Главная стр 1
скачать
УРОК ПО ИЗУЧЕНИЮ темы:

Информационные ресурсы общества



Тема урока: Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Цели урока:

  • Сформулировать понятие информационных ресурсов, рынка информационных услуг.

  • Отработать умения и навыки работы по поиску нужной информации.



Задачи урока:
С точки зрения деятельности учителя:

  1. познакомить учащихся с понятием информационных ресурсов общества;

  2. показать различные виды классификации информационных ресурсов общества;

  3. сформировать стремление учащихся грамотно работать с источниками информации.


С точки зрения учащихся:

  1. учащиеся должны понять работу рынка информационных услуг.

  2. изучить свойства потребностей общества в информационных ресурсах.

  3. совершенствовать умение организовывать работу в группах.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок объяснения нового материала.

Метод обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый.

Возраст учащихся: IX класс.

Год обучения: третий.

Количество уроков: четыре
Место урока в учебном плане.

Данный урок является вторым в теме «Информационные технологии в обществе».

К моменту проведения урока учащиеся третий год изучают информатику (один урок в неделю)

Средства обучения

Схемы:


  1. Сектора информационного рынка

Программное обеспечение урока:

  • Microsoft PowerPoint.

  • Microsoft Word

  • Internet Explorer

Дидактические материалы:

  • карточки с задачами.

  • Дополнительный материал к уроку


Наглядное пособие: презентация «Информационные ресурсы общества», подготовленная в PowerPoint.


План урока.


1.Постановка цели урока.

2.Повторение изученного ранее материала



2 минуты

3 минуты


3.Актуализация знаний - «Попробуй ответь!»

1 минута

4.Изучение нового материала. (работа в группах)

15 минут

5. Практическая работа «Поиск информации».

15 минут

6.Домашнее задание.

2 минуты

7.Подведение итогов урока.

2 минуты


Ход урока
1.Постановка цели урока.
2.Повторение изученного ранее материала
Дома учащиеся придумывают вопросы по изученной теме для своих одноклассников.

Примерные вопросы учащихся:



  1. Какие информационные революции были в истории развития цивилизации?

  2. Какое общество называется информационным?

  3. Признаки информационного общества.

  4. Что такое информационная культура?


3.Актуализация знаний
Ответьте на вопрос: «Как назывался спектакль театральной труппы Catalyst, премьера которого состоялась в мае 2001 года?»
А можем ли мы не выходя из кабинета найти ответ на данный вопрос?
4.Изучение нового материала.

  1. Просмотр слайдовой презентации (каждый в индивидуальном темпе просматривает презентацию)

  2. Разделения класса на пары, поиск информации по теме урока.

  3. Составление каждой пары краткого конспекта в текстовом редакторе Word, при ответах на вопросы:





    1. Что является ИР?

    2. По каким критериям классифицируют ИР?

    3. Что собой представляет рынок информационных продуктов и услуг?

    4. Кто является поставщиками информационных продуктов и услуг?

    5. На какие сектора делиться рынок информационных продуктов и услуг?




  1. Обсуждение полученных знаний



5.Практическая работа «Поиск информации»


  1. Найти ответ на вопрос: «Как назывался спектакль театральной труппы Catalyst, премьера которого состоялась в мае 2001 года?»




  1. Разделение класса на пять групп (каждая группа представляет свой сектор информации: 1-я группа—деловая информация, 2-я группа — информация для специалистов и т.д.). Каждая группа придумывает несколько вопросов по своей теме и задаёт их противоположенной команде, которая должна найти ответ, используя любую поисковую систему.



6.Домашнее задание.

Провести опрос среди окружающих ( родителей, знакомых, друзей), изучить их потребности в информационных ресурсах.

Оформить в виде таблицы.
7.Подведение итогов урока.


Дополнительный материал к уроку!

Представление об информационном обществе.


В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений в следствии кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к качественному и количественному изменения приёмов в работе с информацией. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению в новой форме.

Вторая революция (середина 16 века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, его культуру организацию интеллектуальной деятельности человека.

Третья революция (конец 19 века) Обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появился телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать, копировать, сохранять информацию.

Четвёртая революция (70 г. 20 века.) связана с разработкой и совершенствования технологий использования микросхем и создания на их основе персональных компьютеров и цифровых систем передач данных. В этот период отмечают:

  • Переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

  • Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

  • Создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшей составляющей информационной индустрии является информационная технология.

Информационная технология- процесс, который использует совокупность средств и метода сбора, и обработки и передачи данных ( первичной информации ) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи, и, в свою очередь, послужила толчком к развитию общества , получившего название информационного общества .



Информационным обществом является такое общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Признаки информационного общества:



  • Решена проблема информационного кризиса, то есть противоречие между информационной “лавиной” и недоступностью информации- информационным “голодом”;

  • Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

  • Информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

  • Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

  • С помощью средств информатики реализован свободны доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.

В период перехода к информационному обществу человек должен иметь определённый уровень культуры обращения с информацией.

Информационная культура, одна из составляющей общей культуры, - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационные ресурсы-это отдельные документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем, - может распространятся с помощью услуг как и любой материальный продукт.

Рынок информационных продуктов и услуг – это система экономических, правовых и организационных отношении по торговли продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Поставщиками информационных продуктов могут быть:



  • Центры, где создаются и хранятся базы данных, где производится постоянное накопление и редактирования в них информации;

  • Коммерческие фирмы;

  • Информационные брокеры;

  • Специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для её анализа, обобщения, прогнозирования.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.


КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Принципы классификации информационных ресурсов

В Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы (ИР) определены как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Доступ к ИР может быть организован через Internet или путем выпуска тиража информационных носителей, размер которого удовлетворяет потребностям этих лиц и определяется с учетом характера ИР.

ИР служат основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг. Под информационным продуктом понимается совокупность данных, сформированных производителем для распространения в вещественной или невещественной форме с помощью информационных услуг.

Классификация электронных изданий содержится в ГОСТ 7.83-2001.

Классификация электронных изданий в ГОСТ 7.83-2001 включает следующий набор фасет:

• наличие печатного эквивалента;

• природа основной информации (текстовые, изобразительные, звуковые и мультимедийные электронные издания, программные продукты);

• целевое назначение (аналогично ГОСТ 7.60-90);

• технология распространения (электронные издания, рассчитанные на локальное, сетевое и комбинированное распространение);

• характер взаимодействия пользователя и электронного издания (детерминированные и интерактивные электронные издания);

• периодичность (непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся и обновляемые электронные издания);

• структура (однотомные и многотомные электронные издания, электронные серии).

В развиваемых за рубежом работах по стандартизации технологий электронного обучения важное место занимает классификация ИР для сферы образования по уровню агрегации, В технологии CMI выделены четыре типа структурных единиц контента :

• назначаемый элемент (assignable unit - AU) - наименьшая структурная единица контента, учитываемая системой управления учебным процессом (СУУП);

• урок (lesson) - структурная единица контента, содержащая учебный материал, соответствующий определенным целям подготовки;

урок также может включать средства оценивания;

блок (block) - группа структурных единиц курса; блок может включать связанные AU и другие блоки;

курс (course) - завершенный образовательный ресурс (completed unit of instruction), ориентированный на одного или нескольких обучаемых и предназначенный для приобретения знаний и умений, формирующих компетенцию в некоторой предметной области или требуемых для выполнения группы взаимосвязанных задач; курс может включать уроки и тесты, соответствующие определенным целям подготовки, и может быть частью учебного плана. AU занимает нижнюю ступень в иерархии структурных единиц контента. Урок и блок выступают в качестве агрегатов промежуточного уровня. Урок отражает традиционное деление учебного материала на части, прорабатываемые в течение одного сеанса взаимодействия с компьютером. Примерное контактное время для урока лежит в диапазоне от 20 до 60 минут. Блоки используются для группирования структурных единиц. На верхней ступени их иерархии располагается курс, соответствующий наибольшей степени агрегации контента.

Среди множества классификаций ИР выделим базовый набор, включающий классификации, играющие особую роль при обработке и использовании метаданных. Подобный статус определяется следующими моментами:

• общностью оснований деления, обусловливающей применимость классификаций базового набора по отношению ко всем ИР;

• удобством использования данных классификаций для организации навигации по каталогу ИР;

• реализацией на основе данных классификаций значительной части ограничений целостности, накладываемых на описания ИР. Базовый набор включает:

• классификацию ИР по целевому назначению;

• классификацию типов ИР;

• классификацию ИР по уровням образования;

• классификацию образовательных ИР по целевой аудитории;

• предметные (тематические) классификации.



Классификация информационных ресурсов
по целевому назначению

По целевому назначению ИР классифицируются в соответствии с ГОСТ 7.60-90 [9] и ГОСТ 7.83-2001. В этих стандартах выделены 11 целевых назначений:

1. Официальное (official).

2. Научное (scientific).

3. Научно-популярное (popular scientific).

4. Производственно-практическое (production and practical).

5. Нормативное производственно-практическое (normative, production and practical).

6. Учебное (learning).

7. Массово-политическое (political).

8. Справочное (reference).

9. Для досуга (for leisure).

10. Рекламное (advertising).

11. Художественное (artistic).

Данный перечень представляет собой одноуровневый классификатор целевых назначений ИР. Каждый ИР может иметь одно или несколько целевых назначений.

Целевое назначение и тип ИР должны быть согласованы друг с другом. Не все сочетания целевых назначений и типов являются допустимыми. Соответствующие ограничения приведены в следующем разделе-

Предметные классификации

Тематика ИР может описываться с помощью различных предметных классификаторов. Применение известных, широко распространенных классификаторов способствует повышению интероперабельности метаданных и является предпочтительным. Предметными классификаторами, рекомендуемыми для использования в метаданных об ИР для сферы образования, являются Универсальная десятичная классификация (УДК)  и Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ).



Государственный стандарт общего образования - совокупность норм, в обязательном порядке определяющих минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, объем учебной нагрузки, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса, в том числе к его материально-учебному, лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое общеобразовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Содержание общего образования определяется образовательными программами.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования определяется федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и включает в себя следующий минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов:

- русский язык и литература;

- иностранные языки;

- математика (включая предметы: алгебра и геометрия);

- информатика;

- история;

- обществознание (включая основы культурологии, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономики);

- география;

- естествознание (включая предметы: физика, химия, биология);

- искусство (включая предметы: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура);

- технология (включая трудовое обучение и информационные технологии);

- физическая культура;

- основы безопасности жизнедеятельности.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.

Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.



Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.

Классификация ресурсов по уровням образования

 

 

Уровни образования

 

Целевое назначение

ДО

ООО

ПОО

НПО

1

Официальное

 

 

 

 

2

Научное

 

 

 

 

3

Научно-популярное

 

 

 

 

4

Производственно-практическое

 

 

 

 

5

Нормативное производственно-практическое

 

 

 

 

6

Учебное

 

 

 

 

7

Массово-политическое

 

 

 

 

8

Справочное

 

 

 

 

9

Для досуга

 

 

 

 

10

Рекламное

 

 

 

 

11

Художественное

 

 

 

 

 

ДО – дошкольное образование

ООО – основное общее образование

ПОО – полное общее образование

НПО – начальное профессиональное образование

2.5. Классификация ресурсов по  интересам пользователей

 


 

 

Пользователи образовательных ресурсов

 

Целевое назначение

УЧ

АБ

ПА

ПТ

РМ

МТ

РО

РМ

ПС

 

1

Официальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Научное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Научно-популярное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Производственно-практическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Нормативное производственно-практическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Учебное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Массово-политическое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Справочное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Для досуга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Рекламное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Художественное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧ - учащиеся (студенты, слушатели);

АБ - абитуриент (university entrant);

ПА - преподаватели-авторы;

ПТ - преподаватели-тьюторы;

МТ - методисты;

РО - разработчики учебных объектов);

РМ - разработчики мультимедийных компонентов;

ПС – посетители

Информационные ресурсы общества

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Копирование данных

Противник, от которого приходится защищать данные, — это время и случайные стечения обстоятельств: температура воздуха, запыленность помещения, наличие внешних магнитных полей и т.д. Разрушение дисков, на которых хранятся данные, имеет последствия не менее катастрофические, чем похищение данных. Обычный способ борьбы за целостность данных — это копирование, ведение архивов. До недавнего времени для организации архивов использовались в основном магнитные носители. Появление компакт-дисков, в которых использован другой принцип хранения данных, позволило решить проблему защиты от случайного воздействия сильных магнитных полей, а также обеспечило дешевое хранение данных.

Каждая копия продаваемого программного средства сопровождается лицензионным соглашением. Лицензионное соглашение определяет взаимные права авторов программного продукта и его покупателей. Лицензия может быть предоставлена на использование программного средства только на одном компьютере, на компьютерах, установленных в одной лаборатории, в сети и т.д. Покупателям запрещается делать дополнительные копии, не оговоренные в лицензионном соглашении, так как это нарушает имущественные права владельцев продукта. Дополнительное копирование, какими бы целями оно ни оправдывалось, означает кражу программного продукта.

Из-за того, что в России процветает «пиратство» (а именно таким словом средства массовой информации заменили слово «воровство»), наша страна многое теряет. Например, зарубежные фирмы не переводят на русский язык свои электронные энциклопедии, так как стоимость перевода и переиздания энциклопедий на русском языке не окупится продаваемыми легально копиями. Без осознания и четкого выполнения законов об охране авторских прав рынок программных средств обречен — разработчики просто не смогут существовать, а потребитель не получит новые программные разработки.

Программы и базы данных относятся законом к объектам авторского права. Авторское право — это право автора на свое произведение. Автор имеет право определять форму указания своего имени в программе или базе данных (может указать и псевдоним); законом охраняется право на неприкосновенность, целостность, как самой программы, так и базы данных. Никто не имеет права изменять программу или базу данных без согласия автора.

Авторское право распространяется как на законченные и выпущенные в свет продукты, так и на незаконченные. Оно не распространяется только на идеи и принципы, лежащие в основе таких программ, и на идеи и принципы организации интерфейса. Правообладатель для оповещения о своих правах может, начиная с первого выпуска программы в свет, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов: буквы © в окружности или в круглых скобках; наименования (имени) правообладателя; года первого выпуска программы в свет. Например: © Коминфо, 1994. Чаще всего такую строку можно увидеть на титульных листах книжных изданий.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Автором программы признается лицо, в результате творческой деятельности которого создана эта программа. Если программа создана в результате совместной деятельности нескольких физических лиц, каждое из этих лиц признается автором такой программы.

В целом авторское право распространяется не только на текстовую информацию, но и на музыкальные произведения, графические изображения, фотографии и т.д.

Имущественные права определяют порядок выпуска в свет, воспроизведения, распространения и модификации программы. В том числе (а может быть, это и является основным) наличие имущественных прав означает, что их владелец получает прибыль от коммерческого использования программы. Эти права могут быть переданы авторами полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору, при этом они остаются обладателями авторских прав на свое произведение.

Имущественные права на программу переходят по наследству в установленном законом порядке. Кроме того, владелец имущественных прав может зарегистрировать программу в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных схем. Если программа создана в порядке выполнения служебных обязанностей, то имущественные права принадлежат работодателю, а авторские — создателям программы.

Нарушения авторского и имущественного прав караются в соответствии с законом. Автор вправе требовать через суд возмещения убытков или выплаты компенсации; кроме того, нарушители авторского права могут быть привлечены к выплате штрафа. Также автор может требовать применения иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой его права. Украденные программы при этом конфискуются. Выпуск же чужой программы под своим именем влечет за собой уголовную ответственность.

Проблемы создания мультимедиа-продуктов рассматривается и с правовой точки зрения. Для создателей программ и баз данных серьезной проблемой является проблема использования текстовых материалов, фотографий, слайдов и иллюстраций, фрагментов музыкальных произведений и видеоклипов во вновь создаваемых мультимедийных программах.

Все эти элементы мультимедиа-продуктов также охраняются авторскими и имущественными правами, и без наличия соответствующих договоров их нельзя использовать для коммерческого применения. Причем, если авторское и имущественное права уже не действуют (например, на произведение композитора М.И. Глинки), то действует авторское право исполнителя, то есть музыканта, исполнившего данное произведение. На фотографирование картины известного художника действует также авторское и имущественное право фотографа (или авторское право фотографа и имущественное право издательства, если изображение сделано в порядке служебного задания).

Аудиовизуальные произведения — произведения, состоящего из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенного для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических средств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайд-фильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Сложности поиска владельцев информации, проведения соответствующих переговоров, возникающие при этом временные задержки часто приводят к тому, что создатели мультимедийной продукции подбирают авторский коллектив, заново создающий все необходимые элементы для своих программ, то есть этот коллектив, заново выполняет фото- и видеосъемки, исполняет музыкальные произведения, пишет новый авторский текст.

В какой-то мере охрана интеллектуальной собственности становится тормозом в создании прикладных продуктов мультимедиа, повторяется старая ситуация из области науки, когда легче было провести заново научное исследование, нежели разыскать опубликованные результаты. По всей видимости, в ближайшее время вопросы юридической защиты интеллектуальной собственности будут обсуждаться заново.

Несмотря на усиление охраны авторских, и имущественных прав, ряд авторов сознательно отказывается от своих прав на разработанные программы и распространяет их бесплатно. Этот процесс называют свободное копирование и использование.

Свободное копирование и использование

Такое программное обеспечение получило название freeware, то есть свободно распространяемого. Есть еще один вид программного обеспечения, распространяемого свободно, но не для коммерческого использования — так называемое shareware. В момент переписи на свой компьютер за него не надо платить, можно с ним работать, но если пользователь решил его регулярно использовать, он должен заплатить авторам программы.

Кроме этого, иногда можно копировать без согласия автора и без выплаты ему соответствующего вознаграждения. К таким случаям относятся, например, научное цитирование со ссылкой на источник; использование в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; воспроизведение (без получения прибыли) произведений для слепых рельефно-точечным способом и т.д.
Информационная безопасность

Когда готовится сюрприз ко дню рождения приятеля, человек, скорее всего, мало заинтересован в том, чтобы секрет открылся раньше времени. С другой стороны, было бы чрезвычайно заманчиво узнать, кого учитель запланировал спросить на следующем уроке. Стремление людей к своим целям, столкновение интересов издавна порождали желание раскрыть секреты противника, узнать истинные настроения союзника. А любое развитие наступательного оружия порождает соответствующее ему развитие оружия оборонительного.

Этот общий закон не обошел стороной и средства информатики. Первая проблема безопасности при работе с информационными системами, если не считать собственно техники безопасности, состоит в защите информации.

Изолированный персональный компьютер (ПК) легко защитить. Можно положить дискеты в сейф и хранить ПК в закрытом кабинете. Но как только компьютер включен в сеть, проблема защиты усложняется. Вор или хулиган может подключиться к сети в одной из множества точек, скрытых от обычного наблюдения. Однако подключение к сети в некоторой точке кабеля не является необходимым. Можно просто войти в систему с удобного ПК, украсть или разрушить данные.

Приходится признать, что от этого нет 100%-ной защиты. При достаточных мастерстве и количестве времени «взломщик» может преодолеть любые меры защиты. Вопрос только в том, какое время (а оно и является наиболее дефицитным ресурсом у взломщика) ему понадобится. Для увеличения времени взлома системы защиты обычно делаются не просто сложными, но и многоуровневыми.

Существуют следующие уровни защиты:



физическая защита;

Физическая защита принимает разные формы. Простейшая — замок на двери. Причем замки можно устанавливать в любом месте на пути к компьютеру, начиная от входной двери. Сейчас замками оборудуются ПК типа IBM PC: такой замок прерывает подачу напряжения на клавиатуру, но оставляет ПК в подключенном состоянии.

Замок неплохо сочетается с сигнальной системой: замок удлиняет время проникновения, сигнальная система ставит предел времени, имеющемуся у преступника. Замки хороши для защиты от посторонних. Но они не способны защитить от служащего, имеющего свободный доступ в помещение.

персональная идентификация;

Вторая линия защиты — персональная идентификация. Для доступа к данным вводятся пароли, т.е. сочетание знаков, правильный набор которых открывает доступ к системе. После включения компьютера или входа в сеть пользователь должен набрать пароль. Трехкратное неудачное повторение попыток набрать пароль отключает систему. Часто паролем защищают только данные. Кроме того, существует иерархия доступа к данным, когда служащий определенного уровня имеет доступ только ко вполне конкретным данным.

Недостатком паролей является то, что их надо запоминать. Поэтому невольно их стараются делать простыми для запоминания, а значит, и простыми для расшифровки. Также важным фактором повышения надежности парольной защиты является ведение паролей специальным человеком — администратором системы и частая смена паролей.

Опытный вор, однако, может собрать процедуры входа и пароли при их вводе, часто просто подключившись к сети и не пытаясь обратиться к данным. Чтобы сделать такую процедуру более сложной, применяется шифрование данных.



шифрование данных;

Шифрование данных — это преобразование текста или других знаков в соды, чтобы затруднить несанкционированный доступ. При этом легко понимаемые данные становятся внешне абсолютно бессмысленным набором знаков. Дешифрование данных — обратный процесс. Шифрование применяется сак для хранимых данных, так и для передаваемых по линиям связи. В этом случае их надо дешифровать при приеме.

В связи с интенсивным распространением сетевых технологий, особенно системы электронных платежей, шифрование данных становится чрезвычайно важным. Дело в том, что квалифицированный специалист, имеющий в своем распоряжении мощные технические средства, теоретически затратит всего около 30 часов для взлома слабого 40-разрядного шифра. Похоже, что только 128-разрядное шифрование может обезопасить организации банковской и финансовой сфер от проникновения в их системы злоумышленников.

защита от излучений кабеля;

В то же время любые данные можно перехватить, уловив то излучение, которое возникает при их передаче по каналам связи. Для защиты от излучения кабеля в этом случае дополнительно применяется защита каналов передачи. Кабель, во-первых, прячут от посторонних глаз; во-вторых, экранируют — окружают цилиндрическим экраном из переплетенных медных проводов. Волоконно-оптический кабель вообще не требует экранирования, так как по нему передается световой пучок, и в этом смысле он предпочтительнее. Кроме того, к такому кабелю вообще сложнее подключиться.



защита «обратный вызов».

Обратный вызов (Call-back)

В случае удаленного доступа, т.е. при подключении к ПК с данными через модем, существует специальный способ защиты, называемый обратный вызов. Суть его состоит в том, что в системе хранится полный список телефонных номеров, с которых разрешен доступ. После того, как пользователь попросил разрешения войти в систему, специальная программа уточняет его номер и определяет, можно ли допустить этого пользователя к работе в данной системе.

Существуют случаи, когда кто-то воюет не против конкретных данных, а со всем человечеством. Примером такой войны являются получившие большое распространение компьютерные вирусы. Существуют разные рассуждения относительно психики тех людей, которые пишут программы-вирусы, однако очевиден факт, что эти программы могут нанести самый тяжелый ущерб информационной системе, а иногда и людям. Так, в Нидерландах зафиксирован случай гибели человека в больнице из-за компьютерного вируса — от передозировки лекарства, «выписанного» зараженным компьютером.


Законы, регулирующие работу с информацией

«О средствах массовой информации»

«О связи»(№15-Ф3)

«Об авторском праве и смежных правах»

«О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (№3523-1)

"О государственной тайне" (№5485-1)

Конституция РФ (статьи 23, 24, 29)

Гражданский кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Преступления в сфере компьютерной информации


Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных
программ для ЭВМ

1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами - наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети

1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, - наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.
РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

Назначение рынка

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать:

где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.



Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

• центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

• службы телекоммуникации и передачи данных;

• специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

• коммерческие фирмы;

• информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

Примечание. Об участниках и состоянии информационного рынка России можно узнать:

• из справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютерном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России", "Информационные технологии Петербурга";

• из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций";

• из журнала "Информационные ресурсы России";

• из сети Internet.

История развития рынка информационных услуг

С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.



Справка. До середины 80-х гг. лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства. С середины 80-х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора. В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США от темпов роста информационных услуг в Японии и других странах, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.

Структура рынка информационных продуктов и услуг

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.



Пример 1.4. В настоящее время в России получают распространение современные мировые технические достижения:

• возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести информационные ресурсы России на мировой рынок;

• технология WWW (Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды;

• электронная почта в компьютерной сети РЕЛКОМ, в которую вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.

2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

Пример 1.5. Закон "Об информации, информатизации и защите информации".

Закон "Об авторском праве и смежных правах".

Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

Закон " О правовой охране топологий интегральных схем".

3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

Пример 1.6. "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.

4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

Рассмотренный ниже пример 1.7 демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

Пример 1.7. Трудности, возникшие в последнее время в экономике США, породили ряд проблем, в решении которых возросла плановая и стабилизирующая роль государства как регулятора экономических, технологических и социальных отношений:

• во-первых, американские предприниматели, переставшие быть монополистами на мировом рынке и встретившие жесткую конкуренцию со стороны Японии, Германии и других стран, начинают искать поддержку у государства;

• во-вторых, государство оказалось вынужденным перераспределять общественные фонды, с тем чтобы помочь увеличению занятости, которая последние годы в связи с внедрением новых информационных технологий (НИТ) постоянно уменьшается;

• в-третьих, в связи с сокращением военно-промышленного комплекса государство вынуждено направить поток высвобождающихся высококвалифицированных специалистов в наукоемкие технологии, где требуются огромные затраты на их разработку и реализацию.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.

Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения относительно инфраструктуры информационного рынка. Так предлагается инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:

• научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

• объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

• услуги образования — все виды обучения;

• управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

• бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

В этой инфраструктуре, как отмечено в, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:

• технический — вся аппаратно-техническая база информатики;

• программный — все программные продукты информатики;

• коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче

информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:

высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;

услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например, для электронных платежных операций и покупок.

Представляется наиболее правомерным подход к инфраструктуре рынка, который мы посчитали возможным взять за основу, внеся некоторые изменения и добавления (рис. 1.2).



Рис. 1.2. Сектора информационного рынка

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих частей:

• биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

• коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор — информация для специалистов, содержит следующие части:

• профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

• научно-техническая информация — документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

• доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор – потребительская информация, состоит из следующих частей:

• новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

• потребительская информация – расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

• развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор – услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5-й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

• программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

• технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

• разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

• консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

• подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.

Примечание. В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

• непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

• дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Функции информационного бизнеса:

управление финансами и ведение учета;

управление кадрами;

материально-техническое снабжение;

организация производства;

маркетинговые исследования;

лизинговые операции;

консультационное обслуживание;

страхование имущества и информации;

организация службы информационной безопасности; сервисное обслуживание.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:

• "Об информации, информатизации и защите информации".

• "Об авторском праве и смежных правах".

• "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".



• "О правовой охране топологий интегральных схем".
скачать


Смотрите также:
Урок по изучению темы: Информационные ресурсы общества Тема урока: Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы
417.12kb.
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением
45.41kb.
Билет №14. Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права. Информационные ресурсы
43.89kb.
Информационные ресурсы
44.12kb.
Тест зачёт: Информатизация общества. Средства информатизации. Новые информационные технологии. Информационные ресурсы России. Вопрос 1: Информатизация общества?
55.01kb.
Информационные ресурсы —
38.1kb.
Вопросы по курсу «Автоматизированные информационные системы»
36.96kb.
Конспект урока в 11 классе: «Информационные ресурсы общества»
67.61kb.
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
16.26kb.
Наименование разделов и тем
93.85kb.
Информационные образовательные ресурсы сети интернет педагогические ресурсы интернет
82.07kb.
Информационные технологии и цифровые образовательные ресурсы в практике учителя физики
78.01kb.