Главная стр 1

Тема 7. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ


Как самостоятельная категория земли особо охраняемых территорий и объектов впервые были выделены в Земельном кодексе РСФСР 1991 г., что объясняется их возросшим социально-экономическим значением, ухудшившейся экологической обстановкой, необходимостью резкого усиления охраны окружающей природной среды правовыми, организационными, экономическими и иными средствами.

Общими характерными чертами правового режима данной категории земель является их природоохранное назначение, ограничение их хозяйственного использования, их оздоровительное, рекреационное, воспитательное, научно-исследовательское и историко-культурное назначение. Вместе с тем каждая из составляющих данную категорию земель, помимо общих черт, имеет и определенные особенности. В этой связи земли особо охраняемых территорий и объектов подразделяются на земли:

- особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

- рекреационного назначения;

- природоохранного назначения;

- историко-культурного назначения;

- иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Общие черты правового режима земель данной категории

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Такие земли используются для соответствующих целей. Использование их в иных целях ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам национального достояния. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На землях данной категории, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались особо охраняемые природные территории, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах таких земель изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования действует ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Для обеспечения сохранения установленного правового режима особо охраняемых природных территорий и защиты их от неблагоприятных воздействий антропогенного характера на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В пределах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых территорий. Границы таких участков должны быть обозначены специальными информационными знаками. Такие земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Они используются ими в соответствии с установленным для этих участков особым правовым режимом.

Специально оговорено в Земельном кодексе РФ (п. 6 ст. 95), что земли государственных заповедников и национальных парков находятся в федеральной собственности. Они предоставляются этим организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования и не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное влияние на земли национальных парков и не нарушает режим использования государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки обладают исключительным правом на приобретение таких земель.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещено:


  • предоставление садовых и дачных участков;

  • строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

  • движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

  • иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. Предусмотрено также, что территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование. Допускается размещение таких парков и на землях иных пользователей, а также собственников.

Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием земельных участков, в том числе путем выкупа, так и без такового. Земельные участки, занятые природными комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников, землепользователей, землевладельцев.

Таковы общие черты правового режима земель особо охраняемых природных территорий. Особенности правового режима земель государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов определяются особым законодательством.

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" (ст. 6) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственных природных заповедников, передаются им в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ними на праве оперативного управления.

Запрещено изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в государственные природные заповедники.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Имеет некоторые особенности правовой режим государственных природных биосферных заповедников, которыми признаются такие заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям таких заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Правовой режим земель национальных парков.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, передаются им в пользование только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей и собственников. Национальные парки имеют в этих случаях исключительное право приобретения таких земель за счет средств федерального бюджета.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого на их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:



  • заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

  • особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

  • рекреационная, предназначенная для отдыха;

  • обслуживания посетителей;

  • хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

  • разведка и разработка полезных ископаемых;

  • деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, гидрологического режима;

  • предоставление садоводческих и дачных участков;

  • строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

  • рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов животного и растительного мира, и др.

На землях, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственного использования, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Порядок их использования определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится национальный парк.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

Земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения приватизации не подлежат.

Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Правовой режим конкретного национального парка определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.



Правовой режим земель природных парков.

Природные парки являются находящимися в ведении субъектов Российской Федерации природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Природные парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование. В отдельных случаях они могут располагаться на землях иных пользователей, а также собственников.

Решение об образовании природного парка принимают органы государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и по согласованию с органами местного самоуправления.

Природные парки, а также собственники, владельцы, пользователи земельных участков в границах территорий природных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с особым режимом охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными действующим законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

На территориях природных парков запрещается всякая деятельность, влекущая изменение сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических, рекреационных качеств природных парков.

Конкретные особенности и правовое положение природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Правовой режим земель государственных природных заказников.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником производится как с изъятием, так и без изъятая у собственников, владельцев и пользователей земельных участков. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

На территориях государственных природных заказников постоянно илкг временно запрещается или ограничивается любая деятельность^ противоречащая целям создания такого заказника или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам.

На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использований природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой их охраны и несут за его нарушение установленную законом юридическую ответственность.

Правовой режим земель памятников природы.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, -особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Памятниками же природы регионального значения природные объекты и комплексы объявляются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев, пользователей или без такового. В случае изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природ-ных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством РФ.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой их охраны. Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков по обеспечению особого режима охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории таких природоохранных учреждений предназначаются только для выполнения их прямых задач. Земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

К землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли особо охраняемых природных территорий, предназначенные для лечения и отдыха граждан (ст. 96 ЗК РФ). В состав таких земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и другими природными условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Курортами признаются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями.

Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливае- мом федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством РФ. Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, когда в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной / горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат в этом случае выкупу у собственников. Использование земельных участков второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Правовой режим земель природоохранного назначения.

К землям природоохранного назначения согласно статье 97 Земельного кодекса РФ относятся земли:


  • водоохранных зон рек и водоемов;

  • запретных и нерестоохранных полос;

  • лесов, выполняющих защитные функции;

  • противоэрозийных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений;

  • иные земли, выполняющие природоохранные функции.

На этих землях допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель. При этом юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначать границы таких земельных участков специальными информационными знаками. В границах таких земель вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий такие виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. В местах традиционного проживания и хозяйствования малочисленных коренных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования этих народов. Порядок природопользования на таких территориях устанавливается федеральными законами, а их границы определяются Правительством РФ.

Правовой режим земель рекреационного назначения.

Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав таких земель входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Пунктом 3 статьи 98 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами, может осуществляться на основе сервитутов. Такие земельные участки не изымаются из использования.

К землям рекреационного назначения отнесены также земли пригородных зеленых зон.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Правовой режим земель историко-культурного назначения.

Статьей 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли:

- объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе архитектурного наследия;

- достопримечательных мест, выключая места бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

- военных и гражданских захоронений.

Указанные земли используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изъятие таких земель, как и деятельность, не соответствующая их целевому назначению, не допускается. Земельные участки, отнесенные к данной категории, у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.



В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с действующим законодательством (федеральными законами и законами субъектов РФ) устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Использование земельных участков, расположенных в указанных зонах охраны, но не отнесенных к землям историко-культурного назначения, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.


Смотрите также:
Тема правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
154.24kb.
Диплом 2011 рассмотреть правовое регулирование земель особо охраняемых природных территорий; 2
47.21kb.
Особо охраняемые природные территории Система охраняемых природных территорий в России
215.37kb.
Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении лесов и поддержании экологического баланса территорий
228.58kb.
Закон республики беларусь 20 октября 1994 г. N 3335-xii об особо охраняемых природных территориях
577.56kb.
Секции научно-практической конференции 1 секция. Снижение негативной нагрузки на окружающую среду
109.32kb.
Вопросы к экзамену по курсу Земельное право для ю 4 (очное)
53.44kb.
Сохранение биологического разнообразия
48.63kb.
Существующих особо охраняемых природных территорий по административным округам города Москвы Северный административный округ Природно-исторический парк «Покровское-Стрешнево»
180.48kb.
Закон об особо охраняемых природных территориях
361.07kb.
Закон об особо охраняемых природных территориях принят
487.01kb.
Закон от 14 марта 1995 г. N 33-фз "Об особо охраняемых природных территориях"
389.4kb.