Главная стр 1
скачать
Автор: Сычева Елена Владимировна,

учитель истории МОУ СОШ №11,

ст. Кирпильской, Усть-Лабинского района.
«Час пик с Екатериной Великой».

( урок – диалог, 8 класс)



Слайд 1.
Цели:

  • показать роль Екатерины Великой в истории развития и становления России и Кубани;

- воспитание патриотизма, любви к своей стране, к родному краю, традициям и историческому наследию нашей Родины.



Задачи:

- воспитание гражданственности, активной жизненной позиции;

- формирование исторического мышления учащихся;

- развитие мировоззренческих тенденций на основе предлагаемого материала;

- способствовать формированию у школьников позитивного мнения о роли личности Екатерины Великой в истории Кубани.

Оборудование: подготовленные ученики (Екатерина Великая,

А.В. Суворов, 2 ведущих, экономисты, кошевой атаман), мультимедийная установка, магнитофон, класс – студия.
Слайд 2.

Здесь каждый шаг в душе рождает

Воспоминанья прежних лет.

А.С.Пушкин



Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Учитель. Ребята, задача нашего урока систематизировать знания: условия, при которых Екатерина II взошла на престол, характер экономических и культурных преобразований во 2-ой половине 18 века, социальная и внешняя политика Екатерины. Сегодня мы попытаемся понять, кем для России была императрица Екатерина II? Какую роль ей удалось сыграть в событиях XVIII века? Как ее правление повлияло на развитие Кубани? Что связывает кубанское казачество с именем Екатерины Великой?

Поискать ответ на вопрос, почему мы, живущие в XXI веке, даем оценку Екатерине II как Великой и мудрой правительнице, достойной продолжательницы начинаний Петра I. Наше мероприятие - это ваше творчество, основанное на знаниях. У вас есть возможность побеседовать с самой Екатериной. Как вы это сделаете, хватит ли у вас знаний, умеете ли вы вести достойный диалог - мы увидим в конце позже. А я передаю слово ведущим.



Основная часть.
Ведущий 1. Добрый день. У нас в гостях выдающийся деятель отечественной истории, продвинувший Россию вперед на пути к цивилизованному государству, время правления которого названо "золотым веком", вошедший в историю как просвещенный монарх - Екатерина Великая, (входит Екатерина, ее приветствуют стоя).

Ведущий 2. Читает биографию Екатерины на фоне музыки. В это время демонстрируются иллюстрации по теме.

Слайд 3-4.

Принцесса Софья - Августа Ангельт-Цербтская, при святом миропомазанье наречена Екатериной Алексеевной, родилась 21 апреля 1729 года в семье прусского генерала из мелких немецких князей и росла резвой девочкой. Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что речь шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна.

Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность живым, подвижным играм.

Отец был усердный служака, а мать, Иоанна - Елизавета неуживчивая женщина, ходячая интрига, воплощенное приключение. Умерла она в Париже незадолго до воцарения дочери на Русском престоле. Тайно под чужими именами Екатерина с матерью спешно пустились в Россию. В феврале представились Елизавете в Москве. К Екатерине были назначены учителя Закона Божьего, русского языка и танцев - это были три основных предмета высшего образования при дворе Елизаветы. 29 июня 1744 года ее обручили с Петром III, а в августе 1745 и обвенчали. Слайд 5.

После свадьбы 16-летняя мечтательница вступила в продолжительную школу испытаний. "Не проходило дня, пишет Екатерина, - чтобы меня не бранили". Как бы ни была она гибка, как ни гнулась она по-русски, придворные давали ей понять, что она чужая. Один иностранец, боясь влияния тлетворного двора, посоветовал ей читать книги. Екатерина раньше не читала книг. Екатерина благополучно прошла через все превратности и к концу царствования Елизаветы прочно укрепила свое положение при дворе. После смерти Елизаветы на престол взошел Петр III. Он пробыл у власти 186 дней. 28 июня 1762 года в результате государственного переворота Екатерина оказалась у власти.

Ведущий 1. Еще раз здравствуйте! (обращаясь к Екатерине). Добавьте, что вы считаете нужным, к сказанному о Вас.

Возможный вариант ответа. Я могу добавить, что родилась в городе Штеттине. В Россию я приехала в 15 лет, по настоянию Елизаветы Петровны в 1744 году вместе со своей матерью была вызвана в Россию, где я приняла христианство и стала изучать русский язык.



Ведущий 2. В чем было сходство вашего вступления на престол и воцарение Анны Ивановны?

Возможный вариант ответа. Анне Иоанновне и мне предложили подписать кондиции - определенные условия восхождения на трон. Анна Иоанновна, когда оказалась на троне, разорвала кондиции, тем самым подтвердив единовластие. Я также надорвала свою подпись под указом о создании Имперского совета. Перспектива раздела долгожданной власти не устраивала меня, но поскольку сначала я не была уверена в поддержке дворянства и гвардии, я подписала этот указ. Однако вскоре убедилась, что никакой опоры у Панина нет, я отказалась от создания Имперского совета, надорвав свою подпись.



Ведущий 1. Расскажите, что такое Имперский совет? (Возможный вариант ответа.)

Н.И. Панин в самом начале моего царствования, считающий мои права на престол сомнительными, подал проект указа о создании Имперского совета, сводившийся к тому, что править страной должны 6-8 высших сановников, облеченных полным доверием монарха. Предлагалась своеобразная аристократическая конституция по образу кондиций 1730 года.



Ведущий 1. И, как вы сказали, вас это не устраивало, и своеобразным способом вы утвердили свою единоначальную власть.

- Да, именно так.



Вероятно, в студии возникли вопросы, пожалуйста.

Виноваты ли вы в смерти мужа?

- Косвенно, да. После переворота 28 июня 1762 года сломленный Петр III молил лишь пощадить и отпустить его в чужой край. Однако о том, чтобы отпустить свергнутого монарха не могло быть и речи: а если он изменит решение, найдет поддержку в России и за ее пределами? Я всего лишь немецкая принцесса, не имеющая прямого отношения к российской правящий династии, и поэтому должна была опасаться всех, кто мог оспаривать у меня трон. Для меня был выгоден такой исход, как смерть Петра III.

Почему у вас не сложилась семейная жизнь, и вы были вынуждены пойти на такой рискованный шаг, как заговор против собственного мужа.

- Петр III никогда не любил меня. Ограниченные интересы мужа были мне чужды и смешны. Петр относился ко мне с вызывающим безразличием, ухаживал за придворными дамами. После смерти Елизаветы наши отношения еще больше ухудшились. Петр не скрывал пренебрежения ко мне, прилюдно оскорблял. Я могла опасаться самого худшего: развода, высылки, а то и монастырской кельи. Я не любила мужа, но зато любила власть. Используя недовольство Петром III среди дворян, я смогла организовать заговор против мужа, который успешно осуществился.



Ведущий 2. А сейчас небольшая ваша цитата.

(На фоне музыки читает второй ведущий.) "Власть без народного доверия ничего не значит для того, кто хочет быть любимым и славным; этого легко достигнуть: примите за правило ваших действий... благо народа и справедливость, неразлучные друг с другом, - свобода, душа всех вещей! Без тебя все мертво. Я хочу, чтобы повиновались законам, а не рабам..."

Ведущий 2. Именно так изъяснялись вы незадолго до переворота. А так ли вы поступили после, придя к власти?

- Я искренне считала себя ученицей европейских просветителей. Со многими знаменитыми философами того времени: Вольтером, Дидро, Даламбером - я состояла в переписке. И я не жалела сил, чтобы предстать в их глазах именно тем просвещенным монархом, тем философом на троне, о котором грезили просветители. Дело было не только в честолюбии и лицемерии. Я действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. Я полагала, что все препятствия к этому могут быть преодолены путем принятия хороших законов.



Ведущий 2. То есть, вы пытались создать в России правовое государство, где верховенство закона, прежде всего?

- Да, я пыталась это сделать.

Ведущий 1. В студии возникло в связи с вашим высказыванием много вопросов. Возможные вопросы и варианты ответов.

Почему вы решили изменить российское законодательство?

- Российское законодательство было запутанным. Все еще продолжало действовать, принятое в 1649 году Соборное Уложение. Но, за прошедшие с тех пор более чем 100 лет, было издано множество новых законов и указов, часто несогласующихся друг с другом.

Как вы подошли к созданию нового свода законов? Я решила созвать выборных представителей всех сословий и поручить им выработать новое Уложение с учетом интересов населения.

Слайд 6.

Вы в течение двух лет работали над составлением Наказа депутатам, что вы взяли за его основу?

- За основу этого документа я взяла знаменитый трактат французского мыслителя Ш.Монтескье "О духе законов".



Но взгляды Монтескье и ваши полностью не совпадают относительно монархии.

- Да, это так. Я считаю, что государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства.



А что в вашем понимании вольность? Слайд 7.

-Вольность в моем понимании – это право думать все то, что законы позволяют.



Все рассуждения о законах, о свободе странно звучат в стране, где большинство населения находилось в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Указы 1765 и 1767 года еще больше усилили эту зависимость. Как вы можете это прокомментировать?

-Я видела в крепостном праве несносное и жестокое иго, человеческому роду нестерпимое положение, чреватое серьезными потрясениями государства.



А почему вы его не отменили?

- О, я и думать об этом не могла. Отмена крепостного права была бы несвоевременной и опасной.



Ну а каким-нибудь образом вы решали крестьянский вопрос? В моем Наказе я предлагала смягчить положение крестьян, предоставить им право собственности на имущество, оградить их от насилий. Но это не попало в окончательный вариант Наказа.

Скажите, почему вы распустили Уложенную комиссию. Депутаты не сходились во мнении, высказывались либеральные речи. Я убедилась в неосуществимости выработки нового Уложения, но зато познакомилась с настроениями разных слоев населения страны.

Ведущий 2. (обращаясь к Екатерине II). Крестьянская война подтолкнула вас на преобразования. Что это были за реформы?

- Это были губернская и судебная реформы, жалованная грамота дворянству и жалованная грамота городам. Была также подготовлена и третья грамота – государственным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие.

Ваши преобразования, укрепили власть, и упрочили позиции дворянства - вашей опоры?

- Да, это действительно так. Но основное значение грамот было связано с реализацией важнейшей из целей моих реформ – созданием в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него привилегий.

Ведущий 1. Скажите, а образование имело место в Ваших реформах.

- Да. Я бы еще хотела сказать об одной важной реформе, которая была продолжена в 1780 году – это реформа образования. В результате была создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно – урочной системе. Я поставила равенство между обучением и воспитанием. Корень всему злу и добру - воспитание.



Ведущий 2. «Крепость государства не в охране границ, а в укреплении семьи»,- говорили Вы. Что Вы имели ввиду и почему?

- Образование для России было важно и необходимо. И начинаться все должно с семьи. Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. У меня было две важные причины заниматься теорией и просвещением. Во - первых, необходимость создать в империи государственную систему образования, а во-вторых - воспитание внуков. У меня был большой интерес к воспитанию наследников престола Российского, я тщательно следила, чтобы мои инструкции не оставались на бумаге. Все это было подчеркнуто в знаменитой Жалованной грамоте казакам- черноморцам на кубанские земли

У нас появились вопросы в студии.

Скажите, пожалуйста, какое значение для российской экономики имело освоение Кубани?

- Это имело большое значение. Плодородный край принес доходы казне, поставлял зерно на российский рынок и за границу.



Ведущий 1. Мы ничего не говорим о российской экономике. А вы, как известно, пытались поднять российскую экономику подобно Петру I , у нас в студии есть экономисты. Они хотели бы с вами побеседовать.

Продолжают диалог с Екатериной экономисты (группа подготовленных учащихся). Возможный вариант беседы. Вопросы из студии.



Для чего вы вводили большие пошлины на одни товары, а другие разрешали ввозить беспошлинно?

- Ввозили много товаров, и которых хватало, и которых не хватало в России. Таможенный тариф 1767 года совсем запретил ввоз товаров, которыми в собственном государстве по изобилию довольствоваться можем. Нельзя было ввозить соль, водку, скипидар, а за бумагу нужно было платить пошлину в 200%. Напротив, сырье для промышленности облагалось пошлиной в 6%, а некоторые изделия, которых не хватало, можно было ввозить беспошлинно.

Для чего вы повелели выпустить бумажные деньги-ассигнации?

- Многочисленные войны, которые были в России во второй половине 18 века и рост бюрократического аппарата требовали больших расходов. Доходы от налогообложения возросли в 4 раза. Денег не хватало. Приходилось занимать у иностранных банкиров. Образовался значительный внешний долг. Поэтому выпустили ассигнации.



Какое значение для российской экономики имело освоение Новороссии?

- Это имело большое значение. Плодородный край принес доходы казне, поставлял зерно на российский рынок и заграницу.



Сходна ли ваша экономическая политика с политикой Петра I?

- В своей политике я исходила из теории естественных прав, к которым я относила и права частной собственности. С моей точки зрения, правительственное вмешательство в экономическую жизнь, ограничения и регламентация хозяйственной деятельности были нарушением естественных прав. Напротив, неограниченная конкуренция соответствовала естественному праву. По-моему, этим моя политика отличается от политики Петра.



Как вы поощряли предпринимательство?

- Поощрение предпринимательства обещало казне пополнение доходов за счет налоговых поступлений. В 1767 году были отменены откупа и монополии. В 1775 году царский манифест разрешил всем и каждому заводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделья.



Значит, русская буржуазия стала пополняться выходцами из крестьян? - Да. Обычно все начиналось с 1-2 ткацких станков, но которых трудилась семья. Наиболее умелым и оборотистым удавалось накопить денег и расширить производство, нанять работников. Постепенно из кустарной мастерской вырастала мануфактура.

(Ведущий благодарит экономистов за участие в диалоге и продолжает беседу с Екатериной.)



Ведущий 2. Таким образом, ваша политика в области экономики положила начало становлению русской буржуазии, развитию предпринимательства и торговли, но экономическое развитие страны тормозило крепостное право.

- Да, в этом я должна согласиться с вами и историей.



Теперь предлагаю остановиться на вашей внешней политике. Это не менее интересная тема. В студии к диалогу с вами готовились наши ведущие политики.

- Пожалуйста, поговорим и на эту тему. Я готова.

(Возможные варианты вопросов и ответов.)

Назовите основные направления вашей внешней политики. В области внешней политики я и мое окружение ставили 2 задачи: добиться выхода к Черному морю и распространить власть на все восточнославянские земли с православным населением. Их решение, скажу, забегая вперед, потребовало длительной борьбы с Турцией и вовлекло Россию в раздел Польши, чего мы вначале не предполагали.

Что означало для  Польши "liberum veto"? Почему соседние с Польшей державы противились отмене "liberum veto"? Какие противоречия были у России с Турцией? Какой характер войн был со стороны России?

- Думаю, что о войнах лучше меня поведает один из моих доблестных полководцев Александр Васильевич Суворов. (Исторический персонаж появляется в студии). Слайд 8.

(Второй ведущий на фоне музыки зачитывает биографию Суворова).

Ведущий 1. У нас в гостях известный полководец 18 века. Он совершил ряд больших завоеваний на благо России и был удостоен почетной приставки к фамилии - граф Рымникский. Родился Александр Васильевич в 1729 году. Назовите, пожалуйста, ваши самые выдающиеся победы.

- Первой победой назову разгром турецкого корпуса при Козлудте в 1774 году. Русских было 24 тысячи, а турок 40 тысяч солдат. И все же мы одержали победу. В 1789 году наши и австрийские войска под моим предводительством наголову разгромили 30-тысячную турецкую группировку у Фокшан. В этом же году мы одержали победу числом в 25 тысяч русских штыков над 80 тысячами турок. Что считаю важным, в этой битве наших потерь было 45 убитых и 133 раненых. Это действительно выдающаяся победа. Я участвовал в боях при разделах Польши и взятии Измаила.



Вы говорите, что численностью враг чаще превосходил вас и все же вы побеждали. В чем секрет?

- Русская боевая армия была лучше турецкой. Приходилось проявлять смекалку, действовать по обстоятельствам, отступая от правил, создавая новые военные правила. Победы русских достигнуты благодаря искусному маневру, умелым действиям артиллерии в сочетании с пехотой, и мужеству русских солдат в штыковом бою. Здесь нам не было и нет равных.

Ваши враги-турки прозвали вас за мужество и отвагу "топал - паша". Что это значит?

- Я хромой, а слово "топал" на турецком означает "хромой", а паша - значит, главный. Получилось - "главный хромой". Они боялись меня и, несмотря на хромоту, считали хорошим полководцем.



Вашей любимой поговоркой были слова: Тяжело в ученье, легко в бою. Почему?

- В детстве я был хилым мальчиком, и никто даже не представлял меня великим полководцем. Но усердие и настойчивость в преодолении трудностей помогли мне добиться такого результата, прежде всего победы над собой. Поэтому и солдат, обучавшихся военному делу, я заставлял каждый день делать зарядку, закаляться и подбадривал их моей поговоркой. (Возможны и другие вопросы, например: Кого из современных вам полководцев вы считаете своими учениками? Это, правда, что вы участвовали в подавлении восстания Пугачева?)



Ведущий 1.

Сегодня вспомнить мы хотим

События в истории России,

Хотим, чтоб выдающихся людей

Вы на уроке этом не забыли.

Кто любит город свой родной,

Тот знает всю его историю в деталях.

Сегодня речь у нас пойдет

О граде Екатеринодаре.

Ведущий 2. А теперь, поговорим о городе, названном в Вашу честь, если Вы не против.

- Нет, я не против.

Прослушивание песни «С чего начинается Родина?»

Слайды 9-11: С чего начинается Родина? Наша Родина – Кубанская земля берет свое начало от дара Екатерины Великой.

Она даровала нашим предкам за верность и службу эти земли. С ее именем связана вся наша жизнь.



Подготовленный ученик читает:

  • 20 февраля 1792 года кошевой атаман З.А.Чепега пишет прошение на имя императрицы Екатерины II. Слайд 12.

(Выходит ученик в костюме кошевого атамана и читает):

«...прибегая под покровительство Вашего Императорского Величества, подданейше рабски просим Вас выделить нам поселение на Тамани с окрестностями оной...»

На приеме черноморцы сумели расположить к себе Екатерину, и через некоторое время решение об их переселении на кубанские земли было принято окончательно. Слайд 13.

30 июня 1792 года Екатерина особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем, в которой говорилось:

«Желая воздать по заслугам войска Черноморского... пожаловать оному в вечное пользование всю землю по правой стороне реки Кубани от устья её к Усть – Лабинскому редуту – так, чтобы с одной стороны – река Кубань, а с другой же – Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли...». Слайд 14-18.

Ученик читает: «...Мы воздвигнем грады, населим сёла, сохраним безопасность пределов. Наша преданность и усердие к тебе, Монархине, и любовь к Отечеству пребудут вечно...»

Ведущий 1:

Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам – черноморцам.

Второй отряд во главе с атаманом З.Чепегой осенью того же года, двигаясь по суше, подошел к Ейскому укреплению. Началась осень. Ненастье заставило казаков зимовать здесь. Слайд 19.

И только весной казаки с присоединившимся к ним судьёй Антоном Головатым подошли к высокому берегу Кубани. В урочище Карасунский кут они построили укрепление, начали обустраивать свой быт, воздвигли походную церковь. Здесь начинал строиться город Екатеринодар.



Слайд 21.

Екатерина Великая даровала казакам прикубанские земли, а покровительницей этих владений стала Святая Великомученица Екатерина.



Слайд 22.

Третье столетие Святая Великомученица Екатерина оберегает нашу землю и народ, который своим трудолюбием превратил свои владения в цветущий сад, сделал жемчужиной России.



Ведущий 2. Какое важное событие произошло не так давно в нашем городе, связанное с именем Екатерины? (Возвращение памятника) Слайд 23-33.

Губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев в главных выборах России «Имя Россия» представляет Екатерину II и призывает население Кубани отдать свои голоса в поддержку Екатерины Великой, стоявшей у начала развития нашей малой Родины. Ведь мы, кубанцы, образно говоря,- крестники российской императрицы. Слайд 34,35,36.



Заключение.

Ведущий 2. Человек без РОДИНЫ, что перекати-поле. Носит его сила ветра, и нет от него пользы, нет от него тепла. Не оставляет он после себя добра, а значит жизнь его прожита зря. Нельзя забывать о том, что не место красит человека, а человек место. И если ты приносишь пользу людям, если бережно относишься к земле своих предков, если понимаешь, что нет прекрасней того места, где родился и вырос, значит, ты, как человек состоялся, значит, ты – настоящий гражданин своей Родины!
Слайд 37.

Люблю тебя, мой город славный,

Твои бульвары и мосты!

Возник кордоном пограничным,

Столица юга теперь ты!

Восхищаюсь тобою, мой город родной,

С каждым годом становишься краше!

В целом мире нет места милей.

Краснодар (Екатеринодар) – это Родина наша!

Ведущий благодарит Екатерину Великую и А.В. Суворова. Они покидают студию-класс, их провожают стоя. Предоставляется слово экспертам.

(Это группа учащихся, следившая за ответами и вопросами всех участников большого диалога. Их цель: найти неточности, исправить, прокомментировать.)

Выступают эксперты.

Заключительное слово учителя по результатам работы.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 ст. Кирпильской муниципального образования Усть - Лабинский район.

( урок - диалог)



Разработала: учитель

истории высшей категории

МОУ СОШ №11



Сычева Елена Владимировна
2008 год
скачать


Смотрите также:
Урок диалог, 8 класс Слайд Цели: показать роль Екатерины Великой в истории развития и становления России и Кубани
162.99kb.
Урок истории в 9 классе
43.61kb.
Конспект урока в 3 классе Учитель начальных классов моу сош №7 Ст. Октябрьской Крыловского района Краснодарского края Снисарь Людмила Викторовна 2008 год
136.64kb.
Урок по литературе в 11 классе «Литература о Великой Отечественной войне. Женщина и война»
269.96kb.
Сетевая дистанционная олимпиада по истории России 11 класс. Всего 35 б. Найдите ошибки в тексте о Павле I. (8 б)
62.14kb.
Урок развития речи. Конкурс на лучший проект памятника Василию Теркину
49.42kb.
Урок истории в 8 классе тема: Экономическое развитие России при Николае I
141.08kb.
Урок по истории России XX век в 9 классе. Тема урока: Внешняя политика. Русско-японская война. Задачи урока
83.91kb.
Викторина по истории Кубани «Знатоки истории Кубани» Викторина проведена для учащихся 5-11 классов
80.77kb.
Великая Отечественная война на Кубани
52.98kb.
Урок-презентация. История, 9 класс. Учитель истории, обществознания 1кк моу казачинская сош вотякова Ольга Петровна. Тема урока: «Гражданская война в России». Тип урока: урок изучения нового материала (первый урок)
47.83kb.
Конспект классного час в 10 «б» классе Классный Емельянцева Н. А. «Война на Кубани»
50.62kb.