Главная стр 1
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДПП.В.02 Нравственные проблемы в прозе В. Распутина

(УД-04.13-017)
Для специальности 050301 Русский язык и литература

ОП-02.01

Составитель: к.ф.н., доцент В.С. Бондарь

Уссурийск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………..…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….

а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов) …………………………………………………………………

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………..……

1. АННОТАЦИЯ
Содержание дисциплины. Учебная программа включает в себя практический и контрольный разделы. Практический материал курса представлен в виде семинарских занятий, предваряемых вводной лекцией, на которой определяются цели, задачи семинара, предлагается общая характеристика прозы В. Распутина, значение решаемых писателем нравственных проблем. Содержание занятий включает подготовку студентами докладов и на их обсуждение по следующим разделам: «Основные типы персонажей в авторском замысле в повести ˝Деньга для Марии˝»; «Память как нравственная категория в рассказе «Уроки французского» и ее художественное решение»; «Народный характер в повести «Последний срок» и приемы его художественного воплощения»; «Художественное решение нравственных проблем в повести ˝Живи и помни˝»; «Художественные функции вставных новелл в повести ˝Прощание с Матёрой˝»; «Образная символика и ее художественная функция в повести В. Распутина ˝Пожар˝».

Логика предложенных тем докладов обусловлена творческой эволюцией писателя. Программа направлена на формирование целостного представления о мастерстве Распутина, обратившегося в своем творчестве к постановке и решению нравственных проблем. Подготовка докладов предусматривает закрепление навыков анализа художественного текста, закрепление системы литературоведческих, историко-литературных и критических знаний, необходимых для профессиональной компетенции студентов. Основное содержание докладов связано с индивидуальными заданиями, предлагающими студенту, опираясь на теоретические знания, показать решение одной из изученных литературоведческих проблем в конкретном литературном произведении.



Компетенции. Знать основные свойства художественного мира писателя, классические и культурные традиции, их влияние на творчество Распутина; личную и творческую биографию писателя, его гражданскую позицию, преломившуюся в каждом его произведении через постановку нравственных проблем.

Связь с другими дисциплинами. «Устное народное творчество»; «История русской литературы. Древнерусская литература»; «История русской литературы. Литература XIX века»; «История русской литературы. Литература ХХ века»; «Литературоведение».

2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.В.02 НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В ПРОЗЕ В. РАСПУТИНА

(УД-04.13-017)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01

Составитель:

к.ф.н., доцент В.С. Бондарь

Уссурийск, 2008



СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ....................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .....................................................................................

а) для очной формы обучения..........................................................................................

б) для заочной формы обучения......................................................................................

3. Содержание учебного материала ....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов .....................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ................................................................

а) рубежный (текущий) контроль ..................................................................................

б) итоговый контроль .....................................................................................................

6. Список литературы ...........................................................................................................

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная литература дает богатый материал для осмысления важнейших нравственных принципов, определяющих поведение человека.

Одним из писателей, чьи произведения способствуют выработке правильного миросозерцания, чье творчество содержит сильный положительный нравственный заряд, является В. Распутин. Произведения В. Распутина читаются с интересом, открывая реалистическое исследование причин противоречий современной действительности.

Художественный мир писателя в высшей степени жизнеподобен, люди и положения кажутся списанными с натуры, творческие возможности писателя в воссоздании реально-бытовых картин жизни представляются неисчерпаемыми. Но во всей впечатляющей естественности вымысла, в многообразии живых характеров и событий есть своя внутренняя логика, твердые принципы отбора и трансформации жизненного материала.

В. Распутин, обращаясь во всех своих произведениях к нравственной проблематике, отражает факты и явления жизни в их целостности, сложности, многогранности.

Можно очертить круг его писательских интересов. Это, как правило, бытовая сторона современной жизни, взаимоотношения людей в семье, в сфере повседневной практической деятельности, когда человек, ничем не регламентируемый, предстает сам собой, говорит, что думает, поступает по своей воле, предельно обнажая свою психологическую и нравственную сущность.

Раздумья писателя над общечеловеческими вопросами, в центре которых проблема гражданской совести человека, решаемая на разнообразном материале, но всегда в лоне нравственно-философского конфликта, активизирующего многие вечные вопросы бытия, исполненная выводами общечеловеческими, актуальными для литературы всех эпох. Призыв прочувствовать ответственность человека перед будущим звучит в каждом произведении писателя, где он справедливо утверждает мысль о том, что распад культуры, человеческих ценностей, нравственности неминуемо ведет к распаду личности, общества. Значимость и художественная сила произведений В. Распутина заключается в том, что в них с постановкой и решением нравственных проблем углубляется и дифференцируется внутренний мир человека, обнажая свою психологическую и нравственную сущность. Художник ведет тонкое исследование в области разнообразной реакции на сходные жизненные ситуации, благодаря чему открываются типичные для всего народа свершения в обилии их индивидуальных проявлений. Иначе говоря, нравственная проблематика активно содействует обнаружению внутренних связей между единичным и множественным, личным и общим, помогает проследить конкретно-нравственные истоки поступка человека.

Главный моральный урок, который преподают произведения В. Распутина – видеть человека во всей его сложности и многогранности, судить о нем не по внешним качествам, различать преходящие и стабильные свойства его характера и поведения. Культуре можно научиться, как бы свидетельствует писатель своими произведениями, а нравственная позиция человека, соблюдение здоровых основ жизни достигаются медленнее, труднее и представляют для общества большую ценность.

В. Распутин – глубоко народный писатель. Это определение представляется очевидным и правомерным. Народность – в самой атмосфере распутинских произведений, мы ощущаем ее в духовном и нравственном облике героев, в их поступках, в строе их чувств и переживаний, в авторском взгляде на жизнь и на людей, утверждаемом совокупностью художественных средств. В народе обнаруживает писатель источник высших нравственных ценностей, в народной жизни черпает он меру достоинств и недостатков отдельной личности.

Семинар «Нравственные проблемы в прозе В. Распутина» ставит своей целью:

- продолжить закрепление навыков литературоведческого анализа текста на примере произведений В. Распутина;

- проследить художественные искания писателя, выразившиеся в постановке и решении нравственных проблем;

- сформировать у будущего педагога глубокое понимание основных индивидуальных черт художественного мира писателя, представление об эволюции этого мира;

- в ходе изучения конкретных произведений исследовать роль нравственной проблематики в раскрытии авторских творческих позиций, мировоззренческих концепций.

Поставленные цели определили следующие задачи семинара:

- рассмотреть нравственную проблематику произведений В. Распутина и ее влияние на специфику и типологию конфликта как определяющего фактора в разработке приемов раскрытия литературных характеров, композиции, повествовательного мастерства;

- определить и проанализировать важнейшие факторы, оказавшие влияние на систему персонажей произведений, обусловивших решение нравственных проблем;

- выявить основные типологические принципы и выстроить классификацию действующих лиц произведений писателя.



2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
а) для очной формы обучения




Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




IV курс 8 семестр

18

0

18

0

18

36

1.

Определение целей, задач семинара. Обзор библиографических источников по творчеству писателя.

2

-

2

-

2

4

2.

Память как нравственная категория в рассказе «Уроки французского» и ее художественное решение.

2

-

2

-

2

4

3.

Основные типы персонажей в авторском замысле в повести «Деньги для Марии».

2

-

2

-

2

4

4.

Народный характер в повести «Последний срок» и приемы его художественного воплощения.

2

-

2

-

2

4

5.

Художественное решение нравственных проблем в повести «Живи и помни».

2

-

2

-

2

4

6.

Художественные функции вставных новелл в повести «Прощание с Матёрой».

2

-

2

-

2

4

7.

Функции ретроспективного повествования в прозе Распутина.

(Произведения на выбор студента)



2

-

2

-

2

4

8.

Образная символика и ее художественная функция в повести «Пожар».

2

-

2

-

2

4

9.

Фольклор в прозе В. Распутина и его функции. (Произведения на выбор студента)

2

-

2

-

2

4




Итого за 8 семестр:

18

0

18

0

18

36




Итого по дисциплине

18

0

18

0

18

36


а) для заочной формы обучения




Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




IV курс 8 семестр

8

0

8

0

28

36

1.

Определение целей, задач семинара. Обзор библиографических источников по творчеству писателя.

2

-

2

-

4

6

2.

Память как нравственная категория в рассказе «Уроки французского» и ее художественное решение.

2

-

2

-

3

5

3.

Основные типы персонажей в авторском замысле в повести «Деньги для Марии».

2

-

2

-

4

6

4.

Народный характер в повести «Последний срок» и приемы его художественного воплощения.

2

-

2

-

3

5

5.

Художественное решение нравственных проблем в повести «Живи и помни».

-

-

-

-

2

2

6.

Художественные функции вставных новелл в повести «Прощание с Матёрой».

-

-

-

-

4

4

7.

Функции ретроспективного повествования в прозе Распутина.

(Произведения на выбор студента).



-

-

-

-

4

4

8.

Образная символика и ее художественная функция в повести «Пожар».

-

-

-

-

2

2

9.

Фольклор в прозе В. Распутина и его функции. (Произведения на выбор студента).

-

-

-

-

2

2




Итого за 8 семестр:

8

0

8

0

28

36




Итого по дисциплине

8

0

8

0

28

36


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Определение целей, задач семинара. Обзор библиографических источников по творчеству писателя.

На занятии подчеркивается, что современный литературный процесс понимается как закономерное продолжение традиций отечественной классики и лучших достижений отечественной литературы. Такой подход предполагает выявление общечеловеческой нравственной проблематики, обращение к подлинным эстетическим ценностям. Семинар предполагает изучение значительных литературных произведений В. Распутина, ставших достоянием отечественной литературы и культуры. Этим определяются цели и задачи семинара. Обзор библиографических источников по творчеству писателя.


2. Память как нравственная категория в рассказе «Уроки французского» и ее художественное решение.

Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение причин обращения писателя к нравственной категории памяти и ее значения в реализации авторского замысла, роли композиционной ретроспекции, внутрижанрового взаимодействия, образа времени и его художественного воплощения в рассказе. Роль названия произведения.


3. Основные типы персонажей в авторском замысле в повести «Деньги для Марии».

Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение художественного решения проблемы общечеловеческого и национального единства и социальной сущности человека в повести «Деньги для Марии». Функция «нарастающего» сюжета, двуплановость конфликта, контраста как сюжетообразующего фактора.

Основные типы персонажей, их многообразие в решении нравственной проблематики. Проявление авторской позиции на уровне персонажной системы.
4. Народный характер в повести «Последний срок» и приемы его художественного воплощения.

Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение основных приемов создания образа старухи Анны (внутренний монолог, диалогическая речь, воспоминания детей Анны о матери и ее суждения о детях, психологизм характера, ретроспекция, деталь и др.). Духовный и нравственный облик героини, ее поступки, строй чувств и переживаний, восходящие к пониманию «народный характер».


5. Художественное решение нравственных проблем в повести «Живи и помни».

Чтение доклада, в котором акцентируется внимание на обращении писателя к материалу Великой Отечественной войны, обусловившему постановку общечеловеческих проблем. Обсуждаются вопросы: своеобразие психологического конфликта повести как следствие философско-нравственных исканий; функции контраста как сюжетообразующего фактора; нравственный выбор героев; внутренний монолог как средство создания характера; образная символика и ее художественная функция в повести; мастерство автора в изображении главных героев. Смысл названия повести. Богатство и выразительность языка.


6. Художественные функции вставных новелл в повести «Прощание с Матёрой».

Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение специфики введения в повествование вставных конструкций, их сюжетного и композиционного положения.

Разножанровые планы повествования в организации исторического фона, дополнении характеристики персонажей.
7. Функции ретроспективного повествования в прозе В. Распутина.

(Произведения на выбор студента).

Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение ассоциативно-хронологического принципа построения сюжета: расположения фактов и событий в определенной временной последовательности, изображения героя в потоке истории. Своеобразие пространственно-временной системы в прозе Распутина и ее основные признаки: ретроспективность, многоплановость, восприятие героем времени как личного и исторического одновременно.


8. Образная символика и ее художественная функция в повести В. Распутина «Пожар».

Чтение и обсуждение доклада, рассматривающего образную символику повести, призванную «озвучить» авторские мысли, оценки и характеристики. Образная символика – полноправный персонаж повести, без воссоздания которого оказалось бы невозможным осуществление поставленных нравственных проблем. Использование автором различных поэтических сюжетно-композиционных средств.


9. Фольклор в прозе В. Распутина и его функции. (Произведения на выбор студента).

Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение функций фольклора в прозе писателя. Обращение автора к жанрам, образной системе фольклора. Использование постоянных эпитетов, фольклорной символике, повторам, сравнениям. Роль фольклора в становлении В. Распутина как народного писателя.



4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ
Студенты должны знать:

  • содержание критических источников, посвященных творчеству В. Распутина;

  • теоретическую базу для осмысления современного литературного процесса и творчества В. Распутина (Многообразие жанров, тематических направлений, художественных поисков и стилевых течений);

  • истоки художественных поисков писателя выразившиеся в постановке и решении нравственных проблем.

Студенты должны уметь:



  • производить литературоведческий анализ произведений писателя;

  • делать выводы и обобщения при рассмотрении темы исследования;

  • осуществлять системный подход к анализу произведения, предполагающий изучение художественного произведения как сложного образования, в котором могут быть выделены составные части, а также различные семантические уровни, взаимодействующие между собой как элементы единой системы.


5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
а) Рубежный (текущий) контроль

Очная и заочная формы обучения
Письменная работа № 1

Составить конспект одной из критических работ по творчеству В. Распутина.


Письменная работа № 2

Составить анализ фрагмента текста по выбору студента.




б) Итоговый контроль

Очная и заочная формы обучения

Зачет по семинару выставляется по итогам работ в семестре:

а). Чтение доклада и качество его подготовки.

б). Качество выполненных заданий по самостоятельной работе студента.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература


  1. Курбатов В.Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. – М., 1992.

  2. Котенко Н.Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. – М., 1988.

  3. Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений. – М., 1990.

  4. Семенова С.Г. Валентин Распутин. – М., 1987. (Писатели советской России).

  5. Тендитник Н.С. Валентин Распутин. Колокола тревоги: Очерк жизни и творчества. – М., 1999.


Дополнительная литература


  1. Андреева И.В. Возвращение к истокам // Урок литературы. Приложение к журналу "Литература в школе". – 2001. - № 2.

  2. Бочаров А. И нет ему прощения! // Октябрь. – 1975. - № 6.

3. Влащенко В. Вслед за Львом Толстым. Проза Валентина Распутина // Литература. Еженедельное приложение к газете "Первое сентября". – 1998. - № 22. – Июнь.

4. Галицких Е.О. "Душа с душою говорит". Урок-мастерская по рассказу В. Распутина "Уроки французского" в 6 классе // Литература в школе. – 1997 - № 2. – С. 138-139.

5. Галицких Е.А. Разговор о "Женском разговоре" В. Распутина. XI класс // Литература в школе. – 1998. - № 7. – С. 82-85.

6. Дробницкий О. Проблемы нравственности. – М., 1977.

7. Золотусский И. Час выбора. – М., 1976.

8. Кузнецов Ф. Каким быть. Литература и нравственное воспитание личности. – М., 1968.

9. Кузнецов Ф. Судьба Настены. // Литературное обозрение. – 1975. - № 3.

10. Колобаева Л.А. В. Распутин – рассказчик // Русская словесность. – 2002. - № 2.

11. Крупина Н.П., Соснина Н.А. Сопричастность времени: Современная литература в старших классах средней школы: Книга для учителя: Из опыта работы. – М., 1992.

12. Лебедева С.Н. Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина // Русская словесность. – 2001. - № 4.

13. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. – М., «Академия», 2003.

14. Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская "деревенская проза". В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1999.

15. Панкин Б. Строгая любовь. – М., 1980.

16. Семенова С. Талант нравственного учительства. // Знамя. – 1987. - № 2.

17. Серафимова В.Д. Слово в художественном мире Валентина Распутина // Русская речь. – 2002. - № 6.

18. Фомичева А. Молчаливая наша земля. Материалы к изучению повести В. Распутина в 11 классе // Литература. – 2000. - № 18. – Май.

19. Шапошников В.Н. Валентин Распутин. – Новосибирск, 1976.

4. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4-а. Методические материалы к дисциплине

1. Определение целей, задач семинара. Обзор библиографических источников по творчеству писателя.

Цель: показать значение В. Распутина для русской литературы в обращении к нравственной проблематике, к подлинным эстетическим ценностям. Определение целей, задач семинара, обзор библиографических источников по творчеству писателя.
На занятии подчеркивается, что современный литературный процесс понимается как закономерное продолжение традиций отечественной классики и лучших достижений отечественной литературы. Такой подход предполагает выявление общечеловеческой нравственной проблематики, обращение к подлинным эстетическим ценностям. Семинар предполагает изучение значительных литературных произведений В. Распутина, ставших достоянием отечественной литературы и культуры. Этим определяются цели и задачи семинара. Обзор библиографических источников по творчеству писателя.
2. Память как нравственная категория в рассказе «Уроки французского» и ее художественное решение.

Цель: проследить за реализацией в докладе навыков самостоятельного анализа художественного текста в аспекте обозначенной проблемы. Подчеркнуть умение студента отразить причины обращения Распутина к нравственной категории памяти, пути ее решения. Обсуждение доклада.
Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение причин обращения писателя к нравственной категории памяти и ее значения в реализации авторского замысла, роли композиционной ретроспекции, внутрижанрового взаимодействия, образа времени и его художественного воплощения в рассказе. Роль названия произведения.
Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Память как нравственная категория в рассказе «Уроки французского» и ее художественное решение».

Начало сообщения может быть связано с размышлениями о названии рассказа, которое говорит не только об обучении иностранному языку пятиклассника, но и о ценности нравственных уроков, преподнесенных ребенку учительницей. Следует учесть, что в рассказе автобиографический герой, а речь идет об эпизоде, пережитом писателем в детстве. Главная проблема рассказа решается при помощи композиционного способа воплощения времени. Время прошлое и настоящее соединено в сознании повествователя. В докладе должна быть отражена мысль о двуплановости повествования, помогающей понять сознание героя на разных возрастных этапах (герой-ребенок, герой-взрослый). В докладе должна прозвучать характеристика персонажей через призму взгляда ребенка и взрослого повествователя, а также через самохарактеристики. При подготовке к докладу нельзя обойти вниманием особенности конфликта рассказа, роль контраста как сюжетообразующего фактора.

В выводе, подводящем итоги, следует подчеркнуть, что в рассказе «Уроки французского» писателю важно показать формирование личности в условиях добра, красоты, ответственности. В рассказе художественно воплощаются мысли о необходимости участия в этом процессе самого человека путем соотношения своих чувств и поступков с нравственными нормами.

3. Основные типы персонажей в авторском замысле в повести «Деньги для Марии».

Цель: закрепить навыки самостоятельного анализа текста. Отразить в докладе нравственную проблематику и ее художественные решения. Обсуждение доклада.
Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение художественного решения проблемы общечеловеческого и национального единства и социальной сущности человека в повести «Деньги для Марии». Функция «нарастающего» сюжета, двуплановость конфликта, контраста как сюжетообразующего фактора.

Основные типы персонажей, их многообразие в решении нравственной проблематики. Проявление авторской позиции на уровне персонажной системы.


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Основные типы персонажей в авторском замысле в повести ˝Деньга для Марии˝».

В основу доклада могут быть положены наблюдения над различными психологическими типами персонажей повести, противопоставление их жизненных принципов. Следует подчеркнуть роль композиции в повести, которая позволила автору ввести большое количество жизненных историй, событий, связанных с переживаниями главного героя – Кузьмы. Необходимо отметить черты повествовательного стиля Распутина: внутренний монолог как основное средство самораскрытия персонажа, совмещение голоса повествователя с голосом главного героя; чередование двух временных планов: настоящего, где обозначено основное действие, и прошлого, где просматриваются причины каких-то явлений, поступков людей, где прошлое объясняет настоящее. В докладе внимание должно быть обращено и на значение цвета и звука в изображении психологического состояния главного героя.

Необходимо определить функции двух сюжетных линий, связанных с двуплановостью художественного времени в повести. Каждое время имеет собственную сюжетную линию. Докладчику следует определить их, подумать над тем, чем они объединены, по какому принципу соприкасаются между собой.
4. Народный характер в повести «Последний срок» и приемы его художественного воплощения.

Цель: закрепить навыки самостоятельного анализа текста на примере рассмотрения нравственного облика главной героини повести. Совершенствовать навыки структурирования материала доклада. Обсуждение доклада
Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение основных приемов создания образа старухи Анны (внутренний монолог, диалогическая речь, воспоминания детей Анны о матери и ее суждения о детях, психологизм характера, ретроспекция, деталь и др.). Духовный и нравственный облик героини, ее поступки, строй чувств и переживаний, восходящие к пониманию «народный характер».
Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Народный характер в повести «Последний срок» и приемы его художественного воплощения».

В докладе следует дать понимание народного характера. Ведь писатель сумел выразить в образе Анны народное представление о русской женщине и собственный идеал личности, попытался показать непреложность и красоту нравственного закона в человеке. Доказывая текстом, следует остановиться на рассмотрении основных приемов создания образа Анны (внутренний монолог, диалогическая речь, воспоминания детей о матери, ее суждения о детях, психологизм характера, ретроспекция, художественная деталь и др.).

Особого внимания требует вопрос об источниках духовности Анны. Писатель акцентирует внимание на мироощущении героини, возвышенности ее размышлений и чувств. Анна следует законам природы. Главным содержанием ее жизни оставался труд, она несла в себе опыт крестьянской культуры, который продолжала, развивала, передавая детям традиционные ценности ориентира. В выводе должна прозвучать мысль о том, что нравственные критерии, характерные для народного, крестьянского характера выработаны многовековым трудом на земле, подвигом в годы Великой Отечественной войны, послевоенное время.
5. Художественное решение нравственных проблем в повести «Живи и помни».

Цель: показать в ходе анализа текста, что повесть «Живи и помни» - одно из выдающихся произведений В. Распутина. Познакомить студентов с особенностями творческих поисков писателя, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести.
Чтение доклада, в котором акцентируется внимание на обращении писателя к материалу Великой Отечественной войны, обусловившему постановку общечеловеческих проблем. Обсуждаются вопросы: своеобразие психологического конфликта повести как следствие философско-нравственных исканий; функции контраста как сюжетообразующего фактора; нравственный выбор героев; внутренний монолог как средство создания характера; образная символика и ее художественная функция в повести; мастерство автора в изображении главных героев. Смысл названия повести. Богатство и выразительность языка.
Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Художественное решение нравственных проблем в повести «Живи и помни»».

При подготовке доклада студент должен помнить, что ко времени выхода в свет повести «Живи и помни» (1974) в литературе был накоплен большой опыт в осмыслении состояния человека на войне и ценностных критериев силы человеческого духа. В. Распутин представляет свое, особенное видение известной проблемы. Для этого избирается сложная ситуация, в развитии которой проверяется мера нравственной ответственности человека. В. Распутин раскрывает ситуацию не в общественно-социальном, а в морально-нравственном аспекте. Докладчик должен сформулировать основную идею произведения, аргументировать собственное понимание содержания повести.

В докладе должно быть подчеркнуто своеобразие психологического конфликта повести как следствие философско-нравственных исканий. Докладчик должен донести до слушателей смысл конфликта в его частном (судьба героев) и общем (личность и общество) аспектах; важные для постижения смысла художественные особенности повести (своеобразие времени и пространства, системы персонажей, пейзажа, композиции, образной символики и т.д.).

Свои наблюдения, выводы докладчик должен аргументировать, обращаясь к тексту произведения.


6. Художественные функции вставных новелл в повести «Прощание с Матёрой».

Цель: закрепить навыки анализа художественного текста; сформулировать свое понимание проблем, поднятых в повести. Выразить свое понимание значения образов-символов в повести, вставных конструкций, их сюжетного и композиционного положения.
Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение специфики введения в повествование вставных конструкций, их сюжетного и композиционного положения.

Разножанровые планы повествования в организации исторического фона, дополнении характеристики персонажей.


Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Художественные функции вставных новелл в повести «Прощание с Матерой»»

При подготовке к докладу студент должен хорошо представлять, что эта повесть - не только повествование о конкретном затоплении одного сибирского острова, сколько философская повесть, ставящая вопрос о границах и нравственных пределах прогресса. Символическое ее звучание расширяет смысл происходящего до судьбы целой земли: Матера для автора – это образ символизирующий устойчивость и необходимость почитания традиции, силу и крепость духа, взращенную на почве приятия традиционных форм нравственности. Докладчику важно обратиться к роли вставных новелл в повести (описание царского Лиственя, например). Описание Лиственя и Дарьи во многом совпадает: они оба – цент мира матери, оба сильны прошлыми накоплениями. Через образ царского Лиственя еще раз подтверждается распутинский тезис о сокровенности и незыблемости прошлого в настоящем, о правде, которая в памяти.


7. Функции ретроспективного повествования в прозе В. Распутина.

(Произведения на выбор студента).

Цель: закрепить навыки анализа художественного текста; выразить понимание ретроспективного повествования в прозе В. Распутина.
Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение ассоциативно-хронологического принципа построения сюжета: расположения фактов и событий в определенной временной последовательности, изображения героя в потоке истории. Своеобразие пространственно-временной системы в прозе Распутина и ее основные признаки: ретроспективность, многоплановость, восприятие героем времени как личного и исторического одновременно.
Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Функции ретроспективного повествования в прозе В. Распутина»

В докладе необходимо остановиться на самостоятельно выбранных произведениях, которые отвечают сути поставленной проблемы. Важно обратиться к объяснению термина «ретроспекция». Анализируя выбранный текст, студент должен обратить внимание на своеобразие пространственно-временной системы в произведении, на ее основные признаки. Следует рассмотреть такую особенность ретроспективного повествования, как двуплановость сюжета, ассоциативно-хронологический принцип его построений. В сообщении должно иметь место изображение героя в потоке времени. В связи с этим следует подчеркнуть мастерство автора в изображении главных героев, проявление авторской позиции на уровне персонажной системы.


8. Образная символика и ее художественная функция в повести В. Распутина «Пожар».

Цель: Выразить свое понимание значения образной символики в произведении. Закрепить навыки анализа художественного текста
Чтение и обсуждение доклада, рассматривающего образную символику повести, призванную «озвучить» авторские мысли, оценки и характеристики. Образная символика – полноправный персонаж повести, без воссоздания которого оказалось бы невозможным осуществление поставленных нравственных проблем. Использование автором различных поэтических сюжетно-композиционных средств.
Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Фольклор в прозе В. Распутина и его функции»

Готовясь к занятию, студент должен помнить, что задача его как докладчика – осмыслить попытку автора проверить свойства характера и духовные возможности человека в экстремальной ситуации. Студент должен показать свое ви́дение важных для постижения смысла художественных особенностей повести: своеобразие времени и пространства системы персонажей, образную символику, пейзажа, композиции. Следует помнить, что образная символика – полноправный персонаж повести, без воссоздания которого оказалось бы невозможным осуществление поставленных нравственных проблем. При подготовке доклада важно соотнести образную символику с основным конфликтом повести.


9. Фольклор в прозе В. Распутина и его функции. (Произведения на выбор студента).

Цель: показать роль фольклора в творческом наследии писателя, раскрыть его духовные истоки.
Чтение и обсуждение доклада, предполагающего рассмотрение функций фольклора в прозе писателя. Обращение автора к жанрам, образной системе фольклора. Использование постоянных эпитетов, фольклорной символике, повторам, сравнениям. Роль фольклора в становлении В. Распутина как народного писателя.

Методические рекомендации по подготовке доклада на тему:

«Фольклор в прозе В. Распутина и его функции»
Готовясь к докладу, студент должен знать, что примечательной чертой прозы Распутина является активное использование фольклора, ориентация на него. Во многих произведениях (студент самостоятельно выбирает их для демонстрации своих наблюдений) при помощи фольклора формировались существенные черты национального характера.

В осмыслении писателем «вечных» тем отчасти проявились народные представления, которые несли на себе следы языческих верований. Фольклорная образность в творчестве Распутина включает элементы разных мифологических систем и фольклора, а также несет значительную идейно-смысловую нагрузку. Являясь средством нравственно-философского осмысления действительности.

Наблюдения над текстом должны привести студента к заключению о рассмотрении фольклористических интересов Распутина. Многие жанры устного народного творчества писатель введет в свое творчество, что подчеркнет национально-самобытное его начало.



4-б. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или

иными информационными ресурсами


Образовательная программа ОП-02.01 – Русский язык и литература


Наименование дисциплин, входящих в образовательную программу

Кол-во экземпляров в библиотеке УГПИ

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Обеспеченность на 1 обучающегося

1

2

3

4

ДПП.В.02 Нравственныепроблемы в прозе В. Распутина









Основная


2

  1. Золотусский И. В свете пожара. – М., 1989.

0,3

5

  1. Котенко Н. В. Распутин. Очерк творчества. – М., 1988.

0,7

Дополнительная



10

  1. Панкеев И. В.Распутин. По страницам произведений. – М., 1990.

1,4

4

  1. Дедков И. Продленный свет. В. Распутин. – М., 1986.

0,6

4-в. Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д

Демонстрационных материалов программой не предусмотрено.
скачать


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Нравственные проблемы в прозе В. Распутина (уд-04. 13-017) Для специальности 050301 Русский язык и литература
324.42kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1386.06kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2117.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста (уд-04. 13-022) Для специальности 050301 Русский язык и литература
387.86kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
2284.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04. 13-030) Для направления 540300 Филологическое образование
933.92kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование
1849.24kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык»
2508.66kb.