Главная стр 1
скачать
«Технология системного усвоения знаний. Психодидактика.»

Куулар А.Д. учитель физики

МОУ СОШ №3 г.Чадана

План изложения:



  1. Актуальность темы.

  2. Психодидактика – как самостоятельная отрасль психолого-педагогических знаний.

  3. Классификация методологических подходов психодидактики.

  4. Системно-структурный подход из блока системного усвоения знаний.

  5. Структурная схема изучения темы «Равномерное прямолинейное движение» в 7 классе.

  6. Рекомендации по применению системно-структурного подхода на уроках.

На протяжении столетий развитие психологии обучения и дидактики породило ряд концепций, теорий и методов, способствующих продуктивности передачи знаний. Тем не менее, до сих пор школьный процесс обучения строится зачастую по самой простой и общедоступной схеме, основанной на словесно-репродуктивных способах обучения: учитель пересказывает параграф учебника, снабжая его по мере возможности демонстрациями изучаемых явлений (но чаще без них), проводит закрепление знаний путем обсуждения и решения задач, дает задания на дом. На следующем уроке спрашивает двух-трех учеников, выставляет хорошие (для поощрения) и плохие (для наказания и страха) отметки, затем рассказывает следующий параграф и т.д. В чем же дело? Здесь появляется необходимость соединения психологического и дидактического знания в единую систему воздействия на учащегося (на личность). При изучении педагогики теория обучения и теория воспитания раскрываются посредством категорий - предмет, методологические основы, закономерности, цели, задачи, принципы, методы, формы организации, результаты. Каким категориям дидактики можно отнести проблемное обучение или программированное обучение? В одних случаях «проблемность» относят к категории методов (проблемно-поисковые методы обучения), в других случаях относят к области принципов обучения. Некоторые понятия, которые вошли в практику обучения, признаны и широко применяются учителями, давая нужный педагогический эффект, выделить в качестве предмета самостоятельной отрасли психолого педагогического знания – психодидактики, - назвать их методологическими подходами к обучению, добавив к ним ряд подходов как редко применяемых, так и новых. В результате получается система подходов:

. проблемный,

. программированный,

. дискретный,

. системно-функциональный,

. системно-структурный,

. системно-логический,

. индивидуально-дифференцированный,

. коммуникативный,

. игровой,

. межпредметный,

. историко-библиографический,

. демонстрационно-технический,

. задачный,

. модельный.



Классификация методологических подходов

Процесс обучения с применением выделенных методологических подходов основан на следующих методологических действиях:



  1. постановка конкретных дидактических целей;

  2. выявление психических функций личности, способствующих достижению этих целей;

  3. оперативное преобразование учебного материала к виду, дающему возможность реализовывать выбранные психические функции личности и достигать дидактические цели:

  4. выбор методов и средств, дающих возможность приведения учащихся в психическое состояние, способствующее с помощью преобразованного учебного материала в оптимальном режиме усваивать нужные знания и формировать понятия.

Приведу конкретный пример, используемый мною на уроках. Из блока системного усвоения знаний можно использовать системно-структурный подход при изучении темы «Равномерное прямолинейное движение». Структурная схема изучения этой темы (смотри Приложение) и текст рассказа к ней может выглядеть так.



Рассказ. Что такое движение? Рассмотрим ряд различных физических тел: дом, дерево, Луна, собака, кошка, автомобиль. Запомним их взаимное расположение (см. Приложение, колонку «Факты» в структурной схеме). Посмотрим на те же предметы через несколько часов. Можно отметить, что положение одних тел относительно других менялось, а других - не менялось. Примем за тело отсчёта дом, который будем считать неподвижным. За эти несколько часов по отношению к дому переместились Луна, кошка, собака и автомобиль. Но положение дерева относительно дома осталось тем же самым. Будем считать дерево неподвижным, а все остальные тела – способными двигаться. Таким образом, механическим движением будем называть изменение положения одних тел относительно других.

Для установления законов, по которым происходит механическое движение тел, проведём эксперимент. Поставим на тележку капельницу и с помощью груза добьёмся того, чтобы тележка приходила в движение только при внешнем толчке и достигала бы края стола. Проделав опыт несколько раз с различными промежутками времени падения капель, мы увидим, что во всех случаях за одинаковые промежутки времени, измеряемые по следам капель, тележка проходит одинаковые расстояния. Назовём такое движение равномерным. Дадим определение: «Равномерным движением называется такое движение, при котором тело за любые одинаковые промежутки времени проходит одинаковое расстояние».

Проделаем опыт ещё раз (или воспользуемся результатами одного из предшествующих опытов). Измерим путь, который проходит тележка за один, два, три и т.д. промежутка времени. Заметим, что за время t тележка проходит путь s; за время 2t – путь2s; за время 3t – путь 3s и т.д.:

S/t=2S/2t=3S/3t= … =const.

Отношение пройденного пути ко времени остаётся постоянным. Что характеризует это постоянное отношение? Характеризует ли оно путь? Нет – путь менялся, а это отношение не менялось. Характеризует ли оно время? Нет – время менялось, а отношение не менялось. А что в данном опыте не менялось? Не менялся характер движения тела. Данное тело в своём движении имеет какое-то постоянное свойство. Назовём это свойство скоростью и обозначим буквой v:

v = s/t.

( Далее следует привести весь стандартный состав знания о физической величине, это удобнее делать в соответствии с системно-функциональным подходом. Для объяснения причин равномерного движения следует выдвинуть гипотезу. Имеет смысл забежать вперёд и опереться на положения, которые в будущем мы будем называть первым законом Ньютона).

Любая научная теория имеет своей конечной целью применение на практике её результатов. Последняя колонка «Применение» имеет следующую структуру:


  1. Сначала излагается применение научной теории для расчётов. В данном случае это расчёт пути, времени и скорости.

  2. Далее приводятся примеры положительных проявлений в быту и технике изучаемого явления: равномерно движутся эскалатор метро, лента транспортёра и т.д.

  3. Каждое явление имеет и негативные стороны, которые следует компенсировать. В данном случае груз в кузове автомобиля следует закреплять, чтобы он не перемещался во время движения.

  4. Далее учащимся предлагается привести свои примеры изученных явлений.

Системно-структурный подход позволяет избавиться от традиционного попараграфного изучения материала, имеющего низкий эффект. Оптимальной единицей знания является учебная теория с входящими в неё фактами, гипотезами, идеальными объектами, величинами, законами и практическим применением. Идея системно-структурного подхода исходит из идеи подхода системно-функционального в применении к самому обширному элементу знания – теории. Систематизируя и сравнивая различные научные теории, учащиеся могут увидеть их аналогичную структуру. Любая научная теория начинается со сборами научных фактов, которые требуют объяснения посредством гипотез. Затем идёт выбор идеального объекта (модели), величин и выявление законов. Познание законов даёт возможность практического применения знаний о явлении природы или жизни общества.

По такой же логике должен разворачиваться и учебный процесс. Единственным средством, дающим возможность выполнить требования дидактики - знакомить учащихся со структурой научного знания, - является организация процесса обучения в соответствии с этой структурой. Учащиеся могут изучить множество фактов, величин, законов, но осознание их функций и места в научной теории не приходит автоматически.

Желательно не давать структурную схему учащимся в готовом виде, а строить её по мере раскрытия теории на уроке. После завершения схемы можно начинать интенсивную работу по закреплению знаний. Желательны 3 вида работы со схемой: 1) проверка её наличия в тетради с выставлением оценки за качество её оформления; 2) устный пересказ по схеме фрагментов изучаемой теории или всей теории целиком; 3) письменный текст рассказа по структурной схеме всей изученной теории. Мы не можем выслушать всех учащихся, поэтому письменный рассказ является единственно возможной формой становления целостного знания об изучаемой научной теории и одновременной формой её проверки. С психологической точки зрения структурная схема является ориентировочной основой для построения рассказа, что положительно влияет на развитие речи у учащихся, особенно в наших школах, где нет русскоязычного общения. В данном примере применения структурной схемы я предложила самую простую структурную схему изучения материала в 7 классе. В старших классах обычно изложение теории в учебнике осуществляется в нескольких параграфах, осознание всего изученного как единого целого не происходит. Поэтому основные положения теории должны быть уплотнены и изучены на минимальном числе уроков. Становится ясными блочный метод обучения и теория погружения. Системно-структурный подход даёт технологию их реализации.

Процесс обучения строится примерно так. Урок начинается с демонстрации сразу всего эксперимента, дающего необходимое количество фактического материала. Фактов должно быть собрано столько, чтобы их было достаточно для введения величин, установление законов и примеров практического применения явления. Логика их внесения в структурную схему может быть различной. Эксперименты могут проводиться все сразу, с последующим анализом их назначения внутри теории, либо поэтапно, по мере введения величин, законов и применения явлений. Это зависит от методики, выбранной учителем. В любом случае рисунки экспериментов и следующие из них научные факты заносятся в одну колонку структурной схемы. В колонке «Законы» могут систематизироваться любые нормативные знания, а в колонке «Научные факты» - все рисунки демонстраций.

Высшей степенью сформированности учебных действий является умение самостоятельно анализировать учебный материал и строить структурные схемы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

c:\documents and settings\user\мои документы\моя музыка\мои рисунки\чека\чека 006.bmp

Список использованной литературы:



  1. Крутский А.Н. Психодидактическая технология системного усвоения знаний. – Барнаул: БГПУ, 2002.

  2. Косихина О.С., Крутский А.Н. Психодидактическая система. Технология системного усвоения знаний. – «Физика» («ПС»), 2004, №27, 28.

  3. Перышкин А.В. Физика 7 класс. –Москва,2002, «Дрофа».

скачать


Смотрите также:
«Технология системного усвоения знаний. Психодидактика.»
74.68kb.
Технология полного усвоения знаний Технология полного усвоения, ее характеристика
304.05kb.
Технология модульного обучения
79.39kb.
Учебный предмет «Русский язык»
340.55kb.
Учитель физики Андрюхина Т. Г. Моу сош №9 г. Павловский-Посад Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний»
58.89kb.
Урок «Игровой контроль знаний»
66kb.
Урок по теме «Русская равнина»
32.9kb.
Рабочая программа по технологии на 2010-2011 учебный год Предмет : труд (технология). 1 класс. Учитель: Барабуля М. В
282.7kb.
Урок географии в 6 классе Провела учитель географии мкоусош №85 г. Тайшета, Иркутской области Тема урока: Озера. Цель: Создать условия для усвоения знаний об озёрах, используя информационно коммуникативные технологии
127.57kb.
Пояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
439.51kb.
Урок повторения и систематизация знаний по теме " Рациональные выражения. Степень"
161.81kb.
Урок игра цель урока : контроль, проверка, оценка знаний и умений учащихся по теме «ссср во второй мировой войне»
139.63kb.