Главная стр 1стр 2стр 3стр 4
скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Троицкий филиал

Кафедра истории




Учебно-методический комплекс дисциплины «Историография всеобщей истории»

по направлению подготовки 030600.62 «История», общий профиль ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»


Версия документа - 1





стр. из

Первый экземпляр __________


КОПИЯ № _____







УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор ____________Н.А. Мамаев

«____»_____________20__г.


Учебно-методический комплекс



по дисциплине «Историография всеобщей истории»

Направление подготовки



030600.62 История

Профиль подготовки



Общий

Присваиваемая квалификация (степень)



бакалавр

Форма обучения



Очная, заочная

Троицк 20__ г.

Содержание

  1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...…

3




    1. Вводная часть ……………………………………………………..…

3




      1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….

3




      1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата..

3




      1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………

4





    1. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……

5




    1. Рабочая учебная программа …………………………………...……

15




      1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….……………………

15





      1. Лекции …………………………………………………..……….

17




      1. Практические занятия…………...……………………………...

29




      1. Самостоятельная работа студентов …………………...……….

32




1.4. Список литературы ……………………………………………..……

35




1.5 Электронная коллекция ……………………………………..………..

50

    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….

50

2.Методические рекомендации преподавателю.……………………..……..

50




3.Методические рекомендации студенту ………………………..………….

52




4.Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ……………………………………………………………………………...

53





5.Фонды оценочных средств.………………..………………………...……..

53




1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель дисциплины «Историография всеобщей истории»– рассмотреть развитие исторической науки в странах Европы и Америки, её основных школ и направлений.

Задачи дисциплины:



  1. - рассмотреть основные этапы развития философии истории (как мировоззренческой составной части исторического знания);

  2. -показать важнейшие методологические концепции, доминировавшие в то или иное время;

  3. - показать основные школы и направления в исторической науке стран Европы и Америки;

  4. - изучить труды крупнейших представителей основных школ и направлений в исторической науке;

  5. - проанализировать важнейшие проблемы всеобщей истории с точки зрения различных концепций и методологических подходов;

  6. - выявить общие и специфические черты формирования и развития исторической мысли.

Достижение цели обеспечивается:

  • соответствием содержания разделов и тем программы задачам подготовки и уровню современных требований, предъявляемых к выпускникам ВУЗов;

  • системным и последовательным изложением разделов и тем;

  • повышением эффективности традиционных и применением новых форм активного обучения;

  • качественным текущим и итоговым контролем.


1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Историография всеобщей истории» относится к вариативной части Профессионального цикла ООП по направлению 030600.62 «История».

Роль и место дисциплины в структуре учебного плана, во-первых, предопределены ее связью с ранее изучавшимися дисциплинами, в частности, в ней более полно рассматриваются вопросы развития общественно-политической мысли стран Европы и США, освещенные в ходе изучения дисциплин «История средних веков», «Теория и методология истории», «Теория и история политических учений». Во-вторых, в рамках данной дисциплины в системе рассматриваются аналогичные вопросы дисциплины «Новая и новейшая история» и дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия» программы подготовки бакалавров по направлению «История», изучаемых параллельно данной дисциплине, а также служит основой для дальнейшего изучения дисциплин вариативной части Профессионального цикла: «Историография новой и новейшей истории России», «История стран Азии и Африки».
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Историография всеобщей истории» обучающийся должен:



Знать

- основные этапы развития исторических знаний, методы исследования, важнейшие течения, направления и школы, оказавшие радикальное влияние на развитие исторической науки;

- основные закономерности и особенности конкретно-исторического развития каждой страны;

- общие и специфические черты формирования и развития исторической мысли.



Уметь

  • логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий историографии всеобщей истории;

- подготовить и представить учебно-исследовательский текст,

- анализировать и систематизировать произведения историков различных историографических школ всеобщей истории,

- обосновывать и отстаивать свою позицию,

- расширять сферу собственных знаний и компетентности в том числе в результате самостоятельной работы.



Владеть

  • понятийным аппаратом историографии всеобщей истории, современными методами изучения памятников исторической мысли прошлого и современности;

- навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История»:

а) общекультурных (ОК)

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);


б) профессиональных (ПК)

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), источниковедения, социальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3); теории и методологии исторической науки (ПК-4);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);


1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, общий объем часов 144, в том числе:

по очной форме обучения:


  • лекции - 36;

  • практические занятия - 36;

  • самостоятельная работа студента - 72.

Форма контроля – зачет.

Семестр 6.


по заочной форме обучения (на базе СОО):

  • лекции – 8;

  • практических занятий - 4;

  • самостоятельная работа студента - 132.

Форма контроля – зачет.

Семестр 6.


Содержание дисциплины:
Тема 1. Введение в историографию всеобщей истории

Предмет и задачи дисциплины «Историография всеобщей истории». Периодизация исторических знаний. Специфика дисциплины историографии и ее место в системе исторического образования. Проблематика дисциплины и ее методологические основы. Важнейшие учебные и справочные материалы по дисциплине.

Особенности исторического сознания в периоды античности и средневековья. Значение этих периодов для формирования современного представления об историческом процессе.
Тема 2. Историография эпохи Возрождения

Философские и социально-политические основы исторической мысли Возрождения. Общие черты историографии гуманизма. Исторические взгляды гуманистов Италии. Школы и направления гуманистической историографии.

Флорентийская риторическая школа: Леонардо Бруни. Двенадцать книг «Истории Флорентийского народа». Критика исторических источников. Использование архивных документов. Влияние римской анналистики на форму изложения. Античные приемы драматизации событий, авторское составление речей политических деятелей. Идеализация флорентийского политического строя. Политическая тенденциозность.

Римские историки. Школа эрудитов. Флавио Бьондо. «Декады истории со времени падения Римской империи» в 31 книге. Бьондо о критерии достоверности источника. Труды о Риме, Италии. Руководство для изучения археологических древностей. Новый жанр историко-географических исследований. Методические приемы, внимание к историческим фактам.

Творчество Л. Валлы. «История Фердинанда, короля Арагона», «Трактат о подложности Константинова дара». Полемическая направленность трактата. Историческая, философско-рационалистическая, стилистическая и филологическая критика документа.

Политическая теория и политическая школа в историографии Возрождения. История как средство обучения политиков, как школа политического опыта. Прагматический взгляд на историю.

Н. Макиавелли. Политическая деятельность, политическая теория и историческая концепция. Трактат «Государь», Политико-этическое учение. «История Флоренции» в восьми книгах - социальная и военно-политическая история Республики. Прагматический взгляд на внутреннюю, социально-политическую историю государства. Новый принцип периодизации истории. Н. Макиавелли о дестабилизирующей роли христианской церкви и папст­ва в истории Италии. Социально-этический аспект борьбы партий во Флоренции. Политическая тенденциозность, субъективная трактовка исторических фактов. Гуманистическая концепция роли личности. Идеализация роли Римской республики и Флоренции в истории Италии. Национально-патриотические идеи в трудах Н. Макиавелли.

Исторические взгляды Ф. Гвиччардини. Идеализация аристократического строя Венеции. «История Флоренции» в период с 1378 по 1509 год «История Италии» с 1490 до 1532 год. Элементы риторики в описании политических со­бытий и в характеристике политических деятелей. Рационалистические методы оценки исторических событий, мотивов деятельности политиков.

Историография эпохи Возрождения в Германии. Особенности немецкой гуманистической историографии.

Якоб Вимпфеллинг и его «Краткая история Германии». Антифранцузская политическая направленность. Критика средневековых источников. Филипп Меланхтон. «Всемирная история». Использование трудов античных авторов. Трактовка исторических судеб человечества. Концепция четырех монархий.

Себастьян Франк. «Немецкая Хроника» и «Космография». Высокая философичность исторической мысли Франка. Сочувственный интерес к крестьянству, его антифеодальной борьбе.

Историография эпохи Возрождения во Франции. Своеобразие французского гуманизма. Жан Боден и его «Метод ознакомления с историей». Представление о закономерностях исторического процесса. Концепция преобла­дающего влияния естественных условий, психологического фактора на исто­рию государства, его законы. Идея исторического прогресса.

Особенности историографии эпохи Возрождения в Англии. Ф. Бэкон. «История царствования короля Генриха VII». Политические взгляды философа. Апология абсолютизма. Прагматический взгляд на историю.

Особенности и значение гуманистической историографии. Создание светской концепции истории, Привлечение источников: нарративных, археологических, эпиграфических, нумизматических, документальных. Новые жанры исторических повествований: биографический, историко-географический. Социально-политическая тематика. Использование новых методов исторической критики. Рационалистическое объяснение событий. Поиски внутренних закономерностей исторического процесса. Новая периодизация на основе изучения культуры. Национальный язык исторических сочинений. Обращение к античной историографической традиции. Обогащение изложе­ния политической истории фактическим материалом. Интерес к социальной проблематике, к роли личности в истории.


Тема 3. Историография XVII века

Основные черты историографии XVII века. Влияние научной революции XVII века на историческое познание. Развитие университетской системы. Размежевание нарративной исторической традиции и систематизированного исторического знания, основанного на рациональной критике и классификации источниковой базы. Эрудитская традиция в XVII веке. Возрождение телеологического подхода к осмыслению исторического процесса. Р. Декарт об относительности исторического знания. Утопизм как жанр памфлетного творчества и развитие морализаторской линии в исторической науке.

Английская историческая мысль XVII века как наиболее новационная в мировой историографии. Философия истории Т. Гоббса. Деление исследования на «простейшие элементы», определяющая роль государства в корректировке деятельности людей.

Д. Гаррингтон и его «Управление Океанией». Проблемная заостренность творчества Гаррингтона. Проблема власти и роли джентльменов в управлении государством.

Концепция собственности и власти Д. Локка.

Направление эрудитов. Церковная и светская ветви в направлении эрудитов. Критика источников эрудитами. Вопросы византиеведения в трудах историков-эрудитов. Ш. Дюканж, Ж. Б. Боссюэ.

Дж. Б. Вико и его «Основание новой науки об общей природе наций». Принцип внутреннего развития общества, периодизация исторического процесса. Идея исторического циклизма.

Значение историографии XVII века. Утверждение рационалистической линии и логики анализа. Проблемная структура исторического знания.


Тема 4. Историография эпохи Просвещения

Идеология эпохи Просвещения как целостное мировоззрение. Рационализм Просвещения, формирование новых эстетических и культурных ценностей, новые подходы к пониманию мировой истории. Основные черты исторической мысли Просвещения. Периодизация мировой истории как процесса линейного и прогрессивного развития человеческого разума, европоцентризм. Понятие «цивилизация».

Исторические концепции французских просветителей. Исторические взгляды Вольтера, Ш.Монтескье, Д. Дидро, Ф. Кэне, Ж.-П. Марата, Ж.-Ж.Руссо. А. де Буленвилье, Ж. Б. Дюбо и оформление романо-германской проблемы. Развитие французской исторической мысли во время Великой Французской революции.

Историография эпохи Просвещения в Англии: Д. Юм, Э. Гиббон. Шотландская философско-историческая школа (А. Фергюсон, А. Смит).

Немецкое Просвещение: Э. Лессинг, И. Гердер, Г. Форстер. Концепция И. Г. Гердера о локальных культурах как субъектах истории.
Тема 5. Историография первой половины XIX века

Основные черты и направления историографии первой половины XIX века. Философско-исторические основания историографии первой половины XIX века. Исторические концепции Г.-Ф. Гегеля и А. де Сен-Симона.

Реакционно-романтическая историография Германии. Историческая концепция Леопольда фон Ранке. Немецкая историческая школа права (Ф. К. Савиньи, К. Ф. Эйхгорн).

Реакционная публицистика Англии. Э. Берк.

Реакционно-романтическая историография Франции: Л. Сисмонди, Ж. де Местр, Л. де Бональд, Ф. Р. де Шатобриан, Ф. Д. Монлозье.

Либеральная историография первой половины XIX века. Либеральная школа периода Реставрации во Франции: О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Минье. Немецкие либеральные историки - Ф. Шлоссер, В. Циммерман.

Радикальная историография первой половины XIX века: школа младогегельянцев (Б. Бауэр, Д. Штраус), Ж. Мишле.

Социалистическая историография: Д. О'Брайен, Р. Оуэн, Л. Блан, «Истинные социалисты».

Историческая концепция Т. Карлейля.

Тема государства и права в исторической мысли первой половины XIX века. Роль представительского правления, национальная составляющая государственности, классовый подход.

Тема революций в исторической мысли первой половины XIX века. Осмысление опыта ранних буржуазных революций - английской и французской, начало их сравнительного анализа.
Тема 6. Историография второй половины XIX века

Философские основы историографии второй половины XIX века. Предпосылки возникновения «позитивной» науки. Развитие сциентистской и нарративной традиции гуманитарного познания в эпоху позитивизма.

О. Конт и разработка основ позитивистской философии как общенаучной методологии познания. Конт об основных тенденциях общественного развития, принципе детерминированности и идее исторического прогресса. Различие предмета исторической науки и «социальной физики» в концепции Конта. Категории «социальной статики» и «социальной динамики» в социо­логии Конта. Социологическая концепция цивилизационного развития: до­минирующие формы познания, социальной философии и организации общества на теологической, метафизической, позитивной стадиях. Понятие «индустриального общества» в социологии Конта. Принцип эволюционизма в социологической философии Г. Спенсера. Разработка Спенсером цивилизационной концепции на основе эволюционистской теории. Характеристики «нецивилизованного общества», «начального состояния цивилизации» и «современной развитой цивилизации». Принципы структурно-динамического анализа развития общества в позитивистской теории Г. Спенсера. Соотношение понятий «эволюция» и «прогресс».

Марксистская историческая концепция. Формационная теория Маркса. Исторический материализм как составная часть философии марксизма. Категории общественного бытия и общественного сознания в концепции К. Маркса и Ф. Энгельса, их методологическое значение. Категория общественно-исторической практики, диалектика объективного и субъективного в общественном развитии. Проблема закономерности исторического процесса. Концепция развития общества как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Понятие «способ производства» в формационной концепции. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Механизм смены формаций. Проблема периодизации всемирной истории в формационной концепции. Энгельс о генезисе общественных форм («Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Понятие цивилизации в работах Энгельса, марксистская трактовка триады «дикость - варварство - цивилизация». Доминирующая проблематика марксистских исторических исследований.

Консервативная историография второй половины XIX века в Германии: Г. фон Зибель, Малогерманская историческая школа и ее политические тенденции, евангелические религиозные убеждения (И.-Г. Дройзен, Г. фон Зибель, Г, фон Трейчке, Т. Моммзен). Великогерманское католическое направление в историографии (Ю. Фиккер, Т. Онкен, И. Янсея). Новая историческая школа (Ф.Брентано, Г. фон Шмоллер). Школа неокантианства (В. Виндельбандт, Г. Риккерт), М. Вебер, В. Дильтей. Пангерманская историография (Г. фон Белов, Д. Шеффер).

Консервативная историография второй половины XIX века во Франции: Н. Д. Фюстель де Куланж, И. Кастилль, И. Тэн, Э. Лависс, Ш. Сеньобос, Проблемы внешней политики в трудах А. Сореля, А. Дебидура.

Консервативная историография второй половины XIX века в Англии: Оксфордская и Кэмбриджская исторические школы. История колониальной политики (Дж. Сили, Ч. Дилк. Дж. Э. Фруд).

Либеральная историография второй половины XIX века в Германии: Я. Бурхкгардт, Э. Готхайн, М. Леман, П Дельбрюк, Ф. Мейнеке, Э. Трёльч.

Либеральная историография второй половины XIX века в Англии: Т. Бокль, История Английской революции в трудах С. Гардинера. Экономическая история (Т. Роджерс, У. Кеннингем, У. Эшли, А. Тойнби).

Либеральная историография второй половины XIX века во Франции: А. де Токвиль. Историография Великой французской революции (А. Олар).

Радикальная историография второй половины XIX века во Франции: A. Матьез, А. Бужар, Ж. Вейль. Школа экономической истории (Э. Лавассер).

Радикальная историография второй половины XIX века в Англии: Д. Актон. Социальные проблемы и история рабочего движения (С. и Б. Вебб). Социалистическое направление во Франции. А. Тома, Ж. Жорес. Социал-демократическая историография Германии: А. Бебель, B. Либкнехт, В. Блос, К. Каутский, Э. Бернштейн.

Марксистская историография второй половины XIX века: Т. Бакс, Ж. Гед, П. Лафарг.

Американская историография второй половины XIX века. Становление исторических знаний в североамериканских Соединенных Штатах. Война за независимость и социально-исторические воззрения североамериканских просветителей.

«Ранняя школа». Источники, публикации документов. Историография Войны за независимость. Романтизм в американской общественной мысли и историографии. Идейная борьба по вопросу о рабстве в историографии. Крупнейшие американские историки и проблематика их исследований (Дж. Бэнкрофт, Ф. Паркмен, Дж. Л. Мотли, У. X. Прескотт, Р. Хилдрет).

Историография США в период Гражданской войны и Реконструкции: сторонники рабовладения, либеральное направление, радикально-аболиционистская публицистика. Состояние исторической науки, публикация источников, профессиональная подготовка историков. Крупнейшие историки и проблематика их работ (Дж. Скулерс, Дж. Ф. Родс, англосаксонская школа - Г. Б. Адамс, Дж. Фиске, Дж. Мак Мастер, культурная и дипломати­ческая история Г. Адамса, история рабочего движения).

Историография США в конце XIX - начале XX века. Публикация источников, становление системы исторического образования в стране. Экономическое (прогрессистское) направление в историографии. Теория границ (фронтир) Ф. Дж. Тернера. Работы Ч. О. Бирда. «Имперская школа» в изучении колониальной истории США, историография внешней политики. Историография Гражданской войны и Реконструкции, усиление консервативных тенденций. Усиление антимонополистической критики в публицистике, социалистическая и негритянская историография.

Национальные аспекты осмысления тем государственности, революции, собственности, роли народных масс в истории в историографии второй половины XIX века. Английская революция XVII века. Великая французская революция в трудах европейских историков второй половины XIX века.


Тема 7. Направления исторической мысли XX века

Духовный кризис европейского общества на рубеже XIX-XX веков. Формирование предпосылок для изменения мировоззренческой парадигмы индустриальной цивилизации. Философские искания в период «заката Европы». Философия жизни. В. Дильтей о герменевтике как методике анализа источников и методологии исторического исследования. Историософия О. Шпенглера. «Мир-природа» и «мир-история» как объекты познания. Локальные культуры и витальные циклы их развития. Понятие цивилизации в концепции Шпенглера. Классификация культур-цивилизаций. Философское обоснование герменевтической методологии представителями экзистенциализма. М. Хайдеггер и К. Ясперс о закономерностях развития общества и методах исторического познания. Теория осевого времени К. Ясперса как альтернатива концепциям диклического развития локальных цивилизаций. Ясперс о «главных проблемах истории». Проблемы сознания и метода познания мира в феноменологии Э. Гуссерля. Гуссерль о «кризисе европейского человечества».

Герменевтика и психоанализ - соотношение методов познания. Г. Зиммель о психологической истории. Методологические принципы теории архетипов К. Юнга и психоанализа 3. Фрейда в историософии А. Тойнби и Р. Коллингвуда. Цивилизационная теория А. Тойнби и традиции философии жизни. Религиозный взгляд на «законы истории». Локальные цивилиза­ции в теории Тойнби. Проблема преемственности в истории цивилизаций. Р. Коллингвуд о методологических принципах исторического познания. Неогегельянские философские аспекты Теории Коллингвуда. Исторический процесс как история мысли. Особенности герменевтического метода в трактовке Коллингвуда. «Априорное мышление историка». Неогегельянская историософия Б. Кроче. Идея синтетического единства истории и жизни в концепции Кроче - теоретическое обоснование презентизма.

Теория идеальных типов М. Вебера в контексте культурно-исторической методологии цивилизационных исследований. Социология К. Мангейма, А. Вебера, В. Парето в контексте развития идей исторического синтеза. Становление методологии исторической компаративистики. Развитие традиций веберовского культурно-исторического анализа в цивилизационных концепциях Е. Шубарта и П. Сорокина. Шубарт о «четырех вечных прототипах культуры». Концепция культурных суперсистем Сорокина. А. Тойнби, П. Сорокин, А. Кребер у истоков Международного общества по сравнительному изучению цивилизаций. Современные цивилизационные разработки (Н. Элиас, С. Айзенштадт). Влияние теории «осевого времени» К. Ясперса на цивилизационную концепцию С. Айзенштадта. Айзенштадт о структуре цивилизационного устройства общества, основах цивилизационного подхода к изучению истории. Развитие традиций культурно-исторического анализа этнографии второй половины XIX века в теориях культурантропологии (Р. Бенедикт, М. Мид, Д. Горера).


Тема 8. Английская историография XX века

Организация исторической науки в Великобритании в XX веке. Теоретико-методологические основы исторической науки (Дж. Бьюри, А. Дж. Тойнби, Р. Дж. Коллингвуд, М. Оукшотт). Политическая история, изучение британской истории XVII-XVIII веков, истории внешней политики (Г. Темперли, Дж. Гуч, Р. Сэтон-Уотсон, Дж. Кларк, Л. Б. Нэмир). Формирование экономической и социальной истории (Дж. Клепэм, Р. Тоуни, Дж. М. Тревельян). Изучение промышленной революции в Англии, проблематика «рабочей истории». Организационные основы британской историографии во второй половине XX века. Теоретико-методологические основы британской историографии (Г. Баттерфилд, М. Оукшотт, И. Берлин, Дж. Элтон, Э. Карр, П. Берк, А. Марвик, Л. Стоун, влияние постмодернизма). Политическая история. Экономическая история. Расширение сферы социальной истории. Культурная история. Важнейшие тематические области и направления в британской историографии.


Тема 9. Американская историография в XX веке

Организационные основы и состояние исторической науки в США в первой половине XX века. Либерально-реформистское прогрессистское направление (Дж.Т. Адамс, Дж.Ф. Джеймсон, Ч.О. Бирд, А.М. Шлезингер-старший). Консервативное направление в изучении американской истории XVIII-XIX веков. (Ч. М. Эндрюс, Э. Чаннинг, У. Б. Филипс). Историография внешней политики (Д. Перкинс, С. Ф. Бимис). Школа Дж. Коммонса, историография рабочего движения. Леворадикальное направление (В.Л. Паррингтон). Негритянская историография (К. Г. Вудсон, У. Дюбуа). Марксистское направление.

Историческая наука в США во второй половине XX века. Организационные основы исторической науки, методологические подходы. Упадок прогрессистского направления. Теория «согласованных интересов» - консенсусное направление в американской историографии. Консервативное направление (Л. Харц, Д. Бурстин, Р.Е. Браун). Неолиберальное направление (Р. Хофстедтер, А.М. Шлезингер-младший). Историография внешней политики - школы «политического идеализма» и «реальной политики». Теоретико-методологические новации 1960-1980-х годов: теории «индустриального» и «нового индустриального» общества, радикально-демократическое направление, «новая историческая наука». Влияние неоконсерватизма на историческую науку.
Тема 10. Французская историография XX века

Организация исторической науки во Франции. Направления историографии Франции XX века.

Предпосылки развития сциентистской историографии во Франции в начале XX века. П. Лакомб и критика исторического позитивизма. Исследования в области исторической географии (В. де ла Бланш), экономической истории (Э. Лабрусс), исторической социологии (Э. Дюркгейм). Э. Дюркгейм, А. Берр и разработка основ концепции исторического синтеза. Журнал «Анналы социальной истории» и формирование методологии ментальной истории. М. Блок. Л. Февр. Дискуссия «Анналов» со «Школой хартий» Ш. Самарана. Ф.Бродель и второе поколение «Анналов». Влияние социологической теории Ж. Гурвича на концепцию Ф. Броделя. Расширение понятийного аппарата цивилизационной теории. Идея структурализма в концепции Броделя. «Мир-экономика». Трактовка идеи исторического синтеза. Методологические дискуссии среди представителей третьего поколения «Анналов» (Ф. Фюре, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби). Проблемы интеграции концепции «Анналов» в «новую историческую науку».
Тема 11. Западногерманская историография XX века

Консервативная историография (В. Зомбарт, А. Валь, И. Галлер, Г. Риттер). Либеральное направление (Ф. Мейнеке, Г. Онкен, Э. Бранденбург, Ф. Шнабель), леволиберальное направление (И. Цикурш, Ф. Валентин, Л. Бергштрессер). Радикально-демократическое направление (X. Хинтце, Г. Майер, Э. Кер, В. Г. Хальгартен, 3. Нойман). Социал-демократическая и марксистская историография. Историография в Третьем рейхе.



Германская историография во второй половине XX века. Тенденции развития и основные направления, организация исторических исследований. Господство консервативного направления в 1950-е годы (Г. Риттер, Г. И. Шёпс, В. Хубач). Рост влияния социальной истории (В. Конце - гейдельбергская школа, Г. Ротфельс, Т. Шидер, М. Штюрмер, Р. Козеллек). Марбургская школа В. Абендрота - центр изучения истории немецкого рабочего и социал-демократического движения. Социально-критическая школа (Г. У. Велер, Ю. Кокка, Г. А. Винклер, В. Моммзен). Неоисторизм и новое обоснование возможности персонифицирующего и индивидуализирующего подхода к истории (Т. Ниппердай, Л. Галль). История повседневности. Историография национал-социализма.
1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (очная форма обучения)

Номер темы

Наименование темы дисциплины

Семестр

Объем в часах по видам учебной работы

Формы контроля успеваемости

Всего

Л

ПЗ

С

ЛР

СРС

1

Введение в историографию всеобщей истории

6

8

2










6

Консультации, устный опрос

2

Историография эпохи Возрождения

6

14

6

2







6

Консультации, устный опрос

3

Историография XVII века

6

10

4










6

Консультации, устный опрос

4

Историография эпохи Просвещения

6

14

2

6







6

Консультации, устный опрос

5

Историография первой половины XIX века

6

18

4

8







6

Консультации, устный опрос

6

Историография второй половины XIX века

6

20

6

8







6

Консультации, устный опрос

7

Направления исторической мысли XX века

6

10

4










6

Консультации, устный опрос

8

Английская историография XX века

6

10

2

2







6

Консультации, устный опрос

9

Американская историография в XX веке

6

10

2

2







6

Консультации, устный опрос

10

Французская историография XX века

6

16

2

8







6

Консультации, устный опрос

11

Западногерманская историография XX века

6

8

2










6

Консультации, устный опрос




Сессия

6

6













6

зачет

Итого







144

36

36







72




Л – лекции; ПЗ – практические занятия; С – семинары; ЛР – лабораторные работы; СРС – самостоятельная работа студентов
Таблица 1а - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (заочная форма обучения на базе СОО)

Номер темы

Наименование темы дисциплины

Семестр

Объем в часах по видам учебной работы

Формы контроля успеваемости

Всего

Л

ПЗ

С

ЛР

СРС

1

Введение в историографию всеобщей истории

6
















10

Консультации, устный опрос

2

Историография эпохи Возрождения

6




2










12

Консультации, устный опрос

3

Историография XVII века

6
















10

Консультации, устный опрос

4

Историография эпохи Просвещения

6
















10

Консультации, устный опрос

5

Историография первой половины XIX века

6




2

2







12

Консультации, устный опрос

6

Историография второй половины XIX века

6




2










12

Консультации, устный опрос

7

Направления исторической мысли XX века

6




2










12

Консультации, устный опрос

8

Английская историография XX века

6
















10

Консультации, устный опрос

9

Американская историография в XX веке

6
















10

Консультации, устный опрос

10

Французская историография XX века

6







2







10

Консультации, устный опрос

11

Западногерманская историография XX века

6
















10

Консультации, устный опрос




Сессия

6
















14

зачет

Итого







144

8

4







132




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография всеобщей истории»
934.47kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методология истории»
819.28kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности»
382.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
2123.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы охраны памятников истории и культуры»
588.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия для студентов специальностей 1 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
4863.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
112.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине российское предпринимательское право (Для студентов юридического факультета) Кафедра: «Гражданское право и процесс»
103.89kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине налоговое право (Для студентов юридического факультета) Кафедра: «Гражданское право и процесс»
228.66kb.