Главная стр 1
скачать


Тема № 8. Военная безопасность и национальная оборона
Учебные вопросы:

1. Сущность и содержание военной безопасности.

2. Понятие национальной обороны, угрозы в сфере ВПК.

3. Угрозы военной безопасности Российской Федерации и их парирование.

1. Сущность и содержание военной безопасности
Военная безопасность представляет собой такое состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки, которая позволяет нейтрализовать, пресечь попытки деструктивных сил нанести ущерб военными средствами интересам личности, общества, государства, мировому сообществу, обеспечить суверенитет страны, ее стабильное и поступательное развитие.

Военная безопасность, понимаемая в широком смысле, представляет собой сложную систему и состоит из нескольких разновидностей: международная, региональная и национальная. (Слайд 2)



Международная военная безопасность – определенное состояние отношений между государствами и народами, при котором их интересам не угрожают внешние военные опасности и угрозы, обеспечивается мирный и стабильный прогресс человечества, возможность народов самостоятельно выбирать путь своего развития, своевременная нейтрализация и прекращение военных конфликтов и локальных войн. (Слайд 3)

К основополагающим принципами международной военной безопасности, одобренными ООН, относятся:



отказ от диктата, насилия в отношениях между государствами и народами;

равенство прав и уважение интересов безопасности всех государств;

ненанесение ущерба безопасности других стран;

формирование отношений между государствами на основе баланса интересов, сотрудничества и доверия;

сбалансированное сокращение военных сил и вооружений, прежде всего, оружия массового уничтожения, при согласованном контроле над разоружением.

Основными направлениями политики по обеспечению международной военной безопасности являются следующие.



Во-первых, ограничение насилия совместными действиями международных, региональных и национальных систем безопасности. Особое значение в этом имеют эффективная политика по предотвращению войн, военных конфликтов, пресечение агрессии против тех или иных стран, борьба против международного терроризма, обуздание воинствующего национализма и религиозного экстремизма.

Во-вторых, создание и постоянное совершенствование механизмов международной коллективной безопасности, центральным звеном которой является Совет Безопасности ООН. Их главное предназначение - предотвращение мировой ракетно-ядерной войны, недопущение расползания ядерного и других видов оружия массового поражения, стабилизация социально-политической обстановки в мире.

В-третьих, воплощение согласованных норм и принципов глобальной безопасности в договорных обязательствах государств и создание эффективных систем контроля за их пунктуальным выполнением.

В-четвертых, ориентация мирового сообщества, региональных и национальных субъектов политики на приоритетное использование всего арсенала политических, невоенных средств и методов защиты от военных опасностей и угроз (переговоров, соглашений, компромиссов, обращений в Международный суд, экономической блокады, разрыва дипломатических отношений и др.). Если эти средства окажутся недостаточными, только тогда могут использоваться демонстрация военной силы, направление миротворческих сил и другие операции вооруженных сил членов ООН.

Региональная военная безопасность представляет собой определённое состояние отношений между народами того или иного региона, при котором обеспечиваются социально-политическая стабильность в нем, успешное противодействие военным опасностям и угрозам, давлению или агрессии против государств региона. (Слайд 4)

Объективная необходимость создания такой системы военной безопасности обусловлена ограниченными возможностями или неспособностью отдельных государств региона своими средствами преодолеть военные угрозы.

Создание этого вида военной безопасности предполагает осознание политическим и военным руководством стран региона необходимости совместной защиты от опасностей и угроз, их политическую волю в создании надежных механизмов функционирования коллективной защиты национальных интересов.

Формирование региональных систем военной безопасности было поддержано ООН. Но при этом в её Уставе подчеркнуто, что деятельность региональных военно-политических организаций должна проводиться в соответствии с принципами ООН. Это было вызвано тем, что нередко организации и государства, входящие в них, обеспечение своей безопасности осуществляли военно-конфронтационными методами в ущерб интересам других стран. Кроме того, региональные военно-политические союзы в иных случаях создавались по инициативе США и ведущих западных государств, преследовавших свои вполне определенные цели. Например, в интересах противодействия этим стремлениям в 1955 году была создана Организация Варшавского Договора /ОВД/ как ответ на агрессивные устремления руководства НАТО.

В целях обеспечения безопасности, развития и стабильности своих регионов в 1975 г. было проведено Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, результатом которого стало создание в дальнейшем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В начале 90-х гг. ХХ века возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), объединившее 12 постсоветских республик, в том числе Россию. Однако усилившиеся пронатовские устремления в политике некоторых стран-членов СНГ ослабили региональную военную безопасность на постсоветском пространстве.

Национальная военная безопасность (или военная составляющая национальной безопасности). Зародившись с появлением первых государств, военная безопасность долгие годы доминировала, ибо обеспечение безопасности страны сводилось главным образом к защите территории государства от агрессии извне. В современных условиях обеспечение безопасности не ограничивается решением только этих задач. Возросшее значение наряду с ними приобретает защита выбора пути социально-экономического развития, ценностей избранной модели социально-политического устройства, национальных традиций и образа жизни. (Слайд 5)

Существует несколько теоретико-методологических подходов к определению военной безопасности государства.

1. Военная безопасность представляет собой поддержание оборонного потенциала на уровне достаточном для обеспечения эффективной обороны и разрешения кризисных ситуаций в непосредственной близости от страны.

2. Военная безопасность – это защищенность страны от вооруженной агрессии и готовность к вооруженной защите населения, целостности территории и суверенитета страны.

3. Военная безопасность - защищенность жизненно важных интересов государства, обеспечиваемая использованием военной организации по ее прямому назначению.

4. Военная безопасность - состояние межгосударственных отношений и обороноспособности страны, которое сдерживало бы другие страны от развязывания войны или вооруженной агрессии.

Приведенные выше точки зрения отражают тот иной аспект военной безопасности государства. Их анализ позволяет следующим образом сформулировать определение военной безопасности.



Военная безопасность государства - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Таким образом, военная безопасность характеризуется либо отсутствием применения и угрозы применения военной силы по отношению к объекту безопасности, либо его способности гарантированно противостоять военному давлению в любой форме.

С содержательной точки зрения военная безопасность включает в себя: (Слайд 6)

систему идей и взглядов на защиту государства и общества, определенную идеологию;

вид деятельности направленной на предотвращение военной опасности, ликвидацию военных угроз;

состояние общественных отношений, которому свойственна защищенность интересов государства (личности, общества) от угроз, связанных с силовым решением международных и внутриполитических проблем;

систему государственных институтов, призванных защищать общество и его граждан от военной экспансии и силового давления внутренних сепаратистов;

свойство социальной системы сохранить собственную стабильность – то есть возможность устойчивого динамичного развития, целостность, самостоятельность – вопреки внешней экспансии;

способность государства отстаивать свои жизненно важные интересы.

Рассматривая внешний аспект безопасности, необходимо отметить, что в условиях развязанной против государства войны оно ведет вооруженную борьбу в защиту Отечества в целях разгрома агрессора и за восстановление мирных условий и своей безопасности. В мирных условиях деятельность государства и функционирование военной организации направлены на предотвращение войны, сдерживание агрессора от ее развязывания, то есть - сохранение мирных условий для своего существования и обеспечение его безопасности.

Обеспечение военной безопасности осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях.

Первый – общественный. На этом уровне формируются общественные отношения, общественное мнение, в том числе, относительно необходимости обеспечения военной безопасности. Иными словами, этот уровень может быть представлен всем тем, что делается в обществе в интересах решения задач военной безопасности.

Второй уровень – государственный. На нем происходит определение целей и задач государственной военной политики, разрабатываются концептуальные основы обеспечения военной безопасности, создаются государственные структуры для решения этих задач и организовывается их функционирование.

Третий уровень – военный. На этом уровне происходит практическое решение проблем обеспечения военной безопасности, выполнение военной организацией конкретных военно-политических, учебно-боевых, а при необходимости, и боевых задач. Этот уровень связан главным образом с функционированием Вооруженных сил.



Военная безопасность государства в отличие от иных видов безопасности обладает специфическими особенностями. Они определяются ее характерными чертами и функциями.

К числу основных черт военной безопасности относят следующие. (Слайд 7)

  1. Военная безопасность связана с необходимостью реагирования на особый вид опасностей и угроз – военных. Военные опасности и угрозы существовали на протяжении всей истории человечества. Они приводили к войнам с бесчисленными человеческими жертвами, колоссальным материальным ущербам, кардинальному изменению картины мира. На смену одним военным угрозам приходят другие. Но их полного отсутствия не было никогда, нет и в настоящее время. Более того, для России в настоящее время происходит возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере. Это связано с возведением в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкций Совета Безопасности ООН, с увеличивающимся технологическим отрывом ряда ведущих держав и наращиванием их возможностей по созданию нового поколения вооружений и военной техники, новым этапом гонки вооружений, с активизацией деятельности на территории страны иностранных специальных служб.

  2. Военная безопасность определяется состоянием защищенности страны от реальных и возможных военных опасностей и угроз. Она зависит от многих факторов, но особая роль среди них принадлежит направленности и результативности военной политики. «Военная политика – сфера, в которой задействована военная сила, обладающая огромными возможностями и ресурсами для воздействия на процессы жизнедеятельности государства. Она выстраивает социальные приоритеты и добивается их реализации через опору на военную силу государства. Военную политику можно определить как сферу общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп людей и в которой задействована военная сила».

  3. Военная безопасность прямо детерминирована способностью общества и государства, устранить возникающие военные опасности и военные угрозы. Эта сущностная черта военной безопасности предполагает обязательное наличие сил и средств, использование которых позволило бы парировать существующие и возможные угрозы. Особая роль среди этих сил принадлежит Вооруженным Силам.

Основными функциями военной безопасности государства являются следующие. (Слайд 8-9)

  1. Стимулирование активности всех социальных и политических сил, интеграция их усилий по защите всеми средствами, в том числе и военными, национальных, региональных и глобальных интересов страны от попыток враждебных сил нанести им ущерб военными средствами.

  2. Разработка и принятие мер по предотвращению и нейтрализации потенциальных и реальных военных угроз для демократического, прогрессивного развития страны.

  3. Создание и подготовка Вооруженных сил, способных противостоять существующим и возможным опасностям и угрозам, определение правовых основ, принципов и способов использования этих сил для обеспечения национальной безопасности.

  4. Руководство и управление действиями силовых структур по вооружённой защите интересов личности, общества и системы государственной власти, территориальной целостности и национальной независимости государства от внешних и внутренних военных опасностей и угроз, противодействие вооруженным деструктивным акциям политических и криминальных групп.

  5. Обеспечение гарантий социально-политической стабильности общества, поддержание правопорядка и законности, гражданского мира в стране.

  6. Совершенствование государственного сотрудничества в военной области в целях создания эффективной системы коллективной обороны и представительства интересов государства на региональном и глобальном уровнях.

  7. Своевременное выявление военных опасностей и угроз, прогнозирование их эволюции и возможных последствий для страны в ближайшее время и отдалённом будущем, корректировка на основе прогностических данных содержания военной политики; создание условий для предотвращения или безболезненной для общества нейтрализации возможных опасностей и угроз.

Функции военной безопасности не представляют собой нечто неизменное. Они прямо определяются характером военно-политической обстановки и зависят от появления новых проблем, требующих решения военными средствами.

Таким образом, военная безопасность является составной частью национальной безопасности и осуществляется различными средствами (политическими, дипломатическими, административными, экономическими, духовно-идеологическими, информационными, военными и др.), используемыми в комплексе. Особую значимость военные средства приобретают тогда, когда все иные не привели к ожидаемому результату. При этом международная, региональная и военная безопасность конкретного государства тесно взаимосвязаны друг с другом.

Обеспечение военной безопасности предполагает создание целого ряда условий и формирование факторов, реализация которых позволяет добиться этой цели. Они и составляют механизм обеспечения военной безопасности.

Механизм обеспечения военной безопасности представляет собой систему элементов военной безопасности, взаимодействие которых позволяет определить и спрогнозировать военные опасности и угрозы, разработать стратегию и организовать на основе нормативно-правовой базы скоординированную военно-политическую деятельность по их устранению в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства. (Слайд 10)

Структурно механизм обеспечения военной безопасности состоит из следующих компонентов.



  1. Субъекты обеспечения военной безопасности. Это институты, органы, организации и лица, действующие в системе военной безопасности и решающие задачи ее обеспечения в соответствии с определенными возможностями, полномочиями и компетенцией. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ими являются: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности, Федеральные органы исполнительной власти, Министерство обороны и Генеральный штаб, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К субъектам обеспечения военной безопасности относятся также органы местного самоуправления, общественные организации и объединения, граждане.

2. Объекты обеспечения военной безопасности. В качестве объектов военной безопасности следует считать национальные интересы в военной сфере, каковыми являются следующие:

военная защита безопасности личности, её жизни, здоровья, конституционных прав и свобод, достоинства и собственности;

обеспечение военной безопасности общества, что предполагает защиту силовыми средствами и способами законности и порядка, формирование политической, экономической и социальной стабильности, создание безопасных условий для труда и быта людей, деятельности общественных организаций, отстаивание равноправия социальных и этнических общностей, обуздание организованной вооруженной преступности, национального и религиозного воинствующего экстремизма;

отстаивание военными средствами безопасности государства, что включает: защиту демократических основ политической власти, государственного суверенитета, территориальной целостности страны; решительное противодействие коррупции, попыткам криминализации государственных, в том числе, силовых структур.

Кроме того, объектом политики обеспечения военной безопасности можно считать сферы жизнедеятельности общества, в которых создается военный потенциал государства: экономика, наука и техника, социальные и политические отношения, духовно-идеологическую область и др.

3. Нормативно-правовой компонент обеспечения военной безопасности. Он представляет собой законодательные акты, принципы, нравственные нормы, на которых строится процесс достижения безопасности. К числу таких нормативных актов относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы «О военном положении», «О чрезвычайном положении», Федеральные законы «Об обороне», «О безопасности», «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года», «Военная доктрина Российской Федерации» и др. В этих документах определены основные задачи по обеспечению военной безопасности и полномочия государственных органов по их решению.

4. Теоретико-исследовательский компонент механизма обеспечения военной безопасности. Практическое решение проблем военной безопасности в значительной мере зависит от их научного обеспечения. В первую очередь это предполагает концептуальную разработку теории военной безопасности. Изменяющийся характер угроз, возможностей общества и государства, динамизм геополитической ситуации в мире и регионах прямо предопределяет потребность постоянного проведения фундаментальных исследований в области общей теории безопасности и ее составной части – теории военной безопасности.

В этой связи следует отметить, что сегодня проблемы обеспечения военной безопасности носят преимущественно фундаментальный, зачастую мировоззренческий характер. Без разрешения этих проблем любые частные исследования теряют смысл. Правильное их разрешение создает идеологическую и методологическую базу исследования направлений обеспечения военной безопасности и строительства военной организации государства на длительную перспективу.

К числу некоторых особо актуальных проблем научного обеспечения деятельности по достижению необходимого уровня военной безопасности относятся следующие: разработка методологии прогнозирования военно-политической обстановки и оценка состояния военной безопасности государства; исследование содержания процесса управления, состояния военной безопасности; определение сущности, содержания и характера военных конфликтов, которые могут быть развязаны против России; развитие теории и практики строительства военной организации и др.

5. Предметно-деятельностный компонент механизма обеспечения военной безопасности. Его содержанием является конкретная деятельность субъектов военной безопасности по достижению ее основных целей, которая осуществляется на основе определенных принципов по ряду направлений. Этот компонент можно представить как совокупность последовательных действий (этапов) субъектов военной политики с использованием на каждом из них вполне определенных средств и методов в интересах обеспечения военной безопасности.

К числу таковых действий относятся:



прогнозирование возможных военных опасностей и угроз, осуществляемое на основе анализа реальной военно-политической обстановки;

информирование всех субъектов военной безопасности о характере и степени военной опасности национальным интересам, о состоянии объектов безопасности и их возможности по нейтрализации угроз;

принятие на возможно ранней стадии решений по упреждению и нейтрализации военных угроз с определением возможностей государства и Вооруженных Сил;

мобилизация всех субъектов обеспечения военной безопасности для решения задач оперативного реагирования на возникающие угрозы, своевременное привлечение всех сил и средств для ликвидации действительной военной опасности;

анализ результативности предпринятых мер по пресечению военной опасности и, при необходимости, внесение корректив в ранее принятые решения.

Основными принципами обеспечения военной безопасности государства являются следующие: (Слайд 11)



взаимообусловленность военной безопасности государства, региональной и международной военной безопасности. Этот принцип выражается в том, что укрепление национальной военной безопасности не может быть эффективным без стабилизации региональных и международных отношений;

обеспечение военной безопасности страны с учетом интересов других государств. Безопасность должна быть взаимной, равной и строиться на доверии между государствами;

отношение к военной безопасности как к одному из важнейших приоритетов политики государства и институтов гражданского общества. Это означает, что все властные и общественные структуры, все граждане обязаны заботиться о том, чтобы оборонная мощь России была достаточна для надёжной защиты интересов личности, общества, территориальной целостности государства, его демократических завоеваний и независимости страны, адекватного ответа на военные опасности и угрозы;

обусловленность эффективности системы военной безопасности состоянием общества, основными его целями и перспективами развития. В обеспечении своей безопасности, защите интересов граждан, общества, государства Россия имеет право использовать широкий набор средств, а если возникнет угроза ее существования как независимого государства, то все средства, включая и ядерное оружие. У нашего государства и общества есть национальные интересы, для защиты которых мы готовы использовать все военные средства;

реалистическое сдерживание. В основе этого принципа лежит решимость государства использовать военную мощь, адекватно характеру угроз и достаточную для её предотвращения или пресечения. Такая ориентация военно-политического руководства свидетельствует о том, что Российское государство отказалось от принципа «оборонной достаточности», реализация которого сыграла отрицательную роль в скоропалительном сокращении Вооружённых Сил, развале военно-промышленного комплекса, ориентации войск лишь на оборону. Только в комплексе, используя различные способы и виды вооруженной борьбы, можно успешно решать задачи защиты национальных интересов страны;

применение военной силы должно происходить на основе Конституции Российской Федерации и федеральных законов или специального решения высшего законодательного органа и лишь тогда, когда исчерпаны, оказались неэффективными все невоенные способы обеспечения безопасности России;

использование Вооружённых Сил осуществляется решительно, последовательно и планомерно, по принципу эскалации вплоть до ликвидации вооруженной попытки нанести ущерб жизненным интересам граждан, общества, государства, создания выгодных для Отечества условий заключения мира;

применение военной силы не допускается против мирных граждан или для достижения внутриполитических целей. Но действие этого принципа не распространяется на борьбу против незаконных вооруженных формирований, представляющих угрозу для национальных интересов России. В таком случае допускаются совместные действия отдельных формирований Вооружённых Сил с войсками других властных структур, в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами;

Вооружённые Силы Российской Федерации участвуют в войнах и воо­ружённых конфликтах для решения приоритетных военно-стратегических задач, отвечающих интересам страны, её союзническим обязательствам.

Военная безопасность осуществляется также и на основе таких принципов, как: законность; баланс жизненно важных интересов личности, общества и государства; интеграция с международными системами безопасности; взаимная ответственность личности, общества и государства и др.

Таким образом, обеспечение военной безопасности страны определяется многими факторами. К числу их относятся: реальные и потенциальные возможности государства и его военной организации; уровень военно-политического руководства; степень социальной, политической стабильности общества; скоординированность в деятельности субъектов обеспечения военной безопасности и др. Но особое место среди них имеет дальнейшая теоретическая разработка концепции обеспечения военной безопасности государства, которая предполагает в первую очередь формирование теоретико-методологических основ исследования сущности и особенности этого процесса.

2. Понятие национальной обороны, угрозы в сфере ВПК
Национальная оборона - это особый вид общественного блага, выгоды от которого определяются не только затратами страны на оборону, но и степенью агрессивности потенциальных врагов. Чем ниже агрессивность, тем меньше средств понадобится для обеспечения надлежащего уровня обороны государства. (Слайд 12)

Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.



Стратегическое сдерживание предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств).

Стратегическое сдерживание осуществляется с использованием экономических возможностей государства, включая ресурсную поддержку сил обеспечения национальной безопасности, путем развития системы военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, а также военной инфраструктуры и системы управления военной организацией государства.

Российская Федерация обеспечивает национальную оборону, исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе за счет методов и средств невоенного реагирования, механизмов публичной дипломатии и миротворчества, международного военного сотрудничества.

Достижение стратегических целей национальной обороны осуществляется путем:



развития системы обеспечения национальной безопасности,

проведения перспективной военно-технической политики и развития военной инфраструктуры,

совершенствования системы управления военной организацией государства,

реализации комплекса мер по повышению престижа военной службы.

Государственная политика Российской Федерации в области национальной обороны и военного строительства, в том числе в рамках Союзного государства, на долгосрочную перспективу нацелена на совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, призванных при любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государства. (Слайд 13)

Российская Федерация реализует долгосрочную государственную политику в области национальной обороны путем

разработки системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования,

развития норм законодательного регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики, институтов гражданского общества в мирное и военное время,

совершенствования сил и средств гражданской обороны, сетевой и транспортной инфраструктуры страны в интересах национальной обороны.

Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет (Слайд 14)



совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил,

наращивания количества частей постоянной готовности,

совершенствования оперативной и боевой подготовки,

организации межвидового взаимодействия войск и сил.

Для этого



уточняется система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры,

отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве,

поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава,

обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.

В среднесрочной перспективе должен быть завершен переход на единую систему заказов федеральными органами исполнительной власти вооружения, военной и специальной техники для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также на унифицированную систему тылового и технического обеспечения. Должно быть обеспечено нормативное правовое регулирование поддержания запасов материальных средств в государственном и мобилизационном резерве, а также сотрудничества с другими государствами в области военной безопасности.

Реструктуризация, оптимизация и развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе согласовываются с решением задач по всестороннему и своевременному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными видами вооружения и специальной техники.

3. Угрозы военной безопасности Российской Федерации

и их парирование

Военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. (Слайд 15)

Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого- либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

Мировое развитие на современном этапе характеризуется ослаблением идеологической конфронтации, снижением уровня экономического, политического и военного влияния одних государств (групп государств) и союзов и ростом влияния других государств, претендующих на всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией разнообразных процессов. Однако:



1. Остаются неурегулированными многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией.

2. Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.

При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.



Основные внешние военные опасности: (Слайд 16-17)

стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;

создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

распространение международного терроризма;

возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.



Основные внутренние военные опасности: (Слайд 18)

попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.



Основные военные угрозы: (Слайд 19)

резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.



Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется:

отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений,

действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов.

Как уже было сказано, наибольшую угрозу для военной безопасности представляют военные конфликты, которые сегодня возникают в мире и, особенно, вблизи границ России.



Особенности современных военных конфликтов: (Слайд 20)

непредсказуемость их возникновения;

наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;

возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;

заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Основными направлениями деятельности по парированию вышеназванных угроз военной безопасности России в современных условиях являются следующие: (Слайд 21)


  1. Развитие и поддержание военной организации на уровне адекватном существующим и потенциальным угрозам государства.

  2. Своевременное и полное финансово-экономическое обеспечение всех мероприятий связанных с развитием военной сферы.

  3. Совершенствование военного законодательства, укрепление нормативно-правовой базы деятельности, развития и применение Вооруженных Сил.

  4. Качественное совершенствование Вооруженных Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, накопление военно-обученных ресурсов.

  5. Обеспечение скоординированного строительства и деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов управления в интересах выполнения ими задач обеспечения военной безопасности страны.

  6. Недопущение военно-технического и технологического отставания по основным направлениям развития Вооруженных Сил и военной техники

  7. Обеспечение надежной защиты, непроницаемости государственных границ, противодействие расширению НАТО на Восток и зон влияния этого блока.

  8. Эффективное использование военной силы для преодоления сепаратистских тенденций и ликвидации преступных бандформирований, пресечение вооруженных конфликтов.

  9. Участие в миротворческих операциях и борьба с международным терроризмом.

  10. Укрепление военного сотрудничества с союзными государствами, координация действий с ними в строительстве Вооруженных Сил.

Среди этих направлений особая роль принадлежит укреплению Вооруженных Сил, которые должны иметь возможность адекватно реагировать на современные угрозы и в любых условиях гарантировать безопасность и территориальную целостность России.

Таким образом, военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.



Резюме

1. Военная опасность предполагает возможность применения военной силы для решения возникающих противоречий и этим она отличается от других видов опасности государству.

2. Снижение угрозы возникновения крупномасштабной войны в Европе не исключило возможности зарождения и развития конфликтных ситуаций, в том числе с вовлечением в них России. Результатом эскалации этих ситуаций могут стать и военные действия. Более того, эти конфликты могут тайно провоцироваться и подпитываться США и Западом с целью получения дополнительных рычагов влияния на политику России.

3. Основная роль системы обеспечения военной безопасности в структурах государственной власти и управления заключается в том, что данная система должна жестко увязывать национальные интересы Российской Федерации с политическим курсом государства, различного рода угрозами военного характера, а также формами и способами их реализации преимущественно политико-военными и военными методами.



При подготовке лекции использовалась следующая литература:

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. М., 2009.

Военная доктрина Российской Федерации. М., 2010.

Военная политология: учебное пособие. М., 2006.




скачать


Смотрите также:
Тема № Военная безопасность и национальная оборона Учебные вопросы
278.87kb.
Семинар №14 Тема занятия: Социальная безопасность России Учебные вопросы
307.68kb.
Безопасность компьютерной информации в XXI веке
49.23kb.
Дидактическое содержание учебной дисциплины «национальная безопаность»
76.21kb.
Тема № Система национальной безопасности Учебные вопросы
366.13kb.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «Национальная безопасность»
67.48kb.
Вопросы по курсу «Безопасность жизнедеятельности»
33.88kb.
Урок обж в 10 классе: Символы воинской чести Воспитательные
23.4kb.
Национальная безопасность
28.88kb.
Урок литературы в 11 классе. Военная тема в стихотворениях Булата Окуджавы
64.48kb.
Анкета для руководителей, получающих профессиональную подготовку в системе повышения квалификации
1326.44kb.
Тема 11. Трудовая миграция в России и ее виды. Учебные вопросы
720.64kb.