Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

5. Содержание учебной дисциплины




5.1. Содержание тем учебной дисциплины



Тема 1. Предмет и методы теории систем.

Предпосылки возникновения теории систем. Определение понятия «система». Структура теории систем. Методы теории систем. Связь теории систем с другими науками.

Тема 2. Виды и свойства систем.

Классификация систем. Свойства систем: целостность, сложность, связность, структура, организованность, разнообразие. Нелинейные динамические системы.

Тема 3. Кибернетические системы.

Энтропия и информация. Понятие кибернетической системы. Структура кибернетической системы: управляющая и управляемая подсистемы, прямая и обратная связь, разомкнутый и замкнутый контуры управления. Закон необходимого разнообразия. Функции управления: стабилизация, выполнение программы, оптимизация, мониторинг.

Тема 4. Понятие структуры в теории систем.

Идентичные структуры в природе. Понятие поля. Структура поля по Б. Расселу, её приложение к теории систем. Понятия «изоморфизм» и «гомоморфизм». Идентичность структуры как классификационный признак.

Тема 5. Измерение свободы систем.

Анализ содержания категории «свобода». Определение свободы как системной категории. Количественная мера свободы. Значение свободы для адаптивных систем.

Тема 6. Цель как объективная системная категория.

Анализ содержания категории «цель». Целесообразность и поведение систем. Подходы к измерению целесообразности. Методы исследования целесообразности. Иерархия целей хозяйственных систем.

Тема 7. Системный анализ – основной метод теории систем.

Цель системного анализа. Последовательность выполнения системного анализа. Приёмы системного анализа: метод чёрного ящика, метод декомпозиции, метод аналогий, принцип моделирования, эволюционный метод, экспертный метод, методы статистического анализа связей. Системное описание экономического анализа. Последовательность и методы организации сложных экспертиз.

Тема 8. Теоретико-системные основы математического моделирования.

Гомоморфизм – теоретическая основа моделирования. Понятие модели, математической модели, математического моделирования, экономико-математического моделирования (по В.С. Немчинову). Сфера и границы применения математического моделирования. Последовательность разработки математической модели. Модель как инструмент экономического анализа. Понятие об имитационном моделировании. Основное предположение имитационного моделирования.

Тема 9. Синтетический метод в теории систем.

Прикладное значение метода синтеза систем с заданными свойствами. Основы методологии синтеза систем организационного управления. Показатели центральности и периферийности элементов системы организационного управления, их применение в распределении функций управления. Подходы к решению синтетических задач формирования государственной политики регулирования бизнеса.




    1. Перечень разделов (тем) для самостоятельного изучения

обучающимися

Тема 1. Предмет и методы теории систем.

Методы теории систем. Связь теории систем с другими науками.



Тема 3. Кибернетические системы.

Функции управления: стабилизация, выполнение программы, оптимизация, мониторинг.



Тема 4. Понятие структуры в теории систем.

Понятие «гомоморфизм». Идентичность структуры как классификационный признак.



Тема 5. Измерение свободы систем.

Анализ содержания категории «свобода».



Тема 6. Цель как объективная системная категория.

Анализ содержания категории «цель».



Тема 7. Системный анализ – основной метод теории систем.

Последовательность выполнения системного анализа. Приёмы системного анализа: метод чёрного ящика, метод декомпозиции, метод аналогий, принцип моделирования, эволюционный метод, экспертный метод, методы статистического анализа связей. Последовательность и методы организации сложных экспертиз.



Тема 8. Теоретико-системные основы математического моделирования.

Понятие модели, математической модели, математического моделирования, экономико-математического моделирования (по В.С. Немчинову). Последовательность разработки математической модели.



Тема 9. Синтетический метод в теории систем.

Прикладное значение метода синтеза систем с заданными свойствами.



5.3. Распределение учебного времени по семестрам, разделам, темам, видам учебных занятий и формам промежуточной аттестации

(в часах)



5.3.1.Очная форма обучения


№ те­мы

Наименование раздела, темы,

формы промежуточной

аттестации



Всего


Общая трудоемкость в часах:

Всего

Теоретическое обучение



Трудоемкость промежуточной аттестации (экз. сессии)

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа


Лекции

Семинары

Практические занятия

Контрольная работа


Лабораторные работы

2 семестр

1.

Предмет и методы теории систем

7,25

6,25

6,25

2





0,25



4



2.

Виды и свойства систем

10

9

9

2







3

4



3.

Кибернетические системы

11

9

9

2







4

4



4.

Понятие структуры в теории систем

7,25

6,25

6,25

2





0,25



4



5.

Измерение свободы систем

8

9

9

1







2

6



6.

Цель как объективная системная категория

11

10

10

2







4

4



7.

Системный анализ – основной метод теории систем

14

16

16

1







8

7



8.

Теоретико-системные основы математического моделирования

6,25

7,25

7,25

1





0,25



6



9.

Синтетический метод в теории систем

6,25

7,25

7,25

1





0,25



6






Форма промежуточной аттестации:


































Экзамен

27

27















27




Всего по дисциплине за семестр

108

108



14





1

21

45

27




Всего по дисциплине

108

108



14





1

21

45

27




скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
112.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
849.59kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Археология»
604.99kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века
1425.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий»
1357.72kb.