Главная стр 1
Политическое лидерство: современный взгляд на проблему

Урок обществознания в 11 классе
Цель урока: на базе ключевых понятий темы: политический лидер, современные концепции лидерства, функции политического лидера – сформировать представление о политическом лидере в обществе

Задачи:

  1. обучающие: систематизировать знания обучающихся о политическом лидерстве в современном обществе;

  2. развивающие: формировать познавательные, социально-мировоззренческие, информационно-коммуникативные компетенции, развивать интерес к проблемам политической сферы;

  3. воспитательные: формировать культуру спора, отношения к участию в политике как обязанности каждого гражданина;

  4. коммуникативные: способствовать развитию процесса межличностного общения через коллективный поиск решения учебных задач.

Ведущие понятия: политическая сфера, политическая власть, политический лидер, функции политического лидера, типология политического лидерства, портрет политического лидера.

Оборудование: интерактивная доска, тематическая презентация, учебник «Обществознание» для 11 кл. под ред. Л. Н. Боголюбова (базовый уровень), дидактический материал, ватман.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Добрый день, ребята. Сегодня я приглашаю вас к разговору о проблемах социально-политической сферы общества. Как известно, одним из главных участников политического процесса является личность. Социологические опросы последних лет свидетельствуют о том, что многие граждане РФ не считают для себя важным участвовать в политической жизни страны, полагая, что история идёт сама по себе и от их мнения ничего не зависит. Так ли это?

Мы провели собственное исследование. Обратимся к видеосюжету.

(участникам исследования было предложено ответить на два вопроса: 1. Считаете ли вы, что от политической активности личности зависит развитие общества? 2. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать политический лидер?)
А теперь попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего занятия (Политическое лидерство: современный взгляд на проблему). Какие вопросы вы предложили бы для обсуждения?

План: 1. Политический лидер и его функции в обществе. 2. Типология политического лидерства. 3. Политический лидер: каков он?

  1. Наша работа будет проходить по группам, каждой из которых предстоит выполнить задание в соответствии с заявленной темой урока и предъявить результаты своей работы участникам остальных групп. Для обсуждения вопроса отводится 5-7 мин.

  2. Идёт работа в группах.


Первая группа. Роль политического лидера в обществе. Используя текст учебника на стр. 187-188, перечислите основные функции политического лидера в обществе.
Вторая группа. Типология политического лидерства. Используя текст учебника на стр. 189, определите типы лидерства, предложенные немецким социологом Максом Вебером. Из приведённого ниже перечня, составьте краткую характеристику политического лидера каждого из названных типов. Ответ представьте в виде таблицы.


Тип политического лидерства

Качественные характеристики

1. Традиционное лидерство



2. Харизматическое лидерство



3. Легальное лидерство



Перечень характеристик:
Рефлексия. Определите, к какому типу политического лидерства можно отнести следующих исторических деятелей. На экране представлены Т. Рузвельт (президент США), М. Ганди (лидер национально-освободительного движения в Индии), Николай II (последний русский император), В. В. Путин (Председатель правительства РФ)

Третья группа. Политический лидер: каков он? Проранжируйте качества политического лидера по степени их значимости. Объясните свой выбор.


Качества, которыми должен обладать политический лидер (по данным социологических опросов)

Ранжирование

Профессионализм




Целеустремлённость




Поддержка СМИ




Честность




Наличие конструктивной программы




Ум




Знания




Воля




Поддержка простыми людьми




Поддержка финансовыми структурами





IV. Предъявление результатов работы в группах.
V. Заключение (с использованием ролевой ситуации). В марте 2012 года в России пройдут очередные президентские выборы. Какими качествами, по вашему мнению, должен быть наделён человек, которого вы хотели бы видеть во главе нашего государства?

Таким образом, в любой общественной системе существует потребность в политических лидерах. Вопрос заключается в другом – чему служат эти лидеры: интересам общества или удовлетворению личных амбиций? Отсюда и результаты их деятельности. Заслуги правителей надо измерять судьбой народа.


Политическое лидерство: современный взгляд на проблему

Дополнительные материалы к уроку

В средствах массовой информации мы нередко встречаем словосочетания «правящая элита», «политическая элита». Не менее распространённым является термин «политический лидер». Всё названное связано с политическим влиянием на общество. Как осуществляется это влияние? Какую роль в политической жизни играют политические элиты и политические лидеры? В этом нам и предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.

Концепция элиты (от фр.- лучший, отборный)  была создана представителями итальянской школы политической социологии Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфредо Парето (1848-1923). На основе наблюдения за реальным поведением элиты в политической жизни они создали целостное представление о роли элиты в обществе.
Изучая историю, вы узнали о тех деятелях, которых поддерживали и за которыми шли большие группы людей, а иногда и целые народы. Таких людей называют лидерами (с англ. leader – ведущий, авторитетный). Среди различных типов лидерства наиболее заметным и значимым является лидерство политическое. По мнению французского философа Жана Блонделя, лидерство – это власть, так как оно состоит в способности одного или нескольких лиц заставить других делать то, чего они не делали бы вообще.

Словесная ассоциация: за 1-2 минуты написать слова, которые ассоциируются со словом «лидер».

Осмысление феномена лидерства началось уже в античности (Платон, Геродот, Плутарх). В XVII-XIX в.в. концепции политического лидерства разрабатывали Н. Макиавелли, Бенжамен Констан, М. Вебер, Ф. Ницше. Так, у Ницше общество состоит из двух частей – лидеров (духовная аристократия) и массы «недочеловеков», которые не могут существовать без направляемого воздействия лидера. Цель человечества – рождать великих людей. Сверхчеловек у Ницше – лидер, не ограниченный никакими моральными нормами, он стоит по ту сторону добра и зла, презирает толпу и снисходителен и дружелюбен только в отношениях с равными себе.



Политическое лидерство – это не любое влияние, а влияние, во-первых, постоянное; во-вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, охватывающее всё общество или большие группы людей; в-четвёртых, опирающееся на авторитет лидера.

Вопрос: проранжируйте ведущие качества, необходимые для политического лидера (острый ум, аналитические способности, твёрдая воля, смелость, решительность, честность, верность общественному долгу, забота об общественном благе и справедливости, общительность, способность быстро и точно ориентироваться в обстановке, политическая интуиция, нетрадиционный взгляд на проблему, ярко выраженные управленческие способности, образованность и компетентность, политическая мудрость, умение маневрировать между полярными силами, большая гибкость, умение хорошо держаться, ораторское искусство, чувство юмора).

Не каждый крупный политик обладает всеми названными качествами, но чем полнее они у него представлены, тем успешнее осуществляются присущие ему функции.



Вопрос: Как  люди попадают в элиту, в лидеры?  Обратимся к очень интересной истории:

 «Однажды падишах решил выбрать себе первого визиря. Объявил об этом во всем подданным. Когда все желающие занять должность первого визиря собрались, он обратился к ним с предложением открыть большую железную дверь, закрытую на огромный замок.

Многие  смельчаки подходили к этой двери и, увидев замок, качали головой. Эта задача для них была невыполнима! Казалось, что не осталось ни одного человека способного решить эту головоломку, и тогда из толпы вышел молодой человек. Он подошел к двери, внимательно осмотрел замок и заявил, что хочет попробовать открыть дверь. Все засмеялись. Слишком многие авторитетные люди желали открыть дверь, но впоследствии отказались от этого! Юноша не обратил внимание на насмешки, он взял замок и потянул дужку засова на себя, раздался щелчок…дверь открылась. Оказывается замок не был закрыт ключом.

Падишах  обратился к молодому человеку: «Ты молодец! Ты не боишься делать то, чего боялись сделать другие. У них не хватило решительности  внимательно осмотреть замок -  так огромные размеры его напугали их. Тебя же не смутили ни предстоящие трудности, ни насмешки толпы. Ты знаешь свою цель и стремишься к ее достижению. Ты достоин быть первым визирем».



Так какие же качества позволяют человеку попасть в элиту, стать лидером?

Вопрос: каким общим понятием можно объединить следующие определения?

  1. наука о государстве

  2. наука о политике, политической деятельности в целом

  3. наука о политической власти и управлении обществом

Ответ:

В политологии существуют различные подходы к определению типов лидерства.

1. по масштабам лидерства – лидеры общенациональные, определённого класса или иной большой социальной группы, общественной организации или движения;

2. по стилю лидерства – лидеры авторитарные, демократические, либеральные;

3. типология лидерства по М. Веберу (1864-1920 г.г.) – именно эта типология получила широкое признание в науке.


Тип лидерства

Характерные особенности


Традиционное лидерство

Основано на сложившихся традициях, на вере в незыблемость порядка наследования власти (например, старший сын монарха наследует престол). Этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.


Рационально-легальное лидерство

Лидерство на основе закона, выборности и механическом получении властных полномочий. Авторитет политического лидера опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам, в условиях конкуренции.

Харизматическое лидерство

Слово «харизма» имеет греческое происхождение и в буквальном смысле означает «благодать, божественный дар». Харизматический лидер наделён экстраординарными, то есть исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Авторитет и влияние такого лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности управлять.


Вопрос: подумайте, для каких форм государства характерны указанные типы политического лидерства (традиционный – для монархии; рационально-легальный – для республики; харизматический – и для монархии, и для республики).

Задание: К какому типу лидеров вы отнесете Петра I, Николая II, Ленина, Сталина, Н.С.Хрущева, Путина?

Политологи подсчитали, что успех лидера только на 7% зависит от того, что он говорит, и на 55% – от того, какое впечатление он производит.



Как вы думаете, какой тип лидерства эффективен при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества (традиционный и рационально-легальный)? А какой лидер является катализатором перемен, ему присуще отрицание прошлого, новаторство (харизматический)? Для подтверждения своего ответа приведите примеры из истории.

В реальной практике черты указанных типов лидерства переплетаются.

В России от Петра I до Февраля 1917 года был характерен смешанный, традиционно-харизматичсекий тип лидерства; российские императоры рассматривались как наместники Бога на земле и не ограничивались какими-либо юридическими нормами. Советский период породил новую разновидность политического лидерства – вождизм (Ленин, Сталин и др.).

Западные политологи связывают появление харизматических лидеров (Гитлер, Муссолини, Франко, Сталин) с тоталитарными системами. Однако историческая практика не исключает появление харизматического правителя и в демократических обществах: Ф. Рузвельт – США, Ш. де Голль – Франция, М. Тэтчер – Великобритания, Г. Коль – ФРГ.



Определённой харизмой обладал и М. С. Горбачёв, который выглядел особенно выгодно на фоне Брежнева и Черненко. Изначально харизмой наделялся и Б. Н. Ельцин (подобно Горбачёву, он создал себе авансцену из исторических обстоятельств). Но что стало с ним к концу 1990-х г.г.!? М. Вебер замечал в своё время, что лидер должен постоянно подтверждать свою харизму успехами, иначе «харизма уйдёт в песок, а сам он – в небытие».

Какими качествами, по вашему мнению, должен быть наделён человек, которого вы хотели бы видеть во главе нашего государства?

Таким образом, в любой общественной системе существует потребность в политических лидерах. Вопрос заключается в другом – чему служат эти лидеры: интересам общества или удовлетворению личных амбиций? Отсюда и результаты их деятельности. Заслуги правителей надо измерять судьбой народа.


Смотрите также:
Урок обществознания в 11 классе. Методическая проблема урока: методика подготовки учащихся к участию в егэ. Тема урока: Политическая идеология. Урок разработан: С. А. Пожидаев, учитель обществознания с. Ремонтное 2010 г
218.21kb.
Урок обществознания в 11 классе. Методическая проблема урока: методика подготовки учащихся к участию в егэ. Тема урока: Политическая идеология. Урок разработан: С. А. Пожидаев, учитель обществознания с. Ремонтное 2012 г
218.25kb.
Урок обществознания в 8 классе Повторение по теме: «Государство, право, мораль» Учитель истории и обществознания
90.93kb.
Урок обществознания в 9-м классе " Правонарушения и виды юридической ответственности "
61.59kb.
Интегрированный урок истории и обществознания в 11 классе Тема урока : Повторительно обобщающий урок по всеобщей истории 20 века
47.64kb.
Урок обществознания в 9 классе. Тема урока «Политические режимы», урок №1 (2) Образовательная
49.22kb.
Потребитель и его права
59.72kb.
Урок обществознания в 7 классе «Подросток в группе»
43.61kb.
Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения в современной экономике.» Учитель Степанищева Н. А. Моу»Волжская сош»
186.65kb.
Интегрированный урок в 11 классе Составители: Хабибова Б. О., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория
69.24kb.
Урок обществознания в 8 классе. «Что такое экономика»
40.42kb.
Урок обществознания в 6 классе по теме: «Семья ячейка общества» Цель
61.9kb.