Главная стр 1
скачать
КГБС (К) ОУ «Баюновоключевская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

«Традиционные русские праздники в

песнях, играх, обрядах»

(Классный час 7-9)

Составила: Редих Н.В

Тема: Традиционные русские праздники.



Цели:  знакомство с традициями, обычаями, праздниками.

        Ход занятия.



Воспитатель: Много на Руси было обычаев и традиций, которые мы стали потихоньку забывать.

Такие классные часы знакомят вас с основами русской народной культуры. Им становятся ближе и понятнее обычаи и традиции наших предков.
Так, например ни одна крестьянская изба не обходилась без нарядных рушников. Особенностью рушника является геометрическая красно-черная вышивка. С давних веков у разных народов сохранился обычай украшать свои дома оберегами, которые символизируют здоровье, благополучие, счастье и достаток.


По старому русскому обычаю гостей встречают хлебом-солью.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

 Если мы хотим кого-то

 Встретить с честью и почетом,

 Встретить щедро от души,

 С удовольствием большим!

 То гостей таких встречаем

 С круглым белым караваем.

 Он на блюде расписном,

 С белоснежным рушником.

 С караваем соль подносим,

 Поклонясь, отведать просим:

 – Дорогой наш гость и друг,

 Принимай хлеб-соль из рук! (подносят хлеб гостям, поклон)

Да, так сложилась традиция встречать гостей.

А что же такое традиция?  

Традиция  - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения.

А что же такое обычай?

Обычай – прочно установившееся правило, регулирующее поведение людей в определенной области общественной жизни. Обычаи соблюдают главным образом благодаря своей давности и неоднократному, неуклонному применению в течении длительного времени.

Ребята, давайте сегодня поговорим с вами о русских праздниках.

Праздники:

«Лесом частым, полем вьюжным

Зимний праздник к нам идет

Так давайте дружно скажем:

«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Раньше Новый год праздновали то 1 марта, то 1 сентября. И такой порядок длился до эпохи Петра I. Указом от 25 декабря 1699 года Новый год стал исчисляться с 1 января. А 20 января 1700 года Петр I издал указ: о праздновании Нового года. В знак доброго начинания и нового столетнего века поздравлять друг друга в веселье с Новым годом. По знатным проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты сколько у кого случиться и зажигать огни. А людям скудным каждому, хотя бы по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить…»

Кругом рождественская мгла

Во мгле гудят колокола

И с ними в лад

Слова звучат

«Мир на земле и счастья всем».

Я чувствовал как в этот день

Жизнь городов и деревень

Объединив, звучит призыв:

«Мир на земле и счастья всем». Г.Лонгфелло

 В старой России Рождество отмечалось очень широко, а мы с вами только начинаем узнавать этот праздник, который отмечается 7 января.



Я расскажу вам о Святках, потому что нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, примет, обрядов.

В “святые вечера” молодёжь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины.

Ряженые – наиболее важные персонажи святочной обрядности. Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Очень часто рядились в козу и медведя, журавля, старика и старуху, цыгана. Принято считать, что игры ряженых – это имитация прихода нечистой силы из иного мира. Такой переход был возможен именно в Святки, когда старый мир теряет свою форму, рушится. Кроме того, игры ряженых – это игры, которые должны обеспечить “воскресение” солнца, природы, торжество жизни над смертью.

- Кроме колядок, визитов ряженых есть ещё примета Святок. О ней рассказывал Жуковский в балладе “Светлана”.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.


- Гадали во всё время Святок, но особенно правдивыми считались гадания вечером.

1. Ходили "слушать" за деревню, на перекресток дорог, в какой стороне залает собака - туда и замуж идти.
2. Подслушивали под окнами: если ругаются - в плохой дом выйдешь замуж, смеются - в хороший.
3. Сняв крест и не благословясь, девушка с подругой шли к конюшне, становились спиной к дверям и ударяли три раза левой пяткой и говорили: "Если выйду замуж, надевайте узду", если лошади забренчат уздами, то гадающие в этом году выйдут замуж.
4. Страшным, но "самым верным" считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такие высматривания суженого не каждая девушка.
5. Гадание с петухом.
Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба, ножницы, монетки, зеркало, миску с водой. Вносили петуха и смотрели, что петух клюет: крупу - к богатству, хлеб - к урожаю, ножницы - будет жених портным, монетки - к деньгам, клюет зеркало - будет муж щеголь, пьет воду - будет муж пьяница.

- К святочным гаданиям принадлежат также сновидения, из которых выводит предсказания каждая загадывающая особа:

  1. Собрав от веника прутиков, кладут их сложенными вроде мостика под подушку. Та, которая кладет такой мостик, ложась спать приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый если явится во сне и переведет через мост, значит быть замужем в этом году.

  2. Едят перед сном что-либо соленое или пересаливая пищу. Ложась спать говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Иногда просто берут наперсток воды и наперсток соли, смешивают и пьют.

  3. Кладут под голову гребень и говорят: «Суженый, ряженый причеши мне голову».

  4. На ночь кладут бубнового или другого короля из колоды игральных карт под изголовье и загадывают на суженого-ряженого, или на то лицо, которым девушка увлечена, с целью узнать будущее или расположение друга.

- Кроме танцев, песен и гаданий любимым развлечением на посиделках в дни святок являлись так называемые игрища. Как правило, их затевали деревенские парни, желая развлечь таким образом девушек. Но было, разумеется много игр совершенно невинных, характеризующих лишь наивность и простоту деревенских нравов.

Из таких игр можно указать для образца, например, игру в голосянку.

Суть ее в следующем. На посиделках какой-нибудь бойкий парень выходит на середину избы и громким голосом произносит:

Ну, давайте-ка, ребята,

Голосянку тянуть.

Кто не дотянет,

Того за волосы-ы-ы-ы!..

И парень, а за ним и все другие начинают тянуть это «ы» до бесконечности. Посторонние же посетители (ребятишки и пожилые) всячески стараются рассмешить участвующих в игре и тем заставить прервать звук «ы». «Эй, ты, Егорка, лопнешь! – кричат они какому-нибудь парню, - смотри, как шары-то выпучил!» - Окрики эти сопровождаются обыкновенно самым заразительным смехом, и потому Егорка, не удержавшись, в конце концов расхохочется и прервет звук «ы». Тогда на него наскакивает целая толпа и теребит за уши, за нос, за волосы. Азарт при этом бывает так велик, что теребят даже не участвующие в игре.

- Почти такой же азарт вызывает игра в молчанку. Она состоит в том, что по команде все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание, в то время как другие пытаются их рассмешить. Не выдержавшие молчания подвергаются какой-нибудь условленной каре, например, съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, бросить в рот горсть пепла и т.д.

С посиделок молодежь расходилась далеко за полночь. Но так как веселое настроение, поднятое танцами и играми, сразу не проходит, то парни обычно не идут по домам спать, а продолжают шалости на улицах.

Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи было заваливанье ворот деревенским хламом: дровами, бревнами, сохами, боронами. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так заваливали все выходы их избы, что утром хозяева могли очутиться как в плену и нередко не могли выбраться из хаты до самого вечера. Ребята могли в шутку приморозить дверь, своровать сани и скатить их под гору или докучать хозяевам стуком.

Иногда, для большей потехи, парни взбирались на крыши заваленных изб и выливали в трубу ведро воды, после чего хозяева, как очумелые, носились по избе и звали на помощь.

Но кроме озорных выходок парни затевали и игры, среди которых самыми популярными были хороводы.

Кстати


     - Строптивым девкам, которые отказывались на вечерах танцевать, на Руси “ставили градусник” – кидали головой в сугроб.


- Когда парень с девушкой начинали на святках встречаться, им в шутку “соединяли дома” дорожкой, выложенной песком, золой, зерном, поленьями или пропаханной плугом.
     - Парню, которому девушка давала на святках отказ, друзья в шутку привязывали к входной двери головешку.


Святки всегда считались праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население в святочные дни никогда не оставалось равнодушным к общему веселью, к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздником в деревне. Но все-таки центром празднеств служила молодежь: ее веселые игры, песни, посиделки и гадания всегда задавали тон общему веселью и скрашивали унылую деревенскую зиму.


25 января «Татьянин день». В России это шумный веселый праздник всего студенчества. Потому что 25 января 1755 императрица Елизавета Петровна подписала, подготовленный графом И.И.Шуваловым указ об учреждении Московского университета. Так граф Шувалов поздравил свою матушку Татьяну Ростиславну с днем Ангела.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины

У них на масленице жирной

Водились русские блины  А. Пушкин

Масленица – праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало весенних работ в поле. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год – прощание с зимой и встреча весны. Это был поистине всеобщий праздник: последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, сжигали чучело Зимы, ели блины.

Пасха — светлый православный праздник. Отмечать его принято торжественно, весело, с многочисленными обрядами, песнями, стихами, поговорками, вкусным угощением.

Пасху весело отмечали в народе: поскольку праздник этот отмечается весной, к духовной радости присоединялось ликование по случаю наступления весны, пробуждения природы после зимы.

Потешник



Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

С калиной-малиною!

Так люди звали весну, прося у нее милостей — хорошего урожая. Поскольку становилось тепло, в честь Пасхи выпускали на волю птиц. Это символизировало свободу, радость новой жизни. При этом произносились такие слова:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозябые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воришки-воробьишки!

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Как и на любом большом празднике звучали русские песни.

  Кадрильная пляска «Ах вы, сени»



Ах вы, сени, мои сени,

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Решётчатые.

Выходила молода

За новые ворота,

За новые, кленовые,

Решётчатые.

Выпускала сокола

Со правого рукава,

На полете-то соколику

Наказывала.

Ты лети, лети, соколик,

Высоко и далеко.

И высоко, и далеко,

На родиму сторону.

И высоко, и далеко

На родиму сторону.

На родимой на сторонке

Родный батюшка живет.

                        

                                 Песня «А я по лугу»        

А я по лугу, а я по лугу,  

А я по лугу гуляла, а я по лугу гуляла.

Я с комариком, я с комариком.

С комариком плясала.

Мне комар ножку, мне комар ножку.

Комар ножку отдавил.

И на травушку, и на травушку.

На травушку усадил.

                      

  Песня «Как у наших у ворот»                

Как у наших у ворот, как у наших у ворот.

Ай, люли, у ворот, ай, люли, у ворот.

Как у наших у ворот

Муха песенки поет.

Ай, люли, вот поет.

Комар музыку ведет,

Стрекоза плясать идет.

Ай, люли, вот идет.

Стрекоза плясать пошла,

Муравья с собой взяла.

Муравейка милый мой,

Попляши-ка ты со мной.

Ай, люли, ты со мной.

Уж я рад бы поплясать,

Да устал я, мне не встать.

Ай, люли, мне не встать.

               

 Песня «Во поле берёзонька стояла»

Во поле берёзонька стояла

Во поле кудрявая стояла

Люли, люли стояла.

Некому березы заломати,

Некому березы заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду березу заломаю,

Я пойду березу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Вырежу я три пруточка,

Вырежу я три пруточка,

Люли, люли три пруточка.

Сделаю я три гудочка,

Сделаю я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

 

Четвертую – балалайку,



Четвертую – балалайку,

Люли, люли – балалайку.

Мы с вами говорили о праздниках, которые отмечали люди. Праздники предполагают так же полную свободу от всякой работы, так повелось издавна. Праздники, отмечаемые русскими людьми, справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.

Закончу словами: «В жизни всегда есть место праздникам».
скачать


Смотрите также:
Традиционные русские праздники
107.84kb.
Конкурс «Культурной столице культуру мира»
98.36kb.
Традиционные русские напитки
88.2kb.
«Церковные праздники» Православные праздники
71.77kb.
День народного единства
88.58kb.
Календарь народных праздников 2011 год Русские народные праздники 2011 года
12.75kb.
Календарные и обрядовые праздники
169.72kb.
Традиционные и техногенные типы цивилизаций
54.3kb.
«традиционные» и «модернистские» подходы Так называемые «традиционные»
29.29kb.
Программа факультативных занятий «Праздники и традиции» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений
90.2kb.
Учебно-воспитательные цели
75.01kb.
Генофонд белорусов
139.14kb.