Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература


а) основная:

1. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2010.


б) дополнительная:

2. Бир С. Мозг фирмы. М.: Горячая линия – Телеком, 1993.

3. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Тайдекс Ко, 2002.

4. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.

5. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.

6. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: ТЕРРА – Книжный клуб: Республика, 2000.

7. Светлов Н.М. Системный анализ целей аграрного производства: Лекция по курсу «Системный анализ» для студентов специальностей «Математические методы в экономике» и «Прикладная информатика в экономике АПК» сельскохозяйственных вузов: Изд. 2-е, испр. и доп. / МСХА им. К.А. Тимирязева. М., 2003.

8. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. М.: Бизнес-пресса, 2000.

9. Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. – 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2005.

10. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.



в) программное обеспечение и Интернет ресурсы:

11. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор. http://www.evolbiol.ru/bertalanfi.htm

12. Библиография // Теория систем и системный анализ / Кафедра «Системный анализ в экономике» ФГОБУ ВПО Финансового университета при Правительтсве Российской Федерации. — http://tsisa.ru/bibliography/

13. Исследование системы методом чёрного ящика: Лабораторная работа по курсу «Теория систем и системный анализ» / Сост. Н.М. Светлов. М., 2011. — http://svetlov.timacad.ru/umk5/mglu/system.php.

14. Калужский М.Л. Общая теория систем: Учеб. пособие. Омск: ОмГТУ, 2001. — http://window.edu.ru/window/library?p_rid=62260.
6.2. Методические указания обучающимся
6.2.1. Общие рекомендации по изучению дисциплины

Методика преподавания учебной дисциплины «Теория систем и системный анализ» предусматривает проведение лабораторного практикума на персональных ЭВМ. Предварительными условиями допуска к лабораторному практикуму на ЭВМ являются:



    • ознакомление с инструкцией по технике безопасности работы в компьютерном классе;

    • изучение необходимого теоретического материала;

    • подготовка исходных данных и модельных сценариев в соответствии с заданием.

Допуск к лабораторному практикуму осуществляется по результатам контроля владения теоретическим материалом и содержанием лабораторной работы.

Студент обязан в полном объёме использовать время самостоятельной работы, предусмотренное настоящей рабочей программой, для изучения соответствующих разделов дисциплины, и своевременно обращаться к преподавателю в случае возникновения затруднений при выполнении самостоятельной работы.

Прорабатывая материал лекций во время самостоятельной работы, студент обязан отметить в конспекте утверждения, определения, выводы, смысл или обоснованность которых ему непонятны, и обратиться к рекомендуемой литературе за разъяснениями. Если рекомендуемая литература не содержит требуемых объяснений, необходимо обратиться к преподавателю с вопросом на семинарском занятии или во время, выделенное для индивидуальных консультаций. Если на семинаре задан вопрос, имеющий частное значение или слабо связанный с обсуждаемой темой, преподаватель имеет право назначить студенту индивидуальную консультацию в пределах времени, устанавливаемых действующим учебным планом.

6.2.2. Методические рекомендации по подготовке и защите лабораторных работ, выполняемых в часы самостоятельной работы

Данной рабочей программой предусмотрено выполнение следующих лабораторных работ.



    • Лабораторная работа №1 «Спецификация и классификация хозяйственной системы» (тема 2, время работы: аудиторной — 3 ч., самостоятельной — 1 ч.).

    • Лабораторная работа №2 «Определение энтропии кибернетической системы» (тема 3, время работы: аудиторной — 4 ч., самостоятельной — 1 ч.).

    • Лабораторная работа №3 «Определение показателей свободы кибернетической системы» (тема 5, время работы: аудиторной — 2 ч., самостоятельной — 2 ч.).

    • Лабораторная работа №4 «Построение дерева целей хозяйственной системы» (тема 6, время работы: аудиторной — 4 ч., самостоятельной — 1 ч.).

    • Лабораторная работа №5 «Системный анализ с использованием метода чёрного ящика» (тема 7, время работы: аудиторной — 8 ч., самостоятельной — 3 ч.).

В аудиторное время выполняются:

    • разделы задания к лабораторной работе, требующие совместной работы в группе (например, коллективные экспертизы);

    • наиболее сложные разделы лабораторной работы, требующие консультационной помощи преподавателя в процессе выполнения;

    • действия по выполнению лабораторной работы, требующие применения персональных ЭВМ, за исключением оформления отчёта;

    • другие действия по выполнению лабораторной работы, указанные преподавателем;

    • защита отчётов о выполнении лабораторных работ.

Во время самостоятельной работы выполняются:

    • знакомство с литературными источниками, необходимыми для более глубокого уяснения методики выполнения лабораторных работ и понимания полученных результатов;

    • завершение расчётов и аналитических процедур при условии, что алгоритм их выполнения полностью понятен студенту;

    • оформление отчётов о выполнении лабораторных работ.

Отчёт о выполнении лабораторной работы в обязательном порядке содержит следующие сведения:

    • фамилию и инициалы студента;

    • номер группы;

    • номер индивидуального варианта задания;

    • постановку задачи с указанием всех исходных данных для её решения;

    • необходимые сведения о процессе решения задачи (расчёты, результаты коллективных экспертиз, использованные литературные источники);

    • проверку результата (если предусмотрена заданием к лабораторной работе);

    • другие необходимые сведения (в соответствии с заданием к лабораторной работе либо по указанию преподавателя);

    • ответ (заключение, вывод);

    • работу над ошибками (по требованию преподавателя).

Литературные источники, в том числе размещённые в сети Internet, должны указываться в отчёте в строгом соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

6.2.3. Календарный план-график рубежного контроля успеваемости


2 семестр

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Планируемый

вид рубежного контроля












ЛР 1







ЛР 2

КР 1

ЛР 3







ЛР 4













ЛР 5

КР 2

Трудоемкость

(в часах)












3







4

0,5

2







4













8

0,5

Условные обозначения:




Виды рубежного контроля


Сокращенное

наименование

Семинарское занятие

СЗ

Контрольная работа

КР

Защита реферата

ЗР

Защита курсовой работы

ЗКР

Защита лабораторной работы

ЛР

Контрольное мероприятие

(планируется и проводится как часть планового аудиторного занятия в форме письменного опроса, тестирования и др.)

КМ

6.2.4. Перечень вопросов (заданий) для самоконтроля и подготовки к рубежному контролю в рамках текущего контроля успеваемости обучающихся согласно графику



Контрольная работа №1

Тема 1. Предмет и методы теории систем.

1. Каковы предпосылки возникновения теории систем?

2. Как формировались представления о системах в античности?

3. Опишите вклад учёных XX века в становление теории систем как самостоятельной науки.

4. В чём состоит вклад Н. Винера и С. Бира в теорию систем?

5. В чём состоит вклад И. Пригожина в теорию систем?

6. Что является предметом теории систем?

7. Какие вербальные определения системы вам известны?

8. Какое формальное определение системы является наиболее общим?

9. Как, с точки зрения Л. Берталанфи, соотносятся кибернетика и теория систем?

10. В чём, по мнению Л. Берталанфи, различие между общей теорией систем в широком и узком смысле слова?

11. Какие науки Л. Берталанфи отнёс к прикладной части теории систем?

12. Что такое теория формальных систем?

13. Каковы современные представления о содержании общей теории систем?

14. Какие разделы теории систем непосредственно связаны с теорией формальных систем либо на ней основаны?

15. Сравните представления Л. Берталанфи о прикладном аспекте теории систем с представлениями, существующими в настоящее время.

16. Поясните сущность и содержание метода системного анализа.

17. Поясните сущность и содержание метода математического моделирования.

18. Поясните сущность и содержание метода синтеза систем.

19. Какой метод теории систем предназначен для объяснения эффектов взаимодействия между элементами системы?

20. Охарактеризуйте связь теории систем с другими науками.


Тема 420. Понятие структуры в теории систем.

21. Приведите и поясните пример идентичных структур в природе.

22. Что понимается под отношением в теории систем? Приведите два примера отношений.

23. Что понимается под полем в теории систем? Приведите два примера полей.

24. Завершите фразу «В теории систем принято считать, что поле упорядочивается…».

25. С именем какого учёного связано строгое определение понятия структуры?

26. Чем определяется структура поля?

27. В каком случае считают, что два поля имеют одинаковую структуру?

28. Один исследователь считает, что два поля имеют одинаковую структуру, другой — что их структура различна. В каком случае оба мнения могут быть справедливыми?

29. Что означает выражение «иметь одинаковую структуру в смысле отношения f»?

30. Как применяется понятие структуры поля в теории систем?

31. Что такое изоморфизм?

32. Приведите и поясните пример изоморфизма.

33. Приведите и поясните пример гомоморфизма.

34. В чём различие между изоморфизмом и гомоморфизмом?

35. Можно ли считать структуру двух систем одинаковой, если соответствующие им поля связаны изоморфизмом? Почему?

36. Можно ли считать структуру двух систем одинаковой, если соответствующие им поля связаны гомоморфизмом? Почему?

37. Всякий ли гомоморфизм является изоморфизмом? Обоснуйте ответ.

38. Что понимается под классом систем?

39. Каков общий принцип классификации с точки зрения теории систем?

40. Каковы требования к классообразующим отношениям?
Контрольная работа №2

Тема 840. Теоретико-системные основы математического моделирования.

41. Что является теоретической основой моделирования? Почему?

42. Что понимается под моделью в теории систем? Приведите пример.

43. Дайте определение математической модели.

44. Что такое математическое моделирование?

45. Приведите определение экономико-математического моделирования.

46. Какие ситуации указывают на целесообразность применения математического моделирования?

47. По каким причинам математическое моделирование может оказаться нецелесообразным?

48. Объясните роль моделирования в процессе познания.

49. Какова последовательность разработки математической модели?

50. Применение какого метода предшествует разработке математической модели?

51. Что понимается под формализмом в теории систем?

52. Какова общая формулировка постановки задачи математического моделирования?

53. Поясните роль моделирования в экономическом анализе.

54. На какой математической модели основывается анализ платёжеспособности фирмы?

55. Что представляет собой имитационная модель?

56. Каковы отличительные признаки имитационных моделей?

57. Для чего используются имитационные модели?

58. Какие приёмы машинной имитации вам известны?

59. В чём суть сценарного метода машинной имитации?

60. В чём суть машинной имитации по методу Монте-Карло?


Тема 960. Синтетический метод в теории систем.

61. Приведите пример постановки задачи синтеза системы, относящийся к сфере управления экономикой.

62. Приведите пример постановки задачи синтеза системы, относящийся к сфере менеджмента.

63. Приведите пример постановки задачи синтеза системы, относящийся к сфере маркетинга.

64. Приведите пример постановки задачи синтеза системы, относящийся к сфере управления персоналом.

65. Приведите пример постановки задачи синтеза системы, относящийся к сфере финансового менеджмента.

66. Приведите пример постановки задачи синтеза системы, относящийся к сфере монетарной политики.

67. Приведите пример постановки задачи синтеза системы, относящийся к сфере фискальной политики.

68. Приведите пример постановки задачи синтеза системы, относящийся к сфере таможенной политики.

69. Что понимается под организационным управлением?

70. Дайте определение системы организационного управления.

71. Укажите предпосылки решения задачи синтеза системы организационного управления.

72. Каким образом результаты анализа центральности содействуют решению задач синтеза организационных систем управления?

73. Приведите пример расчёта показателя центральности элемента организационной системы управления.

74. Приведите пример расчёта показателя периферийности элемента организационной системы управления.

75. О чём говорит высокое значение показателя центральности элемента организационной системы управления?

76. О чём говорит высокое значение показателя периферийности элемента организационной системы управления?

77. Для какой структуры организационной системы управления характерна наименьшая центральность?

78. Опишите методику синтеза государственной политики регулирования бизнеса.

79. Сформулируйте постановку задачи синтеза государственной политики регулирования бизнеса.

80. Сформулируйте математическую модель, используемую в процессе синтеза государственной политики регулирования бизнеса.
Примечание. По остальным темам курса предусмотрен рубежный контроль в форме защиты отчётов о выполнении лабораторных работ.

7. Промежуточная аттестация
7.1. Очная форма обучения

Второй семестр.



1. Вид промежуточной аттестации: экзамен

2. Форма проведения: устный опрос

3. 80Перечень тем, вопросов, практических заданий, выносимых на промежуточную аттестацию:
81.  Предмет теории систем. Вербальные определения системы.

82. Исторические предпосылки возникновения теории систем.

83. Формирование системных воззрений в античные времена.

84. Становление теоретико-системного мировоззрения в первой половине XX в.

85. Развитие теории систем во второй половине XX в.

86.  Л. Берталанфи об общей теорией систем в широком и узком смысле слова.

87.  Л. Берталанфи о теоретической и прикладной составляющих общей теории систем.

88.  Формальные определения системы.

89.  Современные представления о структуре теории систем.

90.  Научное и прикладное значение теории формальных систем.

91. Классификация систем по отношению ко времени и к среде.

92. Классификация систем по сложности и обусловленности поведения.

93. Свойства систем: целостность, сложность, связность.

94. Свойства систем: структура, организованность, разнообразие.

95. Особенности нелинейных динамических систем.

96. Понятие аттрактора, его значение для теории управления.

97. Понятие бифуркации, его значение для теории управления.

98. Понятие энтропии. Количественная мера энтропии системы.

99. Теоретико-системная трактовка возникновения информации.

100. Кибернетическая система: определение, примеры.

101. Структура кибернетической системы.

102. Закон необходимого разнообразия в формулировке У. Эшби.

103. Прикладное значение закона необходимого разнообразия.

104. Функции управления в кибернетической системе.

105. Понятие гомеостаза, его значение для практики управления.

106. Характеристики управления: управляемость, достижимость, устойчивость.

107. Вклад Б. Рассела в разработку понятийного аппарата теории систем.

108. Понятие структуры поля и его применение в теории систем.

109. Изоморфизм: определение, примеры, применение.

110. Гомоморфизм: определение, примеры.

111. Сущность классификации с позиций теории систем.

112. Понятия отношения и поля в теории систем.

113. Одинаковые и различные структуры в природе и в экономике.

114. Требования к классообразующим отношениям.

115. Теоретический анализ содержания категории «свобода системы».

116. Соотношение понятий свободы и энтропии систем.

117. Научные определения категории свободы системы, особенности их применения.

118. Абсолютные показатели свободы системы: алгоритм вычисления, особенности применения.

119. Относительные показатели свободы системы: алгоритм вычисления, особенности применения.

120. Понятие адаптивной системы. Значение свободы для адаптивных систем.

121. Теоретическое и прикладное значение научной категории «свобода системы».

122. Категория цели в предметных пространствах философии и теории систем.

123. К.Э. Циолковский, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Моисеев об объективной природе целей.

124. Теоретический анализ содержания категории «цель системы».

125. Форма представления цели системы.

126. Поведение систем, его обусловленность и целесообразность.

127. Методы исследования целесообразности систем.

128. Иерархия целей хозяйственной системы.

129. Противоречие прикладного и поверхностного уровней в иерархии целей коммерческого предприятия.

130. Методология выявления причин эффектов взаимодействия.

131. Место системного анализа в семействе аналитических методов научного исследования.

132. Сущность и прикладное значение метода системного анализа.

133. Цель и результат системного анализа.

134. Последовательность системного анализа.

135. Приёмы системного анализа.

136. Последовательность системного анализа с использованием метода чёрного ящика.

137. Принцип моделирования в системном анализе. Связь системного анализа и исследования операций.

138. Применение эволюционного метода в качестве приёма системного анализа.

139. Системное описание экономического анализа.

140. Задачи, решаемые путём экспертизы. Последовательность проведения экспертизы.

141. Организация коллективных экспертиз. Методы суда и мозгового штурма.

142. Организация коллективных экспертиз. Метод Дельфи.

143. Организация коллективных экспертиз. Сценарный метод и метод провокаций.

144. Метод математического моделирования, его значение для теории систем и для практики менеджмента.

145. Понятия математической модели и экономико-математического моделирования.

146. Роль моделирования в процессе познания.

147. Сфера и границы применения моделирования.

148. Последовательность разработки математической модели.

149. Понятие формализма. Примеры формализмов.

150. Сущность и отличительные признаки имитационного моделирования.

151. Основное предположение имитационного моделирования.

152. Сущность и практическое значение метода синтеза систем.

153. Подходы к синтезу систем организационного управления с заданными характеристиками.

154. Показатели центральности и периферийности элемента организационной системы управления.

155. Методические подходы к синтезу государственной политики регулирования бизнеса.



Заведующий кафедрой










(подпись)

(инициалы и фамилия)

«____» _________20 __ г.







Согласовано:

Заведующий выпускающей кафедрой/Руководитель выпускающего межкафедрального объединения












(подпись)

(инициалы и фамилия)

«____» _________20 __ г.






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный лингвистический университет»

(ФГБОУ ВПО МГЛУ)




Методические указания преподавателю

по порядку подготовки и проведения учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

обучающихся по дисциплине

Б.2.ДВ1 – Теория систем и системный анализ

Направление подготовки

080200 – Менеджмент

Профиль подготовки

Международный менеджмент

Квалификация (степень) - бакалавр




Форма обучения - очная



Москва 2011




Составитель:

Н.М. Светлов, д.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга




(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)







Ответственный редактор:

Г.Ф. Красноженова, д-р. социол. наук, профессор, и.о. зав. кафедрой менеджмента и маркетинга




(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)






Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине рассмотрены и одобрены на заседании кафедры менеджмента и маркетинга.


Протокол № ______ от «____» ______________ 20____г.

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный лингвистический университет»



  1. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведения всех видов учебных занятий, предусмотренных программой учебной дисциплины

Лекции по курсу «Теория систем и системный анализ» целесообразно читать в аудитории, оснащённой проекционной аппаратурой для демонстрации заранее подготовленных компьютерных презентаций. Презентации, вошедшие в данный учебно-методический комплекс, содержат опорный материал для конспектирования:

  • отражают логику изложения в виде иерархической структуры;

  • содержат основные определения, табличный и графический иллюстрационный материал.

Рекомендуемая литература к лекциям приведена в табл. 1.
Таблица 1. Рекомендуемая литература к лекциям по учебной дисциплине «Экономико-математические методы и модели в бизнесе и управлении»

№ п/п

Тема

Библиографический список

1.

Предмет и методы теории систем

Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2010. — п. 1.1, глава 2.

Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. М.: Бизнес-пресса, 2000. — пп.1.1, 1.2, 1.3.1, 1.3.2.



2.

Виды и свойства систем

Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2010. — пп. 1.2, 1.4, 1.5.

Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.



3.

Кибернетические системы

Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. Киев: МАУП, 2003. – п.8.2.

Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.

Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Тайдекс Ко, 2002.

Бир С. Мозг фирмы. М.: Горячая линия – Телеком, 1993.



4.

Понятие структуры в теории систем

Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2010. – п.1.2, 1.3.

Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: ТЕРРА – Книжный клуб: Республика, 2000.



5.

Измерение свободы систем

Светлов Н.М. Системный анализ целей аграрного производства: Лекция по курсу «Системный анализ» для студентов специальностей «Математические методы в экономике» и «Прикладная информатика в экономике АПК» сельскохозяйственных вузов: Изд. 2-е, испр. и доп. / МСХА им. К.А. Тимирязева. М., 2003.

6.

Цель как объективная системная категория

Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2010. – глава 7.

Светлов Н.М. Системный анализ целей аграрного производства: Лекция по курсу «Системный анализ» для студентов специальностей «Математические методы в экономике» и «Прикладная информатика в экономике АПК» сельскохозяйственных вузов: Изд. 2-е, испр. и доп. / МСХА им. К.А. Тимирязева. М., 2003.



7.

Системный анализ – основной метод теории систем

Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2010. – п.2.4, глава 4.

Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. М.: Бизнес-пресса, 2000. — глава 2, п.3.1.

Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.


8.

Теоретико-системные основы математического моделирования

Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2010. – п.2.5, глава 3.

Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. – 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2005. – глава 1.



Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.

9.

Синтетический метод в теории систем

Лапыгин Ю.Н. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2007. – п.5.1.


Лабораторно-практические занятия предназначены для проведения вычислений на компьютере, постановки экспериментов на моделях систем, поиска информации в сети Internet при консультационной помощи преподавателя и подготовки отчётов о выполнении лабораторных работ. Для достижения целей данного курса лабораторно-практические занятия обязательно проводятся в компьютерных классах, оснащённых полнофункциональными текстовыми и табличными процессорами (функциональность должна быть сопоставима с OpenOffice.org и Microsoft Office) и имеющих доступ в сеть Internet. Ниже приведён график использования времени лабораторно-практических занятий при выполнении лабораторных работ.

    • Лабораторная работа №1 «Спецификация и классификация хозяйственной системы» — 3 ч., программное обеспечение: текстовый процессор, табличный процессор. Необходим доступ к сети Internet.

    • Лабораторная работа №2 «Определение энтропии кибернетической системы» — 4 ч., программное обеспечение: табличный процессор, текстовый процессор.

    • Лабораторная работа №3 «Определение показателей свободы кибернетической системы» — 2 ч., программное обеспечение: табличный процессор, текстовый процессор.

    • Лабораторная работа №4 «Построение дерева целей хозяйственной системы» — 4 ч., программное обеспечение: табличный процессор. Необходим доступ к сети Internet.

    • Лабораторная работа №5 «Системный анализ с использованием метода чёрного ящика» — 8 ч., программное обеспечение: генератор откликов исследуемой системы, табличный процессор, текстовый процессор. Необходим доступ к сети Internet.

Самостоятельная работа по курсу используется:

  • для проработки конспектов лекций и обязательной учебной литературы по курсу;

  • для ознакомления с рекомендуемой литературой;

  • для выполнения тех заданий лабораторного практикума, которые, как правило, не вызывают затруднений у студентов и потому могут быть выполнены в отсутствие преподавателя.

Ниже приведён график использования времени самостоятельной работы при выполнении лабораторных работ.

    • Лабораторная работа №1 «Спецификация и классификация хозяйственной системы» — 1 ч.

    • Лабораторная работа №2 «Определение энтропии кибернетической системы» — 1 ч.

    • Лабораторная работа №3 «Определение показателей свободы кибернетической системы» — 2 ч.

    • Лабораторная работа №4 «Построение дерева целей хозяйственной системы» — 1 ч.

    • Лабораторная работа №5 «Системный анализ с использованием метода чёрного ящика» — 3 ч.




  1. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведению рубежного контроля успеваемости обучающихся

Рабочей программой учебной дисциплины «Теория систем и системный анализ» предусматривается проведение двух контрольных работ. Первая из них проводится на 8-й неделе семестра и содержит вопросы по темам 1 «Предмет и методы теории систем» и 4 «Понятие структуры в теории систем», вторая — на 18-й неделе и содержит вопросы по темам 8 «Теоретико-системные основы математического моделирования» и 9 «Синтетический метод в теории систем».

На каждую контрольную работу выделяется по 0,5 академического часа учебного времени (20 минут).

На усмотрение преподавателя, а также исходя из технических возможностей, контрольные работы могут проводиться в одной из следующих форм:


    • контрольная работа с открытыми вопросами;

    • программированный контроль с закрытыми вопросами;

    • компьютерное тестирование с закрытыми вопросами.

В первом случае студенту предлагается два вопроса из списка вопросов, приводимого в п. 6.2.4 рабочей программы — по одному из каждой темы, выносимой на контрольную работу.

Во втором случае студенту предлагается шесть вопросов из списка вопросов, приводимого в п. 6.2.4 рабочей программы, модифицированных в соответствии с требованиями программированного контроля — по три из каждой темы, выносимой на контрольную работу.

В третьем случае студенту предлагается по три вопроса по каждой теме, выносимой на контрольную работу, отобранных из обучающей выборки, содержащей не менее 60 вопросов и задач по каждой теме, составленных на основе вопросов из п. 6.2.4 рабочей программы.

Первый способ наиболее информативен для преподавателя, поскольку раскрывает ход мысли студентов, дающих ошибочные ответы, и позволяет внести необходимые коррективы в учебный процесс и дать студентам наиболее точные методические указания по устранению пробелов в знаниях, объяснить существо допущенных ошибок. Его недостатки – низкая репрезентативность и, следовательно, недостаточная объективность в оценке знаний, высокая трудоёмкость проверки контрольной работы.

Второй способ имеет лучшую репрезентативность и объективность, существенно экономит трудозатраты преподавателя, но не позволяет положительно оценить студента в случае, если он воспринял вопрос иначе, чем подразумевал составитель программированного контроля. Поэтому перед контрольным использованием теста его необходимо апробировать (на другой группе студентов) вне контрольно-аттестационных процедур.

Третий способ, благодаря большому набору контрольных вопросов и задач, превосходит два других по репрезентативности и объективности, не требует трудозатрат преподавателя при оценке знаний студента, однако обладает всеми недостатками второго способа и значительно более трудоёмок в разработке и апробации. Поэтому он не может быть рекомендован к применению для контроля знаний одной-двух групп студентов в год, оправдывая себя в условиях межвузовского применения или дистанционного обучения. Кроме того, риск технических ошибок при формулировке вопросов и вариантов ответов для этого вида контроля наибольший.

Рекомендуемыми способами для учебной дисциплины «Теория систем и системный анализ», преподаваемой на бакалавриате по профилю «Международный менеджмент» в условиях МГЛУ, являются контрольная работа с открытыми вопросами (при числе групп не более двух) или программированный контроль (при большем числе групп).

Контрольная работа оценивается по пятибалльной системе.

При проведении контрольной работы с открытыми ответами отличная оценка выставляется в случае, когда ответы на все вопросы верны и при ответе не более чем на один вопрос имеются несущественные неточности. Хорошая оценка выставляется в случае, когда ответ на один вопрос ошибочен либо когда в ответе на два вопроса имеются несущественные неточности. Удовлетворительная оценка выставляется, когда несущественные неточности имеются в ответах на все вопросы контрольной работы либо когда ответ на один вопрос ошибочен и имеются несущественные неточности в ответах на один или оба оставшихся вопроса. Если ответ на два или три вопроса контрольной работы ошибочен, за контрольную работу выставляется неудовлетворительная оценка.

При программированном контроле либо компьютерном тестировании отличная оценка выставляется в случае, если доля ошибочных ответов не превышает 1/6 от числа вопросов, хорошая – 1/3, удовлетворительная – 1/2.

Пересдавать контрольную работу, написанную на неудовлетворительную оценку, можно только один раз. Если студент вновь получил неудовлетворительную оценку, письменный допуск к каждой последующей попытке выдаётся (или не выдаётся) деканатом по результатам рассмотрения объяснительной записки студента. По окончании семестра переписать контрольную работу можно только с письменного разрешения деканата.

Защита отчётов о лабораторных работах как форма промежуточной аттестации регламентируется методическими указаниями по выполнению лабораторных работ. Работа, выполненная полностью в соответствии с требованиями методических указаний, оценивается в четыре балла. При наличии существенных недочётов в процессе выполнения лабораторной работы или в оформлении отчёта, а также в случае повторной или несвоевременной защиты отчёта оценка снижается на балл. Если лабораторная работа выполнена досрочно, с элементами оригинального подхода или с привлечением дополнительной литературы, с критическим анализом её результатов, либо студентом внесены ценные предложения по совершенствованию лабораторной работы или методики её проведения, либо если были выполнены задания повышенной сложности, предусмотренные заданием к лабораторной работе, предложенные преподавателем или выполненные по инициативе самого студента и одобренные преподавателем — оценка повышается на один балл.

Невыполнение хотя бы одного задания лабораторной работы (не считая заданий повышенной сложности), отсутствие отчёта или невыполнение требований к его оформлению являются основанием считать работу невыполненной.

По окончании семестра защита лабораторных работ допускается только с письменного разрешения деканата.


  1. Методические указания преподавателю по порядку подготовки и проведению промежуточной аттестации обучающихся

3.1. Методические указания по порядку подготовки и проведению промежуточной аттестации (по видам контроля и периодам)

По учебной дисциплине «Теория систем и системный анализ» предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена во втором семестре.

К экзамену допускаются только те студенты, которые отчитались за все девять лабораторных работ и удовлетворительно написали две контрольные работы. Вопрос о сроках отработки лабораторных работ, не сданных своевременно по уважительным причинам, решается деканатом. Деканат не имеет полномочий допускать студента к экзамену, если хотя бы одна лабораторная работа не зачтена.

Экзамен проводится в устной форме по билетам, каждый из которых содержит три вопроса из перечня, приведённого в п.7 рабочей программы учебной дисциплины. Билеты формируются таким образом, чтобы первый вопрос выбирался из числа вопросов №1…25, второй – из числа вопросов №26…50 и третий – из числа вопросов №51…75. Количество экзаменационных билетов – 25.

Время, выделяемое студенту на подготовку к ответу, — 30 мин.

На экзамене студент имеет право пользоваться непрограммируемым калькулятором без средств электронных коммуникаций. Как правило, калькулятор для экзамена должен предоставляться вузом. Использование других пособий и технических средств не допускается.

Студент имеет право, не приступая к ответу на вопросы экзаменационного билета, отказаться от ответа и взять другой билет и в течение 30 мин. подготовиться к ответу. В этом случае экзаменационная оценка, в том числе удовлетворительная, снижается на один балл.

Порядок пересдачи экзаменов, сданных на неудовлетворительную оценку, а также порядок сдачи экзаменов студентами, своевременно не явившимися на экзамен по уважительной причине, определяется деканатом.


    1. Критерии, критериальные показатели и порядок оценки результатов освоения обучающимися программы учебной дисциплины (по периодам промежуточной аттестации)

Неудовлетворительная оценка промежуточной аттестации выставляется при условии явки студента на экзамен в следующих случаях:

    • студент получил неудовлетворительную оценку за ответ на вопросы устного экзамена;

    • студент к моменту начала экзамена не отчитался хотя бы по одной лабораторной работе;

    • студент к моменту начала экзамена имеет неудовлетворительную оценку хотя бы за одну контрольную работу.

Во втором и третьем случаях оценка выставляется без предоставления студенту права взять экзаменационный билет.

В остальных случаях студент получает одну из оценок «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».

Оценка промежуточной аттестации складывается из экзаменационной оценки и средневзвешенной рейтинговой оценки лабораторных и контрольных работ на основании величины

где e — оценка, полученная на экзамене, li  — оценка, полученная при защите лабораторной работы № i, ti — оценка, полученная за контрольную работу № i. Оценка «отлично» выставляется, если k ≥ 4,5. Оценка «хорошо» выставляется, если 4,5 > k ≥ 3,5. Оценка «удовлетворительно» выставляется при k < 3,5.


По результатам устного экзамена отличная оценка выставляется в случае, если ответ студента на все три вопроса полностью самостоятелен и свидетельствует о полном понимании сути вопроса, полном освоении предусмотренных рабочей программой знаний по существу вопроса. Допускаются отдельные несущественные неточности при ответе на один из вопросов.

Хорошая оценка выставляется в случае, если при ответе на один или два вопроса для полного раскрытия сути вопроса потребовалась помощь преподавателя в форме наводящих (уточняющих) вопросов, а остальные вопросы раскрыты полностью и самостоятельно.

Удовлетворительная оценка выставляется в случае, если при ответе на все три экзаменационных вопроса потребовалась помощь преподавателя для полного раскрытия сути вопроса; либо если при ответе на один-два вопроса студент высказал отдельные неверные суждения и не смог воспользоваться наводящими вопросами преподавателя для их исправления, но продемонстрировал в целом понимание сути вопроса; либо если студент оказался не в состоянии без развёрнутых пояснений понять суть одного из вопросов.

Если студент оказался не в состоянии дать ответ по существу хотя бы одного из экзаменационных вопросов, либо если он не смог без развёрнутых пояснений понять суть двух и более вопросов, либо если при ответе на каждый из вопросов допускал отдельные неверные суждения и при том не смог воспользоваться наводящими вопросами преподавателя, чтобы дать верный ответ, за экзамен выставляется неудовлетворительная оценка.




Заведующий кафедрой









(подпись)

(инициалы и фамилия)

«____» ___________ 2011 г.









скачать

<< предыдущая  
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
112.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
849.59kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Археология»
604.99kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века
1425.75kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий»
1357.72kb.