «Доброе дело два века живет»

1

2.2

Жизнь дана на добрые дела

1

2.3

Быть скромным - это хорошо или плохо

1

2.4

Учитесь быть скромным

1

2.5

Это просто хвастунишки

1

2.6

Быть честным – хорошо или плохо?

1

2.7

Учись смело говорить правду

1

2.8

Чем отличается фантазия от лжи?

1

2.9

Учитесь быть щедрыми

1

2.10

Быть щедрым – это хорошо или плохо?

1




4 класс




2.1

Быть трудолюбивым - это хорошо или плохо?

1

2.2

Учитесь быть трудолюбивым

1

2.3

Поговорим о воровстве

1

2.4

Вредные привычки

1

2.5

Ты и твои друзья

1

2.6

Я и мое настроение

1

2.7

Я могу управлять своим настроением

2

2.8

Эмоции и поведение

1

2.9

Как можно узнать настроение человека?

1

2.10

В стране чувств

1

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
683.19kb.
Тематический план для студентов очной и очно-заочной формы обучения 4 программа 5 тематический план семинарских занятий 7
1399.02kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
195.17kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
806.67kb.
Тематический план раздела программы духовно- нравственного воспитания
43.47kb.
Пояснительная записка Содержание программы: Учебно-тематический план
317.89kb.
Календарно – тематический план. Физика 9 класс. Учитель: Берлизова И. С
82.32kb.
Учебный план Учебно-тематический план первого года обучения
1012.78kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план
459kb.
Учебно-тематический план по 1-му году обучения Содержание 1-го года обучения Учебно-тематический план по 2-му году обучения
500.95kb.
Образовательная программа детского объединения военно-патриотический клуб
701.34kb.
Пояснительная записка Требования к уровню подготовки выпускников Тематический план Содержание программы Поурочное планирование
410.13kb.