Главная стр 1
скачать


e:\доки\школа\на сайт\сканы\3.jpeg

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1р.п. Тумботино

Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руковод.ШМО Зам.дир. по УВР Директор

_____Карцева Л.А. _____Е.В.Гусева ____К.В.Балакин

прот.№1от 02.09.2013 02.09.2013 пр.№116от 02.09.2013

Программа

коррекционного курса для учащихся 1-4 классов

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Срок реализации 4 года, 7-11 лет

Программу составила:

педагог-психолог

Уткина Елена Александровна



2013 год

Пояснительная записка

Современная педагогическая практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений требует обновления содержания, преодоления трудностей в обучении и социальной адаптации учащихся к школе, которые часто обусловлены несформированностью психомоторных и сенсорных процессов.

На современном этапе развития системы специального образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями.

В условиях обновления содержания важным является психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, предусмотренное в региональном базисном учебном плане в образовательной области «Коррекционная подготовка».

Одним из вариантов психолого-педагогического сопровождения учащихся в учебном плане является реализация коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный курс интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы. Психомоторика — совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также «живые» движения человека, составляющие некое единство с мышечным чувством. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации.

психомоторика имеет определенную специализацию, а именно:


  • произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки;

  • сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции предметных свойств в окружающей действительности.

Развитие моторной системы у учащихся тесно связано с развитием сенсорного опыта. Сенсорные системы (визуальная, слуховая, вестибулярная, соматическая) и двигательную функцию необходимо рассматривать как единое целое.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Сенсомоторная сфера лежит в основе развития познавательных функций, восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального опыта. Поэтому сенсомоторная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с ней и становится частью ее.

Проблема психомоторного и сенсорного развития умственно отсталых учащихся рассматривается как одна из существенных при решении задач

социально-трудовой адаптации их в специальной (коррекционной) школе и формировании жизненной компетентности.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся создает предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.

Курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» наиболее востребован начальной школой, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.



Цель программы

Расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции учащихся через обогащение и развитие психомоторики и сенсорных процессов.



Задачи программы:

  • Создание оптимальных условий для развития сенсомоторных процессов; обогащение сенсорного опыта с учетом индивидуальных психофизических особенностей учащихся.

  • Совершенствование общей и ручной моторики.

  • Коррекция психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), обеспечивающих детям успешность всех компонентов учебно-познавательной деятельности.

  • Развитие личности учащегося с интеллектуальной недостаточностью через двигательную, социоэмоциональную, познавательную и волевую сферы.

Отличительная особенность данной программы

Данный курс предлагается для учащихся начальных классов

(I — 4) и рассчитан на 68 часов, по 2 часа в неделю в каждом классе. На каждое занятие отводится по 20 — 25 минут учебного времени на подгруппу или на одного обучающегося при проведении индивидуальных занятий.

Численность группы не более 5 — 6 человек. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп для занятий с учетом структуры дефекта, уровня психомоторного и сенсорного развития; контроль над усвоением программы учащимися осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала).

Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых и игровых занятий, составной частью которых является дидактические игры и упражнения для

комплексного сенсомоторного развития учащихся начальных классов.

Программа носит модульный характер (инвариантная и вариативная части).

Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки, положительное восприятие себя и других, развитие произвольности в социально-эмоциональной сфере.

Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуально-дифференцированных заданий с учетом психофизических возможностей учащихся, разработку индивидуального образовательного маршрута для формирования базовых компонентов психомоторного и сенсорного опыта учащихся.

Структура содержания программы представлена

4-мя блоками:


  • двигательная сфера;

  • сенсорная сфера;

  • коррекция психических процессов;

  • социально-эмоциональное развитие.

Принципы построения программы

  • коррекционная направленность предусматривает преодоление недостатков психофизического развития учащихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования;

  • индивидуально-дифференцированный подход — обеспечивает реализацию программы с учетом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы;

  • принцип комплексного подхода — способствует развитию сенсомоторных и познавательных процесов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно отсталого школьника в целом;

  • преемственность — обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся.

Для управления процессом усвоения программы приведены диагностические средства исследования особенностей сенсомоторных процессов, а также процессов развития познавательной и эмоциональной сфер у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Для исследования ручной моторики рекомендуется использование следующпих заданий диагностических методик Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревича.



  • Оценка тонкой моторики рук («Уложи монетки в коробку»).

На стол ставится картонная коробка размером 10 х 10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (d=2 см). По сигналу ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Контрольное время — 20 секунд.

  • Координация движений обеих рук («Кулак — ладонь»).

Руки перед собой, причем одна кисть сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Одновременно изменять положения обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую.

  • Оценка тонкой моторики пальцев рук (сложи палочки).

На столе лежат две коробки и по 10 палочек около них. По сгогаребенок укладывает одновременно двумя руками палочки в две коробки. Время выполнения заданий ограничивается (20 секунд).

Для исследования состояния общей моторики используются задания диагностических методик Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревича:



  • оценка статического равновесия. Сохранить равновесие в течение 10 сек., сидя на корточках, на носках с закрытыми глазами и вытянутыми горизонтально вперед руками;

  • оценка динамического равновесия. Преодолеть расстояние 5 метров прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

Выполнение заданий оценивается по пятибалльной системе:

5балла — правильное выполнение задания, учащийся укладывается во времени;

4балла— незначительные затруднения при выполнении задания;

3 балла — испытывает затруднения при выполнении задания, учащийся не укладывается во времени;

2 балл —значительные затруднения в выполнении задания, наблюдаются лишние движения;

1 баллов — с заданием учащийся не справляется.

При исследовании зрительного и слухового восприятия используются следующие задания:


  • подбор изображений по образцу и цвету (4 цвета);

  • подбор по образцу геометрических фигур (24 фигуры);

  • узнавание реалистических изображений (10 изображений);

  • узнавание контурных изображений (5 изображений);

  • слуховое восприятие (различение ритмических последовательностей).

Для исключения грубых нарушений восприятия цвета и формы ребенку предъявляется лист картона с изображением разных по цвету, величине и форме (круги, квадраты, треугольники) геометрические фигуры. Инструкции: «Покажи все красные (зеленые, синие, желтые) фигуры... А теперь покажи все квадраты (треугольники, круги)».

При затруднении ребенку дается другая инструкция: «Покажи только такие фигуры» (указывается квадрат, круг и т.п.), или: «Покажи все мячи, круги», «Покажи все фигуры вот такого цвета» (указывается фигура одного из цветов).

Затем поочередно предлагается 10 карточек с реалистическими изображениями знакомых предметов.


Инструкция детям: «Перечисли, что здесь нарисовано». Далее предлагаются контурные изображения.

Оценка результатов:



    1. баллов — задание выполняется правильно и самостоятельно;

      1. балла — учащийся испытывает незначительные затруднения в процессе выполнения задания;

        1. балла - самостоятельно справляется только с легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам после подсказки, но и тогда делает ошибки;

          1. балла — задание выполняется с ошибками при оказании помощи;

            1. балл — учащийся не справляется с заданием.

Для исследования внимания используются задания на оценку концентрации внимания по методике Мак-Керри, где в таблице, в левой стороне изображены животные (8 - 10 объектов), и от каждого рисунка идет извилистая линия вправо; все линии многократно пересекаются. Ребенок должен проследить начало и конец каждой линии.

Выполнение всех заданий отводится не более 4 минут.

Оценка результатов:

5баллов - выделены все объекты;



              1. баллов - выделено 8 -7 объектов;

                1. балла - выделено 6 -5 объектов;

                  1. балла - выделено 4-3 объекта;

1балл выделено менее 3 объектов.

Для оценки объема внимания используется метод повторения чисел. Ребенку предлагают заполнить ряд случайных чисел, начиная с 2-х.

Оценка результатов:


  1. баллов -6 чисел;

    1. балла-5 чисел;

      1. балла -4 числа;

        1. балла -3 числа;

          1. балл -2 числа.

*

Для исследования памяти используются тесты Чередниковой Т. В.:

1.«9 геометрических фигур». Ребенку предъявляют таблицу геометрических фигур, всего 9 фигур. В течение 18 секунд ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствии образца воспроизвести их на бланке ответов.

Оценка результатов:



              1. баллов -7 - 8 фигур;

                1. балла - 6 фигур;

                  1. балла - 5 фигур;

2балла-3-4 фигуры;

1балл- 1-2 фигуры


Инструкция детям: «Перечисли, что здесь нарисовано». Далее предлагаются контурные изображения.

Оценка результатов:

5баллов -задание выполняется правильно и самостоятельно;

4балла - учащийся испытывает незначительные затруднения в процессе выполнения задания;



        1. балла - самостоятельно справляется только с легкими вариантами заданий, прибегает к вспомогательным приемам после подсказки, но и тогда делает ошибки;

2балла - задание выполняется с ошибками при оказании помощи;

1балл -учащийся не справляется с заданием.

Для исследования внимания используются задания на оценку концентрации внимания по методике Мак-Керри, где в таблице, в левой стороне изображены животные (8 - 10 объектов), и от каждого рисунка идет извилистая линия вправо; все линии многократно пересекаются. Ребенок должен проследить начало и конец каждой линии.

Выполнение всех заданий отводится не более 4 минут.

Оценка результатов:

5 баллов - выделены все объекты;

4баллов - - выделено 8 7 объектов;

3балла — выделено 6 — 5 объектов;

2балла — выделено 4 — 3 объекта;


                    1. 1балл выделено менее 3 объектов.

Для оценки объема внимания используется метод повторения чисел. Ребенку предлагают заполнить ряд случайных чисел, начиная с 2-х.

Оценка результатов:

5баллов — 6 чисел;

4балла — 5 чисел;

3балла — 4 числа;

2балла — 3 числа;

1балл — 2 числа.

Для исследования памяти используются тесты Чередниковой Т. В.:

«9 геометрических фигур». Ребенку предъявляют таблицу геометрических фигур, всего 9 фигур. В течение 18 секунд ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствии образца воспроизвести их на бланке ответов.

Оценка результатов:



              1. баллов - 7 - 8 фигур;

                1. балла - 6 фигур;

                  1. балла - 5 фигур;

2балла -3-4 фигуры;

1балл-1-2 фигуры



Ожидаемые результаты и способы их проверки
По результатам исследования прослеживается положительная динамика в развитии психомоторных, сенсорных и психических процессов.

Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.

Критериями отслеживания усвоения учебного материала является динамика продвижения учащихся с учетом психофизических возможностей и особенностей развития на основе наблюдения и диагностики учащихся, материалы которой приведены выше. Можно также использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка (система поощрения положительных результатов «жетонами», «фишками», «звёздочками»).

Содержание программы

1 Двигательная сфера

1 класс

2 класс

1.Диагностика психомоторного развития

2. Определение умения ориентироваться в своём теле

Закреплять названия частей тела: правая, левая нога (стопа, колено, бедро), правая, левая рука (кисть, локоть, плечо).Называть части тела: живот, спина, грудь, шея, голова, уши, глаза, нос, лоб, щеки, губы, подбородок, брови. Закреплять названия пальцев рук (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).


Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и названии частей тела, используя термины (руки: правая, левая; грудь - впереди, спина- сзади и т.д.)




3. Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве

Учить ориентироваться в помещениях школы.


Учить ориентироваться в окружающем, используя пространственные характеристики вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади.



4. Формирование навыков произвольности в движении и их координации

Учить владеть своим телом, вращать частями тела (головой, плечами, кистями, предплечьями, руками и т.д.).

Упражнять в выполнении движений частями тела (головой, плечами, кистями, предплечьями, руками, туловищем, стопой, голенью, бедром).


5. Овладение выразительными движениями и элементами расслабления

Учить выразительным движениям в различных этюдах и упражнениях (тепло, жарко, опасно и т.д.). Учить элементам расслабления (имитация стряхивания воды с пальцев рук, «маятник»).

Закреплять умения использовать выразительные движения при выполнении различных этюдов и упражнений на основе мимики и пантомимики; Учить элементам расслабления (имитация движений листьев во время ветра, листопада и т.д.).


6.Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации

Укреплять кисти и пальцы рук; овладевать зрительно-двигательной координацией, используя самомассаж рук, пальчиковую гимнастику, дидактические игры на развитие ручной моторики, пальчиковые игры с предметами, игры со скороговорками и стихами; формировать графические навыки (штриховка и раскрашивание по трафарету геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и полуовал).

Формировать и развивать ручную моторику, зрительно-двигательную координацию, графические навыки (штриховка и рисование; обводка по трафарету геометрических фигур несложного орнамента; графические диктанты). Усваивать действия по образцу.

3 класс

4 класс

1. Диагностика психомоторного развития

2. Определение умения ориентироваться в своём теле

Закреплять названия частей тела; умения ориентироваться в схеме собственного тела, переносить полученные умения на других людей.

Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и других людей.

3. Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве

Закреплять умения ориентироваться, используя пространственные характеристики (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, а также вверху справа, вверху слева). Учить ориентироваться по схемам своих движений.

Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве, продолжать использовать схемы в процессе выполнения движений.

4. Формирование навыков произвольности в движениях и их координации

Совершенствовать разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.

Закреплять произвольные движения рук, ног, туловища, кистей; Побуждать к созданию собственных произвольных движений.

5. Овладение выразительными движениями и элементами расслабления

Совершенствовать умения пользоваться навыками выразительности движений, осуществляя мимические, пантомимические движения. Владеть элементами расслабления («мягкая подушка», «большие» и «маленькие»).

Использовать навыки выразительности движений, осуществляя мимические, пантомимические движения. Владеть элементами расслабления (имитация распускающегося и увядающего цветка, «петрушка»).

6.Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной коорнации

Совершенствовать движения пальцев рук, зрительно-двигательную координацию, согласованные действия двумя руками (рисование штрихом по контуру поочередно правой, левой (начинать с ведущей), обеими руками).


Совершенствовать умения и навыки ручной моторики,

зрительно-двигательной координации и в графических действиях. Проявлять самостоятельность в действиях по образцу, рисовании, обводке контуров обеими руками.


2 Сенсорная сфера

1 класс

2 класс

1. Развитие зрительного восприятия

1. Восприятие формы, величины, цвета

Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания. Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, куб, шар). Определять разницу по величине и цвету между предметами одной и той же формы. Различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).


Узнавать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, куб, брус). Группировать предметы по цвету, форме, величине. Знать основные параметры величин (большой — маленький; высокий — низкий, толстый — тонкий). Различить основные цвета и их оттенки.



2. Формирование целостного образа предмета

Учить целостному восприятию предмета и осознанию того, что внешний вид предмета может меняться, если на него смотришь спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху.

Учить делить круг, квадрат, прямоугольник на 2 — 4 равные части. Сравнивать целое и часть. Целое больше части, часть меньше целого.Картинки-половинки, четвертинки.

3. Ориентирование на листе бумаги

Учить ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу, середина.


Совершенствовать навыки ориентирования на листе бумаги: правый верхний угол — левый нижний.



4. Формирование временных представлений

Учитьпоследовательно называть: времена

года; сутки: утро, день, вечер, ночь.

Учитьпоследовательно называть дни недели,

называть какой день сегодня, какой был вчера,

какой будет завтра.

Учить сравнивать людей по возрасту:

молодой, старый, моложе, старше.


Закреплять последовательность времен года, частей суток, дней недели. Учить определять время по часам с точностью до одного часа.



II. Развитие слухового восприятия

Различать неречевые звуки (стук, звон, гудение, жужжание), шумы и их оттенки.


Различать неречевые и речевые звуки. Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами, учить звукоподражанию.



III. Формирование общей чувствительности


1.Развитиетактильно-кинетической. Термической чувствительности

Учить тщательно мыть руки с мылом, сухо вытирать их полотенцем. Трогать, ощупывать предметы только чистыми руками. Учить приемам ощупывания, касания поверхностей предметов из дерева, ткани, бумаги, различая их в гладкости-шероховатости. Упражнять в термическом чувстве: вода холодная, теплая, горячая.


Продолжать упражнять в обследовании поверхностей различных предметов: гладкий, шероховатый, полированный, а также мягкий — жесткий. Определять температуру в металлических кружках, наполненных водой разных температур. Познакомить с водным термометром.



2. Воспитание барического чувства(чувства тяжести)

Учить определять предметы по весу: лёгкий, тяжёлый; с открытыми и закрытыми глазами

Упражнять в различении по весу трёх деревянных дощечек



3.Развитие чувства обоняния и вкуса

Узнавать по запаху аромат 2-3 цветов


Упражнять в различении по запаху





3 класс

4 класс

1 Развитие зрительного восприятия

1. Восприятие формы, величины,цвета

Учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке. Различать основные цвета и их оттенки. Подбирать нужные цвета.


Сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, величине. Определять «на глаз» величину предметов: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже образца или равные ему.

Различать основные цвета по светлоте.


2. Формирование целостного образа предмета

Учить составлять из нескольких геометрических

форм фигуры большого размера

(из 2 — 4 треугольников один многоугольник,

из маленьких 4-х треугольников один

квадрат).


Учить сюжетному конструированию, используя пазлы.

3. Ориентировка на листе бумаги

Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги (левее, правее, выше, ниже).

Совершенствовать умения ориентироваться на листе бумаги.

4. Временные представления

Называть по порядку месяцы в году. Определять время по часам (время прошедшее, будущее). Ориентироваться во времени (быстро, долго, часто, редко, давно).

Совершенствовать представления о последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток. Определять время по часам. Возраст людей. Последовательность событий.

II. Развитие слухового восприятия

Учить прислушиваться к окружающим звукам,

воспринимать и различать их.

Уметь действовать по звуковому сигналу.



Учить различать и воспроизводить звуки.

III. Формирование общей чувствительности


1. Развитие тактильно-кинетической, термической чувствительности

Учить определять поверхности (стен, дверей пола и др.); находить различия в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях. Различать эти признаки в реальной обстановке. Развивать термическое чувство в окружающей обстановке. Знать, что температуру можно измерить с помощью термометра.


Совершенствовать умения обследовать различные предметы (из дерева, металла, пластмассы, тканей, стекла и др. материалов) с целью дифференциации их фактуры и температурных ощущений.



2. Воспитание барического чувства (чувства тяжести)

Определять по весу предметы из дерева, стекла, металла.


Совершенствовать умения дифференцировать вес различных предметов.




3. Коррекция психических процессов


1 класс

2 класс

1 .Развитие свойств внимания

Расширять обьем внимания до 2 — 3 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (до 6 минут).

Способствовать развитию элементов произвольного внимания.



Расширять объем внимания до 3 — 4 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (до 7 — 8 минут).Формировать элементы произвольного внимания. Воспитывать навыки самоконтроля.

2. Развитие памяти, способы их запоминания

Развивать непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения. Знакомить с наиболее целесообразными приемами заучивания и припоминания различного материала.

Способствовать развитию произвольной памяти (слуховой, зрительной, двигательной). Учить различным приемам заучивания и припоминания материала.


3. Формирование процессов мышления

Способствовать формированию понятийного аппарата. Обучать сравнению двух предметов, находить сходства и различия по 1, 2 признакам. Учить классифицировать по образцу и показу. Способствовать развитию простейших

обобщений



Формировать понятийный аппарат. Сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия по 2,3 признакам. Учить классифицировать предметы по словесной инструкции. Уметь делать элементы обобщения. Обозначать

группу предметов обобщающим словом.






3 класс

4 класс

1. Развитие свойств внимания

Расширять объем внимания до 4 — 6 объектов. Развивать устойчивое внимание при выполнении однообразной работы до 8 — 9 минут.Отрабатывать навыки произвольного внимания, воспитывать навыки самоконтроля.


Расширять объем внимания

до 6 — 8 объектов.Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы до 10 минут.Совершенствоватъ навыки произвольного внимания, развивать навыки самоконтроля.


2.Развитие памяти, способы запоминания

Развивать зрительную, слуховую, двигательную память. Способствовать отработке приемов заучивания и припоминания различного материала.


Упражнять в развитии сенсорной памяти. Совершенствовать приемы заучивания и припоминания различного материала.



3. Формирование процессов мышления

Учить сравнивать предметы, устанавливать сходства и различия по 3 — 4 признакам. Учить классифицировать предметы по словесной инструкции. Делать простые обобщения, использовать обобщающее слово.


Побуждать учащихся

устанавливать сходства и различия по 3 — 4 признакам.Классифицировать предметы и явления; устанавливать элементарные различия.

Обобщать на вербальном уровне.



4.Социально-эмоциональное развитие

1 класс

2 класс

Уверенность в себе

Осознавать характерные особенности своей внешности и предпочтения в отношениях с товарищами.

Знакомить с отличительными особенностями внешности других детей.

Чувства, желания и взгляды

Познакомить детей с разнообразным языком эмоций (радость-грусть, гнев, страх).

Продолжать знакомить эмоциональными состояниями человека (радость-грусть, обида, страх, гнев, удивление).

Социальные навыки

Способствовать освоению основных правил этикета при обмене приветствиями при встрече и прощании.

Познакомить с социально значимыми качествами человека (правдивость, доброта, терпимость, сочувствие). Отрицательные качества: лживость жадность, трусость.



3 класс

4 класс

Уверенность в себе

Формировать положительное отношение к своей внешности,

поддерживать адекватную самооценку.



Способствовать становлению толерантности по отношению к другим учащимся независимо от внешних качеств, физических недостатков и т.д.

Чувства. Желания, взгляды

Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения, эмоциональные состояния друг друга и понимать настроение другого человека.

Учить определять различные настроения и эмоциональные состояния друг друга по внешним признакам; понимать настроение другого и принимать его позицию.

Социальные навыки

Формировать понятие о некоторых причинах возникновения ссор; учить простым способам выхода из конфликта.

Развивать способность самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допускать их крайнего проявления — драки.


Учебно-тематический план (1 класс),68 часов

№п/п

Тема

Количест

во часов


1

Знакомство с названиями частей тела

2

2

Развитие умения ориентироваться в своем теле

3

3

Развитие умения ориентироваться в своем теле и окружающем пространстве

3

4

Обучение элементам расслабления

3

5

Овладение элементами движения

3

6

Ориентировка на листе бумаги

3

7

Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации

3

8

Ориентировка в помещении школы

3

9

Развитие восприятия цвета

3

10

Развитие восприятия формы предметов

3

11

Развитие восприятия величины предметов

3

12

Формирование целостного образа предмета

3

13

Временные представления

3

14

Развитие неречевого слуха

3

15

Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности

3

16

Развитие чувства тяжести

3

17

Развитие чувства обоняния и вкуса

3

18

Развитие внимания

2

19

Развитие памяти. Способы запоминания

2

20

Развитие наглядно-образного мышления

2

21

Знакомство с языком мимики и жестов

3

22

Я и моя внешность

2

23

Ты и другие в зеркале (плач, смех, испуг)

2

24

Знакомство с правилами этикета

3

25

Ты и твои друзья

2


Учебно тематический план (2 класс),68 часов

N°n/n

Тема

Количест

во часов

1

Ориентирование в схеме собственного тела и названии частей тела

3

2

Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела

3

3

Различение основных направлений пространства относительно собственного тела

2

4

Овладение выразительными движениями

2

5

Элементы расслабления

2

6

Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета

2

7

Ориентирование на листе бумаги

3

8

Развитие ручной моторики и зрительно-двигательных координации

3

9

Различение основных цветов и их оттенков

3

10

Группирование предметов по форме

3

11

Группирование предметов по величине

3

12

Формирование целостного образа предмета

3

13

Ориентировка во времени

3

14

Развитие неречевых и речевых звуков

3

15

Развитие тактильно-зрительного восприятия и термического чувства

3

16

Развитие барического чувства

3

17

Развитие чувства обоняния и вкуса

2

18

Развитие внимания

2

19

Развитие памяти

2

20

Сравнение предметов и установление между ними сходства и различия по 2 — 3 признакам

3



Учебно-тематический план (3 класс), 68 часов



п/п

Тема

Количест

во часов

1

Ориентирование в схеме собственного тела и частей тела других людей

2

2

Ориентирование в основных направлениях пространства относительно собственного тела

3

3

Ориентирование в основных направлениях пространства относительно определенного предмета:

3

4

Ориентирование на листе бумаги (левее, правее, выше, ниже )

3

5

Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации

3

6

Узнавание в окружающих предметах форм знакомых геометрических фигур

3

7

Сравнение двух предметов по величине (длине, ширине, высоте)

3

8

Формирование целостного образа

3

9

Ориентировка во времени

2

10

Развитие слухового восприятия

2

11

Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности

3

12

Развитие барического чувства

3

13

Развитие чувства обоняния и вкуса

3

14

Развитие внимания

2

15

Развитие памяти

2

16

Сравнение, установление сходства и различия по 3 — 4 признакам

3

17

Обобщение, классификация

3

18

Каждый человек привлекателен

2

19

Фоторобот

2

20

Как мы выражаем свои чувства

3

21

Маски эмоций

3

22

Что тебя огорчает или чему ты радуешься

3

23

Ссора и примирение

3

24

Взаимопомощь

3

25

Порадуй своего друга

3



Учебно-тематический план (4 класс), 68 часов



№п/п

Тема

Количест

во часов


1

Ориентирование в схеме собственного тела и других людей

2

2

Ориентирование в окружающем пространстве

2

3

Координация и произвольность в движениях

3

4

Выразительные движения, элементы расслабления.

2

5

Ориентирование на листе бумаги

3

6

Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации

3

7

Сравнение геометрических фигур по форме, цвету, величине

3

8

Определение на глаз величины предметов

3

9

Различение основных цветов по светлоте

2

10

Конструирование сложных форм

3

11

Временные представления

3

12

Развитие слухового восприятия

2

13

Развитие тактильно-двигательной и термической чувствительности

3

14

Развитие барического чувства

3

15

Развитие чувства обоняния и вкуса

3

16

Развитие внимания

2

17

Развитие памяти

2

18

Сравнение, группирование, классификация предметов на вербальном уровне

3

19

Каждый человек привлекателен

3

20

С кем ты хочешь подружиться

3

21

Учимся понимать чувства других людей

3

22

Несовпадение настроений

3

23

Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях

3

24

Учимся доброжелательности

3

25

Делаем вместе

3


Список литературы

  1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младших школьников на начальных этапах обучения // Вопросы психологии. -№ 1.-1991.

  2. Адилова М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - № 4 - 1988.

  3. Аксенова А. К.. Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы,- М.: Просвещение, 1991.

  4. Алябьева П. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста - М.: ТЦ Сфера, 2002..

  5. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей,- М.: Аграф, 1997.

  6. Вербовекая Е. В., Большев А. С., Лебедев Ю. А., Силкин Ю. Р.. ФиллиповаJ1. В. Психомоторное и эмоциональное развитие шестилетнего ребенка средствами выразительного движения." М.: Н. Новгород, 2001.

  7. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -М: Школа- Пресс, 1994.

  8. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. - М.: Просвещение, 1983.

  9. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы // Дефектология. -№ 3. -1991.

  10. Грабенко Т. 11., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: «Дегство-Пресс», 2002.

  11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под ред. Л. А. Венгера,- М.: Просвещение, 1978.

  12. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучение дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: «Владос», 2001.

  13. Катаева А. А., Ким С. Г. Восприятие и обобщение величин у умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - № 6.-1976.

  14. Коваль В. В. Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология. - № 5,- 1991.

  15. Левашова С. А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. - Ярославль, 2002.

  16. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: Аркти, 2001.

17.11икишина В. IПрактическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.: Владос, 20

    1. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - М.: «Школьная пресса», 2004.







скачать


Смотрите также:
Уткина Елена Александровна 2013 год пояснительная записка Современная педагогическая практика
364.86kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
173.26kb.
Володина Елена Николаевна учитель высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
176.54kb.
Володина Елена Николаевна учитель географии высшей квалификационной категории 2013 год д. Нововолково пояснительная записка рабочая программа
184.44kb.
Маковеева Елена Викторовна 2013 2014 уч год пояснительная записка рабочая программа
292.06kb.
Педагогическая практика специальность 050303 Иностранный язык Преддипломная педагогическая практика
228.37kb.
Зыкова Екатерина Александровна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
327.77kb.
Зыкова Екатерина Александровна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая программа
355.41kb.
Воробьева Елена Олеговна 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
202.78kb.
Выпуск №2 2010 год с улыбкою в глазах
243.99kb.
Учебный план на 2012-2013 учебный год (базовая образовательная программа) пояснительная записка к учебному плану мбоу «Лабазинская сош» на 2013 2014 учебный год
403.35kb.
Крохалева Юлия Александровна педагог- организатор Соликамск, 2013 пояснительная записка Данная программа
85kb.