Главная стр 1 ... стр 3стр 4стр 5стр 6
скачать

Ткачева, А.А. «Новые религии» Востока. [Текст]/ А.А. Ткачева. - М.: Наука, 1991. – 216 с.

  • Токарев, С.А. Религия в истории народов мира. [Текст]/С.А. Токарев. – М.: Республика, 2005.- 543 с.

  • Токарев, С.А. Ранние формы религии. [Текст]/С.А. Токарев. – М.: Политиздат, 1990. – 622 с.: ил. – (Б-ка атеист. лит.).*

  • Торчинов, Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника [Текст]/ Е.А. Торчинов. - СПб: Петербургское Востоковедение, 1998. – 384 с.

  • Торчинов, Е.А. Введение в буддологию: курс лекций [Текст]/ Е.А. Торчинов– СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2000. – 304 с.

  • Торчинов, Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания [Текст]/ Торчинов Е.А. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.

  • Торчинов, Е.А. Философия буддизма Махаяны. [Текст]/ Е.А. Торчинов. – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002. – 320 с. (Мир Востока, XII).*

  • Угринович, Д.М. Введение в религиоведение. [Текст]/ Д.М. Угринович. - М.: Мысль, 1985. – 270 с.

  • Угринович, Д.М. Искусство и религия. [Текст]/ Д.М. Угринович. – М.: Политиздат, 1982. – 288 с.

  • Успенский, Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? [Текст]/ Б.А. Успенский. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 160 c. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая сер.).*

  • Учение. Пятикнижие Моисеево [Текст]/ Пер. и ком. И.Ш. Шифмана. - М.: Республика, 1993. – 335 с.

  • Фаликов, Б.З. Неоиндуизм и западная культура. [Текст]/ Б.З. Фаликов. - М.: Наука, Восточная литература, 1994. – 224 с.

  • Федоренко, Н.Т. Древние памятники китайской литературы. [Текст]/Н.Т. Федоренко - М.:Наука,1978. - 320 с.

  • Федотов, Г.П. Святые Древней Руси. [Текст]/ Г.П. Федотов. - М.: Мартис, 2000. - 267 с. – (Собрание сочинения в 12 т. Т. 8.)

  • Фидлер, Д. Иисус Христос – солнце бога. [Текст]/ Д. Фидлер. – София: Издательство «София», 2005. – 432 с.

  • Фишер, М.П. Живые религии. [Текст] /пер. с англ., М.П. Фишер; Международ. фонд. образования. - М.: Республика, 1997. - 365 с.

  • Флоровский, Г.В. Пути русского богословия. [Текст] / прот. Георгий Флоровский; с предисловием прот. И. Мейендорфа и указателем имен - 3-е издание. - Киев: Путь к истине,   1991.  - 599, [1] с.

  • Флоровский, Г. В. Жил ли Христос? Исторические свидетельства о Христе [Текст] / Г.В. Флоровский. - М.: Либрис, 1991. - 31 с.

  • Флоря, Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское средневековье: Сборник. [Текст]/Б.Н. Флоря. — М.: ЦНЦ «ПЭ», 2007.- 436 с.*

  • Фоссе, Ш. Ассирийская магия. [Текст] / Ш. Фоссе. Пер. с франц. Санин В.Л.; пер. с аккадск. и шумерск: Емельянов В.В. – СПб.: Издательская группа «Евразия»,2001. – 131 с.

  • Фрейденберг, О.М. Миф и литература древности. [Текст] / О.М. Фрейденберг. - М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.

  • Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь [Текст] / Дж. Дж. Фрэзер. -М. : Политиздат, 1984. - 703 с.*

  • Фрэзер, Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете. [Текст]/Джеймс Джордж Фрэзер; пер. с англ. Д. Вольпина. – М.: Политиздат, 1990. – 542 с. ил.*

  • Хайлер, Ф. Религиозно-историческое значение Лютера [Текст]/Ф. Хайлер // Социо-логос. - М., 1991. - С.315-345.

  • Хинц, В. Государство Элам. [Текст]/В. Хинц; Пер. с нем. Л.Л. Шохиной. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. — 191 с.

  • Хисматулин, А.А., Крюкова, В.Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. [Текст]/А.А. Хисматулин, В.Ю. Крюкова. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. – 272 с. (Orientalia).*

  • Хрестоматия по исламу. [Текст]/ С. М. Прозоров (отв. ред.). - М.: «Наука», Издательская фирма «Восточная литература», 1994. – 240 с. 

  • Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х тт. [Текст]/ по ред. С.С. Аверинцева. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993- 1995. – в 3-х тт.

  • Христианство: Словарь. [Текст]/ Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. — М.: Республика, 1994. — 559 с.

  • Хук, С.Г. Мифология Ближнего Востока. [Текст]/ Самюэль Г. Хук. - М.: Центрполиграф, 2009. – 184 с.

  • Хюбнер, К. Истина мифа. [Текст]/ К. Хюбнер. Пер. с нем. — М.: Республика, 1996. — 448 с. — (Мыслители XX века).

  • Цыпин, В. История Русской православной церкви. 1917 - 1990. Учебник для православных духовных семинарий. [Текст]/ Прот. В. Цыпин, Московская Патриархия. - М.: Издательский дом «Хроника», 1994. – 697 с.

  • Челышева, И.П. Эволюция религиозно-этической концепции необуддизма [Текст]/ И.П. Челышева. //Индия: религия в политике и общественном сознании. - М.: Наука, 1991. - С.101-121.

  • Шайд, Д. Религия римлян [Текст]/ Джон Шайд. - М.: Новое изд-во, 2006. - 277 с.

  • Шафф, Филип. История христианской церкви. В 6 тт. [Текст]/ Ф. Шафф - СПб.: «Библия для всех», 2007-2009. – 6 тт.*

  • Шейнман, М.М. Папство. [Текст]/ М.М. Шейнман – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. - 216 с.*

  • Шифман, И.М. Ветхий Завет и его мир. [Текст]/ И.М. Шифман. – М.: Политиздат, 1987. – 239 с.

  • Шифман, И.Ш. Культура древнего Угарита.  (ХIV-ХIII вв. ДО Н.Э.) [Текст]/ И.М. Шифман. – М.: Наука, 1987.– 235 с.

  • Шмеман, А.Д. Исторический путь православия. [Текст]/ А.Д. Шмеман. - М.: Терра, 2010. – 544 с.

  • Шохин, В.К. Первые философы в Индии. [Текст]/ В.К. Шохин. - М.: «Ладомир», 1997. – 302 с.

  • Шпажников, Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. Справочник. [Текст]/ Г.А. Шпажников. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. – 244 с.

  • Штаерман, Е.М. Социальные основы религии древнего Рима [Текст]/ Е.М. Штаерман – М.: Наука, 1987. – 321 с.*

  • Шуцкий, Ю.К. Китайская классическая книга перемен. Ицзин. [Текст]/ Ю.К. Шуцкий. - М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1993. - 382с.

  • Щербатской, Ф.И. Философское учение буддизма [Текст]/ Ф.И. Щербатской // Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып.4. - М.: Наука. 1989. - С.224-238.

  • Эдвардс, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура. [Текст]/Майкл Эдвардс; пер. с англ. С.К. Меркулова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 224с.*

  • Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. [Текст]/М. Элиаде. Перевод с английского: К. Богуцкий, В. Трилис – Киев: София, 2000. - 480 с.

  • Эншлен, Ш. Происхождение религии. [Текст]/Шарль Эншлен. – М. Издательство иностранной литературы, 1954. – 292 с.

  • Эррикер, К. Буддизм. [Текст]/К. Эррикер. - М.: Фаир-Пресс, 1999 . – 304 с. – (Грандиозный мир).

  • Эсслемонт, Дж.Э. Баха-Улла и новая эра. [Текст]/Дж. Э. Эсслемонт. – Екатеринбург:  Изд. Уральского ун-та, 1991. - 303 с.

  • Юнг, К.Г. О психологии восточных религий и философий. [Текст]/К.Г. Юнг. Составитель В. Бакусев. - М.: Медиум, 1994. – 260 с.

  • Якобсен Торкильд. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. [Текст]/ Торкильд Якобсен; Пер. с англ. — М.: Изд. ф. «Восточная литература» РАН, 1995. — 293 с.*

  • Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии. [Текст]/ Е.Г. Яковлев. - М.: Высшая школа, 1985 - 287 с.

  • Яковлев, Н.Н. Религия в Америке 80-х. Заметки американиста[Текст]/ Н.Н. Яковлев. – М.: Политиздат, 1987. – 192 с.

  • Ян Гус, Мартин Лютер, Жак Кальвин, Торквемада, Лойола. [биографические очерки] [Текст] /М. М. Филиппов; Б.Д. Порозовская; М. Барро; А.А. Быков. – М.: Республика,   1995.  - 383, [1] с. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: Биографическая библиотека Ф. Павленкова).

  • Янг, Дж. Христианство. [Текст] / Дж. Янг. - М.: Фаир-пресс, 1999. - 381 с.: ил. - (Грандиозный мир).

  • Яннарас, Х. Вера церкви. Введение в православное богословие. [Текст] / X. Яннарас; пер. с новогреч. [Г.В. Вдовиной]. - М.: Центр по изуч. религий, 1992. - 231 с. 

    * Имеется в библиотеке Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» или в библиотеке кафедры истории
    в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
    Исторические источники по истории древнего Востока, Греции и Рима на русском языке в Интернете (Электронная библиотека исторического факультета Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

    http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ancient.htm.

    «Египтологический Изборник»:



    http://www.egyptology.ru.

    Сайт кафедры истории древнего мира Московского Государственного университета



    http://ancient.hist.msu.ru

    Сайт центра антиковедения Санкт-Петербургского Государственного университета



    http://www.centant.pu.ru

    www.family.org.ua/htdocks/sekta/spravochnik/h101.html

    www.info.sandi.ru/socio/public/youth

    www.stopfools.narod.ru
    г) Периодические издания


    1. «Вестник древней истории». Журнал Института истории АН РФ. Основан в 1937г. Выходит 4 раза в год. В последнем годовом номере список всех публикаций за прошедший год. Раз в пять лет публикуются данные о всех публикациях за этот период (последний раз в 1991).

    1.5. Электронная коллекция

    - тексты лекций

    - тесты,

    - презентации,

    - глоссарий
    1.6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    В материально-техническое обеспечение дисциплины входят аудитории и кабинеты Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», в т.ч. оборудованные компъютерной и мультимедийной техникой, библиотечные фонды Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» (в том числе кафедральная библиотека), а также предоставляемый филиалом доступ к ресурсам сети Интернет.


    2. Методические рекомендации преподавателю

    Изучение «История религий» дает студентам представления об основных религиозных системах человечества, помощь в осмыслении таких фундаментальных гуманитарных проблем как возникновение религиозного мышления, место религии в культуре, социальные функции религии, закономерности развития основных религиозных систем в древности и современности.

    Основное внимание при изучении данного предмета сосредотачивается, во-первых, на анализе содержания этапов исторического процесса становления национальных и мировых религий с выявлением его отличительных особенностей и национальной специфики в сравнительно-сопоставительном контексте, а, во-вторых, на дискуссионных аспектах и документированных сюжетах истории отдельных религий и религиозных деятелей. Эти научно-педагогические установки и составляют главную цель в преподавании и изучении истории религий.

    Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 50% аудиторных занятий.

    Большинство тем лекций раскрывают вопросы теоретического осмысления опыта различных народов в сфере религиозно-духовной составляющей культурного пространства, исторического развития различных религиозных систем Востока, а также Европы и современного мира. Причем темы составлены таким образом, чтобы сформировать у студентов целостное восприятие проблем в их исторической перспективе.

    Основное требование, предъявляемое к студентам на практических занятиях – это освоение специальной литературы и, главное, – материала исторических источников, которым придается особое значение. На практических занятиях обсуждаются поставленные во время лекций проблемы с использованием широкого круга литературы. Это осуществляется как путем фронтальной беседы, так и через прослушивание докладов с последующим их обсуждением.

    Основной формой проведения практического занятия является дискуссия. Она используется, если на занятии рассматривается какая-то проблема, не имеющая однозначного решения в исторической науке («Ислам: возникновение, вероучение, культ, право, этика, основные направления», «Христианство как мировая религия» и другие). Дискуссия начинается с выступления одного из студентов по какой-либо проблеме с изложением противоположных или несовпадающих точек зрения на один и тот же вопрос. Дискуссия обязательно заканчивается подведением итогов с анализом обоснованности основных точек зрения на изучаемый вопрос. Дискуссия содействует формированию у студентов не только целого ряда коммуникативных навыков, но также и умений убедительно и разносторонне аргументировать свою точку зрения.

    В конце изучения дисциплины «История религий» проводится итоговое контрольное занятие в форме письменной проверочной работы или компьютерного теста.

    На зачете подводится итог работы студентов в течение семестра, проводится проверка усвоенных знаний. Список вопросов помогает студентам ориентироваться в ос­новных проблемах дисциплины.

    В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются рекомендации: Иванов, В.А. Общие методические рекомендации для преподавателей по проведению основных видов учебных занятий / В.А. Иванов, Т.А. Комиссарова. – Троицк, 2008. – 17 с.



    3. Методические рекомендации студенту

    Практические занятия по «Истории религий» являются одной из основных форм самостоятельной работы студентов и ставят целью расширение и углубление знаний, привитие студентам навыков работы с историческими источниками.

    В ходе практических занятий по «Истории религий» студентам предлагаются разнообразные формы организации учебной деятельности:

    – Изучение специальной литературы по проблеме. Эта форма применяется при подготовке к занятию. При этом к каждому занятию студентам предлагается список литературы, состоящий из двух частей: 1) основная литература и 2) литература для дополнительного чтения. Основная литература – это учебники и учебные пособия, обобщающие труды, а так же монографические исследования и статьи по наиболее важным аспектам изучаемой на занятии проблемы. Дополнительная литература – это публикации, посвященные более частным вопросам либо имеющие научно-популярный характер. Изучение обязательной литературы является неотъемлемым условием качественной подготовки студента к практическому занятию.

    – Анализ письменного исторического источника – часто используемая форма работы. Письменный источник – наиболее информативный вид исторического источника, и именно этим обусловлено его активное использование в учебном процессе. Обычно студенты имеют дело не с целым источником, а с отрывком из него. Схема анализа источника имеет следующий вид:

    1. Название источника, время и место его создания, язык, на котором написан источник.

    2. Классификация источника.

    3. Конкретно-исторические условия (исторический контекст) создания источника.

    4. История открытия и изучения источника.

    5. Причины и цели создания источника.

    6. Структура содержания источника.

    7. Сферы (или сфера) жизни общества, информация о которых (которой) содержится в источнике.

    8. Содержащаяся в источнике историческая информация, возможные варианты ее интерпретации.

    9. Влияние авторской позиции на содержание источника.

    10. Уровень достоверности источника.

    11. Степень информативности источника.

    Следует иметь в виду, что далеко не всегда изучаемый письменный исторический источник может быть охарактеризован по всем пунктам данной схемы.

    – Устное сообщение. Целый ряд занятий («Исторические формы религии», «Христианство как мировая религия», «Современные нетрадиционные культы» и другие) предполагает выступление отдельных студентов с сообщениями по темам, имеющим важное значение для более глубоко и полного понимания изучаемой проблемы. Работа над сообщением начинается с консультации у преподавателя, во время которой студент, изъявивший желание подготовить выступление, получает указания по поиску литературы, разработке структуры сообщения, его объему и примерному содержанию.

    Во время выступления используются, помимо устной речи, самые разные способы представления материала – репродукции, схемы, таблицы, картографический материал, презентации. Помимо прочего, выступление с сообщением на практическом занятии является важным элементом в формировании у студентов навыков публичного выступления, поскольку именно этот вид деятельности вызывает у первокурсников одни из наиболее серьезных трудностей, влияющих и на качество усвоения учебного материала, и, что также немаловажно, на удовлетворенность студентов своей учебой в вузе.
    4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения

    По результатам практических занятий и письменной сдачи зачета студент получает оценку «зачтено», «незачтено».



    «Зачтено» - студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, допускаются неточности и ошибки в определении понятий, желательно связывать теорию с практикой, иллюстрировать примерами, фактами, данными научных исследований; осуществляет межпредметные связи, предложения. Допущенные ошибки исправляются студентом после дополнительных вопросов экзаменатора. В целом, студент должен обладать знаниями по наиболее важным вопросам дисциплины.

    «Незачтено» - студент имеет разрозненные, бессистемные знания: допускает ошибки в определении понятий, формулировке теоретических положений, искажающие их смысл; беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет соединять теоретические положения с педагогической практикой; не умеет применять знания для обоснования и объявления фактов, не устанавливает межпредметные связи.
    5. Фонды оценочных средств

    Вопросы к зачёту (5 семестр):

    1. История религии в системе религиоведения. Основные подходы к изучению религии.

    2. Сущность религии и её определение в различных мировоззренческих системах.

    3. Социальные функции религии. Место и роль религии в обществе.

    4. Структура современной религии.

    5. Религиозное сознание и его уровни.

    6. Религиозные отношения и религиозные организации.

    7. Религиозный культ. Обряды и традиции в структуре религии.

    8. Религиозная вера: ее место в религиозном комплексе, отличие от веры нерелигиозной.

    9. Проблема происхождения религии.

    10. Религиозное содержание первобытных магических ритуалов.

    11. Фетишизм и тотемизм как формы религиозных верований.

    12. Анимистические культы.

    13. Магия и её виды.

    14. Тотемизм и фетишизм как ранние формы религии.

    15. Славянское язычество и его отголоски в современности.

    16. Религия в Древней Греции и Древнем Риме.

    17. Древнейшие религиозные системы Передней Азии, Месопотамии и Египта.

    18. Авестийско-ведические представления народов Ирана, Индии и Средней Азии.

    19. Зороастризм. Истоки, учение Зороастра и его модификации. Гаты и Авеста.

    20. Философско-религиозное учение Конфуция. Конфуцианство.

    21. Даосизм как религия.

    22. Синто – национальная религия Японии.

    23. Индуизм: идейные источники,  вероучение, культ и значение в жизни современной Индии.

    24. Неортодоксальные религиозные учения Индии (Джайнизм).

    25. Сикхизм.

    26. Происхождение и основные вехи истории иудаизма.

    27. Идеология, особенности вероучения и организация иудаизма.

    28. Буддизм: происхождение, вероучение, культ, основные направления.

    29. Особенности чань-буддизма.

    30. Специфика тибетского буддизма.


    Вопросы к зачету (6 семестр):


    1. Христианство: социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки.

    2. Становление христианской церкви, идейная и организационная борьба в раннем христианстве.

    3. Общие особенности христианского вероучения и мировоззрения.

    4. Социальная доктрина католицизма.

    5. Особенности вероучения, культа и церковной организации Римско-католической церкви.

    6. Особенности вероучения, культа и организации православной церкви.

    7. Крещение Руси.

    8. Роль православной церкви в становлении Российской государственности.

    9. Особенности вероучения и культа Русского православия.

    10. Возникновение, современное состояние, особенности вероучения и культа старообрядчества.

    11. Древние восточные («нехалкидонские») церкви.

    12. Протестантская догматика и этика.

    13. Возникновение, особенности вероучения, культа и церковной организации протестантизма.

    14. Возникновение, особенности вероучения и культа основных протестантских конфессий.

    15. Исторические условия и идейные источники возникновения ислама.

    16. Особенности идеологии, культа и организации ислама.

    17. Мусульманское право и этика.

    18. Основные направления и география ислама. Ислам в России.

    19. Общая характеристика нетрадиционных религий, их классификация и причины распространения.

    20. Возникновение, особенности вероучения и культа нетрадиционных религий.

    21. Религия в современном диалоге культур и цивилизаций.

    22. Скептицизм и свободомыслие как элементы духовной культуры.

    23. Свобода совести. Проблема отделения церкви от государства.

    24. Формирование представлений о свободе совести и терпимости.

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История»

    Автор:

    – к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» __________________ И.В. Ульянов


    Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой истории Троицкого филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

    Протокол заседания от 22.04.2013 г. №8

    Заведующий кафедрой __________________ И.В. Ульянов

    Начальник Управления

    образовательной политики

    С.П. Еремеева



    «___» ________20__г.


     ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

    скачать

  • << предыдущая  
    Смотрите также:
    Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий»
    1357.72kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
    182.54kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
    112.31kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
    327.36kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
    335.39kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественного государства и права»
    1232.19kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины «История Урала»
    1276.83kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «История средних веков»
    1540.36kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю
    1015.05kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
    849.59kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и история политических учений»
    1083.43kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
    1342.51kb.