Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

3. Органы, ведающие вопросами трудовой занятости мигрантов и их полномочия.

Качественные оценки любого явления (есть оно или нет) имеют принципиально иной низкий уровень достоверности, чем количественные показатели, которые могут и не отражать реального положения дел.

Согласно Положению «О Федеральной миграционной службе», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004г. № 928, 1 ФМС России выполняет следующие основные функции в миграционных процессах:

-ведет работу в области внешней трудовой миграции, в том числе по разработке проектов соглашений и других международных документов по вопросам трудовой миграции граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан в Российской Федерации, реализует принятые решения с соответствующими фирмами, содействует гражданам Российской Федерации в поиске работы и трудоустройстве за границей, организует регистрацию этих граждан, учет и контроль за соблюдением условий их трудовых контрактов. ФМС осуществляет с участием Федеральной службы занятости Российской Федерации организационно – методическое обеспечение лицензирования деятельности негосударственных организаций, связанной с трудовой миграцией граждан Российской Федерации за границу.

- регулирует процессы миграции в области внешней трудовой миграции. Начиная с 1994 года через систему органов ФМС России осуществляется контроль за работодателями по привлечению и использованию на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы. Основная задача – предотвращение нелегальной трудовой миграции и, как следствие, использования демпинговой рабочей силы из-за границы; легализация ее въезда и контроль за своевременным выездом иностранных работников по завершении работы, принятие мер по депортации иностранцев, принятых на работу с нарушением действующего законодательства. Контролирует соблюдение работодателями условий целевого использования иностранных работников, условий трудовых контрактов, норм трудового законодательства и международных норм в отношении трудящихся-мигрантов.


  • участвует в установленном порядке в осуществлении лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и контроле за этой деятельностью;

  • осуществляет деятельность, связанную с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

  • оформляет и выдает в установленном порядке подтверждения на право трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, контролирует целевое использование иностранной рабочей силы.

Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы являются основанием для выдачи консульскими учреждениями Российской Федерации за границей виз иностранцам, въезжающим в Россию с целью осуществления трудовой деятельности.

Работа по контролю за соблюдением установленного порядка привлечения иностранной рабочей силы проводится во взаимодействии с органами МИД России, МВД России, Минтруда России и Министерства по налогам и сборам России.

Начиная с 1994 года заложены основы системы надзора за организациями-лицензиатами, а также механизма пресечения указанной деятельности организациями, не имеющими лицензии. Работа в этом направлении проводится в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. Следовательно, в работе с иностранной рабочей силой задействованы внешнеполитические, экономические, правоохранительные, силовые структуры, органы управления на местах.

Международная организация по миграции (МОМ) создана в 1951 г. и является межправительственной организацией, которая занимается всеми видами внутренней и внешней миграции. Цель МОМ состоит в обеспечении (совместно с партнерами по международному сообществу) безболезненной, упорядоченной миграции людей: беженцев, вынужденных переселенцев, внутриперемещенных лиц, а также людей, оказавшихся за пределами своей родины в трудном правовом и материальном положении. Деятельность этой межправительственной организации предполагает также оказание чрезвычайной помощи во время кризисных ситуаций.

Осуществление прямой помощи мигрантам для организации доходной деятельности также является направлением работы МОМ в России.

Права «рабочих-мигрантов» преимущественно определяются национальным законодательством. Международный закон только регулирует отношения между государствами и не касаются непосредственно индивидуума. Однако каждое государство может потребовать, чтобы права его граждан за рубежом уважались (иностранцы имеют право на отношение к ним в соответствии с международными стандартами юстиции) и чтобы отношение к ним было таким же, как и к коренным жителям. Иммигранты имеют также основные права человека, которые проистекают из их существования как личности, а не из принадлежности к какому-либо сообществу или государству. В обычном понимании сюда входят свобода от притеснений и пыток, а также свобода совести, мысли и убеждений.

МОТ и ООН имеют в настоящее время значительное количество конвенций и соглашений, которые касаются таких явлений, как рабство, дискриминация женщин и дискриминация в получении образования.

Впервые миграция в целях трудоустройства стала объектом международного правового регулирования более 80 лет назад. С тех пор под эгидой ООН был принят целый ряд актов, направленных на защиту прав, законных интересов и достоинств тех, кто осуществляет профессиональную деятельность за пределами страны происхождения.

Записанное в Уставе ООН положение о том, что одна из первых целей организации – это развитие прав человека, накладывает обязательство на правительства стран-членов не только соблюдать права человека, но и поддерживать деятельность ООН в этой области. В структуре организации была создана Комиссия по правам человека, уполномоченная разрабатывать стандарты в этой сфере. Наиболее важным документом стала Всеобщая декларация прав человека, разработанная Комиссией и принятая в 1948г. Генеральной ассамблеей ООН.

С момента ее принятия трудящиеся-мигранты наряду с другими группам лиц получил право на защиту от дискриминации, долгое время имевшую место во многих странах. Первая и вторая статьи Всеобщей декларации провозглашают, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и должны обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Помимо гражданских и политических права, Декларация определяет также экономические, социальные и культурные права человека, в том числе право на труд, право на равную оплату за равный труд, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, а также право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

Во Всеобщей декларации закреплено и право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах любого государства, а также покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страны (статья 13). При этом каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности (статьи 6).

В 60-х годах были приняты и в 1976 г. после подписания правительствами вступили в силу такие документы, как «Международный пакт о защите гражданских и политических прав» и Факультативный протокол к нему.

Императивный характер многих обязательств, накладываемых на государства Пактом об экономических, социальных и культурных правах, вызывает ряд вопросов. Согласно утвердившемуся в настоящее время подходу, право на труд не означает, что каждое лицо, пребывающее на территорию страны, автоматически его приобретает. Оно трактуется как обязанность государства принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы заботиться о людях, находящихся на его территории, и не мешать лицам реализовывать конкретные права.

Международный пакт о гражданских и политических права гласит, что мигранты не должны лишаться права поддерживать свою культуру, исповедовать свою религию и пользоваться своим языком. Пакт содержит и другие положения, касающиеся прав мигрантов. Так закрепляется ограничение на высылку иностранцев, законно находящихся на территории государств-участников Пакта (статья 13); запрещаются выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (статья 20).

Помимо общих документов, ООН были приняты нормативные акты, обеспечивающие защиты мигрантов от дискриминации в отдельных сферах. Так, в 1965г. была принята «Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации». При этом Комитет по ликвидации расовой дискриминации уделяет большое внимание тому, чтобы национальные законодательства и практическая деятельность стран-участников соответствовали Конвенции. В частности, применительно к мигрантам вызывала сложность трактовка статьи 1 (статьи 2), в которой говорится, что настоящая Конвенция не применяется к различиям, исключениям, ограничениям или предпочтениям, которые государства-участники настоящей Конвенции проводят или делают между гражданами и не гражданами. Недавно Комитет подтвердил свою позицию относительно того, что государства-участники должны включать в свои доклады информацию о законах и политике, затрагивающих интересы не граждан. По мнению Комитета, дискриминация в отношении не граждан все же может подпадать под действие Конвенции в случаях, когда дискриминируется конкретная расовая, религиозная или этническая группа1.

Целый ряд международных актов касается случаев, когда права человека нарушаются в связи с его принадлежностью к какой-либо социальной группе. При этом указывается, что группы людей, желающие сохранить свою идентичность, не должны подвергаться насильственной ассимиляции, сегрегации или дискриминации.

«Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него», вступившая в силу в 1961г., запрещает любые действия, направленные на «уничтожение, полное или частичное, национальной, этнической, расовой или религиозной группы».

Несмотря на многолетнюю мировую практику в сфере защиты мигрантов, до сих пор на международном уровне отсутствует универсальное юридическое определение термина «мигрант». В международно-правовых документах разного уровня даются различные по степени охвата определения понятия «трудящийся-мигрант».

18 декабря 1990г. Генеральная Ассамблея приняла «Международную Конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», явившуюся результатом десятилетней работы специальной рабочей группы ООН. Конвенция еще не вступила в силу ввиду недостаточного числа присоединившихся к ней правительств и носит пока скорее декларативный характер. Для ее вступления в силу необходимо, чтобы она была ратифицирована 20 государствами; причем силу она будет иметь лишь для тех государств, которые ее ратифицируют. Затрагивая важнейшие социально-политические проблемы, связанные с присутствием в странах мигрантов, конвенция вместе с тем пока не получила широкого одобрения. Более того, официальные круги трех основных западных стран дали понять, что у их правительств нет намерений ее ратифицировать.1

Международная Конвенция под термином «трудящийся-мигрант» понимает тех, кто собирается заниматься, занимается или занимался деятельностью, за которую выплачивается вознаграждение, в государстве, гражданином которого он не является (статья 2). Ею охвачены не только трудящиеся-мигранты, но и приграничные и сезонные работники, а также моряки, рыбаки, работники, занятые за границей на конкретных проектах, трудящиеся, работа которых связана с переездами, а также работающие не по найму (самостоятельно занятые). Конвенция, состоящая из 93 статьей, определяет основные права трудящихся-мигрантов и формирует принципы и меры их защиты в течение всего времени нахождения в другой стране, независимо от того, легально они приезжают или нелегально. Трудящиеся-мигранты трактуются не столько как экономические субъекты, сколько как социальные.

Конвенция констатирует, что трудящиеся-мигранты и члены их семей, занятые за рубежом, составляют незащищенную часть населения, чьи права часто не закреплены ни в национальном законодательстве принимающей страны, ни в стране их происхождения. Она устанавливает основные нормы обращения со всеми трудящимися-мигрантами независимо от их правового статуса. Некоторые из этих норм непосредственно связаны с трудоустройством (в частности, обеспечение не менее благоприятных, чем для граждан страны пребывания, условий труда, его оплату, права свободного вступления в любой профсоюз, права на социальное обеспечение).

Конвенция 1990г. предусматривает дополнительные права для трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые имеют установленные документы или соответствующий статус. Эти права распространяются на свободное передвижение по территории государства трудоустройства; на создание ассоциаций и профсоюзов; на пользование политическими правами в государстве работы по найму (если это государство предоставляет им такие права); на равный с гражданами страны доступ к образованию, жилью, социальным услугам и здравоохранению, к защите от увольнения, пособиям по безработице. Предусмотрено также право (с некоторыми ограничениями) свободно выбирать вид оплачиваемой деятельности; в течение определенного срока оставаться на территории государства занятости в случае прекращения оплачиваемой деятельности.

Конвенция предполагает создание наблюдательного комитета экспертов за ее соблюдением, который должен рассматривать доклады государств о мерах, предпринятых для реализации положений Конвенции, о трудностях в ее реализации и о характерных для отдельных стран чертах миграционных потоков.

В рамках кампании за ратификацию данной Конвенции и в качестве признания общемировой значимости проблем миграции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 18 декабря Международным днем мигранта.

В 1999г. Комиссия по правам человека ООН учредила пост специального докладчика по правам мигрантов. В круг его обязанностей входит изучение путей и средств преодоления препятствий на пути защиты прав мигрантов, включая лиц, не имеющих документов, и лиц, находящихся в стране незаконно (в нерегулируемой ситуации). Докладчик по правам мигрантов имеет право:

запрашивать и получать информацию от всех соответствующих источников, включая самих мигрантов, о фактах нарушения прав человека в отношении их или их семей;

вырабатывать соответствующие рекомендации по предотвращению и исправлению нарушений прав мигрантов, где бы они ни происходили.

Помимо международных договоров по правам человека в рамках ООН принято большое число так называемых норм «мягкого права»: деклараций, принципов, кодексов поведения и т.д., которые хотя и не носят обязательного характера, тем не менее играют важную роль в формировании общественного мнения и национальной политики по данным вопросам. К таким актам, в частности, можно отнести «Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (1981г.); «Декларацию о праве на развитие» (1986г.); «Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам» (1992г.) и ряд других.

Таким образом, сотрудничество государств в области международной трудовой миграции осуществляется на основе таких общепризнанных универсальных правовых принципов, как не отчуждаемость закрепленных в международных нормах основных прав и свобод человека и применимость этих прав и свобод ко всякому человеку, независимо от его расы, цвета кожи, пола, гражданства, языка, вероисповедания, этнического или социального происхождения. При регулировании вопросов миграции на межгосударственном уровне имеют значение также и принципы международного права, определяющие мирные и дружественные отношения между государствами, в том числе:

-принцип мирного урегулирования споров между государствами;

-принцип, согласно которому, как двусторонние, так и многосторонние отношения в связи с международными передвижениями людей должны осуществляться на основании законов;

-принципы международного сотрудничества, солидарности и разделения бремени в отношении больших потоков беженцев и мигрантов, нуждающихся в международной защите и помощи;

-принцип, в соответствии с которым вопросы, относящиеся к правам человека, фундаментальным свободам и верховенству закона, имеют международное значение. К обязательствам государств по соблюдению прав человека проявляют непосредственный и законный интерес все государства в сфере деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)1.

Защита права на труд является важной областью деятельности не только ООН, но и ее специализированных учреждений. Одно из них - Международная организация труда (МОТ) и ее главный орган – ежегодно созываемая Международная конференция труда. Они устанавливает международные стандарты в этой области путем разработки и принятия соответствующих конвенций и рекомендаций. Из всех правовых норм, разработанных государствами в рамках международных организаций для регулирования положения трудящихся-мигрантов, конвенции и рекомендации МОТ являются наиболее полными и всеобъемлющими. Приняты 181 конвенция и 188 рекомендаций.

Правительства стран - членов МОТ обязаны представлять на рассмотрение своих национальных законодательных органов конвенции МОТ для их ратификации или принятия иных мер. Конвенции носят обязательный характер для ратифицировавших их государств. Кроме того, государства обязаны представлять раз в два года доклады о принятых в стране мерах по выполнению положений конвенции. Даже если решение о ратификации не принято, правительства в этом случае обязаны сообщать в МОТ о состоянии законодательства и практики по затрагиваемым в конвенции вопросам. Рекомендации, в которых рассматриваются более конкретные аспекты, в отличие от конвенций, не подлежат ратификации и формально не налагают на государства международных обязательств, однако часто находят своей отражение в национальных законах и практике.

Комитет экспертов МОТ за применением конвенций и рекомендаций рассматривает, соответствуют ли законодательство и правоприменительная практика страны содержащимся в них нормам. Свои выводы в форме доклада он представляет специальному комитету Международной конференции труда, который рассматривает этот доклад и обсуждает с представителем соответствующего правительства конкретную ситуацию с соблюдением стандартов МОТ.

В настоящее время разработана целая система международных норм по всем областям трудовой деятельности: от производственных отношений, политики занятости, условий труда до защиты прав человека на рабочем месте и защиты прав особых категорий работников, например, трудящихся-мигрантов. Следует отметить, что защита иностранных трудящихся являлась одной из основных целей МОТ, провозглашенных ею с момента создания в 1919г. Это нашло отражение в преамбуле Устава МОТ, где говорится о необходимости срочного улучшения условий труда, в том числе путем защиты интересов трудящихся, работающих за границей.

Первые акты МОТ в этой области, принятые в 1939г., (Конвенция № 66 о миграции в целях трудоустройства; Рекомендация № 61 о трудящихся-мигрантах и Рекомендация № 62 о межгосударственном сотрудничестве в области труда трудящихся-мигрантов), не получили достаточной поддержки и не вступили в силу.

Некоторые Конвенции МОТ полностью посвящены трудящимся-мигрантам. Другие – регулируют различные трудовые права трудящихся, в том числе и трудящихся-мигрантов. В частности, они касаются проблем занятости, условий труда, отдыха, социального обеспечения, права трудящихся на объединение: Конвенция № 19 о равноправии в области возмещения при несчастных случаях (1925г.); Конвенция № 48 о сохранении за мигрантами прав на пенсию (1935г.); Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения ( 1952г.); Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий (1958г.); Конвенция № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962г.); Конвенция № 122 о политике в области занятости ( 1964г.).

Рассмотрим некоторые конвенции о трудящихся-мигрантах.

Конвенция МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах (1949г.), вступившая в силу в 1951 году, дает следующее определение трудящимся-мигрантам: «для целей настоящей Конвенции термин «трудящийся-мигрант» означает лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу, иначе чем за свой собственный счет, и включает любое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта» ( статья 11, пункт 1).

Конвенция определяет права трудящихся-мигрантов в области оплаты труда, налогообложения, переводов личных накоплений. Она также устанавливает правила найма, трудоустройства, переезда в страны занятости и условия труда трудящегося-мигранта. Конвенцией предусматривается, что иммигранты, пребывающие на территории страны на законном основании, пользуются условиями, не менее благоприятными, чем те, которые предоставляются гражданам, в отношении заработной платы, принадлежности к профсоюзам, пользования преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами, жилищных вопросов; социального обеспечения, налогов, сборов и судопроизводства по вопросам, отнесенным к компетенции данной Конвенции. Рекомендация № 86 (1949г.) с аналогичным названием содержит типовой договор между страной происхождения и принимающей страной, устанавливающий соответствующие административные правила, связанные с условиями въезда, трудоустройства, наблюдением за условиями жизни и труда мигрантов.

Конвенция № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения (1962г.) касается всех отраслей социального обеспечения и применяется к гражданами государств-членов МОТ, в отношении которых действует законодательство по социальному обеспечению, а в случае потери кормильца распространяется на иждивенцев этих граждан, независимо от их гражданства. Конвенцией предусматривает суммирование стажа страхования, трудового стажа или периода проживания и приравненных к ним периодов в целях приобретения, сохранения или восстановления прав, а также определения размера пособий. По взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы на выплату пособий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца либо распределяются между соответствующими государствами-членами, либо их несет государство, на территории которого проживает получатель (статья 7).

Конвенция № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения (1975г.) под термином «трудящийся-мигрант» подразумевает «лицо, которое мигрирует иди мигрировало из одной страны в другую с целью получения работы, кроме как за собственный счет, и включает в себя любое лицо, законно въехавшее в страну в качеству трудящегося-мигранта» (статья 11). Это определение не распространяется на: трудящихся приграничных районов, артистов, моряков, учащихся, служащих учреждений, допущенных в страну для выполнения специальных функций или задач на ограниченный период времени.

Конвенция обязывает государства-члены МОТ, для которых данная Конвенция находится в силе, соблюдать основные права человека в отношении трудящихся-мигрантов. Это один из первых международных актов, направленных на пресечение нелегальной миграции и незаконного найма мигрантов. В нем отмечается необходимость систематических контактов и обмена информацией по этому вопросу с другими государствами, а также принятие мер на национальном и международном уровнях.

Специальный раздел Конвенции посвящен трудящимся-мигрантам, находящимся в стране на законных основаниях; в нем закреплен принцип равенства возможностей трудящихся-мигрантов и граждан страны в отношении труда и занятий, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав, а также индивидуальных и коллективных свобод. Конвенция вступила в силу в 1978 г.

Конвенция № 157 о сохранении права по социальному обеспечению (1982г.) и Рекомендация № 167 (1983г.) также охватывают все виды социального обеспечения. При этом Конвенция предусматривает принятие на себя государствами определенного минимума обязательств.

Рекомендация № 169 о политике в области занятости (1984г.) содержит 6 статьей, непосредственно касающихся международной трудовой миграции. Последняя рассматривается как временная мера, которую следует избегать, пока в стране происхождения имеются хотя бы минимальные условия для занятости.

Таким образом, в течение XX в. ООН и МОТ проделали огромную работу; государства, которые ратифицировали их конвенции, обеспечивают достаточно высокий уровень международной защиты прав трудящихся мигрантов и их семей.
4. Трудовая миграция в зарубежных странах, цели и причины

Макроэкономические перспективы для ЕС на ближайшие годы оцениваются как достаточно привлекательные: низкая безработица и низкая процентная ставка, снижение дефицита в общественном секторе экономики и хорошая сбалансированность платежей. Доходы экономики с введением евро и завершением формирования внутреннего рынка обусловливают создание дополнительных рабочих мест и последующее снижение безработицы.

Слабые моменты в экономике ЕС были подчеркнуты на Лиссабонском Европейском Совете в марте 2000 года. В их числе высокий процент людей, которые по-прежнему остаются без работы, несмотря на то что уровень безработицы снизился до 9,2% в 1999г., составив 15 млн. человек. Рынок труда характеризуется недостаточным участием женщин и пожилых людей и долгосрочной безработицей. Совет Европы придает особое значение проблемам, вызванным недостаточным развитием сервисных служб, особенно в сферах телекоммуникаций и Интернета, и огромным дефицитом специалистов в области информационных технологий, где подавляющее количество вакансий остаются незанятыми. Также Совет призывает обратить внимание на модернизацию системы социальной защиты, прежде всего в свете старения населения: создание пенсионных схем, которые позволят пожилым людям совмещать отдых и работу и значительно дольше работать, чем это могли делать их родители; приспособление пенсионных схем к демографическим изменениям путем более широкого распределения обязанностей между государством, социальными партнерами и индивидуумом. Европейская стратегия по трудоустройству начинает решать эти вопросы.

На Лиссабонской встрече Совет установил новые стратегические цели для ЕС на следующее десятилетие, отметив при этом, что они должны обеспечить конкурентоспособность и рост экономики, что в свою очередь, позволит создать новые привлекательные рабочие места при высоком уровне социальной защиты. Предполагается повышение уровня занятости населения со среднего для ЕС 61% в 2000 году до приблизительно 70% в 2010 году, в том числе для женщин – с 51 до 60%. Осуществление этой стратегии позволит снизить зависимость экономики от старения населения.

Вместе с тем была высказана озабоченность по поводу недостатка специалистов, несовпадения спроса и предложения по отдельным специальностям. Отмечен дефицит квалифицированных работников в наукоемком производстве, которое призвано обеспечивать базу для экономического роста, а также в низкоквалифицированных областях экономики, таких, как сельское хозяйство и туризм. Это характерно даже для тех стран, где наблюдается достаточно высокий уровень безработицы и предпринимаются усилия для борьбы с нею. Дефицит работников может помешать ЕС стать достаточно конкурентоспособным в глобальной экономике.

В то время как в ЕС уже достаточно скоординированы действия по созданию единого рынка труда, формированию единой политики в этой области, а также в области взаимообмена товаров, услуг, человеческих ресурсов, роли граждан из так называемых третьих стран (куда попадают Россия и другие страны СНГ) не было уделено должного внимания.

Начиная с середины 80-х годов в ЕС отмечается все возрастающая поляризация между квалифицированным и неквалифицированным трудом. Численность мигрантов с низким уровнем профессиональной подготовки сильно возросла по сравнению с 1992 годом. Так как возрос спрос на их услуги, в частности в сельском хозяйстве и на сезонных работах, в сферах общественного питания и туризма, а также в некоторых областях промышленного производства. Вместе с тем сейчас существует тенденция к найму высококвалифицированных мигрантов, в тех областях, где потребность не может быть удовлетворена за счет внутреннего рынка труда (в частности, специалисты по компьютерной технике).

Положение вновь прибывающих мигрантов достаточно сложное, в основном из-за большого числа нелегальных работников, занятых на территории стран ЕС. Проблема трудоустройства стоит особенно остро для первого поколения мигрантов, и особенно для женщин. Последние исследования МОТ показали, что этническая дискриминация на рынке труда сильно влияет на возможности трудоустройства мигрантов в некоторых странах ЕС. Более того, мигранты значительно чаще, чем местное население, вынуждены прерывать учебу. Это связано как с языковыми трудностями, особенно среди вновь прибывших, так и с проблемой адаптации к национальной системе школьного образования.

За последние годы были проведены исследования, в которых предпринималась попытка оценить экономическое влияние, оказываемое иммиграцией на развитие различных стран, в частности Германии, Дании, Австрии. Исследователи пришли к выводу, что существуют две стороны вопроса – положительная и отрицательная, которые тесно переплетены, прежде всего на местном уровне. Мигранты в основном позитивно влияют на экономический рост и не создают сложностей для систем социальной помощи принимающей страны. В противовес убеждению, что иммиграция ведет к росту безработицы, исследования доказывают, что мигранты в основном занимают те ниши, которые по каким-либо причинам не заняло местное население, даже при наличии высокого уровня безработицы. Позитивная роль миграции, наверное более ощутима, когда мы говорим о высококлассных специалистах, отвечающих потребностям рынка. Из-за недостоверности данных очень сложно оценить влияние нелегальных мигрантов, которые работают на территории стран ЕС. Они наряду с легальными трудовыми мигрантами, которые прибывают с краткосрочными визитами, заняты во многих сферах, требующих неквалифицированного труда. Их присутствие может стать препятствием для осуществления более эффективной политики в отношении приезжающих на длительный срок.

В случае найма низкоквалифицированных рабочих возможен конфликт с местным населением. Мигранты часто получают зарплату гораздо более низкую, чем местные трудящиеся, а иногда работают в условиях, ведущих к эксплуатации и социальному неравенству. В то же время концентрация в каком-то регионе или секторе экономики большого числа мигрантов свидетельствует о потребностях рынка в дополнительной рабочей силе, способной оказать определенную помощь местной экономике.

Пока в некоторых странах экономические сложности в секторах экономики, которые традиционно привлекают мигрантов (строительство, шахты, производство), обусловливают более высокий уровень безработицы мигрантов, чем коренного населения. Однако становится очевидным, что мигранты более находчивы в выборе ниши, которую они могли бы занять на рынке труда. Они переходят в сферу обслуживания или же открывают собственный, чаще малый, бизнес.

В Лиссабоне подчеркивалась необходимость разработки эффективной интеграционной политики для граждан третьих стран, чтобы обеспечить им достойный уровень жизни и условия труда и тем самым увеличить вклад в принявшее их общество. Отсутствие такой политики приведет к дискриминации, социальной изоляции и, как результат, к огромным потерям в обществе.



Управление миграционными потоками.

В 1998 году в странах Западной Европы насчитывалось 15,7 млн. иностранных граждан. Их численность зависит не только от величины миграционных потоков, но и от политики интеграции иностранцев в население страны. Остановимся кратко на основных методах регулирования миграционных потоков.

Европейский Совет в Тампере подчеркнул необходимость комплексного подхода к управлению миграционными потоками и их регулированию, включая политические, общечеловеческие и экономические аспекты, путем вовлечения в это управление и стран выезда и стран транзитного проезда. Совет подчеркнул, что регулирование миграционных потоков включает в себя интенсивный диалог между странами приема, транзита и мигрантами как таковыми. Ключевым элементом должна служить информационная компания, благодаря которой потенциальные мигранты могут узнать обо всех способах легальной миграции и о том, что их ждет в стране приема, об опасности нелегальной миграции и нелегальных перевозок. Совет полагает, что шаги, предпринятые по разработке единой визовой политики для стран ЕС, должны быть соотнесены с мерами по предотвращению подделки и незаконного использования въездных документов.

Эффективный менеджмент миграционных потоков требует мониторинга и должен сопровождаться мерами по регулированию передвижений. Скоординированный подход к борьбе с нелегальной миграцией является отправной точкой для создания более открытой миграционной политики в странах ЕС. Феномен нелегальной миграции содержит ряд взаимосвязанных фаз, и каждая должна быть рассмотрена и решена в отдельности путем подбора определенных мер. Эти меры могут быть реализованы в странах выезда и транзита, а также в пунктах въезда (включая пограничный контроль и визовую политику).

Важный элемент в процессе регулирования, которому должен быть отдан приоритет, - это добровольной возвращение тех, кому не удалось получить разрешение на проживание, работу и т.д. в странах ЕС, или тех, кто не может больше находиться на территории ЕС. В случаях, когда призыв к добровольному возвращению не будет услышан, иммиграционная политика должна гарантировать силовое возвращение. Наиболее сильным фактором, который мог бы стимулировать возвращение граждан, незаконно пребывающих в стране, было бы подписание реадмиссионных соглашений. Выработка единых стандартов по принятию решений о выдворении, задержании и депортации, которые должны быть и эффективны, и гуманистичны, будет продолжена.

Регулирование экономической миграции должно четко соотноситься с рыночными запросами. Согласованная политика в отношении трудовых мигрантов должна быстро и эффективно реагировать на требования, предъявляемые рынком труда на национальном, региональном и местном уровнях, определять изменения сущности этих требований и взаимоувязывать их в целях создания более гибкой системы регулирования иммиграции в страны ЕС.



Легализация мигрантов. Самым сложным здесь остается вопрос о том, кого же собственно, признавать иммигрантом. Казалось бы самое простое считать иммигрантами людей, имеющих чужую национальность. Так, в Великобритании насчитывается 2,6 млн. человек, которых обычно считают иммигрантами. Однако большинство из них являются британскими гражданами. Место рождения также не может быть надежным критерием. Например, две трети детей немецких иммигрантов были рождены в Германии.

В странах со старыми колониальными связями возникает особенно много двусмысленностей и парадоксов. Так, французское правительство считает, что человек, приехавший с заморской территории, например из Гваделупы, является членом нации, если он имеет французский паспорт. Правительство Нидерландов, напротив, считает человека, имеющего голландский паспорт и приехавшего с неподалеку расположенного острова Святого Мартина, иммигрантом. Все это делает статистический анализ иммиграции крайне затрудненным, в результате получаются различные несоответствия не только между странами, но и внутри одной страны: во Франции в начале 80-х годов, например, различные министерства давали оценку общего количества иностранцев с разницей в 0,5 млн. человек.



Гражданство является одним из наиболее точных признаков, снижающих противоречивость данных. Если кто-то имеет один (или большее количество) паспортов, становится ясным, какого рода правами он обладает. Большинство людей получают гражданство при рождении, однако какое в точности гражданство они получают, зависит от национальных законов страны рождения. Двумя основными принципами являются право крови и право земли.

Право крови определяет гражданство в соответствии с национальностью отца (или, если это внебрачный ребенок, - матери). Существует мнение, что этот принцип восходит от кочевых сообществ, где род человека и его семья или племенные связи имели первостепенное значение. Такой принцип обычно используют страны, в которых нации существовали задолго до возникновения современного государства (например, немецкий народ).

Страны, из которых в прошлом была большая эмиграция, такие, как Норвегия и Швеция, также могут выбрать право крови, поскольку предоставление гражданства детям эмигрантов позволяет стране поддерживать контакты с диаспорами за рубежом. Право крови применяют большинство стран Западной и Северной Европы. Это означает, что потомки эмигрантов все еще могут вернуться и получить гражданство страны своих предков. Латиноамериканцы могут снова стать гражданами Италии, Португалии или Испании при условии, что они предъявят доказательства соответствующего происхождения. В настоящее время миллионы «этнических немцев» живут за рубежом, и они могут заявить свои права на восстановление жительства и гражданства в Германии.

Право земли предполагает предоставление гражданства каждому, рожденному в пределах границ государства. Считается, что это право было распространено преимущественно среди оседлых сообществ. Именно они придавали большое значение земле, на которой жили. Это право применялось в таких странах, как США, Канада и Австралия, где (за исключением разбросанных туземных племен) до колонизации не было единой нации, поскольку (по крайней мере в прошлом) в этих странах считалось необходимым поощрять иммиграцию. Право земли давало вновь прибывшим большее чувство уверенности. Англосаксонские и латиноамериканские страны тоже часто применяли это право.

Право земли имеет ограниченный характер, поскольку не предоставляет права на жительство людям, рожденным в любой другой стране. Однако его преимущество проявляется в том, что дети иммигрантов, рожденные в данной стране, могут получить гражданство независимо от того, пробыла мать в стране 30 лет или 30 секунд. Для некоторых людей это открывает прекрасную возможность для иммиграции. Многие мексиканские женщины в последние дни беременности пересекают границу, чтобы родить своих детей на территории США. Американо-мексиканская граница между Браунсвиллом и Ларедо усеяна клиниками, а акушерки получают от 200 до 700 долл. США за прием каждого маленького нового американского гражданина.

На практике многие страны применяют комбинацию двух указанных принципов. Они могут также менять баланс между ними, чтобы лучше приспособиться к современным условиям. В Великобритании традиционно применялось право земли, но трактовалось достаточно смутно, поскольку это понятие было расширено и включало в себя британские колонии, а также страны, которые после завоевания независимости остались в рамках Британского Содружества. В результате до 1981 года около 900 млн. человек могли претендовать на получение гражданства «Соединенного Королевства и колоний», а следовательно, получить большинство привилегий британских граждан. Перед угрозой широкомасштабной иммиграции из «Нового» (не белого) Сообщества британское правительство в 1981 году приняло «Акт по национальности», в котором указано, что автоматически гражданство присваивается только тем детям, которые рождаются на территории Великобритании. Был введен и элемент права крови, поскольку по крайней мере один из родителей должен был постоянно проживать на территории Великобритании.

Франция также имеет гибридную систему. Здесь основным принципом является право крови: дети французских граждан автоматически становятся французскими гражданами, даже если они рождаются за рубежом. Однако Франция применяет и элементы права земли: дети, рожденные во Франции от родителей-иммигрантов, могут получить французское гражданство, когда они достигнут совершеннолетия, при условии, что они проживали во Франции в течение предыдущих 5 лет, не сидели в тюрьме и не отказались от получения гражданства.

Другие страны, применяющие право крови, в последнее время также добавили элементы права земли. С января 1992 года Бельгия автоматически предоставляет гражданство иммигрантам в третьем поколении в возрасте до 18 лет, а те, кто старше 18, могут просто заявить о желании получить гражданство при очередной регистрации населения. Даже иммигранты во втором поколении в возрасте до 12 лет могут получить бельгийское гражданство по просьбе их родителей. В Дании и Нидерландах также были приняты законы, которые позволяют детям иностранцев более просто получить гражданство, если один из родителей родился в этой стране.

Арабские страны имеют двойственные национальные определения. Большинство из них считают, что в принципе арабы представляют собой единый народ, но они также признают существование отдельных суверенных государств. Конституции Сирии, Египта, Иордании, Кувейта и ОАЭ при определении гражданства ставят арабов в особое положение. Но эти и большинство других арабских стран применяют право крови с вспомогательной ролью права земли.

Гражданство государства напоминает членство в клубе, хотя в этом случае клуб имеет необычно много прав. Государство берет себе право не только выбирать, кто может стать его членом, но и решать, кто может его покинуть. Граждане не могут в одностороннем порядке отказаться от своего гражданства, а должны получить на это согласие государства. Это условие служит гарантией того, что индивидуум не может быть лишен гражданства или абстрактного права получить место жительства в какой-либо другой стране. Однако некоторые страны отказываются разрешать отречение от гражданства.

Страны могут предоставлять гражданство иммигрантам путем процесса натурализации. И здесь существуют два подхода. Такие страны, как Швеция и Канада, активно поощряют иммигрантов получать гражданство как можно быстрее, считая, что благодаря этому процесс интеграции происходит более гладко. Германия и Швейцария, напротив, рассматривают предоставление гражданства как конец процесса – награду за успешную интеграцию. В результате показатели натурализации существенно различаются по странам.

Государство управляет процессом натурализации посредством ввода ряда условий. Наиболее существенным является достаточный (квалификационный) период действительного, или эффективного, нахождения в стране. В некоторых странах он небольшой, один или два года, в большинстве – составляет пять лет, например в Швеции и Нидерландах. Швейцария имеет один из самых длительных квалификационных периодов – 12 лет. Только в Израиле не существует квалификационного периода: еврейские иммигранты считаются гражданами этой страны с момента их прибытия туда в связи с религиозной общностью или общностью происхождения. В Японии квалификационный период составляет 5 лет, но он уменьшен до 3 лет для категории «никей» - детей японской национальности, рожденных за рубежом. В арабских странах данный период снижен для этнических групп других арабских стран. Сирия и Иордания вообще отказались от квалификационного срока для арабов.

Другим условием натурализации может быть доказательство хорошего поведения в прошлом и декларация хорошего поведения в будущем. Например, в Бельгии это гарантия стремления интегрироваться в общество, а в Великобритании – декларация лояльности по отношению к короне. Во Франции и Германии, как и во многих арабских странах, условием получения гражданства является знание языка.

В США после всех основных требований и ответа на серию простых вопросов (типа «Кто был автором Конституции?») кандидат должен поклясться в верности флагу. Это делается для того, чтобы подчеркнуть, что гражданство включает в себя как обязанности, так и права.

Однако многие иммигранты, даже если они хотят жить в данной стране, не стремятся стать ее гражданами. Так, премьер-министр Австралии объявил 1988 год «годом гражданства» в надежде, что это подтолкнет к принятию примерно миллион людей, которые выполнили условия для предоставления им гражданства, но не подавали заявлении на его получение. Подобное явление также было отмечено в Северной Америке и большинстве европейских государств. Во время австралийской компании было проведено исследование отношения населения к натурализации. Более четверти лиц, не являющихся гражданами, заявили, что они не собираются натурализоваться, либо не видят в этом преимуществ. Еще большее число людей отказались изменить свою национальность. Аналогичное отношение довольно часто встречается и в Европе.

Право, на которое иммигранты могут претендовать в принимающей стране, зависит в определенной степени от их юридического статуса, который может представлять полный спектр возможных позиций – от полноправного гражданина до нелегального иммигранта.

Иммигранты, получившие гражданство вследствие натурализации либо иным путем, приобретают юридические права и обязанности наравне с остальными гражданами. Они могут голосовать на национальных выборах, занимать государственные должности, а также работать на любой работе. На практике же многие граждане-иммигранты, в особенности те, кого относят к этнической группе, имеют намного меньше экономических возможностей, чем большинство населения.

Постоянно проживающие – это определенный статус иммигрантов, не являющихся гражданами данного государства. Они имеют доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, жилье и здравоохранение. Имеющего статус «постоянно проживающего» обычно нельзя вынудить покинуть страну, если он вдруг окажется безработным. Во многих странах эти люди имеют право голоса, хотя возможны и ограничения (например, в Нидерландах иностранцы, прожившие как минимум пять лет, имеют право голоса только на выборах в местные органы). В некоторых случаях они также могут быть избранными: в Швеции в 1988 году 100 иностранцев были избраны в муниципальные советы.

Срок, который необходимо прожить в стране, чтобы получить статус «постоянно проживающего», широко варьируется: в Швеции – 1 год, в Швейцарии – 5 лет. Турецкие рабочие обнаружили, что статус «постоянно проживающего» намного легче получить в Нидерландах (его имеют 90% иммигрантов), чем в Германии (лишь 50%). Наиболее часто встречающееся ограничение для данной категории мигрантов - они не имеют право занимать государственные должности. Например, в Австралии они не могут стать государственными служащими.



Временные мигранты – это категория мигрантов, которые обычно имеют визу и разрешение на работу на определенный период времени. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу, другие являются сезонными рабочими, которые приезжают на несколько месяцев. В Европе большое число рабочих путешествуют с востока на запад, чтобы помочь фермерам или подработать в отелях. Временные работники обычно имеют очень низкий уровень социальной защиты, поскольку они не живут в стране достаточно длительный период, чтобы внести вклад в системы социального страхования. В США временные работники не могут получать пособие по инвалидности, так как они не платят налогов, они обычно не получают пособие по безработице. Получение медицинской помощи также часто бывает проблематичным. Большинство стран Персидского залива, которые ввели бесплатное медицинское обслуживание своих граждан, не распространяют его на иммигрантов: последние вынуждены полностью полагаться на своих работодателей. Временные мигранты во всех странах должны иметь те же самые права на труд и уровень его оплаты, как и коренные жители, даже если им в этом отказывают. Например, в 1992 году суд во Флориде принял решение о выплате 50 млн.долл. 15 тыс. рабочих с Карибских островов, которые ежегодно приезжали в США для сбора сахарного тростника, потому что они не получали заработную плату в полном объеме.

Нелегальные мигранты. Положение этой категории мигрантов самое ненадежное, поскольку их могут в любое время депортировать. Однако это не означает, что они полностью лишены каких-либо прав. Не говоря уже об их праве на гуманное обращение, они могут при определенных условиях получить другие формы защиты. Например, в США Верховный Суд постановил, что дети нелегальных мигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку конституция провозглашает равную защиту закона для всех жителей страны, являются они гражданами или иностранцами. Нелегальным иммигрантам в отдельных случаях может быть предоставлена медицинская помощь (бесплатное лечение для бедняков). Так, в 1993 году в Калифорнии около 300 тыс. иностранцев получили медицинскую помощь без документов. В Японии даже нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе. Около 60% иностранцев, обращающихся в больницы, не имеют медицинской страховки. Тем не менее большинство больниц обычно их принимают.
скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Тема 11. Трудовая миграция в России и ее виды. Учебные вопросы
720.64kb.
Тема Международная миграция рабочей силы (ммрс) Сущность и принципы ммрс. Основные виды и центры ммрс
81.88kb.
Семинар №14 Тема занятия: Социальная безопасность России Учебные вопросы
307.68kb.
Тема Предупреждение и смягчение последствий террористических актов и диверсий Учебные вопросы
321.72kb.
Тема № Система национальной безопасности Учебные вопросы
366.13kb.
Вопросы зачета по предмету
21.26kb.
Трудовая книжка для несовершеннолетнего
12.59kb.
Программа развития воспитания «мы будущее россии»
365.9kb.
Образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Я рожден в России"
128.84kb.
Вопросы на зачёт по дисциплине «культурология»
8.01kb.
1. Общие положения 5 Оформление и ведение трудовых книжек 7
201.78kb.
Семинар №5 Тема занятия: Современные цивилизационные теории Учебные вопросы. Западные теории цивилизации
260.87kb.