Главная стр 1
скачать



Средняя общеобразовательная школа д. Чернолес

(УРОК в 8 классе)
ТИП: изучение нового материала

с использованием мультимедийно-

компьютерных технологий

Учитель биологии

Лаврущева Л.А.
2005 год


Цели: раскрыть материал о защитных свойствах организма; сформировать понятия иммунитет, вакцина, лечебная сыворотка, антитела, антигены, ВИЧ, СПИД; познакомить с видами иммунитета, свойствами и значением Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов со значением анализа крови при установлении диагноза объяснить сущность СПИДа, путями передачи ВИЧ и профилактикой заражения.

Продолжить формирование умений делать записи, вычленять главное, применять знания, составлять схемы, делать выводы, образно мыслить. Продолжить развитие интереса к предмету. Воспитание здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.


Оформление класса: экран.
Оборудование: карточки – задания для игры «На приеме у врача», компьютер, мультимедийный проектор, рисунок ВИЧ
ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа с понятиями записанными на доске.

Работа с понятиями: Слайд № 3


  • Плазма

  • Сыворотка

  • Эритроцит

  • Лейкоцит

  • Тромбоцит

  • Фибриноген

  • Фагоцитоз

  • Свертывание

Игра «На приеме у врача»

В роли врача – учащиеся, к которым на прием приходят больные с анализом крови. На основе анализа которых, врач дает рекомендации больным. Слайд № 4

АНАЛИЗ № 1

Эритроцитов – 3,5 млн

Лейкоцитов – 8 тысяч

Что вы можете рекомендовать больному и почему?

АНАЛИЗ № 2

Эритроцитов – 5 млн

Лейкоцитов – 27 тысяч

Что вы можете рекомендовать больному и почему?

АНАЛИЗ № 3

В крови мало ионов кальция.

Что вы можете рекомендовать больному и почему?

Вывод: зная состав крови и функции форменных элементов можно оказать помощь или спасти жизнь больному.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО

Цель: продолжить изучение защитных свойств крови.

На экране проецируется тема урока, затем цели для учащихся.

1. Защитные свойства организма.

Наш организм хорошо защищен от инфекционных заболеваний, от проникновения чужеродных веществ и тел.


Схема №1. Защитные свойства организма Слайд № 5.
Введение понятий:

Антитела, антигены.

Значение антител: обеззараживание и нейтрализация продуктов жизнедеятельности болезнетворных бактерий, вирусов.

ВЫВОД: иммунную систему организма человека образуют органы и ткани обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток, веществ, вирусов поступающих извне или образующихся в организме.

2. Что же такое иммунитет?

(демонстрация схемы через проектор на экран, поэтапно по ходу объяснения)

а) Схема №2 слайд № 6

ИММУНИТЕТ
невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям

Схема № 3 слайд № 7.

По ходу объяснения выводятся понятия: иммунитет, вакцина, лечебная сыворотка. Определения понятий учащиеся формулируют после объяснения самостоятельно.

3. – Какие же клетки крови отвечают за иммунитет?

(Проецирование схем на экран)

Схема №3 См. слайд №7

ВЫВОД: (формируют учащиеся)

Лимфоциты отвечают за невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.

4. Проблемная ситуация

Наш организм обладает множеством защитных свойств от заражения (Вместе с учащимися ещё раз перечисляем их)

- почему же механизм действия защитных свойств нарушается при проникновении в организм ВИЧ?

а) Введение понятий: СПИД, ВИЧ

б) Обсуждение путей передачи ВИЧ (по ходу обсуждения учащиеся самостоятельно составляют схему).

См. слайд № 8

Не отмечены случаи передачи ВИЧ:

См. слайд № 9

- Почему организм не может защититься?

Схема № 6 Слайд № 10.

ВЫВОД: вирус поражает ту часть иммунной системы человека, которая связана с Т-лимфоцитами крови, обеспечивающими иммунитет. В результате организм становится беззащитным перед инфекционными и опухолевыми заболеваниями.

- Почему человек не предполагает о заражении?

Схема №7 См. слайд № 11.

- Как убить возбудителя СПИДа? ( сообщает учитель)

См. слайд № 12.

ВЫВОД: если соблюдать личную гигиену, вести здоровый образ жизни, использовать презервативы при половых связях можно защитить себя от заражения.

ВЫВОД ПО УРОКУ: организм человека защищен от генетически чужеродных веществ и микроорганизмов. СПИД разрушает Т-лимфоциты, обеспечивающие иммунитет.

(Вывод формулируется учащимися)



III. Закрепление:

1. Фронтальная работа с понятиями (см. слайд № 13)

2. Новейшие достижения в сфере создания вакцин и лечебных сывороток (сообщение учителя по научно-популярной литературе) см. слайд № 14.

2. Почему СПИД всё ещё не излечимое заболевание?



3. Составление и заполнение таблицы «Иммунитет» (см. слайд № 15)

IV. Итоги урока: см. слайд № 16.
скачать


Смотрите также:
Урок в 8 классе тип: изучение нового материала с использованием мультимедийно компьютерных технологий
48.15kb.
Разработка урока по теме «Биосинтез белка» с использованием компьютерных моделей Тип урока: урок изучения нового материала
59.37kb.
Урок по теме: «Что такое старение и как с ним бороться?». Тип урока
154.56kb.
Урок истории в 9 классе по теме: «Социалистическая индустриализация»
20.21kb.
Урок по химии в 9 классе «Щелочные металлы». Тип урока : изучение нового материала с мультимедийной поддержкой (приложение)
137.85kb.
Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
150.8kb.
Урок физики в 9 классе Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала. Форма урока : беседа
70.24kb.
«Химические свойства алкинов»
72.55kb.
Урок по информатике в 5 классе Поповой И. С. Тип урока: у рок изучения нового материала
55.05kb.
Урок литературы в 5-м классе А. П. Чехов. Слово о писателе. "Хирургия" как юмористический рассказ. Тип урока: Изучение нового материала
26.88kb.
Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
99.17kb.
Путешествие в средневековый город
83.6kb.