Главная стр 1
скачать
Дата 20.02.2013 г. Классы 7-а, 7-б
Урок №22. Практикум «Создаем диаграммы и графики»


Тип урока: Комбинированный (урок формирования новых знаний и умений учащихся, а также актуализации и закрепления ранее приобретенных)
Цели:

  • Образовательная:

  • Обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы «Электронные таблицы», алгоритма построения диаграмм с помощью Мастера диаграмм;

  • Познакомить учащихся с возможностями наглядного представления данных (в том числе и многорядных) средствами табличного процессора MS Excel;

  • Продолжить формирование умений и навыков работы с электронными таблицами (строить диаграммы и форматировать их).

  • Развивающая:

  • Создать условия для развития умений анализировать и преобразовывать информацию;

  • Создать условия для развития у учащихся познавательного интереса, мотивации к изучению предмета;

  • Воспитательная:

  • Создать условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся;

  • Воспитывать стремление к получению новых знаний, интерес к предмету.

Оборудование: компьютеры; интерактивная доска.

Структура урока:

  1. Организационный момент (3 мин).

  2. Актуализация знаний учащихся (10 мин).

  3. Изучение нового материала – визуализация многорядных данных (9 мин).

  4. Закрепление изученного материала – практическая работа (13 мин).

  5. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания (5 мин).




  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, с возможностями какой программы мы знакомимся на протяжении последних уроков? (1 человек – MS Excel).
Сегодня на уроке мы продолжим нашу работу по изучению табличного процессора MS Excel.

  1. Актуализация знаний учащихся

Разгадываем английский кроссворд «Табличный процессор MS Excel»
И для начала давайте вспомним основные понятия и термины, связанные с данной программой. Поможет нам в этом кроссворд (каждому учащемуся выдается листок с сеткой кроссворда, такой же кроссворд выводится на интерактивную доску).
На прошлом занятии мы с вами тренировались составлять и разгадывать кроссворды.

Сегодня вашему вниманию предоставляется английский кроссворд «Табличный процессор MS Excel» (Приложение 1).


Слова могут располагаться по вертикали, горизонтали и диагонали только по прямым линиям. Они не пересекаются. Кроме того, обратите внимание на клетки, выделенные желтым цветом, – они сигнализируют нам о начале нового слова. Что ж, приступим к работе.

Разгадываем кроссворд – ученики находят слова и выходят к доске вычеркивать их, причем обязательным условием ответа у доски является формулировка соответствующего определения и характерных особенностей или свойств того или иного понятия.



Составляем ключевое слово урока

Обратите внимание, что в сетке кроссворда остались буквы, которые мы не использовали. Давайте попробует составить из них слово, которое и будет ключевым на нашем сегодняшнем уроке (ребята составляют слово).

Итак, молодцы! Ключевое слово – ЦЕННОСТЬ (записываем его в клетки ключевого слова кроссворда). Однако, ребята, что же такое ценность, как вы понимаете, что означает данное понятие? Что в вашей жизни представляет ценность? (Рассуждения ребят – 3-4 человека).

Актуализация этапов создания диаграмм

Вашему вниманию предоставляются результаты социологического опроса, проведенного среди ребят 13-15 лет нашего города, в виде круговой диаграммы (круговая диаграмма – Приложение 2). Цель исследования заключалась в определении того, на какие ценности ребята ориентируются в своей жизни.

(Ребята получают рабочую карту урока (Приложение 3), она же выводится на интерактивную доску).

Скажите, можно ли сейчас по предложенному виду диаграммы понять, какие результаты были получены? Каких важных элементов диаграммы не хватает для ее интерпретации? (варианты ребят: легенда, подписи данных).

Первостепенная задача, стоящая перед нами, заключается в соотнесении каждого из предложенных ценностных понятий с частью диаграммы. Попробуем это сделать.

Как вы думаете, каким образом распределились предпочтения ребят? (Размышления учеников (учитель в данный момент урока выступает в роли ненавязчивого направляющего)).

(Ребята в своих рабочих картах и учитель на интерактивной доске отмечают на соответствующей части диаграммы номер ценностного понятия из предложенного перечня).

С задачей соотнесения ценностных понятий и частей диаграммы мы справились с успехом, теперь попытаемся определить процентные характеристики каждой части.

В этом нам поможет одно из важнейших свойств круговой диаграммы. Какое? (ответы учеников – сумма всех долей диаграммы равна 100%).

Ребята предлагают варианты процентных значений и записывают их напротив соответствующих ценностных понятий в таблицу задания 1 рабочей карты; одновременно учитель вносит эти данные в таблицу, выведенную на интерактивную доску.

Давайте сравним наши предположения с реальными данными социологического опроса (файл программы MS Excel, листы 1 и 2 – Приложение 4).

Давайте вспомним, каким образом происходит создание диаграммы в программе MS Excel? (ответ ученика – создать таблицу исходных данных и выделить ее, вызвать Мастер диаграмм и выбрать соответствующие параметры на каждом из его четырех шагов).

Один из учеников выходит и демонстрирует процесс создания диаграммы на интерактивной доске.

III и IV. Изучение нового материала (визуализация многорядных данных) и практическая работа.

Исследования, как вы наверно заметили, проводились среди ребят вашего возраста. Однако вы в нем участие не принимали.

Как же вы, ученики 7 класса, расставите приоритеты в выборе ценностей ВАШЕЙ жизни.

На выполнение задания ребятам отводится 5 минут.

Как вы думаете, можно ли полученные данные, представленные в табличном виде, изобразить в виде диаграммы? (Ответы ребят). А сравнить ваши предпочтения с предпочтениями ваших одноклассников? (Ответы ребят).

Однако в результате будем иметь дело не с двумя, а с несколькими рядами данных. Как вы думаете, программа MS Excel позволит построить диаграмму сравнения нескольких величин? (Ответы ребят).

Давайте в этом убедимся и познакомимся с видами диаграмм, осуществляющими визуализацию многорядных данных. Сегодня вам будет необходимо выполнить практическое задание в парах, т. е. сравнить свои ценностные предпочтения с предпочтениями вашего напарника.

Для этого необходимо добавить в таблицу исходных данных еще один столбец, в который и будут занесены баллы вашего напарника (файл программы MS Excel, лист 3 – Приложение 4).

Вам необходимо на Листе рабочей книги MS EXCEL построить таблицу исходных данных (для 2-х учащихся) и следующие виды диаграмм:

Задание 1. Обычная гистограмма (2 вида);

Задание 2. Гистограмма с накоплением;

Задание 3. С областями и с накоплением;

Задание 4. Произвольная диаграмма.

Прежде чем вы приступите к выполнению задания на компьютерах, давайте посмотрим на примеры тех диаграмм, которые вам необходимо создать (файл программы MS Excel, лист 4 – Приложение 4).

Ребята садятся за компьютеры (в парах) и выполняют задание. Учитель в случае необходимости консультирует учащихся по возникающим в процессе работы вопросам и по завершении выполнения задания фиксирует количество построенных диаграмм каждым учеником и соответствующие отметки ребят.


  1. Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.

Наш урок подошел к концу. Вы сегодня поработали на славу. Что же нового в ходе урока вы узнали? С какими новыми видами диаграмм познакомились? (Ответы учеников).
Кроме того сегодня на уроке мы с вами задумались над одним из важнейших вопросов всего человечества – какими ценностями нужно руководствоваться в жизни, чтоб прожить ее достойно.

Надеюсь, над данным вопросом вы поразмышляете и вне стен нашего класса.


А теперь обратите внимание на интерактивную доску. Выполнив практическое задание на компьютерах, каждый из вас заработал свою отметку, результаты работы вашего класса вы сейчас видите на круговой диаграмме и графике (файл программы MS Excel, лист 5 – Приложение 4).

Круговую диаграмму вы строить умеете, а вот как построить график в программе MS Excel – это вопрос рассмотрения нашего следующего урока.



Домашнее задание: §2.9, вопросы (подготовиться к самостоятельной работе) (Информатика и ИКТ. Босова Л. Л. : учебник для 7 класса).
скачать


Смотрите также:
Урок №22. Практикум «Создаем диаграммы и графики»
62.89kb.
Практикум №6. «Создаем табличные модели»
42.48kb.
П. Графики и диаграммы. 7 класс. Зачем нужны графики и диаграммы
154.87kb.
Урок информатики по теме: "Excel: Построение диаграмм и графиков функций по заданным параметрам"
40.97kb.
Требования к уровню подготовки обучающихся
207.04kb.
Урок №5. Тема урока: Создание графиков и диаграмм
28.18kb.
Урок №8. Тема: Диаграммы в Excel. Цели: Обучающая
150.84kb.
Интегрированный урок в 9 классе по теме: «Графики равноускоренного движения»
94.95kb.
4. 8 Графические информационные модели
96.5kb.
Программа Предпрофильного курса для учащихся 9 классов Создание мультимедийных презентаций
41.47kb.
1. Графический редактор. Назначение и основные возможности
30.4kb.
Основные офисные программы Текстовый редактор Microsoft Word
173.36kb.