Главная стр 1
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
имени В.И.Головченко


Обобщающий урок


Урок разработан

учителем истории

Ивановой А.В.

2008 г.

ЦЕЛИ: дать представление о главных проблемах и задачах развития российского общества во второй четверти – середине XVIII века; закрепить понимание причин. Обстоятельств и последствий дворцовых переворотов в России XVIII века.

ОБОРУДОВАНИЕ: карты-схемы «Внутренняя политика эпохи дворцовых переворотов», «Внешняя политика эпохи дворцовых переворотов»; портреты правителей 1725-1762 г.г.; карточки с вопросами каждому учащемуся
ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент

  2. Понятия «дворцовый переворот» и «эпоха дворцовых переворотов», определение временных рамок эпохи.

  3. Причины дворцовых переворотов

  4. Наследники Петра I

  5. Политика правителей эпохи дворцовых переворотов

  6. Закрепление изученного материала через игру

  7. Заключительное слово учителя

2. Учащимся предлагается вспомнить временные рамки эпохи, записав ответы в карточки. Там же предлагается дать определение дворцовым переворотам. Учитель, выслушав ответы учащихся, сам дает определение эпохе, правильные ответы появляются на интерактивной доске. Ученики давшие правильный ответ получают пять баллов.


3. Учитель предлагает вспомнить причины дворцовых переворотов и записать в карточки. Выслушав ответы учитель выводит на доску правильные ответы. За правильные ответы учащиеся получают по пять баллов. Учитель обращает внимание на третью причину «Отсутствие наследников» учащимся важно понять что имеющиеся наследники были слишком слабы, чтобы управлять государством, а прямого наследника, единственного сына Петр казнил.
4. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу в карточках в которой вписывают правителей 1725-1762 г.г. Отмечают тех кто встал на престол в результате переворота. Ученики самостоятельно выводят на доску имена правителей и даты их правления. Имена правителей вставших в результате переворота выделяются зветом. Учитель обращает внимание на то, что правление Екатерины II заканчивается в 1796 г., а эпоха дворцовых переворотов в 1962 г. Учащимся предлагается объяснить, почему говоря о правителях эпохи дворцовых переворотов мы вспоминаем о Екатерине II. Учащимся важно запомнить, что Екатерина II закрыла эпоху дворцовых переворотов сумев удержать в своих руках власть, на которую законных прав не имела. Учащимся показывается материал Электронной энциклопедии истории России.
5. Рассматривая политику 1725-1762 г.г. важно отметить главную особенность «Наследники Петра I не могли и не желали править самостоятельно в следствии чего создавались высшие государственные органы их заменяющие» - это является отличительной чертой внутренней политики данного периода. Во внешней политике нужно усвоить три основных направления: 1) прекращение набегов крымчаков; 2) укрепление позиций на Балтике; 3) выход к Черному и Азовскому морям. Важно отметить что среди всех поставленных задач была выполнена одна: сохранение позиций на Балтике. Учащиеся, правильно заполнившие карточки, получают по пять баллов.
6. Для закрепления материала учащимся предлагается игра.

На доске появляется таблица: 6 категорий в каждой по 4 вопроса. Вопросы разной стоимости: 100, 200, 300, 400 баллов. В игре участвует весь класс, ответ дает первый поднявший руку, он же выбирает следующий вопрос. Ученик, набравший наибольшее количество баллов за урок (к баллам заработанным за игру прибавляются баллы заработанные за работу в карточках)


ВОПРОСЫ К ИГРЕ:


Категория «Золотой век дворянства»

100 – Почему эпоху дворцовых переворотов можно назвать золотым веком дворянства? (За помощь в переворотах дворяне получили множество привилегий от монврхов)

200 – Петр установил для дворян обязательную пожизненную службу. Кто из правителей сократил срок службы до 40 лет? (Екатерина I)

300 – Что, кроме освобождения от службы, жаловали монархи дворянам? (Деньги, титулы, землю с крестьянами)

400 – Кто из правителей эпохи дворцовых переворотов издал манифест «О вольности дворянской»
Категория «Правители и даты»

100 – В каком году «верховники» пригласили на престол Анну Иоанновну? (1730 г.)

200 – В каком году произошел пятый дворцовый переворот? (1762 г.)

300 – В каком году Петр II перенес царский двор из Петербурга в Москву? (1728 г.)

400 – В каком году родилась Елизавета Петровна? (1709 г.)
Категория «Внутренняя политика»

100 – Как стал именоваться Правительствующий сенат при Екатерине I? (Высокий сенат)

200 – Назовите два основных направления внутренней политики 1725-1762 г.г.? (Рост привилегий дворянства и закрепощение крестьян)

300 – Каким вопросом занималась созданная в 1731г. Канцелярия тайных розыскных дел? (Ведала делами о государственных преступлениях)

400 – Назовите причину сокращения крестьянских наделов до 1,5 десятины на душу? (Помещики получили право расширять свою пашню за счёт крестьянских наделов)
Категория «Внешняя политика»

100 – Назовите российского правителя заключившего договор с прусским королем Фридрихом II ? (Петр III)

200 – Что означают эти даты: 1733-1745 г.г., 1735-1739 г.г., 1741-1743 г.г., 1756-1762г.г. (Русско-польская война, Русско-турецкая война, Русско-шведская война, Семилетняя война)

300 – За счет присоединения каких земель границы российского государства продвинулись далеко на восток? (За счет присоединения Казахских земель)

400 – Кто стоял во главе русской армии в период русско-турецкой войны 1735-1739 г.г.? (Генерал-фельдмаршал Б.К. Миних)
Категория «Фавориты»

100 – Фаворит Екатерины I? (Князь А.Д. Меншиков)

200 – Фаворит – это… (придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказыающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны)

300 – Почему в эпоху дворцовых переворотов реальная власть очень часто была сосредоточена в руках фаворитов? (Правители 1725-1762 г.г. не могли и не хотели править самостоятельно)

400 – Под каким названием вошел в историю период правления Анны Иоанновны? (Бироновщина)
Категория «Родственная связь»

100 – Кем Петру I приходилась императрица Елизавета? (Дочь)

200 – Установите родственную связь между Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной (Двоюродные сёстры)

300 – Кем приходится Петр II Петру III? (Двоюродным братом)

400 – Кем приходится Петр III ЕкатеринеI? (Внуком)

чаи из их жизни вам известны ?


7. Подведение итогов. Заключительное слово учителя
скачать


Смотрите также:
Урок разработан учителем истории Ивановой А. В. 2008 г
54.38kb.
Урок по истории древнего мира «поэма гомера
50.14kb.
Урок истории в 11 классе. Тема урока- исследования «Судьба человека» (2 часа) Сценарий урока разработан учителем истории
129.48kb.
Урок разработан и проведен Тушкановым Ю. А. учителем физики моу школы №10 г о. Тольятти Тип урока: комбинированный
57.2kb.
Урок физики «Решение экспериментальных задач на равновесие твёрдого тела»
62.12kb.
Экранизация художественных произведений писателей англоязычных стран
110.35kb.
Урок изо. Урок разработан учителем изо чубовой Т. В. Проведен на заседании рц в 2010г. Тема урока: «Экслибрис» Цели: поделиться опытом, наработками с коллегами по изучению видов изобразительного искусства
30.59kb.
Презентация по теме урока, диск с фильмом «Анастасия». Тема урока соответствует программному материалу Unite 6 «Would you like to entertain yourself?»
43.75kb.
Урок разработан Учителем кубановедения моу сош №10 п. Степного Белозерцевой Н. В. 2010 г. Тема «Биоиндикаторы» Цель: ■ изучить понятие о биоиндикации, познакомиться с растениями и животными- биоиндикаторами
89.78kb.
Устный журнал «Летопись земли Кузнецкой»
18.18kb.
Сценарий устного журнала Подготовлен учителем истории Талаевой Н. Е. п. Новый Быт 2007-2008
163.23kb.
Разработка урока по теме «Из истории возникновения славянской письменности». Урок разработан
161.88kb.