Главная стр 1


2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ

- на основе программно-методического обеспечения избранного УМК (авторы Скоробогатова В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы» (автор Т.В. Рыжова, год издания 2006) ;

Для достижения поставленных задач используется учебно-методический комплект, который включает в себя:


  • Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006;

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 5-6 классах / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

По программе для 5 класса общий объем учебной нагрузки составляет 32 часа в год, но учебных недель в году 35, поэтому были внесены изменения в программу и добавлены 3 часа, которые могут проходить в виде экскурсий, встреч или уроков. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю, в том числе на проведение контрольных работ выделяется 3 часа, на компьютерный контроль знаний – 1 час, на защиту рефератов – 1 час. В рабочую программу внесены изменения в объеме 3 часов (8,5 %): в раздел «Русские православные храмы» добавлена экскурсия в православный храм, на изучение разделов «Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси» и «Как была крещена Русь» добавлено ещё по 1 часу.


Цель изучения предмета «Православная культура»:
приобретение учащимися культурологических знаний в области духовно-нравственного воспитания как средства формирования культуры личности.
Задачи:

  • формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;

  • выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе;

  • воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;

  • углубление представления о духовном начале искусства на примере православной словесности;

  • использование мультимедийных технологий в процессе обучения учащихся по предмету «Православная культура», проектный метод как средство модернизации деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся;

  • реализация нравственно – духовного потенциала отечественного культурного и художественного наследия как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности – гражданина России, воспитание любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно - историческим и национально – культурным традициям народов России и мира.

3. Общая характеристика учебного предмета
« Православная культура» - это новый предмет для современной светской школы, объектом изучения является процесс развития культурного феномена- православной культуры. Специфика предмета «Православная Культура» заключается в обеспечении усвоения школьниками основ социального и культурного опыта развития России, для которой православие явилось государствообразующей религией, а также оказало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и определило специфику культуры России в пространстве мировой цивилизации. Содержание предмета « Православная культура» неразрывно связано с содержанием многих других предметов школьной программы : « Истории Отечества», « Обществоведения», «Всеобщей истории», «Изобразительного искусства», « Мировой художественной культуры» и др. Православная культура – курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер.

Особенности данного курса:



  • Универсальность тематического содержания;

  • Системность;

  • Историко-культурологический принцип в подборе учебного материала и в преподавании;

  • Светский характер организации изучения курса.

Преподавание предмета «Православная культура» способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся; формированию умений взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали; формированию целостного восприятия картины мира на основе традиционных для России православных ценностей.

В 5 классе учащиеся на серьезном уровне изучают следующие содержательные линии учебного предмета «Православная культура»:



  1. Православная христианская картина мира;

  2. История православной религии и культуры мира;

  3. Нравственная культура православия;

  4. Письменная культура православия (православная словесность).

4. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 часов учебного времени. Курс православной культуры в 5 классе изучается в объеме 1-го часа в неделю согласно учебному плану МБОУ «Покровская ООШ»



5. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 5 класса должны



знать:

  • основные понятия предмета православная культура;

  • основные библейские сюжеты;

  • главные ценности жизни христиан, христианские добродетели;

  • символы христианской православной культуры, символический смысл храма;

  • икона - окно в мир невидимый, христианская святыня;

  • начало христианской эры, век апостольский;

  • подвиги исповедания веры и защиты Отече­ства;

  • подвиги духовные: их смысл — спасение души, разные пути к спасению;

  • просветители славянские Кирилл и Мефодий;


уметь:

  • объяснять, раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

  • сопоставлять лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия;

  • характеризовать предметы, события, явления;

  • раскрывать содержание события, явления.


6. Содержание программы учебного предмета

в 5 классе учащиеся на доступном для них уровне изучают следующие содержательные линии учебного предмета «Православная культура»:



  • Православная христианская картина мира;

  • Православие – традиционная религия русского народа;

  • История православной религии и культуры;

  • Нравственная культура православия,

  • Письменная культура православия (православная словесность).

Тема 1. Православие в русской культуре

  • Истоки и своеобразие русской культуры.

  • Книги древней Руси.

  • Русские православные храмы.

  • Иконопись Руси.

  • Русская духовная музыка.

  • Созидатели и защитники русской православной культуры.

Тема 2. Крещение Руси

  • Распространение христианского учения на территории славянских племен.

  • Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о крещении Руси.


7.Календарно-тематическое планирование




п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Предполагаемые сроки


Фактические сроки


Приме

чание

Глава 1. Православие в русской культуре

Истоки и своеобразие русской культуры(17ч)

1.


Вводный урок по обучению работе с учебно-методическим комплексом и подготовке учащихся к изучению главы «Православие в русской культуре».

1











2

Своеобразие русской культуры

1










3


Книги Древней Руси

Какие книги были первыми на Руси и как они создавались.



1











4

Обобщение и систематизация знаний учащихся по написанию и оформлению древнерусских книг. Остромирово Евангелие.

1











5

Обобщение и систематизация знаний по Остромирову Евангелию, «Изборники» Святослава.

1














Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнерусских книгах. «Повесть временных лет», Толковая Палея.

1










7


Русские православные храмы

Особенности русского храмового зодчества и значение храмов в жизни наших предков.



1











8

Обобщение и систематизация знаний учащихся по русскому храмовому зодчеству. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Храм Покрова Богородицы на Нерли.

1










9

Обобщение и систематизация знаний учащихся по русскому храмовому зодчеству. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле.

1










10

Обобщение и систематизация знаний учащихся по русскому храмовому зодчеству. Храм Василия Блаженного. Храм Христа Спасителя в Москве.

1










11

Экскурсия в православный храм

1










12

Иконопись Руси

Основы иконографии православной церкви: иконы Божией Матери, написанные евангелистом Лукой, и «Спас на убрусе». Иконы великих православных праздников. Отношение к иконам русских людей. Иконопись.



1











13



Систематизация и обобщение знаний по иконописи Древней Руси. Икона Владимирской Божией Матери. Икона Казанской Божией Матери.


1










14

Систематизация и обобщение знаний по иконописи Древней Руси. Икона Божией Матери «Знамение». Икона Божией Матери «Державная».

1










15

Систематизация и обобщение знаний по иконописи Древней Руси. Икона Святого Георгия Победоносца. Покров «Преподобный Сергий Радонежский».

1










16

Контрольная работа за первое полугодие.


1










17

Защита рефератов.

1










Русская духовная музыка(1ч)


18

Русская духовная музыка.


1










Созидатели и защитники русской православной культуры(5ч)

19

. Иконописцы Руси: преподобный Алипий Печерский, Андрей Рублёв.


1










20

Русские композиторы и зодчие.


1










21

Первые русские писатели: Нестор Летописец.


1










22

Защитники русской православной культуры: граф А.И. Мусин-Пушкин, П.Д. Барановский и Д.С. Лихачев.

1










23

Компьютерный контроль знаний по главе 1.

1










Глава 2. Крещение Руси

Распространение христианского учения на территориях славянских племен(2ч)

24

Предыстория Крещения Руси от апостола Андрея Первозванного до «Фотиева» крещения.


1










25

Предыстория Крещения Руси от святой княгини Ольги до святого князя Владимира Красное Солнышко.


1










Принятие решения князем Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси(4ч)

26


Обобщение и систематизация знаний по предыстории Крещения Руси. Поиск князем Владимиром единого бога для Киевской Руси через создание пантеона богов.

1











27

Выбор веры для Руси князем Владимиром Красное Солнышко.


1










28

Рассказы миссионеров и решение о послании послов в разные страны.


1










29

Рассказ послов о богослужении в Константинополе.


1










Как была крещена Русь(6ч)



30

Крещение князя Владимира Красное Солнышко.


1










31

Крещение князя Владимира Красное Солнышко.


1










32

Крещение Киева и Новгорода.


1










33

Контрольная работа по главе 2.


1










34

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.


1










35

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.


1











8. Формы и средства контроля


Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся могут быть различными: компьютерное тестирование, письменные контрольные работы, зачёты как по разделам, так и итоговые, подготовка сообщений, рефератов, исследовательских проектов и творческих работ.


Формы контроля

год

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4 четверть

Компьютерный контроль знаний

1







1




Защита рефератов

1




1







Контрольные работы

4




1




3

Текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся на уроках осуществляется с помощью самостоятельных работ – это письменные ответы учащихся на ряд вопросов по вариантам. Для самоконтроля знаний после изучения материалов каждого параграфа учащиеся могут использовать «Тренировочные тесты» и «Тренировочные упражнения» из мультимедийного приложения к УМК. Компьютерный контроль знаний учащихся после изучения главы осуществляется с помощью тестовых заданий и интерактивных упражнений рубрики «Контроль» также из мультимедийного приложения к УМК.

Тексты контрольных работ взяты из «Руководства по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» в 5-6 классах»

Нормы оценок знаний и умений учащихся (в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании православной культуры в 2008-2009 учебном году» - Приложение 2):

«Отлично» (5)

Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся», в измененной или новой ситуации самостоятельно (или при незначительной помощи учителя) применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе. Логично и грамотно с точки зрения требований к устной и письменной речи излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно.



«Хорошо» (4)

Оценка «четыре» ставится, если ответ в основном удовлетворяет названным выше требованиям, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний. Допустимы две-три несущественные ошибки.



«Удовлетворительно»(3)

Оценка «три» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знания в основном на репродуктивном уровне, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий (законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя.



Тематический контроль выполняет функцию подведения итогов по окончании изучения раздела, подраздела, осуществляется на одном из последних уроков четверти или полугодия. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения соответствующие этапу обучения, ролевые игры, интервью, заполнение анкеты, круглый стол, т. е. задания, требующие большей самостоятельности и содержащие элементы творчества.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса на итоговом уроке (проверка и корректировка также проводятся на этом уроке). Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Для тематического и итогового контроля учащимся предлагается самостоятельное письменное выполнение заданий. Критерием оценки является объём правильно выполненных заданий:



  • на «5» - 90-100% заданий выполнено верно;

  • на «4» - 65-90% заданий выполнено верно;

  • на «3» - 40-65% заданий выполнено верно.

При выполнении менее 40% заданий с учеником организуется индивидуальная работа в рамках урочной и внеурочной работы по повторению и контрольная работа выполняется повторно.

Православная культура как предметная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологичесих, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету ил выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний используется комплекс заданий, ориентированный на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.



9. Материально-техническое обеспечение образовательного поцесса

Программно-организационные пособия

  • В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 62 с.

  • Т.В. Рыжова. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов для средней школы «Православная культура». — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 152 с.

Основная литература

  • Скоробогатов В.Д. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006

  • Рыжова Т.В. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 5-6 классах / Т.В. Рыжова. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006

Мультимедийные приложения

  • Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 5—6 классы». – Электронные, текстовые, графические, звуковые данные и прикладная программа (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электронный оптический диск (CD-ROM).

  • Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 5—6 классы». — Электронные, текстовые, графические, звуковые данные и прикладная программа (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электронный оптический диск (CD-ROM).

  • Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 5—6 классы» [Электронный ресурс]. — Электронные, текстовые, графические, звуковые данные и прикладная программа (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электронный оптический диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.




Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 9 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
183.85kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 7 -8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
123.99kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
124.51kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
136.58kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
125.39kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 7 -8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
122.71kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
122.08kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 10-11 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
161.08kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 10-11 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
182.32kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 10-11 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
145.44kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 9 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
159.46kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
199.24kb.