Главная стр 1стр 2стр 3
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра учета, аудита

и экономического анализа

Автор: Наам Марина Николаевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине


История развития бухгалтерского учета

Специальность: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 20____ г. «___» ___________ 20__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


Пермь 2011



Автор-составитель:
Наам Марина Николаевна, к.э.н.,

доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа

Учебно-методический комплекс История развития бухгалтерского учета

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - основной образовательной программой по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и изучается по выбору.

Директор библиотеки______________

(подпись) (ф.и.о.)
СОДЕРЖАНИЕ

стр.


I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………

  1. Цели и задачи изучения дисциплины ..

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы




  1. Содержание курса

  2. Темы практических и семинарских занятий

  3. Лабораторные работы (лабораторный практикум)

  4. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов

  5. Учебно-методическое обеспечение




    1. Литература

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины ,

    1. Методические указания студентам

8.4. Методические рекомендации для преподавателя

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций



1.Цели и задачи изучения дисциплины
Разработано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» с учетом инновационной образовательной программы ПГУ, направленной на формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества.

Дисциплина «История развития бухгалтерского учета» имеет целью формирование знаний о важнейших этапах становления бухгалтерской науки, а также развития отечественной и зарубежной практики; все это должно помочь бухгалтеру в выборе эффективных экономических решений.



Задача данного курса – приобретение студентами знаний базовых законов развития экономики и бухгалтерского учета с точки зрения формирования учетной политики, выбора формы бухгалтерского учета и порядка формирования отчетности, а также знать основные этапы развития бухгалтерского учета в России и зарубежных странах; изучить особенности национального счетоводства в разных странах мира; иметь навыки использования концептуальных понятий для практического применения.
2.Требования к уровню освоения дисциплины,

соотнесенные с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО
В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление об имеющихся связях и разрывах в процессе развития бухгалтерского учета как науки;

понимать значение ключевых терминов;

знать понятийный аппарат дисциплины, принципы формирования учета, методические особенности бухгалтерского учета, двойную запись как основу формирования национальных систем учета;

иметь представление об эволюции применяемых методов и формировании категорий;

проследить смену общих концепций, показать не столько историю людей, сколько историю проблем и решений, раскрыть «драму идей»;

уметь раскрывать динамику протекающих процессов, описывать их закономерности, использовать методологию бухгалтерского учета для информационного обеспечения принимаемых решений, зная технологию бухгалтерского дела, грамотно формировать учетные регистры и формы отчетности, понимать отчетность, уметь выявлять проблемы, находить пути их решения;

обладать навыками работы с основными бухгалтерскими программами, позволяющими выполнять финансовые расчеты; освоить технику научного предвидения;

ориентироваться в информационных ресурсах Интернет, ориентированных на особенности бухгалтерского учета в различных странах мира.

Дисциплина «История развития бухгалтерского учета» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами в ходе изучения таких экономических дисциплин как «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Теория бухгалтерского учета», «Макроэкономика», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский (управленческий) учет». Приступая к изучению данного курса для проведения исследований, студент должен иметь первоначальные пользовательские навыки работы на калькуляторе и на персональном компьютере.

Данный курс призван обеспечить успешное изучение дисциплин цикла, связанного с бухгалтерским учетом, финансами, финансовой отчетностью, аудитом и налогообложением.

3.Объем дисциплины
3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы



Количество часов по формам

Очная

Заочное

Заочное (2-е высшее)

Очно-заочное

№№ семестров

4

5

6

5

Аудиторные занятия:

28

14

12

18

Лекции

14

14

12

18

практические и семинарские занятия

14

0

0

0


Самостоятельная работа

44

58

42

54

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

72

72

54

72




Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)



нет

нет

нет

нет




Курсовая работа

(№ семестра)

нет

нет

нет

нет




Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров



Зачет-4 семестр

Экзамен-5 семестр

Экзамен-6 семестр

Экзамен-5 семестр





3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Распределение часов по темам и видам учебной работы для дневного отделения

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий





Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа







лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Зарождение учета и принципов его формирования.

Тема 1. Периодизация развития бухгалтерского учета.

4

0,5

0

0

3,5

Тема 2. Становление учета с возникновением письменности и развитием счета.

4

1

0

0

3

Раздел 2. Особенности систем учета в Древнем мире, возникновение и преобладание натуралистической концепции в учете.

Тема 3. Становление учета в Древнем Риме.

4


1


1

0

2

Тема 4. Развитие учетной мысли в Древнем Египте.

4

1

1

0

2

Тема 5. Особенности систем учета в Древней Греции, Месопотамии и других странах.

4

0,5

1

0

2,5

Тема 6. Особенности хозяйственного учета в Средневековье.

4

1

1

0

2

Раздел 3. Зарождение двойной бухгалтерии и ее распространение.

Тема 7. Возникновение науки об учете в Италии. Лука Пачоли – родоначальник двойной записи и его «Трактат о счетах».

4

1

1

0

2

Тема 8. Развитие экономической теории бухгалтерского учета во Франции.

4

0,5

1

0

2,5

Тема 9. Немецкая школа бухгалтерского учета.

4

1

1

0

2

Тема 10. Учет и аудит в Англии.

4

1

1

0

2

Раздел 4. Бухгалтерский учет в России.

Тема 11. Эволюция учета до реформ Петра 1 (862-1700 гг.).

4

1

1

0

2


Тема 12. Влияние реформ Петра 1 на развитие учета в России.

4

0,5

1

0

2,5


Тема 13. Особенности учета в социалистическом обществе. Учет в условиях нэпа.

4

1

1

0

2


Тема 14. Развитие принципов и форм счетоводства в послевоенной России.

4

0,5

1

0

2,5


Раздел 5. Бухгалтерский учет ХХ1 века.

Тема 15. Реформирование бухгалтерского учета в России и его гармонизация в соответствии с МСФО.

8

1

1

0

6

Тема 16. Профессиональное суждение как средство регулирования бухгалтерского учета.

4

0,5

1

0

2,5

Тема 17. Гармонизация различных систем учета на современном этапе.

4

1

0

0

3

ИТОГО:

72

14

14

0

44



Распределение часов по темам и видам учебной работы для заочного отделения.

Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий





Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа







лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Зарождение учета и принципов его формирования.

Тема 1. Периодизация развития бухгалтерского учета.

4

0

0

0

0

Тема 2. Становление учета с возникновением письменности и развитием счета.

5

1

0

0

1

Раздел 2. Особенности систем учета в Древнем мире, возникновение и преобладание натуралистической концепции в учете.

Тема 3. Становление учета в Древнем Риме.

7


1


0

0

6

Тема 4. Развитие учетной мысли в Древнем Египте.

5

1

0

0

4

Тема 5. Особенности систем учета в Древней Греции, Месопотамии и других странах.

9

1

0

0

4

Тема 6. Особенности хозяйственного учета в Средневековье.

6

0

0

0

6

Раздел 3. Зарождение двойной бухгалтерии и ее распространение.

Тема 7. Возникновение науки об учете в Италии. Лука Пачоли – родоначальник двойной записи и его «Трактат о счетах».

9

1

0

0

4

Тема 8. Развитие экономической теории бухгалтерского учета во Франции.

5

1

0

0

4

Тема 9. Немецкая школа бухгалтерского учета.

7

1

0

0

6

Тема 10. Учет и аудит в Англии.

7

1

0

0

0

Раздел 4. Бухгалтерский учет в России.

Тема 11. Эволюция учета до реформ Петра 1 (862-1700 гг.).

11

1

0

0

5


Тема 12. Влияние реформ Петра 1 на развитие учета в России.

10

0

0

0

5


Тема 13. Особенности учета в социалистическом обществе. Учет в условиях нэпа.

9

1

0

0

4


Тема 14. Развитие принципов и форм счетоводства в послевоенной России.

13

1

0

0

2


Раздел 5. Бухгалтерский учет ХХ1 века.

Тема 15. Реформирование бухгалтерского учета в России и его гармонизация в соответствии с МСФО.

11

1

0

0

5

Тема 16. Профессиональное суждение как средство регулирования бухгалтерского учета.

9

1

0

0

2

Тема 17. Гармонизация различных систем учета на современном этапе.

8

1

0

0

0

ИТОГО:

72

14

0

0

58


Распределение часов по темам и видам учебной работы для заочного отделения (2-е высшее).



Названия разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий





Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа







лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Зарождение учета и принципов его формирования.

Тема 1. Периодизация развития бухгалтерского учета.

8

0

0

0

0

Тема 2. Становление учета с возникновением письменности и развитием счета.

10

1

0

0

2

Раздел 2. Особенности систем учета в Древнем мире, возникновение и преобладание натуралистической концепции в учете.

Тема 3. Становление учета в Древнем Риме.

14


1


0

0

3

Тема 4. Развитие учетной мысли в Древнем Египте.

10

0

0

0

5

Тема 5. Особенности систем учета в Древней Греции, Месопотамии и других странах.

18

1

0

0

2

Тема 6. Особенности хозяйственного учета в Средневековье.

12

0

0

0

2

Раздел 3. Зарождение двойной бухгалтерии и ее распространение.

Тема 7. Возникновение науки об учете в Италии. Лука Пачоли – родоначальник двойной записи и его «Трактат о счетах».

18

1

0

0

2

Тема 8. Развитие экономической теории бухгалтерского учета во Франции.

10

1

0

0

3

Тема 9. Немецкая школа бухгалтерского учета.

14

0

0

0

3

Тема 10. Учет и аудит в Англии.

14

1

0

0

3

Раздел 4. Бухгалтерский учет в России.

Тема 11. Эволюция учета до реформ Петра 1 (862-1700 гг.).

22

1

0

0

2


Тема 12. Влияние реформ Петра 1 на развитие учета в России.

20

0

0

0

3


Тема 13. Особенности учета в социалистическом обществе. Учет в условиях нэпа.

18

1

0

0

1


Тема 14. Развитие принципов и форм счетоводства в послевоенной России.

26

1

0

0

2


Раздел 5. Бухгалтерский учет ХХ1 века.

Тема 15. Реформирование бухгалтерского учета в России и его гармонизация в соответствии с МСФО.

22

1

0

0

3

Тема 16. Профессиональное суждение как средство регулирования бухгалтерского учета.

18

1

0

0

3

Тема 17. Гармонизация различных систем учета на современном этапе.

16

1

0

0

3

ИТОГО:

54

12

0

0

42

скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине История развития бухгалтерского учета Специальность: 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
571.05kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Москва 2009
931.83kb.
Учебно-методический комплекс Специальность: 080107 Налоги и налогообложение 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Москва 2009
1565.25kb.
Задача по финансовому и управленческому учёту учебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
2781.02kb.
Учебно-методический комплекс Для специальности: 08. 01. 09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
729.33kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Инновационный анализ Специальности: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» обсуждено
2204.33kb.
Учебно-методический комплекс для специальностей: 080105 Финансы и кредит; 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
1687.43kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080503 Антикризисное управление 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
988.78kb.
Рабочая программа дисциплины бухгалтерский финансовый учет Для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Москва 2012
1147.82kb.
Практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учету) Для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
843.29kb.
Программа дисциплины страхование Для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
720.63kb.
Программа для студентов спец. 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
377.04kb.