Главная стр 1
скачать
Тема 1

Приглашение к сотрудничеству

Знакомство с семейными историями приёмных родителей
Цели:

  • Знакомство с проблематикой;

  • Определение целей и задач обучения в «Психологической школе для приемных родителей»;

  • Знакомство участников друг с другом; Подготовка к первой встрече с ребенком;

  • Получение знаний о чувствах и переживаниях ребенка, повышение восприимчивости по отношению к чувствам и реакциям других людей, прежде всего ребенка;

  • Осознание важности прошлого в жизни каждого человека;

  • Ознакомление родителей с особенностями каждого этапа адаптации ребенка в приемной семье.

Задачи:

  • Расширить прогностические возможности психолога-консультанта;

  • помочь кандидатам и приемным родителям в осознании подлинной или мнимой мотивации и желания взять чужих детей на воспитание;

  • привести приемных родителей к осознанию реальных проблем, с которыми им предстоит столкнуться, чтобы дать им возможность в полной мере оценить ответственность, которую они берут на себя;

  • выработать новые навыки взаимодействия в семье;

  • научить воспринимать психологическую подготовку семьи к приему проблемного ребенка как фактор успешной адаптации детей в семье и снижения риска отказа от ребенка.

Работа с приемными родителями обнажила две основные проблемы. На этапе подготовки к образованию приемной семьи, и при большом желании помочь детям-сиротам родители не знают, что такое приемная семья, чем она отличается от других форм замещающей семейной заботы. Второе - начиная ходить по инстанциям с целью сбора документов, взрослые люди иногда скрывают свои намерения от соседей, сослуживцев, знакомых, так как получают неоднозначную реакцию с их стороны: удивление, осуждение, подозрение. Очень трудно при таких сложных отношениях окружающих к воспитанию детей-сирот за деньги объяснить, что прием ребенка в семью - искреннее желание исполнения гражданского долга. Кроме того, занятия в «Школе для приемных родителей» проходят только после процедуры психологического обследования, которое испытуемые воспринимают как очень сложный экзамен. В итоге,' начиная благородное дело, кандидаты чувствуют неловкость, растерянность и страх. Поэтому главная задача психолога на первом занятии состоит в том, чтобы эмоционально поддержать участников тренинга, помочь им успокоиться, обратить внимание на то, что прием ребенка в семью - это повод для того, чтобы семья гордилась собой, а дети-сироты - такие же дети, только в их воспитании должно активно помогать общество, так что главная задача всех - настроиться на совместную работу.

Ход занятия:

Вступительное слово психолога

В начале занятия ведущий говорит об актуальности проблемы социального сиротства, приводит данные статистики по республике, подчеркивает неоценимую роль семьи в развитии ребенка, поддерживает благородное начинание присутствующих и в то же время предупреждает об ответственности, которую они берут на себя.

Также ведущий знакомит слушателей с социально-психологическим портретом приемных семей в республике и обращает внимание на причины возникновения трудностей в неэффективных приемных семьях. Говорит о необходимости учиться родительскому мастерству. Описывает тематику всех 3-х занятий, кратко объясняя, что узнают родители в «Школе...».

Во вступительном слове ведущий знакомит слушателей с моделями замещающей семейной заботы как в мировой, так и в отечественной практике. По правовому статусу их можно классифицировать на профессиональные и непрофессиональные семьи.



К непрофессиональным семьям относятся:

  • Семья-усыновитель, где родители наделяются теми же юридическими правами и ответственностью, что и родные отец с матерью;

  • Опекунская семья, когда опекуны наделяются родительскими правами на определенное время (чаще всего - до совершеннолетия) и получают на ребенка пособие от государства.

К профессиональным семьям относятся:

  • Приемная семья, где один или оба родителя наделяются полномочиями опекунов до совершеннолетия ребенка, однако не вступают с ним в алиментные отношения и получают пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. Приемная семья является своеобразной моделью семейного детского дома, с той только разницей, что в ней меньше детей и ниже уровень материального обеспечения;

  • Патронатная семья, в которой опекуном ребенка остается детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребенка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание ребенка с опекуном (т.е. детским домом или приютом). Патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание в сиротском учреждении.

Затем участники тренинга заполняют анкеты «Оценка знаний родителей до и после тренинга».

Ведущий знакомит участников с целями и задачами Школы вообще и данного занятия в частности. После этого обсуждаются и принимаются правила, которым нужно следовать в течение всего обучения. Правила круга:



  • Активность каждого участника.

  • Безоценочное и уважительное отношение друг к другу.

  • Право каждого свободно высказывать свое мнение.

  • Право ведущего ограничивать участников в высказываниях и во времени.

  1. Знакомство.

Цель: Знакомство участников тренинга, создание атмосферы дружелюбия, открытости и доверия. Знакомство с мотивами создания приемной семьи каждого присутствующего.

Содержание. Участники работают в круге. Ведущий предлагает провести самопрезентацию семьи по часовой стрелке.

A. Представление каждым участником себя и своей настоящей семьи
(можно использовать семейные фотографии). Каждый в круге рассказывает о своих семьях (сколько человек в семье, возраст, род занятий, образование, чем примечательна их семья, традиции и ритуалы семьи).
Обсуждение: Какие чувства вы испытывали, когда рассказывали о себе и когда слушали истории других?

Б. Участники рассказывают о своих детско-родительских семьях. Сколько детей было в семье родителей, какие отношения связывали родителей и детей в их роду, какие традиции в воспитании присутствовали, какими ценностями руководствовались в семьях их родственников, что они взяли из методов и традиций воспитания детей в свою семью.



Обсуждение: есть ли ощущение, что вы по-новому посмотрели на свою семью и что-то новое о ней узнали, что вы сейчас думаете по поводу своих убеждений, касающихся взаимодействия родителей и детей в семье. Помогла ли эта работа лучше понять себя и свою семью.

B. Знакомство с мотивацией приемного родительства.

«Вы решили стать приемным родителем. Зачем вам нужен чужой ребенок? Когда это решение созрело? Что подтолкнуло вас к этому шагу? Какие мысли и чувства вами овладевают на этапе сбора документов? Сомневаетесь ли вы в своих силах? Почему? Уверены ли в своих силах? Почему? Какими способностями вы обладаете для воспитания приемного ребенка? Какие качества характера могут помешать вам стать эффективным приемным родителем? Думали ли вы о том, что можете не справиться с воспитанием чужого ребенка? Что вы будете делать, если подобная ситуация произойдет? Вызнаете, к кому можно обратиться за помощью в случае сложных отношений с приемным ребенком? Какие чувства вы можете испытывать, если вам придется обращаться за помощью? Что вы думаете теперь о возможности воспитывать чужого ребенка? Что нового вы о себе узнали (ваши мысли, чувства, сомнения)?

Во время психологического обследования каждый кандидат заполнял анкету и в группе озвучивает то, о чем он размышлял ранее.

Если в группе есть действующие приемные родители, то первое слово представляется им. Они рассказывают, как начиналась их семья, и что сейчас происходит в ней, как чувствуют себя приемные дети и все члены семьи.

Обсуждение: Насколько сейчас сильно желание создать приемную семью.

В круге, как правило, есть родители, которые уже воспитывают приемных детей и те, которые только собираются стать приемными родителями. Смешанные группы более эффективны, так как истории приемных родителей о жизни с детьми-сиротами, во-первых, оказывают сильное эмоциональное воздействие на кандидатов, во-вторых, ответы на вышеперечисленные вопросы перестают быть формальными.

По мере усталости во время занятия проводятся психогимнастические упражнения на создание и поддержание работоспособности.

Подготовка к новой роли. Мозговой штурм «Как изменится жизнь семьи с приходом приемного ребенка?».

Цель: данный мозговой штурм призван помочь участникам тренинга осознать возможные перемены в их жизни и осознать собственную готовность к данным переменам, а также дать возможность оценить ответственность, которую они берут на себя.

Содержание: каждому участнику дается время 10 мин., чтобы записать в деталях возможные перемены. После этого дается возможность высказаться каждому.



Методические рекомендации: как правило, родители дают или слишком обобщенные ответы «Буду так же готовить, по хозяйству убираться, никак», или просто утверждают «Я ко всему готов». Задача ведущего обратить внимание на то, как могут измениться повседневные ритуалы семьи, привычки членов семьи, разделение пространства, другие бытовые мелочи. Например, «если ребенок будет часто болеть, как это отразиться на вашей работе?», «вы готовы вставать ночью к ребенку, страдающего энурезом?», «вы готовы оторваться от просмотра любимого сериала, чтобы помочь ребенку сделать домашнее задание по математике» и т.д.
скачать


Смотрите также:
Тема 1 Приглашение к сотрудничеству Знакомство с семейными историями приёмных родителей Цели: Знакомство с проблематикой; Определение целей и задач обучения в «Психологической школе для приемных родителей»
65.77kb.
Тематический план занятий тренинга «Школа приемных родителей»
66.58kb.
Перечень нормативно-правовых актов для приемных родителей, опекунов (попечителей) Международное право
28.31kb.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и их сопровождения в Саратовской области «Школа приемных родителей»
341.32kb.
Тема пояснения
99.95kb.
Тема логопедической консультации для родителей: «Движение и речь»
78.64kb.
Тема занятия
250.91kb.
Телефоны «горячих линий», адреса электронных приемных
15.87kb.
«Взаимодействие с тревожными детьми»
96.2kb.
Урок по математике в 1 классе (14. 11. 12) Тема урока : «Число и цифра 4»
61.03kb.
Памятка для родителей первоклассников
55.88kb.
Программа «Школа приемных родителей»
87.57kb.