Главная стр 1стр 2 ... стр 5стр 6
скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Троицкий филиал

Кафедра истории




Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий»

по направлению подготовки 030600.62 «История», общий профиль ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»


Версия документа - 1





стр. из

Первый экземпляр __________


КОПИЯ № _____







УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике – первый проректор ____________Н.А. Мамаев

«____»_____________20__г.


Учебно-методический комплекс дисциплины



История религий

Направление подготовки



030600.62 История

Профиль подготовки



Общий

Присваиваемая квалификация (степень)



бакалавр

Форма обучения



Очная, заочная

Троицк 20__ г.


Содержание

  1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...…

3




    1. Вводная часть ……………………………………………………..…

3




      1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….

3




      1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата..

3




      1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………

3





    1. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……

5




    1. Рабочая учебная программа …………………………………...……

33




      1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….……………………

33





      1. Лекции …………………………………………………..……….

35




      1. Практические занятия…………...……………………………...

52




      1. Самостоятельная работа студентов …………………...……….

59




1.4. Список литературы ……………………………………………..……

64




1.5. Электронная коллекция …………………………………..………..

86

    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….

86

2.Методические рекомендации преподавателю.……………………..……..

86




3.Методические рекомендации студенту ………………………..………….

87




4.Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ……………………………………………………………………………...

89





5.Фонды оценочных средств.………………..………………………...……..

89




1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью дисциплины «История религий» является формирование у студентов теоретических представлений о многообразных явлениях движущегося во времени мира религии, самостоятельного мировоззрения, ориентированного на свободу совести, диалоговое, уважительное отношение к иным взглядам.

Задачи дисциплины:


  • ознакомление с основными подходами к решению проблем сущности и происхождения религии;

  • формирование представлений о ранних формах верований, национальных и мировых религиях, изучение причин их возникновения и эволюции;

  • раскрытие личностного смысла и особенностей вероучения, культа, организации религий;

  • развитие умений самостоятельно выявлять, анализировать актуальные проблемы влияния религии на жизнь человека;

  • стимулирование осознанного и ответственного участия в мировоззренческом диалоге;

  • содействие формированию свободы совести и терпимого отношения к представителям различных мировоззрений и религий.


1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «История религий» входит в состав вариативной части (Дисциплины, определяемые вузом) профессионального цикла ООП по направлению подготовки 030600.62 «История». Достаточным уровнем базовых знаний являются знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплин «История Древнего мира», «История средних веков», «История России (до XX в.)».

Логически и содержательно данная дисциплина связана с такими базовыми дисциплинами профессионального цикла, как: «Новая и новейшая история», «История России (XX в.)», дисциплиной базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия».

Освоение дисциплины «Истории религий» необходимо для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла «История стран Азии и Африки», «Историческое православие».


1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • признаки религиозной веры;

  • особенности религиозного отражения действительности;

  • структуру и специфику религиозного сознания;

  • причины, порождающие религиозность;

  • сущность и виды культа;

  • виды и специфику первобытных верований;

  • типологию религий;

  • содержание религиозных учений конфуцианства, синтоизма, иудаизма, буддизма, христианства, ислама;

  • сущность церковного раскола;

  • сущность реформации;

  • основные направления протестантизма;

  • основные православные и католические секты;

  • православный и католический символы веры;

  • сущность старообрядческого вероучения;

  • особенности религиозного искусства;

  • сущность процесса секуляризации;

  • основные этапы развития свободомыслия;

  • особенности экуменического движения;

  • функции религии в обществе;

  • основные принципы религиозной этики в разных вероучениях.

Уметь:

  • распознавать признаки религиозной веры;

  • различать монотеизм и политеизм;

  • отличать обрядовую и догматическую стороны религии;

  • оперировать основными понятиями вероучений;

  • отличать мировые религии от национальных;

  • выявлять различия в вероучениях мировых религий;

  • выявлять современные социальные функции религии;

  • вычленять составные элементы религиозного культа;

  • объяснять особенности религиозной психологии;

  • анализировать причины сохранения религиозности;

  • понимать причины развития свободомыслия в различные исторические эпохи.

Владеть:

  • современной научной информацией относительно происхождения, развития и исторической трансформации религии;

  • представлением о культовой стороне изучаемых религий;

  • информацией об исторических личностях, сыгравших определяющую роль в истории конкретной религии;

  • пониманием роли той или иной религии в истории определенной страны или региона;

  • информацией о важнейших представителей пантеона той или иной религии;

  • навыками анализа памятников (текстовых, художественных, архитектурных) той или иной религии.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История»:


а) общекультурных (ОК)

- готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);


б) профессиональных (ПК):

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2);

- способность понимать силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, общий объем часов 144, в том числе:

по очной форме обучения:


  • лекции - 36;

  • практические занятия - 36;

  • самостоятельная работа студента - 72.

Форма контроля – зачет

Семестр 5, 6.


по заочной форме обучения:

  • лекции – 16;

  • самостоятельная работа студента - 128.

Форма контроля – зачет

Семестр 5,6.


Содержание дисциплины:
Тема 1. Предмет истории мировых религий.

Религия как предмет исследования и оценки. Религиоведение и его основные разделы: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии. История религии как наука о движущемся во времени мире религии во всем его многообразии. Основные понятия и термины. Методы исследования.

Проблема определения религии. Религия как вера в сверхъестественное, религия как вера и благоговейное отношение к определенным ценностям, религия как социальный институт. Развитие представлений о религии. Античность. Понимание религии как благоговения, связи, воссоединения у Цицерона, Лактанция, Августина. Понимание религии в средние века, в эпоху Реформации (М. Лютер). Превращение теологии в антропологию в Новое время. Просвещенческая трактовка религии. Религия и мораль в философии И. Канта. Романтическая интерпретация религии у Ф. Шлейермахера. Религия как стадия самосознания абсолютного духа (Г.Гегель). Религия как предельный интерес (С. Кьеркегор, П. Тиллих). Отношение к религии в марксизме. Интерпретации религии в ХХ веке: теологические (конфессиональные), социологические, биологические и социологические, этнологические и др.

Религия как сфера духовной и социальной жизни. Элементы, структура и функции религии. Религиозное сознание: вера, наглядная образность и эмоциональность, проблема истинного и неистинного, языковое выражение (лексика, синтагматика, сакрализация речи, речевая магия, табу), уровни религиозного сознания (обыденный, концептуальный: философские, этические и пр. учения; теология). Нерелигиозная и религиозная деятельность (внекультовая и культовая). Религиозные отношения: субъекты, виды отношений (внекультовые и культовые). Религиозные организации: виды и строение, типы объединений: церковь, секта, деноминация и др.

Многообразие и типы религии. Причины разнообразия религии. Классификация с учетом исторических этапов развития этносов: родоплеменные религии (архаические), национальные, мировые; классификация по признаку - выделение божества: полидемонизм, политеизм, супремотеизм, генотеизм, монотеизм; по уровню нравственного развития; природные (естественные), законнические и религии искупления (духовные); по базовой ценности культуры (предмету веры): эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические.
Тема 2. Проблема возникновения религии

Основные источники и проблемы изучения ранних форм верований. Науки, изучающие древность: археология, палеоантропология, этнография (социальная или культурная антропология). Недостаточность, фрагментарность фактологических сведений о жизни человека в первобытную эпоху. Проблемы интерпретации. Отсутствие письменных источников. Мифы и легенды, сохранившиеся в ранних цивилизациях. Проблема использования этнографических данных: возможные отличия верований доисторических народов и внеисторических; различия верований внеисторических народов и отказ современной науки от спекулятивных построений; проблема сбора и понимания этнографической информации и др.

Основные подходы к проблеме возникновения религии. Понятие о религиозном, атеистическом, научном подходах к изучению религии. Различия в интерпретации фактов, поставляемых наукой.

Религиозный подход к проблеме происхождения религии. Библейско-теологическое течение. Религия как феномен грехопадения. Основные подходы к концепции эволюции: фундаменталисты и эволюционные креационисты. Концепция прамонотеизма (Э.Лэнг, В.Шмидт) и ее оценка в современной науке.

Нейтральный подход к проблеме происхождения религии. Исторические методы. Критическое отношение современного западного религиоведения к эволюционистскому подходу. Гипотеза дорелигиозного периода. Феноменологическая методология. Отказ от оценочных суждений. Дух как открытость миру. Направленность сознания на непостижимое. Формирование представлений о священном и социальная реальность.
Тема 3. Родоплеменные религии

Доисторические религии. Особенность архаического мышления. Нерасчлененность духовной и практических сфер жизни, синкретичность, переплетение религиозной, практической и художественной деятельности. Отсутствие личностного отношения к священному. Коллектив (община) как субъект религиозного культа. Регламентация жизни от рождения до смерти.

Эволюционная классификация ранних форм религии С.А. Токарева и ее критика. Погребения. Инициации. Почитание предков. Промысловый культ. Медвежий культ. Верхнепалеолитическая живопись. Культ «Венер». Неолитическая революция. Переход к оседлой жизни. Аграрные культы. Культ земли, плодородия. Человеческие жертвоприношения. Неолитические и энеолитические святилища: Чатал-Гуюк, джейтунские, трипольские, анауские, хенджи, ронделы.

Элементарные формы верований. Верования внеисторического человека. Тотемизм. Табу, ритуалы. Сакрализация социальных связей (кровно-родственных отношений). Проблема связи тотемизма с хозяйственной деятельностью. Проблема универсальности тотемизма. К.Леви-Стросс. Фетишизм. Возможные причины появления фетишизма. Пережитки фетишизма в современных религиях. Фетишизм и идолопоклонство. Магия. Происхождение магии. Классификация по методам (имитационная, контактная, парциальная) и целям воздействия. Б.Малиновский о магии. Анимизм. Э. Тайлор о причинах возникновения анимистический представлений. Душа, духи, загробное существование. Развитой анимизм (А.Ф.Лосев). Проблема универсальности анимизма.

Мифология. Соотношение мифа, искусства и религии. Особенности мифологического мышления: архетип (М. Элиаде), сотворение вселенной, циклическое представление о времени, «вечное возвращение» сакрального времени. Культурные герои. Культ предков. Мифология в современную эпоху.

Шаманизм. Происхождение и смысл понятия шаман. Избранничество шамана и инициация. Атрибуты шамана и ее семантика: одежда, бубен, колотушка, жезл, дерево и др. Отношения шамана с духами. Камлание и его цели. Психология шамана.


Тема 4. Религии Древнего мира.

Религия Древнего Египта. Фетишизм и тотемизм в Древнем Египте. Обожествление животных. Пантеон, теогония и космогония. Магия и сакральная речь. Храмы, жречество и культ. Религия и власть в Древнем Египте. Представления о загробной жизни: культ и священные книги.

Религия древней Месопотамии. Шумер. Основные вехи политической истории. Списки богов. Боги небес и земли. Боги городов. Боги династии. Боги семьи. Боги-духи и боги-демоны. Боги-созидатели мирового порядка. Боги-нарушители мирового порядка (Инанна и Гильгамеш). Хронология месопотамской религии по Т. Якобсену. Период локальных культов. Шумеро-аккадский синкретизм эпохи Саргонидов. Иерархия пантеона в период III династии Ура. Кризис шумерской религии. Религия, ритуал и мифология. Календарные ритуалы Шумера. Астролатрия как предтеча астрологии. Категории мироощущения в шумерской религии. Тексты о МЕ. Гимны-нарративы как основной источник знаний о шумерской религии. «Период богов плодородия»: цикл «Инанна-Думузи». «Период богов власти»: цикл сказаний о Нинурте. Боги и герои Шумера: урукский эпический цикл. Обожествленные цари Шумера (по царским гимнам). Религия и школа (культ Энки и Нисабы). Тексты кризиса: миф о потопе, плач о разрушении Ура, «Человек и его бог».

Вавилон и Ассирия. Основные вехи политической истории Месопотамии во II-I тыс. до н.э. Пережитки шумерской религиозной традиции в вавилонской словесности (царские гимны, эпос о Нинурте и Анзу). «Период единовластия» или квазимонотеизм: культ Мардука в Вавилоне и Ашшура в Ассирии. Идеология Законов Хаммурапи. Две версии эпоса «Когда вверху…». «Ордалия Мардука». Эпос о Гильгамеше: человек, судьба, время. Эпос как гипертекст (его фольклористическая, астрологическая и психоаналитическая интерпретации). Вавилонская религиозно-этическая литература. Исторические предпосылки для ее возникновения. «Повесть о Невинном Страдальце»: печальная повесть с хорошим концом. «Вавилонская Теодицея»: праведность нуждается в оправдании. «Диалог о благе»: пародия на Эпос о Гильгамеше. Кризис вавилонского религиозного сознания. Ассирийский магизм. Сборники гаданий, основные типы заговоров. Развитие астрологии и нумерологии.



Хетты. Основные вехи политической истории Хеттского царства. Хеттский пантеон. Царские ритуалы. Ритуально-эпические тексты: Пуруллия, Телепину. Заговоры и гадания. Хурриты. Хронология хурритской истории. Пантеон. Ритуально-эпические тексты: Сотворение мира, Кумарби, Улликумми. Угарит и Финикия. Восточное Средиземноморье во II-I тыс. до н.э. Актуальность угаритско-финикийских источников для изучения текстов Ветхого Завета. Древнейшие семитские пантеоны (Аккад, Эбла, Угарит). Культы Эла, Астара, Баала и Шамаша. Ритуалы и жертвоприношения. Ритуально-эпические тексты: Баал и Анат, Акхат, Даниилу. Рефаимы и диданы. Финикия и греки. ЭЛАМ. Иранское нагорье в III-I тыс. до н.э. Основные вехи политической истории Элама. Пантеон и отрывки мифологических сказаний. Ассирийско-эламский синкретизм I тыс. до н.э. Основные черты религиозного сознания у народов клинописной традиции.

Древняя Греция: теогония, космогония, культ и ритуал. Доэллинские религии (Крит, Микены). Формирование древнегреческого пантеона: дофессалийский и олимпийский периоды. Ритуально-обрядовая практика греческих полисов.

Религия Древнего Рима. Этрусское и греческое влияние. Римский пантеон, особенности культа, религиозные праздники и календарь, отличительные черты жречества, роль религии в государственной жизни. Инклюзивизм.

Язычество древних славян. Индоевропейские корни славянского язычества. Образы божеств и духов в славянской мифологии. Священные места и ритуалы. Формирование общенационального пантеона у восточных славян.
Тема 5. Иудаизм - религия еврейского народа

Проблема определения иудаизма. Понятия иудей, еврей. Численность и распространение иудаистов.

Древнейшая история еврейского народа и формирование Танаха. Авраам и начало монотеизма (ок. 2000 г. до н.э.). Эпоха патриархов: Авраам, Исаак, Иаков (Израиль). Завет (брит) с Богом. Заповеди (мицвот). Переселение в Египет. Исход (нач. XIII в.). Моисей и его закон. Тора (Учение, Закон) письменная (Пятикнижие Моисеево) и устная. Десять заповедей. Скрижали. Ковчег Завета. Скиния. Завоевание евреями Палестины под предводительством Иисуса Навина (XIII - XII вв.). Эпоха Судей (1200-1025). Эпоха первых Царей (кон. XI - кон. Х вв.). Помазание на царство Самуилом Саула (1025-1006). Давид и объединение Израиля (990-968). Псалмы Давида. Расцвет еврейского государства при Соломоне (965-928). Первый Храм. Песнь Песней, Притчи, Экклесиаст. Эпоха разделенных царств (Х - VI вв.). Религиозная ситуация в Израиле и Иудее. Появление книг пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Амоса, Осии. Уничтожение Израильского царства Ассирией в 722 г. до н.э. и Иудейского царства вавилонянами в 586 г. до н.э. Разрушение Первого Храма. Вавилонское пленение. Опыт осмысления трагедии. Роль религии в сохранении самобытности и восстановления государственности и Храма. Усиление монотеизма. Возникновение синагог, замена жертвоприношений изучением Закона, молитвами, песнопениями, проповедями. Редакция Танаха.

Эпоха персидских царей. Разрешение Кира II возвратиться евреям в Иудею и построить дом Господа Бога Израилева. Диаспора и ее роль в еврейской культуре. Книга пророка Даниила, Книга Есфири. Книга пророка Неемии и Книга Ездры. Восстановление Иерусалима. Собирание книг Танаха в единое целое. Публичное изучение Закона. Эпоха эллинистических царей. Влияние греческой культуры на евреев. Евреи диаспоры. Перевод Танаха на греческий язык (Септуагинта) в правление Птолемея Филадельфа (285-246). Насильственная эллинизация Антиоха IV Епифана. Макковейское восстание. 165 г. до н.э. - очищение и переосвящение Храма. Ханука. Иудаизм при Хасмонеях (165 - 63). Появление религиозно политических течений: фарисеи, ессеи, саддукеи.

Талмуд. Падение Второго Храма. Осмысление трагедии в раввинистическом (талмудическом) иудаизме. Депортация евреев из Палестины. Роль диаспоры в сохранении Учения. Запись Устной Торы. Галаха - система религиозного и обычного права. Агада (Сказания). Законоучитель Иегудой га-Наси (135-217) и Мишна (Повторение) - сборник правовых норм к Торе (Галаха и Агада). Комментарий к Мишне - Гемара. Две редакции Гемары - Вавилонская и Иерусалимская. Вторая священная книга иудаизма - Талмуд: понимание широкое (Мишна и Гемара) и узкое (Гемара). Комментарии к Талмуду. Раши (Рабби Шломо бен Ицхака) (1040-1105). Рамбамом (рабби Моше бен Маймоном) (1135 или 1138 - 1204) и Мишне Тора («Повторение Торы»). Иосиф Каро (1488 - 1575) и «Шулхан арух» (Накрытый стол). Оценка роли Талмуда иудеями.

Основные направления иудаизма. Караимы (читающие), мистические течения. Каббала. «Сефер», «Зогар». Мистика букв и цифр. Трансцендентность и непостижимость Бога и Его явление в энергиях. Изучение Торы - гармонизация космических, социальных, психических процессов. Практическая Каббала - экстатическое единение. Теневая сторона каббалистики: лжемессии Саббатай Цви (1626 - 1676) и Яков Франк (1726 - 1791). Хасидизм. Возникновение хасидизма в Зап. Украине (сер. XVIII в.). Израиль Бешт. Смена приоритетов: от изучения и экзегезы к интуитивному восприятию Бога. Оценка хасидизма в наши дни.

Выделение основных направлений по отношению к традиции. Ортодоксальный иудаизм. Выполнение заповедей как всемирно-историческая задача еврейского народа. Осмысление Катастрофы (Холокоста). Возникновение реформистского иудаизма (XVIII - XIX вв.) как течения пытающегося понимать Учение в соответствии с требованиями современности. Проблема вечного и исторически обусловленного в Торе. Отношение к моральному закону и Галахе. Возникновение консервативного иудаизма (XIX в.) как течения стремящегося сохранить традицию и критическое к ней отношение. Особенности консерватистской Галахи.

Реформистско-национальное движение сионизм (XIX в.). Теодор Гецель. Воссоздание еврейской государственности (1947). Роль религии в современном Израиле.




Тема 6. Национальные религии Индии.

Индуизм - национальная религия индусов. Проблема определения индуизма. Мировоззрение и основные понятия индуизма: рита, дхарма, карма, сансара, мокша. Основные пути обретения свободы: карма-марга, джняна-марга, бхакти-марга. Численность и распространение индуистов.

Истоки индуизма. Ведическая религия. Дравидийцы. Вторжение ариев во II тыс. до н.э. Священные тексты индуизма. Шрути (услышанное): веды-самхиты, брахманы, араньяки, упанишады. Смрити (запомненное): «Махабхарата», «Рамаяна», пураны и др.

Веды-самхиты, ведические божества и обряды. Ригведа (книга гимнов), Самаведа (сборник ритуалов и песнопений), Яджурведа (сборник формул для принесения жертвоприношений), Атхарваведа (сборник песнопений и заклинаний, касающийся домашней обрядности.). Боги и демоны: Индра, Вритра, Рудра, Дьяус, Ратри, Ушас, Сурья, Вишну, Агни, Сома, Варуна и др. Обряды и жертвоприношения. Жертвоприношение как гармоничное соединения взаимозависимых существ, сил, явлений Вселенной и средство влияния на волю богов. Поздневедийское понимание жертвоприношения как символического акта, направленного на воссоздание мира.

Брахманический период (с VIII - VI вв. по IV - II вв.). Формирование важнейших положений вероучения и культа индуизма. Усложнение ритуала. Выдвижение на первый план жреца-брахмана. Брахманы и сутры. Оформление четырех варн: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Вневарновые - неприкасаемые. Три высших варны - дваждырожденные. Обязанности и цели дваждырожденных в зависимости от происхождения и возраста (варна-ашрама-дхарма). Четыре стадии жизни (ашрама): ученик, домохозяин, отшельник, аскет.

Создание упанишад (VIII - V вв.) - рождение нового мировоззрения и завершение ведического канона (веданта). Учение о Брахмане и Атмане. Доктрины о сансаре, карме, мокше. Влияние социально-экономических, религиозных (буддизм, джайнизм, сикхизм) и др. причин на формирование индуизма.

Становление индуизма. Эпический (классический) период (IV в. до н.э. - VI в. н.э.), традиция смирти (запомненное), эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». Окончательное превращение индуизма в господствующую религию эпоху Гуптов (IV - VI вв. н.э.). Влияние джайнизма и буддизма.

Философские школы индуизма. Даршаны - развитие системы упанишад. Шесть ортодоксальных даршан (астика). Санкхья.

Становление тримурти. Заимствования и синкретизм брахманизма. Неудовлетворенность идеей безличного абсолюта. Брахма, Вишну и Шива - единство, выражающее различные формы абсолюта: созидание, сохранение и разрушение Вселенной.

Основные направления индуизма. Вишнуизм - самое распространенное направление индуизма. Эволюция образа Вишну: от спутника Индру до верховного бога. Три шага Вишну. Влияние образов Нараяны, Васудевы, Кришны. Возрастание роли Вишну в брахманах и упанишадах. Центральное место Вишну в пуранах и эпосе со II в. н.э., его отождествление с другими богами. Десять аватар Вишну. Рама в «Рамаяне» и Кришна в «Махабхарате». «Бхагавад-гита». Течение бхакти.

Шиваизм. Эволюция образа Шивы. Прообразы Шивы. эротическо-аскетического божество в протоиндийской (хараппской) цивилизации (сер. III - первая пол. II тыс. до н.э.). Поклонение змеям, лингаму, практика йоги и др. Ведийский период - Рудра. Усиление значение Шивы в период брахманизма. Мифы о борьбе Шивы с другими богами (Брахмой, Вишну, Дакшой и пр.). Популярность Шивы на дравидоязычном юге Индии. Обретение культом Шивы храмового характера в первые вв. н.э. Шива как воплощение тримурти в шиваизме. Многоликость и противоречивость его образа: аскетические, эротические, созидательные и разрушительные черты. Иконография Шивы. Разрушительная и созидательная сила танца. Лингам. Бык Нанди. Наличие пугающих и отталкивающих черт. Основные течения шиваизма: лингаяты, капалики, пашупаты, натхи и др.

Шактизм. Представление о творчески-энергетическом женском начале как основании творческой силы бога. Повсеместность почитания богини-матери в Индии. Образы супруги Шивы - Деви, Дурги, Кали, Умы, Парвати и др. Охранительно-губительная природа Деви. Иконография. Йони. Тантризм. Секты «правой руки» (дакшиначары) и «левой руки» (вамачары) и их ритуальные предписания. Различные представления о роли и месте шакти. Поклонение йони, йони и лингаму. Образ Богини-матери как символ Индии. Кали.

Современный период индуизма. Эволюция индуизма в XVIII - XIX вв. и деятельность Раммохана Рая (1772-1833). «Брахмо самадж» (Общество Брахмы). Даянанда Сарасвати (1824-1883) и «Арья самадж» (Общество ариев). Рамакришна Парамахамс (1836-1886), Свами Вивакананда (1863-1902). Организация «Миссию Рамакришны» (1897) г. Идеи неоведантизма: учение о равенстве всех людей, ликвидации религиозных различий и др.

Роль индуизма в политической жизни Индии. Борьба за независимость, Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948). Возрастание роли религии со второй половины 70-х гг. ХХ в. Бхатрия Джатана Парти. Отношения между индуистскими и исламскими общинами Индии. Терпимость в индуизме и его границы. Проявления возрастания популярности индуизма в современной Индии и за ее пределами.

Джайнизм. Проблема времени появления джайнизма. Основатель джайнизма - Вардхамана Днятрипутра. Основные вероучительные положения джайнской рели­гии. Отказ от кастового строя. Сходства и отличия джайнизма с буддизмом. Объекты почитания джайнов. Две основных секты джайнизма: Дигамбара и Шветамбара. Численность джайнов и их расселение.

Сикхизм. Возникновение сикхизма как реформаторского движения в индуизме и превращение его в самостоятельную религию. Основатель сикхизма - Нанак. Синтез индуистских и мусульманских положений в вероучении сикхизма. Свя­щенная книга сикхов - Ади Грантх. Простота сикхских религиозных обрядов. Сикхские секты: Удаси, Ниранкари, Намдхари и др. Численность и расселение сикхов.
Тема 7. Древние религии Ирана.

Зороастризм. Дозороастрийские верования иранцев. Индоарии и иранцы, их общее прошлое, проблема арийской прародины. Религиозные воззрения индоиранцев в арийскую эпоху.

Анимистическое восприятие мира. Обожествление природы. Культ воды и огня. Возлияния воде и огню. Жертвоприношения. Выделение жреческого сословия. Общий индоарийский пантеон. Появление иранских богов, отсутствующих в ведическом пантеоне. Представление о божествах-ахурах и демонах-даева. Представления о смерти и загробной жизни. Представление об истине-аша. Зороастризм - религия Зороастра. Зороастр, Заратуштра, Зардушт. Приблизительная хронология. «Биография» Заратуштры по данным Авесты и согласно зороастрийским преданиям. Получение Заратуштрой откровения. Призвание Заратуштры на служение Ахура-Мазде. Основная идея откровения - добровольный выбор добра и зла двумя первичными сущностями, противоборство добра и зла в лице Ахура-Мазды и Ангра-Маинйу. Гата как жанр древнеиранского «фольклора». Особенности литературного построения гат. Гаты, приписываемые Заратуштре, их характеристика. Специфика «хвалебных» Гат (славословия, моления, восхваления Ахура Мазды, миссии Заратуштры и праведности покровителей Заратуштры). Особенности «назидательных» Гат - жреческих проповедей. Гаты как исторический источник. Религиозно-философское содержание гат Заратуштры. Учение о семи божествах (Ахура, Мазда и Фмэша Спэнта) и семи творениях. Космогония Гат. Новый взгляд на историю, время, предназначение человека - учение о трех эрах («Творение», «Смешение», «Разделение»). Конец истории - окончательная победа Добра (благих божеств и людей-праведников) над Злом. Представление о смерти и загробной жизни (посмертное судебное разбирательсво на мосту Чинвад, определяющее, куда направляться каждой душе - в ад, в рай или в нейтральное «Место смешанных»; идея всеобщего воскресения и Последнего Суда). Авеста - священная книга зороастризма. История составления и кодификации Авесты, примерная хронология. Анкетиль дю Перрон; первый перевод Авесты на европейский язык. Сохранившиеся части Авесты. Две редакции. Состав во второй редакции: «Вендидад», «Висперед», «Ясна» (включая Гаты), «Яшты» и «Малая Авеста». Краткая характеристика этих разделов Авесты. Отражение в Авесте мифологических представлений древних иранцев. Ритуально-обрядовая сторона зороастризма. Знак зороастризма. Символ веры. Молитвы. Ритуал богослужения. Праздники. Служители и культ. Святилища божеств и алтари огня. Религиозные обычаи. Похоронные и заупокойные обряды. Законы очищения. Завоевание Ирана арабами и обращение основной массы зороастрийцев в ислам. Побуждения и препятствия к принятию ислама зороастрийцами. Основание общины парсов в Индии. Религиозные реформы парсов. Религиозные обряды парсов. Зороастрийцы в современном Иране. Современные толкования зороастрийских верований.


Тема 8. Национальные религии Дальнего Востока.

Конфуцианство. Создание Кун-цзы (Конфуцием) философско-этического учения. Транс­формация его в политеистическую религию. Специфические черты конфуциан­ской религии. Важнейшие книги конфуцианства: У цзин (Пятикнижие) и Сы шу (Четверокнижие). Этические предписания конфуцианства. Принцип «чжэн мин». Неоконфуцианство. Феномен поликонфессиональности в Китае. Распространение конфуци­анства за пределами Китая.

Даосизм. Появление философской системы даосизма. Основоположники даосского философского учения — Лао-цзы и Чжуан-цзы. Трактат «Дао дэ цзин» (Канон о пу­ти и добродетели) и его важнейшие положения. Превращение даосизма в поли­теистическую религию. Ее догматические и культовые особенности. Приблизительная численность сторонников даосизма.

Синтоизм. Истоки местной религии Японии — синтоизма. Синтоистский политеи­стический пантеон. Священные книги синтоизма: Кодзики и Нихонги. Простота синтоистской обрядности. Феномен поликонфессиональности в Японии. Численность наиболее ревностных сторонников синтоизма. Синтоистские секты: Идзумо оясиро, Онтакэ, Синри, Синею, Конко и др.

Тема 9. Буддизм.

Возникновение буддизма, его вероучение и культ. Жизнь Будды. Легенды о рождении, воспитании Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. Знакомство со старостью, болезнью, смертью и монахом. Поиск освобождения от страдания. Крайний аскетизм как средство обретения истины и отказ от него. Просветление. Проповедь Будды. Переход в нирвану (паринирвана). Учение о четырех благородных истинах. Первая благородная истина. Центральное место понятия духкха в учении о благородных истинах. Отличие буддийского понимания страдания от иудео-христианского. Духкха как принцип мироустройства. Вторая благородная истина. Жажда. Причины страдания. Иллюзорность субстанциалистских представлений о душе, «я». Дхармы и пять форм существования - скандх. Сансара или «колесо жизни». 12 звеньев - причин, обеспечивающих его вращение. Третья благородная истина - ниродха. Причины мешающие освободиться от страдания. Нирвана. Четвертая благородная истина - истина срединного пути или восьмеричный путь. Три сферы буддисткой религиозной практики: мудрость, мораль и созерцание.

Буддийская картина мира. Мир как выражение безличной и вечной причинно-следственной зависимости. Анатма, невечное. Отрицание Атмана и Брахмана, творца и акта творения. Различные понимания природы дхарм в буддизме. Дхармы как элементы бытия. Живые существа (боги, люди, животные, преты, нараки) и их миры. Живые существа и страдание. Вертикальная трехярусная организация мира. Мир желаний (ады и срединный мир), мир форм и мир не-форм. Космология. Акаша (пространство), круг ветра, круг воды, круг золота. Меру (Сумеру), цепи гор и океанов, континенты. Алмазный трон. Горячие и холодные адские местопребывания. Кальпы. Великая и средние кальпы (возникновение, пребывание ставшим, разрушение, пауза). Космогония.

Община и культ в буддизме. Сангха как прибежище и сокровище буддизма. Монахи и миряне, их взаимодействие и обязанности. Воздержание от пяти действий. Культовая деятельность. Простота культа в раннем буддизме и его постепенное усложнение. Заимствования. Отношение буддистов к праздникам. Храмы. Ступы: виды, назначение, символика. Культ священных деревьев (дерево бодхи, лотос), животных (слон, змеи, лани), камней. Преобразования в жизни общины и культовой деятельности в ХХ в.

Основные направления в буддизме и его национальные формы
Развитие буддизма после перехода Будды в паринирвану. Сангити. Второе сангити и начало оформления хинаяны и махаяны. Ашока и третье сангити. Четвертое сангити и запись Трипитаки (Типитаки). Сангити, проводимые представителями южного буддизма.

Тхеравада (хинаяна). Возникновение хинаяны. Соотношение понятий тхеравада и хинаяна. Типитака. Сутра-питака: собрание бесед Будды. Дхаммапада и Джатаки. Виная-питака: правила поведения монахов и порядок в сангхе. Абхидхарма-питака: философско-этический комментарий на Сутра-питаку и Виная-питаку. Роль палийского канона в тхераваде.

Учение и культ тхеравады. Отрицание существования субстанций и индивидов. Нирвана (ниббана) как цель буддиста. Школа раннего буддизма - стхавиравада («учение старейших»). Архат - идеал тхеравады. Роль сангхи и индивидуальных усилий человека в достижении спасения. Понимание Будды. Смысл обрядов и поклонения. Ступы, их виды, назначение, символика. Концепция благих действий, заслуг (пуньня). Роль изучения буддийских доктрин и медитации в жизни монаха. Активизация участия монахов в мирской жизни на современном этапе. Институт временного монашества.

Праздники. Дни упосатты. Весак - день рождения Будды, его просветления и смерти. Празднование Асалы (Асалхи) - дня основания сангхи. Васо. Церемония катхина - единение сангхи и мирян.

Махаяна. Возникновение махаяны. Третье сангити и разделение сангхи на стхавиравадинов и махасангхиков (букв. «членов большой общины»). Махадева. Локоттар. Движения против элитарности, отвержение обязательности монашества на рубеже новой эры. Священные тексты махаяны. «Открытие» откровений Будды. Нагарджуна. Кодификация буддийских сочинений в тибетском буддизме. Ганджур и Данджур. Учение о Бодхисаттве - идеале махаяны. Просветление как способность освободить всех страдающих существ. Пантеон бодхисаттв - олицетворение различных аспектов совершенства Будды. Авалокитешвара, Манджуршри, Ваджрапана и др. Доктрина трех тел Будды (трикая): 1) «тело Дхармы», «для собственного пользования»; 2) «тело блаженства», «для других»; 3) «призрачное тело». Сущностное единство всех будд. Исторический Будда, будды и бодхисаттвы. Будда как персонификация универсальной космической силы. Учение о потенциальных буддах, доступности просветления для каждого (Будда и обыкновенный человек - одна сущность). Помощь Будд и Бодхисаттв. Исчезновение различия между индивидуальным и коллективным спасением. Цель в махаяне - просветление и помощь миру.

Течения в махаяне: тибето-монгольская, дальневосточная. Ваджраяна (тантрический буддизм) - главное течение в махаяне и третье направление в буддизме. Учение о спасении. Роль гуру. Тантра как текст и практика. Мантра. Формы медитации. Мандала. Изображения богов и богинь. Единение упаи и праджни. Распространение ваджраяны.

Буддизм Тибета. Возникновение термина ламаизм в XIX в. и причины отказа от него в современной буддологии. Становление тибетского буддизма. Источники тибетского буддизма: ваджраяна и бон. Первый период (VII-IX вв.). Поддержка тибетских правителей в распространении и функционировании буддизма. Шантаракшита, Падмасамбхава. Борьба индийского и китайского вариантов буддизма в VII-VIII вв. Гонения на буддизм в IX в. и его упадок. Второй период (X-XIII вв.). Атиша. Калачакра, Шамбала. Сращивание светской и религиозной власти. Современные школы тибетского буддизма: ньинмапа (ньингмапа), сакьяпа, гелугпа, кагьюпа. Переводческая деятельность и возникновение тибетобуддийского канона (Ганджур и Данджур). Третьий период (XIV-XVI вв.). Цзонхава (1357-1419) - основатель школы гелугпа. «Лам рим чен мо» («Ступени пути»). Учения о пустоте, трех типах личности, колесе жизни и др. Высшие духовные авторитеты - Далай-лама и Панчен-лама. Реформа образования. Повышение роли лам. Превращение Тибета в теократическое государство в XVII в. Институты далай-ламы и панчен-ламы, тулку. Ликвидация независимости Тибета в 1959 г. Далай-лама XIV. Иерархия ламаистского духовенства. Роль монастыря в тибетском буддизме. Далай-лама, панчен-лама, настоятели монастырей, ламы, гелонги, гецулы, геньены. Пантеон тибетского буддизма. Боги как олицетворение концентрации и просветления. Ади-будда. Панча-татхагата или пять Будд созерцания. Йидамы. Бодхисаттвы - Авалокитешвара (сострадание), Манджруши (мудрость) и Ваджрапани (сила духа) и др. Тара (Спасительница) и 21 ее форма. Белая и Зеленая Тары. Земные будды (Будда Шакьямуни) и великие учителя (Нагарджуна, Падмасамбхава, Атиша, Цзонхава). Дакини. Дхармапалы (хранители учения) или докшиты. Локапалы. Значение образов богов в медитации. Мандала.

Обряды и праздники. Различия религиозной жизни среди духовенства и простого населения. Молитва, молитвенные колеса. Талисманы. Красочность, пышность, театрализованность, полисемантичность, рассчитанная на все слои населения и уровни восприятия. Лосар - тибетский новый год. Сага дава (весак). Специфически тибетские праздники. Дзамлинг чизанг. Чокхор (Асала). Даты, связанные с жизнью великих учителей. Нчаго чненмо - годовщина смерти Цзонхавы. День рождения Гуру Римпочхе (Падмасамбхи).

Буддизм Китая. Причины своеобразия: ориентация на автохтонную традицию (даосизм, конфуцианство); отличия системы ценностей индусской и китайской культур; роль светской власти; переводческая деятельность и проблема передачи индо-буддийской терминологии на китайский язык; развитие и неоформленность течений махаяны на родине буддизма; «внеконтекстуальность» буддийской переводной литературы.

Школы китайского буддизма. «Триада учений» (сань цзяо). Формирование школ в VI-VII в. Школы практики и школы созерцания. Школа тяньтай (Сутры Лотоса). Чжии (538-597). Учение о всеобщем взаимопроникновении миров, явлений и сущностей. Реализация в человеческом существе «мира будды». Трехступенчатая классификация буддийского учения (хинаяна, махаяна, Сутра Лотоса). Влияние тяньтай-цзун в Китае и других странах. Школа хуаянь. Развитие учения о тождестве нирваны и сансары, будды и каждого человека.

Школа чань (школа Сердца Будды). Этимология названия. Отсутствие теистических и культовых элементов махаяны. Основные идеи 1-го (28-го от Будды) патриарха Бодхидхармы (ок. 520) и их дальнейшее развитие. Складывание в чань северного и южного направления в VI-VII вв. Основатель южной ветви 6-ой патриарх Хуэйнэн (638-713) и идея о «внезапном просветлении». Расцвет чань в VIII-X вв. Линьцзы и Цаодун. Распространение чань, его роль в культуре. Обретение просветления в теле. Парадоксальные методы просветления.

Школа цзинту («чистой земли») как центральное течение амидаизма. Почитание будды Амитабху (яп. Амиды). Медитация. Учение о рае, о будде будущей эпохе Майтрейе. Популярность амидаизма среди простого народа. Влияние амидаизма в Китае и Японии.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий»
1357.72kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
112.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественного государства и права»
1232.19kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История Урала»
1276.83kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История средних веков»
1540.36kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю
1015.05kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
849.59kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и история политических учений»
1083.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.