Главная стр 1
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДПП.ДС.4 Анализ художественного текста

(УД-04.13-022)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01

Составитель:

старший преподаватель Беляева Н.В.

Уссурийск, 2008



СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ……...….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ……………………….……




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………….….

а). Методические материалы к дисциплине (Методические

рекомендации по подготовке к практическим занятиям)……………….….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………….…..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………….…

1. АННОТАЦИЯ

Содержание дисциплины. Учебная программа реализует объеме 52 аудиторных часа и является дисциплиной специализации. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебный разделы. Теоретический материал представлен в виде лекций по следующим темам: «Предмет и задачи курса. Место в ряду изучаемых дисциплин», «Целостно-системное понимание литературных произведений», «Эстетическое и художественное», «Типологические соотношения содержания и формы», «Литературное произведение как целое. Рамочные компоненты. Сильные позиции текста», «Произведение с точки зрения его жанровой природы», «Мир произведения: объект и субъект изображения», «Лирический субъект», «Произведение как модель мира в словесно-образном выражении». Практический материал направлен на постижение методологически обоснованного подхода к изучению художественного текста, а также совершенствование навыков анализа произведения. Занятия предусматривают практическую работу установленной направленности со словесным произведением. Контрольный раздел выявляет уровень результатов учебной деятельности путем комплексной проверки.

Компетенции. Знать основные литературоведческие методы; что такое анализ и интерпретация; законы художественности; сущность образного познания мира; родовые и жанровые признаки; поэтические средства выразительности. Уметь анализировать произведение в единстве формы и содержания; давать научную интерпретацию художественного текста.

Связь с другими дисциплинами. «Литературоведение», «Литературное произведение: теория и практика анализа», «История русской литературы», курсами по выбору «Проблема автора в русской литературе второй половины ХХ века», «Русская поэзия второй половины ХХ века», дисциплинами специализации «Методология школьного анализа и интерпретации художественного произведения», «Отечественное и зарубежное литературоведение».

Специальность. Русский язык и литература.

2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.ДС.4 АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

(УД-04.13-022)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01
Составитель:

старший преподаватель Беляева Н. В.

Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка .....................................................................................................

2. Тематический план дисциплины ....................................................................................

а) для очной формы обучения .........................................................................................

3. Содержание учебного материала .....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов .....................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ................................................................

а) рубежный (текущий) контроль ...................................................................................

б) итоговый контроль .......................................................................................................

6. Список литературы ............................................................................................................

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина специализации «Анализ художественного текста» продолжает линию сквозного изучения литературоведения. Предлагаемая программа включает теоретический, практический разделы, требования к знаниям и навыкам, контрольный материал.

Основная цель предлагаемой дисциплины – постижение принципов организации художественного текста через осмысление рамочных компонентов, ритмической и субъектной структуры.

Программа предназначена для изучения студентами-филологами 5 курса. Основополагающим является положение А.Б. Есина о том, что целостный анализ должен быть выборочным. Указанный принцип позволяет подходить к тексту с учетом совокупности трех литературных явлений (О. И. Федотов): литературного творчества, литературного произведения и литературного процесса.

При комплексном анализе текста применяются знания, полученные студентами при изучении дисциплин предметной подготовки Федерального компонента («Литературоведение» и «История русской литературы»), практикума по анализу литературного произведения (национально-региональный (вузовский) компонент дисциплин предметной подготовки)», а также дисциплины специализации «Методология анализа и интерпретации художественного произведения».

Теоретический материал представлен в виде лекций по основным темам. Помимо теоретико-литературного материала, на каждой лекции демонстрируется образец анализа художественного текста в соответствии с проблемой, заявленной темой лекции.

Основу практических занятий составляет имманентный или сопоставительный анализ текстов русской литературы. Для исследования студентам предлагаются произведения XVIII–ХХ веков, в которых реализованы принципы различных художественных методов.



Контрольный раздел включает задания, предлагаемые для письменных работ (текущий контроль) и вопросы к зачету (итоговый контроль).


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
а) очная форма обучения




Наименование модулей, разделов, тем (с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятель-ная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практич. Занятия

Лабораторные занятия




IХ семестр



Анализ текста как самостоятельная дис-циплина современного литературоведения.

2

2

-

-

2

4



Понятия «текст» и «произведение».

2

2

-

-

2

4



Рамочные компоненты текста.

10

2

8

-

10

20



Ритм стихотворного текста.

10

4

6

-

10

20



Ритм прозаического текста.

10

6

4

-

10

20



Субъектная организация произведения.

2

2

-

-

2

4



Субъектная организация стихотворения.

4

2

2

-

4

8



Эпические субъекты.

6

4

2

-

6

12



Понятие интертекстуальности.

6

2

4

-

6

12

Итого за семестр

52

26

26

0

52

104


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание лекционного материала


  1. Анализ текста как самостоятельная дисциплина современного литературоведения.

Определение целей и задач курса. Современные теории текста. Различные подходы к анализу художественного текста. Литературоведческий, лингвистический, филологический анализ текста. Анализ и интерпретация. Образец различных подходов к анализу текста стихотворения М. Цветаевой «Любовь, любовь, и в судорогах, и в гробе…».


  1. Понятия «текст» и «произведение».

Художественный текст среди других видов текстов. Текст и произведение. Основные признаки текста. Стилистика художественного текста и стиль произведения. Стилевой и стилистический анализ сказа Н. Лескова «Левша».


  1. Рамочные компоненты текста.

Понятие «рамочный текст». Двойственная и диалогическая природа рамы. Компоненты рамочного текста. Поэтика «заголовочно-финального комплекса» (Ю.Б. Орлицкий). Анализ рамочных компонентов «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя.


  1. Ритм художественного текста.

4.1. Ритм стихотворного текста. Различные трактовки понятий «метр» и «ритм». Основа ритма в силлабической, силлабо-тонической и тонической системах. Строфа, стих, стопа – основные компоненты ритма в силлабо-тоническом стихотворении. Другие компоненты стихотворного ритма. Анализ стихотворения Б. Пастернака «Гроза, моментальная навек».

4.2. Ритм стихотворного текста. Дольник и тактовик как формы перехода от силлабо-тоники к тонике. Различные трактовки указанных понятий. Тоническая система стихосложения. Вольный, свободный стих. Анализ стихотворения А. Блока «Она пришла с мороза…».

4.3. Ритм прозаического текста. Понятие «произведение». История изучения ритма художественной прозы. «Стихопроза» (О.И.Федотов) как особая форма литературы нового времени. Случайные метры. Монтаж стиха и прозы в пределах одного текста, «элогиум». Анализ ритма повести М. Тарковского «Тойота-Креста» и другие».

4.4. Ритм прозаического текста. Основные компоненты прозаического текста: книги, главы, разделы, части, абзацы, фразы, предложения, колоны. Стиховедческий опыт при анализе прозаического текста: анафора и эпифора. Анализ рассказа В. Белова «Весенняя ночь».

4.5. Ритм прозаического текста. Образец анализа ритма художественного текста: рассказ М. Тарковского «Таня».


  1. Субъектная организация произведения.

5.1. Субъектная организация произведения. Понятие субъектной организации. «Образ-голос» как обязательный элемент художественного текста. Субъекты речи в эпосе, лирике и драме. Анализ стихотворения А. Ахматовой «Настоящую нежность не спутаешь…».

5.2. Субъектная организация стихотворения. Субъекты стихотворной лирики. Понятия «лирический герой» и «лирический субъект». Лирический герой как образ-персонаж и как характерный для контекста цикла (всего творчества) образ. Герой ролевой лирики. Анализ лирического героя в цикле А. Блока «Кармен» и лирического субъекта стихотворения Н. Гумилева «Китайская девушка».

5.3. Эпические субъекты. Выбор субъекта речи как важнейший способ реализации авторского замысла. Повествователь, рассказчик, образ автора – основные виды эпических субъектов. «Чужое слово» (М.М. Бахтин) и его функции в тексте. Субъекты речи в рассказе Н. Лескова «Очарованный странник».

5.4. Эпические субъекты. «Проблема точки зрения». «Точка зрения» как важнейший аспект композиции эпического текста. Виды «точек зрения»: идеологическая, фразеологическая, пространственно-временная, психологическая (Б.А.Успенский). Взаимоотношение «точек зрения» на разных уровнях в произведении. Сложная «точка зрения». Анализ «точек зрения» в повести В. Крупина «Люби меня, как я тебя».
6. Понятие интертекстуальности.

Понятие «стиль» и «стилизация». «Чужое слово» в художественном тексте. Цитация и заимствование – основные формы включения «чужого слова» в текст. Анализ стихотворений «Умом Россию не понять…» Ф. Тютчева и Т. Кибирова.



Содержание практических занятий


    1. Рамочные компоненты текста.

  1. Функции художественных номинаций.

Номинативная функция имени в классицистическом тексте. Заглавие как имя произведения в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской» 1746 и 1748 гг. М. Ломоносова. Признаки жанра, указанного в заглавии. Функция имен собственных в предлагаемых для анализа одах. Способы выражения номинации субъекта речи.

  1. Заглавие как «ключ» к пониманию текста.

На занятии осмысляются разные варианты заглавий рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

  1. Имя в контексте литературной традиции.

Для анализа – рассказ Т. Толстой «Соня» и повесть Л. Улицкой «Сонечка». Семантическое значение имени и его форм в указанных произведениях.

  1. Функции эпиграфов в художественном тексте.

Эпиграфы как циклообразующий компонент в «Пушкинских эпиграфах» А. Тарковского. Осмысление поэтики эпиграфа в контексте отдельного стихотворения и в контексте всего цикла.
II. Ритм художественного текста.

  1. Закономерности стихотворного ритма.

Повторяемость как основной принцип стихотворного ритма. Различные трактовки понятий «ритм» и «метр». Компоненты стихотворного ритма. Для анализа стихотворение А. Блока «Незнакомка».

  1. Звуковые повторы – один из ритмических компонентов.

Звуковой символизм в стихотворениях В. Хлебникова «Бобэоби – пелись губы» и К. Бальмонта «Челн томления». Звук как основная семантическая единица. Сопоставление текстов с учетом принадлежности В. Хлебникова к футуризму, а К. Бальмонта – к символизму.

  1. Анализ ритма стихотворения А. Ахматовой «Он любил три вещи на свете…».

Отступления от идеальной метрической схемы. Характеристика рифмы и строфики.

  1. Ритм художественной прозы.

Произведение как отрасль современной науки о литературе. Компоненты прозаического ритма. Анализ ритма рассказа А. Чехова «Черный монах».

5. Ритмическая закономерность повторов в рассказе Ю. Казакова «Плачу и рыдаю».

Имитация сказового ритма. Соотнесение ритмической и субъектной организации текста. Почему в рассказе, где основная точка зрения – мальчика Вани, рефреном повторяются тавтологические слова Елагина, они же выносятся в заглавие.



III. Субъектная организация произведения.

1. «Остранение» как способ воссоздания слов лошади в повести Л. Толстого «Холстомер». Своеобразие «проблемы точки зрения» в повести.

2. Своеобразие смены «точек зрения» в «Поэме Конца» М. Цветаевой.

Осмысление различных контекстов в тексте, где отсутствуют прямая, косвенная речь, а диалог ведется не только с собеседником, но и лирической героиней самой с собой. Комментарий и интерпретация текста.



IV. Понятие интертекстуальности. «Чужое» слово в тексте.

1. Основные формы интертекстуальности в стихотворении И. Северянина «Классические розы». К каким произведениям «отсылает» указанное стихотворение. Сопоставление образа розы в стихотворении И. Северянина в текстах-источниках (протекстах).

2. Формы заимствований в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». Функции реминисценций в тексте. Цитация как признак постреалистического текста.

4. Требования к знаниям и умениям студентов
Студенты должны знать:

- принципы организации художественного;

- принципы анализа литературного текста.
Студенты должны уметь:

- осуществлять анализ в заданном аспекте, а также комплексный анализ текста;

-сопоставлять тексты одного автора; разных авторов, принадлежащих к одному направлению; тексты, в которых воплощены разные эстетические принципы;

- узнавать по эпизоду (отрывку) стиль направления (течения, школы) и стиль автора.



5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
а) Рубежный (текущий) контроль
Письменные работы


  1. Определить смысл заглавия и финала в следующих произведениях:

Л.Н. Толстой. После бала. Ягода.

А.П. Чехов. Женской счастье. Ну, публика! Дом с мезонином. Без заглавия.

Ю.П. Казаков. Адам и Ева. Плачу и рыдаю. Голубое и зеленое.

В.Г. Распутин. Уроки французского. Что передать вороне? Не могу-у…

Е.И. Носов. И уплывают пароходы, и остаются берега. Не имей десять рублей.

В.Н. Крупин. Прощай, Россия, встретимся в раю.


2. Охарактеризовать концепцию мира художника, которая нашла художественное отражение в одном из предложенных произведений (каждый студент выбирает для анализа одно из перечисленных произведений):

М. Ю. Лермонтов. Парус. Тамара. Кинжал.

В. А. Жуковский. Вечер.

А. С. Пушкин. Демон. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»). Не дай мне бог сойти с ума…

Ф. И. Тютчев. Фонтан. Венеция.

А. А. Фет. Бабочка.

Н. А. Некрасов. Колыбельная песня.

А. В. Кольцов. Песня пахаря. Косарь.

И. А. Бунин. Родина. Ночь.
3. Выявить и охарактеризовать признаки литературного течения в одном из предложенных текстов (каждый студент выбирает для анализа одно произведение).

В. Я. Брюсов. Грядущие гунны.

К. Д. Бальмонт. Песня без слов. Я – изысканность русской медлительной речи…

З. И. Гиппиус. До дна.

А. А. Блок. Она пришла с мороза…

Ф. К. Соллогуб. Лунная колыбельная.

Н. С. Гумилев. Камень. Семирамида. О тебе. Слово.

И. Северянин. Весенняя яблоня. Интермеццо. Увертюра.



В. В. Хлебников. Мои глаза бредут, как осень… Собор грачей осенний…
4. Выполнить конспект книги Б.А. Успенского «Поэтика композиции».


б) Итоговый контроль
Итоговый контроль состоит из двух частей – ответа на вопрос (теоретическая часть) и анализа текста (практическая часть).
Вопросы к зачету


  1. Анализ художественного произведения как литературоведческая дисциплина.

  2. Принципы и приемы анализа художественного произведения.

  3. Понятия «текст» и «произведение».

  4. Ритм художественного произведения.

  5. Своеобразие стихотворного ритма.

  6. Ритм художественной прозы.

  7. Субъектная организация произведения. Виды «образа-голоса»

  8. Лирические субъекты. Лирическое «Я», лирический герой.

  9. Герой ролевой лирики.

  10. Виды эпических субъектов.

  11. Проблема «точки зрения».

  12. Виды «точек зрения» в художественном произведении.

  13. Понятие «интертекстуальности». Чужое слово в тексте.

  14. Понятия «стиль» и «стилизация».

  15. Сказ как одна из разновидностей стилизации.


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература


  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М., 1998.

  2. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2-х кн. Кн. 1: Литературное творчество. Литературное произведение. Кн. 2: Стихосложение. Литературный процесс. – М., 2004.

  3. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.


Дополнительная литература


  1. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. – М., 1962-1965.

  2. Краткая литературная энциклопедия в 9 томах. – М., 1979.

  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

  4. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  5. Волков И. Теория литературы. – М., 1995.

  6. Поспелов Г. Теория литературы. – М., 1978.

  7. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. – М., 2004.

  8. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.

  9. Гинзбург Л. О литературном герое. – Л., 1979.

  10. Гинзбург Л. О лирике. – М., 1974.

  11. Гинзбург Л. О психологической прозе. – М., 1977.

  12. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности. – М., 2002.

  13. Добин Е. Искусство детали. – М., 1975.

  14. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 2003.

  15. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. – М., 2002.

  16. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. Изд. 2-е. – М., 2004.

  17. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.. 1977.

  18. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М., 1997.


4. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4-а. Методические материалы к дисциплине

(Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям)
I. Рамочные компоненты текста.

Цель первого цикла практических занятий – отработать навыки анализа рамочных компонентов. Цикл состоит из четырех тем, которые посвящены постижению функции различных номинаций в тексте: от заглавия до форм имен собственных, встречающихся в тексте. Для анализа предложен материал от классицистической оды М. Ломоносова до постреалистических и постмодернистских современных произведений. Таким образом, исследование поэтики рамочных компонентов соотносится с постижением стилевой особенности литературного метода.


1. Функции художественных номинаций

Цель: исследовать специфику и функции номинаций в классицистическом тексте.
Номинативная функция имени в классицистическом тексте. Заглавие как имя произведения в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской» 1746 и 1748 г.г. М. Ломоносова. Признаки жанра, указанного в заглавии. Функция имен собственных в предлагаемых для анализа одах. Способы выражения номинации субъекта речи.

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

В первую очередь необходимо повторить историко-литературный и теоретико-литературный материал о поэтике классицизма. Эти знания станут основополагающими при исследовании рамочных компонентов.

Второй этап работы – изучение теоретико-литературного материала по теме «Рама. Рамочный текст».

Полученные теоретические знания необходимо использовать при анализе конкретных художественных произведений. Необходимо соотнести заглавие од с концепцией, поэтическими принципами классицизма. Попытайтесь ответить на вопрос, зачем поэт обращается к одному и тому же жанру оды спустя 2 года, используя то же самое заглавие. Какие имена собственные, помимо имени императрицы, еще используются в произведениях? В каких частях текст? Какова их функция? Рекомендуется систематизировать имена по тематическим группам: государственные деятели, деятели искусств, географические заглавия, вымышленные имена и т.п.


Литература:

1. Багой Д.И. История русской литературы XVIII в. Любое издание.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.

3. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 1957 (или любое другое издание).

4. Бабеко Л.Г., Казарин Ю.В. Семантическое пространство текста и его анализ // Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. – Изд. 2-е. – М., 2004 г.

5. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

6. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

7. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.



2. Заглавие как «ключ» к пониманию текста.

На занятии осмысляются разные варианты заглавий рассказа Л. Н. Толстого «После бала».



Цель: осмыслить заглавие как важнейший способ выражения авторского замысла.
Методические рекомендации к занятию:

Замысел рассказа впервые упомянут в Дневнике Толстого 9 июня 1903 г.: «Рассказ о бале и сквозь строй». Работа над рассказом «После бала» шла в августе 1903 г. Его первоначальные названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». При подготовке к занятию необходимо осмыслить композицию, идею произведения с учетом всех вариантов названия. Задача студентов при подготовке к занятию – понять, почему автор останавливается на названии «После бала». Как этому имени текста «подчиняются» все остальные компоненты.


Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений в 90 тт. Т. 74.


3. Имя в контексте литературной традиции.

Для анализа – рассказ Т. Толстой «Соня» и повесть Л. Улицкой «Сонечка». Семантическое значение имени и его форм в указанных произведениях.


Цель: соотнесение заглавия с эстетической концепцией и творческим методом автора.

Методические рекомендации к занятию:

При подготовке к занятию важно учитывать тот культурный контекст, который, безусловно, влияет на творчество современных художников. Очевидное «сближение» заглавий произведений Т. Толстой и Л. Улицкой с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «отсылка» к образу Сони Мармеладовой. Для чего современные писательницы выбирают такое имя для своих героинь, и, тем более, выносят его в заглавие. Обратите внимание на разные формы употребления имени в заглавиях и в самих текстах произведений. Необходимо также учитывать, что художественные методы Т. Толстой и Л. Улицкой отличаются. Для этого ознакомьтесь с теорией и основными чертами постмодернизма и постреализма.


Литература:

  1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. В 2 тт. Т.2. – М., 2003 (или другое издание).

  2. Скоропанова Л.С. Русская постмодернистская литература. – М., 2002.

3. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

4. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

5. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.


  1. Функции эпиграфов в художественном тексте.

Цель: постижение авторского замысла в заголовочном комплексе «заглавие + эпиграф».

Эпиграфы как циклообразующий компонент в «Пушкинских эпиграфах» А. Тарковского. Осмысление поэтики эпиграфа в контексте отдельного стихотворения и в контексте всего цикла.


Методические рекомендации к занятию:

Прежде чем приступать к анализу функции и поэтики эпиграфов в цикле А. Тарковского, необходимо повторить материал «Рама. Рамочный текст», особенно об эпиграфе. Кроме того, важным этапом подготовки является изучение теории лирического цикла, т.к. здесь эпиграфы выполняют, помимо других, и циклоструктурирующую функцию. Анализ отдельных стихотворений цикла необходимо соотносить с циклом как завершенным произведением, объединяющим отдельные части в целое.


Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Мирошникова О.В. Лирическая книга: архитектоника и поэтика (на материале поэзии последней трети ХIХ века). – Омск, 2002.

II. Ритм художественного текста

Цель второй темы, объединяющей несколько практических занятий, - постижение ритма художественного произведения. Необходимо понимать своеобразие и закономерности ритма стихотворного и прозаического, их отличие и взаимовлияние.


  1. Закономерности стихотворного ритма.

Цель: выявить особенности стихотворного ритма.
Повторяемость как основной принцип стихотворного ритма. Различные трактовки понятий «ритм» и «метр». Компоненты стихотворного ритма. Для анализа – стихотворение А. Блока «Незнакомка».
Рекомендации по подготовке к занятию.

После повторения теоретического материла (ритм и метр) необходимо выявить основные ритмические закономерности в стихотворении А. Блока «Незнакомка». Соотнесение ритмических компонентов должно строиться на полной ритмической схеме стихотворения, сопоставления ее с метрической схемой. Рассмотрите место и частоту пиррихиев в каждой строфе. Можно ли говорить о некой закономерности распределения пиррихиев? Какие клаузулы использует поэт? Сохраняется ли один тип рифмовки и один тип клаузулы во всем стихотворении? В каком случае и с какой целью автор отступает от заданного ритма стиховых окончаний?

Можно ли разделить стихотворение на несколько композиционных частей? Как меняется ритмико-интонационное звучание в этих частях?

Опираясь на положения М. М. Бахтина, соотнесите ритм и интонацию в предложенном тексте. Обобщите, в чем своеобразие стихотворного ритма.


Литература.

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

5. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. – М., 1987 или СПб, 1996.




  1. Звуковые повторы – один из ритмических компонентов.

Цель: научиться анализировать фонетическую закономерность, основанную на аллитерации и ассонансе.
Звуковой символизм в стихотворениях В. Хлебникова «Бобэоби – пелись губы» и К. Бальмонта «Челн томления». Звук как основная семантическая единица. Сопоставление текстов с учетом принадлежности В. Хлебникова к футуризму, а К. Бальмонта – к символизму.
Методические рекомендации к занятию:

В аспекте заданной проблемы интересным и полезным может стать материал, предложенный в учебнике Ю.В. Казарина «Филологический анализ поэтического текста». С каким явлением – звуковым символизмом или фоносемантикой – мы имеем дело при чтении и постижении стихотворений В. Хлебникова и К. Бальмонта? Почему в стихотворении В. Хлебникова заданный фонетический ритм не сохраняется в финальном стихе? Как соотносится звукопись с идеей стихотворения К. Бальмонта?


Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

5. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение. – М., 2002.





  1. Анализ ритма стихотворения А. Ахматовой «Он любил три вещи на свете…»

Цель: выявить своеобразие стихов с дольником и силлабо-тонических стихов.

Отступления от идеальной метрической схемы. Характеристика рифмы и строфики.


Методические рекомендации к занятию:

Составьте полную ритмическую схему. В каких стихах и с какой целью наблюдается отклонение от идеальной метрической схемы? Какой размер использован автором в основном тексте стихотворения? В последнем стихе? О чем это свидетельствует? Какое «особое эстетическое переживание» удается передать автору с помощью такой ритмической организации? Подумайте, в чем своеобразие использованной автором рифмы? Как соотносится ритм с интонацией? Ответ на последний вопрос необходимо основывать на теории М. М. Бахтина.


Литература.

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

5. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. – М., 1987 или СПб, 1996.





  1. Ритм художественной прозы.

Цель: выявить своеобразие ритма художественной прозы.

Прозоведение как отрасль современной науки о литературе. Компоненты прозаического ритма. Анализ ритма рассказа А. Чехова «Черный монах».


Методические рекомендации к занятию:

Повторите материл о ритме художественной прозы. Каковы основные компоненты ритма художественной прозы? Какие компоненты ритма художественной прозы можно исследовать в рассказе А. П. Чехова «Черный монах»? Согласитесь ли вы с Шостаковичем, который писал: «Повесть «Черный монах» я воспринимаю как вещь, написанную в сонатной форме». Среди признаков сонатного аллегро композитор называл две контрастные темы: главную и побочную партии; столкновение двух эмоционально-образных потоков; трехчастную композицию (см. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей. – Л., 1974. – С.173.) Что придает произведению музыкальность?

Благодаря чему происходит смена интонации в рассказе? Как соотносится смена интонации со сменой «точек зрения»?
Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – М. ,2004.

4. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей. – Л., 1974.

5. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. – М., 1987 или СПб, 1996.



  1. Ритмическая закономерность повторов в рассказе Ю. Казакова «Плачу и рыдаю».

Цель: выявить закономерности ритма лирической прозы.

Имитация сказового ритма. Соотнесение ритмической и субъектной организации текста. Почему в рассказе, где основная точка зрения – мальчика Вани, рефреном повторяются тавтологические слова Елагина, они же выносятся в заглавие.


Методические рекомендации к занятию:

Лирическая проза – наиболее приближенный к стиху прозаический жанр. В чем его особенности? Что сближает лирическую прозу со стихотворной лирикой и с эпической прозой? В чем отличие ритма лирической прозы от ритма эпических жанров? Соотнесите анализ смены ритма и интонации с проблемой «точки зрения».


Литература.

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

3. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – М. ,2004.

4. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб. статей. – Л., 1974.

5. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982.

4. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

7. Поспелов Г.Н. Лирика: среди литературных родов. – М, 1976.

8. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.

9. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы. – Новосибирск, 1985.
III. Субъектная организация произведения.

Цель третьей темы занятий – научиться соотносить смену точек зрения с авторским замыслом. Овладение первыми темами практических занятий поможет студентам при исследовании субъектной организации. Особенно важно научиться выявлять смену интонаций и соотносить не только с объектом изображения, но и субъектом речи. В этом аспекте необходимо точно понимать, какие способы передачи «чужой речи» используются в тексте.



  1. «Остранение» как способ воссоздания слов лошади в повести Л. Толстого «Холстомер».

Цель: понять своеобразие приема остранения для передачи «мыслей и слов» лошади, охарактеризовать своеобразие субъектной организации текста.
Своеобразие «проблемы точки зрения» в повести.

Методические рекомендации к занятию:

В. Шкловский называл особенностью творчества Л.Н. Толстого активное использование приема «остранение». Как вы понимаете этот термин? Согласны ли вы с литературоведом? Как реализуется прием остранения в повести «Холстомер»? Кто является основным субъектом речи? Как соотносится этот образ с доминирующей точкой зрения? Чьи точки зрения еще встречаются в тексте? Как благодаря смене точек зрения выражается авторский замысел?


Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

2. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

3. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

4. Успенский Б.А. Поэтика композиций. – М., 2000.

5. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

6. Шмид В. Нарратология. – М, 2003 или М., 2008.



  1. Своеобразие смены «точек зрения» в «Поэме Конца» М. Цветаевой.

Цель: выявление своеобразие субъектной организации в лирической поэме.
Осмысление различных контекстов в тексте, где отсутствуют прямая, косвенная речь, а диалог ведется не только с собеседником, но и лирической героиней самой с собой. Комментарий и интерпретация текста.
Методические рекомендации к занятию:

Лирическая поэма – новый жанр в русской поэзии, получивший развитие в ХХ веке. Дилогия «Поэма Горы» и «Поэма Конца» М. Цветаевой стала одним из ярчайших образцов этого жанра, наряду с «Про это» В. Маяковского, «Поэмой без героя» А. Ахматовой. В чем отличие лирической поэмы от традиционной лиро-эпической? Кто является основным субъектом речи в обеих жанровых формах? Охарактеризуйте лирического субъекта «Поэмы Конца». Чья точка зрения еще присутствует в тексте? Благодаря какому композиционному приему осуществляется смена точек зрения? Учитывая сложность смены точек зрения, рекомендуется при подготовке к занятию отмечать, кто (лирическая героиня или ее возлюбленный) произносят те или иные слова.


Литература:

1. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.

2. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

3. Поспелов Г.Н. Лирика: среди литературных родов. – М, 1976.

4. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.

IV. Понятие интертекстуальности. «Чужое» слово в тексте.
Цель последнего цикла практических занятий – исследование произведений ХХ века в контексте литературной традиции. Проблема интертекстуальности стала одной из самых актуальных в литературоведении последних десятилетий, особенно под влиянием постмодернистской эстетики и теории постструктурализма. Важно научиться понимать, насколько опора на классические тексты позволят поэтам или писателям сформировать свой собственный стиль.

1. Основные формы интертекстуальности в стихотворении И. Северянина «Классические розы».

Цель: осмыслить интертекстуальность в стихотворении И.Северянина «Классические розы».

К каким произведениям «отсылает» указанное стихотворение. Сопоставление образа розы в стихотворении И. Северянина в текстах-источниках (претекстах).



Методические рекомендации к занятию:

Какие традиционные для русской поэзии темы и проблемы поднимает И. Северянин в своем произведении? Какую функцию выполняет эпиграф? Как связана интертекстуальность в данном тексте с эстетической программой эгофутуризма? Осмыслите образ розы в литературе разных эпох, в том числе символической поэзии.


Литература:

  1. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

  2. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

  3. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

  4. Хализев В. Теория литературы. – М., 1999. (или 2006).

  5. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. – М., 1999.

  6. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. – М., 2003.



2. Формы заимствований в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». Функции реминисценций в тексте. Цитация как признак постреалистического текста.

Цель: выявить интертекстуальные связи в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный», охарактеризовать реминисценцию.
Методические рекомендации к занятию:

Одна из отличительных особенностей стиля В. Маканина – активное использование реминисценций из классической русской литературы. Зачем автору нужен такой прием? Название рассказа «Кавказский пленный», с одной стороны, является заимствованием, «отсылающим» читателя к произведениям А. Пушкина, М. Лермонтова, Л.Толстого, а с другой стороны, в какой-то степени преодолевает сложившуюся традицию. Почему слово «пленник» В. Маканин меняет на «пленный»? В качестве исходной для выявления традиции мотива «плена» и связанных с ним в рассказе В. Маканина можно использовать анализ мотивного состава произведений XIX века, предложенный А.Л. Бемом в работе «К уяснению историко-литературных понятий». Ученый сопоставляет мотивы подобных в своих фабулах произведений («Кавказский пленник» Пушкина и Лермонтова, «Атала» Шатобриана) и приходит к следующим результатам (цитируется по кн. И.В. Силантьев «Поэтика мотива». – М., 2004. – С. 18-19): «Если мы припомним эти произведения, то невольно при акте сравнения их выделим нечто в них сходное, отвлеченное от их конкретного содержания; выделим тот, в данном случае, психологический остов, на котором держатся конкретные факты произведений. Этот остов, взятый в самой общей форме, в последней степени художественного отвлечения, может быть в данном случае сведен к словесной формуле: любовь чужеземки к пленнику <…> Таков мотив, лежащий в основании взятых нами для примера произведений. Если мы начнем расчленять данный мотив, оставаясь всецело в рамках анализирующей мысли и не внося ни одного конкретного факта, то первоначально мотив может быть развит приблизительно так. Мотив: любовь чужеземки к пленнику; любовь возможна: 1) взаимная и 2) односторонняя (в данном случае – любовь чужеземки к пленнику). Вводим привходящий мотив, снующийся в основном: освобождение пленника чужеземкой; различаем возможности: 1) удачного и 2) неудачного освобождения, и далее, как развитие первоначального мотива, - смерть героини.

Сюжеты упомянутых произведений, следовательно, могут быть представлены в следующей схеме:

I. «Кавказский пленник» Пушкина:



Пленник Любовь (без Освобождение Смерть героини

Чужеземка взаимности) (удачное)
II. «Кавказский пленник» Лермонтова:

Пленник Любовь (без Освобождение Смерть героини

Чужеземка взаимности) (неудачное) и героя.

Кроме приведенных примеров, А.А. Бем рассматривает мотив любви чужеземки к пленнику в «Атала» Шатобриана, нас же на практическом занятии интересует развитие этого мотива в русской литературе, поэтому предложенную исследователем первой половины ХХ века схему рекомендуется учитывать при рассмотрении повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и рассказа В. Маканина «Кавказский пленный».



В чем отличие постмодернистской интертекстуальности от постреалистической? Как это связано с проблемой автора?
Литература:

  1. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.

  2. Фесенко Э.Я. Теория литературы. – М., 2005.

  3. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

  4. Хализев В. Теория литературы. – М., 1999. (или 2006).

  5. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. Поэтика и индивидуальность. – М., 1999.

  6. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. – М., 2003.


4-б. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или

иными информационными ресурсами


Образовательная программа ОП-02.01 – Русский язык и литература



Наименование дисциплин, входящих в образовательную программу

Кол-во экземпляров в библиотеке УГПИ

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Обеспеченность на 1 обучающегося

1

2

3

4

ДПП.ДС.4 Анализ художественного текста

IX семестр










Основная

31

  1. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие. – М., 2008

3,9

34

  1. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. – М., 2008.

4,1

Дополнительная

75

  1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

8,3

4

  1. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста: Практикум. – М, 2004.

0,5

34

  1. Фоменко И.В. Практическая поэтика. – М., 2006.

4,2

38

  1. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М., 2004.

4,7

8

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2003.

1

35

  1. Михайлов Н.Н. Теория художественного текста. - М., 2006

8,4


4-в. Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов, оборудования, компьютерных программ и т.д.
1. Раздаточный материал для работы по анализу художественного произведения: тексты лирических стихотворных произведений, отрывки из эпических прозаических и драматических прозаических произведений.
скачать


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста (уд-04. 13-022) Для специальности 050301 Русский язык и литература
387.86kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1386.06kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2117.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Нравственные проблемы в прозе В. Распутина (уд-04. 13-017) Для специальности 050301 Русский язык и литература
324.42kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
2284.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04. 13-030) Для направления 540300 Филологическое образование
933.92kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование
1849.24kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык»
2508.66kb.