Главная стр 1
скачать

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ИРКУТСКОГО РАЙОНА



Муниципальное

общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования «Кудинская средняя

общеобразовательная школа»

664540, Иркутская область, Иркутский район, д. Куда, ул. Ленина 7 «а»

Тел.: (3952) 696 – 284


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ИРМО

«Кудинская средняя

общеобразовательная школа»

________________Поляк Н. Г.
Подпись расшифровка подписи
Рассмотрено:

Пед.Совет протокол № ________ от________

Согласовано:

Совет школы №_____ от________


Приказ № ________ от____________


Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования «Кудинская средняя общеобразовательная школа»

2011-2012

Содержание:

ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ



  1. Статус, назначение, цели, задачи и принципы реализации программы

  2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности школы в 2010-2011 учебном году

ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИКИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Цели образовательной ступени

  2. Краткая характеристика возрастных особенностей учащихся

  3. Описание видов деятельности, которые адекватны возрастным возможностям учащихся 

  4. Задачи, решаемые учащимися

  5. Задачи, решаемые  педагогами

  6. Учебный план

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Режим работы образовательного учреждения

  2. Комплектование классов


Характеристика школы

Общая характеристика учреждения


Тип, вид, статус учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Кудинская средняя общеобразовательная школа»



Лицензия на образовательную деятельность

№ 292503 серия А от «04» августа 2009 г. по «29» июля 2014 г.

Служба по контролю и надзору с сфере образования Иркутской области:

на 4 года – Начальное общее образование, в том числе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;

на 5 лет – Основное общее образование, в том числе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;

на 2 года – Среднее (полное) общее образование;



Экономические и социальные условия территории нахождения

Школа расположена на территории Иркутского района, в 15 км. от областного центра, г. Иркутска.



Характеристика контингента обучающихся

На начало 2011-2012 года в школе 14 классов-комплектов, из которых –

1-специальный (коррекционный) класс на второй ступени обучении, обучается 12 учащихся.

В общеобразовательных классах:

- детей с особыми образовательными потребностями, (имеющих заключение ПМПК 8 вида -30 чел;

- детей –инвалидов – 6;

- обучающихся индивидуально- 6;

- опекаемых – 12;

- из малообеспеченных семей – 125;

- из неполных семей – 58;

- из многодетных семей – 126.

Группы продленного дня посещают 25 учащихся 1-4 классов.



Структура управления

Директор – Поляк Наталья Григорьевна

Заместители директора:

по учебно-воспитательной работе – Фёдорова Елена Викторовна

по воспитательной работе – Распутина Анжела Владимировна

по административно-хозяйственной работе – Волынкина Анастасия Александровна



Формы государственно – общественного управления
Органом самоуправления (по Уставу учреждения) являются Общее собрание членов трудового коллектива, Совет Учреждения, Педагогический совет, Общешкольный родительский комитет, Совет единомышленников.
Роль в образовательном учреждении данного органа самоуправления

Общее собрание членов трудового коллектива Учреждения. К компетенциям которого относятся:

– рассмотрение и принятие проекта новой редакции Устава Учреждения, проектов изменений и дополнений, вносимых в Устав;

– обсуждение проектов локальных актов Учреждения, в пределах установленной компетенции;

– рассмотрение и обсуждение вопросов стратегии развития Учреждения;

– рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса;

– заслушивание отчетов администрации и органов самоуправления Учреждения по вопросам их деятельности;

– избрание членов Совета Образовательного Учреждения;

– рассмотрение иных вопросов деятельности Учреждения, вынесенных на рассмотрение директором Учреждения, его органом самоуправления.



Совет Учреждения:

— организует выполнение решений образовательного учреждения;

— обсуждает перспективный план развития образовательного учреждения;

— устанавливает распорядок работы образовательного учреждения, продолжительность учебной недели и учебных занятий в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, выбирает по согласованию с органом управления образованием муниципалитета график каникул и устанавливает сроки их начала;

— утверждает правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

— поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания молодежи, творческие поиски педагогических работников с творческими союзами, другими государственными, негосударственными, общественными институтами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития личности обучающихся (воспитанников) и профессионального роста педагогов;



Педагогический совет. Главными задачами Педагогического совета являются:

- ориентация деятельности педагогического коллектива Учреждения на совершенствование образовательного процесса;

– разработка содержания работы по общей методической теме Учреждения;

– внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;

– решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших образовательные программы.
Общешкольный родительский комитет. Задачи общешкольного родительского комитета:

– родительский комитет создан в целях содействия школе в осуществлении воспитания и обучения детей;

– укрепления связи между семьей и школой в целях установления единства
воспитательного влияния на детей педагогического коллектива и семьи;


  • привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации внеклассной и внешкольной работы;

  • помощь школе в осуществлении обязательного общего образования;

  • участие в организации широкой педагогической пропаганды среди родителей;

  • помощь в укреплении хозяйственной и материальной базы.

Совет единомышленников является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.

Контингент

Учащиеся школы проживают более чем в 170 семьях, из которых 25% являются многодетными, около 50%- малообеспеченные. Много неработающих родителей, которые испытывают большие материальные и моральные трудности, в связи с чем 50% учащихся обеспечены бесплатным питанием. К сожалению, это отражается на детях, у данных учащихся низкая мотивация, они не видят перспективы дальнейшего обучения, поскольку родители не имеют возможности отправить детей учиться в ВУЗы и колледжи. Многие ученики после 9 класса продолжают учебу в ПУ, но после окончания возникают проблемы с трудоустройством. Но есть семьи и с благополучной обстановкой. В данных семьях уровень морального и материального благополучия намного выше, у детей высокая мотивация, имеются перспективы устройства в ВУЗы, лицеи и т.д.

Школа поддерживает тесные связи с учреждениями дополнительного образования в системе образования муниципального района:

- ЦРТДЮ,


- ДЮСШ;

- СЮН.


Контингент начальной школы формируется воспитанниками детского сада № 1 - 10%, детьми, находящимися дома до поступления в школу-90%

Взаимодействие с Отделом социального обеспечения, Инспекцией по делам несовершеннолетних позволяет решать вопросы реабилитации и социальной защиты обучающихся.



Учебно-материальная база

В школе 17 учебных кабинетов, библиотека, спортивный зал, актовый зал, библиотека, учебно-опытный участок. Для внедрения ИКТ имеется компьютерный класс, мультимедийное оборудование, выход в Интернет, локальная сеть, создаётся сайт школы, действует электронная почта.



Информационно-техническое оснащение:

Тип техники

Год установки

Где установлен (кабинет)

Кем используется

ПК Intel Celeron 1,70 Ghz

2003

Кабинет информатики

Учащиеся 5 – 11 кл.

ПК Intel Celeron 1,70 Ghz

2003

Кабинет информатики

Учащиеся 5 – 11 кл.

ПК Intel Celeron 1,70 Ghz

2003

Кабинет информатики

Учащиеся 5 – 11 кл.

ПК Intel Celeron 1,70 Ghz

2003

Кабинет информатики

Учащиеся 5 – 11 кл.

ПК Intel Celeron 1,70 Ghz

2003

Кабинет информатики

Учащиеся 5 – 11 кл.

ПК Intel Celeron 1,70 Ghz

2003

Кабинет информатики

Учащиеся 5 – 11 кл.

ПК Intel Celeron 2.26 GHz

2004

Кабинет информатики

Учитель информатики

ПК Pentium 4 2.80 Ghz

2007

Кабинет зам. дир. по УВР

Зам. дир. по УВР

ПК Athlon 64 2500+

2003

Кабинет зам. дир. по ВР

Зам. дир. по ВР

ПК Intel Celeron 2.40 GHz

2009

Кабинет доп. образования

Педагоги дополнительного образования

Ноутбук Samsung

2010

Кабинет русского яз. и лит.

Учитель рус.яз. и лит.

Ноутбук DNS

2011

Для общешкольного пользования

Учителями по мере надобности

Ноутбук Asus

2011

Кабинет английского яз.

Учителем английского яз.

ПК Athlon 64 3500+

2010

Кабинет директора

Директор

ПК Athlon 64 3500+

2010

Кабинет зам АХР

зам АХР

ПК Athlon 64 X2

2010

Кабинет секретаря

Секретарь


Дополнительное оборудование

Наименование

Характеристика

Количество

МФУ

Samsung SCX-4200

2

МФУ

Samsung SCX-3200

1

Принтер струйный

HP

1

Телевизор

Horizont

1

Принтер лазерный

Samsung

1

Принтер лазерный

Epson

1

Принтер струйный

Epson

1

Принтер лазерный

HP

2

Сканер

Mustek 1200

1

Модем

Zyxel

1

Видеомагнитофон

Panasonic

1

Мультимедийный проектор

BENQ-620

1

Музыкальный центр+караоке

LG

1

Музыкальный центр

LG

1

Музыкальный центр

Samsung

1

МФУ

Epson

1

Библиотечный фонд школы:




всего

% от общего числа

Библиотечный фонд:

8367

100%

- учебники и учебная литература

4287

51%

- художественная литература

3727

43%

- методическая литература

130

1,5%

- периодические издания

150

1,8%

Медиатека и ее фонд (количество дисков в медиатеке):

131




- электронные учебники

54

44

- электронные дополнительные учебные пособия

63

0,6%

- электронная справочная и энциклопедическая литература







- художественные тексты на электронных носителях

10

0,1%

Обновление библиотечного фонда (за последние 3 года):

- всего приобретено учебной литературы

850

10%

Из них приобретено:







- за счёт субвенций

574

6%

Организация питания, медицинское обслуживание

Горячее питание осуществляется для всех учащихся в школьной столовой. Имеется медицинский кабинет, организация профилактического медицинского обслуживания проводится согласно установленным нормам за счёт средств Федерального бюджета.



Обеспечение безопасности

  • Обеспечение пропускного режима силами вахтёров.

  • Организация дежурства педагогов и членов администрации по графику в местах пребывания учащихся.

  • Ежедневный контроль за состоянием систем жизнеобеспечения ОУ, проверка всех помещений и прилегающей территории на наличие подозрительных предметов

  • Работа пожарной сигнализации.

  • Огнезащитная обработка деревянных конструкций

  • Наличие семи запасных выходов из здания школы.

  • Наличие плана эвакуации.

  • Работа наркопоста, совета профилактики правонарушений для предупреждения антиобщественного поведения учащихся.

  • Проведение учебных тренировок по ГО и ЧС с учащимися по плану.

  • Проведение месячников «Поведение на воде», «Безопасность дорожного движения».

  • Оформление стенда «Красный, жёлтый, зелёный»

  • Ежегодное проведение родительских собраний, посвящённых вопросам безопасности в различных сферах жизнедеятельности ОУ.

  • Разработка инструкций для учащихся.

  • Ежегодное участие в конкурсе «Безопасное колесо».

  • Создание мультимедийных презентаций.

  • Информационное обеспечение детей и взрослых (приобретение электронных учебников, видеофильмов, тренажёров, разработка тестов)

Большая работа проведена педагогическим коллективом по организации коррекционно-развивающего обучения. На нормативно-правовой основе выстроена система работы с детьми с особыми образовательными потребностями;

Все педагоги, работающие с данной категорией детей, имеют образовательные программы по предметам, учащиеся обеспечены специальными учебниками.

Приоритетными задачами в специальных (коррекционных) классах является социальная и педагогическая реабилитация, профессиональная ориентация.

Значительная часть выпускников школы продолжают образование в ВУЗах. Из высших учебных заведений самыми востребованными являются БГУЭП, ИрГТУ, ВСГАО, ИГУ. Система профессиональной ориентации, элективные курсы социальной направленности осуществляют подготовку к жизни, формируют нравственные постулаты поведения в семье и обществе.

На протяжении более 10 лет школой осуществляется мониторинг определения выпускников, поддерживается тесная связь с бывшими учащимися.

Систематическое самообразование и повышение профессиональной компетентности педагогов школы позволяют педагогам использовать в практике инновационные технологии:



  • информационно-коммуникационные технологии

  • дифференцированное обучение

  • проектную и исследовательскую деятельность

  • проблемное обучение

  • здоровьесберегающие технологии

Следует отметить, что педагоги школы в своей деятельности сочетают несколько технологий.

Образовательный процесс обеспечен нормативно-правовым сопровождением, необходимый пакет локальных актов имеется.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

         Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования «Кудинская средняя общеобразовательная школа», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.


         Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»

НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

         Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.

         Цель: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей; помочь ребенку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой.

         Задачи:
·    обеспечение гарантий прав детей на образование;
·    создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление школой;
·    стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
·    совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
·    обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности.
·    создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;
·    создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма.

        Приоритетные направления:


·    ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;
·    формирование экологического мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников;
·    совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;
·    сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;
·    развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

        Принципы реализации программы

·    Программно - целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы..
·    Информационной компетентности участников образовательного процесса в школе.
·    Вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы.
·    Включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

        Прогнозируемый результат:


·    повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;
·    проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника; обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;
·    творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;
·    удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.

       


ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА.

 Результатом реализации Программы должна стать «модель» (образ) выпускника. Модель выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно - воспитательной работе с обучающимися. Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по ступеням образования, определены в программе развития школы:

Высокий уровень образованности;

         Культура мышления;

         Готовность к самостоятельной образовательной деятельности уровень развития познавательных интересов у учащихся;

         Готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;

         Умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;

        Система нравственно-этических качеств;

         Готовность к самоопределению, созданию семьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания;

        Потребность ведения здорового образа жизни;

        Конкурентноспособность

 Учащиеся, получившие основное общее образование должны:

                           освоить на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;

                           овладеть системой мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

                        овладеть навыками рациональной учебной деятельности, сложными дидактическими умениями;

                             знать свои гражданские права и уметь их реализовать;

                              быть готовым к формам и методам обучения, применяемым на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

 Учащиеся, получившие среднее (полное) общее  образование должны:

                              освоить на уровне государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;

                            освоить содержание предметов на уровне, обеспечивающем поступление и успешное обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

                            уметь находить свою «нишу» в системе социально-экономических отношений;

                           владеть культурой интеллектуальной творческой деятельности;

                           знать и уметь реализовывать свои гражданские права;

                            обладать чувством социальной ответственности;

                            быть интеллектуально развитым, обладать высокой эрудицией, общей, духовной и профессиональной культурой, умением учиться, навыками самообразования, способностью реализовать себя в изменяющемся мире, ориентироваться в общественно - политической, экономической и экологической ситуации;

                              обладать системой знаний о человеке, должен быть знаком с этическими и правовыми нормами, понимать роль нравственных обязанностей человека, в межличностном общении проявлять доброжелательность, терпимость, деликатность, чувство такта, толерантность;

                          обладать эмоциональной устойчивостью, оптимизмом, волевыми качествами, ответственностью за порученное дело;

                              иметь представление о здоровом образе жизни, осознавать здоровье как ценность, владеть умениями и навыками по физическому совершенствованию и организации безопасности жизнедеятельности, экологической грамотностью;

                         уметь работать с различными источниками информации;

                     владеть коммуникативной культурой.

ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИКИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Целями основной образовательной программы начального общего  образования являются: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

Характеристика  младшего  школьного возраста  и виды деятельности  младшего  школьника
Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы исторически подвижны. В настоящее время в нашей стране он охватывает период с 6,5 до 11 лет.
Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться  важной для психического развития. Тем более, что в современных условиях многие дошкольники к моменту начала школьного обучения не овладевают высшими уровнями игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам).

На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их  реализации ребёнок  учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат.

Успешность смены ведущей деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства  возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший школьник обладает достаточной физической выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.

Эмоционально младший школьник впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств, различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.

 

В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С  подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими  значимыми людьми являются прежде всего взрослые.



Особое место в жизни  ученика начальной школы  занимает учитель. В этом возрасте   он для ребёнка  - образец действий, суждений и оценок.  От него  решающим образом зависит  и принятие  позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.

Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения  являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.

Виды деятельности  младшего школьника:


  • Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)

  • Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)

  • Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )

  • Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Конкретные виды  деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности 



  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования

1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки, занятия,  проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)


2. Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности.
3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:

  • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

  • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

  • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

  • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого –

  • Ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов. 

  • Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.

  • Обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.)

5.  Создать пространство для социальных практик младших школьников  и приобщения их к общественно значимым делам.

На первой ступени обучения в соответствии с ФГОС реализация основной образовательной программой обеспечивает решение следующих задач:



  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

          На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится: заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на уроках и внеурочных занятиях в школе. На это нацелен учебный план основного и дополнительного образования. В рамках дополнительного образования функционируют кружки различной направленности и специфики.

Целями основной образовательной программы основного общего  образования являются: создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации  образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

 Характеристика  подросткового возраста и виды деятельности  подростка
 
Подростковый возраст в человеческой культуре не является еще окончательно оформившимся. Имеет место очевидный  «зазор» между младшими школьниками, усердно постигающими основы знаний, и юношами, входящими в избранную профессию, однако особая культурная форма проживания отрочества пока что отсутствует, и  школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случаев не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются младшие школьники, но и в сходных формах.

 

Однако отношения подростка  к миру принципиально иные. Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.



 

Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками  определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысляются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.

 

Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование).  Потребность определиться в мире отношений влечет подростка к участию в новых видах деятельности.



 

Замыслы младшего подростка первоначально нечетки, расплывчаты, масштабны и некритичны. Пробуя осуществить их, он сталкивается с несоответствием своих представлений о себе и мире реальному положению дел. В этом конфликте подросток постепенно начинает осознавать границы собственной взрослости, которые задаются степенью самостоятельности и ответственности.

 

Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении:   стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений. Строя учебную деятельность подростков,   она не адресуется  к деятельности, ведущей за собой развитие. Подростковая школа – это деятельностный ансамбль, в котором у учебной деятельности есть своя сольная партия: развитие комплекса способностей и компетентностей, по-житейски называемых «умение и желание учиться».



 

Овладев формами учебной деятельности в младшем школьном возрасте, подросток стремится получить признание других людей, внутреннюю уверенность в своих умениях, жаждет личностного проявления и признания этого проявления сверстниками и взрослыми. К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника  для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к их планированию и, в конечном счете, к управлению ими.

 

Этому способствует становящееся понятийное мышление, основы которого закладываются в младшем школьном возрасте.  В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения)   мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребенка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания.



 

Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Поведение человека становится поведением для себя, человек осознает себя как некое единство.

 

Виды деятельности подростка, связанные с образовательным учреждением:



  • Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

  • Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

  • Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,  осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.

  • Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).

  • Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.

  • Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

Конкретные виды  деятельности подростков, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными другими участниками образовательного процесса.

 

 Задачи, решаемые подростками в разных видах  деятельности 



  • Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  • Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

  • Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.

  • Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.

  • Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.

  • Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства. 

  • Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего  образования

  1. Реализовать  образовательную программу основной школы в  разнообразных организационно-учебных  формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением  возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов  с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.  (Эту задачу решает в первую очередь учитель). 

  2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области  самостоятельности. (Эту задачу решает в первую очередь тьютор).

  3. Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах. (Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог).

  4. Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий. (Эту задачу решают совместно учитель, тьютор, социальный педагог).

           Образование на третьей ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной, средней школы следующих задач: продолжить нравственное, физическое и духовное становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей; сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению; обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития с учетом этого в школьный компонент учебного плана введены курсы по русскому языку, математике, географии, истории.

Целями основной образовательной программы среднего (полного) общего  образования являются:

выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через   создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться  в выбранном вузе.

Характеристика  юношеского возраста и виды  деятельности старших  школьников


Юношеский возраст в современной культуре не имеет цельного, глубокого, сущностного описания по ряду причин. Во-первых, юношеское становление более зависимо от экономической и политической ситуации (в отличие от предыдущих возрастов). Во-вторых, культурно-исторически юношеский возраст, как и подростковый,  не получил еще четкого оформления и  является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью. И, в-третьих, социальные задачи, которые человек реализует в этом возрасте, меняются практически каждое десятилетие. Ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).

 

Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение  опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают:



  1. внутренний мир и самопознание;

  2. любовь и семья;

  3. ценности и товарищество;

  4. интересы и профессия;

  5. мораль и общественная позиция.

Сценарный характер активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии  образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия. Тем не менее, нельзя напрямую  связывать сценарный характер юношеского действия с якобы предрасположенностью к проектированию – для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей. Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития человека, а третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.

 

Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Юношеские практики становления всегда по-настоящему рискованны – находятся на острие проблем.


Становление юноши это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».

Виды деятельности старших школьников:


  • Учебно-образовательная деятельность в стартовых формах университетского образования (лекции, семинары, тренинги, практикумы, стажировки и т.п.).

  • Индивидуальная  учебная  деятельность  в рамках  индивидуальной образовательной программы  старшеклассника, обучение в системе экстерната, обучение в заочных  школах.

  • Деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского самоопределения

Задачи, решаемые старшими школьниками разными видами  деятельности 

  • Освоить стартовые формы университетского образования и связанные с этим способы личностной организации.

  • Выработать приемы и методы организации индивидуальной учебной деятельности. Овладеть приемами систематизации, типологизации и классификации знаний.

  • Выделить сферу своих интересов в связи с современными экономическими, политическими, социальными  и научными проблемами. Освоить экспериментальные и поисковые  формы  организации деятельности.

  • Овладеть стартовыми методиками организации коллектива.

  • Сформировать стартовые представления  о сфере своих профессиональных интересов,  оформить социальные амбиции, овладеть методами личностной организации.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу полного общего  образования

  1. Реализовать  образовательную программу старшей школы в  организационно-учебных  базовых элементах и формах высшего образования (лекции, семинары, зачетная система, тренинги)  (Эту задачу решает в первую очередь преподаватель).

  2. Подготовить учащихся к осуществлению процессов самостоятельного знаниевого конструирования (целостное видение предмета, системная организация предмета, понятийные взаимосвязи и тематические обусловленности, иерархия знаний)  (Эту задачу решает в первую очередь тьютор).

  3. Сформировать у учащихся методы и приемы по исследованию современных проблем и конструированию их эффективных решений (Эту задачу решает в первую очередь научный руководитель).

  4. Организовать систему социальной жизнедеятельности  и группового проектирования социальных  событий (Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог).

Образовательная программа школы реализуется через учебный план.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Режим работы образовательного учреждения

Программы, методики, режим воспитания и обучения, реализуемые в школе, отвечают предъявляемым требованиям.

В образовательном учреждении соблюдается выполнение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения учебных занятий:

- продолжительность урока 40 минут;

- учебные занятия начинаются в 8.30, без проведения нулевых уроков;

- обучение проводится в одну смену;

- в классах коррекционно-развивающего обучения количество учащихся не противоречит норме (12 человек);

- число уроков не превышает 7;

- школьное расписание составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий;

- школьное расписание строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся;



- продолжительность перемен между уроками 10 минут, после второго, третьего урока – перемены по 20 минут;

- объем домашних заданий в пределах допустимых норм, в зависимости от возраста.
скачать


Смотрите также:
Управление образования администрации иркутского района
210.96kb.
Управление образования администрации иркутского района
366.22kb.
Управление образования администрации иркутского района
122.7kb.
Управление образования администрации иркутского района
183.12kb.
Управление образования администрации иркутского района
253.66kb.
Управление образования администрации Прохоровского района Приказ
99.78kb.
Управление образования администрации павловского муниципального района
874.98kb.
Начальник му «Управление образования администрации Унинского района»
50.05kb.
Решением Собрания депутатов муниципального района от 24. 12. 2008 №119 положение об отделе образования администрации
83.19kb.
Заместитель главы администрации района по социально-культурному развитию и социальной защиты населения
240.5kb.
1. общие положения управление образования администрации муниципального образования «Жигаловский район»
194.74kb.
Управление образования администрации прохоровского района
115.96kb.