Главная стр 1
скачать
Рабочая программа

по истории России XIX в.

для 8-х классов.

(базовый уровень)


Пояснительная записка.

         Настоящая рабочая программа курса «История России XIX в.» составлена на основе программы общеобразовательных учреждений  - История.Обществознание. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина -  М., «Просвещение»2007 год.

Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта составляющего единую линию учебников включенных в Федеральный перечень.

      Основными  целями данной программы  является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; выработка  у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем; развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа; развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, традициям своего и других народов.

      Основные задачи рабочей  программы   направлены на воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины. Уделяется большое внимание проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.

     В рабочую программу внесены изменения:



  1. Добавлен 1 ч. в разделе «Россия в первой четверти XIX в.», изучения темы «Реформы М. М. Сперанского» и 1 ч. - для проведения повторительно-обобщающего урока.

  2. Добавлен 1 ч. в разделе «Россия во второй четверти половине  XIX в.» для повторительно-обобщающего урока.

  3. В разделе «Россия во второй половине XIX в», добавлен повторительно-обобщающий урок по теме «Правление Александра II»

  4. Также в программе реализуется компонент духовно-нравственного воспитания, включенный в РНК (Развитие Нашего Края)

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.

     


Программа реализуется с помощью :

  1. Учебника -  Данилов А. А.  История России, XIX век. – М. : Просвещение, 2005 г.

  2. Данилов А.А. История России. ХIХ век. 8 класс: рабочая тетрадь в 2 ч./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М., Просвещение, 2008 г.

 В 8 классе на изучение истории России отводится 45 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

   Должны знать: даты и ключевые события истории России XIX в.(годы царствования императоров, «великих реформ», политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г ., 1813 -1814 гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.); характерные, существенные черты социально-экономического развития и политического строя России в  XIX в.; положение разных слоев населения; внутреннею и внешнюю политику самодержавия; идеологии и практики общественных движений XIX в.(консервативных, либеральных, радикальных); место, обстоятельства, участников событий 1812 г., 1825 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.; крупнейших государственных и общественных деятелей России XIX в.; выдающихся представителей и достижения российской культуры; полководцев и участников военных компаний; термины и понятия значительных  процессов и основных событий. 

   Должны уметь: соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории России XIX в.; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; показывать на исторической карте территории, вошедшие в состав России в XIX в., места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов (Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, капиталистические отношения, реформа, контрреформы, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция), выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России XIX в., достижениям отечественной культуры данного периода.       

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «История России. XIX в.» (44 ч.)



Тема




К-во час.

ЗУН




Домашнее задание

Коррекция

         Дата




























План

факт

                                        Россия                           в первой четверти XIX в. (9 ч.)




























1




Россия на рубеже XVIII-XIX веков

1

Самодержавие, сословия, многоконфессиональный, «капиталистые» крестьяне, отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма.

Уметь показывать на карте территорию России к началу XIX в., определять форму правления государства; называть  существующие органы управления; анализировать и работать с документами.






Конспект










2

Внутренняя политика в 1801-1806 гг.




1

Либерализм, манифест, «Негласный комитет», реформа.

Знать годы правления Александра I, первых преобразований; давать оценку деятельности Александра I, Негласного комитета. Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.                                           






§1,вопросы и задания, работа с историческим источником.











































3

Реформа М.М. Сперанского




1

 Реформа, разделение властей, Государственный совет, политические права, избирательное право.              

Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, причины их неполной реализации и последствия принятых решений; анализировать исторический документ по заданному плану.






§3, вопросы и задания документ













4

Внешняя политика в 1801-1812 гг.




1

Коалиция,  континентальная блокада, восточный вопрос.    

Называть основные цели, задачи и направления (и показывать на карте) внешней политики страны, оценивать ее результативность.






§2, вопросы и задания документ













5

Отечественная война 1812 г.




1

Отечественная война, ополчение, флеши, редут, генеральное сражение, партизаны.    

 Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г. и важнейших сражений, планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения  






§4, вопросы и задания, документы













6

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.




1

«Битва народов», Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз.    

 Объяснять цели и результат заграничного похода 1813-1814 гг.; называть основные направления внешней политики страны  в новых условиях; давать оценку итогов Венского конгресса для России.






§5, вопросы и задания, документы













7

Внутренняя политика в 1814-1825 гг.




1

 Конституция, сейм, ценз, автономия.          

Объяснять причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1814-1825 гг.; составлять сравнительную таблицу, делать вывод.






§6, вопросы и задания, документы













8

Социально-экономическое развитие.в первой трети XIX в.




1

Экономический кризис, крепостное право, Тарифный устав, военные поселения                                                                                        

 Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.






§7, вопросы и задания













9

Общественное движения.




1

 Тайное общество, масоны, программа, конституция.                                  

 Называть причины возникновения общественного движения, основные этапы развития общественного движения;  сравнивать программы тайных обществ, делать выводы.






§8, вопросы и задания













10

«Россия в годы правления Александра I»




1

 Умение обобщать  знания по теме. Определять и объяснять свое отношение и оценку основных  событий всего периода.




Повторить понятие и даты













                                   Россия                                во второй четверти XIX в. (10 ч.)































11

Династический кризис 1825 г.




1

Династический кризис, восстание, декабристы.    

 Объяснять цели  и результаты деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов.






§ 9, вопросы и задания.













12

Внутренняя политика Николая I




1

Свод законов, кодификация законов, цензура, жандармы, государственные крестьяне, «обязанные» крестьяне.                                                                          

 Называть основные события; давать характеристику личности по алгоритму; называть характерные черты внутренней политики Николая I.






§ 10, вопросы и задания.













13

Социально экономическое развитие.в первой половине XIX в.




1

Промышленный переворот, пролетариат, буржуазия, «капиталистые» крестьяне.                    

 Называть характерные черты социально экономического развития; знать положения реформ Е.Ф. Канкрина, П.Д. Киселева, суть кодификации М.М. Сперанского. Сравнивать политику Александра I и Николая I в крестьянском вопросе.






§ 11, вопросы и задания, документы













14

Внешняя политика в 1826 -1849гг.




1

Международное положение, контрибуция, горцы, имамат, мюридизм, теократия.                    

 Называть и показывать на карте основные направления внешней политики страны, причины кризиса в международных отношениях со странами Запада.






§ 12, вопросы и задания, документы













15

Народы России.




1

Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм, Имамат. Движение Шамиля.



















16

Общественное движение 30-50-х гг.




1

Консерватизм, либерализм, западники, славянофилы, «общинный» социализм.

Называть основные течения, организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов; высказывать свою оценку.    






§ 13, вопросы и задания, документы













17

Крымская война 1853-1856 гг.




1

Восточный вопрос.        

Знать хронологические рамки войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий, знать  участников войны, объяснять значение и итоги Парижского мирного договора






§ 14, вопросы и задания, опережающее задание













18

Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия




1

Сословность образования, гимназия, наука            

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки.






§ 15, вопросы и задания













19

Русские первооткрыватели и путешественники




1

Экспедиция                        

 Знать  русских первооткрывателей и путешественников, систематизировать материал, составлять таблицу.






§ 16, вопросы и задания, таблица













20

Особенности и основные стили в художественной культуре




1

Романтизм, критический реализм, ампир, русско-византийский стиль.                                

Знать выдающихся представителей и достижения русской культуры; самостоятельно подбирать материал на заданную тему, работать в группах; использовать приобретенные знания при подготовке компьютерных проектов.






§ 17, вопросы и задания













21

«Россия во второй четверти XIX в.»




1

Обобщать и систематизировать материал.




Повторить понятия и даты













                                                                 Россия во второй половине XIX в. (20 ч.)































22

Отмена крепостного права.




1

Политический режим, крепостное право, редакционные комиссии.

Называть предпосылки и причины отмены крепостного права, альтернативные варианты отмены крепостного права; работать с историческими источниками.






§ 19, вопросы и задания, документы













23

Крестьянская реформа 1861 г.

РНК Экономическое развитие региона в условиях реформ






1

Крестьянская реформа, временнообязанные крестьяне, отрезки, уставная грамота, мировой посредник, выкупная операция.            

Знать  основные положения крестьянской реформы; объяснять значение отмены крепостного права; работать с документами, статистическими данными.






§ 20, вопросы и задания, документы













24

Либеральные реформы 60-70-х гг.




1

Земства, городская дума, курия, суд присяжных, всеобщая воинская повинность.

Называть основные положения реформ; приводить оценки характера и значения  реформ






§ 21, вопросы и задания, таблицы













25

Национальный вопрос в царствование Александра II.




1

Департамент государственной полиции при МВД, диктатура.

Давать оценку деятельности М.Т. Лорис-Меликова.  






§ 22, вопросы и задания













26

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права




1

Отработочная система, капитализм.                              

 Называть основные черты социально-экономического развития России после отмены крепостного права; называть и показывать на карте основные центры промышленности; сравнивать положение России до и после реформ.






§ 23, вопросы и задания, документы













27

Общественное движение.




1

Либералы, консерваторы.                          

Называть основные идеи и представителей таких общественных движений, как консерватизм и либерализм; отмечать особенности пореформенного либерализма и консерватизма.






§ 24, вопросы и задания, документы













28

Причины роста революционного движения в пореформенный период.




1

Народничество, революционер, разночинцы, анархизм, «хождение в народ», революционный террор.

 Определять причины и характерные черты народничества;                   выделять различия между народниками 60-х и 70-х гг.; соотносить программные установки русских революционеров 1860-1870-х гг.  






§ 25, вопросы и задания, документы













29

Народнические организации второй половины 1860-х-начала 1870-х гг.




1

Реформа, революция.                        

Оценивать деятельность народнических организаций.






§ 26, вопросы и задания, документы













30

Внешняя политика Александра II




1

Внешняя политика, «Союз трех императоров».                          

Называть цели и основные направления внешней политики 60-70-х гг.; показывать на карте дальневосточные территории, присоединенные к России.






§ 27, вопросы и задания, документы













31

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.




1

Балканский кризис, национально-освободительная война.                                                                            

Знать хронологические рамки войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать главных участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского  мирного договора.






§ 28, вопросы и задания, документы













32

«Правление Александра II». Итоги




1

Умение обобщать  знания по теме и систематизировать материал. Определять и объяснять свое отношение и оценку основных  событий всего периода.




Повторить понятия и даты













33-34

Внутренняя политика Александра III




2

Реакционная политика, контрреформы, циркуляр .

Выделять основные направления внутренней политики Александра III; сравнивать внутреннею  политику Александра II и Александра III; давать оценку исторической личности на основании анализа нескольких источников.






§ 29-30, вопросы и задания, документы













35

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. XIX в.




1

Акция, косвенные налоги, конвертируемость, дефицит бюджета, винная монополия.            

Давать общую характеристику экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского;  знать экономическую программу С.Ю. Витте; объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского, С.Ю. Витте






§ 31, вопросы и задания, документы













36

Положение основных слоев российского общества.




1

Сословия, классы, пролетариат, буржуазия, меценатство,имущественное расслоение.

 Сравнивать положение различных слоев населения в пореформенной России; анализировать документы, делать выводы






§ 32-33, вопросы и задания, документы













37

Общественное движение в 80-90-х гг.




1

 Марксизм.              

Называть организации и участников общественного движения, существенные черты идеологии и практики  общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)






§ 34, вопросы и задания, документы













38

Внешняя политика Александра III




1

Сепаратный мир, мобилизация.              

 Называть цели и основные направления внешней политики Александра III; характеризовать международное положение в России в 80-е гг. и геополитическую ситуацию России конца XIX в.






§ 35, вопросы и задания, документы













39

Развитие культуры во второй половине XIX в.





1

Классические и реальные гимназии, гуманитарные науки, естественные науки.

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки; соотносить деятелей науки с их достижениями






§ 36, вопросы и задания













40

Критический реализм в литературе.




1

Искусство, «передвижники», критический реализм.

Называть основные направления в литературе и искусстве; соотносить деятелей культуры с их достижениями; использовать приобретенные знания при подготовке компьютерных проектов.






§ 37, вопросы и задания













41

Русское искусство.




1

Архитектура.

Давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала.






§ 38, вопросы и задания













42

Быт: новые черты в жизни города и деревни.




1

Досуг, быт, урбанизация        

Сравнивать условия и образ жизни различных слоев российского общества в первой половине XIX в. и в конце XIX в.; делать выводы.






§ 39, вопросы и задания













43

Родной край во второй половине XIX в.




1

Называть основные социально – экономические и политические преобразования в родном крае в XIX в.




Конспект













44

Россия на пороге XX в




1

Умение обобщать  знания по теме и систематизировать материал. Определять и объяснять свое отношение и оценку основных  событий всего периода.




Повторить понятия и даты













































Содержание программы учебного курса.

Россия в XIX в. (44ч.)

Россия в первой четверти XIX в.

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический и политический строй. 

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. «Негласный комитет». Реформы М.М. Сперанского. Личность реформатора. Учреждение Государственного совета.

Внешняя политика в 1801- 1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы и силы сторон. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. Цели заграничного похода. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I.

Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Польская конституция.  «Уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале  20-х гг.  

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

Общественное движение. Тайные массовые организации. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева.

Россия во второй четверти XIX в.

 Династический кризис  1825 г. Смерть Александра I. Восстание 14 декабря 1825 г., его значение и последствия.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Ужесточение контроля над обществом. Свод законов Российской империи. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое развитие. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Россия и революции в Европе. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Восточный вопрос. Национальная политика самодержавия. Кавказская война.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм, Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Теория «общинного социализма».

Крымская война 1853-1856 гг. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Культура и быт в первой половине XIX в. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия.

Русские первооткрыватели и путешественники.

Особенности и основные стили в художественной культуре. Литература. Золотой век поэзии. Критический реализм. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов России.

Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права. Начало правления Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствовании Александра II. Польское восстание 1863 г. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.  

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг.

Причины роста революционного движения в пореформенный период. Революционное народничество. Народнические организации 60-70-х гг. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля». Убийство Александра II.  

Внешняя политика Александра II. А.М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги.  

Внутренняя политика Александра III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика.

Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.

Положение основных слоев российского общества. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство. Разночинная интеллигенция. Усиление расслоения крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Школьная реформа. Научные достижения.

Критический реализм в литературе. Журналистика. Общественно-политическое значение передвижников. «Могучая кучка». Русская опера. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Русское искусство.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Урбанизация. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Родной край во второй половине XIX в.

Итоговое обобщение. Россия и мир на пороге XX в.

Формы и средства контроля

Виды контроля

I

четверть


II

четверть


III

четверть



IV

четверть


Год

Итого

Административный контроль ЗУНов



















Количество плановых контрольных работ

         -

         1

         2

          1

      1

     5

практических работ



















лабораторных работ



















Других видов работ



















Планирование контроля.

Плановые контрольные работы – 5 ч.   

1.Тема: «Россия в годы правления Александра I»        4. Тема: «Правление Александра III»

2.Тема: «Россия в годы правления Николая I»               5.Тема: «Россия в XIX в.» (Итоговое повторение)

3. Тема: «Правление Александра II»

Перечень учебно-методических средств обучения

1.   Данилов А.А., Л.Г. Косулина. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2005 год.

2.  Данилов А.А. История России. ХIХ век. 8 класс: рабочая тетрадь в 2 ч./А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М., Просвещение, 2008 г.

3. Колганова Е. Е. , Сумакова Н. В. Поурочные разработки по истории России XIX век. 8 кл. – М. : ВАКО, 2005 г.

4. Данилов А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век»: 8 кл/ Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение, 2005 г.



Оборудование и приборы: Компьютер. Интерактивная доска.
скачать


Смотрите также:
Урок по теме «Правление Александра ii»
253.01kb.
Контрольная работа по теме «Правление Александра III ii вариант Определите годы жизни Александра III: Почему Россию при Александре III называют «полицейским государством»
21.04kb.
«Короткое царствование Павла Начало царствования Александра 1»
24.98kb.
Контрольная работа : «Правление Александра ii»
26.92kb.
Правление Рюриковичей
36.83kb.
Союз трех императоров
35.95kb.
Урок по теме «Правление Ярослава Мудрого»
49.07kb.
Урок по теме. Обоснование включения компьютерного сопровождения в
61.07kb.
Урок истории по теме «Боги Древней Греции»
43.85kb.
Урок в 8 классе. Разработка учителя истории Хамзиной А. М. Тема урока «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг.» Тип урока: комбинированный
78.9kb.
Обобщающий урок по теме
58.8kb.
Урок в 6 классе по теме
67.17kb.