Главная стр 1
скачать



2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ

- на основе программно-методического обеспечения избранного УМК (авторы Скоробогатова В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н.), с учетом «Методических рекомендаций по организации личностно-ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно-методических комплексов «Православная культура» для средней школы» (автор Т.В. Рыжова, год издания 2006) ;

Для достижения поставленных задач используется учебно-методический комплект, который включает в себя:


  • Учебник: Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006;

  • Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура» в 9 классе / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

По программе для 9 класса общий объем учебной нагрузки составляет 64 часа в год, но учебных недель для 9 класса в году 34, поэтому были внесены изменения в программу и добавлены 2 часа, которые могут проходить в виде экскурсий, встреч или уроков. В 9 классе православная культура рассчитана на 1 час в неделю.


Цель изучения предмета «Православная культура»:
- приобретение учащимися культурологических знаний в области духовно-нравственного воспитания как средства формирования культуры личности.
Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

  • формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;

  • выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе;

  • создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.

  • воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности;

  • расширение и углубление социально-гуманитарного образования учащихся в области знаний о традиционной духовной культуре России;

  • углубление представления о духовном начале искусства на примере православного храмового зодчества;

  • использование мультимедийных технологий в процессе обучения учащихся по предмету «Православная культура», проектный метод как средство модернизации деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся;

  • реализация нравственно – духовного потенциала отечественного культурного и художественного наследия как средства формирования и развития этических ценностей и идеалов личности – гражданина России, воспитание любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно - историческим и национально – культурным традициям народов России и мира.


3. Общая характеристика учебного предмета

« Православная культура»-это новый предмет для современной светской школы, объектом изучения является процесс развития культурного феномена- православной культуры. Специфика предмета «Православная Культура» заключается в обеспечении усвоения школьниками основ социального и культурного опыта развития России, для которой православие явилось государствообразующей религией, а также оказало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и определило специфику культуры России в пространстве мировой цивилизации. Содержание предмета « Православная культура» неразрывно связано с содержанием многих других предметов школьной программы : « Истории Отечества», « Обществоведения», «Всеобщей истории», «Изобразительного искусства», « Мировой художественной культуры» и др. Православная культура – курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер.

Особенности данного курса:


  • Универсальность тематического содержания;

  • Системность;

  • Историко-культурологический принцип в подборе учебного материала и в преподавании;

  • Светский характер организации изучения курса.

Преподавание предмета «Православная культура» способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся; формированию умений взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали; формированию целостного восприятия картины мира на основе традиционных для России православных ценностей.

В 9 классе учащиеся на серьезном уровне изучают следующие содержательные линии учебного предмета «Православная культура»:



  • православный образ жизни;

  • художественная культура православия;

  • православная христианская картина мира;

  • история православной религии и культуры;

  • письменная культура православия (православная словесность);

  • нравственная культура православия;

  • православие – традиционная религия русского народа.

4. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 часов учебного времени. Курс православной культуры в 9 классе изучается в объеме 1-го часа в неделю согласно учебному плану МБОУ «Покровская ООШ»



5.Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:





  • историю возникновения христианского храма, его внешний вид и внутреннее устройство;

  • историю развития храмового зодчества;

  • символическое значение различных форм христианских храмов;

  • основные таинства и обряды Русской Православной Церкви;

  • правила поведения в Православном храме;

  • главные молитвы Православной Церкви;

  • памятники храмового зодчества Руси;

  • художественное убранство православного храма.



Уметь:





  • использовать исторические источники;

  • обобщать и анализировать информацию, содержащуюся в различных исторических источниках;

  • обосновывать собственную позицию по отношению к событиям истории;

  • отстаивать свои убеждения, основанные на духовно-нравственных православных традициях;

  • выявлять связи между изучением курсов истории России и историей Белгородчины в ее духовно-краеведческом аспекте, духовным краеведением и курсом мировой художественной культуры.


6. Содержание программы учебного предмета

Введение.

Ознакомление с УМК В, Д, Скоробоготова и др. «Православная кльтура». Новигации (специальные значки) в тексте учебного пособия.


Тема 1. История христианского храма.

История возникновения христианских храмов.

Происхождение внешнего вида христианского храма.

Стили христианского храмостроения.

Единство внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов.
Тема 2. Православный храм.

Истоки и самобытность русского храмового зодчества.

Кому посвящались и какое значение имели православные храмы на Руси.

Внутреннее устройство православного храма.

О символе веры, основных заповедях и богослужении.

О церковнославянском языке и молитвах.

Обычаи и обряды Русской Православной Церкви.

Основные таинства Православной Церкви.

Правила поведения в Православном храме.

Колокольные звоны.


Тема 3. Храмовое зодчество Руси

Собор Святой Софии в Киеве.

Единый храмостроительный замысел Новгорода.

Зодчество Владимиро-Суздальской земли.

Шатровое зодчество – Уникальный стиль русского храмостроения.

Храмы Московского Кремля.

Храм Христа Спасителя.

Храмы Санкт-Петербурга.

Православное зодчество Белгородчины. Храмы Белгорода.

Храмы малых городов и сел. Храмы Ивнянского района



7.Календарно-тематическое планирование курса


п/п урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Предполагаемые сроки


Фактические сроки


Примечание










Введение(1ч)

1

Введение

1










История христианского храма(4ч)

2

Из истории возникновения христианских храмов.

1










3

Происхождение внешнего вида христианского храма

1










4

Стили христианского храмостроения. Единство внутреннего устройства и

символизм форм христианских храмов.



1










5

Контрольная работа по главе № 7.

1










Православный храм(13ч)

6

Истоки и самобытность русского храмового зодчества

1










7

Значение православных храмов на Руси. Кому они посвящались.

1










8

Защита рефератов.

1










9

Внутреннее устройство православного храма.

Контроль знаний компьютерный.



1










10

Символ веры

1










11

Заповеди

1










12

Основные богослужения

1










13

Обычаи и обряды Русской православной церкви

1










14

Церковнославянский язык. Молитвы

1










15

Основные таинства православной церкви

1










16

Правила поведения в православном храме. Компьютерный контроль знаний.

1










17

Колокольный звон

1










18

Контрольная работа

по главе 8




1










Храмовое зодчество Руси(16ч)


19

Собор Святой Софии в Киеве

1










20

Единый храмостроительный замысел Новгорода

1










21

Зодчество Владимиро-Суздальской земли

1










22

Защита рефератов

1










23

Шатровое зодчество-уникальный стиль русского храмостроения

1










24

Храмы Московского Кремля

1










25

Храмы Московского Кремля

1










26

Храм Христа Спасителя

1










27

Храмы Санкт-Петербурга

1










28

Контроль знаний по главе 9

1










29

Защита рефератов

по главе 9



1










30

Контрольная работа за курс 9-го класса

1










31

Православное зодчество Белгородчины.

1










32

Храмы Ивнянского района

1










33

Компьютерный контроль знаний.

1










34

Экскурсия в храм

1





























8. Формы и средства контроля


Формы контроля знаний, умений и навыков учащихся могут быть различными: компьютерное тестирование, письменные контрольные работы, зачёты как по разделам, так и итоговые, подготовка докладов, рефератов, исследовательских проектов и творческих работ.


Формы контроля

год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Компьютерный контроль знаний

3

1

1



1

Защита рефератов

2



1



1

Контрольные работы

4

1



1

2

Текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся на уроках осуществляется с помощью самостоятельных работ – это письменные ответы учащихся на ряд вопросов по вариантам. Для самоконтроля знаний после изучения материалов каждого параграфа учащиеся могут использовать «Тренировочные тесты» и «Тренировочные упражнения» из мультимедийного приложения к УМК. Компьютерный контроль знаний учащихся после изучения главы осуществляется с помощью тестовых заданий и интерактивных упражнений рубрики «Контроль» также из мультимедийного приложения к УМК.

Тексты контрольных работ взяты из «Руководства по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» в 9 классе»

Нормы оценок знаний и умений учащихся (в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма БелРИПКППС «О преподавании православной культуры в 2008-2009 учебном году» - Приложение 2):

«Отлично» (5)

Оценка «пять» означает, что учащийся обнаруживает предусмотренные программой правильные, полные, осознанные оперативные знания и умения, отвечающие «Требованиям к знаниям и умениям учащихся», в измененной или новой ситуации самостоятельно (или при незначительной помощи учителя) применяет полученные знания и умения, на их основе обобщает, оценивает явления общественной жизни; уверенно использует разнообразные источники знаний об обществе. Логично и грамотно с точки зрения требований к устной и письменной речи излагает материал. Допустимы одна-две несущественные ошибки, которые учащийся исправляет самостоятельно.



«Хорошо» (4)

Оценка «четыре» ставится, если ответ в основном удовлетворяет названным выше требованиям, однако используется некоторая помощь учителя в ходе применения знаний и умений в новой ситуации, а также при привлечении источников знаний. Допустимы две-три несущественные ошибки.



«Удовлетворительно»(3)

Оценка «три» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знания в основном на репродуктивном уровне, в ответе проявляется недостаточно глубокое понимание материала курса, допускаются ошибки в изложении основных понятий (законов, идей); в измененной ситуации знания и умения применяются с помощью учителя.



Тематический контроль выполняет функцию подведения итогов по окончании изучения раздела, подраздела, осуществляется на одном из последних уроков четверти или полугодия. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения соответствующие этапу обучения, ролевые игры, интервью, заполнение анкеты, круглый стол, т. е. задания, требующие большей самостоятельности и содержащие элементы творчества.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса на итоговом уроке (проверка и корректировка также проводятся на этом уроке). Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся.

Для тематического и итогового контроля учащимся предлагается самостоятельное письменное выполнение заданий. Критерием оценки является объём правильно выполненных заданий:



  • на «5» - 90-100% заданий выполнено верно;

  • на «4» - 65-90% заданий выполнено верно;

  • на «3» - 40-65% заданий выполнено верно.

При выполнении менее 40% заданий с учеником организуется индивидуальная работа в рамках урочной и внеурочной работы по повторению и контрольная работа выполняется повторно.

Православная культура как предметная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологичесих, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету ил выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний используется комплекс заданий, ориентированный на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.



9. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1. Основная учебная литература.

  1. Рыжова Т. В. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 9 классе/ Рыжова Т. В. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

  2. Скоробогатов В. Д., Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 9 класс: Экспериментальное учебное пособие/Скоробогатов В. Д., Т. В. Рыжова, О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

2. Дополнительная литература:

  • Азъ, Буки, Веди… Раскраска для детей и родителей

  • Азы древнерусской иконописи / Библиотечка «Юного художника» М.: Юный художник, 2000. – 32 с.

  • Азы древнерусской иконописи // Библиотечка «Юного художника». Часть IV. Иконография Христа. М.: «Юный художник», 2002. – 32 с.

  • Алдонина Р., Сазонова О. В нашем царстве-государстве… Увлекательные рассказы из русской истории. – М.: Белый город, 2009. – 144 с.: ил.

  • Библия. Ветхий и Новый Завет в пересказе для детей. М., Российское библейское общество, 1996. – 438 с.

  • Буквицы заставныя. По рукописям XI-XVI вв. Книга для раскрашивания. СПб, 2002. – 104 с.

  • Буслаев Ф. О русской иконе. Общие понятия о русской иконописи. М.: «Благовест», 1997. – 208 с.

  • Воробьев В. В помощь учителю: Рекомендательный указатель православно-ориентированных книг. Вып. 1. М., 2003. – 6 с.

  • Горячева И. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента. М.: изд. совет РПЦ, 2003. – 64 с. + вкладка.

  • Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. Для детей среднего и старшего возраста. – М.: Покров, 2004. – 456 с.: илл.

  • Даули Т. История Библии: Кто написал Библию, как дошла до нас Библия. Библия и язык. От папируса до настольных издательских систем. – Российское Библейское общество, 2001. – 32 с.

  • Деяния апостолов в переложении для детей/ В изложении для детей Бахметьевой А.Н. – М., 1997. – 32 с.

  • Достоевский и Православие. М.: Отчий дом, 1997. – 318 с. (Серия «Православная Церковь и русская литература»).

  • Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Часть I, II, III. -2-е изд. М.: «Школьная пресса», 2001. – 128 с. («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып.15. Ч.I, II, III.)

  • Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. Уроки русской литературы: Учебное пособие. Альманах, № 3-4, 2003. – 222 с.

  • Евангельские уроки доброты. М.: «Благо», 2001. – 64 с.

  • Жития святых в русской поэзии. М.: «Ладья», 1999. – 286 с.

  • Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Книга для учащихся. М., 2004. – 271 с.

  • Лепахин Валерий. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М.: «Отчий дом», 2002. – 736 с.

  • Мартышин В.С. Твоя родословная. Духовно-нравственные основы семьи. М.: «Школьная Пресса», 2000. – 224 с.

  • Поваров К.С., Жудро Е.А. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. – М., 2006. – 82 с.

  • Православная культура в школе //Духовные истоки воспитания. М., 2003. – 160 с.

  • С праздником! Песни, стихи, сценарии. Для детей и молодежи. Вып.1.: Музыкально-литературное приложение к журналу «С нами Бог». – 32 с.

  • Саблина Н.П. Буквица славянская: Поэтическая история азбуки с азами церковно-славянской грамоты. СПб: «Ижица», 2002.

  • Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. М.: «Покров», 2003. – 128 с.

  • Сценарии православных праздников / Сост. А.В.Соколов. –М.: Школьная Пресса, 2003. – 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 41)

  • Сценарии православных праздников. Книга 3 / Сост. А.В. Соколов. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 68)

  • Сценарии православных праздников: Книга 2. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 58.)

  • Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М.: «Лента», 2000. – 318 с.

  • Тупицын О.В. Чайковский. Бетховен. Вагнер. Христианское восприятие музыкальных произведений. М.: «Лествица», 2000. – 224 с.

  • Федотов Г. Святые древней Руси. М.: «Московский рабочий», 1990. – 269 с.

  • Христианский дух в народных пословицах. М.: изд-во Сретенского монастыря, 2000. – 32 с.

  • Шамаева С.Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы: Книга по Православию для учеников 5-6 кл. средней школы. Воронеж, 1996. – 168 с.

  • Щеголева Е. Православный храм. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 239 с.: ил. – (Православные святыни).

  • Юнак Д.О. Библейские кроссворды. – М.: Триада, 2005. – 160 с.


3.Компьютерные средства обучения:

Оборудование и приборы

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран проекционный,

  • мультимедийные приложения к экспериментальному учебному пособию.


Мультимедийные приложения

  • Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 9 класс». – Электронные, текстовые, графические, звуковые данные и прикладная программа (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электронный оптический диск (CD-ROM).

  • Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 9 класс». — Электронные, текстовые, графические, звуковые данные и прикладная программа (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электронный оптический диск (CD-ROM).

  • Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 9 класс» [Электронный ресурс]. — Электронные, текстовые, графические, звуковые данные и прикладная программа (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электронный оптический диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

скачать


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 9 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
183.85kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 7 -8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
122.71kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 9 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
159.46kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
124.51kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 10-11 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
182.32kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 10-11 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
145.44kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
122.08kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 10-11 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
161.08kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 7 -8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
123.99kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
136.58kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 7-8 классы: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
125.39kb.
Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура 9 класс: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Ульяновск: инфофонд, 2006
205.44kb.