Главная стр 1
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДС.3 История русской литературы и культуры XX века

(ДС.04.13-027)
Для специальности Библиотечно-информационное дело

ОП-00.12

Составитель:

к.ф.н., доцент В.С. Бондарь

Уссурийск, 2009



СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ………………………..……




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….

а). Методические материалы к дисциплине (Методические

рекомендации к выполнению письменных работ) …………………….….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ……………………....

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………….…



1. АННОТАЦИЯ

Содержание дисциплины. Учебная программа включает в себя теоретический и контрольный разделы. Теоретический материал курса представлен в виде лекционных занятий по следующим разделам: «Культура как исторически определенная форма цивилизации», «Серебряный век как целостный культурно-исторический феномен», «Литературная, культурная и общественная жизнь советской России в 20-30-е годы», «Литература и культура советской России в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время», «Литературная и культурная жизнь советской России в 50-60-е, 70-80-е годы», «Литература и культура русского зарубежья». Логика деления на отдельные циклы обусловлена историей страны. Программа направлена на формирование целостного представления о литературном процессе как части культуры страны и других видах искусства. Теоретический раздел предусматривает освоение системы литературоведческих, историко-литературных и критических знаний, необходимых для профессиональной компетенции студентов. Основное содержание лекций связано с обзором этапов развития литературной, культурной и общественной жизни России, творчества отдельных авторов. Демонстрируются образцы анализа произведений, относящихся к различным видам искусства.

Компетенции. Знать специфику истории русской литературы и культуры ХХ века, закономерности и эволюцию литературы и культуры, основные направления, течения, школы ХХ века, классические и культурные традиции, их влияние на литературные процессы ХХ века, личные и творческие биографии представителей культуры, критические работы по изучаемому курсу. Уметь: соотносить творчество писателей, культурных деятелей с эстетической программой течения, направления, школы.

Связь с другими дисциплинами. «Устное народное творчество»; «История русской литературы. Древнерусская литература»; «История русской литературы. Литература XVIII века»; «История русской литературы. Литература XIX века»; «Литературоведение».

Специальность. Библиотечно-информационная деятельность (заочная форма обучения).

2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.3 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ

XX ВЕКОВ

(ДС.04.13-027)
Для специальности Библиотечно-информационное дело
ОП-00.12

Составитель:

к.ф.н., доцент Бондарь В.С.

Уссурийск, 2008



СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка …...................................................................................................

2. Тематический план дисциплины …...................................................................................

а) для заочной формы обучения…..................................................................................

3. Содержание учебного материала….......... ........................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов …..................................

5. Формы контроля (заочное обучение) …............................................................................

а) рубежный (текущий) контроль …................................................................................

б) итоговый контроль …...................................................................................................

6. Список литературы ….........................................................................................................



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русская литература и культура ХХ века, особенно в первые десятилетия ее развития, является сегодня предметом споров и переоценок. Именно тогда формировались эстетические принципы и критерии, принесшие культуре в целом, и литературе как ее части, с одной стороны, мировую славу, а с другой – столь драматически сказавшиеся на ее дальнейшей судьбе.

Возвращение некогда отринутых имен, восстановление отданных в жертву социальным утопиям общегуманистических ценностей, потрясения, испытанные от сознания духовной ценности утраченного существенно изменили содержание нашей словесности. Культура (и в ней – литература) всечеловечески гуманистична. В этом – основание считать культуру всечеловеческим, планетарным явлением и поэтому – единой.

Единство культуры в ее общечеловеческих устремлениях, своеобразие культуры в ее индивидуально-человеческих характеристиках. Культурное развитие как отдельной страны, так и отдельных государств представляет собой исторически определенную форму единства, взаимосвязи. Гуманистическое обоснование культуры определяет не только единство культуры как явления всечеловеческого, но с неменьшей убедительностью определяет и ее единственность, историческую уникальность, равно как и жизнь человека культуры, живущего в ней.

Являясь дисциплиной стандарта, курс «История русской литературы и культуры ХХ века» - один из важных в филологической подготовке студентов. Программа курса отражает характерные особенности историко-литературного процесса ХХ века, его связи с культурным наследием страны.

Программа курса построена проблемно, в строгой логической и хронологической последовательности, в ней отражен современный подход к историко-литературному процессу.

Предлагаемая программа призвана реализовать следующие цели и задачи.



Цели дисциплины:

- ознакомление студентов с реальной историей русской литературы ХХ века, ее образно-художественными традициями, крупнейшими писателями и произведениями, их творчеством;

- воспитание понимания роли, места и значения литературы в системе национальной культуры;

Задачи дисциплины:

- освоение методологических и стилевых параметров доминантных явлений в истории русской литературы и их традиций в художественных системах последующих культурных эпох;

- формирование навыков осознанно-аналитического прочтения художественного текста, понимания особенностей его словесной основы и смысловой структуры;

- ознакомление студентов с «творческой лабораторией» крупнейших писателей, с культурными достижениями страны в разные эпохи;

- обучение исходным принципам филологического подхода к разбору произведения словесного искусства на основе современной литературоведческой терминологии и аналитических методик;

- формирование значения художественной и материальной отечественной культуры, осознание места литературы в ней как искусства слова.

Курс «История литературы и культуры ХХ века» рассчитан на 14 часов (лекционный курс). Кроме этого предполагается выполнение студентами самостоятельной работы: это письменные задания по предложенному плану.

Занятия завершаются зачетом, на котором студенты должны показать знание изученного материала.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
б) для заочной формы обучения





Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия




10 семестр


14

14

-

-

86

100

1.


Нравственная и гуманистическая основа культуры как существенной основы развития мира. Культура как исторически определенная форма цивилизации.

2

2

-

-

14

16

2.

«Серебряный» век как целостный культурно-исторический феномен.

2

2

-

-

16

18

3.


Литературная, культурная и общественная жизнь Советской России в 1920-1930-е годы.

2

2

-

-

12

14

4.


Литература и культура Советской России в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

2

2

-

-

12

14

5.


Общественно-политическая, литературная, культурная жизнь Советской России 1950-1960-х годов.

2

2

-

-

12

14

6.


Общественно-политическая, литературная, культурная жизнь Советской России 1970-1990-х годов.

2

2

-

-

10

12

7.

Литература и культура русского зарубежья.

2

2

-

-

10

12




Итого за 10 семестр:

14

14

-

-

86

100




Итого по дисциплине:

14

14

-

-

86

100


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1. Нравственная и гуманистическая основа культуры как сущностной основы развития мира. Культура как исторически определенная форма цивилизации.

Цель: доказать, подчеркнуть значение мысли М. Бахтина: «Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значительность; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает».
Культура как приоритет общечеловеческой ценности мира над всеми другими. Его миссия – стать составляющей нового мышления, укрепляющего целостность и единство общечеловеческой культуры. Единство культуры – в ее общечеловеческих, гуманистических устремлениях; своеобразие культуры в ее индивидуально-человеческих характеристиках. Диалектическая соотнесенность этих функциональных характеристик культуры. Гуманистическая основа культуры – залог того и другого: целостного многообразия культуры. Культура как система гуманистических ценностей.

Связь культуры с различными сторонами общечеловеческой жизни. Тенденция гуманизации культуры, ее подчинения целям человека и общества. Нравственность, гуманность, разум – условие существования и развития человека и человечества сегодня и в будущем в единстве и своеобразии его культурного существования.



Тема 2. Серебряный век как целостный культурно-исторический феномен.

Цель: дать представление о тенденциях русской литературы начала ХХ века: дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс».
Возникновение понятия «серебряный век», ставшего синонимом понятия «культура рубежа веков». Традиции реалистической литературы. Творчество писателей-реалистов В. Вересаева, М. Горького, А. Куприна, И. Бунина, Л. Андреева. Эстетика модернизма. Декаданс как тип сознания. Многообразие течений, направлений русского модернизма (символизм, акмеизм, футуризм). Творчество К. Бальмонта, А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Хлебникова, В. Маяковского, И. Северянина и др.

Музыкальное искусство «серебряного века». Выражение эмоционального мира человека в творчестве А. Скрябина, С. Рахманинова, М. Мусоргского, Н. Чайковского.

Искусство живописи в эпоху «серебряного века». Изменение способов воспроизведения действительности в произведениях живописи. Отход художников от материального быта, обращение к «вечным» образам природы и мифологии. Лирические, религиозные, философские начала в живописи. (К. Петров-Водкин «Купание красного коня», В. Борисов-Мусатов «Призраки», М. Врубель «Демон поверженный»).

Тема 3. Литературная, культурная и общественная жизнь Советской России в 1920-1930-е годы. (Обзор).

Цель: рассмотреть особенности развития литературной, культурной, общественной жизни советской России 1920-1930-х годов; подчеркнуть причины разнородных явлений в обществе.

Методологические проблемы исследования литературного процесса ХХ века. Литературный процесс как единство проблемно-стилевых исканий в литературе серебряного века, советского периода, русского зарубежья, народов России.

Разъединение русской литературы после 1917 года: русская советская литература; русская литература, не признанная официально; литература русского зарубежья. Активизация литературной жизни в начале 20-х годов. Новые литературно-художественные журналы «Красная новь», «Печать и революция», «На посту», «Новый мир» и др. Документально-художественная проза о революции и гражданской войне (Серафимович, Фурманов, Сейфуллина, Вс. Иванов и др.).

Развитие жанра утопии. Советская романтическая поэзия (Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий. Активизация модернистской литературы. Футуризм, имажинизм, обэриуты как явление культуры и литературы. Агиттеатр, его жанры.

Формирование в советской художественной культуре стиля социалистического реализма. Задача произведений культуры воспевать достижения нового строя, его преимущества. Запрет произведений, не отражавших героику трудовых социалистических будней (Булгаков, Платонов, Замятин, Ахматова).

Новые тенденции в развитии русского искусства. развитие графики и плакатного жанра. Творчество плакатиста Д. Мора. Графическое творчество Г. Верейского, А. Остроумовой-Лебедевой. Значение агитационно-пропагандистской работы в послереволюционные годы.

Организация отдела искусств. Новые тенденции в развитии живописи. Соединение реалистических (М. Сарьян, А. Лентулов, Р. Фальк) и модернистских направлений (К. Малевич, В. Кандинский). Авангардная живопись (супрематизм). Возвращение К. Малевича к советской тематике («Скачет красная конница», «Девушка с красным древком»). Полотна кубофутуриста В. Татлина. Живопись В. Фаворского, П. Корина, А. Дейнеки, Ю. Пименова, передающая символику труда (что было определенной данью соцреализму) и мироощущение эпохи.

Архитектурное искусство. Помпезный стиль. Образцы «парадного» строительства. Проект Дворца Советов (авторы Б. Иофан, В. Щуко). Строительство Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. Строительство высотных зданий в послевоенный период (Московский университет, здание МИДа и др.).

Музыкальная культура. Народно-песенная традиция в творчестве И. Дунаевского, М. Блантера, В. Соловьева-Седого. Становление советского театра (Е. Вахтангов, Вс. Мейерхольд) и кино (С. Эйзенштейн, В. Пудовкин).

Тема 4. Литература и культура Советской России в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время.

Цель: ознакомление студентов с процессами литературного и культурного развития страны в военные и послевоенные годы.
Основные факты общественно-политической, литературной и культурной жизни. Героический подвиг народа в годы Великой Отечественной войны. Литература военных лет как художественная летопись Великой Отечественной войны. Жанровое своеобразие литературы военных лет, возрождение в ней романтических тенденций. Художественная публицистика Л. Леонова, М. Шолохова, А. Толстого. Художественное своеобразие публицистики. Связь с поэтикой фольклора. Жанр рассказа и повести военных лет (В. Гроссман «Народ бессмертен», К. Симонов «Дни и ночи», Л. Леонов «Взятие Великошумска» и др.). Роман М. Шолохова «Они сражались за Родину», А. Фадеева «Молодая гвардия». Эпическое освещение войны, создание русского национального характера. Последующее осмысление Великой Отечественной войны в произведениях различных жанров. Новые тенденции в литературе о войне: повести о человеке в буднях войны (В. Панова «Спутники»; В. Некрасов «В окопах Сталинграда»; Э. Казакевич «Звезда»); исследование истоков победы народа (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Ю. Друниной «В солдатской шинели», С. Гудзенко «Солдатские стихи»). Военные и мирные будни в поэмах А. Твардовского «Дом у дороги», М. Дудина «Вчера была война».

Своеобразие военной лирики. Тема Родины в стихах М. Исаковского, Н. Тихонова, А. Суркова, К. Симонова. Возрождение жанра поэтического послания. Песня как один из популярных жанров в поэзии военного времени (М. Исаковский «В лесу прифронтовом», А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь», А. Фатьянов «Соловьи» и др.).

Сатирическая поэзия в борьбе с фашизмом. Окна ТАСС – соединение агитационной поэзии и живописи. Жанр поэмы в годы войны. Послевоенные поэтические сборники А. Межирова «Дорога далека», С. Орлова «Поход продолжается».

Патриотическая тематика музыкального творчества в годы Великой Отечественной войны (А. Александров, В. Соловьев-Седой, Д. Шостакович, С. Прокофьев). Симфоническое искусство в послевоенный период (С. Слонимский, А. Шнитке, А. Эшпай); оперное искусство (Р. Щедрин, Т. Хренников, В. Гаврилин).

Изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны: портретный жанр, бытовой и пейзажный жанры (А. Пластов «Фашист пролетел», А. Дейнека «Оборона Севастополя», А. Лактионов «Письмо с фронта»).
Тема 5. Общественно-политическая, литературная, культурная жизнь Советской России 1950-1960-х годов.

Цель: подчеркнуть особенности литературной и культурной жизни общества в период «оттепели», причины оживления литературной жизни, неоднозначность оценок происходящего.
Второй съезд советских писателей. XX и XXII съезды партии. Критика культа личности. Оживление литературной жизни. Новые журналы «Юность», «Нева», «Москва», «Вопросы литературы». Жанровое обновление, расширение проблематики литературного творчества. «Эстрадная поэзия» (творчество А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы и др.). Авторская песня. Возросший интерес к поэзии и театру. «Молодежная проза» 60-х годов. (В. Аксенов, Ф. Искандер, В. Орлов и др.).

Военная тема в прозе и поэзии (Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, В. Курочкин, К. Симонов, А. Чаковский и др.).

Роль Н.С. Хрущева в литературной ситуации 1960-х годов.

Активизация театральной жизни: создание новых театров – «Современник», Московский театр драмы и комедии на Таганке. Выдвижение плеяды талантливых режиссеров и актеров.

Всенародное признание творчества мастеров песенного жанра С. Туликова, М. Фрадкина, Я. Френкеля. Популярность авторской песни, создаваемой бардами – В. Высоцким, Б. Окуджавой, А. Галичем, Ю. Визбором. Первые шаги исполнителей рок-музыки. Совмещение рок-музыки и эстрадной песни.

Новый стиль в архитектурном искусстве. Стремление к простоте, обусловленное постановлением партии «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве (Здание СЭВ, Останкинская телебашня).

Новые тенденции в развитии живописи. Портретная живопись (Творчество Д. Налбандяна). Новое осмысление русской и советской истории в полотнах И. Глазунова.
Тема 6. Общественно-политическая, литературная, культурная жизнь Советской России 1970-1990-х годов.

Цель: рассмотреть процессы, происходившие в доперестроечной литературной жизни страны, последствия «перестройки» в литературе, духовной жизни общества.

Новое мышление и литература: утверждение общечеловеческих ценностей. «Тихая» поэзия 70-х годов (Н. Рубцов, Д. Самойлов, Н. Старшинов, А. Тарковский, Н. Тряпкин). «Городская» проза 70-80-х годов (Ю. Трифонов, В. Крупин, В. Орлов и др.). А. Солженицын. Его малая и крупномасштабная проза. Драматургия А. Арбузова, В. Розова. Театр А. Вампилова. Писатели «зарубежья» 70-80-х годов. Проза В. Максимова, А. Зиновьева. Поэзия И. Бродского, Н. Коржавина.

«Перестройка» в СССР и ее последствия в литературе. Произведения Д. Гранина, М. Дудинцева, А. Приставкина, А. Рыбакова и др. Публикация произведений писателей-эмигрантов и модернистов (прозаики С. Довлатов, Вен. Ерофеев, В. Войнович и др.); поэты А. Еременко, И. Жданов и др. Проблема возвращенной литературы. Реальные события 90-х годов и их отражение в литературе (роман А. Проханова «Чеченский блюз», роман Ю. Бондарева «Бермудский треугольник»). Новые произведения В. Распутина («В ту же землю», «В больнице», «Новая профессия», «Изба», «Дочь Ивана, мать Ивана), В. Белова («Лейкоз», «Во саду при долине»), Е. Носова («Фагот», «Яблочный спас» и др.). Творчество С. Есина, Ф. Искандера, В. Крупина, Л. Петрушевской и др.

Новые явления в поэзии 90-х годов. Поэзия Б. Ахмадулиной, Ю. Кузнецова, Е. Курдакова и др. Постмодернизм в поэзии, прозе, драматургии 80-90-х гг.

Взаимопроникновение различных видов искусства: литературы и живописи (лианозовская школа, «Видеомы» А. Вознесенского), поэзии и музыки (творчество бардов, рок-поэзия). Музыкальное исполнительское искусство. Развитие музейного дела, организация мемориальных квартир писателей, восстановление памятников прошлого, разрушенных в 20-30-е годы – свидетельство поиска новых форм возрождения культурного наследия, нравственных ценностей.
Тема 7. Литература и культура русского зарубежья.

Цель: подчеркнуть значение культуры русского зарубежья как части отечественной культуры ХХ века.
Три этапа русской эмиграции. Творчество И. Бунина, И. Шмелева, В. Ходасевича, Тэффи, Б. Зайцева, И. Бродского, А. Солженицына, С. Довлатова и др. Развитие автобиографической прозы. Многообразие жанровых форм, тематических поисков. Создание «Союзов русских писателей».

Зарубежное творчество художников А. Бенуа, М. Шагала, М. Добужинского, В. Кандинского, М. Ларионова, К. Сомова, М. Шемякина.

Вынужденная эмиграция скульптора Э. Неизвестного.

Годы на чужбине композиторов А. Глазунова и А. Гречанинова, пианиста и дирижера С. Прокофьева, пианиста и композитора С. Рахманинова. Судьба Ф. Шаляпина. Значение «перестройки» в возвращении на родину писателей, деятелей науки и культуры.



4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ (КОМПЕТЕНЦИЯМ) СТУДЕНТОВ

Студенты должны знать:



  • историю русской литературы и культуры ХХ века в их поступательном развитии и в персоналиях;

  • понятийный литературоведческий аппарат, позволяющий им профессионально характеризовать художественные произведения различных жанров и форм; явления культуры различных видов;

  • содержание произведений, в том числе и тех, которые изучаются в школе;

  • наизусть стихи и фрагменты прозы, предлагаемые программой для заучивания наизусть;

  • обусловленность взаимосвязи культурных ценностей.

Студенты должны уметь:



  • ориентироваться в способах и формах усвоения художественной традиции в истории литературы;

  • анализировать художественные произведения русских писателей, принадлежащих к различным художественным эпохам;

  • дать оценку культурным ценностям различных жанров;

  • собирать, структурировать и излагать материал по проблемам истории русской литературы и культуры (письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности).

Студенты должны владеть навыками:



  • аналитического подхода к литературному, культурному наследию;

  • понимать, какие принципы и приемы литературного анализа использует критик при оценке художественного произведения как важной составной культуры.


5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Х семестр
а) Рубежный (текущий) контроль

Письменная работа № 1

Цель работы: проверить овладение навыками самостоятельной подготовки по предложенной теме; понимание взаимосвязи литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране; подходы к проблеме революции и культуры в книге М. Горького «Несвоевременные мысли»; навыки письменной речи студентов.

Задание 1. Прочитайте «Несвоевременные мысли» и объясните, какой хотел видеть М. Горький пролетарскую революцию в идеале и какой увидел ее в реальности.

Задание 2. Что понимал М. Горький под культурой? В чем он видел решение проблемы революции и культуры.

Письменная работа № 2

Цель работы: проверить овладение навыками анализа произведения, самостоятельного осмысления и понимания поставленной проблемы, умение грамотно изложить мысли.

Задание. Ответьте на вопрос: как решались проблемы духовного совершенствования и сохранения национальной культуры в прозе писателей русского зарубежья (И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин). Выбрать произведение одного из авторов и проанализировать его.

б) Итоговый контроль (заочное обучение)

Х семестр

Форма итогового контроля – зачет

Требования к зачету

Каждый студент обязан:



  1. Знать общую характеристику основных фактов общественно-политической, литературной, культурной жизни страны в разные этапы исторического развития.

  2. Уметь анализировать произведение художественной литературы как одного из видов искусств.

  3. Показать умение обосновать развитие того или иного вида искусства в различные исторические эпохи.


Вопросы к зачету

  1. Социально-политический и культурный фон развития русской литературы начала ХХ века.

  2. «Серебряный век» как целостный культурно-исторический феномен.

  3. Проблема революции и культуры в книге М. Горького «Несвоевременные мысли».

  4. Творчество В. Маяковского после Октября.

  5. Творчество С. Есенина после Октября.

  6. События первых лет революции в оценке А. Блока («Интеллигенция и революция»).

  7. А.Н. Толстой – автор исторической прозы.

  8. М. Шолохов – классик русской литературы ХХ века. Роман «Тихий Дон» как явление духовной культуры.

  9. Мастерство М. Булгакова-сатирика.

  10. Культурное наследие страны периода Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

  11. Советская культура в период «оттепели».

  12. Литературно-общественная, культурная атмосфера 1970-1980-х годов.

  13. «Возвращенная» литература. (Одно произведение по выбору)

  14. Литературно-общественная ситуация последнего десятилетия ХХ века.



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ


  1. Социально-политический и культурный фон развития русской литературы начала ХХ века.

Своеобразие и основные этапы исторического развития России в ХХ веке. Традиции и новаторство в литературном процессе периода. Общественно-политические условия, особенности экономического развития. Новые тенденции в развитии русского искусства 20-30-х годов: живописи (К. Малевич, В. Кандинский), музыки (С. Прокофьев, Д. Шостакович), театра, кино. Богатство и разнообразие литературных тенденций (от натурализма до гротеска и фантастики). Активизация модернистской литературы. Проблема личности и массы как одна из центральных в литературе 20-30-х годов.


  1. «Серебряный век» как целостный культурно-исторический феномен.

Временные рамки Серебряного века. Культура Серебряного век – обилие талантов и многообразие художественных поисков (в литературе, живописи, музыке). Новые эстетические направления, течения, школы. Модернизм – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе художественных направлений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма.

Представители Серебряного века (в литературе, живописи, музыке).




  1. Проблема революции и культуры в книге М. Горького «Несвоевременные мысли».

Позиция, занятая Горьким накануне революции. Отношение Горького к событиям революции и гражданской войны. Горьковская концепция революции и культуры. Понятие «культура» с точки зрения эстетической и гуманистической позиции Горького. Способы выражения авторской позиции в книге «Несвоевременные мысли».


  1. Творчество В. Маяковского после Октября.

Эстетическая программа В.Маяковского после Октября. Тема поэта и поэзии. Жанры лирики. Многообразие тем. Сатира Маяковского. Ритмика, рифма, лексика, звуковая организация. Маяковский-художник. Окна Роста.


  1. Творчество С. Есенина после Октября.

Своеобразие мировоззрения и лирического дарования С. Есенина. Основные темы лирики. Жанры творчеств. Истоки противоречий в эволюции поэта. Народно-поэтическая основа творчества как исток культурного наследия поэта.


  1. События первых лет революции в оценке А. Блока («Интеллигенция и революция»).

Восприятие революции у Блока. Принятие революции как роковой неизбежности, как сознательный выбор русской интеллигенции. Революция как «возмездие» оторванной от народа интеллигенции.


  1. А.Н. Толстой – автор исторической прозы.

История как аспект духовной культуры. Творческая судьба романа «Петр Первый». Исторические факты и вымысел писателя в картинах русской жизни и характерах петровского времени. Образ Петра I. Образ народа. Новаторство А. Толстого в обрисовке характеров.


  1. М. Шолохов – классик русской литературы ХХ века. Роман «Тихий Дон» как явление духовной культуры.

Широта эпического повествования. Судьба народа – главная тема эпопеи. Концепция личности и народа. Мелехов как трагический характер. Психологизм характера. Народная основа язык. Функция пейзажа. Художественная структура и стиль романа.


  1. Мастерство М. Булгакова-сатирика.

Гротеск, фантастика, юмор, сатира в романе «Мастер и Маргарита». Общечеловеческие ценности в трактовке Булгакова. Библейские мотивы и образы. Сатирические повести Булгакова. Фантастический сюжет как средство выражения социально-нравственной позиции писателя в оценке послереволюционной действительности.


  1. Культурное наследие страны периода Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и последующих лет, ее преломление в художественном творчестве. Творчество А. Фадеева, К. Симонова, В. Пановой, Л. Леонова, А. Твардовского, М. Шолохова и др.

Истоки победы советского народа в литературе. Проблема массового героизма и подвига народа. Жанровое многообразие литературы о Великой Отечественной войне.



Графика, живопись, плакатное искусство. Музыкальное искусство.


  1. Советская культура в период «оттепели».

Второй съезд советских писателей. Роль Н.С. Хрущева в литературной ситуации 1960-х годов. Творчество «шестидесятников». «Эстрадная поэзия» (А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б.Ахмадулина, Б. Окуджава). Авторская песня. «Молодежная проза» 60-х годов. Произведения В. Аксенова, Ф. Искандера, В. Орлова и др.


  1. Литературно-общественная, культурная атмосфера 1970-1980-х годов.

Постановление ЦК КПСС «О литературно-художественной критике». Литературная группа «Метрополь». Противостояние человека и власти. «Тихая поэзия» 70-х годов (Н. Рубцов, Д. Самойлов, А. Тарковский и др.). «Деревенская проза» Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, Е. Носова, В. Шукшина. «Перестройка» в СССР, ее последствия в литературе и культуре.


  1. «Возвращенная» литература. (Одно произведение по выбору).

Проанализировать одно произведение на выбор, относящееся к тематике вопроса. (Писатели 20-30-х годов русского зарубежья, писатели-лагерники).

  1. Литературно-общественная ситуация последнего десятилетия ХХ века.

Смена литературно-общественной ситуации в начале 1990-х годов. Влияние СМИ на литературный и духовно-нравственный потенциал обществ. Ликвидация цензуры в 1990-м году. Отмена шестой статьи и Конституции СССР о руководящей роли компартии. Прекращение деления на литераторов метрополии и эмиграции. Роль Интернета в культурной жизни общества. реальные события 90-х годов и их отражение в литературе (А. Проханов «Чеченский блюз», Ю. Бондарев «Бермудский треугольник»). Публикация произведений писателей-модернистов (Вен. Ерофеев, С. Соколов, А. Еременко, И. Жданов и др.).

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тексты художественных произведений

Ахматова А. Лирика после Октября. Реквием. Поэма без героя.

Блок А. Двенадцать. Скифы.

Булгаков М. Записки юного врача. Белая гвардия. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Бег. Мастер и Маргарита. Дни Турбиных. Зойкина квартира.

Горький М. Несвоевременные мысли. Лев Толстой. Мои университеты. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина. Егор Булычев и другие. Статьи о литературе.

Есенин С. Пугачев. Возвращение на Родину. Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Сорокоуст. Баллада о двадцати шести. Капитан земли. Гуляй-поле. Черный человек. Персидские мотивы. Анна Снегина. Отговорила роща золотая. Мы теперь уходим понемногу. Письмо к матери. Инония. Сб. «Москва кабацкая» (и др. по выбору).

Замятин Е. Мы. Рассказы и повести (по выбору).

Зощенко М. Рассказы 20-40-х годов.

Леонов Л. Нашествие. Русский лес. Евгения Ивановна. Петушихинский пролом.

Маяковский В. Левый марш. Ода революции. Необычайное приключение. О дряни. Прозаседавшиеся. Люблю. Про это. В. И. Ленин. Хорошо. Нашему юношеству. Товарищу Нетте… Рассказ литейщика Ивана Козырева. Рассказ о Кузнецкстрое. Стихи об Америке. Стихи о советском паспорте. Хорошее отношение к лошадям. Письмо товарищу Кострову. Письмо Татьяне Яковлевой. Трус. Служака. Подлиза. Клоп. Баня. Разговор с фининспектором о поэзии. Во весь голос. Как делать стихи.

Пастернак Б. Лирика 20-30-х годов. Доктор Живаго. Лейтенант Шмидт.

Пильняк Б. Повесть непогашенной луны.

Платонов А. Усомнившийся Макар. Чевенгур. Котлован. Ювенильное море. Джан. Фро.

Пришвин М. Родники Берендея. Фацелия. Кащеева цепь. Кладовая солнца. Корабельная чаща.

Твардовский А. Лирика 30-40-х годов.

Толстой А. Хождение по мукам. Гадюка. Петр I. Публицистика.

Фадеев А. Разгром. Молодая гвардия.

Цветаева М. Лирика 20-30-х годов.

Шолохов М. Родинка. Нахаленок. Шибалково семя. Тихий Дон. Поднятая целина. Они сражались за Родину. Судьба человека.

Абрамов Ф. Пряслины. Пелагея и Алька.

Астафьев В. Последний поклон. Звездопад. Пастух и пастушка. Царь-рыба. Людочка. Печальный детектив. Прокляты и убиты. Веселый солдат. Обертон.

Айтматов Ч. Плаха.

Белов В. Привычное дело. Плотницкие рассказы. Лад. Кануны.

Быков В. Сотников. Пойти и не вернуться. Облава. Карьер.

Бондарев Ю. Тишина. Горячий снег. Выбор.

Бакланов Г. Пядь земли.

Вампилов А. Старший сын. Утиная охота. Прошлым летом в Чулимске.

Васильев Б. А зори здесь тихие. Завтра была война.

Высоцкий В. Лирика.

Дудинцев В. Белые одежды.

Евтушенко Е. Лирика.

Ерофеев Вен. Москва – Петушки.

Крупин В. Живая вода.

Носов Е. Усвятские шлемоносцы. Яблочный спас.

Распутин В. Последний срок. Живи и помни. Прощание с Матерой. Пожар. Изба.

Розов В. В добрый час. Гнездо глухаря.

Рубцов Н. Лирика.

Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Бодался теленок с дубом. Архипелаг ГУЛАГ.

Твардовский А. Василий Теркин. Дом у дороги. За далью – даль. По праву памяти. Лирика 50-60-х годов.

Трифонов Ю. Обмен. Дом на набережной. Старик.

Троепольский Г. Белый Бим Черное ухо.

Чуковская Л. Софья Петровна.

Шукшин В. Калина красная. Рассказы.
Литература русского зарубежья

Тексты художественных произведений

  1. Аверченко А. Записки простодушного.

  2. Аксенов В. Остров Крым.

  3. Бальмонт К. Лирика. Сб. стихов «Марево», «Моё – ей», «В раздвинутой дали»

  4. Бродский И. Стихотворения из сб. «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи»

  5. Бунин И. Окаянные дни.

  6. Владимов Г. Верный Руслан. Генерал и его армия.

  7. Галич А. Стихотворения периода эмиграции на выбор.

  8. Довлатов С. Наши. Чемодан. Филиал. Иностранка. Компромисс. Заповедник.

  9. Елагин И. Стихи из сб. «По дороге оттуда»

  10. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. Цикл «Москва». Дом в Пасси.

  11. Куприн А. Юнкера.

  12. Моршен Н. Стихи из сб. «Эхо и зеркало», «Двоеточие».

  13. Набоков В. Машенька. Дар.

  14. Несмелов А. Стихи из сб. "Без России", «Полустанок».

  15. Осоргин М. Сивцев Вражек.

  16. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ.

  17. Тэффи Городок. Красота. Воспоминание.

  18. Ходасевич В. Стихи из сб. "Путем зерна" и "Европейская ночь".

  19. Цветаева М. Стихотворения периода эмиграции.

  20. Шмелев И. Лето Господне.


Основная литература
1. Агеносов В.В. Идеалы "серебряного" и фантомы "железного" ХХ века в прозе русского зарубежья. – М., 1993.

2. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). – М., 1998.

3. Буслакова Т. Литература русского зарубежья. Курс лекций. – М., 2003.

4. Георгиева Ю.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

5. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена: Учебное пособие для филологических факультетов университетов / Под ред. С.И. Кормилова. – М., 1998.

6. Каркушина С.В. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов. – М., 1998.

7. Козловский П. Культура постмодерна. – М., 1997.

8. Ланин Б.А. Проза русской эмиграции. (Третья волна). – М., 1997.

9. Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950- 1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. – М., Изд. центр "Академия", 2003.

10. Русская литература ХХ века: В 2ч.: Учебник для 11 класса / Под ред. В.В. Агеносова. – М., 2003.

11. Русская литература ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 т. – 1920-1990-е годы. / Под ред. Л.П. Кременцова – 3-е изд., испр. и доп. – М., Изд. центр "Академия", 2005.


  1. Соколова М. Мировая культура и искусство. – М., 2008.

  2. Степанян Н. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х. – М., 1999-


Дополнительная литература

  1. Андреев Ю. Революция и литература. – М., 1987.

2. Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. – М., 1975.

3. Аннинский Л. Локти и крылья. Литература 80-х – надежды, реальности, парадоксы. – М., 1989.

4. Апухтина В.А. Современная советская проза. 60-70-е годы. – М., 1984.

5. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. – М., 1985.

6. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов. – М., 1989.

7. Дементьев В. Личность поэта. По страницам русской советской поэзии 1917-1987. – М., 1989.

8. Зайцев В.А. Русская советская поэзия 1960-1970-е годы. – М., 1984.

9. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. – М., 1990.

10. Коваленко С.А. Художественный мир советской поэмы. – М., 1989.

11. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе. – М., 1987.

12. Ланщиков А. Ищу собеседника. О прозе 70-80-х. – М., 1989.

13. Михайлов А.А. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. – М., 1973.

14. Неженец Н.И. Русская народно-класическая поэзия. – М., 2007.

15. Огнев А.В. Современный русский рассказ 50-80-е годы. – М., 1987.

16. Роднянская И. Литературное семилетие. – М., 1995.

17. Фатющенко В.И. Из истории русской лирики 10-х – начала 20-х годов. – М., 1990.




4. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4-а. Методические материалы к дисциплине

(Методические рекомендации к выполнению письменных работ)
Письменная работа № 1

Цель работы: проверить овладение навыками самостоятельной подготовки по предложенной теме; понимание взаимосвязи литературы и общественной мысли с историческими процессами в стране; подходы к проблеме революции и культуры в книге М. Горького «Несвоевременные мысли»; навыки письменной речи студентов.

Задание 1. Прочитайте «Несвоевременные мысли» и объясните, какой хотел видеть М. Горький пролетарскую революцию в идеале и какой увидел ее в реальности.

Задание 2. Что понимал М. Горький под культурой? В чем он видел решение проблемы революции и культуры.

При выполнении заданий студенты должны учитывать то, что публицистическая книга писателя «Несвоевременные мысли» изменила представление о Горьком-мыслителе: ведь здесь он критикует Ленина, обличает революцию, предсказывает грядущие народные бедствия.

Студенты должны оперировать текстом, доказывая эти положения. Ответить правильно на вопросы заданий можно при условии, что пишущий хорошо представляет себе, насколько творческий путь Горького-публициста мучителен, наполнен взлетами надежды и горькими разочарованиями, верой и неверием, твердой убежденностью и разрушительными сомнениями. «Несвоевременные мысли» как раз и отражают момент наивысшего обострения противоречий писателя, его напряженные поиски ответа на вопрос о смысле русской революции, о роли в ней интеллигенции, некий итог над этими проблемами.

Студенты должны хорошо представлять, что в культуре Горький видит возрождение России, в культуре находит источник будущего преобразования жизни, потенциал духовного возрождения страны. Горький понимает, что революция обернулась анархией, разрушением, угрозой для существования культуры. Рекомендуется в книге найти доказательства этой мысли, привести примеры, иллюстрирующие негативные процессы, происходящие в стране, разрушающие культуру.

Студентам необходимо обращать внимание на все более заметную полемику Горького с большевиками, в которой писатель высказывает мысли о полном вытеснении культуры политикой, подчинении культуры – политике.

Студентам важно понять, на чем основывал свои выводы Горький, утверждал, что культура не должна превращаться в средство политической деятельности и классовой борьбы, а значит, не должна извращать суть культуры как таковой.

Предлагается процитировать фрагмент работы, в котором Горький высказывает мысли об истинной сути и смысле культуры, отвечая на вопрос, что он понимает под культурой, в чем видит решение проблемы революции и культуры.

Ответив на поставленные в письменной работе вопросы, студенты должны заключить, что «Несвоевременные мысли» Горького – это бескомпромиссная в отставании приоритета культуры над революцией книга. Это пример нравственной стойкости художника и мыслителя. Беспокойство за судьбу России, тревога за разрушаемую и унижаемую культуру, призванную духовно противостоять этому разрушению, обусловили обращение Горького к столь важным проблемам, актуальным и сегодня.

Для выполнения письменного задания рекомендуется следующая литература:


  1. Басинский П. Горький. – М., 2004.

  2. Горький и его эпоха: сб. статей. – М., 1989.

  3. М. Горький: страницы творчества. – М., 1991.

  4. Спиридонова Л. М. Горький: диалог с историей. – М., 1999.

  5. Спиридонова Л. Горький: Новый взгляд. – М., 2009.

Письменная работа № 2

Цель работы: проверить овладение навыками анализа произведения, самостоятельного осмысления и понимания поставленной проблемы, умение грамотно изложить мысли.

Задание. Ответьте на вопрос: как решались проблемы духовного совершенствования и сохранения национальной культуры в прозе писателей русского зарубежья (И. Шмелев, Б. Зайцев, М. Осоргин). Выбрать произведение одного из авторов и проанализировать его.
Приступая к выполнению задания, студенты должны помнить о том, что авторы и их произведения, предложенные для рассмотрения – относятся к русскому Зарубежью. Один из них – И. Шмелев. Его перу принадлежит роман «Лето Господне» (1933-1948 гг.), в котором автор запечатлевает жизнь как лад и равновесие, как бытие, основанное на духовных традициях предков. Добро, любовь, красота, эти «вечные ценности» жизни помогают писателю в решении проблемы духовного совершенствования, выступают как начало и в то же время конечная цель познания автобиографического героя, истина, к которой он устремлен, но до конца исчерпать ее не может.

Размышляя над вопросом, студенты глубоко должны разобраться в главном: Шмелев не идеализирует прошлое, а выражает христианское миропонимание, во власти которого оказались автор и его герои. Потребность покаяния, стремление жить праведно, по-Божьи, отличают и Горкина и Ваню, и его отца Сергея Ивановича, и приказчика Василия Васильевича и др. Подобные поведенческие установки являлись, согласно концепции Шмелева, тем нравственным стержнем, которым скреплялась вся русская жизнь. И.А. Ильин, глубоко постигший суть шмелевского творчества, писал: «Русь именуется святою и не потому, что в ней нет греха и порока. Но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся… и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней. И в этой жажде праведности человек прав и свят, при всей его обыденной греховности» (Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М., 1991. С. 187).

Студенты должны проследить за характерологической системой романа, определить приемы создания образной системы. Акцентировать внимание на духовном формировании автобиографического героя, мальчика Вани. Следует подчеркнуть роль пространственно-временных отношений в композиции романа, которые одновременно локальны и масштабны.

Вывод, к которому в ходе анализа должны прийти студенты: в «Лете Господнем» писатель предпринял попытку раскрыть национальный уклад жизни, основанный на духовных традициях православия, преемственности христианских ценностей с четким акцентом родовой памяти, обычаев и образов русского человека. Вот почему реальность изображенной действительности осуществляется не только территориально (включением пространства Москвы), но и исторических – в глубь прошлого. Нельзя обойти вниманием такую ключевую нравственную категорию романа, как память. Большое значение и для автора, и для героя приобретают духовные традиции и обычаи предков. В категории памяти генетически присутствует тысячелетний опыт православной России. В этом плане важное место принадлежит внесюжетным персонажам романа.

Студенты, анализируя роман в аспекте обозначенной проблемы, должны рассмотреть и композиционную особенность романа, доказать, что подобная композиция служит передаче ключевой мысли романа. (Сформировать эту мысль должны сами студенты).

Для выполнения письменного задания рекомендуется следующая литература:



  1. Ильин И.А. О тьме и просветлении: книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М., 1991.

  2. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество И. Шмелева. – М., 1994.

  3. Черников А.П. Шмелев // Литература русского зарубежья. – М., 1999.

  4. Кременцова Н.К. Творчество И. Шмелева: Учебное пособие. – М., 2002.



Общие методические рекомендации по подготовке к зачету
Несмотря на предложенную программу зачета, включающую основные аспекты вопроса, студентам рекомендуется следующее: опираясь на теоретический материал лекций знать своеобразие и основные этапы исторического развития России в ХХ веке, повлиявшего на состояние культуры. Основной аспект следует сделать на роли русской литературы в контексте мирового литературного процесса. Литературе как одному из основных видов искусства принадлежит важная роль в формировании нравственного мира человека, она лучшими своими произведениями формирует личность.

Отвечая на поставленный вопрос, который является индивидуальным заданием, студенты обязаны либо проанализировать конкретное произведение искусства (литературы, живописи, графики и т.д.), либо прорецензировать его (если этого требует вопрос). На зачете выявляется знание студентом основных моментов о творческой эволюции художника, главные особенности его творческой индивидуальности.



4-б. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или

иными информационными ресурсами


Образовательная программа ОП-02.01 – Русский язык и литература


Наименование дисциплин, входящих в образовательную программу

Кол-во экземпляров в библиотеке УГПИ

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

Обеспеченность на 1 обучающегося

1

2

3

4

ДС.3 История русской литературы и культуры XX века










Основная

25


  1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература 1950-1980-е гг. Учебное пособие для студентов высший учебных заведений. В 2 т. – М., 2003.

12,5

Дополнительная



4

  1. Георгиева Т.С. Русская культура. История и современность: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

2

1

  1. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник / авт. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М., 1997.

0,5

7

  1. Русская литература ХХ в. Хрестоматия. Составитель Трифонов Н.А. – М., 1970.

3,5

4-в. Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д

Демонстрационных материалов программой не предусмотрено.
скачать


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 3 История русской литературы и культуры XX века (ДС. 04. 13-027) Для специальности Библиотечно-информационное дело
357.74kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков (ДС. 04. 13-026) Для специальности Библиотечно-информационное дело
975.62kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 4 История русской литературной критики XIX-XX века (уд-04. 13-028) Для специальности
385.79kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2117.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Для специальности
2284.16kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века
1425.75kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарного факультета по специальности
536.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
2123.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 06 «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» для студентов, обучающихся по специальности 040101. 65 и по направлению 0401001. 62
507.98kb.