Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать


8. Темы и задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению

8.1. Общее положение

Данный раздел УМК предназначен для студентов заочной формы обучения, изучающих дисциплину «Менеджмент» в рамках выбранной специальности.

По сути, контрольная работа – это форма промежуточного контроля знаний студентов-заочников, которые практически самостоятельно изучают дисциплину «Менеджмент». Кроме этого «зачет» по контрольной работе является основанием для допуска студента-заочника к сдаче экзамена по дисциплине «Менеджмент».

8.2. Варианты контрольных работ

Каждый вариант включает две части. Первая часть является вопросом по теории, а вторая часть заключается в выполнении задания, изложенного в учебном пособии «Менеджмент. Практикум», которое в списке литературы значится под пунктом 4.

Возможен индивидуальный способ получения задания по контрольной работе в виде трех вопросов или в виде трех заданий из учебного пособия «Менеджмент. Практикум», которые преподаватель (лектор потока) задает каждому студенту в период установочной сессии или во время индивидуальных консультаций.

1 вариант

1.1. Принципы менеджмента

Основное внимание следует уделить принципам менеджмента, разработанным Ф.Тейлором, Г.Эмерсоном, А.Файолем и другими учеными и практиками в области управления.

1.2. Задание 8.2.

1.3. Литература: [1,2,3,4,5,14,16,19]

2 вариант

2.1. Эволюция концепций менеджмента: основные этапы

При раскрытии данного вопроса следует отметить заслугу Ф.Тейлора в формировании научного подхода к управлению производством на основе научной организации труда, научно обоснованных норм, разработки стимулирующих систем оплаты труда; уделить внимание значительному вкладу Г.Эмерсона и Г.Форда в развитие системы Тейлора; отметить роль представителей административной и бюрократической теории; изложить основные положения доктрины «человеческих отношений»; рассмотреть суть процессного, системного и ситуационного подходов в менеджменте; отразить основные направления современного менеджмента.

2.2. Задание 8.3.

2.3. Литература: [2,3,4,5,10,12,14]

3 вариант

3.1. Развитие менеджмента в России. Особенности управления в условиях общественной формы собственности

Следует рассмотреть развитие теории и практики управления в различные периоды социализма в России. Особенности управления: административно-командные методы, централизованное планирование, уравнительная система оплаты труда и т.д. Основные реформы системы управления и их влияние на экономику страны.

3.2. Задание: 8.4.

3.3 Литература: [3,4,5,10,12,14]

4 вариант

4.1. Характеристика американской модели менеджмента

Следует раскрыть основные исторические предпосылки фор­мирования современного американского менеджмента. Корпорация как основная организационно-правовая форма предпринимательства. Роль стратегического управления в корпорациях. Американская практика подбора руководящих кадров.

4.2. Задание: 8.5

4.3. Литература: [2,3,4,9,14,23]

5 вариант

5.1. Сущность японской модели менеджмента

При рассмотрении данного вопроса основное внимание следует уделить факторам, составляющим суть японской модели менеджмента: ориентир на человеческий фактор, групповая сплоченность, традиция подчинения старшему по возрасту; система оплаты труда, корпоративный дух, систе­ма пожизненного найма, продвижение по старшинству, управление каче­ством, система организации труда как особенности японского менеджмента.

5.2. Задание: 8.6.

5.3. Литература: [2,3,4,9,14,23]

6 вариант

6.1. Организация как система управления

Следует отразить основополагающие признаки организации и функционирование ее по определенным законам; рассмот­реть организацию как открытую систему с анализом факторов внутренней и внешней среды и их влиянием в современных условиях; показать основ­ные этапы (циклы) развития организации.

6.2. Задание:8.7.

6.3. Литература: [3,4,5,11,14,16,19,25]

7 вариант

7.1. Виды организаций

Необходимо рассмотреть многообразие организаций, на основе таких признаков, как форма собственности, организационно-право­вая форма, цели организации, виды деятельности, объем деятельности и прочее.

7.2. Задание: 8.8.

7.3. Литература: [3,4,5,11,14,16,19,25]

8 вариант

8.1.Формальные и неформальные группы в организации, их характеристика

Следует раскрыть значение групп в коллективе, их разновидности, причины возникновения неформальных групп. Влияние не­формальных групп на эффективность формальной организации. Роль руко­водителя организации в управлении неформальной группой.

8.2. Задание: 8.9.

8.3. Литература: [3,4,5,11,14,16,19,25]

9 вариант

9.1. Функции менеджмента

Общие функции менедж­мента, независящие от объекта управления: планирование, организации, координация, мотивация и контроль. Специальные и вспомогательные функции менеджмента. Процессный подход к управлению как непрерыв­ная серия взаимосвязанных функций.

9.2. Задание: 8.10.

9.3. Литература: [1,2,3,4,5,11,14,21,24,26]

10 вариант

10.1. Миссия и целеполагание в процессе менеджмента

Миссия организации. Процесс постановки и разработки целей как составляющая функции планирования. Функции целей и требования к ним. Организационные уровни целей: стратегические цели, тактические, опера­ционные. Управление по целям.

10.2. Задание: 9.3.

10.3. Литература: [1,2,3,4,5,11,14,24,26]

11 вариант

11.1. Стратегическое и текущее планирование

Изложите задачи стратегического планирования в условиях рынка. Следует раскрыть содержание основных этапов стратегического планирования, анализ внутренней и внешней среды, выявление сильных и слабых сторон организации и выбор ее стратегии. Кроме этого следует рассмотреть текущее планирование как форму реализации стратегических планов; направления и ориентиры текущих планов; про­цесс и методы принятия плановых решений; организацию планирования и экономическую оценку планов.

11.2. Задание: 9.4.

11.3. Литература: [1,2,3,4,5,11,14,24,26]

12 вариант

12.1. Контроль как функция менеджмента

Покажите значение функции контроля в системе управления, виды контроля: предварительный, текущий, заключи­тельный; а также характеристики эффективного контроля.

12.2. Задание: 9.5.

12.3. Литература: [1,2,3,4,5,11,14,24,26]

13 вариант

13.1. Организационные структуры управления (ОСУ): понятие, основные элементы, требования к ОСУ

Следует раскрыть понятие «организационная структура управления»; отметить влия­ние ряда факторов на ОСУ организации; показать основные элементы лю­бой ОСУ; изложить основные требования к организационной структуре управления.

13.2. Задание: 9.6.

13.3. Литература: [2,3,4,5,14,16,19,23,24]

14 вариант

14.1. Основные виды организационных структур управления

Уяснить общее понятие структуры управления, суть организационных полномочий, а также разновидности аппаратных полномочий; дать характеристику основным типам структур уп­равления: бюрократическим и адаптивным, уделить внимание таким ви­дам ОСУ как линейная, функциональная, линейно-функциональная, по проекту и т.д.

14.2. Задание: 9.7.

14.3. Литература: [2,3,4,5,14,16,19,23,24]
15 вариант

15.1. Организационно-распорядительные методы управления

Необходимо определить роль организационно-распорядительных методов в системе управления, их мотивационную осно­ву, влияние и взаимосвязь с другими методами управления, а также рас­крыть суть и особенности этих методов.

15.2. Задание: 9.8.

15.3. Литература: [3,4,5,11,14,17,21,24,26]

16 вариант

16.1. Экономические методы управления

Следует отразить роль экономических методов в условиях рыночных отношений, их мотивационную основу, применение этих методов на разных уровнях управления: государства, отдельных организаций и индивидуумов; раскрыть суть основных эко­номических методов управления.

16.2. Задание: 9.9.

16.3. Литература: [3,4,5,11,14,17,21,24,26]

17 вариант

17.1. Социально-психологические методы управления

Способы воздействия социально-психологических методов на работников, их мотивационную основу. Покажите наиболее распространенные социально-психологические методы. Уделите внимание социально-психологическим службам организации и их роли в формировании социально-психологического климата в коллективе.

17.2. Задание: 9.10.

17.3. Литература: [3,4,5,11,14,17,21,24,26]

18 вариант

18.1. Сущность и роль управленческих решений, их клас­сификация

Природа процесса принятия решений. Принятие решений - как ос­новной вид деятельности руководителя. Виды решений: запрограммирован­ные и незапрограммированные. Многообразие управленческих решений, их современная классификация.

18.2. Задание: 1.1.

18.3. Литература: [2,3,4,5,11,14,24]

19 вариант

19.1. Технология принятия управленческих решений

Следует уделить внимание основным этапам принятия управленческого решения: постановка проблемы; подготовка информаци­онного материала; выработка вариантов решения; определение оптималь­ного варианта; формализация управленческого решения; организация выполнения принятого решения (определение сроков и специалистов, ответ­ственных за выполнение решения); контроль руководства за ходом выпол­нения решения; анализ результатов по принятому решению; введение изменений в систему управления на основе этих результатов.

19.2. Задание: 1.2.

19.3. Литература: [2,3,4,5,12,20]

20 вариант

20.1. Общая характеристика персонала организации

Необходимо раскрыть понятие «персонал организации»; основные показатели, характеризующие персонал организа­ции; дать классификацию состава персонала; особое внимание уделить уп­равленческим работникам.

20.2. Задание: 2.1.

20.3. Литература: [3,4,5,11,14,23,24,26]

21 вариант

21.1. Функции служб по работе с персоналом

Уделить внимание целям и задачам служб по работе с персоналом: организации подбора и расстановки персонала; изучению, оцен­ки и аттестации сотрудников; системе подготовки, обучения и повышения квалификации персонала; особенностям оценки профпригодности различ­ных специалистов.

21.2. Задание: 3.1.

21.3. Литература: [3,4,5,11,14,23,24,26]

22 вариант

22.1. Мотивация как функция управления

Следует рассмотреть содержание понятия «мо­тивация», первоначальные концепции мотивации, основные направления эволюции современных теорий мотивации, а также подходы к мотивации в содержательных и процессуальных теориях.

22.2. Задание: 4.1.

22.3. Литература: [2,3,4,5,14,21,24]

23 вариант

23.1. Особенности различных форм власти и влияния

Необходимо раскрыть содержание понятий «влияние» и «власть»; показать многообразие форм власти; уделить внима­ние власти, основанной на принуждении, и ее особенностям; дать характе­ристику власти, основанной на вознаграждении, и показать формы вознаг­раждения, используемые руководителем; отразить основные черты экспер­тной власти; показать особенности эталонной власти, раскрыть понятие о харизме, ее основных формах и остановиться на признаках харизматичес­кого лидера; дать общую характеристику законной власти.

23.2. Задание: 5.1.

23.3. Литература: [2,3,4,6,14]

24 вариант

24.1. Основные теории лидерства

Различные подходы к проблеме лидерства. Природа лидерства. Общая характеристика теорий лидерства. Классификация моделей лидерства.
Раскрыть суть различных подходов к проблеме лидерства с позиций личных качеств, поведенческого и ситуационного подходов.

24.2. Задание: 5.2.

24.3. Литература: [2,3,4,6,14]

25 вариант

25.1. Стили руководства

Следует отразить современные требования к менеджеру, подходы к определению и формированию стиля руководства. Дать харак­теристику авторитарному, демократическому и либеральному стилям; их преимущества и недостатки, условия использования того или иного стиля руководства. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.

25.2. Задание: 5.3.

25.3. Литература: [2,3,4,6,14]

26 вариант

26.1. Самоменеджмент руководителя: его основные составляющие

Следует раскрыть зависимость эффективности труда менеджера от самоменеджмента, технологии управления своим режимом труда, отдыха и человеческих отношений, рассмотреть основ­ные составляющие самоменеджмента: управление временем, тренировка памяти, быстрое чтение, тренировка интеллекта, управление стрессом и др.

26.2. Задание: 6.2.

26.3. Литература: [3,4,12,17,19]

27 вариант

27.1. Конфликты в менеджменте

Следует отразить современный взгляд теории социальных систем на конфликт между человеком и организацией; виды конфликтов, причины их возникновения, рассмотреть основные стратегии разрешения конфликта, а также суть и возможность той или иной стратегии в различных конфликтных ситуациях.

27.2. Задание: 6.3.

27.3. Литература: [2,3,4,5,6,14]

28 вариант

28.1. Общие понятия об эффективности менеджмента.

Необходимо уделить внимание основным составляющим оценки эффективности социально-экономических систем (например, торговых организаций): критерии эффективности хозяйствования, принципы оценки, система показателей, методика расчета эффективности хозяйствования. В работе следует рассмотреть понятие социальной эффективности управления и критерии ее оценки.

28.2. Задание: 7.1.

28.3. Литература: [2,3,4,5,14,17,21]
8.3. Выбор варианта контрольной работы

Номер варианта контрольной работы определяется студентом по первой букве фамилии согласно таблице 8.1.



Таблица 8.1.

Варианты контрольной работы и первые буквы фамилий студентов


Первая буква

фамилии


студента

Вариант контрольной работы

Первая буква фамилии студента

Вариант контрольной работы

А

1

П

15

Б

2

Р

16

В

3

С

17

Г

4

Т

18

Д

5

У

19

Е

6

Ф

20

Ж

7

X

21

3

8

Ц

22

И

9

Ч

23

К

10

Ш

24

Л

11

Щ

25

М

12

Э

26

Н

13

Ю

27

О

14

Я

28


8.4. Требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Цель контрольной работы: усвоение теоретического материала по заданным вопросам; проверка умения студентов применять теоретические знания при решении практических заданий и умения систематизировать и анализировать теоретический материал.

Требования к содержанию контрольной работы:


  • творческий, самостоятельный подход к изложению материала, умение выразить свое мнение по исследуемому вопросу;

  • недопустимость механического переписывания материала учебника или лекций;

  • подтверждение теоретических выводов практическим или статистическим материалом;

  • цитирование первоисточников со ссылками на номер работы, указанный в списке используемой литературы, и страницу; наличие иллюстраций и таблиц.

Требования к оформлению контрольной работы:

  • объем работы - 20 страницы рукописного текста или 10-15 страниц машинописного текста стандартного формата А4; на страницах работы необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя-рецензента;

  • страницы работы нумеруются, титульный лист (приложение 8.1) является первой страницей контрольной работы (номер страницы на титульном листе не проставляется); на 2-ой странице дается план (содержание) работы; далее следуют наименования теоретических вопросов или практических заданий и ответы на них; все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы, каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, таблицы с заголовками должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылки на них;

  • тексты цитат заключаются в кавычки и сопровождаются сноской;

  • в конце контрольной работы приводится список использованной литературы и иных источников информации в алфавитном порядке;

  • рукописный текст должен быть написан разборчивым почерком, без помарок; небрежность в изложении и оформлении не допускается.

8. 5. Методические указания по выполнению контрольной работы

В данном разделе определяется порядок самостоятельной работы студента над теоретическими вопросами и практическими заданиями:



  • выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом рекомендованной литературы и других источников информации, обозначенных в списке; по ходу их изучения делаются выписки цитат, составляются иллюстрации и таблицы;

  • ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены;

  • решения практических заданий должны сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями (аргументами).

Контрольная работа должна быть представлена в деканат факультета не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии.

Контрольная работа, выполненная без соблюдения требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту на доработку. В случае если контрольная работа выполнена не по своему варианту, она преподавателем не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с вариантом, указанным в таблице 8.1.

До начала сессии студент получает проверенную преподавателем контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями на полях, а также рецензию, в которой анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и ставится оценка «зачёт» или «незачёт». Оценка «зачёт» является допуском к экзамену по дисциплине «Менеджмент». Работа с оценкой «незачёт» должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование.

Приложение 8.1



Российский государственный торгово-экономический университет

Кафедра Антикризисного и стратегического менеджмента

Факультет _________________________________



Контрольная работа
по дисциплине «Менеджмент»
Вариант №__
Выполнил(а) студент(ка) ___ курса___ группы

Специальность __________________________

_______________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

«_______»________________________200___г.


_____________________

(подпись студента)


Рецензент________________________________

(звание, должность, фамилия и.о. преподавателя)

Москва 200__г



9. Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Подходы к определению понятия «менеджмент».

  2. Основные категории менеджмента

  3. Принципы и закономерности менеджмента.

  4. Классическая теория управления: общая характеристика.

  5. Административная теория управления А. Файоля.

  6. Основные понятия бюрократической теории М. Вебера.

  7. Подходы в менеджменте с ориентацией на человека.

  8. Современные направления в менеджменте.

  9. Сравнительный анализ американского и японского менеджмента.

  10. Основные этапы развития менеджмента в России.

  11. Организация как система управления, ее основные элементы, внешняя и внутренняя среда.

  12. Виды организаций; классификация.

  13. Концепция жизненного цикла организации.

  14. Формальные и неформальные группы в организации; причины возникновения неформальных групп.

  15. Способы сглаживания отрицательного воздействия неформальных групп в организации.

  16. Виды и особенности организационных структур управления; требования к ним.

  17. Основы формирования организационных структур управления.

  18. Определение понятия «функции менеджмента»; классификация функций.

  19. Общие функции менеджмента; отличительные особенности.

  20. Планирование, как общая функция менеджмента; виды планирования.

  21. Особенности формирования миссии организации.

  22. Целеполагание. Управление по целям.

  23. Организация и координация как связующие общие функции процесса управления.

  24. Содержательные теории мотивации. Категории мотивации.

  25. Процессуальные теории мотивации.

  26. Контроль как завершающая общая функция менеджмента. Виды контроля.

  27. Специальные функции менеджмента, их особенности.

  28. Управление персоналом, как специальная функция менеджмента. Классификация персонала управления; требования, предъявляемые к персоналу управления.

  29. Содержание работы с персоналом управления организации.

  30. Организация и принципы подбора, расстановки и обучения персонала управления.

  31. Вспомогательные функции менеджмента; их влияние на своевременность и качество выполнения общих и специальных функций управления.

  32. Взаимосвязь и динамичность общих, специальных и вспомогательных функций менеджмента; дублирование функций менеджмента; объективные и субъективные причины дублирования функций менеджмента.

  33. Методология изучения функций менеджмента.

  34. Влияние материальной, властной и духовной мотивации на выбор методов управления; комплексный подход к применению методов управления.

  35. Экономические методы управления: характеристика и особенности.

  36. Организационно-распорядительные методы управления: характеристика, разновидности.

  37. Социально-психологические методы управления и их значение для развития социальной активности персонала и развития коллектива в целом.

  38. Сущность и роль управленческих решений; их классификация; требования к управленческим решениям.

  39. Этапы принятия управленческого решения. Организация выполнения решения.

  40. Формы власти и способы её реализации; сильные и слабые стороны различных форм власти.

  41. Природа лидерства; характерные черты лидера.

  42. Стили руководства; адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.

  43. Конфликты в менеджменте; виды конфликтов.

  44. Основные причины конфликтов.

  45. Способы преодоления конфликтов.

  46. Самоменеджмент руководителя.

  47. Эффективность менеджмента: основные составляющие оценки эффективности хозяйственных организаций.

  48. Экологическая и социальная эффективность менеджмента.

  49. Регулирование внешнеэкономической деятельности.

  50. Международные организации: значение, роль в международном менеджменте.


10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

10.1. Литература

Основная:

1. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 382с.

2. Мескон М. и др. Основы менеджмента: Учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с англ. – М.: Дело, 2006. – 720с.

3. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»).

4. Менеджмент. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов. / Под ред. Л.В. Ивановой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 191с. (Гриф Учебно-методического центра «Профессиональный учебник»)

5. Управление организацией: Учебник/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 669с. (с грифом Министерства образования).



Дополнительная:

6. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. – 3-е изд. перер. и доп. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.

7. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учеб. пособие. – М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2000. – 624 с.

8. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 464с.

9. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.- 398с.

10. История менеджмента: Учебное пособие / В.В. Лукашевич. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: НИБ, 2006. – 119 с.

11. Корниенко В.И. Основы менеджмента устойчивого развития: Курс лекций (одобрено Министерством образования РФ). – М.: Ступени, 2002. – 256с.

12. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.- 352с.

13. Кузьмина Т.И. Международный менеджмент. Управление в международных компаниях: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 240с.

14. Лукашевич В.В. Менеджмент в структурно-логических схемах: Учебное пособие / В.В. Лукашевич. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 224 с.

15. Международный менеджмент. Учебник для вузов / под. ред. С.Э. Пивоварова и др. – М.: ИНФА – М, 2001. – 586 с.

16. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 480с.

17. Мусин М.М. Управление экономическими интересами. – М.: Гардарика, 2006.

18. Робинс, Стивен, П., Коултер, Мэри. Менеджмент, 6-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 880с.

19. Рогожин С.В., Рогожина Т.В.Теория организации: Учебное пособие. – М.: «Экзамен», 2006.

20. Салмон Р. Будущее менеджмента: Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2004.- 298с.

21. Российский торгово-экономический словарь. / Под ред. С.Н. Бабурина. – М.: Экономист, 2004.

22. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 638 с. (Серия «Высшее образование»).

23. Управление современной компанией: Учебник /Под ред. Проф. Б. Мильнера и проф. Ф.Лииса. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XXVIII, 586с.

24. Управление организацией. Энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Поршнева. – М.: ИНФА-М, 2001.

25. Хамел Г., Прохалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2002. – 288 с.

26. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел. Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. – 2-е изд. / Пер. с англ. / Под ред. В.В. Кулибановой. – СПб.: Питер,2002. – 752 с.



10.2 Методическое обеспечение дисциплины

1. Менеджмент. Программа для студентов специальностей: «Коммерция (торговое дело)», «Маркетинг», «Товароведение и экспертиза товаров». Авторы: к.э.н., проф. Астахова Н.И., доц. Иванова Л.В. Издательство РГТЭУ, М., 2002.

2. Менеджмент. Программа для студентов специальностей: «Экономика и управление на предприятии (РГБ, туризма, торговли)», «Прикладная информатика (в экономике)». Авторы: к.э.н., проф. Астахова Н.И., доц. Иванова Л.В. Издательство РГТЭУ, М., 2002.

3. Менеджмент. Программа для студентов специальности «Реклама». Авторы: к.э.н., проф. Астахова Н.И., доц. Иванова Л.В. Издательство РГТЭУ, М., 2002.

4. Менеджмент. Программа для студентов специальностей: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика». Авторы: к.э.н., проф. Астахова Н.И., к.э.н., проф. Бутов А.В., доц. Иванова Л.В. Издательство РГТЭУ, М., 2003.

5. Менеджмент. Программа для студентов специальности «Антикризисное управление». Автор: к.э.н., проф. Астахова Н.И. Издательство РГТЭУ, М., 2006.



6. Основы менеджмента. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов всех форм обучения специальностей «Менеджмент организации», «Управление персоналом» Автор: к.э.н., проф. Астахова Н.И. Издательство РГТЭУ, М., 2005.

10.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • Микрокалькуляторы

  • Персональный компьютер

  • Интернет сайты:

  1. http://www.kazsu.kz/do/books/econ_managment/index.htm

  2. http://www.aup.ru/books/m98/2_1_15.htm

  3. http://www.examen.od.ua

  4. http://www.4plus5.ru

  5. http://www.hr-portal.ru

  6. http://www.elitarium.ru/2006/04/10/distancionnyjj_kurs_teorija_organizacii.html


11. Глоссарий

Адаптация (лат. adaptatio — приспосабливать) — приспособление структуры и функций систем к внешней среде.

Адаптивная организационная структура — организационная структура, способная своевременно перестраиваться в соответствии с изменениями внешней среды.

Адекватный (лат. adaquatus — приравненный) — равный, тождественный, вполне соответствующий.

Акция — 1) ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая право ее владельцу на получение определенного дохода (дивиденда) из прибылей акционерного общества; 2) действие, направленное на достижение какой-либо цели.

Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика аль-Хорезми — Algorithimi) — система операций (напр., вычислений), применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.

Альтернатива (лат. alter — один из двух) — 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) другой вариант объекта, явления или развития событий.

Амбиция – качества личности, проявляющиеся в обостренном самолюбии, самомнении, честолюбии и тщеславии. В деятельности менеджера влияют на лидерство и социально-психологическую атмосферу.

Анкета (фр. enquete) — список вопросов, ответы на которые служат исходным материалом для анализа, обобщений, подготовки альтернативных вариантов решений или их оценки; опросный лист для получения сведений о том, кто его заполняет.

Аппарат (лат. apparatus) — 1) совокупность органов управления; 2) совокупность работников в какой-либо организации; 3) совокупность приемов, например математический аппарат; 4) прибор, техническое устройство, приспособление.

Априори (лат. a priori — без предшествующего) — независимо от предшествующего опыта.

АРМ — автоматизированное рабочее место.

Аспект (лат. aspectus — взгляд, вид) — точка зрения на ситуацию, предмет, явление.

Ассоциация (лат. associatio — соединение) — объединение, союз.

Аттестация (лат. attestatio — свидетельство) — определение квалификации, уровня знаний специалиста.

Бизнес (англ. business - дело, постоянное занятие) — экономическая деятельность, дающая прибыль; вид деятельности, приносящий доход.

Бизнес-план — описание целей предполагаемого бизнеса, а также условий и путей их достижения.

Бюрократизм – управление, в котором преувеличивается роль формальных организационных положений и преуменьшается роль человеческих интересов и потребностей.

Бюрократическая система управления (фр. bureau — бюро, канцелярия + гр. kratos — власть) — система управления организацией, в основе которой лежит иерархическая система подчинения и ответственности, строгое регламентирование функций, прав и обязанностей.

Вертикальные коммуникации – обмены информацией между уровнями иерархии.

Власть – способ и возможность воздействовать определенными средствами на деятельность и поведение людей.

Влияние – способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.

Внешняя среда организации – субъекты и объекты, с которыми взаимодействует организация (дальнее и ближнее окружение), а также факторы и условия, влияющие на деятельность организации, включая биосферу (прямое и косвенное влияние).

Внутренняя среда организации — все, что находится внутри организации: персонал, производство, финансы, технология, информация, маркетинг, организационная культура, психологический климат и т.д.

Глоссарий (гр. glssa — язык + лат. glossrium — словарь) — толковый словарь малоупотребительных, слов и выражений к какому-либо тексту.

Горизонтальные коммуникации – информационные обмены между подразделениями одного уровня иерархии.

Декомпозиция - разложение целого на составные части.

Делегирование полномочий — передача другому лицу или звену системы управления права принятия решений.

Демократизация управления – совершенствование механизмов учета интересов человека в процессе управления. Управление, отражающее власть большинства.

Департаментализация — структурирование организации в соответствии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значение в деятельности организации. Диагностика (гр. diagnostios — способность распознавать) — установление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее развитии.

Диверсификация (лат. diversus — разный + facere — делать) — разностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий, использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска.

Дивиденд (лат. dividentus — подлежащий разделу) — доход, получаемый владельцем акций, представляющий собой часть прибыли акционерного общества.

Дилетант (ит. dietante — услаждать, забавлять) - поверхностно знакомый с какой-либо областью профессиональной деятельности (в бизнесе, науке или искусстве).

Динамика (гр. dinamis - сила) — изменение состояния системы под воздействием приложенных сил.

Единоначалие – передача всех административных полномочий одному руководителю и ответственность всех подчиненных только перед ним.

Закон теории организации — устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и повторяющаяся в сходных условиях. Совокупность норм и правил поведения, которая либо зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.)

Иерархия (гр. hierarchia - священная власть) - распределение по вертикали в оргструктуре организации полномочий подчинения и ответственности.

Имидж — образ менеджера, организации, фирмы и т. д., возникающий при восприятии их деятельности.

Инвестиция (лат. investire — облачать) — способ вложения капитала в какое-либо предприятие, дело с целью получения прибыли.

Индукция (лат. inductio - наведение, выведение) - метод исследования, в основе которого лежит логическое умозаключение, обеспечивающее переход от частных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Интеграция – процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.

Интуиция (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования; основана на опыте и знаниях в сочетании с предчувствием. Инфляция (лат. inflatio — вздутие) — чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы денег по сравнению с реальным предложением товаров, падение стоимости денежной единицы.

Информационная система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационная среда — совокупность естественно научных знаний, в том числе знаний, воплощенных в орудиях труда и средствах производства, нормы общественной и политической культуры, морали, система информационного обмена между организациями.

Информационная технология — процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения задач управления социально-экономическими системами.

Инфраструктура – совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую среду.

Квалификация (лат. qualis — какой, какого качества + гасеге — делать) — степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; профессия, специальность.

Комиссия (лат. commissio — поручение) — группа лиц, облеченных полномочиями для выполнения какой-либо задачи.

Коммуникация — процесс, с помощью которого может быть получена или передана управленческая информация.

Композиция — подбор и группировка элементов, образующих единое целое.

Компромисс – соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.

Контроллинг — совокупность всех форм контрольной деятельности, призванная, исходя из поставленных целей, объективно и качественно проанализировать и оценить деятельность системы управления организацией для ее развития иди совершенствования.

скачать

<< предыдущая   следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080503 Антикризисное управление 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
988.78kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Москва 2009
931.83kb.
Учебно-методический комплекс для специальностей: 080105 Финансы и кредит; 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
1687.43kb.
Задача по финансовому и управленческому учёту учебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
2781.02kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Инновационный анализ Специальности: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» обсуждено
2204.33kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История развития бухгалтерского учета Специальность: 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
571.05kb.
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080503 Антикризисное управление Москва  2008
1105.17kb.
Программа для студентов спец. 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
377.04kb.
Рабочая программа дисциплины бухгалтерский финансовый учет Для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Москва 2012
1147.82kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 080107 Налоги и налогообложение 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Москва 2009
1565.25kb.
Программа дисциплины страхование Для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
720.63kb.
Учебно-методический комплекс Для специальности: 08. 01. 09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
729.33kb.