Главная стр 1
скачать


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Ербогачен.

Урок внеклассного чтения.





По повести К. Воробьева «Убитые под Москвой».




Выполнила

Карпова Екатерина Валентиновна,

учитель русского языка

и литературы.


2010 год.

Тема урока: «Невероятная явь войны».

( повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой»)
Цель урока:

▼ знакомство с жизнью и творчеством писателя.

▼ воспитание у учащихся чувства ответственности, гордости за Родину.
Оборудование: выставка книг о войне, портреты К.Воробьева,

В.Астафьева, Ю.Бондарева.

Урок проводится в 10 классе.

Эпиграф.


И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

И она – спасена.

А. Твардовский.
Ход урока.


  1. Слово учителя.

С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 г. Тех, кто суровой осенью защищал Москву и кто познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахали»… Тех, кто выстоял 1418 дней и ночей.

Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода…».

Память о войне…

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова…

Именно эти строки А. Твардовского приходят на память, когда берешь в руки повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой».

2. Слово о писателе.

Рассказ учащихся о писателе К. Воробьеве.

а) Из воспоминаний Веры Воробьевой – жены К. Воробьевой.

«К.Воробьев вырос в большой семье. У него было пять сестер и брат. Старшие сестры Татьяна и Мария родились еще до первой мировой войны, а их отец, Дмитрий Матвеевич Воробьев, в 1916 году ушел на войну, попал в плен и 5 лет от него не было вестей. В этот период у Марины Ивановны в 1919 году родился сын Константин. Кто был его отцом, никто не знал – мать хранила тайну. Когда Константин Дмитриевич, будучи взрослым, спросил ее «Кто мой отец?» Узнал, что его отец русский белый офицер Письменов.

Дмитрий Матвеевич вернулся в 1921 году, благородно простил жену, усыновил незаконнорожденного.

Мучительным воспоминанием о детстве у него было постоянное чувство голода. «Мне всегда хотелось есть, - вспоминал он, - потому что никогда не приходилось наесться досыта – семья большая, жизнь была трудной, и я не был способен попросить, чувствуя себя лишним ртом, чужаком. Я очень рано стал понимать, что те дети родные, а я неродной, и очень болезненно воспринимал каждое слово».

Шел 1933 год, а с ним голод, выкосивший тысячи людей в Курской области. Мать обессилила от голода, младшие дети тоже, старшие сестры уехали в Москву. Теперь старшим в семье оказался он, тогда он решил пойти работать в сельмаг. Там получал плату хлебом. Эта работа дала возможность сохранить жизнь всей семье, и чувство ответственности за каждого в семье сохранилось у него на многие годы. Опустело, притихло родное село в 1933 году. Вымирали целыми семьями. За распространение слухов о голоде сажали в тюрьму.

Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в г. Мичуринске. Тогда исправив в справке год рождения, вместо 1919 года вписал 1917 год. Вернувшись в родное село, окончив курсы киномеханика, он 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой, что ему очень нравилось.

В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни в районную газету, а в августе этого же года стал работать в Медвенской районной газете литературным инструктором. В то же время он увлекся историей, преклонялся перед русскими полководцами 1812 года и гордился своим приобретением прекрасно иллюстрированной книги «Отечественная война 1812 года», что послужило поводом изгнания из редакции «Преклонение перед царской армией».

Тогда и пришло решение немедленно покинуть родное село «навсегда уехать». Денег не было. Пришлось украсть петуха, продать его и на вырученные деньги купить билет до Москвы. В Москве удалось устроиться на работу в редакцию фабричной газеты им. Свердлова ответственным секретарем, а вечером оканчивал вечернюю среднюю школу. Надвигался 1937 год. Атмосфера страха и недоверия сковала жизнь москвичей, вокруг предательство, доносы.

В октябре 1938 года был призван в ряды Красной Армии и проходил службу в освобожденной части Западной Белоруссии, в 58-м стрелковом полку. После возвращения из армии в декабре 1940 года пошел работать литературным редактором газеты Академии Красной Армии им. Фрунзе, оттуда получил направление в Кремлевское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 года в составе роты кремлевских курсантов был направлен не фронт, а в декабре под Клином попал в плен. Рота была почти полностью уничтожена».

б) Трагическая судьба двухсот тридцати девяти кремлевских курсантов, погибших под Москвой, за пять дней ноября 1941 года.

Прав В.Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтобы никогда-никогда не повторялось, то что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве по Москвой…»

3. Беседа по повести «Убиты под Москвой».

Учитель.


Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре 1941 под Клином в плен контуженным, открывает народную трагедию 1941 года. Воспоминания о войне жгли сознание К.Воробьева, ему хотелось кричать об этом во весь голос. Чтобы сказать о том, чему был свидетелем, нужен, казалось, какой-то сверхчеловеческий язык, и Воробьев находил такие слова, которые показывают нам беспощадную, страшную правду первых месяцев войны. Повесть «Убиты под Москвой», это повесть о прозрении от слепоты и о доблести, преодолевающей в себе боль слепоты, боль мести за слепоту. Единственное измерение повести – измерение человеческое.

- Какие они юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном

Рюминым на фронт? (Двести сорок человек и все одного роста. -Рост 183,

сказал капитан. Рост героев К.Воробьева – это высокий рост, гордый рост

Они богатыри и внешне похожи на былинных героев, и внутренне

молоды, а в юности так свойственно подражать).

- Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом

восхищения и преклонения?

(рассказ учащихся о капитане Рюмине. Цитата из повести: «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть-чуть сдвинутым на правый висок». «Каждый курсант – еще в ту, мирную пору – ходил в увольнительную с такой же хворостинкой». Главный герой повести Алексей Ястребов думает о себе: «Как наш капитан».

- Зачем понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном

противника? Ведь он знал, что рота обречена, гибель курсантов неизбежна,

они в окружении.

(Учащиеся зачитывают цитату из повести: «У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение – единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении»).

Учащиеся: Решения, действия, поступки капитана Рюмина воспитывают в курсантах мужество, достоинство, стойкость.

- Как воспринимает самоубийство капитана Рюмина Алексей Ястребов? И

почему Рюмин покончил жизнь самоубийством?

Учащиеся: Капитан Рюмин – представитель старшего поколения, человек, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера.

- Каким курсанты видят мир и себя в нем? О чем думали и о чем мечтали

чего хотели, к чему стремились?

(Учащиеся и их размышления о том, что значит для курсантов Родина, война, враг, долг, честь, смерть)

- Что было в них, этих мальчишках, такого, что помогла им вынести

испытания, устоять в «бушующей», пожирающей, ненасытной утробе

войны?

- Какие качества воплощает К.Воробьев в главном герое Алексее Ястребове?



- Каким был путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к

победе над собой, перед страхом смерти, к уверенности: «Мы их, гадов,

всех потом, как вчера ночью!»?

Учащиеся зачитывают цитату

«Меня не убьют…»

Понимание многоликости смерти – все это путь приобретения мужества, путь к победе над собой, к освобождению от страха перед собственной смертью.

4. Слово учителя.

Герой романа В.Астафьева «Прокляты и убиты» Николай Рындин говорит, что на одном из стихирей, принесенных старообрядцами в Сибирь, «писано было, что все кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». Кремлевские курсанты не сеяли «на земле смуту, войны и братоубийство», но они погибли, сгорели в «неразборчивом, всепожирающем огне войны», они убиты под Москвой.

Повесть вышла в февральском номере журнала «Новый мир» 1963 год, в архиве писателя сохранился первый вариант повести:

«Прошло, может быть, несколько часов, и Алексей услышал над собой

гортанный окрик на чужом языке:

- Герр лейтенант, да ист айн руссишер офицер!

Из обвалившейся могилы тащили его резко, дружно и сильно, и он

очутился следующим у ног немцев.

- Эс ист аус мит дир,Рус капут.

Алексей понял и стал подниматься. Он оглянулся и увидел полыхающие скирды…»

Воробьев изменил конец повести, сделал его более оптимистичным.

- Почему?

Он остается жить для того, чтобы воевать.

Но он остается жить и для того, чтобы помнить!

И давайте и мы с вами будем помнить.

«Через года, через века…

О тех, кто уже не придет никогда.

Заклинаю: Помните!»


Музыка: песня «Журавли».



скачать


Смотрите также:
Урок внеклассного чтения. По повести К. Воробьева «Убитые под Москвой»
67.65kb.
Урок литературы в 11-м классе по теме: "У истоков войны народной…" По повести К. Воробьева "
112.86kb.
Урок внеклассного чтения по повести К. Воробьева «Немец в валенках»
82.32kb.
Организация уроков внеклассного чтения: методические рекомендации
176.87kb.
Методические рекомендации по организации уроков внеклассного чтения
27.99kb.
Я вам жизнь завещаю
36.63kb.
Организация и проведение уроков внеклассного чтения
77.73kb.
Урок внеклассного чтения " Пушкин и Лермонтов о Родине"
43kb.
Урок внеклассного чтения " Положение народа в произведениях русских писателей и поэтов"
29.94kb.
Литература для внеклассного чтения, таблицы «Бактерии», «Грибы», «Одноклеточные зеленые водоросли»
1973.04kb.
Урок внеклассного чтения интернет-ресурсы
127.36kb.
Урок внеклассного чтения по теме "Место народного творчества в "Вечерах на хуторе близ Диканьки Н. В. Гоголя. "
113.14kb.