Главная стр 1стр 2
скачать
Учебно-методический комплекс

к курсу «Психология»

для студентов факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Лобачевского

Составитель:

кандидат психологических наук, доцент кафедры международно-политических коммуникаций и страноведения ФМО ННГУ Н.К.Радина


Пояснительная записка

Цель учебного курса:

представить современное психологическое знание и сформировать научное мировоззрение для анализа социально-психологических явлений.


Задачи курса:

- обеспечить усвоение основного и дополнительного материала по курсу;

- организовать учебный процесс оптимально для выполнения самостоятельной работы студентов;

- инициировать практику научной рефлексии;

- содействовать саморазвитию личности студента.
Формы работы:

Лекции


Практические и семинарские занятия

Лабораторно-практические работы


Форма контроля:

Экзамен
Тематический план курса «Психология»



п/п


Темы

Всего часов


Из них

лекций

Практи-ческих

занятий


1

2

3

4

5

1

Психология и ее место в системе наук. Предмет, задачи и методы психологии

2

2




2

Эволюция психики в животном мире. Развитие сознания человека

2

2




3

Личность

5

3

2

4

Проблема деятельности в психологии

3

2

1

5

Общение

4

2

2

6

Группа и коллектив

4

2

2

7

Ощущение, восприятие, представление

3

2

1

8

Внимание

3

2

1

9

Память

3

2

1

10

Мышление

3

2

1

11

Воображение

3

2

1

12

Речь

3

2

1

13

Эмоции и воля

3

2

1

14

Темперамент и характер

3

2

1

15

Способности и одаренность

3

2

1

16

Классические и современные концепции психологического знания

4

4




Итого 51 34 17
Содержание курса
Тема 1.

Психология и ее место в системе наук. Предмет, задачи и методы психологии

Психология и ее место в системе наук. Психология как наука о происхождении, функционировании и структуре психического отражения в деятельности субъекта. Материалистический и идеалистический подходы к изучению психологии. Отрасли психологии.

Определение предмета психологии. Классификация методов психологии и их характеристика.

Литература:


  1. Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 1994.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1987.

  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.


Тема 2.

Эволюция психики в животном мире.

Развитие сознания человека

Зарождение и развитие психики. Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Стадии развития психики. Соотношение инстинктивного, приобретенного и интеллектуального поведения.

Возникновение и развитие сознания. Общественно-историческая природа психики человека. Понятие общественно-исторического опыта. Язык как средство передачи общественного опыта. Становление сознания и личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта. Структура сознания человека. Сознание и бессознательное.

Литература:


  1. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968.

  2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения// Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. I. М., 1982. с. 78-98.

  3. Дольник В. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев// Дольник В. Неразумное дитя биосферы. М., 1994, с. 128-169.

  4. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

  5. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  6. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1987.

  8. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

  9. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.



Тема 3. Личность

Личность и индивид. Представление о личности как особом уровне развития индивида. Личность и индивидуальность.

Активность личности. Структура личности. Различные подходы к пониманию направленности личности.

Представление о себе. Личностная рефлексия. Самооценка и уровень притязаний. Смысловые образования личности. Исторический экскурс в теории личности.



Вопросы для обсуждения на семинаре:

Проблемы изучения и развития личности. Персональная и социальная идентичность. Этническая идентичность в психологических исследованиях.



Литература:

  1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 131-143.

  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.. 1984.

  3. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

  4. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности. // Психологический журнал. 1996. Том 17, №5. С. 69-75.

  5. Донцов А.И., Стефаненко Г.Г., Уталиева М.Т. Язык как фактор этнической идентичности. // Вопросы психологии. 1994. №4.

  6. Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома. // Вопросы психологии. 1997. №5. С.69-78.

  7. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис национальной идентичности // Психологический журнал. 1996. Т. 17, №4. С. 32-42.

  8. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла. // Психологический журнал. 1999. Том 20, №3. С. 48-58.

  9. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. // Вопросы психологии. 2000. №1. С.135-141.

  10. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе. // Психологический журнал. 1998. Т.19, №1. С. 75-88.

  11. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросскультурный аспект. // Вопросы психологии, 1993. №3. С. 101-109.

  12. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В.Петровского., М., 1987.

  13. Соколова Е.Е. Конфликт между идеалом и реальностью: к психологии восприятия социалистических идей в России. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. №4. С. 49-56.

  14. Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок. М., 1997

  15. Широков Ю.Э. Социальная стратификация общества, данная нам в ощущениях: модель. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1997. №4. С. 51-55.



Тема 4.

Проблема деятельности в психологии

Активность и деятельность. Ведущая деятельность.

Смена ведущих типов деятельности в процессе онтогенетического развития.

Анализ структуры деятельности. Цели, потребности, мотивы и мотивация, операции и действия. Психологические механизмы формирования мотивов. Формирование навыков.

Внешняя и внутренняя деятельность. Их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация. Факторы, влияющие на эффективность деятельности.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Планирование и реализация деятельности. Проблема навыков и привычек в саморегуляции деятельности и поведения.



Литература:

  1. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

  2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981, с. 509 – 537.

  4. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений// Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986, т.2.

  5. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии, 1986, №2, с. 138 – 148.



Тема 5. Общение

Понятие общения в психологии. Строны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

Потребность в общении как потребность в эмоциональном контакте, принятии со стороны другого человека.

Симпатии, антипатии, межличностная привлекательность. Влияние межличностных отношений на эмоциональное благополучие личности. Проблема лидерства в общении.

Проблема обратной связи. Ориентация на самооценку и оценку окружающих. Психологические средства воздействия человека на человека. Проблема конформизма. Вербальные и невербальные средства общения. Восприятие человека человеком.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Техники общения. Межличностные отношения и политические коммуникации: дружба политиков. Проблемы политического лидерства.



Литература:

  1. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии. 1990. № 3, с. 43-49.

  2. Агеев В.С. Взаимоотношения групп с неравным социальным статусом и психологические последствия несправедливости // Психологический журнал. 1990. №4, с. 12-17.

  3. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3, с. 4-12.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.

  5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.

  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.. 1988.

  7. Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. №2., с. 30-35.

  8. Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. М., 1988.

  9. Кон И.С. Дружба. М., 1980.

  10. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. М., 1989.

  11. Лабиринты одиночества./ Пер. с англ. М., 1989.

  12. Майерс Д. Социальная психология. С.-Пб., 1996.

  13. Межличностное восприятие в группе/ Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М.. 1981.

  14. Московичи С., Мюньи Г., Перес Х. Влияние меньшинства. // Иностранная психология. 1994. Том 2. № 2, с. 121-130.

  15. Психология межличностного познания / Под. ред. А.А.Бодалева. М., 1981.

  16. Шестопал Е.Б. Оценка гражданами личности лидера.// Полис. 1997. № 6, с. 17-23.



Тема 6.

Группа и коллектив

Личность и группа. Классификация групп. Основные функции групп.

Психология малой группы. Условия возникновения малой группы. Классификация и основные социально-психологические характеристики различных малых групп.

Механизмы групповой динамики. Симпатии, антипатии, межличностная привлекательность. Проблема межличностной обратной связи.

Большие группы. Психология толпы. Гендерные исследования в психологии. Современные подходы к решению проблем психологии наций.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Разрешение внутригрупповых противоречий, феномен группового давления. Конформизм. Проблема ценностного обмена в группе. Формирование групповой сплоченности.

Социометрия Морено.

Литература:


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.

  2. Берн Ш. Гендерная психология. М., 2000.

  3. Десев Л. Психология малой группы. М., 1983.

  4. Коломинский Я.Л. психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

  6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.



Тема 7.

Ощущение, восприятие, представление

Ощущение как источник познания. Абсолютные и относительные пороги чувствительности. Изменчивость чувствительности (адаптация и сенбилитизация).

Восприятие как активный процесс. Значение обратной связи. Избирательность восприятия. Проблема адекватного восприятия. Наблюдения и наблюдательность. Восприятие времени.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Индивидуальные различия в восприятия. Способы тренировки и развитие восприятия.



Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

  2. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

  3. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. II. М., 1982. с. 363-381.

  4. Мацумото Д. Культура и основные психологические процессы.// Мацумото Д. Психология и культура. М., 2002., С.121-147.

  5. Практикум по общей и экспериментальной психологии./Под ред. А.А.Крылова. Л., 1987.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1987.



Тема 8. Внимание

Психологические подходы к пониманию внимания. Внешние и внутренние факторы, определяющие внимание.

Внимание как внутреннее усилие и контроль. Установка и внимание. Развитие внимания в онтогенезе.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Способы тренировки и развития внимания.



Литература:

  1. Величковский Б.В. Современная когнитивная психология. М., 1982, с.115-182.

  2. Гальперин П.Я., Кабылинская С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

  3. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1987.

  5. Солсо Р.Л. Внимание// Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. С. 107-140.



Тема 9.

Познавательные процессы. Память.

Память и личность. Основные мнемические процессы (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение).

Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Факторы, влияющие на продуктивность запоминания. Смысловое (логическое и механическое запоминания. Узнавание и воспроизведение. Забывание и способы борьбы с ним.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Автобиографическая память. Способы тренировки памяти.



Литература:

  1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. М., 1985.

  2. Величковский Б.В. Современная когнитивная психология. М., 1982, с. 21-29, 52-113, 184-206.

  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 1983, С., 381-395.

  4. Мацумото Д. Культура и основные психологические процессы.// Мацумото Д. Психология и культура. М., 2002., С.121-147.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1987.

  6. Руус Й.П. Контекст, аутентичность, референциальность, рефлексивность: назад к основам автобиографии// Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В.Воронкова и Е.Здравомысловой. Центр независимых социологических исследований. СПб, 1997, С. 7-13.

  7. Смирнов А.А. Взаимоотношения образа и слова в развитии памяти// Смирнов А.А. Избранные психологические труды. М., 1987, Т.I, С.186-203.

  8. Солсо Р.Л. Память: структуры и процессы. Семантическая организация памяти // Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. С. 175-244.



Тема 10. Мышление

Общая характеристика мыслительных процессов.

Репродуктивное и творческое мышление. Рефлексия. Процесс формирования умственных действий. Усвоение понятий. Понимание.

Влияние личности на мышление. Интеллектуальная активность и интеллектуальная инициатива. Проявление и формирование свойств интеллекта в процессе решения задач. Интеллектуальные особенности мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Способы активизации и развития мышления.



Вопросы для обсуждения на семинаре:

Мотивация и мышление.



Литература:

  1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. С. 131-240.

  2. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование М., 1979.

  3. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

  4. Коул М., Срибнер С. Культура и мышление М., 1977.

  5. Мацумото Д. Культура и основные психологические процессы.// Мацумото Д. Психология и культура. М., 2002., С.121-147.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1987.

  7. Солсо Р.Л. Мышление и интеллект – естественный и искусственный// Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. С. 419-458.

  8. Тихомиров О.К. Психология мышления М., 1984.



Тема 11. Воображение

Воссоздающее и творческое воображение. Воображение и личность. Возраст и воображение. Способы активизации и развития воображения.



Вопросы для обсуждения на семинаре:

Фантазия и ложь.



Литература:

  1. Биркенблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.. 1968.

  2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч. Т.2. М., 1983, С. 436-454.

  3. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

  4. Петровский А.В. Роль фантазии в развитии личности. М., 1961.

  5. Экман П. Ложь в общественной жизни// Экман П. Психология лжи. СПб., 2000. С. 212-232.



Тема 12. Речь

Язык и речь.

Восприятие речи и понимание смысла речи. Устная и письменная речь. Фонематический слух. Внутренняя речь. Психосемантика. Значение и смысл.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Изучение «семантических полей».



Литература:

  1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1999.

  3. Журавлев В.П. Звук и смысл. М., 1991.

  4. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. Воронеж. 1990.

  5. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М.. 1965.

  6. Мацумото Д. Культура и язык // Мацумото Д. Психология и культура. М., 2002., С.256-275.

  7. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск. 1991.

  8. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1987.

  10. Солсо Р.Л. Язык и развитие познания// Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. С. 305-384.

  11. Шабес В.Я. Событие и текст. М., 1989.



Тема 13. Эмоции и воля

Эмоции и потребности. Переживания. Настроения. Аффекты.

Состояния эмоциональной напряженности. Стресс. Фрустрация. Эмоциональная устойчивость. Скука. Агрессивность. Развитие эмоций.

Чувства и потребности. Чувства и эмоции.

Сопереживание и сочувствие. Эмпатия. Роль чувств в формировании личности. Развитие чувств в онтогенезе. Воспитание чувств.

Саморегуляция. Произвольное и непроизвольное поведение. Полевое поведение. Импульсивность. Цель и намерение.

Лень. Механизм осуществления волевого акта. Борьба мотивов. Роль внутреннего плана действий.

Развитие воли в онтогенезе.



Вопросы для обсуждения на семинаре:

Влияние эмоциональных состояний на деятельность.

Управление эмоциональными состояниями. Тренировка и развитие способности к волевому поведению.

Литература:


  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

  2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

  3. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978.

  4. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

  5. Кон И.С. Дружба. М., 1980.

  6. Мацумото Д. Культура и эмоции // Мацумото Д. Психология и культура. М., 2002., С.223-255.

  7. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.

  8. Психология эмоций: Тексты. 1984.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1987.

  10. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М., 1976.



Тема 14. Темперамент и характер

Типы высшей нервной деятельности и темперамент. Основные характеристики темперамента.

Проблема возрастного и типологического в темпераменте. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и продуктивная деятельность.

Характер и темперамент. Характер и личность. Черты характера и характер как целое. Индивидуальное и типическое в характере.



Вопросы для обсуждения на семинаре:

Развитие и формирование характера. Самовоспитание характера. Акцентуации характера.



Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. т.1., с.65-70, 149-162.

  2. Бодалев А.А. Об изучении характера человека//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. №1, с.41-52.

  3. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.. 1993.

  4. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/ Под ред. Б.А.Вяткина. М., 1999.

  5. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

  6. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

  7. Орлов Ю.М. Самопознание и воспитание характера. М., 1991.



Тема 15. Способности и одаренность

Способности и задатки. Общие и специальные способности. Одаренность. Талант. Вундеркинды.

Проблемы диагностики и развития способностей.

Способности, склонности, интересы. Способности и профессиональное самоопределение. Способности и творчество.

Развитие способностей и формирование личности.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

Проблема отсутствия способностей. Возможности компенсаторного развития.



Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности// Вопросы психологии, 1993, №1, с.46-54.

  2. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, 1995, т.16, №5, с. 80 – 88.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1997.

  4. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1996.

  5. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М.. 1981.

  6. Тафель Р.Е. Анализ исследования творческих способностей в американской психологии // Вопросы психологии, 1972, №4, с.23 – 28.

  7. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии, 1991, № 2, с. 33 – 40.

  8. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии, 1994, №6, с. 51 – 57.



Тема 16

Классические и современные концепции

психологического знания

Античная психология. Развитие психологических знаний в средние века и эпоху Возрождения. Психологическая мысль нового времени.

Зарождение психологии как науки. Основные психологические школы.

Эволюция школ и направлений.



Современное состояние и важнейшие тенденции развития психологии.

Литература:

  1. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. М., 1996.

  2. Ярошевский М.Г., Марцинковская Т.Д. 50 выдающихся психологов мира. М., 1995.


Экзаменационные вопросы:


  1. Психология как наука о внутреннем мире человека. Особенности субъективных явлений. Житейская и научная психология, художественное описание психологических явлений.

  2. Структура современной психологии. Ее основные задачи. Философия и психология. Психология и педагогика. Антропологический принцип в науках о человеке. Понятие метода в психологии.

  3. Развитие психики у животных. Характеристика инстинктов, навыков и элементарного интеллектуального поведения.

  4. Понятие о сознании. Сознание как осознанное бытие и как атрибут человеческой практики. Деятельность, общение и взаимодействие людей – предпосылки и результаты сознания.

  5. Сознание и бессознательное. Значение бессознательных явлений в жизни человека. Понятие о механизмах психологической защиты.

  6. Определение понятий: организм, индивид, индивидуальность, личность. Личность и индивидуальность.

  7. Структура личности, ее направленность. Нравственные установки, миропонимание, мироотношение и качества личности.

  8. Проблема общения в психологии. Три стороны общения.

  9. Потребность в общении. Симпатии, антипатии, межличностная привлекательность. Проблема лидерства в общении.

  10. Психология межличностного взаимодействия. Конформизм. Вербальные и невербальные средства общения.

  11. Деятельность, ее целесообразный, общественный, творчески – преобразующий характер. Субъектность, предметность и осознанность деятельности. Процессы интериоризации – экстериоризации в деятельности.

  12. Структура деятельности: потребности, мотивы, действия и операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка.

  13. Мотив и мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов.

  14. Понятие об ощущении и его значение в жизни человека. Виды ощущений, их характеристика, особенности отдельных видов ощущений. Чувствительность.

  15. Понятие о восприятии, его основных видах и свойствах. Зависимость восприятия от направленности личности. Значение восприятия для деятельности человека. Восприятие людей и социальных событий.

  16. Сущность, признаки и значение внимания, его функции. Свойства внимания. Виды внимания. Индивидуальные особенности и формы развития внимания.

  17. Память, ее значение. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Виды памяти, их характеристика. Индивидуальные особенности и типы памяти. Методы тренировки и совершенствования памяти.

  18. Понятие о воображении и его своеобразие. Основные виды и механизмы воображения. Воображение и творчество в мыслительной и художественной деятельности.

  19. Понятие о мышлении. Виды мышления. Мыслительные операции. Логические формы мышления. Творческое мышление, его условия и факторы. Мышление и речь.

  20. Понятие о речевой деятельности человека. Речь и общение. Виды речи. Значение речи.

  21. Понятие об эмоциях и чувствах. Формы и проявления эмоциональных переживаний. Эмпатия. Фрустрация. Эмоциональная сфера в структуре личности.

  22. Воля и волевые действия. Виды волевых проявлений. Нарушения волевой регуляции и стиль воспитания.

  23. Понятие о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

  24. Характер, его физиологические основы. Структура характера. Индивидуальное и типическое в характере. Формирование характера. Акцентуации характера.

  25. Способности и задатки. Способности и знания, умения и навыки. Условия развития способностей. Количественная и качественная характеристика способностей. Одаренность, талант, гениальность.

  26. Психология малой группы. Условия возникновения малой группы. Классификация и основные социально-психологические характеристики различных малых групп.

  27. Большие группы. Психология толпы. Гендерные исследования в психологии. Современные подходы к решению проблем психологии наций.

  28. Разрешение внутригрупповых противоречий, феномен группового давления. Конформизм. Проблема ценностного обмена в группе. Формирование групповой сплоченности.

  29. Основные психологические школы. Эволюция школ и направлений.

  30. Современное состояние и важнейшие тенденции развития психологии.


Лабораторные работы

(для самостоятельного выполнения)
В рамках данного курса предполагается самостоятельное выполнение лабораторно-практических работ.

Всего предлагается выполнить 4 лабораторные работы (пятая лабораторная работа – дополнительная, выполняется только при определенных условиях).

В данных лабораторных работах представлен основной объем психологического знания, который необходимо усвоить студенту согласно учебному стандарту.

Представленные задания в лабораторных работах могут быть классифицированы как задания трех типов.

Во-первых, это задания, направленные на контроль усвоения материала по курсу. Эти задания различны по уровню сложности. Выполнение некоторых заданий требует не только знаний по психологии, но и использования логического мышления, обращения к знаниям других научных дисциплин.

Во-вторых, это задания – «экспериментальные пробы», позволяющие студенту в реальной практике почувствовать действие психологических закономерностей.

В-третьих, это задания, выполняя которые студент может получить первичную информацию о собственной психологии. Эта информация в дальнейшем может быть уточнена и конкретизирована на консультации с психологом-профессионалом.

Все задания выполняются письменно в свободной форме.

Объем записей при решении заданий ограничивается разумными пределами. Необходимые указания по выполнению даются непосредственно в каждом задании.

Для выполнения заданий необходимо пользоваться любыми учебно-методическими пособиями по психологии, рекомендованными студентам вузов для изучения этой дисциплины.

Как правило, большинство заданий построено таким образом, что не имеют однозначно правильного решения. Это обеспечивает тренировку не только логического мышления студента, но и требует использования креативных способностей, умения проявлять гибкость и диалогичность в анализе явлений и предметов.

Данная форма самостоятельной работы позволяет оптимально усвоить психологический материал, который может быть востребован в дальнейшей профессиональной деятельности студентов факультета международных отношений.




Лабораторная работа №1

Предмет и методы психологии.

Сознание. Личность. Деятельность

(8 заданий)
Задание №1

Предмет психологии

(Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3 т.Т.I. Самара, 1994, с. 8).

Сравните понятия. Разделите данные понятия на две группы. Дайте обоснование критериям классификации.



Забывание, возбуждение коры головного мозга, ощущение, гордость, запоминание, мышление, счастье, горе, суждение, торможение нервного импульса, инстинктивное действие, оборонительный рефлекс, физиологические процессы мозга, рецептор, физиологическое старение организма, наследственность, гены, субъективное, материальное, объем мозга, психическое.

Задание №2

Методы исследования в психологии

К.Маркс в предисловии «К критике политической экономии» отметил, что «…об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает».

В то же время, основная масса популярных психологических тестов построена на вопрос-ответной форме и преимущественно направлена на выявление именно того, что испытуемый «сам о себе думает». На этом же принципе базируется и основная масса социологических опросов.

Как вы полагаете, позволяет ли они выявить объективную картину и почему? Какие особенности человеческой психики служат основанием для построения субъективных методов? Как повысить надежность и валидность субъективных методов исследования?



Задание №3

Предмет психологии

(Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях: В 3 т.Т.I. Самара, 1994, с.12-13.)

Из указанных в скобках слов выберите те, которые находятся к данному слову в том же отношении, что в приведенном образце слова. Укажите принцип построения аналогии.

1) мозг материя

психика (природа, вещество, отражение, действие


2) сознание нервный процесс

субъективное (рефлекс, отражение, объективное, материальное)


3) мозг сознание

материальное (физиологическое, реальное, идеальное, активное)


4) физическое психическое

первичное (активное, вторичное, объективное)


5) образ копия

отражаемое (психическое, действительность, активность)


6) зеркальное отражение психическое отражение

приспособление (активное, воздействие, изменение)



Задание №4

Эмпирическое исследование самооценки1

Подвергните исследованию некоторые характеристики своей личности. Начните с самооценки.



Инструкция

Ниже приводится 60 слов, характеризующих черты темперамента или характера человека. Выберите из них 20 слов, которые определяют совершенного человека. Запишите эти слова в первой колонке (в случайном порядке). Еще раз просмотрите эти 60 слов и выберите те из них, которые характеризуют вас. Эти слова запишите в колонке «Я». Слова могут повторяться.

Слова: аккуратный, беспечный, задумчивый, вспыльчивый, восприимчивый, гордый, грубый, жизнерадостный, прилежный, завистливый, трусливый, недоброжелательный, искренний, изысканный, капризный, легковерный, медлительный, мечтательный, недоверчивый, мстительный, твердый, нежный, непринужденный, нервный, нерешительный, необузданный, обаятельный, обидчивый, осмотрительный, отзывчивый, педантичный, подвижный, мнительный, принципиальный, романтичный, высокомерный, упрямый, внимательный, душевный, активный, эгоистичный, скептичный, болтливый, серьезный, бесчувственный, приветливый, распущенный, рассудительный, решительный, самозабвенный, скромный, чуткий, стеснительный, терпеливый, трусливый, энергичный, настойчивый, уступчивый, холодный, увлеченный.

Совершенный человек «Я»

1)…………………………….. 1)………………………..

2)…………………………….. 2)………………………...

………………………………. …………………………..

20)…………………………… 20)……………………….


Подчеркните в колонке «Я» те слова, которые совпадают со словами в колонке «совершенный человек». Какой процент от 20 составляют подчеркнутые слова? Полученный процент показывает уровень самооценки – насколько мнение о себе соответствует вашему мнению о совершенном человеке. Обычная величина совпадения (уровень самооценки) составляет 40-70 %.

Как вы охарактеризуете полученные вами результаты?

Какие трудности в общении испытывает человек, уровень самооценки у которого занижен? Какие трудности возникают у людей, считающих себя совершенством? Возможно ли изменить (повысить или понизить) самооценку? Каким образом?

Задание №5

Изучение некоторых характеристик деятельности

Изучите некоторые собственные характеристики деятельности. Используйте для этого приведенную ниже методику из экспресс-диагностики. Проинтерпретируйте полученные результаты.


Шкала оценки потребности в достижении

(по «Энциклопедия психологических тестов», М., 1997, с. 41-43)2

Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении целей.

Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы. Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый ответ).



Суждения.

  1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.

  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

  3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

  4. Считаю, что люди больше страдают рот неудач в работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

  5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

  10. Мои близкие считают меня ленивым.

  11. Думаю, что в моих неуспехах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.

  12. Терпения во мне больше, чем способностей.

  13. Мои родители слишком строго контролировали меня.

  14. Лень, а не сомнения в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

  15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

  16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.

  17. Я усердный человек.

  18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

  19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

  20. Мои близкие, обычно, не разделяют моих планов.

  21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Код:


ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22.

Ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
849.59kb.
Учебно-методический комплекс к курсу «Психология»
539.03kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
2123.14kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины психология развития. Возрастная психология специальность психология; опд. Ф. 19. Факультет: психология
705.77kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
112.31kb.
Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарного факультета по специальности
536.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности»
382.44kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
335.39kb.
Учебно-методический комплекс по организации и проведению «учебно-спортивной»
103.19kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.