Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Троицкий филиал

Кафедра истории




Учебно-методический комплекс дисциплины «Археология» по направлению

подготовки 030600.62 «История» Общий профиль ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»


Версия документа - 1





стр. из

Первый экземпляр __________


КОПИЯ № _____







УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________Н.А. Мамаев

«____»_____________20__г.

Учебно-методический комплекс дисциплины



Археология

Направление подготовки



030600.62 История

Профиль подготовки



Общий

Присваиваемая квалификация (степень)



бакалавр

Форма обучения



Очная, заочная

Троицк 20__ г.


Содержание

  1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……

3

    1. Вводная часть ……………………………………………………..……

3

      1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....

3

      1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата ....

4

      1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………

4

    1. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………

6

    1. Рабочая учебная программа …………………………………...………

12

      1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………

12


      1. Лекции …………………………………………………..………..

13

      1. Практические занятия………….……………………………...…

19

      1. Самостоятельная работа студентов …………………...………...

21

    1. Список литературы ……………………………………………..……..

23

    1. Электронная коллекция ……………………………………..………...

29

    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

30

  1. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……

30

  1. Методические рекомендации студенту ………………………..………..

31

  1. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………

32


  1. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……

33

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины является общая характеристика археологии как особого раздела исторической науки со специфической методикой, изучающего прошлое человечества преимущественно на основе вещественных источников, или археологических памятников в широком смысле слова.

Задачи изучения дисциплины:

- создание у студентов на основе археологических источников в сочетании с письменными данными целостного представления об основных закономерностях возникновения и развития человечества, эволюции его материальной и духовной культуры;

- формирование у слушателей комплексного знания о доисторических эпохах и об истории тех регионов, прошлое которых реконструируется преимущественно или исключительно на основе вещественных, а не письменных источников. Тем самым предусматривается существенное дополнение информации, получаемой студентами в рамках других общеисторических дисциплин, теми фактами и концепциями, которые, в силу своей археологической специфики, остаются за рамками этих базовых дисциплин;

- демонстрация наиболее важных, ярких и значительных результатов изучения археологических материалов, включая данные раскопок и иных исследований последних лет, открывших множество замечательных памятников всех крупнейших культурно-технологических эпох человеческой истории;

- отражение прогресса археологической науки, выразившегося во введении в научный оборот и широком применении новых методов изучения, датирования и интерпретации вещественных источников, а также в корректировании представлений о закономерностях исторических процессов, протекавших на фоне каменного, бронзового и железного веков.

- по­стижение ранних страниц человеческой истории, объективная оценка сложнейших процессов антропо- и расогенеза, культурогенеза, формирования древних цивилизаций, выявление спе­цифики экономического развития различных районов мира, изучение взаимодействия природы и общества, поиски этни­ческих корней современных народов, во многом невозможных без археологических данных.

Содержание дисциплины излагается по разделам, соответствующим общепринятой археологической периодизации: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), энеолит и бронзовый век (ранний, средний и поздний) и железный век (ранний, поздний).
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Археология» входит в базовую часть профессионального цикла. Первичным уровнем для освоения дисциплины являются знания по дисциплине «История», полученные абитуриентом в средней общеобразовательной школе.

Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана с такими дисциплинами базовой части профессионального цикла, как: «История Древнего мира», «История России (до XX века)», «Первобытное общество» и т.д.

Непосредственным и необходимым продолжением лекционного курса «Археология» является учебная археологическая практика, входящая в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки 030600.62 «История».

Освоение дисциплины «Археология» должно предшествовать освоению студентами дисциплин базовой части профессионального цикла: «Этнология», «История средних веков», «Новая и новейшая история», «Вспомогательные исторические дисциплины».
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

- основные закономерности и основные этапы исторического процесса, базовые тенденции антропогенеза и культурогенеза;

- основные черты относительной и абсолютной хронологии, принципы датирования исторических событий и явлений, классификацию вещественных источников, основные цели полевых и кабинетных исследований в археологии;

- хронологию и периодизацию культурно-технологических эпох, динамику материального производства в древности и раннем средневековье, эволюцию базовых духовных представлений, реконструируемую по данным археологии;

- основы законодательства по выявлению, охране и использованию археологических памятников;

- современные научные технологии и методики в сфере междисциплинарных исследований, обеспечивающих получение качественно новой исторической информации.



    Уметь:

- применять эти базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности;

- рационально организовывать эффективную самостоятельную работу.



    Владеть:

- общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую информацию.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История»:

а) общекультурных (ОК)

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способность к социальной адаптации (ОК-6);

- способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

- сознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- готовность уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18);

б) профессиональных (ПК)

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, социальных исторических дисциплин, теории и методологии исторической науки (ПК-4);

- способность понимать силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

- способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов - 108, в том числе:

по очной форме обучения:


  • лекции - 36;

  • практические занятия - 18;

  • самостоятельная работа студента – 54.

Форма контроля - экзамен.

Семестр - I.

Курсовая работа – 2,4,6 семестр.
По заочной форме обучения:


  • лекции - 8;

  • практические занятия - 4;

  • самостоятельная работа студента – 96.

Форма контроля - экзамен.

Семестр - I.

Курсовая работа – 2,4,6 семестр.

Содержание дисциплины:
Введение. Археология и ее место в системе исторических наук.

Тема 1. Археология как историческая наука

Археология как особый раздел исторической науки. Определение археологии и ее место среди исторических наук. Роль археологии в изучении древнего прошлого человече­ства. Предмет, объект и задачи археологии. Основные виды археологических источников. Археологические памятники и их классификация. Археологическая культура. Связь археологии с другими историческими науками.



Тема 2. Современные методы в археологических исследованиях

Современные методы в полевой археологии (разведка, стационарные раскопки, подводные исследования). Историческая и археологическая периодизации. Относительная и абсолютная хронологии. Современные методы абсолютного и относительного датирования Технология изготовления предметов материальной культуры по данным технологических и трасологического методов. Внедрение математических и кибернетических методов при об­работке археологической информации. Основные классификационные понятия в археологии. Возможности использования данных письменных источников, лингвистики и антропологии для оценки и интерпретации археологических материалов. Методы естественных наук в археологических исследованиях: радиокарбонный анализ, спектрография, металлография, дендрохронология и др. Современная методика комплексных исследований археологических памятников; привлечение материалов смежных наук.



Тема 3. История развития археологических знаний

История зарождения полевой археологической практики (Геркуланум и Помпеи). Развитие классической археологии. Развитие восточной археологии. Зарождение первобытной археологии. Развитие археологии в России до середины XIX столетия. Развитие археологии России во второй половине XIX - начале XX столетия. Развитие советской археологии. Археология накануне XXI века. Методологические и теоретические основы. Введение археоло­гических памятников в культурную среду современного общества. Новые принципы охраны памятников. За­конодательство об охране и использовании памятников исто­рии и культуры. Основы законодательства по выявлению, охране и использованию археологических памятников.



Раздел 1. Каменный век.

Хронологические рамки и периодизация каменного века. Общие представления о содержании и особенностях этого этапа развития на территории Евразии, Африки, Северной Америки и Австралии. Абсолютный и относительный возраст, методы датирования.



Тема 4. Археология палеолита в России

Характеристика и периодизация палеолита.



Нижний палеолит: Проблема прародины человека. Природная среда на рубеже третичного и четвертичного периода. Время и пути заселения человеком территории Северной Евразии. Древнейшие стоянки на территории России. Развитие каменной индустрии. Техника изготовления каменных орудий труда. Хозяйство первобытных людей в эпоху нижнего и среднего палеолита. Ранний и средний палеолит: олдувайская, ашельская, мустьерская эпохи.

Культура позднего палеолита: Географическая среда. Проблема заселения террито­рии России древними людьми. Важнейшие стоянки верхнего палеолита. Развитие техники и хозяйства в эпоху верхнего палеолита. Палеолитическое искусство. Памятники изобра­зительного искусства эпохи палеолита. Религиозные веро­вания.

Тема 5. Мезолит

Характеристика мезолита. Памятники мезолитической эпо­хи на территории Северной Евразии. Этнокультурные области. Хозяйство эпохи мезолита. Возникновение зачатков произво­дящей экономики. Формирование племенных объединений. Тех­ника изготовления орудий труда материальной культуры.



Тема 6. Культуры эпохи неолита на территории России

Характеристика неолита как социально-экономической системы. Определяющие черты неолита. Неолитическая рево­люция. Каменная индустрия эпохи неолита. Изобретение глиняной посуды, обработка дерева, кости, рога, ткачество. Зарождение производящего хозяйства. Неолит Средней Азии и Кавказа. Неолитические культуры Северного Причерномо­рья. Неолит Европейской части России. Неолит Азиатской части России. Охотничье-рыболовческие племена лесной полосы Евра­зии. Формирование культурно-хозяйственных зон. Неравномер­ность развития разных регионов Евразии и роль природно-географического фактора. Общественная организация и духовная культура в эпоху неолита.



Раздел 2. Эпоха палеометалла (энеолит и бронзовый век).

Тема 7. Эпоха энеолита. Основные закономерности развития.

Значение металла в развитии человеческой культуры и общества. Открытие меди и бронз. Эпохи энеолита и бронзы, их разграничение. Памятники различных экологических зон. Относительная и абсолютная хронология. Металлургические провинции — основа макрорайонирования и периодизации памятников. Энеолит, определение характера эпохи с точки зрения социально-экономического и культурного развития. Основные типы культур эпохи энеолита: древнеземледельческие, скотоводческо-земледельческие культуры с присваивающим хозяйством. Этногенез и цивилизационные процессы в эпоху энеолита. Проблемы хронологии и датировка энеолитических культур. Балкано-Карпатская металлургическая провинция (БКМП). Трипольская культура Восточной Европы, энеолитические культуры Кавказа и Средней Азии. Энеолит степей Восточной Европы, азово-днепровская, донская и самарская культуры. Энеолит степей и лесостепей Урала и Сибири. Лесные культуры Евразии в энеолитическое время. Афанасьевская куль­тура Западной Сибири.



Тема 8. Возникновение и развитие металлургии бронзы. Культуры эпохи бронзы степной полосы Европейской части России

Значение перехода от меди к бронзе. Развитие металлургии бронзы. Циркумпонтийская металлургическая провинция. Металлургические провинции поздней бронзы. Евразийская металлургическая провинция.

Природно-географические условия и особенности хозяй­ства степных племен. Проблема возникновения кочевого ско­товодства. Формирование культурно-исторических общностей (ямная, катакомбная, срубная, андроновская общности). Ин­доевропейцы. Индоиранская проблема в свете археологических данных. Древнеямная куль­тура. Катакомбная культура. Синташтинско-аркаимская культура и феномен протоцивилиза­ции бронзового века в степях Евразии.

Тема 9. Срубная и андроновская историко-культурные общности Евразии

Генезис срубной культурной общности. Особенности срубной культуры Урала, По­волжья, Дона и Украины. Генезис андроновской культурной общности. Алакульская культура. Федоровская культура. Вехи исторического и этнического развития племен эпохи бронзы степной и лесостепной полосы Евразии.



Тема 10. Бронзовый век лесной полосы Восточной Европы и Урала

Специфика хозяйства. Фатьяновская культура. Племена абашевской культуры. "Сейминско-самусьское" брон­золитейное производство. Сейминско-турбинский фе­номен. Происхождение и исторические судьбы культур бронзового века Восточной Европы и Урала. Начало этногенеза эстов, летто-литовцев, угро-финов.



Тема 11. Культуры эпохи бронзы Южной Сибири

Природные условия Южной Сибири. Афанасьевская культура. Окуневская культура. Андроновская (федоровская) культура. Карасукская культура. Экономическое и обществен­ное развитие племен Южной Сибири в эпоху бронзы. Проблемы периодизации и этнической интерпретации.



Тема 12. Бронзовый век Кавказа и Средней Азии

Закавказье во II тыс. до н.э.. Циркумпонтийская металлургическая провинция. Северный Кавказ во II тыс. до н.э.. Расцвет и упадок культуры земледельцев. Намазга-Тепе - столица древних земледельцев Средней Азии. Культура Заман-Баба. Суярганская культура. Тазабагъябская культура. Куро-аракская и майкопская культуры. Поздняя бронза Кавказа (кобанская культура). Взаимодействие культур Средней Азии и Кавказа с культурами Евразийских степей, роль кавказского металлургического


центра, экономика и миграции в среде двух типов культур.

Раздел 3. Ранний железный век

Тема 13. Ранний железный век России

Возникновение металлургии железа. Роль железа в хозяйстве, военном деле и влияние на процессы общественного развития. Историческое содержание эпохи. Развитие метал­лургии, ремесла, земледелия и скотоводства, торговли, государственности и духовности в раннем железном веке (РЖВ). Периодизация и хронология эпохи. Ранний железный век как культурно-технологическая эпоха в истории человечества. Ранний железный век в Западной и Средней Европе. Гальштатская культурно-историческая общность. Латенская культурно-историческая общность. Археологические культуры эпохи ржв, входящие в зону влияния гальштатской и латенской культурно-исторических общностей (основные признаки).



Тема 14. Степной юг Восточной Европы в РЖВ

География Причерноморской Скифии. Проблема происхождения и ранняя история скифов. Хозяйство, особенности быта. Искусство, религия и религиозные обряды, заупокойный культ. Куль­туры скифского типа евразийских степей. Этногеография Ски­фии. Проблема скифской государственности. Тавры, меоты, невры, сарматы. Судьбы скифских племен и их место в ранней истории России.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины «Археология»
604.99kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
112.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
849.59kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века
1425.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История Урала»
1276.83kb.