Главная стр 1
скачать

Учитель Сборцев С.Н.

9 класс (12-летка)

ЧОГ (Углубленный)

Тема 21. Человек воспитанный

Вежливость и тактичность

Того, кто умеет вести себя в общении с другими людьми, называют воспитанным человеком. Его отличают прежде всего вежливость и тактичность. Вежливость — значит гуманность, уважение и доброжелательность в общении, готовность поддер­жать другого человека в случае необходимости. В одном из ранних литературных памятников Древней Руси — «Изборни­ке 1076 г.»—говорится: «Лучше всего человеку в жизни своей не слишком уж отдаваться богатству, но соблюдать воздержание — телу, смягчение — нраву, в голосе — ласко­вость и теплоту, в еде и питье — умеренность. Пред стар­цами — молчание, пред мудрыми — послушание, с равны­ми— дружбу иметь, с младшими — дружелюбное согласие».

Вежливость начинается с семьи, дома. Это внимательность и чуткость к родителям, близким, терпимость к их характе­рам и привычкам. Это умение поддерживать согласие в доме, умение понять состояние близкого человека в радости и горе. Вежливость в семье выражается в обычных повседневных отношениях с близкими. Вежливый человек считается с мне­нием родителей, пусть даже оно и в чем-то «устарело». Но ведь за этим мнением большой жизненный опыт и, конечно, забота и беспокойство родителей. Видимо, стоит прислушать­ся и подумать. Вежливый человек не отмахивается от вопро­сов младших братишки и сестренки, найдет время и поиграть с ними, поможет им сделать уроки. Вежливый человек не раздражается на забывчивость бабушки и дедушки, наоборот, он искренне заботлив и старается помочь им, не ожидая просьб.

Одной из составляющих вежливости является порядоч­ность. Она требует от человека быть ответственным и внут­ренне дисциплинированным, держать слово, выполнять обещание, вовремя отдать долг. Кроме того, вежливость — это значит быть тактичным и деликатным. Для этого человеку требуется найти в себе и развить особую восприимчивость к душевному состоянию другого человека, к сложившимся отношениям.

Тактичность — чувство меры в поведении, словах и поступ­ках. Вне этой меры прекрасное превращается в безобразное. Тактичный человек чувствует, что и в какой ситуации можно сказать, а о чем лучше умолчать. Бестактно секретничать с кем-то из знакомых в присутствии друзей. «Где больше двух, говорят вслух». Еще более бестактно при посторонних обсуждать глубоко личные вопросы.

Приятным становится общение, если мы встречаем дели­катного человека. Его душевная отзывчивость и теплота, бережное отношение к собеседнику позволяют ему найти верный тон, нужное слово. Деликатный человек легок и есте­ствен в общении.

Как видим, порядочность, вежливость, тактичность, дели­катность — это не просто правила. Это главные требования, или, как их еще часто называют, главные принципы поведения человека. Без них немыслима истинная воспитанность, а она нужна нам в любых отношениях: дома с близкими, в шко­ле, в деловом общении, с друзьями и приятелями, с незнако­мыми людьми.

Культура отношений

Культура отношений в школе начинается с признания и выполнения правил школьной жизни. Организованная об­становка в классе, строгий внешний вид учеников — это не только «порядок», но и предпосылка для деловых отношений. Невежливо шуметь и заниматься посторонними делами на Уроке; учеба требует серьезных физических и моральных Усилий, внутренней концентрации, не следует отвлекаться от темы урока, обращать внимание на чью-нибудь расхлябанную позу, шутовской вид. Стремитесь уже сейчас приучать себя Уважать свое дело и дело своих коллег, формировать у себя

Организованность, точность, сосредоточенность в работе. Все то очень пригодится во взрослой жизни.

В отношениях со сверстниками надо вести себя на равных, не важничать, быть самим собой. Здесь нужны понима­ние, деликатность. Общению помогают также вниматель­ность, доброжелательная на­блюдательность, спокойные размышления и взвешенное собственное мнение. Так, в процессе общения мы позна­ем других и себя.

Особо следует сказать о вежливых, культурных отно­шениях юноши и девушки. Забота юноши о девушке должна быть обязательной и не­произвольной. А благодар­ность, поддержка и деликат­ность естественны для девуш­ки. Это не есть только обыч­ное следование человеческим историческим традициям, так устроено все в природе. Женский ум, как правило, более тонко воспринимает окружающее, поэтому больше от девуш­ки, чем от юноши, зависят их отношения между собой. Навяз­чивость девушки вызовет у юноши только снисходительно-презрительное отношение к ней. А если девушка добивается признания еще и напористо, вульгарно, то уважения и заботы от юноши ждать не приходится, они в таком случае просто невозможны.

Человеческому общению часто мешают, как многие дума­ют, наши физические недостатки. Нам кажется, что все только и смотрят на наш длинный нос, на нашу «не в меру упитанную» фигуру и неказистый наряд. Если все время об этом думать, можно развить у себя комплекс неполноценно­сти. Что же делать? А делать здесь, собственно, ничего и не нужно. Надо быть прежде всего просто уважительным по отношению к себе. Не стоит думать, что все только и заняты вашей внешностью. Ведь люди склонны больше обращать внимание на себя. Да и в целом нет людей физически идеаль­ных, каждый имеет в этом какие-то недостатки. Лучше поду­майте, что вам больше подходит в одежде, в поведении.

Найдите в себе привлекательные стороны, держитесь не напы­щенно, а доброжелательно, с достоинством, и вы очень скоро понравитесь сами себе, а значит, и другим.



Как обрести хорошие манеры?

Многие считают, что, чтобы научиться общению, надо знать не только правила этикета. Мол, для разных ситуаций существует множество других правил поведения. Какое же правило выбрать, когда мы встречаемся, например, с новыми людьми в незнакомой для нас обстановке при неизвестных для нас обстоятельствах? Думается, что главным в этой ситуации должно быть одно — сохранять человеческое уважи­тельное отношение к себе и другим. Не делайте того, чего не желаете себе и другим. А если к этому добавить еще немнож­ко находчивости, то манеры сами придут к вам, придут на память и изученные ранее правила хорошего поведения. Слу­шайте голос своей совести и своего разума, вырабатывайте Умение разбираться в людях и ситуациях. Это и будет началом вашей нравственной культуры. Для ее закрепления, конечно, нужна тренировка. Вот почему еще так важно всегда и везде стараться быть вежливым. И не бойтесь ошибиться, от ошибок не застрахован никто. Ваши воспитанность и интуи­ция помогут найти верное решение.

Современный этикет называют этикетом «здравого смысла. Его содержание зависит от все более ускоряющегося по жизни, от насыщенности общения, меняющегося общества. Поэтому современный этикет, предоставляя человеку довольно большую свободу действий, демократичен. В совре­менном этикете ценится не только выполнение давно выработанных правил поведения, но и индивидуальный твор­ческий подход к культуре поведения. Общение — это искус­ство. Поэтому человек в зависимости от того, с кем он обща­ется, в какой обстановке, может сам выбирать подходящие для ситуации правила поведения.

Однако, говоря о демократичности современного этикета следует отметить, что в обществе, раньше и теперь, существу­ют правила поведения, которые соблюдаются человеком неу­коснительно и всегда. Например, существует дипломатиче­ский протокол для государственных лиц, есть военный эти­кет, этикет разных профессий (врачебный, педагогический). В условиях рыночной экономики, конкуренции этикет стано­вится одним из средств приобретения авторитета, укрепления положения в мире предпринимательства.

К сожалению, в современном мире, наряду с уважитель­ным отношением друг к другу людей, присутствуют еще в обществе равнодушие, невоспитанность, грубость, жесто­кость и т. д. Вы заметили,— мы довольно редко улыбаемся, и даже очень удивляемся, столкнувшись с вежливым обраще­нием и т. п., наверное, привыкли к другому. Забываем мы и вовремя ответить на письмо, поблагодарить, поздравить, не умеем выразить понимание собеседнику, свои добрые к нему чувства. А сможете ли вы тактично, вежливо отказать челове­ку в чем-либо? Попробуйте. Получается?

Можно ли противостоять грубости и бестактности? Не опускаться до них, не унижать себя, тем более что ответная грубость лишь разжигает конфликт? Думается, что да. Глав­ное здесь — это держать себя в руках, ведь гнев — плохой советчик, который мешает ответить умно. Злая и раздра­женная реакция на окружающее присуща людям тревожным, неуверенно чувствующим себя в обществе. Это признак нераз­витости и слабости духа.

Таким образом, воспитанность, вежливость, порядочность, гуманность должны служить взаимным интересам людей, должны помогать им жить вместе. Если человеком движет добро, тогда его вежливость искренна, легка и привычна ему самому. Человек высокой морали не может быть невежливым.

Выводы. /. Главное в любом своде правил поведения — человечность, вежливость и тактичность. 2. Чтобы обрести хорошие манеры, нужно формировать в себе уважительное отноше­ние к другим людям. 3. Современный этикет призван сохра­нять порядок в обществе, обеспечить гуманные и демокра­тичные отношения между людьми.

Словарь

Вежливость — один из главных принципов человеческого обще­ния взаимное уважение и доброжелательность людей.



Тактичность — чувство меры в поведении, словах и поступках.

Хорошие манеры — следование человеком правилам общения в культурном обществе.


«Такт — это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. То есть жалкий комп­ромисс»,— говорит один из героев Э. М. Ремарка.

Модель­ер П. Кардена: «Хорошо одетый человек тот, кто считается с собой и другими»?

Склонность к осмеиванию говорит порой о скудности Ума» (Ж. де Лабрюйер). Как отличить развитое чувство юмора от шутовства?

В сущности для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...» Так считал А. П. Чехов.


О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Речь человека больше всего говорит о его воспитанности, об уважении им культуры своего народа. Правильно употребляйте и произносите слова; не старайтесь щегольнуть незнакомым «умным» словом, можно попасть впросак; невежливо использо­вать слова и выражения, которых не знают собеседники (напри­мер, иностранные, специальные термины, жаргон). Грубость в речи человека, сквернословие свидетельствуют или о его скудном словарном запасе, или о неспособности им выразить мысль; или о психологической слабости, неумении сдерживать эмоции; или о неуверенности, тревожности, неспособности жить среди людей; жестокости.

Научитесь управлять тоном голоса, интонациями, вовремя делать паузы. Б. Шоу говорил, что есть только один способ написать «да» и «нет», но существует 50 способов их произнести. Потренируйтесь!

Если вы при встрече с незнакомым человеком не знаете, как его зовут, вежливо спросите (уточните) об этом у него самого. Если не нравится, как обращаются к вам, дайте это понять в вежливой форме. Избегайте фамильярности и панибратства, они могут быть источником обид и конфликтов. Если шутить без остановки, можно прослыть шутом. Беспричинное постоянное хихиканье вызывает недоумение. В разговоре «не торопитесь отвечать — торопитесь слушать» (пословица). Уметь слушать — значит быть внимательным к собеседнику, оказывать ему свое внимание; не отвлекайтесь, смотрите на собеседника заинтере­сованно.


Первым здоровается младший по возрасту и положению в обществе; мужчина приветствует женщину. Но при рукопожа­тии — наоборот.

Обращаясь к незнакомому человеку на улице, лучше сказать: «Будьте добры», «Извините», «Пожалуйста». Это заме­няет приветствия и обращения.

При знакомстве представляют младших старшим, мужчи­ну женщине. Всех своих знакомых, друзей представляют роди­телям, но не наоборот. Когда представляют юношу, он всегда встает. Девушка должна встать, если ее знакомят со старшими. В современном обществе можно представляться и самому.

Никогда не забывайте и не делайте ошибок в именах своих знакомых. Это — начало добрых отношений.

Разговор по телефону не начинается с вопроса: «Кто говорит?» Если вы звоните незнакомому человеку, нужно снача­ла представиться. Будет также хорошо, если вы заранее уточни­те время своего звонка. Если вы ошиблись номером телефона, обязательно извинитесь.

На улице, в транспорте старайтесь не беспокоить людей своими сумками, громкими разговорами.

При посадке в транспорт юноша поддерживает девушку, при выходе предлагает ей руку; для девушки не заметить помощь невежливо; на улице юноша идет по левую руку от девушки или ближе к краю тротуара.

На выставке, в музее, библиотеке принято говорить шепо­том или вполголоса; если вы осматриваете залы в сопровожде­нии экскурсовода, то слушайте его объяснения молча, вопросы лучше задать в конце; «на вкус и цвет товарищей нет», поэтому не судите о произведениях по первому впечатлению и громко.

В кинозале полагается снимать высокие головные уборы.

Тактично помогите человеку, попавшему в неловкое по­ложение; если оказались в нем сами, достаточно исправиться и извиниться и не заострять на этом внимания.


ПРИСЛУШАЕМСЯ

Истинная вежливость неразлучна с уважением к лично­сти другого и без него невозможна.

Н. В. Шелгунов

Поведение должно быть подобно одежде: не слишком стеснять и не быть слишком изысканной, но обеспечивать свободу движения и действия.

Ф. Бэкон

Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого.

Цицерон

Гнева не пугайся, на ласку не кидайся.

Русская пословица

Старательно тайны свои береги, сболтаешь — и тебя одолеют враги.

Саади

Дружны лесть да месть.



Русская пословица

Назойлив только глупец: умный человек сразу чувству­ет, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он — лишний.

Ж. де Лабрюйер

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так Дорого, как вежливость.

М. Сервантес

Почтительность — самый замаскированный, самый скрытый и самый элегантный из комплиментов.



Шенстон


скачать


Смотрите также:
Тема 21. Человек воспитанный
92.29kb.
Перспективы развития педагогических технологий
134.03kb.
Шкалы: типы профессий человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа
88.38kb.
Тесты по литературному чтению 4 класс. Умк "Школа России"
31.01kb.
Тема § Человек как природное и социальное существо
68.45kb.
Почему «человек на войне» особая тема в литературе?
11.47kb.
Семинаров по общей психологии 2 семестр Раздел II. Человек как субъект деятельности тема Человек и его изучение в психологии Вопросы для обсуждения
83.31kb.
Человек – человек
27.77kb.
Классный час Тема: «Познай себя» Цели: помочь ребятам взглянуть на окружающий мир и на себя со стороны
114.08kb.
Византийские истории Феодора и Кассиана
411.02kb.
Тема 1 Место человека в системе орган
164.66kb.
Тема 1 Место человека в системе орган
164.66kb.