Главная стр 1
скачать



Тема 4. Предупреждение и смягчение последствий террористических актов и диверсий


Учебные вопросы:

1.Основные понятия и принципы противодействия терроризму. Характеристика террористической и диверсионной деятельности. Виды, способы осуществления, оценка риска возникновения террористических и диверсионных актов. Мероприятия по снижению риска совершения и смягчению последствий террористических и диверсионных актов.

2.Порядок действий должностных лиц и специалистов ГО ЧС и населения при угрозе и совершении террористического и диверсионного акта. Мероприятия по снижению риска совершения и смягчению последствий террористических и диверсионных актов.

3.Ответственность организаций за причастность к терроризму.


Литература:

1.Федеральный закон РФ от 06 марта 2006г. № 35 – ФЗ «О противодействии терроризму».

2.Уголовный кодекс Российской Федерации.

3.Постановление Администрации Тверской области от 24 сентября 1999г. № 851 «О совершенствовании реагирования при угрозе проведения или факте террористических акций на территории Тверской области».

4.Постановление Администрации Тверской области от 27 апреля 2006г. № 75 – па «О составе антитеррористической комиссии Тверской области».

5.Зайцев А.П. «Как вести себя при терактах». Библиотечка «Военные знания». Сборник № 5, 2000г.

6.Устинов В.Я. Методическое пособие «Терроризм и его проявления», г. Тверь, 2000г.

7.Памятка по действиям населения и должностных лиц при угрозе террористического акта. Журнал «Военные знания» № 10, 2001г.


Введение

Всплеск терроризма в России – это не случайность. Это должно было прийти к нам после крушения коммунистической системы – как СПИД, как наркомания и как все другие мировые беды. Уже более 15 лет нет государства со строго наложенной системой контроля, и мировая зараза через открытую дверь проникла в нашу страну.

Терроризм застал нас врасплох.

Первым звонком явились взрывы на рынке Владикавказа и жилого дома в Каспийске. Необходимо было немедленно начать тотальную войну против террористов, но власти абсолютно ничего не делали.

И только в 1998г. был принят федеральный закон «О борьбе с терроризмом», а 15 сентября 1999г. Постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» после чего в МВД РФ было сосздано специальное управление по борьбе с терроризмом. Уже за неполный первый месяц операции «Вихрь – антитеррор» было предотвращено 16 взрывов в различных городах России и изъято более 521 тонны взрывчатых веществ.

06 марта 2006г. был принят Федеральный закон № 35 – ФЗ «О противодействии терроризму».

Однако полагаться исключительно не усилия МВД и ФСБ нельзя.

Безопасность зависит от нас самих.

Притупление нашей бдительности – извечная мечта террористов.

На улице, в транспорте, во дворах и подъездах мы должны быть внимательными и осмотрительными. Это не подозрительность. Это наш хозяйский подход ко всему окружающему.

Мы обязаны знать людей в доме и в подъезде. Нас почему-то перестало интересовать, кто живёт рядом с нами, чем занимается. Это не мещанское любопытство, а необходимые вежливость и уважение у соседу, к человеку, с которым каждый день встречаемся. Этого требует нормальное, доброе, человеческое общение.

Вдруг появились новые люди: откуда, зачем, к кому? Если самому выяснить не удаётся, можно предупредить участкового, позвонить в отделение милиции, обратиться в домоуправление и т.д.

Если вы внимательны, то знаете во дворе почти все автомашины и их владельцев. Появилась новая, незнакомая, и она стоит близко к дому – это должно озаботить нас.
Первый учебный вопрос
Основные понятия и принципы противодействия терроризму. Характеристика террористической и диверсионной деятельности.

Виды, способы осуществления, оценка риска возникновения террористических и диверсионных актов
Федеральный закон от 06 марта 2006г. № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма, а также правовые и организационные применения Вооружённых сил РФ в борьбе с терроризмом.

Основные принципы противодействия терроризму:


  1. обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

  2. законность;

  3. приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

  4. неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

  5. системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

  7. приоритет мер предупреждения терроризма;

  8. единоначалие в руководстве силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

  9. сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

  10. конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

  11. недопустимость политических уступок террористам;

  12. минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

  13. соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие

решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.



Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угрозами совершения указанных действий в тех же целях.

Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризму, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.



В борьбе с терроризмом Вооружённые силы РФ могут применяться для:

1) пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в контртеррористической операции в порядке, предусмотренным федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ.

Основные цели террористических акций:


  • желание посеять страх среди населения:

  • выражение протеста против политики правительства;

  • вымогательство;

  • нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам;

  • проведение скрытых террористических акций против своих соперников или правоохранительных органов.

Начиная с 60-х г.г. терроризм принял беспрецедентный размах,

отрицательно воздействуя на развитие, как отдельных государств, так и в международном сообществе в целом. Терроризм превратился в глобальную проблему. Стало очевидным, что для эффективной борьбы с ним требуются совместные усилия всего мирового сообщества, координация коллективных действий на глобальном, региональном и национальном уровнях.



Проявление терроризма можно классифицировать по целям, масштабам и способам осуществления:

Возможные цели:

  • физическое устранение политических оппонентов;

  • устрашение гражданского населения;

  • «акции возмездия»;

  • дестабилизация деятельности государственной власти;

  • нанесение экономического ущерба;

  • осложнение межнациональных отношений;

  • провоцирование военных конфликтов;

  • изменение политического строя;

  • вымогательство.

Масштабы терроризма:

  • преступление против личности;

  • групповые убийства;

  • массовая гибель граждан;

  • применение диверсий по всей территории страны;

  • крупномасштабные акции против мирового сообщества;

Способы осуществления террористических актов:

  • применение огнестрельного оружия;

  • применение взрывов и поджогов в городах;

  • взятие заложников;

  • применение ядерных зарядов и радиоактивных веществ;

  • применение химического или биологического оружия;

  • организация промышленных аварий;

  • уничтожение транспортных средств;

  • информационно-психологическое воздействие.

Террористические действия характеризуются:

  • субъектами террористических действий;

  • объектами воздействия;

  • средствами, используемыми для проведения террористических актов.

К субъектам террористических действий относятся:

  • убийцы одиночки;

  • преступные сообщества;

  • этнические кланы;

  • религиозные секты;

  • экстремистские политические объединения;

  • специальные службы государств;

  • международные террористические организации.

Объекты воздействия:

  • физические лица;

  • транспортные средства;

  • общественные и жилые здания;

  • промышленно опасные объекты;

  • системы связи и управления;

  • магистральные трубопроводы;

  • продукты питания и напитки;

  • объекты по обеспечению жизнедеятельности населения.

Средства, используемые для проведения террористических актов:

  • холодное, огнестрельное оружие;

  • взрывчатые вещества;

  • отравляющие вещества;

  • биологические вещества;

  • радиоактивные вещества;

  • ядерные заряды;

  • излучатели электромагнитных импульсов.

В настоящее время терроризм взят на вооружение целыми государствами. Государственный терроризм принял такие размеры, что 30-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 году приняла специальную резолюцию «О недопустимости политики государственного терроризма в любых действиях государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других сувенирных государствах».

Понятие терроризм и катастрофы как никогда близко сошлись. Особенно если иметь ввиду возможность терроризма с применением оружия массового поражения. Именно такой терроризм может привести общество к катастрофам.

По мнению экспертов, расщепляющиеся материалы, компоненты химического и биологического оружия, сейчас доступны террористам как никогда ранее. Это объясняется либерализацией торговли, слабостью экспортного контроля, открытостью данных о новейших разработках в области химических и биологических вооружений и усиливающейся интернационализацией преступности и терроризма.

Террористические организации в состоянии вести обмен информацией по химическому и биологическому оружию через сеть Интернет.

Отдельные инциденты с применением отравляющих веществ, а так же угрозы использования химических отравляющих веществ и биологических агентов уже имели место:


  • в начале 70-х г.г. проарабские террористические группировки

планировали применить отравляющие вещества в Европе против американских посольств и складов ядерного оружия;

  • в 1972 году в США была пресечена попытка националистической

группы «Минитмены» с помощью синильной кислоты заразить систему кондиционирования воздуха в здании ООН в Нью-Йорке;

  • в 1972 году в США при аресте фашистской группы «Орден

восходящего солнца» было изъято более 30 килограммов культуры возбудителя брюшного тифа, которую планировалось использовать для заражения системы водоснабжения города Чикаго и других городов США;

  • в 1978 году палестинские террористические группировки

организовали заражение ртутью партии апельсинов, поставляемых из Израиля в страны Европы. Заражение сельскохозяйственной продукции с целью нанесения экономического ущерба фирмам или государству имели место на Филиппинах и Цейлоне. С угрозами террористов заразить химическими или биологическими агентами сельскохозяйственную продукцию или источники водоснабжения сталкивались в последние годы правительства Великобритании, Германии, Австралии и Кипра.

По данным газеты «Комсомольская правда» от 15 октября 1999 года известен случай, когда в 1995 году диверсанты из таджикской оппозиции, закачав в арбузы и персики мочу больных желтухой, отравили в Курган-Тюбе почти весь личный состав одного из ракетных дивизионов 201-ой дивизии Российских Вооружённых Сил.

Местами применения химического и биологического оружия могут стать крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, подземные пешеходные переходы, крупные офисные здание, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, выставочные павильоны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания.

Особую опасность представляет применение быстродействующих фосфорорганических отравляющих веществ в замкнутом объеме помещений с приточно-вытяжной вентиляцией. Высокие скорости распространения зараженного воздуха в местах скопления больших масс людей могут привести к колоссальному числу жертв.

Первый тип устройства, которое было использовано для совершения теракта, представляет собой два герметичных пластиковых пакета, размещенные один в другом и содержащие в себе исходные компоненты для получения отравляющего вещества зарин. Запуск устройства осуществлялся прокалыванием острым наконечником зонтиков. Через образовавшееся отверстие происходило смешивание исходных компонентов и образование паров зарина. Данное устройство чрезвычайно простое, но представляет опасность для самого исполнителя.

На более высоком техническом уровне выполнено устройство, обнаруженное полицией у турникетов токийского метро. Оно представляло собой небольшой чемодан (50-30-30 см), содержащий ёмкости с отравляющим веществом и ультразвуковой вибратор для получения аэрозоля. Для распыления токсичного аэрозоля использовался фен для сушки волос. Источником питания служили аккумуляторные батареи, была предусмотрена возможность дистанционного включения данного устройства. Такая конструкция может быть использована не только для заражения воздуха парами отравляющего вещества, но и для распыления аэрозоля малолетучих отравляющих веществ и биологических рецептур.

Наряду с существующими способами террористических актов с применением взрывчатых химических, биологических веществ большую опасность в настоящее время представляют современные электронные устройства.

Современная электроника стала одним из неотъемлемых элементов функционирования систем связи, управление обороны, транспорта, технических средств охраны, обеспечения государственной, производственной, военной, политической и иных важных видов деятельности человеческих сообществ.

В тоже время развитие электроники позволило создать мощные излучатели электромагнитных полей, являющиеся высокоэффективным средством воздействия на электронные приборы с целью их поражения. Возникшая ситуация позволила по-новому смотреть на электронные системы как потенциальную и крайне привлекательную цель для проведения террористических акций. Причем в отличие от ядерного, химического, биологического терроризма, электромагнитное воздействие не оставляет следов, не требует от террористов индивидуальной защиты и маскировки. Акции могут осуществляться одновременно по большому числу целей, дистанционно и с использованием мобильных средств.

Террористические акции с использованием электромагнитных генераторов уже были. Так при захвате российского города Кизляра банда Радуева использовала устройство, излучающее электромагнитные волны (так называемый «джеммер»), и блокировала милицейскую радиосвязь.

Террористы Ирландской республиканской армии использовали электромагнитные излучатели для массированного вывода из строя компьютерных информационно-вычислительных сетей в лондонских банках. Эксперименты показывают, что при электромагнитном воздействии на технические средства охраны в зависимости от амплитуды и частоты импульсов происходит следующее:


  • сбой и выход из строя персональных и специализированных ЭВМ;

  • выход из строя элементов охранной аппаратуры;

  • ложное срабатывание датчиков;

  • временная нейтрализация технических средств охраны.

Всё это в совокупности с перечисленными фактами вызывает особую

тревогу.
Второй учебный вопрос


Порядок действий должностных лиц и специалистов ГО ЧС и населения при угрозе и совершении террористического и диверсионного акта. Мероприятия по снижению риска совершения и смягчению последствий террористических и диверсионных актов
Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических отравляющих веществ на объектах с большим скоплением населения, целесообразно сформировать специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие в них квалифицированных специалистов, имеющих необходимые средства контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, будет способствовать повышению эффективности работ по спасению людей.

Одним из важных направлений является обучение рабочих и служащих, всех групп населения правилам поведения и порядку действий в условиях угрозы и применения террористами различных видов взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ, проведение разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности.

Разъяснительная работа среди населения по правилам безопасности и поведения должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, насилия, ущерба здоровью людей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях.

На местном уровне – представителями местных органов власти. МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и руководителями организации, учреждений, предприятий, специальных подразделений, назначенных для очистки местности (объектов) от ВОП (взрывоопасных веществ) на данной территории в период выполнения плановых задач по сплошной очистке и срочных заявок.

Разъяснительная работа среди населения осуществляется путем проведения совещаний, выступлений по радио, телевидению, в печати; проведения бесед и информации; издания специальных плакатов, литературы, памяток; демонстрации кинофильмов (видеофильмов) по правилам безопасности; оформления фотостендов; проведения индивидуальных бесед; информирования населения о правилах безопасности при обнаружении подозрительных предметов, сумок, игрушек и т.д.

При проведении разъяснительной работы население информируется: о ВОП, которые могут встретиться в данной местности, их внешнем виде, основных характеристиках, типах; о возможных причинах, приводящих к взрыву; о возможных последствиях взрыва; о безопасных расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП (50-100 м); о действиях населения и должностных лиц при обнаружении ВОП; о порядке эвакуации населения из опасной зоны (население должно быть эвакуировано не менее чем на 200 м); о местах укрытия и лицах, ответственных за эвакуацию и укрытие населения; об ответственности лиц за хранение, незаконное приобретение, изготовление, сбыт и хищение ВОП.

Особо подчеркивается, что лица, обнаружившие ВОП, должны немедленно сообщить о его местонахождении в Единую спасательную службу по телефону «01», территориальный отдел милиции по телефону «02», орган ФСБ или ГО ЧС, военный комиссариат. Запрещается подходить к взрывоопасному предмету, трогать его или сдвигать с места.

Органы управления по делам ГО ЧС при планировании мероприятий по ведению гражданской обороны должны уделять особое внимание защите производственного персонала, населения, материально-культурных ценностей и объектов экономики от террористических и диверсионных актов.

Участившиеся случаи террористических актов на объектах инфраструктуры и в жилых зданиях с большим количеством жертв среди населения и угроза их повторения потребовали принятия экстренных мер защитного характера и привлечения к их ликвидации всех групп населения в соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О противодействии терроризму».

В качестве мер предупредительного характера руководителям организаций, объектов рекомендуется следующее:


  • ужесточение пропускного режима, установка систем сигнализации,

аудио- и видеозаписи;

  • осуществление ежедневных обходов территории предприятий и

осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;

  • периодическая комиссионная проверка складских помещений,

подвалов, чердаков;

  • проведение тщательного подбора и проверки кадров;

  • организация и проведение совместно с сотрудниками

правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • при заключении договоров на сдачу в аренду складских помещений

в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия осуществлять проверку сдаваемых помещений.

На случаи нападения, пожара, обнаружения взрывного устройства должен быть план действий по обеспечению безопасности объекта. Все должны знать пути эвакуации людей, выноса оборудования, ценностей и правила их последующей охраны в месте сосредоточения. Определен порядок оповещения людей на объекте и органов власти.



Задачи органов ГО ЧС по предупреждению террористических актов:

  • выявление объектов на территории области (города, района),

которые представляют наибольшую опасность при возможном проведении на них террористических актов. К ним относятся взрыво-, пожаро-, химически-, радиациоопасные объекты и т.д.;

  • контроль за организацией и осуществлением мероприятий по

предупреждению проведения возможных террористических актов на данных объектах;

  • постоянный контроль за состоянием охраны таких объектов как со

стороны непосредственных руководителей, так и со стороны вышестоящих организаций;

  • разработка на объектах, наиболее вероятных для проведения

террористических актов, типовых алгоритмов действий руководящего и командно-начальствующего состава:

а) при угрозе проведения террористического акта;



б) при ликвидации последствий террористического акта;

  • разработка типовых алгоритмов действий сил и средств,

привлекаемых для ликвидации таких террористических актов как: с угрозой возникновения заражения; с угрозой радиоактивного заражения и т.д.;

  • обучение личного состава, привлекаемого для ликвидации

последствий перечисленных террористических актов, особенностям его действий в различных ситуациях, а также его оснащения с учетом специфики работ;

  • обучение всех категорий населения типовым признакам

готовящихся террористических актов, порядок их действий;

  • обучение населения действиям при совершении террористического

акта, умение оказывать само- и взаимопомощь;

  • обеспечение и поддержание готовности органов управления, сил и

средств к действиям в условиях совершения террористического акта;

  • организация эвакуации персонала объектов, на которых возможно

проведение террористических актов, а также населения, расположенного в зоне возможного воздействия последствий террористических актов;

  • организация первоочередного жизнеобеспечения населения в местах

его расселения, размещение и возвращение его после ликвидации последствий террористического акта в места постоянного проживания.

Задачи органов ГО ЧС по смягчению и (или) ликвидации последствий террористических актов:

  • своевременное и полное доведение информации об угрозе

(проведении) террористического акта до руководящего состава, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности;

  • оповещение органов управления и информирование населения;

  • своевременное прибытие личного состава, входящего в

оперативную группу;

  • развертывание оперативного штаба;

  • сбор и обобщение всей информации о возможном проведении

(проведенном) террористического (ком) акта (е);

  • оценка масштабов возможного проведения (проведенного)

террористического акта и прогнозирования развития ситуации;

  • подготовка предложений руководителю контртеррористической

операции по выбору плана действий из числа разработанных алгоритмов с учетом конкретных условий обстановки;

  • организация мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению

пострадавших, а также сил задействованных в ликвидации последствий террористического акта;

  • координация действий органов управления, а при необходимости

непосредственное руководство работами по ликвидации последствий террористического акта;

  • организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей

среды, за обстановкой на объекте, подвергшемуся террористическому акту и на прилегающей территории;

  • участие в расследовании террористического акта.

Кроме этого в процессе проведения контртеррористической операции может возникнуть ряд других задач, которые необходимо решать исходя из конкретных условий обстановки.
Действия населения и должностных лиц при угрозе террористического акта
При поступлении угрозы террористического акта по телефону:

  • будьте спокойны, вежливы, не прерывайте говорящего, не вешайте

телефонную трубку по окончании разговора;

  • после сообщения об угрозе взрыва не вдавайтесь в панику, при

возможности запишите разговор на магнитофон;

  • постарайтесь сразу дать знать об этой угрозе кому-нибудь из

окружающих, чтобы одновременно с разговором сообщить оперативному дежурному милиции и дежурному по отделению ФСБ о поступившей угрозе и номер телефона, по которому позвонил предполагаемый террорист;

  • постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на

бумаге;

  • по ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности

его (её) речи;

  • обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашины, звуки теле-

или радиоаппаратуры, голоса и т.п.);

  • отметьте характер звонка (городской или междугородний);

  • обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его

продолжительность;

  • постарайтесь добиться от звонившего максимально возможного

промежутка времени для принятия вами или вашим руководством решений;

  • сообщите в правоохранительные органы о поступившем

телефонном звонке;

  • не распространяйтесь о факте разговора и его содержании,

максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией;

  • при необходимости эвакуируйте людей согласно плану эвакуации;

  • обеспечьте беспрепятственную работу оперативно-следственной

группы, кинологов и т.д.
При поступлении угрозы террористического акта в письменном виде:

  • обращайтесь с анонимным материалом (письмо, записка и т.д.)

максимально осторожно, уберите его в чистый плотно закрываемый пакет и поместите в отдельную жесткую папку;

  • постарайтесь не оставлять на нем отпечатков пальцев;

  • если документ поступил в конверте, его вскрытие производится

только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;

  • сохраните любые вложения, конверт и упаковку, ничего не

выбрасывайте;

  • не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа;

  • анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с

сопроводительным письмом (от организации) или заявлением (от граждан);

  • анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не

разрешается делать никакие пометки (подписи, подчеркивание и т.п.), также запрещается их мять и сгибать.
При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство:

  • не трогать, не подходить, не передвигать обнаруженный

подозрительный предмет. Не курить, воздержаться от использования средств радиосвязи в т.ч. мобильных вблизи данного предмета;

  • немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в

правоохранительные органы;

  • зафиксировать время и место обнаружения;

  • освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100 м;

  • по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и

опасной зоны;

  • необходимо обеспечить организованную эвакуацию людей с

территории, прилегающей к опасной зоне;

  • не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо

знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

  • дождаться прибытия представителей правоохранительных органов,

указать месторасположение подозрительного предмета, время и обстоятельства его обнаружения;

  • далее действовать по указанию правоохранительных органов.


При захвате террористами заложников:

  • о случившемся немедленно сообщить в нужную инстанцию;

  • по своей инициативе в переговоры с террористами не вступать;

  • при необходимости выполнять требования террористов, если это не

связано с причинением ущерба здоровью и жизни людей, не противоречить террористам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;

  • не провоцировать действия, могущие повлечь за собой применение

террористами оружия;

  • обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к месту

происшествия сотрудников соответствующих органов силовых структур;

  • с прибытием бойцов спецподразделений ФСБ и МВД подробно

ответить на вопросы их командиру и обеспечить их работу.

В последние годы активизировалась работа по противодействию

терроризму, как в федеральных органах исполнительной власти, так и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В МВД России, предприятиях Минатома, в органах Госатомнадзора, Госгортехнадзора, в Министерстве транспорта, в ОАО «Газпром» -разработаны планы мероприятий и реализуется комплекс мер по усилению пропускного режима, охраны радиационно, химически, биологически, ядерно-опасных объектов, гидротехнических сооружений. Созданы службы безопасности на важных производственных объектах.

Минфин России выделяет дополнительные ассигнования в рамках борьбы с терроризмом.

В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации организована и проводится работа по противодействию терроризму и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов и субъектов Российской Федерации. Основными направлениями этой работы являются:



  • разработка нормативно-правовых и организационных документов по

противодействию терроризму на объектах повышенной опасности, особой важности и жизнеобеспечения;

  • проведение комиссионных обследований объектов повышенной

опасности, особой важности и жизнеобеспечения;

  • создание комиссии по антитеррористической деятельности;

  • создание служб с органами МВД России.


Третий учебный вопрос
Ответственность за причастность к терроризму
Статья 24 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму»

предусматривает ответственность за причастность к терроризму.



  1. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 277-280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

  2. Организация признаётся террористической и подлежит ликвидации (её деятельность – запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчинённого ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляется организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 277-280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией её прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете её деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.

  3. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьёй, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

  4. Положение настоящей статьи распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.

  5. Федеральный орган исполнительной власти и области обеспечения безопасности ведёт единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими. Указанный список подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определённых Правительством Российской Федерации.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная

ответственность за террористическую деятельность.


Статья 205. Терроризм

1. Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу

в) с применением огнестрельного оружия, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.



Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Статья 205.1. Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению

1. Вовлечение лица в совершение преступления, предусмотренного статьями 205, 206, 208, 211, 277 и 360 настоящего Кодекса, или склонение лица к участию в деятельности террористической организации, вооружение либо обучение лица в целях совершения указанных преступлений, а равно финансирование акта терроризма либо террористической организации -

наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьёй, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению указанного в настоящей статье преступления террористического характера и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Статья 206. Захват заложника

1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу

в) с применением насилия, опасного для жизни и здоровья;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

ж) в отношении двух и более лиц;

з) из корыстных побуждений или пол найму, -

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет.

Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем

1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.

2. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона, -

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт), -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Статья 279. Вооруженный мятеж

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

1. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, частями первой и второй статьи 213, статьями 214, 243, 244, 280 и 282 настоящего Кодекса (преступления экстремистской направленности), а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Участие в экстремистском сообществе, -

Наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения,-

наказываются штрафом в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух лет лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

1. Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующего международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное в целях провокации войны или осложнения международных отношений, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Заключение – 5 мин.

В настоящее время терроризм превратился в глобальную проблему и стал одним из наиболее опасных вызовов международной безопасности. Он является многоликим по преследуемым целям и видам проявления, имеет возможность широко использовать достижения науки и техники.

Терроризм в ряде случаев стал осуществляться при участии государственных органов, получив «статус» государственного терроризма.

Борьба с терроризмом в России является общегосударственной проблемой, основной целью которой является защита личности, общества и государства от его проявлений.



Приложения:

    1. Схема «Характеристика терроризма».

    2. Типы взрывных устройств.












скачать


Смотрите также:
Тема Предупреждение и смягчение последствий террористических актов и диверсий Учебные вопросы
321.72kb.
А увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц
239.03kb.
Председатель пк в. П. Лосева
40.15kb.
Вопросы по тгп
51.67kb.
Памятка по предотвращению террористических актов меры предупредительного характера
110.87kb.
Обеспечение безопасности дорожного движения деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий
133.66kb.
О контрольно-пропускном режиме
45.82kb.
Тема № Система национальной безопасности Учебные вопросы
366.13kb.
Инструкция по противодействию терроризму для педагогических работников, учащихся и служащих образовательного учреждения № введена приказом № от
125.99kb.
И о. директора школы: О. Г. Сиволап План проведения «Декады безопасности» в моу хорошенской сош с 1 сентября по 10 сентября 2010 года
19.68kb.
Тема 21. Человек воспитанный
92.29kb.
Тема 11. Трудовая миграция в России и ее виды. Учебные вопросы
720.64kb.