Главная стр 1
скачать
I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 7 классе в 2012-2013 учебном году ( 120 минут).
Тур 1 Анализ художественного текста. 50б
Напишите отзыв о стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Два богача».
Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Июль, 1878

Тур 2 История и теория литературы, культура.

1. Соотнесите жанры фольклора и древнерусской литературы, заполнив таблицу.
1. Древнерусская литература. А. сказка Е. сказание

2. Фольклор Б. повесть Ж. поучение

В. частушка З. житие

Г. пословица И. песня

Д. моление К. скороговорка 10 б


1

2








2.Найдите фактический ошибки, напишите правильный ответ.
1) В основе поэмы А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» лежит фольклорный источник ( устное сказание)». __________________________________________________________ 2 б
2) «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»,- сказал Маленький принц своему другу Лису. ___________________________________________________ 2 б
3) Крылатые слова «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» принадлежат И.А.Крылову и взяты из басни «Лебедь, Рак да Щука».

__________________________________________________________________________ 2 б


3.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.

а) «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос. …. как дерево растет на плодородной земле».


б) «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; …и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни..»
в) «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая хорошая клюква - сладкая, как у нас говорят, - бывает, когда она перележит зиму под снегом».
г) «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. …Божественная ночь! Очаровательная ночь!
д) «Итак, все кончено,- сказал он сам себе; - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты».
10 б

4. Кто из перечисленных героев былин лишний?

а) Микула Селянинович; б) Тугарин - царь;

в) Илья Муромец г) Василий Буслаев 3 б
5. В.И.Даль писал: «Во внутренней одежде в пословицах наших можно найти образцы всех прикрас риторики, все способы окольного выражения». Назовите художественные средства, использованные в пословицах.
1) Его голыми руками не возьмёшь. __________________________________

2) Сытое брюхо к ученью глухо. __________________________________

3) Дальше положишь, ближе возьмешь._______________________________

4) Богатый что бык рогатый: в тесные ворота не влезет. _________________



4 б

6. Прочитайте отрывок из стихотворения тульского поэта В.Ходулина. О каком тульском памятнике в нем идет речь , где памятник установлен и почему?
Он летит на холеном коне у Невы.

Он идет по Кронштадту

В заморском камзоле,

Но такого, как в Туле, не встретите вы,

Чтоб с кувалдою царь,

Чтобы руки в мозолях.. 6 б


7. Закончите фразу.
1) Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа ( 9 сентября) 1828 года в _________________________________, где провел большую часть жизни, откуда ушел за десять дней до своей смерти.
2) Сыном тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи был _______________________________________ , которому А.С.Пушкин впоследствии посвятил строки:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

3) Многие литературоведы считают, что наш земляк Алексей Михайлович Сурнин (1767 - 1811) был прототипом легендарного _____________________. 6 б


8.Определите размер стихотворения.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Ф.И.Тютчев. 2 б


9.Узнайте произведение по его началу, укажите автора.
1) Царь с царицею простился,

В путь - дорогу снарядился,

И царица у окна

Стала ждать его одна.


2) У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом… 3 б




Тур 3 Литературно - творческая работа.
Напишите басню, использовав в качестве морали пословицу «На языке - мёд, а на сердце - лёд».

50 б


Ключи к заданиям для 7 класса.
Тур1 50 баллов
Тур 2. 50 баллов

1.


1

2

Б, Д, Е, Ж, З

А, В, Г, И, К

2.

1) баллада, летописный источник



2) это слова Лиса

3) правильное название басни «Лебедь, Щука и Рак», слова же из басни «Квартет»


3.

а) И.С.Тургенев «Муму»

б) В.Г.Короленко «В дурном обществе»

в) М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

г) Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

д) А.С.Пушкин «Дубровский»


4. б)
5.

1) метафора

2) метонимия

3) антитеза

4) сравнение (или еще метафорический эпитет)
6. Памятник Петру I установлен возле оружейного завода, так как этот царь и является основателем завода .
7.

1) Ясной Поляне

2) Василий Андреевич Жуковский

3) Левши
8. ямб


9. А.С.Пушкин

1) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2) поэма «Руслан и Людмила»

Тур 3. 50 баллов
Всего 150 баллов
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания этапа Олимпиады.

Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работы не влияет на оценку выполнения задания.

При оценивании олимпиадных работ школьного этапа Олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания.



Критерии оценивания

Тур 1 (комплексный анализ художественного текста)

При оценке работы учитываются:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.

Тур 3 (литературно-творческая работа)

При оценке заданий этого варианта учитываются:

- правильность, точность и полнота ответа – до 20 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 10 баллов;

- глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка – до 20 баллов


Общая сумма - 50 баллов
скачать


Смотрите также:
Тур 1 Анализ художественного текста. 50б Напишите отзыв о стихотворении в прозе И. С. Тургенева «Два богача»
60.24kb.
Программа курса «Лингвистический анализ художественного текста»
94.62kb.
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева
26.58kb.
Композиционный анализ художественного текста Основные понятия Композиционный анализ художественного произведения
41.33kb.
И. С. Тургенев «Senilia. Стихотворения в прозе»
70.41kb.
Вариант-1 Отзыв о стихотворении Ф. Н. Тютчева
42.26kb.
И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе»
55.61kb.
Многозначность художественного образа в стихотворении М. Ю. Лермонтова
60.43kb.
Олимпиадные задания по литературе (10-11 классы) Задание Анализ художественного текста
364.92kb.
Стилистический анализ стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Собака" Собака
45.21kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта кафедры культурологи Специальность 24. 00. 01
134.59kb.
Урока по теме «анализ стихотворения ф. И. Тютчева «silentium!»
208.53kb.