Главная стр 1
2011/2012 учебный год
Краеведение, искусство
Открытый урок

«Годовой песенный круг» - встреча с прошлым

08.10.2011г.

Учитель


Семененко Наталья Михайловна
Открытый урок «Годовой песенный круг» - встреча с прошлым - 08.10.2011г.
Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с песенной традицией наших предков

  • В форме игры позволить детям окунуться в мир наших предков и узнать, что они делали с января по январь и какие песни, танцы и игры их сопровождали

  • Показать, что в искусстве нет явлений вне традиций, а красота и притягательность произведений искусства черпается в исконности и традициях

  • Передать детям всё лучшее, что было накоплено веками

  • Сохранение традиций нашего края


Тип урока: педагогика сотрудничества
5,6,7,8,9 классы

10 песен


Пляски, хороводы, ручейки
Оборудование:

  1. 2 платка

  2. Трещалки, трещотки, гусли, бубны и др. русские народные инструменты

  3. прялки


Ход урока:


  1. Обращение к ученикам

  2. Представление гостей: участников ансамбля русской песни при центре народной культуры «Мать Земля», г. Москва.

  3. Годовой песенный круг

  1. Зима

  2. Весна

  3. Лето

  4. Осень

  1. Заключительное слово

  2. Благодарности (награждение директором школы гостей)

Учитывая положительные отзывы учеников и учителей школы, решили:




  • Продолжить открытые уроки по знакомству учеников школы с традициями наших предков

  • Отпечатать фотографии

  • Отдельные фотографии разместить на сайте школы



Урок:
Входят с лестницы под песню «Коляда не перепёлка».
Разговор с детьми Семененко Н.М. и Алексей Блинов.

Зима:

  • солнечный круг

  • земледелия нет

  • прялки

  • ткачество, рукоделие

  • сходки, посиделки

проводы зимы – Масленица:

  • песня «А мы масленицу прокатали!»

  • зарывали масло для прокорма на весь год.

  • Песня «Про коня».

  • Песня «Кострома»

  • Игровая сценка – лечение Костромы.

Из зала:

  1. лекарь

  2. знахарь

  3. священника

Весна – жнивные:

  • Троицкий хоровод под песню «Ты заря моя ты зоренька».

  • Хоровод под песню «Голымба».

2 платка, смотреть на первого, спирали.

Лето:

Купальная песня про ведьму.

Август – жнивные. Самые важные, т.к. кормят год.


  • Песня «Жните мои жнеи», чтобы быстрее работать

Шуточные свадьбы последнего снопа.

  • Похороны мух и комаров. В морковку или репку и хоронили.

Осень – пора знакомств, время свадеб.

Выкупали избу.



  • Песня «Во горенке во новой» - величальная, свадебная.

Год завершился.

  • Игра в ворона.

  1. Курица

  2. Ворон

  3. Цыплята

Ребята!

Уважаемые коллеги учителя!

Многоуважаемые гости!
Сегодня у нас необычный урок, почему?
Во-первых,

Урок проходит не в классе, а в холле.


Во-вторых,

Одновременно для всех классов среднего звена с 5 по 9.


В-третьих,

По продолжительности он занимает 2 урока, и такой урок называют главным.


В-четвертых,

На этом уроке присутствуют все учителя и не потому, что они классные руководители, а потому, что тема урока: «Годовой песенный круг» связывает все предметы:



  • Фольклор – это тема русского языка и литературы и мы видим Татьяну Анатольевну и Екатерину Николаевну,

  • История Отечества – тема предмета Татьяны Юрьевны Гуриной (история),

  • География расселения славян – тема предмета Елены Леонидовны Павловой (география),

  • Подвижные игры славян заложили многие спортивные игры, такие например, как муравейник – тема предмета Натальи Александровны Сафоновой (физическая культура),

  • Труд славян - тема предмета Ольги Владимировны Решетовой (технология),

  • Ну и наконец, сами песни - тема предмета Ольги Дмитриевны Руслановой (музыка).

Всё это в педагогике называется – межпредметные связи, а в жизни всё взаимно связано и нельзя сказать, что это относиться к этому предмету, а это к этому, ибо жизнь, единое целое.
В-пятых,

Это урок продолжение урока прошлого года «Русская сряда», да не всякий урок имеет продолжение через год,


В-шестых,

На уроке присутствуют гости, согласитесь, это бывает редко.


И наконец, в-седьмых,

Это не просто гости, а именно они совместно со мной и проведут этот необычный урок.


А теперь зададим два вопроса.

Что мы узнаем сегодня?

Урок называется «Песни годового круга» и нам предстоит окунуться в мир наших предков и узнать, что они делали с января по январь и какие песни их сопровождали.
И второй вопрос, зачем нас современным жителям 21 века нужны эти знания?
Венецианский «Золотой лев» достался Александру Сокурову за фильм «Фауст».

Вот его слова корреспондентам, бравшим у него интервью:


«Немцы, французы, англичане, итальянцы мне говорят: деньги есть – идей нет. А откуда тогда Леонардо да Винчи, Сэлинджер, Ремарк, Хемингуэй? Почему сейчас у молодых людей идей нет? Почему мне «Фауст» интересен, почему он для меня предмет жизни, почему я вгрызаюсь в этот материал, полжизни им занимаюсь, а ни один немецкий режиссер его не снял? Разговариваю с немецкими журналистами: «Фауст»?! Ой, как это скучно!» Ну и что? Ну и всё.

Это расплата за то, что европейцы забывают свою культуру.

Единственный выход – укреплять культуру, цепляться за неё, придерживаться эволюционного пути, заниматься воспитанием молодёжи. Нет другого выхода ни для европейской, ни для русской цивилизации».


Ребята!

Если мы не будем забывать наше прошлое, а будем опираться на него – это будет тот фундамент, который позволит вам в жизни достичь каких-то высот, это даст вам много идей и позволит нам сохранить свою идентичность.


В искусстве нет явлений вне традиций. Ничто не рождается бесплодно на пустом месте, без основания опыта прошлого. Вся сила красоты и притягательности произведений искусства черпается в исконности и традиции.
А теперь

позвольте мне представить вам людей, которые в свой выходной день из Москвы, приехали к нам, чтобы и мы прикоснулись, нет, напились из живого источника народного творчества.


Ребята!

Может быть не всё, что покажут нам, будет вам понятно сегодня. Но я надеюсь, что возможно спустя много лет вы вспомните нашу сельскую школу, этот зал и этот чудесный день, который Господь послал нам в октябре. Тепло. Солнце. 25 Градусов. Много света. И встречу с нашим прошлым, которое живет, если его помнят.



Представление.

И наконец, Анечка Понкратова, которая, придя сюда ко мне в школу, поддержала меня и позвала своих друзей единомышленников. У русских было принято поддерживать своих родственников.

Ибо, если мы едины, мы непобедимы!
И как говаривал Суворов: «Мы русские и с нами Бог!»

Почувствуйте в себе Русь!



С БОГОМ!


Смотрите также:
Урок «Годовой песенный круг»
45.49kb.
В. Дикуль, А. Еписейкин разованный круг
608.35kb.
Методика обучения пению на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы
25.51kb.
Урок №1 и №2 Тема урока: 60-е г г. XIX века. Особенности, литература, новый тип героя. План урока
228.59kb.
Психолингвистика – пограничная область между психологией и языкознанием. Психологические механизмы речи
46.63kb.
Программа «Семья» Заместитель директора по вр н. Н. Баландова Пенза, 2010
119.78kb.
Аналитический годовой отчёт педагога – психолога старших классов Серебренниковой О. В. о проведённой работе за 2011 – 2012 учебный год
117.85kb.
Урок по справочной литературе Необходимое оборудование: электронная презентация «Они знают всё!»
70.29kb.
Игры-аттракционы 2 игры на развитие координации движений 13
1309.03kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Годовой план
179.01kb.
Годовой план
686.78kb.