Главная стр 1
скачать
Атопшева И.А., учитель высшей категории, МБОУ Ушаковская СОШ.

Тема православия в краеведении как ресурс духовно-нравственного воспитания в школе.

Особенность образовательного учреждения – Ушаковской средней общеобразовательной школы заключается в том, что это образовательное учреждение работает над идеей создания школы ценностного самоопределения ученика, в которой приоритетный характер приобретает духовно- нравственный аспект развития личности. Условием развития личности является создание специально-организованной социально-культурной среды, в рамках которой ученик сможет проявить себя как полноценная, нравственная личность. Центральное место в учебно-воспитательном процессе школы отводится педагогическому потенциалу историко- культурных традиций родного края, изучению исторических, культурно-нравственных ценностей в рамках предметов социально-гуманитарного цикла: истории, литературы, краеведения. Неоценимы в вопросах духовно-нравственного воспитания занятия краеведческого кружка, дающего детям возможность заниматься изучением истории родного края. Наиболее адекватными методами творческой деятельности учеников в рамках краеведческого кружка являются поисковая, научно – исследовательская, проектная деятельность, которые предполагают взаимодействия и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Собранный членами кружка краеведческий материал о подвижнической деятельности местного духовенства на территории Гагинского района с глубокой древности и до начала 20 века, является не только ценным методическим ресурсом для уроков курса «Религии России», но и способствует знакомству учеников с историей становления и развития православия на территории Гагинского района. Через осознание учениками неоценимого вклада православной церкви в нравственное развитие сельского общества воспитывается чувство сопричастности подрастающего поколения к истории своей Родины и родного края.



  1. Начало православной деятельности на территории Гагинского района.

Распространение православия на территории Гагинского района, издревле заселенного мордовским населением, началось с истории Казанского похода Ивана Грозного, который, как известно, проходил по нашим местам. На своем пути в город Казань царь Иван Грозный «ревнуя о распространении православной веры между мордвою» воздвигал во многих селениях храмы и жертвовал в них разную церковную утварь.

  1. История Пьянско-Грозненского монастыря.

Проходя по территории современного Гагинского района, Иван Грозный остановился близ села Юрьева, на Троицкой горе. Как повествует предание, в сонном видении царю явилась Божия Матерь в образе Тихвинской иконы вместе с прапрадедом князем Дмитрием Донским. Богоматерь повелела ему идти на город Казань и взять её. Взяв Казань и возвратившись в Москву, царь приказал списать копию с чудотворной иконы Божией матери, что в городе Тихвине, и повелел послать её на Троицкую гору. Вместе с иконой были присланы царем и 10 человек монахов. Стараниями монахов на горе был воздвигнут Пьянско – Грозненский монастырь. Иеромонах Иов управлял монастырем долгое время. Царь Иван Грозный приказал ежегодно проводить у монастыря ярмарку. Она давала дополнительный доход и жителям окрестных селений. Вновь основанному монастырю царь пожаловал множество пашни, лугов и леса. 26 июня 1576 года следует считать днем основания Пьянско – Грозненского монастыря. Так с появлением на Троицкой горе святой обители началась монастырская колонизация. Вскоре вокруг монастыря появились селения: Воронцово, Курбатово, Юрьево. Братия монастыря, памятуя наказ царя Ивана Грозного, занялась вокруг себя обращением к Христу язычников (мордвы) и с Божьей помощью имела в этом успех» Монастырь просуществовал до 1764 года до указа императрицы Екатерины 2 о секуляризации монастырей. В 1827 году земельные угодья и святыню Троицкого монастыря – чудотворный образ Тихвинской Божьей матери, решил прибрать к своим рукам один из богатейших нижегородских помещиков, владелец села Ветошкино, генерал – майор Василий Александрович Пашков. С перенесением иконы в Ветошкино передвинулась туда же и трехдневная Тихвинская ярмарка. Вскоре каменная церковь монастыря была разобрана: из её кирпичей Пашков сделал риги для хранения зерна. После того как причт был перенесен в с. Ветошкино и церкви снесены, священная Троицкая гора все равно осталась местом поклонения паломников.

3.Православная церковь как духовно-нравственный центр сельского общества.

Жители сел Гагинского района в 18-19 веках относились к церкви с почитанием и уважением, были верующими людьми, и православная вера являлась основой жизни сельского населения. По свидетельству известного церковного историка, магистра богословия и священноиерея Антона Федоровича Можаровского, посетившего в 1890 году Сергачский уезд, «…прихожане с любовью ходят в храм Божий, охотно слушают беседы и наставления священника и всегда с уважением относятся к нему, как к своему духовному отцу». Бедные материально, жители Покровского прихода с. Покров были богаты своей крепкой верой, преданностью церкви Божией, любовью к приходскому храму. Во всех обстоятельствах обыденной жизни, выходящих из ряда обыкновенных, они всегда видели посещение Божие. Так в 1858 году, когда деревню Ханинеевку посетила эпидемия холеры, её жители на своем сходе решили каждый год 16 августа совершать по деревне крестный ход и в каждом доме служить молебны перед Нерукотворным Спасовым образом. Когда в 1866 году в д. Исуповой умерло много детей до 12-летнего возраста, исуповцы дали обет ежегодно 22 октября брать из приходской церкви святые иконы и служить по своим домам молебны иконе Казанской Божией матери. В 1874 году начался падеж рогатого скота в сельце Большом Ломакине. Ломакинцы дали обет «каждогодно» на второй неделе Великого поста служить по домам молебны священномученику Василию. Известны случаи , когда жители сел Гагинского района возводили церкви на свои средства. Так были построены в конце 19 века православные храмы в селах Ломакине, Ново-Еделеве, Ушакове. На строительство церкви в с.Ушаково в 1880 году прихожане заготовили в сараях 200 тысяч кирпичей и наняли подрядчика на каменную кладку. Зажиточный ушаковский крестьянин Герасим Федорович Сурнин пожертвовал на церковное строительство 300 рублей. Прихожане сами сделали крышу и водрузили на церковь и колокольню кресты. В конце 19-нач 20 веков Нижегородская духовная консистория своим указом от 27 июля 1890 года разрешила постройку собственного храма жителям сельца Исупово. Оно растянулось на пять лет. Храм строился на подаяния от доброхотных жертвователей и тщением крестьян сельца Исупово. Храм был деревянным и стоял в центре села Исупова. На рубеже веков свой собственный храм построили себе и жители с.Ломакино.



4.Просветительская деятельность сельского духовенства.

Неоценима была просветительская деятельность сельского духовенства. При церквях открывались церковно – приходские школы, где дети обучались грамоте, закону Божьему. «Крестьяне юрьевского прихода большею частию неграмотные и неразвитые, а в некоторых отмечается большая грубость и невежество. Впрочем, под влиянием проповеднической деятельности священника и школы нравы крестьян смягчаются и делаются лучшими», - пишет газета «Нижегородские ведомости». О подвижнической деятельности ушаковского священника Александра Невского сообщается в церковных ведомостях: «11 ноября 1861 года священник одним из первых в Сергачском уезде открыл в своем доме училище, где сам «безмездно» обучал крестьянских детей Закону Божьему и грамоте» .«В Ушакове под церковно – приходскую школу была снята небольшая изба с 4-мя маленькими вросшими в землю оконцами, из которых два обращены на север, а два других, обращенные на восток, загорожены соседней избой, так что в школу ни в какие часы дня не может пробиться солнечный луч и там вечно сумерки. Желающих поступить в школу было много, а школа чрезвычайно тесна, несмотря на то, что многим пришлось отказать, школа была набита битком», - сообщают Нижегородские ведомости.



5.Разрушение церквей в советское время: трагедия сельского общества.

В 1937-1939 годах были закрыты и разрушены многие церкви Гагинского района. После разгрома Покровской церкви в ней устроили мукомольную мельницу. В ноябре 1941 церковь закрыли, взорвали до основания каменную колокольню. Те церкви, которые остались нетронутыми, переживали в советские годы не лучшие времена: часть из них приспособили под колхозные склады, часть под молодежные клубы и танцплощадки.



6.Уроки истории.

Таким образом, православная церковь и сельское духовенство во все времена были центром духовного единения сельского общества в любых проявлениях его созидательной, творческой, культурной и религиозной деятельности. Подвижническая деятельность церкви находила понимание и поддержку сельского населения и являлась основой его нравственного развития. И напротив, периоды конфликтов между светской и духовной властями отмечены упадком нравственности, внутренним кризисом и конфликтами разного рода не только сельского общества, но государства в целом.
скачать


Смотрите также:
Тема православия в краеведении как ресурс духовно-нравственного воспитания в школе
56.59kb.
Программа духовно нравственного воспитания «Мир твоей души»
135.89kb.
Духовно-нравственного развитие, воспитание обучающихся
452.76kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
115.85kb.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося на ступени начального общего образования
290.55kb.
I пояснительная записка актуальность духовно-нравственного развития и воспитания
965.68kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
443.84kb.
I. Обоснование необходимости решения проблемы духовно- нравственного воспитания программными методами
240.21kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона
544.61kb.
VI. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
626.87kb.
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию. Цель духовно-нравственного воспитания в школе является создание условий для становления духовно- нравственной культуры у школьников. Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию
24.54kb.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
208.7kb.