Главная стр 1
Руководителям муниципальных

органов управления образованием


О проведении селекторного

совещания


В связи с празднованием 7 декабря 2008 года Дня святой великомученицы Екатерины, покровительницы г. Екатеринодара – Краснодара, во всех общеобразовательных учреждениях края в каждом классе 5 декабря текущего года необходимо провести единый Всекубанский урок «Именем Екатерины нареченный…».

19 ноября 2008 г. в 17-00 заместитель главы администрации (губернатора) края Г.Д. Золина проводит селекторное совещание по проведению ряда мероприятий, посвященных Дню святой великомученицы Екатерины. На совещание приглашаются руководители муниципальных органов управления образованием, культуры, молодежи, руководители образовательных учреждений, учреждений культуры, средств массовой информации, заместители руководителей по воспитательной работе образовательных учреждений, методисты, тьютеры, учителя кубановедения, истории и основ православной культуры.

Перед селекторным совещанием департамент образования и науки рекомендует ознакомиться с разработками единого Всекубанского урока «Именем Екатерины нареченный…» для 1-11 классов (Приложения 1-5) и дополнительным информационным материалом, подготовленным ККИДППО. Материалы размещены на сайте департамента образования и науки и направлены в муниципальные органы управления образованием электронной почтой.

Руководитель департамента Т.П. Хлопова


Чендева Е.В.,

231-96-59


Приложение 1
Опорный план-конспект урока для 1-2 классов

«Именем Екатерины нареченный»


Цель: Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края

Форма урока: урок-путешествие

1. Беседа учителя с учащимися с целью активизации знаний.

Примерный перечень вопросов:

- Как называется столица (главный город) нашего края?

- Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?

- А почему он так назывался, как вы думаете? Для этого вспомните, как появлялись названия городов.

- В честь кого же был назван город Екатеринодар, как вы думаете?

2. Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по станицам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век. Итак, на машине времени отправляемся…

Первый пункт путешествия – Петербург 18 века.

На доске иллюстрационный ряд с изображением Петербурга, портрет молодой будущей императрицы Екатерины II, портрет царевича Петра III и т.д.

Вот мы и прибыли на место нашей первой остановки, в город Петербург. Давайте рассмотрим его, людей, которые жили в те далекие времена, почти 300 лет назад.

Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают, как жили в те времена люди в России.

Учитель показывает портрет молодой будущей императрицы.

- Как вы думаете, кто это может быть?

- Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.

- Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет?

Учащиеся описывают портрет.

Рассказ учителя.

А какой стала императрица Екатерина II, когда пришла на Российский престол, мы узнаем на следующей остановке.

Второй пункт путешествия - Царский дворец.

На доске - слайды или картинный ряд, иллюстрирующий события, происходившие в 1792 году. Императрица Екатерина II беседует с запорожскими казаками.

Беседа о том кто такие казаки, чем они занимались, как жили, об идее Екатерины сделать из них верных защитников Отечества.

Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных рубежей Российских и задает вопрос:

- Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому. - А знаете ли вы, какие памятные места, связанны с именем этой великой правительницы? Вернемся на машине времени в наше время.

Третий пункт путешествия – современный Краснодар.

Демонстрируются изображения исторических мест, связанных с именем Екатерины II в Краснодаре. Дети сравнивают виды Екатеринодара и Краснодара и отвечают на вопрос: Как в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую.

Творческое задание: нарисовать то, что им больше всего понравилось и запомнилось во время путешествия.

Подведение итогов урока.


Приложение 2
Опорный план-конспект урока для 3-4 классов

«Именем Екатерины нареченный»


Цель: Формирование чувства ответственности за сохранение истории родного края

Задача: Показать роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края и России.

Урок проводится в режиме образовательной проектной технологии, ориентированной на учащихся 3-4 классов.

Оборудование: раздаточный материал с текстами на каждую группу, «исследовательские листы» группы

Ученики работают в микро группах по 6-8 человек.

1. Работа с новыми словами и терминами по проблематике урока.

2. Постановка проблемы: Почему раньше город Краснодар назывался Екатеринодаром?

В каждой группе на столах лежит набор текстов: текст о св.Екатерине, текст с расшифровкой имени «Екатерина», текст о дарении императрицей Екатериной II земли южных рубежей казакам.

Дети высказывают свои мнения, приходят к выводу о том, что город мог так называться по разным причинам, но главная – в честь императрицы Екатерины II.

3. Самостоятельная работа.

Перед началом работы – небольшой рассказ учителя о судьбе и деятельности императрицы во времена ее царствования.

Задание группам: Какие человеческие качества позволили Екатерине II стать великой императрицей? Вам предстоит найти ответ на этот вопрос, изучив материалы исторических и литературных источников.

Организуется работа с выдержками из исторических источников в микро группах. Задача детей в группах – прочитать, выделить личностные качества императрицы, записать их в свой «исследовательский лист».

Следующий этап данной работы – доказать наличие выделенных личностных черт императрицы выдержками из текстов.

Учитель фиксирует на классной доске (или интерактивной) ответы детей. Результатом работы является вывод: несмотря на то, что Екатерина по происхождению не была русской, она была настоящей патриоткой России, много сделала для блага государства Российского.

В конце урока учитель проводит беседу о роли выдающейся исторической личности - Екатерины Великой в судьбах России и Кубани и формулирует вывод о необходимости возвращения исторического имени «Екатеринодар» столице Кубани.

На дом учащиеся получают творческое задание: подготовить сочинение-размышление на тему: «Что ты можешь сделать сейчас для того, чтобы в будущем внести свой вклад в процветание Кубани и России?».

На уроке используются тексты и источники, адаптированные для данной возрастной категории.


Приложение 3
Опорный план-конспект урока для 5-7 классов

«Именем Екатерины нареченный»


Форма урока: урок – путешествие.

В течение урока учащимся предлагается совершить виртуальное путешествие по историческим местам, связанным с именем Екатерины II в столице Кубани.

В начале урока, учитель использует элементы эвристической беседы, смысл которой привести учащихся к мысли о значимости каждого имени, и к исторической справке об имени Екатерина в отечественной традиции. (Используется историческую справку и православный календарь).

Первая остановка - памятник Екатерине II (где рассказ учителя обращен не на детализацию элементов памятника, а основан на анализе личностных, деловых качеств императрицы – как политического деятеля и человека.)

Вторая остановка - Свято-Екатерининский храм. Беседа учителя направлена на повествование смысла принятия Екатериной II православной веры.

Третья остановка – Свято-Екатерининская пустынь, где речь идет о исторической роли пустыни в судьбе края и связи имени Екатерины с духовными традициями Кубани.

Четвертая остановка – улица Екатерининская (ул. Мира), которая является одной из центральных улиц города.

Учителем озвучиваются идеи губернатора края, отмечается его личный вклад в сохранении традиций, возвращению регалий казачества, в восстановлении памятников.

Педагог подчеркивает призыв А.Н. Ткачева – к активному участию в проекте «Имя России».
Приложение 4
Опорный план-конспект урока для 8-9 классов

«Именем Екатерины нареченный»


Форма урока: ролевая игра

Для проведения урока требуется, чтобы учащиеся выбрали (распределились) на определенные группы, играющие отдельные роли: адвоката, обвинителя, свидетелей с обеих сторон, присяжных заседателей, взгляд на происходящее со стороны (иностранец в г. Екатеринодаре).

Учитель: Ребята, в 1920 г. переименование города Екатеринодара в Краснодар произошло волевым решением органов советской власти. Мы же с вами сегодня на уроке вернемся в то самое время и воспроизведем события 90-летней давности. Представим себе, что мы находимся на заседании комиссии по переименованию г. Екатеринодара и попробуем вынести решение о том, не была ли допущена историческая ошибка? Стоило ли переименовывать столицу края?

Каждой группе предложены документы и исторические источники, характеризующие вклад императрицы в историю Кубани, на основе которых учащимся, представляющим отдельные роли, предстоит строить свои выступления.

В начале процесса учитель излагает суть обсуждаемого дела и ведет судебное заседание.

«Канцелярский советник»: представляет историческую справку, в которой речь идет о смысле принятия императрицей при крещении имени Святой Великомученицы Екатерины и восшествию на престол под именем Екатерины II.

«Присяжный поверенный»: на основании документов выстраивает защиту в отношении сохранения имени Екатерины городу.

«Обвинитель»: формулирует аргументы в пользу переименования города.

«Свидетели»: (со обеих сторон) пытаются склонить чашу правосудия в свою сторону при принятии судебного решения.

«Присяжные заседатели»: выносят аргументированное решение.

«Иностранные наблюдатели»: рассматривают данный судебный процесс в исторической ретроспективе.

Учитель, подводя итог урока, подчеркивает роль губернатора А.Н. Ткачева в популяризации исторической личности Екатерины II и призывает школьников принять активное участие в проекте «Имя Россия».


Приложение 5
Опорный план-конспект урока для 10 – 11 классов

«Именем Екатерины нареченный»


Урок проводится в режиме образовательной проектной технологии, ориентированной на учащихся 10-11 классов.

Основной лейтмотив урока: возвращение исторического имени «Екатеринодар» столице Кубани.

1. Экспресс-опрос учащихся о возвращении исторического имени столицы Кубани.

Примерный перечень вопросов:

1). Нужно ли сохранять память предков?

2). Как необходимо относиться к историческим традициям?

3). Как вы относитесь к возвращению кубанской столице ее исторического названия?

Учитель подводит итоги результатов социологического мини-опроса, обозначая картину мнений.

2. Учитель организует работу с историческими источниками, погружая учащихся в проблематику урока (об имени святой Екатерины, поминовении ее в православной христианской традиции, о смысле выбора императрицы имени православной святой, о святости и богоизбранности помазанников российских).

3. Учащиеся в деятельностном режиме составляют проекты, которые будут защищать в конце урока. Во время подготовки проектов учащиеся самостоятельно при поддержке учителя приходят к выводу о необходимости возвращение исторического имени «Екатеринодар» столице Кубани.

Работа ведется на основе предоставленных источников и документов. Каждой группе поручено задание по созданию проектов по следующим направлениям.

Первая группа – на основе эпитафии, написанной самой императрицей для своего надгробия, составляет словесный портрет, характеризующий личностные качества Екатерины II.

(Данная группа в итоге подчеркивает те личностные качества императрицы, которые позволили немецкой принцессе, стать русской православной императрицей, и запечатлеть себя навеки Екатериной Великой.)



Вторая группа – формулирует достижения Российского государства в годы правления Екатерины II на основе предложенной исторической хроники.

(Итогами работы данной группы станет признание выдающегося вклада императрицы в историю нашего государства: увеличение территории страны, укрепление ее позиций во внешней политике, преобразования в сфере внутреннего обустройства, развития образования и др.)



Третья группа – на основе предоставленных иллюстраций (в электронном виде или на бумажном носителе) готовит презентацию о роли императрицы Екатерины Великой в истории Кубани.

(Учащиеся приходят к выводу о выдающейся роли Екатерины в судьбе кубанского казачества и исторической обусловленности необходимости увековечивания ее имени).



А в конце урока учитель выявляет, как изменилось отношение учащихся к идее возвращения исторического имени «Екатеринодар» столице Кубани, озвученной в начале урока, для чего проводит итоговый экспресс-опрос.


Смотрите также:
Урок «Именем Екатерины нареченный…»
89.43kb.
Задание №15. 7-11 классы: „Екатерина ii“ Годы правления Екатерины II: 1761-1791гг. 1762-1792гг. 1762-1794гг. 1762-1796г
15.18kb.
Конспект урока. Внутренняя политика Екатерины II
181.69kb.
Выберите правильный ответ. Представление о государственном и обществен­ном устройстве России Екатерины II выразилось в
94kb.
Большой наказ Екатерины II
261.65kb.
Урок истории: «Российская империя в 18 веке»
89.55kb.
Екатерина II (годы жизни 1729-1796, даты правления 1762-1796)
35.84kb.
Прилагательное. Степени сравнения прилагательных Именем прилагательным
70.68kb.
Черепнины – древо могучего рода
44.02kb.
Урок диалог, 8 класс Слайд Цели: показать роль Екатерины Великой в истории развития и становления России и Кубани
162.99kb.
Урок 22. "Очарованный странник"
40.96kb.
Под именем Лжедмитрия 1 в историю вошел авантюрист и самозванец, сумевший продержаться на российском престоле почти год (с 20 мая 1605г по 25 мая 1606г.). Предположительно Лжедмитрий родился в небогатой дворянской семье
23.07kb.