Главная стр 1стр 2 ... стр 5стр 6
скачать

Управление образования администрации Беловского района


Информационно-методический центр

МОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»


Интерактивные формы обучения на уроках истории
Система работы учителя

Составитель:

Петякшева М.Г.

учитель истории

с.Старопестерево

ул.Школьная 16

8-(38452)-53-3-45

8(923)-604-66-67

Старопестерево

2011


Составитель:

Петякшева М.Г. учитель истории МОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»

В сборнике представлено теоретическое обоснование актуальности использования на уроках интерактивных форм обучения, собран материал из опыта работы педагогов

Интерактивные формы обучения на уроках истории / Сост.: Петякшева М.Г., - Беловский район, 2011



Оглавление

Введение 4

Глава 1 Теоретические основы интерактивного обучения 10

1.1 Понятие и классификация интерактивных форм обучения 10

1.2.Факторы реализации интерактивных форм обучения 27

Глава 2 Педагогические условия реализации интерактивных форм обучения на уроках истории 35

2.1 Использование групповой работы на уроках истории 35

2.2 Проведение мониторинга результативности реализации интерактивных форм обучения на уроках истории 51

Заключение 58

Сценарии уроков 60

ЛИТЕРАТУРА: 87

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90




Введение

В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», что влечет за собой пересмотр содержания, форм, методов и средств обучения.

Один из путей оптимизации отечественной системы образования состоит в актуализации традиционных, адаптации известных, открытии инновационных технологий обучения.

Обучение эффективно и достигает хороших результатов, если:


  • учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

  • получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

  • могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это критике и не получают негативной оценки.

Практически все эти требования соблюдаются, если используется интерактивное обучение, основанное на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.

Почему кооперативное обучение становится сегодня актуальным? Еще в 30-х г.г. XX в. Курт Левин подчеркивал, что «легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности».[23, с.15]А. Ю. Уваров в книге «Кооперация в обучении: групповая работа» называет следующие причины актуальности использования интерактивных форм обучения:



  • прежде всего, совместная деятельность – это основа развития демократического общества, и школа должна соответствующим образом подготовить подрастающее поколение к жизни в этом обществе;

  • технологизация жизнедеятельности человека, современные средства информации определенным образом сокращают привычную зону детского социального окружения, поэтому навыки сознательной кооперации необходимо осваивать в учебное время.[14, с. 102-103]

Актуальность интерактивного обучения Е. В. Коротаева [14, с. 164] видит в том, что оно решает одновременно несколько задач:

  1. Учебно-познавательную.

  2. Коммуникационно-развивающую.

  3. Социально-ориентационную.

Одной из актуальных проблем педагогики была и остается проблема активизации познавательной деятельности обучающихся. Интерактивное обучение изменяет привычные, транслирующие, передающие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, что создает условия для повышения уровня познавательной активности школьников.

Использование интерактивных форм обучения на уроках истории определяется требованиями, обозначенными в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, программах по предмету [26, с. 266]:

1. Задачами исторического образования:

- помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций;

- формировать историческое мышление – способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.


  1. Требованиями к уровню подготовки выпускников:

- уметь участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

- уметь представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в различных формах.

Выбор интерактивных форм обучения обусловлен и тем, что они основываются на следующих концептуальных основах:


  • личностно-ориентированный подход;

  • компетентностный подход;

  • формирование толерантности как особой жизненной позиции.

Теоретические подходы к интерактивному обучению привлекали многих ученых. Их интересовала как психологическая сторона проблемы – вопросы активности человека, активизации его учебно-познавательной деятельности: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Дьюи, А. Н. Леонтьев и другие. Так и педагогическая, - направленная на поиск наиболее эффективных форм и методов обучения: Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Становление и развитие интерактивных форм обучения шло в основном через педагогическую практику по пути совместного использования групповой динамики, формирования социальных и поведенческих навыков в сочетании с широким применением имитационных игр. Благодаря распространению игровых форм интерактивное обучение становится актуальным в 1990-е г.г. Заметный толчок к расширению дидактического использования форм интерактивного обучения, положили исследования и разработки деловых и имитационных игр таких специалистов, как Н. П. Аникеев, И. Г. Абрамова, Л. Г. Борисова, А. А. Вербицкий, В. Я. Платов, А. М. Смолкин и другие.

Однако самостоятельной теории интерактивного обучения как таковой не существует. Сегодня в процессе развития и распространения форм интерактивного обучения наметились серьезные недостатки: слабая разработанность теоретических основ использования форм интерактивного обучения; недостаточное методическое обеспечение применения интерактивного обучения; отсутствие комплексного использования различных форм интерактивного обучения в сочетании с традиционными; недостаточный уровень знаний педагогов теории и практики интерактивного обучения.

Внедрение форм интерактивного обучения происходит стихийно, используемые принципы активизации учебно-познавательного процесса, технологии, способы и формы их реализации, дидактические приемы и методы не составляют единой, целостной педагогической системы интерактивного обучения. Они используются в отрыве друг от друга и служат для построения методик, преследующих частные учебные цели. Являясь, с точки зрения Ю. Н. Емельянова, одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения», интерактивное обучение еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе. Таким образом, противоречие состоит в том, что с одной стороны, растет потребность педагогов в применении интерактивных форм обучения школьников, с другой стороны – не разработаны педагогические условия применения интерактивных форм обучения и недостаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов по данному вопросу, что обусловило тему данной работы: «Интерактивные формы обучения на уроках истории»

Объект исследования – процесс обучения.

Предмет исследования – интерактивные формы обучения на уроках истории.

Цель работы: выявление и экспериментальная проверка педагогических условий использования интерактивных форм обучения на уроках истории.

Задачи:


  1. Дать классификацию интерактивных форм обучения.

  2. Определить педагогические условия реализации интерактивных форм обучения.

  3. Разработать методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения при изучении истории.


Гипотеза: реализация интерактивных форм обучения будет результативной, если:

- выделены факторы использования интерактивных форм обучения на уроках истории;

- определены педагогические условия использования интерактивных форм обучения на уроках истории;

- проводится мониторинг результативности использования интерактивных форм обучения.



Экспериментальная база исследования:

Муниципальное образовательное учреждение «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» Беловского района, являющаяся региональной экспериментальной площадкой по теме «Создание условий для профильного обучения в сельской школе».

В исследовании принимали участие 63 учащихся 9-11 классов.

Исследование осуществлялось в три этапа.



  • Первый этап (2007-2008г.г.) – констатирующий эксперимент, в задачи которого входило изучение коммуникативных затруднений учащихся 9-х классов, внешних и внутренних факторов, мешающих самореализации школьников и получению ими более высоких результатов обучения.

  • Второй этап (2008-2009 г.г.) – формирующий эксперимент, в ходе которого апробировались в процессе обучения истории интерактивные формы обучения, анализировалась результативность их использования.

  • Третий этап (2009-2010 г.г.) – контрольный эксперимент, который позволил определить результативность применения интерактивных форм обучения, составить методические рекомендации педагогам по использованию интерактивных форм обучения.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. Разработаны методические рекомендации педагогам, использующим в практике педагогической деятельности интерактивные формы обучения.

  2. Составлены программы курса по выбору «Практическое право» и элективного курса «В мире социально-гуманитарных профессий», занятия по которым предполагают интерактивные формы обучения.

  3. Подобраны диагностики, позволяющие выявлять мотивационные, эмоциональный, коммуникативные факторы, снижающие результативность обучения.

  4. Составлена программа семинара обучения педагогов основам интерактивного обучения, которая может использоваться в системе методической работы образовательного учреждения.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Управление образования администрации Беловского района
887.94kb.
Управление образования администрации Прохоровского района Приказ
99.78kb.
Управление образования администрации павловского муниципального района
874.98kb.
Начальник му «Управление образования администрации Унинского района»
50.05kb.
Решением Собрания депутатов муниципального района от 24. 12. 2008 №119 положение об отделе образования администрации
83.19kb.
Заместитель главы администрации района по социально-культурному развитию и социальной защиты населения
240.5kb.
1. общие положения управление образования администрации муниципального образования «Жигаловский район»
194.74kb.
Управление образования администрации Грайворонского района
995.51kb.
Управление образования администрации прохоровского района
115.96kb.
Управление образования администрации Прокопьевского района
104.97kb.
Управление образования администрации иркутского района
366.22kb.
Управление образования администрации Чернянского района
509.85kb.