Главная стр 1
скачать
Урок по обществознанию 6 класс.

Тема урока «Как защититься от несправедливости».



Цели и задачи:

Объяснить значение понятий: «суд», «адвокат», «судебный пристав», «справедливый суд»; охарактеризовать роль суда в защите законности и правопорядка в стране; проанализировать способы защиты прав граждан; объяснить и охарактеризовать принципы и порядок деятельности судов в РФ; составить портрет-характеристику адвоката и судебного пристава.



Ожидаемые учебные результаты:

Учащиеся должны:

- работать с текстом учебника, выделять главное, актуализировать ранее изученное; - участвовать в беседе, дискуссии, решать проблемные вопросы, делать выводы; - задуматься над проблемой уважительного отношения к закону и праву.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, пакет с рабочим материалом.

Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока

Устный опрос

Проверка творческого задания: социальные проекты «Мы и наша активная жизненная позиция».



Мотивация

Учитель: Поднимите руку те, кто из вас хотя бы раз не пострадал от несправедливости? –В чем проявлялась несправедливость по отношению к вам? Приведите конкретные моменты. -Кто или что, по вашему мнению, явилось причиной проявления несправедливости по отношению к вам? - Посмотрите на тему нашего урока. Как вы думаете, какое отношение имели те вопросы, на которые вы только что отвечали?

Эпиграф нашего урока:

Пусть свершиться правосудие, даже если погибнет мир!

Латинское изречение

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

План проведения занятия:

1.Экскурс в прошлое законности.

2.Способы защиты прав граждан.

3.Осуществление правосудия и принципы правосудия.

4.Суд честный и справедливый.

Введение в новый материал

Учитель: Древние китайцы говорили: «Хороший климат не сравнится с плодородной землей, плодородная земля не сравнится с согласием». Несправедливость всегда ведет к конфликту.



1.Экскурс в прошлое законности.

Учитель: Сегодня, как мы выяснили, достаточно много несправедливостей. А как было в давние времена? Какой опыт имело человечество по данному вопросу?



Задание

Разбившись на группы, внимательно изучите представленные материалы и ответьте на вопросы к ним.



Рабочий материал для первой группы

Из законов Хаммурапи о преступлениях

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен. Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.



Вопросы к тексту: 1.Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте. 2. Приведите пример закона, который отражает древний принцип талиона: «Око за око, зуб за зуб».

Рабочий материал для второй группы

Суд древних германцев

«Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, то есть из «лучших». Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого надо было найти 72 человека, которые подтвердят его невиновность и произнесут без ошибок клятву. Если так не получится, то надо пройти испытание по Божескому суду. Опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность. Если рука не заживет, то человек должен отдать свое имущество. А в случае нехватки имущества человек должен выполнить старинный обряд: собирать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник должен помочь в выплате долга».

Вопросы к тексту:

1.Что вам кажется справедливым в германском суде? 2.Что вам кажется несправедливым?



Рабочий материал для третьей группы

Страничка из истории

В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драться. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI веке у Никольских ворот.

Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было представлено право не сражаться самим, а нанимать для боя других людей.

Исходы таких поединков со временем стали противоречить представлению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов, решать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решения спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.



Вопросы к тексту:

1.Каким способом решались конфликты на Руси?

2.Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отношений справедливыми? Почему?

3.Какие изменения в вопросах справедливости были предприняты после XVI века?

Учитель: Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в обществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания.

И на определенном этапе развития возникла необходимость в возникновении специального органа, который должен был защищать права и интересы тех, кто оказался в беде.



2. Способы защиты прав граждан.

Учитель: Практика показывает, что гораздо легче бывает предотвратить конфликт, нежели потом участвовать в бесконечных спорах и доказывать свою правоту. Как вы думаете, верное ли это суждение? Свое мнение аргументируйте.

(Ученики высказывают свои версии ответов.)
Учитель: Какие же способы предотвращения конфликтов существуют?
Задание

Работая со страницами 57- 58 учебника, назовите способы предотвращения конфликтов, на которые указывает автор учебника. Приведите примеры на каждый случай.


Учитель: Авторы учебника рассказывают о таких способах разрешения конфликтов, как «самосуд» и «повальный обыск». Как вы считаете, можно ли применять такие способы защиты? Свое мнение аргументируйте.
3.Осуществление правосудия и принципы правосудия.

Учитель: Посмотрите на доску. Перед вами схема, где указаны принципы правосудия.


Задание

Учитель: По ходу моего рассказа познакомьтесь с механизмом осуществления правосудия и его принципами. Буд те готовы отвечать на вопросы.



Принципы правосудия



Равенство всех перед законом



Состязательность сторон

Гласность

Учитель: При рассмотрении дел судья исходит из принципа равенства граждан перед судом и законом. Перед судом все равны независимо от пола, национальности, вероисповедания.

Все дела в суде должны рассматриваться в открытом судебном заседании, в присутствии всех желающих. Исключения составляют дела, связанные с сохранением государственной тайны и в некоторых других случаях.

Для того чтобы рассмотрение дела было более справедливым и беспристрастным, в судебном заседании могут участвовать народные заседатели. Они не являются профессиональными юристами. Ими могут быть граждане, которые вместе с профессиональным судьей принимают решения по делу. Народные заседатели во время рассмотрения дела пользуются всеми правами судьи в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора. Решение принимается большинством голосов, при этом профессиональный судья голосует последним.

Судебное разбирательство проходит на основе состязательности сторон. Каждая сторона – истец и ответчик при рассмотрении гражданских дел, обвиняемый и прокурор при рассмотрении уголовных дел, предъявляют свои доказательства и подтверждение своей правоты. По результатам состязания суд принимает решение или выносит приговор. Приговор может быть может быть обвинительным или оправдательным. Решение суда должно быть обязательно исполнено в добровольном порядке. Если это не происходит, в дело вступают судебные приставы

Судебный пристав – это лицо, состоящее на государственной службе. Он имеет право заставить любого гражданина или организацию исполнить решение суда.

Большую роль в судебном процессе играет адвокат. Он действует только в интересах лиц, которые обратились к нему за помощью, используя все незапрещенные законом способы и методы защиты.


Вопросы классу:

1.Назовите и расшифруйте принципы правосудия.

2.Кто и как участвует в судебном процессе?

3.Дайте характеристику участникам процесса.

4.Какими качествами должен обладать адвокат?
4.Суд честный и справедливый.

Учитель: В античные времена сложился аллегорический (иносказательный) образ богини права и правосудия Фемиды. Она изображалась в виде величественной женщины с повязкой на глазах, с мечом водной руке и весами – в другой. И в наши дни нередко в правовых учреждениях мира можно увидеть изображение Фемиды.

Попробуйте раскрыть смысл этой аллегории (почему с повязкой на глазах, почему с мячом и весами?)

(Выслушивается мнения ребят)
Учитель: Давайте сыграем в игру «Защитим свои права».

Условия игры

Разбейтесь на группы: «пострадавшие» и «правозащитники». И «пострадавшие» и «правозащитники» получают карточки с изложенными на них случаями нарушения прав человека.

Роль «пострадавших» - рассмотреть ситуацию, обратиться к «правозащитникам» за советом по восстановлению справедливости.

Роль «правозащитников» - дать рекомендацию, куда следует обращаться в данной ситуации.

Ситуации:

1.Сосед залил квартиру. Все требования о возмещении расходов сосед игнорирует.

2.Возвратившись из отпуска домой вы обнаружили, что квартира взломана и многие вещи пропали.

3.Ваши соседи по дому допоздна громко включают музыку, шумят, на просьбы не реагируют.

4.Вас постоянно избивает старшеклассник и отнимает деньги.

5.Вас не принимают в школьный клуб старшеклассников, ссылаясь на то, что у вас плохая успеваемость.

6.При устройстве на работу у вас поинтересовались, какой вы национальности принадлежите, после чего отказали в приеме.

7.Вы замечаете, что ваш одноклассник часто приходит в школу со следами побоев, а после уроков задерживается в школе, объясняя, что дома никого нет и ему нечем там заняться.

8.Вы поздно вечером возвращаетесь домой после дискотеки. К вам подошла группа подростков и окружила. Забрали сумочку и золотую цепочку. Пригрозили, что если вы расскажете кому-то, то вас найдут и будет плохо.
Подведение итогов занятия

Учитель: Над какими вопросами мы сегодня работали? Продолжите список действий, которые могут вам навредить:

а) открывать дверь незнакомому человеку;

б) оставлять свои вещи без присмотра;

в) дать покататься на своем велосипеде малознакомому человеку;

г)________________________________________________

д)________________________________________________

е)________________________________________________



ж)________________________________________________
Домашнее задание: Прочитать §10 и придумать знак, символ современного правосудия. Работу следует выполнить графически.
скачать


Смотрите также:
Урок по обществознанию 6 класс. Тема урока «Как защититься от несправедливости». Цели и задачи
84.54kb.
Как можно защититься от несправедливости?
49.15kb.
Урок окружающего мира по программе ос «Школа 2100» 4 класс Тема урока: Что человечество ценит больше всего? Цели и задачи урока
68.02kb.
Конспект урока изобразительного искусства. Ф. И. О. студента Курс, группа Школа, класс Тема урока Тип урока Варианты типов урока
230.45kb.
Урок по окружающему миру Тема урока: Растения, бактерии, грибы Цели и задачи урока
160.57kb.
Урок окружающий мир 4 класс (Школа России) Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество. Тип урока: изучение новых знаний. Цели и задачи урока
46.93kb.
Класск класс Тема урока Тип урока Цель Практические задачи Воспитательные задачи Развивающие задачи Образовательные задачи Оборудование Формы работы Структура урока
70.17kb.
План-конспект урока географии Класс 9-й Дата Тема раздела: Общий обзор России Тема урока: Национальный и религиозный состав населения России Цели и задачи урока
77.8kb.
Урок по обществознанию 11 класс /профиль
64.23kb.
Урок информатики в 6 классе. Тема урока: Определение понятия. Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений. Задачи урока
52.49kb.
Урок по теме: «Механические колебания», 9-й класс Цели и задачи урока
87.42kb.
Урок по обществознанию в 11 классе. Тема урока : «Семейное право»
71.89kb.