Главная стр 1
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КАЖДОЙ ТЕМЫ КУРСА ХИМИИ (10а КЛАССЫ, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) ПО ПРЕДМЕТНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНО- КОММУНИКАТИВНОЙ И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩИМ

Раздел программы

Основные понятия темы

Составляющие качества образования





Предметно-информационная

Деятельностно- коммуникативная

Ценностно-ориентационная

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 часа).


Химическое строение, пространственное строение молекул, вещества молеку­лярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, радикал, функциональная группа, гомология, изомерия, гибридизация, валентный угол, σ-связь, п — связь.

- Знание и умение пояснять на примерах органических веществ основные положения ТХС.

- Объяснение зависимости реакционной способности орг.веществ от строения их молекул.

- Объяснение природы и способов образования различных типов химической связи в молекулах и ионах.

- Умение характеризовать типы гибридизации атомов углерода на примерах органических веществ, относящихся к различным классам.



-Умение решать задачи на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.

-Умение определять принадлежность веществ к определенным классам.

- Умение составлять структурные формулы органических веществ и формулы изомеров. -Умение составлять электронные и электронно-графические формулы атома С в норм, и возбуждённом состояниях.

- Умение составлять модели молекул веществ молекулярного строения.

-Умение называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре

- Умение работать с инструкционной картой и таблицами

- Умение определять изомеры среди списка веществ

- Умение работать в рамках технологии программированного обучения.



-Понимание значения и роли органической химии в системе естественных наук и в жизни общества -Понимание роли A.M. Бутлерова и других русских химиков для развития органической химии - Осознание значения теории химического строения для органической химии и других естественных наук.

УГЛЕВОДОРОДЫ (13 часов)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (4 часа)
Тема 3. Непредельные углеводороды (6 часа)
Тема 4.Ароматические углеводороды (2 часа).
Тема 5. Природные источники углеводородов (1 час).

Понятия: предельные углеводороды, непредельные углеводороды (алкены, диены, алкины, арены), общая формула состава, го-_ мологическая разность, Sp3-Sp2 - и Sp-гибридизация, пространственное строение молекул алкенов и диенов, виды изомерии, сопряжение, реакция присоединения, правило Марковникова,общая формула состава, го­мологическая разность, хи­мическое строение, радикал, атомные S-.P- орбитали, гибридизация орбиталей, гомология, каучук, реакция полимеризации, пластмасса, дегидрогалогенирование, гидрирование, гидратация.

Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структур­ное звено, степень полимери­зации, реакция Кучерова, реакция Зелинского, тримеризация, единая π-электронная система, сопряжённая система, орто-положение, пара-положение, мета-положение, ректификация, ароматизация, риформинг.


-Знание строения и общих физических и химических свойств УВ и способов их получения; -Знание природных источников углеводородов и способов их переработки;

-Понимание различий реакций замещения, присоединения, отщепления, изомеризации, окисления, полимеризации, крекинга;

-Объяснение механизма SR замещения в реакциях алканов; -Выявление взаимосвязи между строением и свойствами УВ;

-Знание особенности строения, свойств и областей применения важнейших представителей пластмасс и каучуков;

-Знание особенностей протекания реакции Кучерова в реакции с ацетиленом и его гомологами;

-Знание правил ориентации в бензольном кольце




-Умение составлять названия углеводородов по формуле и формулы по названию;

- Умение записывать уравнения реакций с участием углеводородов и определять типы реакций с их участием;

- Умение строить структурные формулы изомеров углеводородов и шаростержневые модели их молекул;

-Умение решать «цепочки превращений» с участием УВ;

-Умение устанавливать ПСС между типом гибридизации и химическими свойствами;

-Умение прогнозировать свойства веществ и оценивать взаимное влияние атомов и групп атомов в молекуле;

-Умение характеризовать состав и свойства попутного и природного газа, нефти и каменного угля;

- Умение применять математический аппарат для вывода химических формул органических веществ;

- Умение работать в рамках технологии программированного обучения;

- Умение выполнять химический эксперимент, используя различные источники информации;

- Умение работать с коллекциями.


-Понимание значимости углеводородов для решения одних из самых главных проблем человечества -экологической и сырьевой проблем;

-Осознание значимости аренов для синтеза красителей, лекарственных препаратов и др. материалов;

- Умение оценивать влияние УВ и продуктов их переработки на экологическую ситуацию

в мире;


- Способность к самооценке и оценке работы учащихся в группе и паре;

-Умение ориентироваться в экологических проблемах мира и региона, связанных с

получением, переработкой УВ , использования природного и попутного газов в качестве горючего в автотранспорте и утилизацией полимерных материалов и продуктов шинных заводов (в том числе Екатеринбурга) - Осознание роли русских учёных (В.В. Марковникова, СВ. Лебедева, Н.Г. Кучерова и др..) в развитии органической химии


КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ

ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 часов)
Тема 6. Спирты и фенолы (4 часа).
Тема 7.Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 часа).
Тема 8. Жиры.Углеводы ( 3 часа + 1 час резерва).


Понятия: атомность спиртов первичные спирты, вторичные спирты,третичные спирты, водородная связь, дегидратация, этерификация, карбонильная группа, альдегидная группа, карбоксильная группа, основность кислоты, окисление и восстановление, реакция «серебряного зеркала», диссоциация, кислотные свойства, реакция нейтрализации, сложный эфир, жир, гидрирование жиров, жидкий жир, твёрдый жир, мыло, щелочной гидролиз (омыление), моносахариды, дисахариды, полисахариды, α и ß - формы циклических моносахаридов, пространственное строение молекулы, реакция поликонденсации.


-Знание гомологического ряда предельных одноатомных спиртов, отдельных представителей многоатомных спиртов (этиленгликоля и глицерина), фенолов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров (в том числе жиров) и углеводов, их классификации, номенклатуры, изомерии, физических и химических свойств и способов их получения;

-Знание электронного строения функциональных групп гидроксильных, карбонильных и карбоксильных соединений и взаимного влияния атомов и групп атомов в молекулах этих веществ, а также механизма образования водородной связи между молекулами спиртов, фенолов и карбоновых кислот; - Знание правил безопасной работы со спиртами и карбоновыми кислотами и глюкозой во время проведения эксперимента; -Знание основных областей применения кислородсодержащих соединений;

-Знание причин снижения химической активности карбонильных соединений по сравнению с карбоновыми кислотами и спиртами;

-Знание качественных реакций на глюкозу и крахмал;

-Способность характеризовать генетическую взаимосвязь между УВ и кислородсодержащими органическими соединениями в теории и на практике, при записи уравнений реакций.



-Умение называть изученные вещества по систематической номенклатуре;

-Умение определять: пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекулах;

-Умение записывать химические реакции с участием кислородсодержащих соединений; -Умение осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; -Умение применять полученные знания о кислородсодержащих соединениях при оценке экологической ситуации, связанной с производством и потреблением спиртов, фенолов, карбоновых кислот, жиров, CMC, средств бытовой химии, консервантов, сложных эфиров (в том числе эфиров целлюлозы); -Умение передавать информацию в устном и письменном виде, владеть культурой обмена информации;

-Умение применять полученные знания и умения для обобщения и систематизации изученного материала;

- Умение работать с коллекциями; -Умение решать «цепочки превращений» с участием кислородсодержащих

соединений и задачи с их участием;

-Владение техникой эксперимента по получению карбоновой кислоты и изучению её свойств во время лабораторного практикума; -Умение доказывать опытным путём принадлежность глюкозы к двум классам органических веществ - альдегидам и многоатомным спиртам;

-Умение владеть способами действий в случае возгорания спиртов во время эксперимента.



-Знание экологических аспектов бытовой деятельности, связанных с кислородсодержащими соединениями;

-Знакомство с проблемой утилизации бытовых отходов, содержащих кислородсодержащими органическими соединениями (утилизация антифризов, растворителей, эфиров и др.); -Готовность к экологически ответственному поведению потребителя при обращении со спиртами (фенолами), карбоновыми кислотами, ацетоном и эфирами, понимание отрицательного влияния на окружающую среду производств, связанных с переработкой древесины;

-Осознание роли СВ. Лебедева в синтезе первого синтетического каучука из этилового спирта, значения этого синтеза;

-Осознание значения кислородсодержащих соединений для развития промышленности и роли многоатомных спиртов в жизни насекомых;

-Понимание токсичности, пожароопасности спиртов, фенолов, кислот и эфиров и отрицательного влияния этих веществ на живой организм, необходимости формирования здорового образа жизни, несовместимого с алклгллем, употреблением большого количества жиров, сахарозы, продуктов с консервантами, маргарина. Осознание персональной ответственности за своё здоровье;

Осознание необходимости осторожного обращения с бытовыми растворителями и кислотами в повседневной жизни и знание требований к их хранению.




АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ

ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (3 часа)

Тема 9. Амины и аминокислоты (2 часа)
Тема 10. Белки (1 час).


Понятия: функциональная группа (аминогруппа), радикал, гомология, ион, изомерия углеродного скелета, изомерия положения функциональной группы, межклассовая изомерия, донорно-акцепторная связь, пептидная (амидная) связь, кислотно-основный характер свойств, единая л-электронная система,сопряжённая система, орто-положение, пара-положение, мета-положение, пептиды, первичная, вторичная,третичная и четвертичная структура белка, денатурация и гидролиз белка, принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК, амфотерностъ, водородная связь, нуклеотид, нуклеиновая кислота, ДНК и РНК, пуриновые и пиримидиновые основания реакции этерификации и пептизации.

-Знание классификации и номенклатуры аминов и аминокислот, веществ и материалов, широко используемых в практике (анилин, глицин);

-Умение характеризовать строение аминов и аминокислот и электронное строение аминогруппы и карбоксильной группы; -Знание свойств аминов как органических оснований (взаимодействие с водой и кислотами) и амфотерных свойств аминокислот; - Характеристика свойств анилина, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с ами­нами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина);

-Умение характеризовать строение нуклеотидов и нуклеиновых кислот; -Знание отличий в составе и свойствах ДНК и РНК, а также принципа комплементарности в построении двойной спирали ДНК -Знание качественных реакций на белки (цветные реакции белков);

-Знание правил безопасной работы с аминами, аминокислотами и белками во время проведения эксперимента.



-Умение называть изученные вещества по меж­дународной номенклатуре;

-Умение определять характер взаимного влияния атомов в молекулах аминов и аминокислот; -Умение объяснять природу и способы образования химической связи и определять типы реакций; - Умение записывать химические реакции с участием азотсодержащих соединений; -Умение осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; -Умение применять полученные знания об азотсодержащих соединениях при оценке экологической ситуации, связанной с производством анилиновых красителей; -Умение передавать информацию в устном и письменном виде, владеть культурой обмена информации;

-Умение различать пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот;

-Владение техникой эксперимента во время лабораторного практикума;

-Умение работать с коллекциями, плакатами и моделями


- Готовность к экологически ответственному поведению потребителя при обращении с анилиновыми красителями; -Осознание роли русского учёного Н.Н. Зинина в развитии органической химии;

-Осознание значения реакции Зинина для развития органи­ческого синтеза и опровержения теории витализма; -Осознание значения аминов, аминокислот и белков для живых организмов и важности анилина как сырья для производства красителей, лекарств и полимерных материалов; -Осознание значения нуклеиновых кислот для живых организмов;

-Умение воспроизводить материал во взаимосвязи с материалом курса биологии;

-Осознание роли генной инженерии в современной науке;

-Воспитание ответственного поведения при выполнении эксперимента.


Высокомолекулярные соединения (2 часа + резерв 1 час)


Понятия: высокомолекулярные соединения, каучук, реакция полимеризации, пластмасса, витамины, ферменты (энзимы), гормоны, стероиды, лекарства, антибиотики.

- Понимание различий реакций полимеризации и поликонденсации;

-Знание классификации, состава и номенклатуры биологически активных веществ, а также веществ и материалов, широко используемых в практике (витаминов, ферментов, лекарств);

-Умение характеризовать свойства вещества по их строению;

-Знание правил употребления БАС,

-Знание основных областей применения БАС (например, ферментативного брожения в пищевой промышленности).


-Умение объяснять природу БАС и его влияние на организм человека;

-Умение выстраивать причинно-следственные связи при ответе на вопрос;

-Умение прогнозировать свойства веществ и оценивать взаимное влияние атомов и групп атомов в молекуле;

-Коммуникативные умения и умения работать в группе переменного состава;

-Способность выделять главное из большого по объёму текста и работать с таблицами;

-Экспериментальные умения при выполнении лабораторных опытов, направленных на изучение свойств БАС.



- Умение ориентироваться в экологических проблемах мира и региона, связанных с

получением, переработкой и утилизацией полимерных материалов и продуктов шинных заводов (в том числе Екатеринбурга);

- Осознание роли русских учёных (С.В. Лебедева и др.) в развитии химии высокомолекулярных соединений;

-Понимание обязательной строгой дозировки лекарств и витаминов при их употреблении; -Знакомство с основными средствами и методами профилактики сахарного диабета;

-Осознание последствий бесконтрольного приёма анаболиков спортсменами, стремящимися быстро получить высокие результаты в спорте;

- Умение воспроизводить материал во взаимосвязи с материалом курса биологии




Смотрите также:
Требования к качеству образования для каждой темы курса химии (10а классы, базовый уровень) по предметно-информационной, деятельностно- коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющим
137.66kb.
Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы
194.46kb.
Алексеев А. И. и др. Программы Общеобразовательных учреждений. 10-11 классы
265.93kb.
Программа для основного общего образования (Базовый уровень) по химии на 2013-2014 учебный год
251.29kb.
Рабочая учебная программа по информатике и икт 10-11 класс срок реализации программы: 2 года Составлен на основе «Стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и икт. Базовый уровень»
427.76kb.
Образовательная программа по предмету «Химия» 8-11 класс, базовый уровень на 2011 2012 учебный год
1248.35kb.
Кузнецов А. П. География. Базовый уровень. 10-11 кл учеб для общеобразоват учреждений
64.09kb.
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год по химии класс 10 (профильный уровень) учитель Пономаренко О. В
535.84kb.
Рабочая программа учебного курса химии 10 11 классы
311.14kb.
Образовательная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования (базовый уровень) и учебно-методического комплекта «Музыка 1-4 классы»
209.68kb.
Легостаевой Марии Григорьевны Первая квалификационная категория по по учебному курсу «География» 10А класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год рабочая программа
1471.93kb.
Рабочая программа по химии для 9-го класса Борисовой Г. А. Учителя биологии и химии 2013 2014 г
345.88kb.