Главная стр 1
скачать
Устранение причин агрессивного поведения ребенка:

1. Одной из самых частых причин агрессии ребенка является агрессивное поведение по отношению к нему родителей или других взрослых.

Физически наказывая ребенка, родители должны понимать, что они демонстрируют свое агрессивное поведение по отношению к нему. Активная вербальная, т.е. словесная агрессия (оскорбления и т.п.), провоцируют аналогичное поведение не только у ребенка, но и у взрослого. Поэтому избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение, как и увеличения агрессии, сдаваясь перед ней.

Вместо этого признайте необходимость поиска путей решения, говоря: "Я вижу, что это действительно важно для тебя. Когда ты захочешь поросить моей помощи, сделай это вежливо, и я тебе помогу. Мы вместе это обсудим."

Если Ваш ребенок обижает других своим агрессивным поведением, покажите ему, что Вы понимаете его чувства (он может быть обижен, расстроен), но Вы хотите знать причину, т.к. мыслей Вы читать не умеете.
Когда Вы обнаружите, что его беспокоит, успокойте его, скажите, что все в порядке, что Вы разделяете его обиду и поможете найти выход из создавшегося положения.

2. Другой причиной агрессии в детских коллективах или семьях, где воспитывается более одного ребенка является осознанное или неосознанное выделение или противопоставление одного или нескольких детей остальным.

В данной ситуации, если это возможно, старайтесь объединять детей, обращаясь к ним со словом "дети". Старайтесь отметить положительные и интересные стороны каждого, при этом не выпячивая недостатки одного и достоинства другого.
Если в данный момент по отношению к кому-либо из детей Вам трудно это сделать, ответьте себе на вопрос: что мне нравится в этом ребенке?

Другой компенсацией недостатка внимания для ребенка будет наличие у него в доме определенных обязанностей и выполнение различных поручений, которые дадут ему возможность ощутить свою значительность и позволят предупредить капризы и агрессию.

Учитесь прислушиваться к чувствам детей, поощряя их высказывания об этом. При этом важно, что бы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние, будучи в этом примером для своего ребенка ( я злюсь, мне обидно и т.п.).
Для детей важно, что их чувства уважаются и являются правильными: злиться может любой человек и это вполне естественно. Здесь важно помочь детям выбрать поведение, которое будет выражать их чувства, не обижая окружающих.

Формирование у ребенка более адекватных адаптационных механизмов к ситуации:

1. Если Вы уже находитесь в ситуации, когда на Вас обрушилась чья-то агрессия (будь то ребенок или взрослый), Вам необходимо постараться ощутить свое уверенное состояние, помня о том, что в основе агрессивного поведения лежит внутреннее неуверенное состояние.

Затем своим спокойным тоном попытайтесь амортизировать ситуацию, говоря: "Я вижу, что ты сейчас сердишься. Но в таком эмоцинальном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить, поэтому я предлагаю тебе успокоиться".

Ваш спокойный тон заставит "охладиться" собеседника, и Вы почувствуете себя более уверенно в данной ситуации.


Рекомендуем Вам действовать на основе техники "заезженной пластинки".

2. Спустя некоторое время, когда страсти улягутся, Вы можете подойти к ситуации более конструктивно. Попробуйте сами, а также вместе со своим ребенком освоить правило действовать в таких напряженных ситуациях не путем оскорблений или даже кулаков, а с помощью более социально и морально приемлемых методов.

А именно: найдите для себя иной способ выражения агрессии.

Помните, что агрессия это естественный процесс, сопровождающийся выбросом большого количества энергии. Следовательно, Ваша задача - направить эту энергию в другое русло (Вы можете в этот момент делать то, что обычно Вам не нравится, например, убирать квартиру или стирать белье).

Для ребенка таким вариантом отреагирования может быть какая-либо спортивная игра или возможность порвать бумагу, сломать какие-либо палки и т.п.
Можно завести в доме для этой цели какую-либо подушку или другой предмет, на который Ваш ребенок сможет направить свою агрессию.

Важно помнить, что в семьях, где не признают возможности существования такого вида поведения, как агрессивное, и на него существует запрет, агрессию преодолеть гораздо труднее. Тогда она может приобретать иные формы, опасные для самого агрессора.


Эта опасность скрыта в подавлении агрессии, когда внешних проявлений агрессивного поведения не наблюдается, но при этом присутствует аутоагрессия, т.е. агрессия, направленная внутрь самого себя. Она является основой многих соматических и нервно-психических заболеваний у детей.

Таким образом, для родителей важно узнавание злости. Часто, когда ребенок злится, родители его не принимают. В этот момент взрослому достаточно сказать: "Я вижу, что ты злишься...", чтобы погасить пожар.

Чтобы родителям было легче уловить момент, когда ребенок начинает злиться, необходимо обращать внимание на внешние признаки агрессии:

- сдерживает дыхание, зажато горло (ребенок пытается что-то не сказать);

- скованность в груди (пытается не проявить себя каким-либо образом, т.е. здесь происходит остановка чувств);

- напряжение в руках, сжаты кулаки (пытается что-то не сделать);

- закрывает глаза (старается не видеть то, на что злится);

- набыченный подбородок.

Как только видите такие проявления у ребенка, поддержите его: "Ты сейчас сердишься, может ты хочешь побыть один? Или хочешь рассказать, что происходит?"
В этот момент на Вас может вылиться море негативных эмоций, но Вы помните о возможности в любой момент амортизировать ситуацию спокойным тоном и Вашей внутренней уверенной позицией!
Для Всех Трудных Подростков и Их Трудных Родителей
- Как понять почему дети становятся трудными?

- Что делать чтобы ваш ребёнок не стал трудным?
Как понять почему дети становятся трудными?
Речь пойдёт о подростках, которые в школьном возрасте становятся ворами, наркоманами, разбойниками, проститутками и т.д. Мы попытаемся ответить на вопросы: Что двигает такими подростками? Какие цели они преследуют? Понимают ли они о последствиях, которые ждут их в результате преступлений?
Трудный подросток может появиться, как в неблагополучной, так и вполне на первый взгляд благополучной семье. Уже в малом возрасте подростком овладевают массу желаний, мечты и требования, которые зачастую родители не замечают, не хотят понимать или просто в силу занятости не могут увидеть в своём ребёнке.
Ребёнок обрабатывает и впитывает огромное кол-во информации из телевидения, интернета, журналов или просто из общения на улице и в школе. Быстрее всего "усваивается" негативная информация - тот запретный плод, который кажется таким сладким.

Нельзя курить!

Нельзя пить спиртное!

Нельзя заниматься сексом!

Нельзя смотреть эротику!

Это неполный список ограничений, которые слышат от родителей подростки.



И первое, что они делают, получив временную свободу - это "пробуют на вкус" запретный плод. Самыми безобидными развлечениями являются выпивка и курение в круге своего окружения. Но это не значит, что вы должны немедленно пресечь все попытки вашего ребёнка побыть в компании друзей. Вы должны начать общение с ребёнком на такие критические темы и делать это не эпизодически с выплеском истерики и строгих запретов, а постепенно в духе понимания и дружеского совета.
Страх и Обман. Да именно со страха начинаются проблемы подросткового поведения. Врёт тот, кто боится. Ребёнок начинает врать, когда знает, что будет наказан. Если родители применяют нелогичные, жёсткие наказания, он никогда не скажет правду. Всё начинается с пустяковых вещей: исправил оценку в дневнике или не передал просьбу учителя о вызове родителей в школу. И это как правило приводит к более серьёзным обманам и проблемам в формирующемся характере.
Учитель - враг. Обычно у трудных подростков учитель ассоциируется с недругом. Преподавателю сегодня тяжело быть чутким понимающим психологом и советником, потому что они входят в число самых финансово-необеспеченных слоёв населения. Такое положение сильно сказывается на моральном состоянии учителей и их собственных семей. Учителю легче накричать, строго наказать, чем спокойно и мудро наставлять подростка. К сожалению мы должны понять состояние преподавателей и усилить внимание к воспитательному процессу ребёнка в семье, а не вне её.
Осуждение окружающих. Если подросток оступился, и об этом стало известно окружению в его школе, для него наступает очень тяжёлый период в его жизни. Ему кажется, что всем известно о его поступке и все его осуждают. Он под прицелом глаз своих сверстников и учителей. В этот момент ребёнок становится крайне ранимым, подозрительным и недоверчивым. Он рано взрослеет и переоценивает реальность. Теперь для него друг - это не пустое слово. Друг - это тот кто не оставил его в трудный момент его жизни, в момент, когда все отвернулись, когда осуждают учителя и родители. В такие моменты очень важна поддержка родителей. Не прощение, а именно поддержка. Подросток не должен думать, что родители его простили, но должен знать, что они не опустили руки и помогают ему встать на правильный путь.
Что делать, чтобы ваш ребёнок не стал трудным?
Самым лучшим советом и примером для вашего ребёнка может быть ЖИЗНЕННЫЙ ПРИМЕР. Не хотите, чтобы ваш ребёнок злоупотреблял алкоголем или другими пагубными привычками, сами не делайте этого. Пусть подросток видит, что родители выпивают в хорошей компании для хорошего настроения, а не для того чтобы выяснять отношения в пьяном состоянии. Хотите, чтобы ваш ребёнок уважал родителей и в дальнейшем построил свою хорошую семью, сами покажите пример в семье. Пусть подросток видит, как родители умеют находить спокойные и мудрые решения в конфликтных ситуациях, как родители умеют уступать друг другу. Хотите, чтобы ваш ребёнок умел работать и отдыхать, покажите ему, как вы умеете это делать хорошо. Проводите больше времени с семьёй. Гуляйте вместе после работы, а не только на выходных. Постарайтесь быть интересным своим близким и пытайтесь понять, что интересно вашим близким. Расширяйте круг ваших интересов и увлечений. Нельзя сводить свои предпочтения к зимней рыбалке или охоте. Вы никогда не узнаете, что ваш ребёнок любит бальные танцы, изобразительное искусство, театр или спорт, если не будете ПОСТОЯННО расширять кругозор вашей семьи.
Подростку очень тяжело, а скорее просто невозможно решить самому те проблемы и вопросы, которые наваливаются на него. Подросток, скорее всего, недоволен своим положением в жизни. Он задаёт себе вопрос, почему я родился именно в этой семье, в этом городе, в этой стране. Почему он одевается хуже, чем другие, не такой модный мобильный телефон, не такой компьютер как хотелось бы? Почему не хватает карманных денег? Почему надо помогать родителям, в то время как друзья гуляют во дворе? Почему надо подрабатывать, чтобы купить себе новые кроссовки или компьютер, в то время как другим детям это достаётся просто так? Вопросов возникает огромное количество, и ребёнок не может ответить на них самому себя. Вместо ответов в душе ребёнка возникает обида на судьбу. Мы живём в тяжёлое время перемен. Нашему обществу ещё очень далеко до идеального. Большинство наших дети не получают должного внимания от государства. И в этом жёстком мире единственной "спокойно гаванью" может оказаться только ВАША семья. Только ВАША семья может научить, переубедить и показать пример ребёнку, как построить жизнь.
Наберитесь терпения, если ваш ребёнок уже пошёл не по той дороге. Отменить в один момент все плохие привычки вашего ребёнка не удастся. Говорят, чтобы приобрести плохую привычку надо 14 дней, а чтобы избавиться от неё - !!! 3 месяца.
Как избавить ребёнка от пагубных привычек.
Побоями, угрозами и строгими запретами вы ничего не решите. Вы только усилите желание ещё больше "вкушать запретный плод". Более того, ребёнок уйдёт в себя, будет прятаться и врать.

Вам придётся найти способы постепенно и уверено отучить вашего ребёнка от пагубной привычки. Важно, чтобы ребёнок относился к вам в этом вопросе скорее как к советчику и другу, которому можно доверять, чем как к жёсткому воспитателю. Постарайтесь использовать убедительные доводы, почему не надо курить и пить:

- сигареты и алкоголь - наркотик, который приводит к зависимости. Привыкнуть просто, избавиться от привычки очень тяжело.

- убеждайте, что, несмотря на то, что все курят и выпивают, надо оставаться индивидуальностью и уметь сдержать себя от вредной привычки

- приводите примеры реального вреда для здоровья. Например: объясняйте, что сигаретный дым засоряет смолами лёгкие и убивает клетки, пиво и слабоалкогольные напитки разрушают печень и т.д.

Рано или поздно в сознание ребёнка закрадётся мысль о вреде его привычек. И это будет основательный шаг на пути избавления от них.

Ну и самое главное сами не злоупотребляйте курением и выпивкой, что само по себе будем самым большим жизненным примером и советом для вашего ребёнка.
Вы заметили, что ваш ребёнок увлечённо рассматривает эротические сцены по телевидению, в интернете или в журнале.

Вам придётся приложить усилия, чтобы побороть в себе пуританство:

- убеждайте ребёнка, что тело человека само по себе красиво и совершенно. Можно рассмотреть вместе с ребёнком романтические полотна классиков, на которых изображены фигуры в внегляже.

- объясняйте ребёнку, что секс это результат крепкой и настоящей любви между двумя людьми.

- постарайтесь донести до сознания ребёнка, что сексуальные отношения это не запретная и тайная тема.

- учите ребёнка различать "грязь" от красоты. Необходимо объяснить чистоту отношений между мужчиной и женщиной, как результат любви и желания построить правильные отношения.

- объясняйте, что любые ошибки, допущенные сейчас, оставят последствия на всю жизнь (болезни, проблемы с законом, незапланированная беременность и т.д.)

- покажите на собственном примере теплоту и искренность отношений между родителями. Жизненный пример пройдёт "красной линией" на протяжении всей жизни ребёнка.


Вы не сможете ходить по пятам вашего ребёнка и проследить его сексуальные отношения. Но вы сможете предупредить нежелательные последствия беспорядочного секса: заболевания, преждевременная беременность, склонение к сексу и т.д. Дети должны знать о безопасном сексе (предохранении).
"Странные хобби"
В понимании взрослого увлечения ребёнка до сих пор ассоциируются с музыкой, спортом, танцами, рисованием. Да, действительно с этими увлечениями была связана юность многих поколений. Но за последние 10-15 лет всё резко поменялось. Нет больше прежних юношеских идеалов, нет пионерской и комсомольской организации. Эти организации были сильным контролирующим фактором в формировании юношеского поведения. Кружки, пионерские лагеря, сборы всё ушло в прошлое и к сожалению не пришла достойная замена. Сейчас на первый план у детей выходит компьютер и Интернет, дискотеки и клубы, уличные виды спорта (танцы на асфальте, экстремальный велоспорт и т.д.), странные для взрослых музыкальные течения и т.д.

Несмотря на всю странность таких увлечений, родители должны радоваться, что их ребёнок увлекается хоть чем-то. На самом деле важно не само увлечение, а постоянство, с которым ребёнок подходит к нему. У ребёнка вырабатывается цель, к которой он хочет прийти. Научится оригинально танцевать, делать трюки на велосипеде, хорошо играть в компьютерные стратегии и т.д. Поддерживайте ребёнка в таких хобби, выделяйте деньги по возможности на необходимые аксессуары, интересуйтесь его достижениями и проблемами.



Конфликты родителей и учителей: почему они возникают и как их уладить

Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Как действовать — каждый родитель решает сам. Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования, третьи забирают ребенка и, хлопнув дверью, уходят в другую школу. Но, может быть, для начала стоит поискать компромисс?

Школьный треугольник
Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Еще бы: на таком маленьком пятачке собираются люди в возрасте от 6 до 70 лет — ученики, учителя, администрация. Но есть и еще одна группа людей, кровно заинтересованная во всем, что происходит в школе, но не присутствующая там непосредственно. Это родители. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента сию минуту не могут.
Формально учителю и родителям делить нечего: обе стороны должны заботиться о благе ребенка. Но в жизни эта схема мгновенно рассыпается под грузом объективных и субъективных факторов. Слова о том, что первейшая задача учителя — это обеспечение нормального развития каждого ребенка, почти всегда остаются только лозунгом. На самом деле от учителя требуют прохождения программы и дисциплины в его классе. От успеваемости и поведения учеников напрямую зависит его зарплата.
С родителями тоже не все так просто. Из самых лучших побуждений они иногда выбирают для своего ребенка то, что ему совсем не подходит.

Третий участник конфликта, по поводу которого, собственно, и разгорается сыр-бор, — это ребенок, ученик. Удивительно, но его отношение к проблеме очень часто вообще не выясняют. Он бы уже и рад все прекратить и забыть, а взрослые вошли в раж, втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только усугубляют дискомфорт ребенка.

Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай это сам
Итак, требовать от учителя подвигов смирения и великодушия, увы, не приходится. Значит, нужно постараться и приложить максимум усилий для разрешения или, еще лучше, предотвращения школьных конфликтов.
Школьный конфликт похож на любой другой. И для его разрешения можно попытаться повлиять на ситуацию или выйти из нее. Отличие же от семейных ссор и производственных интриг заключается в том, что в этом случае за своего ребенка решаете вы, а расплачиваться за ваш выбор и за результаты ваших действий будет он. Обдумывая каждый свой следующий шаг в раскручивании конфликта, помните прежде всего об этом.
Влиять на ситуацию можно по-разному. Кто-то предпочитает откровенное давление: скандал после уроков, жалоба администрации или угроза пожаловаться. При этом вы, конечно, выпустите пар, на какое-то время почувствуете себя победителем, но не забывайте, что ваш ребенок проводит по нескольку часов в день рядом с тем человеком, на которого вы «наехали». И не просто рядом, а в зависимости от него.
Даже если вам попался робкий учитель, который не будет откровенно отыгрываться на ребенке, его неприязнь может бессознательно проявиться в интонациях, формально безобидных замечаниях, которые очень чутко улавливают дети. А уж они не упустят момента поддеть того, кто находится в конфронтации с учителем.
Может произойти и так, что раздраженный учитель вполне сознательно будет отыгрываться на ученике. Поверьте, у него достаточно средств и власти, чтобы сделать пребывание вашего ребенка в классе невыносимым, абсолютно не выходя из формальных рамок.

Искусство дипломатии


Разумнее и эффективнее всего договориться, даже если вы привыкли разрешать конфликты силовым способом. Влияние на ситуацию требует гораздо больше времени и душевных сил, но ведь речь идет о благополучии вашего ребенка. Если совсем просто, переговоры состоят из высказывания своей позиции, умения услышать мнение другой стороны и выработки приемлемого для всех решения.
Поэтому, прежде чем давать волю раздражению по поводу незаслуженной двойки, несправедливого, на ваш взгляд, наказания или неоправданных требований учителя, максимально проясните ситуацию. Придите в школу и помимо версии вашего ребенка узнайте, как видят ситуацию другие участники конфликта: учителя, дети, родители (только не прокурорским тоном!). Сначала обратитесь к классному руководителю, он поможет организовать встречу с предметниками, вовлеченными в конфликт.
Выяснили? А теперь сформулируйте (лучше письменно), чего вы хотите в сложившихся обстоятельствах. Пятерки в дневнике? Душевного комфорта для ребенка? Чтобы он научился сопротивляться давлению? Конечно, любой взрослый человек понимает, что вариант «меда и сгущенки и можно без хлеба» не принимается. Любой из выбранных результатов будет означать, что от других вы в какой-то мере отказываетесь.
А теперь попробуйте еще раз встретиться со своими «противниками» и спокойно, рассудительно донести до них свое понимание ситуации и пожелания. Покажите, что услышали их доводы и готовы выработать компромиссное решение. Договоритесь о ближайшем конкретном шаге, скажите, что вы готовы сделать со своей стороны, назначьте время следующей встречи для обсуждения результата.

Как компромисс работает на практике


Это выглядит громоздким только на первый взгляд. На деле все гораздо проще. Например, вам предъявляют многочисленные претензии по поводу агрессивного поведения вашего ребенка. И семья находится в состоянии перманентной войны с учителями и остальными родителями класса. Если вы решили для себя уладить конфликт цивилизованно и дать возможность ребенку в дальнейшем спокойно учиться в этой школе, начните с разговора с классным руководителем.
Постарайтесь спокойно и разумно выслушать его мнение о проблеме. Спросите о том, что он делает для смягчения нравов в классе, что советует вам в отношении вашего ребенка и его ученика (и речь тут, конечно, должна идти не о наказаниях).
Сообщите, что вы собираетесь делать со своей стороны. Например, записать ребенка в спортивную секцию, чтобы он бывал в другой среде, где его будут окружать физически более крепкие дети. Заодно он сбросит избыточную энергию.
Если вы чем-то увлекаетесь, предложите вести с одноклассниками (в присутствии учителя, конечно) соответствующие занятия хотя бы раз в две недели. Это займет всего полтора часа в месяц, зато вы сможете увидеть взаимоотношения в классе изнутри. И ваш ребенок из задиры и хулигана в глазах одноклассников постепенно станет сыном того папы, который так замечательно умеет делать интересные вещи.
Договоритесь и о том, что ежедневно будет предпринимать учитель. Можно посоветовать ему завести правило обсуждать в конце учебного дня все важные события. Нужно, чтобы все дети были уверены, что любое насилие не останется незамеченным и безнаказанным. И происходить это должно не в форме ябедничества, а в открытом разговоре.
Весьма действенным бывает ежедневный вопрос, адресованный проблемному ребенку: «Были ли сегодня ситуации, когда ты хотел подраться (обидеть кого-то), но удержался?» Так он постепенно привыкнет хотя бы отчасти контролировать себя, а заодно получит повод «похвастаться» своей сдержанностью.
Попробуйте привлечь школьного психолога. Возможно, причина агрессии кроется в личностных проблемах. Например, ребенок просто хочет привлечь к себе внимание. Тогда договоритесь с учителем, чтобы он каждый день находил хотя бы крошечную возможность похвалить вашего ребенка.
Если вы сумеете провести такой разговор в спокойном деловом тоне, он не должен занять много времени. Принимайте только те решения, которые вы точно сможете выполнить. И договоритесь о времени следующей встречи, когда можно будет обсудить результаты.

Когда уход оправдан
Поводов для недовольства и претензий у родителей к школе, конечно, хватает. Самые тяжелые и трудноразрешимые причины конфликтов — непрофессионализм учителей, нездоровая обстановка в школе — одним словом, системные проблемы, справиться с которыми вам не под силу. Это, пожалуй, единственный случай, когда оправдан уход из класса или школы.
Что делать? Хотя бы не наступать второй раз на те же грабли. Прежде чем выбирать другое место учебы, опять же сформулируйте, чего вы ждете от этой перемены. И лучше не перечислять прошлые претензии с «не»: чтобы ребенка не дразнили в классе, не ставили незаслуженных двоек, и т. д. Переведите их в позитив: хочу, чтоб ребенок понимал требования учителя, чтобы отношения в классе были доброжелательные.
Выстройте по значимости свои пожелания и отправляйтесь на поиски подходящей школы и учителя. Не забудьте, кстати, поинтересоваться у самого ребенка - согласен ли он, хочет ли он уходить из своего класса.

Взаимоотношения детей


В бурной школьной жизни ежедневно возникают и вполне обыденные рабочие недоразумения, которые родителям действительно нужно выяснять и урегулировать. Пожалуй, самая сложная проблема - взаимоотношения детей. Враждующие группировки, травля одного-двух самых беззащитных - это бич всех школ, даже самых лучших. В западных странах это явление получило название «буллинг».
Что делать? Психологи, изучающие эту проблему, в один голос говорят о том, что в школе и в классе должна действовать система борьбы с насилием. Поговорите с учителем не как обвинитель, а как союзник в борьбе с проблемой. Постарайтесь привлечь внимание администрации. Но не для сиюминутного наказания виновного, а чтобы в классе (в школе) непреложной стала мысль о невозможности безнаказанного насилия. В одной из московских школ с этой целью работает так называемый суд чести, где школьники и учителя выслушивают конфликтующие стороны.
Параллельно направьте усилия на улучшение атмосферы в классе. Времени и энергии, потраченных на выяснение отношений и жалобы, вполне хватило бы на поездку в ближайший парк, а то и на небольшой поход. Предложите учителю посильную помощь в организации совместных поездок. И он вам будет благодарен, и отношения в классе начнут меняться. Несколько дней, проведенных в походе, да таком, чтобы с посильными трудностями, а не на всем готовом, - это лучшее средство для недружного класса.
А если ваш ребенок непопулярен у одноклассников, вы можете исправить положение именно в поездке. Папа, который умеет развести костер, спеть, рассказать интересную историю, непременно завоюет авторитет, и часть симпатии к нему дети непременно перенесут на его ребенка. Это особенно актуально для родителей так называемых жертв и преследователей.

Отметки
Самая частая и, к счастью, не самая тяжелая причина конфликтов — это отметки. Некоторые родители очень болезненно реагируют на цифру, нарисованную в дневнике. Вообще-то страдания по этому поводу были оправданны, лишь когда значение имел балл в аттестате. Другое дело, если вы считаете отметку показателем уровня знаний.


Что делать? Вы уверены, что учитель несправедливо занижает оценки? Оплатите час работы хорошего репетитора и попросите проверить уровень знаний. Возможно, к вашему ребенку действительно отнеслись необъективно. Некоторые учителя считают особой доблестью повышенную требовательность. Если ваш предметник качественно учит и не третирует ребенка, просто мысленно прибавляйте к каждой полученной отметке один балл.
Бывает и так, что сам ребенок чрезмерно переживает из-за отметок. Это может быть следствием завышенных родительских требований или обидой на несправедливость. Он честно выучил урок и получил меньше, чем ожидал. Или сделал столько же ошибок, сколько одноклассник, а отметка у него ниже.
Что делать? Если это произошло лишь однажды, посочувствуйте и посоветуйте забыть об инциденте: учитель мог пропустить ошибку, отвлечься во время ответа. Бывает. Если же ситуация повторяется и тревожит ребенка, попробуйте объяснить это учителю. Попросите совета: как вам реагировать на вопросы и огорчения ребенка? Постарайтесь вывести разговор на критерии оценивания. Возможно, ученик неадекватно судит о своих результатах, да и одинаковое количество ошибок действительно может оцениваться по-разному. Вменяемый учитель поймет, что вы пришли не скандалить, а пытаетесь разобраться, и наверняка все вам объяснит. А заодно будет более внимателен при оценивании, зная, что вы отслеживаете процесс.
Когда тема отметок актуальна для нескольких детей в классе, можно поднять ее на родительском собрании. Попросите устроить вам «ликбез» по поводу критериев. Если подобная проблема возникла с приходом нового учителя, предложите ему на первых порах коротко комментировать для детей, за что выставлены отметки.

Вам кажется, что ребенок ничего не знает


Еще один повод для родительского беспокойства — качество и объем знаний при вполне достойных отметках у ребенка. Проблема может быть как надуманной, так и реальной. А причины ее кроются либо в учителе, либо в учебной программе.
Что делать? Немногие школы, увы, могут похвастаться полным отсутствием слабых предметников. Допустим, вам не повезло, и в вашем классе не очень методически грамотный преподаватель. Решить эту проблему радикально невозможно, разве что затеять длительную осаду администрации с просьбой заменить учителя. Но, во-первых, по этой дисциплине учитель в школе может быть один, а во-вторых, вы столкнетесь с таким же нежеланием родителей другого класса «отдавать своего» взамен «вашего». Оцените, насколько важны для вашего ребенка именно этот предмет и желание продолжать учиться на прежнем месте. В зависимости от обстоятельств - репетитор или переход в другую школу.
Не забудьте, кстати, выяснить, насколько оправданно ваше беспокойство. Возможно, вам просто кажется, что ребенок ничего не знает. Всегда можно найти независимого предметника, который протестирует его знания. Причиной подобных волнений может стать неправомерное сравнение успехов ребенка с успехами детей ваших соседей и знакомых. Вполне возможно, что и учитель сильный, и ребенок успешен, но те просто учатся по другой программе.

Спасение утопающих...


Вообще же к проблеме частых и неизбежных школьных конфликтов разумнее подойти системно. Не секрет, что в педагогических институтах уровень преподавания довольно средний. Как и в системе повышения квалификации. Во всяком случае, об эффективных приемах коммуникации и способах разрешения конфликтов учителю зачастую узнать негде.
Так вот, вместо того чтобы многократно тратить нервы и время по мелочам, может, лучше организовать семинар для педагогов? Возможно, кто-то из родителей компетентен в психологии и конфликтологии. Если нет, может быть, стоит скинуться один раз не на занавески и ремонт, а на действительно полезное обучение педагогов. В конце концов, это будет инвестицией в образование вашего же ребенка.
Во многих школах давно существует практика сбора денег под тем или иным названием. В конце концов, кто платит, тот и музыку заказывает. Можно поговорить с администрацией о целевом использовании части средств, внесенных вами.
И самое главное: если вы направите свою энергию не на сокрушение учителя, а на решение проблем — действительно сложных и болезненных, — то они будут разрешаться чуть эффективнее.

Если вы приняли решение уладить конфликт

Максимально тщательно выясните позиции всех заинтересованных сторон.

Решите для себя, какой выход из ситуации для вас предпочтителен.

Назначьте встречу с теми, кто заинтересован в разрешении конфликтной ситуации.

Изложите свой взгляд на проблему и сообщите, что вы со своей стороны готовы предпринять для ее решения.

Предложите остальным участникам разговора сделать то же.

Договоритесь о том, что можно считать промежуточным результатом ваших совместных действий и о том, когда вы вновь соберетесь для обсуждения этого результата.



Конфликт с учителем - памятка для родителей
В возрасте 7-9 лет у школьников, как правило, хорошие отношения с учителем. Ребёнок с радостью, открыто общается с ним. Делится своими детскими тайнами. Учитель для него авторитет. И такие отношения очень важны как для ребенка, так и для педагога. Однако родители детей этого возраста, знают, что в школе между их детьми и учителем случаются конфликты. Причины конфликтов могут быть различными. Это и чрезмерная строгость педагога, шалости ребенка, не выполнение им каких-то заданий. Конфликтные отношения могут быть вызваны завышенными требованиями к ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны педагога. Требования такого характера вызывают у ребенка постоянное чувство <неуспешности>. Появляется эмоциональное напряжение, тревожность в отношениях с учителем.
Какова бы не была причина конфликта, разрешение ситуации зависит от того, как поведут себя взрослые.
Дети по-разному реагируют на конфликт с учителем. Но в этом возрасте, ребенок редко решается открыто выразить свой протест взрослому. Просто меняется поведение ребенка. Малыш может стать замкнутым, встревоженным, неохотно говорить о школе. Возможна и другая реакция ребенка на конфликт. Она проявляется в его агрессивном поведении, в чрезмерной активности на уроке, в основе которой не столько желание ответить урок, сколько быть замеченным учителем. Очень важно эти изменения не оставить без внимания.
Конфликт ребенка с учителем нередко вызывает у родителей чувство растерянности. Возникает вопрос <Что делать? На чью сторону встать?>
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Если вы заметили, что ваш малыш стал замкнутым, встревоженным, неохотно говорит о школе или отказывается идти в школу, жалуясь на то, что у него болит голова, живот. Причиной может быть конфликт ребенка с учителем. Прежде успокойтесь сами. Отнеситесь к конфликту как к жизненной ситуации, в которой вашему ребенку предстоит научиться отстаивать свое мнение, получить опыт разрешения конфликтов. Этот опыт в старшем возрасте будет необходим ребенку при выстраивании своих отношений в общении. Но сейчас ваш ребенок нуждается в помощи взрослых.

Внимательно выслушайте своего малыша. Не пытайтесь вызвать у ребенка чувство вины, даже если вы поняли, что в конфликте он виноват сам. Малыш ждет от вас помощи, а не обвинений.

Поддержите его словами <: я сожалею о случившемся:, сочувствую тебе:>. Ребенок почувствует, что он не одинок, в трудной для него ситуации.

Даже если вы усомнились в правильности действий педагога, желательно не говорить с ребенком и при ребенке о ваших сомнениях. Для него очень важен авторитет учителя.

Чтобы прояснить ситуацию постарайтесь встретиться с учителем, заранее договорившись о встрече. Если вы придете неожиданно, педагог может быть занят или не готов к серьезному разговору с вами.

Желательно не начинать общение с педагогом с предъявления ему претензий. Он, как и вы, огорчен случившимся. Обязательно скажите учителю о переживаниях ребенка и своих переживаниях по поводу произошедшего. Обсудите c учителем пути выхода из конфликтной ситуации. За этим вы и пришли к учителю. Помогите ребенку и учителю восстановить хорошие отношения.

Если вам не удается изменить создавшееся положение, ситуация усложняется, тогда желательно обратиться к специалисту.

На конфликт с учителем ребенок может отреагировать не только подавленным состоянием, но и повышенной активностью в школе. Малыш разными способами стремится привлечь к себе внимание педагога: то на уроке выкрикивает с места, то постоянно предлагает учителю помощь. Так он пытается вернуть расположение учителя.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.

Можно дать ему поручение (вытереть доску, собрать тетрадки). Для ребенка это будет знаком вашего доверия.

Если причиной такого поведения ребенка является недавний его конфликт с учителем, то желательно после уроков наедине побеседовать об этом с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка.



Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.
скачать


Смотрите также:
Устранение причин агрессивного поведения ребенка
226.75kb.
Программа коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста
95.35kb.
Переутомление как одна из причин плохого поведения ребёнка
28.35kb.
Работа с родителями агрессивного ребенка
118.98kb.
Программа коррекции агрессивного поведения №
54.91kb.
Утомление одна из причин плохого поведения маленького ребенка
38.91kb.
-
135.26kb.
«гиперактивный ребенок в школе. Коррекция агрессивного поведения детей»
123.59kb.
1. Агрессия как психологический феномен
374.56kb.
1. Понятие причин и условий совершения конкретного преступления. Отличие от причин и условий преступности в целом
37.45kb.
Практические советы по профилактике агрессивного поведения детей в семье
25.55kb.
Родительское собрание «Как общаться с агрессивными и гиперактивными детьми»
135.99kb.