Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДПП.Р.01 Практикум по анализу литературного произведения

(УД-04.13-008)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01
Составитель: старший преподаватель Н.В. Беляева

Уссурийск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………...




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ………………………….…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………….….

а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) ………………………….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ……………………...

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ……………………………

1. АННОТАЦИЯ
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Практикум по анализу литературного произведения», который изучается студентами-филологами второго курса в течение двух семестров. Основой методического комплекса является учебная программа дисциплины. Учебная программа реализует в установленном объеме 72 часа и входит в цикл дисциплин дополнительной предметной подготовки. На практических занятиях студентами 2 курса отрабатываются навыки анализа художественного произведения по двум основным направлениям: «Литературные жанры» и «Художественное произведение как речевое высказывание. Субъекты речи». Практические занятия и письменные задания направлены на углубленное постижение поэтики художественного текста, на формирование аналитических навыков при исследовании содержательной целостности текста; пространственно-временной организации; речевой организации произведения; жанровой специфики; способов выражения авторской позиции.

УМК также включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, методические материалы для подготовки к практическим заданиям (формулировки целей, список литературы, основные указания по теме практического задания) и методические рекомендации по выполнению письменных работ.

Важной частью работы студентов является выполнение индивидуального плана. Содержание письменных работ связано с основой темой изучения в текущем семестре. Большая часть заданий представляет собой осмысление художественного произведения в заданном аспекте, кроме того, студенты работают с научной литературой (реферирование, конспектирование). Выполнение письменных работ, как правило, связано у студентов с большим количеством трудностей, предупредить и разрешить которые призваны методические рекомендации (Беляева Н. В. Практикум по анализу художественного произведения. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – Уссурийск, 2008. – 68с.)


  1. ВЫПИСКА из ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Р.01 Практикум по анализу литературного произведения

(УД-04.13-008)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01

Составитель:

старший преподаватель Н.В. Беляева

Уссурийск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ....................................................................................................

2. Тематический план дисциплины ......................................................................................

а) для очной формы обучения………………………………………………………….

б) для заочной формы обучения………………………………………………………..

3. Содержание учебного материала ....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям ...................................................................................

5. Формы текущего и итогового контроля ...........................................................................

а) рубежный (текущий) контроль……………………………………………………….

б) итоговый контроль……………………………………………………………………..

6. Список литературы .............................................................................................................

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Практикум по анализу литературного произведения» занимает важное место в системе сквозного постижения литературоведческих дисциплин и изучается в течение двух семестров второго года обучения. Введение практикума в учебный план дисциплин связано с необходимостью планомерной практической работы по анализу художественного произведения.

На изучение дисциплины отводится 36 часов в каждой группе. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Для закрепления навыков анализа студентам необходимо выполнить 10 письменных работ в течение года. Кроме того, на занятиях проводятся письменные работы для текущей проверки знаний, а в конце каждого семестра – контрольная работа.

Практические занятия и письменные задания направлены на углубленное постижение поэтики художественного текста, на формирование аналитических навыков при исследовании:

- содержательной целостности текста;

- пространственно-временной организации;

- речевой организации произведения;

- жанровой специфики;

- способов выражения авторской позиции.

При изучении дисциплины основополагающим является утверждение М. М. Бахтина: «Мир культуры и литературы, в сущности, так же безграничен, как и вселенная. Мы говорим не о его географической широте (здесь он ограничен), но о его смысловых глубинах, которые так же бездонны, как и глубины материи». Каждое художественное произведение является своего рода концентрацией различных индивидуально-авторских признаков: от мировоззренческих, психологических до стилевых. Кроме того, произведение «преодолевает» индивидуальное и становится явлением эстетической и – шире – духовной культуры.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов навыков анализа, адекватного восприятия произведения.

Изучение дисциплины реализуется в двух основных направлениях: в первом семестре предметом анализа являются литературные произведения в аспекте жанра; во втором – речевая организация художественного произведения.

Обращение к литературным жанрам подсказано логикой изучения теоретических дисциплин на первом курсе: «Литературоведение. Введение в литературоведение» и «Литературное произведении: теория и практика анализа». Знания, полученные при изучении этих дисциплин, дают возможность углубленного текстуального изучения произведений всех трех родов (эпоса, лирики, драмы) в их жанровой специфике. Исходным является положение о том, что каждый род литературы традиционно делится на виды, а каждый вид – на жанры (или подвиды). При пристальном изучении различных жанровых форм необходимо учитывать, что жанр – это исторически изменчивая категория и что каждое литературное направление имеет свою систему жанров. Данный раздел программы разработан в соавторстве с проф., к.ф.н. О. А. Москвиной.

Осмысление жанрово-родовой принадлежности позволяет перейти во втором семестре к постижению авторской идеи через анализ субъектной организации текста. Основной вопрос, который ставится на каждом занятии второго семестра: «Кому и с какой целью доверяет автор речь?» Предметом анализа становится субъект речи в лирике (лирический герой, герой ролевой лирики); лиро-эпических жанрах (лирический повествователь в поэме); в эпосе (повествователь, рассказчик, образ автора); способы включения «чужой» речи (повествование, монолог, диалог, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь, цитация, реминисценция, аллюзия) и их взаимодействие в тексте; «точка зрения».



Материалом для анализа служат произведения русской литературы XIX-XX веков.

Содержание письменных работ связано с основной темой изучения в текущем семестре. Для их выполнения разработаны методические рекомендации.

Итоговой формой контроля является зачет, который состоит из одного теоретического вопроса и анализа художественного произведения в аспекте теоретической проблемы, заявленной в первом вопросе.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
а) для очной формы обучения



Наименование модулей, разделов, тем

( с указанием семестра)



Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практич. Занятия

Лабораторные занятия




I семестр «Литературные жанры»



Жанры эпоса: повесть

-

-

2

-

-

-



Жанры эпоса: рассказ

-

-

2

-

-

-



Жанры эпоса: новелла

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: элегия

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: баллада

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: послание

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы: трагедия

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы: комедия

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы: драма

-

-

2

-

-

-




Итого за семестр

0

0

18

0

0

0




II семестр «Произведение как речевое высказывание»



Эстетические субъекты и субъекты речи

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты: лирический герой

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты: герой ролевой лирики

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты: субъектная организация стихотворения

-

-

2

-

-

-



Лирический повествователь в поэме

-

-

2

-

-

-



Эпические субъекты: повествователь, рассказчик, образ автора

-

-

2

-

-

-



Эпические субъекты: проблема «точки зрения»

-

-

2

-

-

-



Способы включения «чужой речи»

-

-

2

-

-

-




Итого за семестр

0

0

18

0

0

0




Итого по дисциплине

0

0

36

0

0

0


б) для заочной формы обучения



Наименование модулей, разделов, тем

( с указанием семестра)



Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практич. Занятия

Лабораторные занятия

  1. 1

Жанры эпоса: рассказ

-

-

2

-

-

-



Жанры эпоса: новелла

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: баллада

-

-

2

-

-

-



Жанры лирики: элегия

-

-

2

-

-

-



Жанры драмы

-

-

2

-

-

-



Лирические субъекты (лирический субъект, лирический герой, герой ролевой лирики)

-

-

2

-

-

-



Эпические субъекты (повествователь, рассказчик, образ автора)

-

-

2

-

-

-



Проблема «точки зрения» в произведении

-

-

2

-

-

-




Итого по дисциплине

0

0

16

0

0

0


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
III семестр
1. Жанры эпоса: повесть

Повесть по отношению к роману и к рассказу. Расширение многообразия мира в повести: роль смены событий и смены впечатлений. Способы организации повествования. Анализ повести И. Тургенева «Затишье».


2. Жанры эпоса: рассказ.

Описательно-повествовательный и конфликтно-повествовательный типы рассказа. Субъект рассказывания. Анализ рассказа И. Тургенева «Два помещика».


3. Жанры эпоса: новелла.

Новелла по отношению к рассказу. Особенности сюжета и композиции новеллы.

Анализ новеллы Е.А. Баратынского «Перстень».
4. Жанры лирики: элегия.

Тематическое многообразие элегии. Субъект речи в элегии. Формы элегического стиха. Анализ «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье…») А.С. Пушкина.


5. Жанры лирики: баллада.

История баллады в европейской и русской поэзии. Лиро-эпическое начало в балладе. Поэтика баллады М.Ю. Лермонтова «Воздушный корабль».


6. Жанры лирики: послание.

Послание как древнейший жанр монологической поэзии (античная литература: «Послание к Пизонам» Горация). Лирический жанр послания в XVIII и 1-й трети XIX вв. (И. Дмитриев, Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков и др.). Анализ посланий А.С. Пушкина: «Послание к Наталье», «Послание Цензору».


7. Жанры драмы: трагедия.

Особенности конфликта в трагедии. Обстановка и действующие лица. Исторические трансформации трагедии [от трагедии к исторической хронике (В. Томашевский)]. Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».


8. Жанры драмы: комедия.

Особенность конфликта в комедии. Обстановка и действующие лица. Комедия нравов, комедия характеров, комедия интриги. Анализ комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».


9. Жанры драмы: драма.

История драмы («большая», или серьезная комедия; «слезная» комедия, или «мещанская трагедия»; пьеса из современной жизни с трагической интригой). Обстановка, характер конфликта, действующие лица драмы. Анализ драмы А.Н. Островского «Бесприданница».



IV семестр


  1. Эстетические субъекты и субъекты речи.

Автор и читатель как эстетические субъекты. Проблема автора в произведении. Субъект речи как художественный образ. Образ адресата. Слово в вербальном и невербальном (ритм, фоника) контексте. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…».

  1. Лирический субъект – основной образ-голос лирики.

Способы создания лирического субъекта. Лирический субъект и автор. Осмысление различных контекстов (М.М. Бахтин) в стихотворении А.С. Пушкина «Для берегов отчизны дальной…».

  1. Лирические субъекты: лирический герой. Характерные признаки лирического героя. Лирический герой и лирический субъект. Циклическое текстопостроение. Лирический герой цикла стихотворений из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и стихотворения «Зимняя ночь».

  2. Лирические субъекты: герой ролевой лирики. Родовые признаки лирики в ролевой поэзии. Субъекты речи стихотворений В. Высоцкого «Песня о нейтральной полосе» и «Песня попугая». Осмысление авторского «я».

  3. Лирические субъекты: субъектная организация стихотворения.

Осмысление ценностных центров в стихотворении со сменой субъектов речи. Для анализа – стихотворение И.А. Бунина «Одиночество» («Худая компаньонка, иностранка…»).

  1. Лирический повествователь в поэме. Признаки лирического и эпического начал в поэме. Осмысление контекстов в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

  2. Эпические субъекты: повествователь, рассказчик, образ автора.

Издатель «Повестей Белкина» А.С. Пушкина. Рассказчик и автор в повести «Барышня-крестьянка».

  1. Эпические субъекты: проблема точки зрения.

«Точка зрения» как один из основных аспектов композиции эпического произведения. Разновидности «точек зрения».

Смена «точек зрения» (образа автора, рассказчика, героев) рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч».

9. Способы включения в текст «чужой речи». Занятие проводится в форме коллоквиума. Студентам необходимо подобрать примеры из художественных произведений различных способов включения в художественное произведение «чужой речи» и определить их функцию: монолог, внутренний монолог, диалог, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь, а также «чужое» слово, заимствованное из других литературных источников: цитату, аллюзию, реминисценцию.


4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Студенты должны знать:

- специфику литературы как вида искусства;

- теорию литературных родов и жанров;

- принципы анализа художественного произведения;

- основные способы речевой организации текста.
Студенты должны уметь:

- работать с научной литературой, коспектировать и реферировать;

- использовать полученные теоретические знания при анализе конкретного художественного произведения;

- определять жанр произведения;

- выделять характерные жанровые признаки;

- сопоставлять произведения разных литературных родов, разных жанров;

- сопоставлять композицию и речевую организацию разных произведений;

- характеризовать основного субъекта речи в произведении;

- «слышать» смену голосов в тексте, объяснять ее эстетическую функцию;

- развивать поэтическое чутье.




5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

(очное и заочное обучение)
а) Рубежный (текущий) контроль
III семестр

Очное обучение
Письменная работа № 1
«ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ. ЖАНРОВОЕ ОЖИДАНИЕ»
Цель: осмысление авторского определения жанра, закрепление теории эпических жанров.

Для анализа предлагаются повествовательные произведения, в названии или подзаголовке которых указывается на жанр.



Задание: определить функцию жанрового определения и проанализировать текст в аспекте жанра (1 студент из группы выбирает 1 произведение).
Тексты для анализа:

1. Лермонтов М. Ю. Ашик-Кериб (Турецкая сказка)

2. Лесков Н. С. Левша (Сказ о тульском косом левше и стальной блохе)

3. Гоголь Н. В. Мертвые души (Поэма)

4. Салтыков-Щедрин М. Е. Святочный рассказ (Из путевых заметок чиновника)

5. Достоевский Ф. М. Белые ночи (Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя)

6. Достоевский Ф. М. Кроткая (Фантастический рассказ)

7. Лесков Н. С. Белый орел (Фантастический рассказ)

8. Лесков Н. С. Леди Макбет Мценского уезда (Очерк)

9. Лесков Н. С. Тупейный художник (Рассказ на могиле)

10. Чехов А. П. Брак по расчету (Роман в 2-х частях)

11. Чехов А. П. Восклицательный знак (Святочный рассказ)

12. Чехов А. П. Кривое зеркало (Святочный рассказ)

13. Чехов А. П. Брожение умов (Из летописи одного города)

14. Чехов А. П. Шампанское (Рассказ проходимца)

15. Андреев Л. Алеша-дурачок (Очерк)

16. Короленко В. Г. Мгновение (Очерк)

17. Горький М. Извозчик (Святочный рассказ)

18. Короленко В. Г. Сон Макара (Святочный рассказ)

19. Бунин И. А. Баллада

20. Бунин И. А. Легенда

21. Бажов П. Уральские сказы

22. Пришвин М. М. Друг человека (Из дневника писателя)

23. Пришвин М. М. Наш сад (Рассказ старого садовника)

24. Пришвин М. М. Корабельная чаща (Сказка-быль)

25. Пришвин М. М. Кладовая солнца (Сказка-быль)

26. Быков В. Альпийская баллада

27. Белов В. И. Рыбацкая байка (Современный вариант сказки)

28. Белов В. И. Утром в субботу (Из записной книжки)

29. Белов В. И. Просвещение (Рассказ бабушки)

30. Крупин В. Н. Змея и чаша (Рассказ-притча)


Письменная работа № 2

МОНОРЕФЕРАТ ГЛАВЫ УЧЕБНИКА В.М. ЖИРМУНСКОГО

«ПОЭТИКА КОМПОЗИЦИИ» // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1972.
Цель работ №2– формирование умения работы с научными работами.
Письменная работа № 3
КОНСПЕКТ СТАТЬИ В. Е. ХОЛШЕВНИКОВА «КОМПОЗИЦИЯ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ» // Анализ одного стихотворения / Под ред. В.Е. Холшевникова. – Л., 1985

Цель работ №3– формирование умения работы с научными работами.

Письменная работа № 4
«ЖАНРЫ ЛИРИКИ»

Цель: формировать умение определять лирические жанры и обосновывать свою точку зрения анализом.

Задание: определить жанр 1 из предложенных лирических произведений, назвать жанровые признаки.

Тексты для анализа:



  1. Пушкин А. С. «Редеет облаков летучая гряда…»

  2. Пушкин А. С. «Погасло дневное светило…»

  3. Пушкин А.С. Черная шаль

  4. Пушкин А.С. «В надежде славы и добра…»

  5. Пушкин А. С. Песнь о вещем Олеге.

  6. Жуковский В. А. Вечер

  7. Жуковский В. А. Море.

  8. Лермонтов М.Ю Русалка

  9. Лермонтов М.Ю. Тростник

  10. Лермонтов М. Ю. И скучно и грустно

  11. Лермонтов М. Ю. Тамара

  12. Лермонтов М.Ю. Опасение

  13. Лермонтов М.Ю. Разлука

  14. Лермонтов М.Ю. Одиночество

  15. Лермонтов М.Ю. Дереву

  16. Лермонтов М.Ю. Арфа

  17. Лермонтов М.Ю. Два сокола

  18. Тютчев Ф.И. Сижу задумчив и один

  19. Майков А. Сон в летнюю ночь

  20. Жемчужников А. Осенние журавли

  21. Бунин И. А. «Багряная печальная луна…»

  22. Бунин И. А. «Растет, растет могильная трава…»

  23. Бунин И. А. Рыбачка

  24. Ахматова А. А. Художнику

  25. Маяковский В. В. Письмо Татьяне Яковлевой.

  26. Бальмонт К.Д. Притча о великане

  27. Бальмонт К.Д. Заклятые

  28. Рубцов Н. М. Прощальная песня

  29. Рубцов Н.М. Свидание

  30. Рубцов Н. М. У размытой дороги



Письменная работа №5
«ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ»

Цель: закрепление теоретических знаний о художественном образе, развитие умений определять виды художественных образов с учетом различных классификаций.

Задание: в художественных произведениях, предложенных к письменной работе №4, определить виды художественных образов по выполняемой функции (см. Чернец Л.В. Виды образа // Введение в литературоведение. Уч. Издание / Под. Ред. Чернец Л.В. – М., 2004, стр. 33-45), а также опираясь на предметную, обобщенно-смысловую и структурную классификации (Эпштейн М. Образ художественный // Словарь литературных терминов. – М., 1987, стр. 252-256).

IV семестр
Письменная работа № 1
КОНСПЕКТ КНИГИ М.М. БАХТИНА «АВТОР И ГЕРОЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель: совершенствование навыков конспектирования; осмысление необходимости разграничения контекстов автора и героев в произведении, формирование методологической основы для проведения практических занятий и выполнения последующих письменных работ.

Задание: при выполнении конспекта необходимо лист вертикально разделить на 2 части: одна, большая, собственно для конспекта и вторая, меньшая, для словаря, вопросов и помет.
Письменная работа № 2
«ЛИРИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ»

Цель: формировать умение разграничивать разные «голоса» в лирическом стихотворении, соотносить их с «голосом» автора, доказывать свою точку зрения анализом.

Задание: осмыслить специфику и эстетическую функцию субъектной организации лирического стихотворения.

Тексты для анализа:

А. С. Пушкин. Коварность

2. А. С. Пушкин. Поэт и толпа.

3. А. С. Пушкин. Бесы

4. М. Ю. Лермонтов. Челнок

5. М. Ю. Лермонтов. «Для чего я не родился…»

6. М. Ю. Лермонтов. Гусар.

7. М. Ю. Лермонтов. Бородино

8. М. Ю. Лермонтов. Сосед

9. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»

10. М. Ю. Лермонтов. «Я не хочу, чтоб свет узнал…»

11. М. Ю. Лермонтов. И скучно и грустно

12. М. Ю. Лермонтов. Тамара

13. М. Ю. Лермонтов. Листок

14. Ф. Глинка. Две дороги

15. Я. Полонский. Дорога

16. Я. Полонский. Колокольчики

17. Я. Полонский. «Подойди ко мне, старушка…»

18. А. Плещеев. В лесу.

19. Н. Гумилев. Крыса

20. Н. Гумилев. Маскарад

21. Н. Гумилев. Корабль

22. Н. Гумилев. Китайская девушка

23. А. Блок. «Ночью сумрачной и дикой…»

24. А. Блок. «Молчи, как встарь, скрывая свет…»

25. А. Блок. «Я вышел в ночь – узнать, понять…»

26. А. Блок. «Смолкали и говор, и шутки…»

27. А. Блок. Незнакомка («По вечерам над ресторанами…»)

28. М. Цветаева. Глаза

29. М. Цветаева. «Ваш нежный рот – сплошное целованье…»

30. М. Цветаева. «Простите любви – она нищая!»

Письменная работа №3
«ЭПИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ. РАССКАЗЧИК И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ»

Цель: совершенствование навыков анализа образа-голоса в эпическом произведении.

Задание: охарактеризовать повествователя (рассказчика) в предложенном произведении, специфику его речи, обосновать эстетическую необходимость подобной речи повествователя (рассказчика), определить авторское отношение к повествователю (рассказчику).

Тексты для анализа:


  1. И. С. Тургенев. Ермолай и мельничиха.

  2. И. С. Тургенев. Малиновая вода.

  3. И. С. Тургенев. Уездный лекарь.

  4. И. С. Тургенев. Льгов.

  5. И. С. Тургенев. Бежин луг.

  6. И. С. Тургенев. Бурмистр.

  7. И. С. Тургенев. Контора.

  8. И. С. Тургенев. Бирюк.

  9. И. С. Тургенев. Лебедянь.

  10. И. С. Тургенев. Смерть.

  11. И. С. Тургенев. Певцы.

  12. И. С. Тургенев. Свидание.

  13. И. С. Тургенев. Гамлет Щигровского уезда.

  14. И. С. Тургенев. Стучит!

  15. И. С. Тургенев. Лес и степь.

  16. В. М. Шукшин. Суд.

  17. В. М. Шукшин. Письмо.

  18. В. М. Шукшин. Ораторский прием.

  19. В. М. Шукшин. Мой зять украл машину дров!

  20. В. М. Шукшин. Беседы при ясной луне.

  21. В. М. Шукшин. Страдания молодого Ваганова.

  22. В. М. Шукшин. Выбираю деревню на жительство.

  23. В. М. Шукшин. Алеша Бесконвойный.

  24. В. М. Шукшин. Ночью в бойлерной.

  25. В. М. Шукшин. Жил человек…

  26. В. М. Шукшин. Пьедестал.

  27. В. М. Шукшин. Осенью.

  28. В. М. Шукшин. Версия.

  29. В. М. Шукшин. Наказ.

  30. В. М. Шукшин. Мнение.



Письменная работа № 4
«ЭПИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ. ПРОБЛЕМА ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»

Цель: совершенствование навыков анализа художественного произведения, осмысление проблемы точки зрения как одной из основных форм композиции речевой организации в литературе XIX-XX веков.

Задание: определить смену точек зрения, способы включения «чужой речи» (речи персонажей) в речь повествователя (рассказчика): диалог, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь.
Письменная работа №5

Цель: способствовать развитию филологической культуры, письменной речи студентов, формировать теоретико-литературную позицию.

Задание: дать письменный ответ вопрос (один вопрос на студента).

Заочное обучение

Письменная работа №1
«ЖАНРЫ ЛИРИКИ»

Цель: формировать умение определять лирические жанры и обосновывать свою точку зрения анализом.

Задание: определить жанр 1 из предложенных лирических произведений, назвать жанровые признаки.

Тексты для анализа:



  1. Пушкин А. С. «Редеет облаков летучая гряда…»

  2. Пушкин А. С. «Погасло дневное светило…»

  3. Пушкин А.С. Черная шаль

  4. Пушкин А.С. «В надежде славы и добра…»

  5. Пушкин А. С. Песнь о вещем Олеге.

  6. Жуковский В. А. Вечер

  7. Жуковский В. А. Море.

  8. Лермонтов М.Ю Русалка

  9. Лермонтов М.Ю. Тростник

  10. Лермонтов М. Ю. И скучно и грустно

  11. Лермонтов М. Ю. Тамара

  12. Бунин И. А. «Багряная печальная луна…»

  13. Бунин И. А. «Растет, растет могильная трава…»

  14. Бунин И. А. Рыбачка

  15. Ахматова А. А. Художнику

Письменная работа №2
«ЭПИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ. РАССКАЗЧИК И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ»

Цель: совершенствование навыков анализа образа-голоса в эпическом произведении.

Задание: охарактеризовать повествователя (рассказчика) в предложенном произведении, специфику его речи, обосновать эстетическую необходимость подобной речи повествователя (рассказчика), определить авторское отношение к повествователю (рассказчику).

Тексты для анализа:

  1. И. С. Тургенев. Бежин луг.

  2. И. С. Тургенев. Бурмистр.

  3. И. С. Тургенев. Контора.

  4. И. С. Тургенев. Бирюк.

  5. И. С. Тургенев. Лебедянь.

  6. И. С. Тургенев. Певцы.

  7. И. С. Тургенев. Свидание.

  8. И. С. Тургенев. Гамлет Щигровского уезда.

  9. И. С. Тургенев. Стучит!

  10. И. С. Тургенев. Лес и степь.

  11. В. М. Шукшин. Суд.

  12. В. М. Шукшин. Письмо.

  13. В. М. Шукшин. Ораторский прием.

  14. В. М. Шукшин. Мой зять украл машину дров!

  15. В. М. Шукшин. Беседы при ясной луне.



б) Итоговый контроль
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Литература как вид искусства.

  2. Специфика художественного образа.

  3. Виды художественного образа.

  4. Разделение литературы на роды и жанры.

  5. Лирика как род литературы. Лирические жанры.

  6. Жанровые признаки баллады.

  7. Жанровые признаки элегии.

  8. Жанровые признаки послания.

  9. Эпос как род литературы. Жанры эпоса.

  10. Рассказ как малый эпический жанр.

  11. Повесть по отношению к рассказу и роману.

  12. Жанровые признаки новеллы.

  13. Драма как род литературы. Жанры драмы.

  14. Жанровые признаки трагедии.

  15. Жанровые признаки комедии.

  16. Жанровые признаки собственно драмы.

  17. Понятие «субъектная организация произведения».

  18. Рассказик, повествователь, образ автора – основные субъекты речи в эпосе.

  19. Лирический субъект – основной образ-голос в лирике.

  20. Проблема «точки зрения» в произведении.

Знание теории студенты обязательно подкрепляют анализом произведения (отрывка из произведения) в заданном теоретическим вопросом аспекте.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература


  1. Федотов О. И. Основы теории литературы. В 2 ч. Ч.2. Стихосложение и литературный процесс. – М., 2003.

  2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под. ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.

  3. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова [1976] 3-е изд. – М., 1988.

  4. Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995.

  5. Поспелов Г. Н. Теория литературы. – М., 1978.

  6. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. 5-е изд. – М., 1976.

  7. Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999.

  8. Давыдова Т. Т., Пронин В. А. Теория литературы. – М., 2003.

  9. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. И сост. А. Н. Николюкин. – М., 2001.

  10. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987.

  11. Словарь литературных терминов / Ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М., 1974.


Дополнительная литература


  1. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды.

  2. Чернец Л. В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. – М, 1982.

  3. Стенник Ю. В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. – Л, 1974.

Гинзбург Л. Я. О лирике. Издание второе, доп. – Л., 1974.

  1. Сильман Т. И. Заметки о лирике. – Л, 1977.

  2. Поспелов Г. П. Лирика: Среди литературных родов. – М., 1976.

  3. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. – М, 1975; или Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб, 2000.

  4. Успенский Б. А. Поэтика композиции. – СПб., 2000.

  5. Корман Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора. – Ижевск, 1982.

  6. Краткая литературная энциклопедия. Т. 1-8. М, 1962-1978 / Под ред. А. А. Суркова. Т. 9 (доп.).


4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4-а. Методические материалы к дисциплине

(Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям)
III семестр


  1. Жанры эпоса: повесть.

Цель: закрепить представление о жанре как целостной организации формальных свойств и признаков, постичь авторский замысел, анализируя жанровые особенности повести И. С. Тургенева «Затишье».

Повесть по отношению к роману и к рассказу. Расширение многообразия мира в повести: роль смены событий и смены впечатлений. Способы организации повествования. Анализ повести И. Тургенева «Затишье».



Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

4. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

5. Фесенко Э. Я. Теория литературы. – М., 2004.

6. Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.

7. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1.

8. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. – М., 1968-1973. Т 1-4.

Рекомендации по подготовки к занятию.

Готовясь к первому практическому занятию, необходимо повторить теорию литературных родов и жанров, учитывая условность терминологии. Важно учитывать, что в трактовке понятий род, жанр, вид нет единого мнения. Необходимо ознакомиться с трактовками, предложенными в словарях (см. список рекомендованной литературы). Приветствуется обращение студента к истории вопроса род (обращение к античной поэтике Аристотеля и Платона и к эстетике Гегеля).

Повторяя материал по теме «жанр», необходимо вспомнить, что в основе жанрового деления лежит несколько принципов. Так, различают жанры

- по принадлежности к разным родам поэзии: эпические (героическая или комическая поэма), драматические (трагедия, комедия), лирические (ода, элегия, сатира);

- по ведущему эстетическому качеству, эстетической «тональности»: комические, трагические, сатирические; это деление в новейшей литературе осложнено;

- по объему и соответствующей структуре произведения: объем во многом зависит от двух основных моментов – от рода и эстетической «тональности»; лирика по объему обычно невелика, драма имеет размеры, определяемые сценическими условиями; трагедийность требует развернутости, а элегические мотивы могут не слишком «разворачиваться».

Литературоведы также подразделяют жанры на виды, исходя из ряда разнородных принципов:

- общего характера тематики (например, роман бытовой, авантюрный, психологический, социально-утопический, исторический, детективный, научно-фантастический, приключенческий и т.д.);

- свойств образности (сатира гротескная, аллегорическая, бурлескная, фантастическая и т.п.);

- типа композиции (лирическое стихотворение в форме сонета, триолета, газели, хокку, танка и т.п.).

Повторение теории рода и жанра позволит студентам перейти к осмыслению отдельных жанров и выявлению жанровых признаков в конкретном художественном тексте.

Рассматривая теорию повести, важно учитывать, что границу между повестью и романом следует искать не в их объеме, а в особенностях композиции. В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, в повести материал излагается хроникально.

Осмысление аспекта «повесть по отношению к рассказу» следует начинать с истории «повестей» в русской литературе. Необходимо иметь в виду, что до XIX века принципиальных отличий между названными жанрами не существовало.

При анализе повести И. С. Тургенева «Затишье» нужно обратить внимание на хронотоп, учитывая последовательность и дискретность художественного времени.

Важным этапом подготовки к занятию является осмысление авторского замысла, отношение автора к повествователю. Для этого необходимо осмыслить особенности повествования, охарактеризовать повествователя, найти эпизоды, в которых позиция автора не соответствует позиции основного субъекта речи.


  1. Жанры эпоса: рассказ.

Цель: закрепить теорию рассказа, сопоставить позиции автора и рассказчика (И. С. Тургенев «Два помещика).
Описательно-повествовательный и конфликтно-повествовательный типы рассказа. Субъект рассказывания. Анализ рассказа И. Тургенева «Два помещика».
Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

4. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.
Рекомендации по подготовки к занятию.

Первым этапом подготовки к занятию является повторение теории по теме «рассказ», сопоставление трактовок, представленных в литературоведческих словарях.

После уяснения жанровых признаков рассказа и особенностей очеркового (описательно-повествовательного) и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типов жанра студенту необходимо дома проанализировать рассказ «Два помещика», учитывая следующие аспекты:

- Рассказ практически лишен характерного для эпоса нарративного начала. К какому типу рассказа можно отнести исследуемое произведение?

- Кто является основным субъектом речи в рассказе? Какую установку (на устную или письменную речь) выражает рассказчик? Как это помогает понять авторский замысел?

- «Два помещика» - произведение с «непропорциональной» композицией. Как вы думаете, это свидетельствует о недостаточном опыте создания художественной прозы автора (вспомните историю создания цикла «Записки охотника») или особая авторская «игра», позволяющая выразить и сформировать у читателя отношение не только к героям-помещикам, но и к герою-рассказчику? Отвечая на данный вопрос, необходимо особое внимание уделить сильным позициям текста (названию, первому и последнему абзацам).




  1. Жанры эпоса: новелла.

Цель: выявить жанровые признаки новеллы и научиться их характеризовать в конкретном произведении (новелла Е. А. Баратынского «Перстень»).
Новелла по отношению к рассказу. Особенности сюжета и композиции новеллы. Анализ новеллы Е.А. Баратынского «Перстень».
Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

4. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

5. Немзер А. Тринадцать таинственных историй. // Русская романтическая новелла. – М., 1989.


Рекомендации по подготовки к занятию.

Первым этапом подготовки к занятию является повторение теории по теме «новелла», сопоставление трактовок, представленных в литературоведческих словарях.

При анализе новеллы «Перстень» особое внимание следует уделить сюжетно-композиционным особенностям, характеристике персонажей.

На занятии перед студентами ставятся проблемные вопросы, обдумать которые предлагается на этапе подготовки:

1. Почему, по вашему мнению, новелла получила широкое распространение именно в эпоху романтизма? Можно ли сказать, что через жанр выражается романтическое мировосприятие?

2. В чем специфика повествования различных жанров эпоса: повести, рассказа и новеллы?

3. Какие приемы жанрового «узнавания» повести, рассказа и новеллы могли бы вы предложить?


  1. Жанры лирики: элегия.

Цель: закрепить представление об элегии как жанре лирики, постичь своеобразие «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье…») А. С. Пушкина.
Тематическое многообразие элегии. Субъект речи в элегии. Формы элегического стиха. Анализ «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье…») А.С. Пушкина.
Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

4. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

5. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. – М., 2003


Рекомендации по подготовки к занятию.

Элегия – один из древнейших жанров лирики. Студенту при подготовке к занятию необходимо повторить теорию и историю элегии, обратить внимание на то, что элегия и ода – жанры лирики, имеющие схожую историю и изначально одно и то же («песня»), однако со временем содержание этих произведений изменилось. Как отмечают авторы учебного пособия «Теория литературы» Т. Т. Давыдова и В. А. Пронин, «спор оды с элегией носит философский характер, оба лирических жанра выражают два основных аспекта человеческого бытия: человек в космосе и человек в социуме. Элегия помогает личности осознать свою пространственно-временную принадлежность ко вселенной, ода отражает общественно-политические и социальные связи личности.

Ход мысли в элегии таков: «Я одинок в этом мире, но любовь помогает мне преодолеть одиночество моего существования, однако любовь оказалась призрачной, и я еще более одинок в этот вечерний осенний миг вечности, к которой принадлежит и моя жизнь. Так будем же ценить краткие мгновения бытия и счастья» [Т. Т. Давыдова, В. А. Пронин. Теория литературы. – М., 2003. – С. 67].

Повторенный теоретический материал позволит студенту перейти к анализу «Элегии» А. С. Пушкина.

При исследовании пушкинского текста, необходимо особое внимание уделить следующим аспектам:

- лирический субъект;

- хронотоп (как создается автором образ вечности и бесконечности, как философское понимание бытия осознается в конкретном лирическом переживании);

- строфика (почему автор использует разные типы строфы);

- стилистические фигуры (подумать, почему А. С. Пушкин нарушает правила логики и грамматики, начиная предложения с сочинительного союза);

- функция и своеобразие контраста;

- поэтика заглавия (зачем автору необходимо в заглавии жанровое определение, во всем ли текст произведения соответствует его заглавию).


  1. Жанры лирики: баллада.

Цель: постичь своеобразие баллады как лирического жанра, учитывая эпическое (повествование, сюжет, конфликт) начало.
История баллады в европейской и русской поэзии. Лиро-эпическое начало в балладе. Поэтика баллады М.Ю. Лермонтова «Воздушный корабль».
Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

4. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

5. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. – М., 2003.

6. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.

7. Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. – СПб, 2001.

8. Кулагина А. В. Русская народная баллада. – М., 1977.

9. Смирнов Ю. И. Восточно-славянские баллады и близкие им формы. Опыт указателя сюжетов и версий. – М., 1980.


Рекомендации по подготовки к занятию.

Повторяя теоретический материал по теме баллада, рекомендуется подумать над словами Гегеля: «Это продукт средних веков и современности по содержанию частично эпический, по обработке же большей частью лирический» (Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. – М., 1958. – С. 273). Почему, несмотря на синтез эпического и лирического (а часто – и драматического) начал, баллада относится не к синкретичным жанрам, а к жанрам лирики? Как вы понимаете слова Гегеля «по обработке большей частью лирический»? Почему, по вашему мнению, баллада получает широкое распространение именно в эпоху романтизма? Какому жанру эпоса близка баллада, в чем это проявляется?

Прежде чем начать анализировать балладу М. Ю. Лермонтова «Воздушный корабль», рекомендуется познакомиться с историей этого произведения, учитывать, что стихотворение написано по мотивам баллады «Корабль призраков» австрийского поэта и драматурга Йозефа Кристиана Цедлица (Зейдлица). На данном этапе целесообразно осмыслить, почему баллада легче, чем другие жанры лирики, поддается переводу. Приветствуется обращение студентов к наполеоновской теме в более ранних произведениях поэта.

При имманентном анализе баллады М. Ю. Лермонтова студентам рекомендуется тематически расписать все существительные, прилагательные, глагольные формы стихотворения по методике М. Л. Гаспарова (М. Л. Гаспаров. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа // Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. – СПб, 2001). Этот длительный и трудоемкий процесс позволит понять специфику и функции повторов и контраста, а также своеобразие конфликта в балладе.




  1. Жанры лирики: послание.

Цель: осмыслить своеобразие послания, тематическое многообразие и формальные признаки жанра на примере стихотворений А. С. Пушкина «К Наталье» и «Послание к цензору».
Послание как древнейший жанр монологической поэзии (античная литература: «Послание к Пизонам» Горация). Лирический жанр послания в XVIII и 1-й трети XIX вв. (И. Дмитриев, Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков и др.). Анализ посланий А.С. Пушкина: «Послание к Наталье», «Послание Цензору».
Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

4. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

5. Аренштейн Л. М. Пушкин. Непричесанная биография. – М., 1999.

6. Вересаев В. В. Пушкин в жизни. – М., 1984.
Рекомендации по подготовки к занятию.

В те исторические периоды, когда процветал эпистолярный роман, его стихотворным аналогом в лирике было поэтическое послание. Какова история этого жанра? В чем заключается основной формальный жанровый признак послания? Как отличить послание от близкого жанра лирики – посвящения?

Основная тема занятия – сопоставительный анализ двух посланий А. С. Пушкина, написанных в разные периоды, адресованных разным людям и поднимающие разные проблемы. Какие общие жанровые признаки можно выделить? При домашнем исследовании предложенных текстов рекомендуется выписать стилистические фигуры и риторические приемы, которые использует автор, осмыслить их функцию.


  1. Жанры драмы: трагедия.

Цель: закрепить представления о трагедии как жанре драмы, выявить признаки трагедии в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина.

Особенности конфликта в трагедии. Обстановка и действующие лица. Исторические трансформации трагедии [от трагедии к исторической хронике (В. Томашевский)]. Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».



Литература:

1. Хализев В. Е. Драма как род литературы. – М., 1986.

2. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

5. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

6. Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957.
Рекомендации по подготовки к занятию.

Трагедия – один из самых сложных жанров литературы, поэтому при подготовке к этому занятию требуется особое внимание уделить теоретическим аспектам, осмыслить историю и теорию жанра. Как вы понимаете исходное в толковании Аристотеля положение о «сострадании» и «очищении (katharsis) подобных страстей? В чем отличие реалистической трагедии от древнегреческой и классицистической?

Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» должна быть осмыслена студентом в следующих аспектах:

- система персонажей, выявление главного героя, его характеристика, оценка другими персонажами и авторское отношение;

- композиция и ритм трагедии;

- понимание автором сложного этапа русской истории, многообразие точек зрения и способы их выражения.




  1. Жанры драмы: комедия.

Цель: углубить представление о комедии, осмыслить специфику конфликта в комедии, проанализировать жанровые признаки в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Особенность конфликта в комедии. Обстановка и действующие лица. Комедия нравов, комедия характеров, комедия интриги. Анализ комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».



Литература:

1. Хализев В. Е. Драма как род литературы. – М., 1986.

2. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

5. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

6. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. Т. 3.
Рекомендации по подготовки к занятию.

В чем особенность комедийного конфликта? Какие три типа комедийных характеров и целей выделяет Гегель? Почему комедия в литературоведческой мысли традиционно считается жанром, противоположным трагедии (учитывая содержательный аспект и все уровни формы)?


Комедия, в отличие от трагедии, имеет несколько жанровых разновидностей: комедию положений, комедию интриги, комедию характеров, комедию масок (dell’arte), комедию «плаща и шпаги», высокую комедию. К какой разновидности относится комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Исследуя текст комедии при подготовке к занятию, студенты должны обратить внимание на то, что в данном произведении наблюдаются признаки различных творческих методов (классицизма и реализма), как это можно подтвердить текстом? В чем основной конфликт комедии? Охарактеризуйте персонажей.



  1. Жанры драмы: драма.

Цель: постичь своеобразие драмы по сравнению с другими жанрами драматического рода, осмыслить разницу понятий «драма» и «драматизм» (на примере «Бесприданницы» А. Н. Островского).
История драмы («большая», или серьезная комедия; «слезная» комедия, или «мещанская трагедия»; пьеса из современной жизни с трагической интригой). Обстановка, характер конфликта, действующие лица драмы. Анализ драмы А.Н. Островского «Бесприданница».
Литература:

1. Хализев В. Е. Драма как род литературы. – М., 1986.

2. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

5. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.


Рекомендации по подготовки к занятию.

Исследуя теорию вопроса, студенту следует понять, почему драма становится самым распространенным драматическим жанром, вытесняя трагедию и комедию. Какие разновидности драмы как жанра выделяют исследователи? К какой разновидности относится пьеса А. Н. Островского «Бесприданница»?

Анализируя драму «Бесприданница», необходимо сопоставить специфику конфликта в трагедии и собственно драме? Почему трагический финал не является жанровым признаком трагедии? Готовясь к практическим занятиям 7-9, студенты должны учитывать, что помимо трагедии, комедии и драмы как жанров существуют трагизм, комизм и драматизм как виды пафоса. В чем отличие? Можно ли выделить в драме «Бесприданница» эпизоды, наполненные комизмом или трагизмом? Каков основной пафос пьесы? При анализе произведения особое внимание следует уделить речи персонажей. Как раскрывается характер и трагедия Ларисы Огудаловой (осмыслить ее речь и речь других действующих лиц). Можно ли говорить о «катарсисе» применительно к комедии или собственно драме?


IV семестр


  1. Эстетические субъекты и субъекты речи.

Цель: закрепить представление об эстетических субъектах и субъектах речи.
Автор и читатель как эстетические субъекты. Проблема автора в произведении. Субъект речи как художественный образ. Образ адресата. Слово в вербальном и невербальном (ритм, фоника) контексте. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…».
Литература:

1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под. ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.

2. Фоменко И. В. Практическая поэтика. – М., 2006.

3. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. – М., 2002.

4. Поспелов Г. Эстетическое и художественное. – М., 1965.

5. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.


Рекомендации по подготовке к занятию.

При подготовке к практическому занятию необходимо четко осознать разницу между эстетическими субъектами произведения и субъектами речи в тексте. К эстетическим субъектам относятся субъекты, участвующие в эстетическом осмыслении: автор эстетически осмысляет и преображает действительность, читатель эстетически воспринимает написанное автором. Эстетические субъекты, в отличие от субъектов речи, находятся вне текста. Основным субъектом речи в художественном произведении является образ-голос (Л.В. Чернец). В лирике им является лирический субъект, лирический герой или герой ролевой лирики. В эпосе – рассказчик, повествователь и образ автора. В драме – образ автора. Помимо основных, в произведении субъектом речи выступают персонажи. В лирике и эпосе основной субъект речи может выполнять функцию персонажа (лирический герой, рассказчик).





  1. Лирический субъект – основной образ-голос лирики.

Цель: сформировать представление о различных ценностных центрах, представленных в произведении, различать контекст автора и героя, ритм и интонацию.
Способы создания лирического субъекта. Лирический субъект и автор. Осмысление различных контекстов (М.М. Бахтин) в стихотворении А.С. Пушкина «Для берегов отчизны дальной…».
Литература:

1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М.Эстетика словесного творчества. – М., 1975 или Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб, 2000.

2. Жирмунский В. М. Задачи поэтики // Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – М. , 1972.

3. Гинзбург Л. О лирике. – М., 1974.

4. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под. ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.


Рекомендации по подготовке к занятию.

Важной составляющей подготовки является выполнение конспекта работы М. М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности», в которой исследователь показывает, как в художественном тексте взаимодействуют разные ценностные центры (контексты): автора и героя (героев). На практическом занятии анализируется стихотворение А. С. Пушкина «Для берегов отчизны дальной…», сопоставляются подходы к анализу этого произведения В. М. Жирмунского (реферат главы учебника студенты выполняли в первом семестре) и М. М. Бахтина. Как правило, у студентов вызывает сложность необходимость соотнести интонацию и ритм. При подготовке к занятию необходимо обозначить интонацию не только каждой строфы, но и каждого стиха, их смену, взаимодействие, как интонация характеризует лирического субъекта и помогает передать авторский контекст, выявить закономерность ритма.




  1. Лирические субъекты: лирический герой.

Цель: осмыслить различные толкования термина «лирический герой».
Характерные признаки лирического героя. Лирический герой и лирический субъект. Циклическое текстопостроение. Лирический герой цикла стихотворений из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и стихотворения «Зимняя ночь».
Литература:

1. Гинзбург Л. О лирике. – М., 1974.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под. ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.



  1. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

  2. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.


Рекомендации по подготовке к занятию.

С термином «лирический герой» связано много споров в литературоведении ХХ века. Л. Я. Гинзбург утверждала, что этим сочетанием стали злоупотреблять в науке о литературе, тогда как правомерно его использование лишь в контексте всего творчества или ряда произведений автора. Поэтому для анализа предлагается осмыслить лирического героя в цикле стихотворений Б. Л. Пастернака. Общность контекста усиливается тем, что лирический герой является главным героем романа. В исследуемом цикле есть стихотворения, субъект речи в которых выражен местоимением первого лица (в этом случае он является одновременно и образом-персонажем, т.е. героем) и формально безличные стихотворения. Студентам необходимо подумать, почему автор не всегда использует лирическое «Я», как это характеризует героя (на примере стихотворения «Зимняя ночь»).



4. Лирические субъекты: герой ролевой лирики.

Цель: уяснить понятие «герой ролевой лирики» и научиться выявлять и анализировать его в тексте.
Родовые признаки лирики в ролевой поэзии. Субъекты речи стихотворений В. Высоцкого «Песня о нейтральной полосе» и «Песня попугая». Осмысление авторского «я».
Литература:

1. Гинзбург Л. О лирике. – М., 1974.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под. ред. Л. В. Чернец. – М., 2004

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.



  1. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика. Кн. 2: Строфика. – М., 2002.


Рекомендации по подготовке к занятию.

При анализе предложенных стихотворений важно учитывать, что в ролевой лирике авторский голос наиболее «замаскирован» по сравнению с другими лирическими формами, при этом произведение не перестает быть лирическим, т.е. максимально субъективным, авторское начало в нем выражено очень активно. Задача студента – понять, как за маской «другого» постигается авторский контекст. При анализе «Песни о нейтральной полосе» важно охарактеризовать основного субъекта речи (героя ролевой лирики): его статус, мировоззрение, речь. Соотнести характер субъектов основного текста и последней строфы, понять функцию «смены» субъекта речи. При анализе «Песни попугая» задача студента – разобраться в авторском контексте. Важно учитывать, что по законам лирики «я» попугая перестает быть чужим, эстетические субъекты словно «перевоплощаются» в героя ролевой лирики и воспринимают мир через его точку зрения (соотнести с рассказчиком в эпическом произведении).





  1. Лирические субъекты: субъектная организация стихотворения.

Цель: закрепить представления о различных контекстах, реализованных в художественном произведении.
Осмысление ценностных центров в стихотворении со сменой субъектов речи. Для анализа – стихотворение И.А. Бунина «Одиночество» («Худая компаньонка, иностранка…»).
Литература:

  1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М.Эстетика словесного творчества. – М., 1975 или Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб, 2000.

  2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под. ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.


Рекомендации по подготовке к занятию.

При анализе стихотворения необходимо осмыслить взаимодействие всех контекстов: лирического субъекта, компаньонки, писателя. Особое внимание нужно уделить приему несобственно-прямой речи, его функции в тексте. Следует также сопоставить анализируемое произведение с одноименным стихотворением автора (И ветер, и дождик, и мгла…») 1903 года, чтобы понять, как меняется авторское понимание одиночества.





  1. Лирический повествователь в поэме.

Цель: формирование представлений о лирическом повествователе поэмы.
Признаки лирического и эпического начал в поэме. Осмысление контекстов в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
Литература:

  1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М.Эстетика словесного творчества. – М., 1975 или Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПб, 2000.

  2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под. ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

5. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.
Рекомендации по подготовке к занятию.

Поэма как синкретический лиро-эпический жанр сложна для анализа, поэтому при подготовке к занятию необходимо учитывать, что является эпическим (отстраненное от авторского «Я») началом и что лирическим переживанием. Необходимо выписать все предложения, в которых встречаются местоименные формы первого лица (я, мой), отметить, в каких частях поэмы эти формы наиболее употребимы и почему. Охарактеризовать способы передачи основных ценностных центров: Евгения (осмыслить выбор героя и способы создания его образа), лирического повествователя (отношение к России, Петербургу, судьбе героя) и автора. Меняется ли отношение к Петру I во вступлении и в основной части поэмы? Как это помогает понять авторский контекст? Можно ли однозначно оценить авторский замысел? Необходимо обратить внимание на рамочные компоненты. Почему автор определяет жанр произведения как «петербургская повесть». Какова функция предисловия?




  1. Эпические субъекты: повествователь, рассказчик, образ автора.

Цель: формировать представление об эпических субъектах: повествователе, рассказчике, образе автора.
Издатель «Повестей Белкина» А.С. Пушкина. Рассказчик и автор в повести «Барышня-крестьянка».
Литература:

1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М., 1998.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под. ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.

3. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

5. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.


Рекомендации по подготовке к занятию.

Осмыслить функции заглавия, эпиграфа и предисловия «От издателя». Особое внимание обратить на примечания, подписанные А. С. Пушкиным и инициалы издателя. Какая эстетическая установка содержится в предисловии? Действительно ли А. С. Пушкин от имени издателя выражает собственную позицию? В какую игру включает автор читателя и какова функция иронии для осуществления авторского замысла? Охарактеризуйте И. П. Белкина с точки зрения «одного почтенного мужа, бывшего другом Ивану Петровичу», издателя и автора. С помощью каких средств выражается авторское отношение?




  1. Эпические субъекты: проблема точки зрения.

Цель: сформировать представление о «точке зрения» в литературном произведении и анализировать ее в предложенном тексте.
«Точка зрения» как один из основных аспектов композиции эпического произведения. Разновидности «точек зрения».

Смена «точек зрения» (образа автора, рассказчика, героев) рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч».


Литература:

  1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под. ред. Л. В. Чернец. – М., 2004.

  2. Успенский Б.А. Поэтика композиций. – М., 2000.

  3. Теория литературы: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т. 2: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М., 2004.


Рекомендации по подготовке к занятию.

«Точка зрения» - важный аспект анализа повествовательной структуры. Как меняются голоса в эпическом произведении, чья точка зрения преобладает и почему – задача студента понять при подготовке к практическому занятию. Исследуя рассказ «Хорь и Калиныч», открывающий цикл очерков «Записки охотника», особое внимание следует уделить первому абзацу и его функции для понимания и отдельного рассказа, и всего цикла. В «Записках охотника» взаимодействуют лирическое и эпическое начала, студенту необходимо разобраться, почему в одних произведениях доминирующий голос рассказчика может служить способом выражения эпического начала («Барышня-крестьянка»), а в других – лирического («Хорь и Калиныч»). Как меняются отношения «автор-рассказчик» в обоих текстах. Проследить смену точек зрения в центральном эпизоде текста (сопоставление Хоря и Калиныча), особое внимание уделить последнему предложению этого абзаца.




  1. Способы включения в текст «чужой речи».

Занятие проводится в форме коллоквиума. Студентам необходимо подобрать примеры из художественных произведений различных способов включения в художественное произведение «чужой речи» и определить их функцию: монолог, внутренний монолог, диалог, прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь, а также «чужое» слово, заимствованное из других литературных источников: цитату, аллюзию, реминисценцию.
Литература:

1. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

2. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1985.

3. Словарь литературоведческих терминов /Составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – М., 1974.

4. Фесенко Э. Я. Теория литературы. – М., 2005.


4-б. Карта обеспеченности литературой


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения
1433.38kb.
Практикум по дисциплине в. Карта обеспеченности литературой по дисциплине
385.24kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1386.06kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 Практикум по выразительному чтению
636.23kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века
1425.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
2284.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 5 Отечественное и зарубежное литературоведение
1092.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
2123.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности»
382.44kb.