Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Государственный университет управления»
Институт государственного управления и права

Кафедра истории и политологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

У т в е р ж д а ю

____________________________



проректор по учебной работе

проф. В.М.Свистунов

«22 » мая 2007 г.

Москва – 2007-2011


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Государственный университет управления»

ПРОГРАММА
учебной дисциплины

« ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
для студентов всех специальностей


Москва – 2007- 2011


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Государственный университет управления»
Институт государственного управления и права

Кафедра истории и политологии

У т в е р ж д а ю

проректор по учебной работе

проф. В.М.Свистунов

«22 » мая 2007 г.


ПРОГРАММА

учебной дисциплины

« ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
для студентов всех специальностей

Москва – 2007 – 2011

УДК 94(47) (073)

П 78

6Н1

Крейс В.В. Программа учебной дисциплины «Отечественная история» для студентов всех специальностей. – М.: ГУУ, 2007. – 31 с.

С о с т а в и т е л ь

заместитель заведующего кафедрой истории и политологии

по учебно-методической работе

кандидат исторических наук, доцент

В.В.Крейс


О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р

заведующий кафедрой истории и политологии

кандидат исторических наук, доцент

С.П.Костриков

О б с у ж д е н

на заседании кафедры истории и политологии

протокол № от 3 апреля 2007 г.
О б с у ж д е н и о д о б р е н

на заседании Совета по гуманитарному образованию

протокол № от 11 апреля 2007 г.

 В.В.Крейс, 2007-2011.

 ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», 2007-2011.
Содержание


Программа учебной дисциплины……………………………………. 6

Планы семинарских занятий………………………………………….. 42

Типы тестовых заданий………………………………………………… 69

Примерная тематика докладов и рефератов и контрольные вопросы……………………………………………………………………. 77

1 Организационно-методические указания

Необходимым составным элементом гуманитарной подготовки современных дипломированных специалистов является историческое образование. Изучение истории своего Отечества и мировой истории выполняет ряд познавательных, интеллектуально развивающих и воспитательных функций. Знание научной истории является важнейшим условием формирования исторического сознания, на основе которого каждый человек «вписывает себя в чреду поколений», осознает неразрывную связь прошлого и настоящего, вклад своего народа в мировую цивилизацию.

Цель дисциплины «Отечественная история» - выработать у студентов всех специальностей целостное представление об истории российской государственности, основных типах и динамике социокультурного развития и управления обществом, месте и специфике России во всемирно-историческом процессе. Программа предусматривает изучение истории Отечества на основе современной методологии исторического познания и историографии. В исторической ретроспективе рассматриваются такие актуальные вопросы, как особенности и альтернативы социальной модернизации общества, взаимоотношения в системе «власть – общество – человек», основные этапы, тенденции и особенности развития общества, деятельность выдающихся исторических личностей. В задачи дисциплины входит также ознакомление студентов с новейшими научными достижениями в изучении истории Отечества.

Научно-теоретическими основами дисциплины являются документальные источники, труды наиболее известных отечественных и зарубежных историков, современная историко-исследовательская литература. Преподавание данной дисциплины строится с учетом исторических знаний, полученных студентом ранее в процессе обучения в общеобразовательных учебных заведениях, при обеспечении преемственности и логической последовательности его гуманитарного, в том числе исторического образования.

Лекционный курс построен проблемно-хронологически и ориентирует студентов на осмысление материала с позиции не только конкретно-исторического, но и концептуального анализа исторического процесса. Это поможет студентам оперировать современными знаниями для выработки аргументированных суждений о прошлом, настоящем и будущем Отечества. В изучении дисциплины приоритетным является самостоятельность мышления студентов при интерпретации исторических фактов.

Регламентирующее начало в изучении дисциплины «Отечественная история» несут в себе Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования всех специальностей. Изучив дисциплину, студенты должны:



иметь представление:

  • о характере истории как науки и ее месте в системе современного гуманитарного образования;

  • об основных эпохах в истории развития человеческого общества, Российского государства и их хронологии;

  • об историческом опыте Российского государства и его вкладе в развитие мировой цивилизации;

  • о состоянии, актуальных проблемах и перспективах развития исторической науки в России и за рубежом;



знать:

  • основополагающие понятия, термины и категории исторической науки, основные этапы отечественной истории, исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России;

  • актуальные проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России; конкретно исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе;


уметь:

  • выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому России;

  • объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюцию государственного и общественного устройства России на различных этапах ее развития;

  • выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа экономического развития и политического процесса в России;

  • самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и научной литературой по истории, осуществлять сравнительный анализ исторических фактов, событий и явлений общественной жизни на основе исторического материала, вести дискуссии по основным проблемам изучаемой дисциплины.

Учебная дисциплина «Отечественная история» изучается студентами университета по всем специальностям в течение одного семестра в объеме 114 часов (кроме специальностей «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401). Для студентов указанных специальностей учебная дисциплина рассчитана на 84 часа. Ее структура соответствует основным принципам организации учебного процесса: лекции, практические занятия (семинары), самостоятельная работа студента в аудитории под контролем преподавателя и внеаудиторная.

Целенаправленная и активная работа студентов в ходе занятий призвана помочь углублению знаний будущих дипломированных специалистов по основным проблемам российской истории, выработке у них навыков аналитического подхода к рассмотрению различных событий истории, пониманию противоречивости исторических процессов, интеграции знаний других гуманитарных дисциплин на историческом материале.

Важнейшей формой изучения учебной дисциплины является самостоятельная работа студента. При анализе актуальных исторических проблем самостоятельно студентам необходимо в полной мере выполнять конкретные задания по каждой теме, глубоко изучать рекомендованные источники и литературу по данной учебной дисциплине.

Формами текущего и промежуточного контроля знаний студентов являются: контрольные работы; тестирование; защита рефератов. Рубежный контроль знаний студентов – экзамен.



2. Распределение часов по темам и видам учебных занятий
2.1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения всех специальностей (кроме «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401).

Тема программы учебной дисциплины

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе по видам учебных занятий

Лек-

ции


Семина- ры

Самостоятельная работа студента в аудитории под контро- лем препо-

давателя



1

2

3

4

5

Тема 1. Введение в курс «Отечественная история». Проблемы этногенеза восточных славян.

4(2)

2(2)

2




Тема 2. Древняя Русь: основные этапы становления государственности.

8(6)

2(4)

4(2)

2

Тема 3. Формирование и развитие единого Российского государства в XIV-XVII вв.

6(6)

2(4)

2(2)

2

Тема 4. Особенности политического и социального строя Российского государства в XVIII в.

8(6)

2(4)

4(2)

2

Тема 5. Эволюция российской

государственности в первой половине XIX в.



4(4)

2(3)

2(1)




Тема 6. Российская империя на путях модернизации во второй половине XIX в.

5(6)

2(3)

2(1)

1 (2)

Тема 7. Россия в начале ХХ в.: политика, экономика.

5(5)

2(2)

2(2)

1(1)

Тема 8. Революция 1917 г. в России. Гражданская война и иностранная интервенция.

4(6)

2(4)

2(2)




Тема 9. Социально-экономические и политические преобразования в Советском государстве в 20-30-е гг. ХХ в.

4(4)

2(2)

(2)

2

Тема 10. Великая Отечественная война советского народа. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1941-1952 гг.).

4(5)

2(3)

2(2)




Тема 11. Советское общество в 50-х – конце 80-х гг. Кризис и распад СССР.

3(4)

2(3)

1(1)




Тема 12. Становление новой российской государственности в 90-е годы ХХ в. Россия в первые годы ХХI столетия. Заключение.

5(5)

2(2)

1(1)

2(2)

Итого аудиторных часов

60(59)

24(36)

24(18)

12(5)

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента

54(25)










Всего часов на освоение учебного материала

114(84)










Примечание: в скобках указаны часы для очно-заочной формы обучения.

2.2. Распределение часов по темам и видам учебных занятий для студентов очной и очно-заочной форм обучения

по специальностям: «Связи с общественностью» - 030602, «Социология» - 040201, «Реклама» - 032401.

Тема программы учебной дисциплины

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе по видам учебных занятий

Лек-

ции


Семина- ры

Самостоятельная работа студента в аудитории под контро- лем препо-

давателя



1

2

3

4

5

Тема 1. Введение в курс «Отечественная история». Проблемы этногенеза восточных славян.

3(2)

2(2)

1




Тема 2. Древняя Русь: основные этапы становления государственности.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 3. Формирование и развитие единого Российского государства в XIV-XVII вв.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 4. Особенности политического и социального строя Российского государства в XVIII в.

4(6)

2(4)

1(2)

1

Тема 5. Эволюция российской государственности в первой половине XIX в.



3(4)

2(3)

1(1)




Тема 6. Российская империя на путях модернизации во второй половине XIX в.

4(6)

2(3)

1(1)

1(2)

Тема 7. Россия в начале ХХ в.: политика, экономика.

3(5)

2(2)

1(2)

(1)

Тема 8. Революция 1917 г. в России. Гражданская война и иностранная интервенция.

3(6)

2(4)

1(2)




Тема 9. Социально-экономические и политические преобразования в Советском государстве в 20-30-е гг. ХХ в.

4(4)

2(2)

1(2)

1

Тема 10. Великая Отечественная война советского народа. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1941-1952 гг.).

3(5)

2(3)

1(2)




Тема 11. Советское общество в 50-х – конце 80-х гг. Кризис и распад СССР.

3(4)

2(3)

1(1)




Тема 12. Становление новой российской государственности в 90-е годы ХХ в. Россия в первые годы ХХI столетия. Заключение.

4(5)

2(2)

1(1)

1(2)

Итого аудиторных часов

42(59)

24(36)

12(18)

6(5)

Количество часов внеаудиторной самостоятельной работы студента

42(25)










Всего часов на освоение учебного материала

84(84)










Примечание: в скобках указаны часы для очно-заочной формы обучения.

3. Содержание тем программы учебной дисциплины
Тема 1. Введение в курс «Отечественная история». Проблемы этногенеза восточных славян.

Предмет, цели, задачи и структура дисциплины. Источники и литература.

Понятие исторического сознания. Исторический миф. Роль исторического сознания как регулятора социального поведения человека.

Сущность, формы, функции исторического знания. Историческое знание в гуманитарной культуре начала XXI в. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Принципы «целостного знания» как основа современного историзма. Цивилизационный, формационный и культурологический методы исторического познания, их соотношение и современные трактовки. Понятие и классификация исторического источника. Источники по отечественной истории.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Понятия «общее и особенное» исторического прогресса в отечественной истории. Географический, геополитический и социокультурный факторы российской цивилизации. Основные закономерности и особенности исторического развития России.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Традиции отечественной историософской мысли и историографии XIX – XX вв. Осознание самобытности русской истории (Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров). Рождение «русской идеи»: полемика западников и славянофилов о прошлом и будущем России.

Концепции «государственной» исторической школы об особенностях российского исторического процесса: влияние геополитического фактора; особая, доминирующая роль государства; социокультурные расколы и конфликтность развития общества; альтернативность истории (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.).

Капиталистическая модернизация общества на рубеже XIX-XX вв. и дискуссии о «судьбе России» (В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский и др.). Концепция «евразийцев» (Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин и др.) об уникальном историческом пути России.

Особенности эволюции советской исторической школы.

«Русская идея» сегодня: «почвенники», либералы, евразийцы. Дискуссии о судьбе России: факторы особого, «догоняющего» типа модернизации общества; национальные особенности реформаторских процессов, революций «сверху» и «снизу»; феномен российской интеллигенции; парадигмы социального переустройства России в ХХ в. Основные направления развития современной отечественной исторической науки.

Современная зарубежная историография по истории России. Специфика осознания глобальных проблем человечества и места России в мировой истории. Проблемы этногенеза восточных славян.
Тема 2. Древняя Русь: основные этапы становления государственности.

Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Основные направления восточнославянской колонизации. Древняя Русь и кочевники. Распространение ислама.

Структура и ценности языческой мифологии древних славян.

Этно- и геополитические факторы образования Древнерусского государства. Византийско-древнерусские связи. Норманская теория образования Древнерусского государства и «антинорманизм». Формирование территории Киевской Руси в IX – начале Х вв.

Принятие христианства и его исторические последствия. Западная и восточно-византийская традиции государства, права и управления обществом. Киевская Русь как часть европейской цивилизации.

Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социального строя Древней Руси. Этно-культурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Власть и народное собрание (вече) как институты управления, их соотношение и эволюция. Древнерусская община и ее роль в самоуправлении.

Великокняжеская власть и территориально-политическая структура Киевской Руси. Социальная структура общества. «Русская правда» и формирование законодательства Киевской Руси.

Внешняя политика Киевской Руси. Древняя Русь и средневековые государства Европы и Азии.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХII-ХIII вв. Полицентризм и альтернативные пути развития земель-княжений. Феодальные республики в Новгороде и Пскове: своеобразие общественного устройства. Функции и пределы новгородского «народоправства». Трансформация институтов власти в Северо-Восточной Руси.

Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в XIII в. Монгольские завоевания, их исторические и геополитические последствия. Политическая система ордынского господства.

Дискуссии о монгольском факторе русской истории. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Особенности формирования Русской Православной церкви. Основные черты религиозно-политических учений Древней Руси и их воплощение в организации управления обществом.

Язычество и Православие как систематизирующие элементы древнерусской культуры. Городская культура Северо-Западной Руси и земледельческая Северо-Восточная Русь. Вклад Древней Руси в мировую культуру.

Особенности формирования христианского менталитета русского общества. Человек Древней Руси: мировосприятие и быт.


Тема 3. Формирование и развитие единого Российского государства в XIV – XVII веках.

Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Образование национальных государств в Западной Европе и России: общее и особенное. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Институт вассалитета, формирование сословной системы организации средневекового общества и их особенности в России. Проблема специфики формирования российской государственности в историографии.

Альтернативы воссоединения русских земель в XIV – XV вв. Специфика формирования единого российского государства. Формирование геополитического пространства Московской Руси.

Церковь и рост национального самосознания в период монгольского ига. Возвышение Москвы. Идея единовластия и пути ее осуществления. Куликовская битва. Политический кризис в середине XV в. и феодальная война в Московском княжестве.

Проблемы формирования сословной структуры Московской Руси в историографии. Становление нового национального типа «служилого» государства и «сословного устроения» общества при Иване III. Реформы Ивана III и формирование дворцово-вотчинной системы государственного управления. Общероссийский Судебник 1497 г.

Роль церкви в формировании национально-государственной идеологии «Москва – третий Рим». Обоснование идеологии московского «самодержавства». Новый этап взаимоотношений государства и церкви. Нестяжатели и иосифляне.

Внешняя политика Московской Руси при Иване III.

Особенности формирования единой общерусской культуры.

XVI век: начало формирования самодержавия как национальной формы политического режима и государственного устройства России. Территориальные завоевания России и создание «евразийского» геополитического пространства. Формирование России как многонационального государства.

Иван IV: личность и концепция власти. Реформы 50-60-х годов XVI в. Перестройка центрального и местного управления. Земские соборы и особенности формирования сословно-представительной монархии. Ливонская война: цели и причины неудач.

Современная историография о содержании и последствиях опричниной политики Ивана Грозного. Социально-экономический кризис и усиление крепостничества в конце XVI в.

Национальный кризис и «Смутное время» начала XVII в. Проблемы содержания, основных этапов и исторических последствий Смуты в современной историографии.

Прекращение династии Рюриковичей. Правление Бориса Годунова. Особенности проявления самозванщины. Распад государства и гражданская война в стране. Восстание под предводительством И.Болотникова. Боярский царь Василий Шуйский. «Семибоярщина». Роль польско-шведской интервенции в кризисе русского общества и государства. Освободительное движение и создание народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых.

Россия при первых Романовых. Укрепление самодержавного строя и попытки ликвидации территориальных потерь в период Смуты.

Новый период русской истории во второй половине XVII в. Развитие мануфактуры, внешней и внутренней торговли, начало формирования всероссийского рынка.

Царствование Алексея Михайловича и становление абсолютизма. Изменения в социальной структуре и социальных отношениях. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Соборное Уложение 1649 г. Законодательное оформление системы крепостного права в России. Приказная административная система и формирование «служилой» бюрократии.

Конфликт церкви и государства в середине XVII в. Реформа патриарха Никона. Церковный раскол, его причины, содержание и социокультурные последствия. Протопоп Аввакум и идеология старообрядчества.

Усиление геополитических позиций России. Присоединение Украины к России. Войны с Польшей и Турцией. Русские землепроходцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Положение народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири.

Особенности процесса «обмирщения» культуры, усиления в ней светских начал. Развитие литературы, искусства, общественной мысли.

Утверждение политической культуры общества. Мировосприятие средневекового человека: сакральное отношение к власти, социальный утопизм и общинное самоуправление. «Народный монархизм» и «соборность» как новые доминанты российской цивилизации.


Тема 4. Особенности политического и социального строя Российского государства в XVIII в.

Мир в новое время: альтернативность исторического процесса. Россия в системе европейских международных отношений в начале XVIII в. Исторические предпосылки, особенности и основные этапы модернизации России. Особенности формирования абсолютизма в России. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Основные идеи и замыслы петровских преобразований. Предпосылки и особенности складывания абсолютизма в России. Патернализм. Рационализация общественной жизни: «реформация» сверху, регламентированная иерархия сословий, военный и полицейский характер власти.

Государственные преобразования и формирование военно-бюрократической системы управления обществом. Генеральный регламент и Табель о рангах. Органы государственного надзора и контроля. Создание системы управления национальными окраинами империи.

Общественно-политическая мысль в эпоху петровских реформ. Основные тенденции преобразований в культуре. Традиции российской государственности и противоречия «европеизации» общества.

Значение петровских преобразований и проблема отчуждения общества от власти в современной историографии. Россия без Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.

Век Екатерины II. Европейское Просвещение и противоречивость политики «просвещенного абсолютизма» в России. Консервативное и просветительское направления в общественно-политической мысли России во второй половине ХVIII в.

«Наказ императрицы Екатерины II» и деятельность Уложенной комиссии. Сословные реформы и их значение для становления элементов гражданского общества в России. «Жалованные грамоты» дворянству и городам, судебная реформа. Создание единой системы административного управления. Усиление крепостничества и обострение социальных конфликтов в обществе. Крестьянская война 1773-1775 гг.

Смысл и значение «золотого века» дворянства в истории России. Новый этап «европеизации» культуры и духовной жизни общества. Мировосприятие человека конца ХVIII в.: элитарно-европеизированное и народно-традиционное. Социокультурный раскол как доминанта национального самосознания.

Итоги развития российской государственности в ХУIII в. Российская империя в системе европейских отношений. Территориальная экспансия России: разделы Польши и завоевание Крыма.

Реформы Павла I и кризис военно-бюрократической системы.
Тема 5. Эволюция российской государственности в первой половине XIX века.

Западная Европа на путях создания индустриального общества. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Государственные преобразования Александра I, их содержание и методы. Формирование национальной административно-бюрократической модели государственного управления.

Попытки либеральной реформации общества. Конституционные проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцова, декабристов и их сопоставимость с конституциями развитых стран.

Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. и ее исторические уроки. «Европейский дом» Александра I.

Декабризм и судьбы «мятежных реформаторов».

Идеологическое обоснование самодержавия и новая модификация доктрины патернализма при Николае I.

Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Выделение общественных движений и общественной мысли в самостоятельный фактор национально-исторического развития. Общественно-политические движения в 30 – 40-е гг.: состав и основные идейные направления. Западнический и славянофильский варианты исторического развития и предназначения России. Особенности формирования российской интеллигенции.

Эволюция административно-бюрократической системы: новый этап бюрократизации государственного управления, его централизации и регламентации. Кризис крепостничества и поиски путей разрешения крестьянского вопроса. Национальный вопрос в политике царизма. Россия и Кавказ в первой половине XIX в.

Основные направления внешней политики России и поражение в Крымской войне.

Развитие культуры первой половины XIX в.: усиление дифференциации, связь с модернизационными процессами. Особенности национального самосознания и ментальности различных слоев общества.
Тема 6. Российская империя на путях модернизации во второй половине XIX в.

Власть и общество в середине XIX в. «Либеральная бюрократия» и поиск новых концепций государственного управления. Великие реформы 60-70-х гг. как наиболее последовательная попытка преобразования общества «сверху».

Крестьянская реформа, ее противоречия и исторические последствия. Государственная политика в формировании основ гражданского общества. Создание системы всесословного общественного самоуправления: земская, городская и судебная реформы. Реформа просвещения и военная реформа. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова.

Подъем общественного движения в пореформенной России. Ментальные, идейные и организационные основы народничества. Современная историография народнического движения. Особенности формирования российского либерализма. Распространение марксизма в России.

Правление Александра III и политика «консервативного обновления» общества.

Объективные потребности индустриальной модернизации России на рубеже XIX-XX вв. Характер промышленного переворота и роль государства в процессе ускоренной индустриализации. Экономические реформы С.Ю. Витте и их влияние на эволюцию административно-бюрократической модели управления. Реформы и реформаторы в России.

Русская культура второй половины XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
Тема 7. Россия в начале ХХ в.: политика, экономика.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Противоречивость социальной трансформации общественных систем: столкновение тенденций демократии и авторитаризма, интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма.

Дискуссии в современной науке об экономическом росте и модернизации общества, соотношении революций и реформ в России в начале ХХ в.

Эволюция российской государственности на этапе революции 1905 -1907 гг. Социально-политические альтернативы формирования гражданского общества. Ведущие политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Место и практика Государственной думы в политической системе. Становление «думской монархии» в России. Третьеиюньская монархия: эволюция административно-бюрократической системы.

Особенности развития политической культуры в пореформенной России.

Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития начала ХХ в. Политическая концепция П. А. Столыпина. Реформы в замыслах и реальном воплощении. Современные оценки столыпинской аграрной реформы.

Воздействие капиталистической индустриализации на социокультурные процессы. Особенности урбанизации в России. Традиции и ускоренная модернизация общества: содержание и последствия ценностного конфликта для судеб России.

Россия в Первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. «Прогрессивный блок» 1915 г. в Государственной думе. Поражения в ходе войны и нарастание общенационального кризиса. Россия в условиях мировой войны и общественного кризиса.

«Серебряный век» русской культуры.
Тема 8. Революция 1917 г. в России. Гражданская война и иностранная интервенция.

Современная отечественная и зарубежная историография революции 1917 г.

Февральская революция 1917 г. и крах российской монархии. Проблема преемственности и легитимности власти. Формирование Временного правительства. Двоевластие и особенности формирования Советов.

Преобразования и административные реформы Временного правительства. Центральные и местные органы управления и самоуправления: структура и эффективность.

Политические кризисы и нарастание распада российской государственности. Проекты переустройства общества в программах ведущих политических партий. Альтернативы развития революции летом 1917 г. и их крушение.

Общенациональный системный кризис осенью 1917 г. Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Декреты Советского правительства.

Проблема преемственности власти и управления после Октября 1917 г. Политические доктрины большевизма и реальности формирования политической системы диктатуры пролетариата весной и летом 1918 г. Выход Советской России из мировой войны. Первые Советские конституции. Политика «военного коммунизма».

Гражданская война и иностранная интервенция 1918-1920 гг., их результаты и последствия. «Белое» и «красное» движения: социальная база, состав и идейные установки. Основные этапы и события гражданской войны. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.


Тема 9. Социально-экономические и политические преобразования в Советском государстве в 20-30-е гг. ХХ в.

Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Послевоенная экономическая разруха. Политический кризис 1921 г. и становление новой системы управления многоукладной экономикой, проблемы ее эффективности. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ. Идейные альтернативы большевизму и судьбы политической оппозиции. Формирование однопартийного политического режима. Советское государство и церковь: от Поместного собора до воинствующего атеизма.

Образование СССР. «Советский федерализм» и складывание унитарной структуры государства.

Советская Россия в системе международных отношений послевоенного мира.

Курс на построение социализма в одной стране и его последствия. Проблемы модернизации страны на новом витке истории: политические альтернативы и их носители. Тоталитарное государство в контексте мирового развития 30-х годов. Истоки и особенности тоталитарного режима в СССР: современные концепции.

Особенности социально-экономических преобразований в 30-е годы. Командно-административная система управления советским обществом: исторические корни, структура и проблема эффективности. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Репрессии и политические процессы 30-х гг. Конституция СССР 1936 г.: декларации и реальность.

Новые доминанты цивилизационного развития и предпосылки социокультурного раскола общества.

Культурная жизнь страны и особенности развития культуры в 20- 30-е годы ХХ в.


Тема 10. Великая Отечественная война советского народа. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1941-1952 гг.).

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Фашизм в Европе в 30-е гг.: идеология, политика, практика. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Противоречивость внешней политики страны. Советско-германские соглашения 1939 г. и их политические последствия. Начало Второй мировой войны. Ее характер, состав участников, силы сторон. Советско-финляндская война. Присоединение Западной Украины и Белоруссии, прибалтийских государств, Бессарабии к СССР.

Современная историография Великой Отечественной войны советского народа. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: характер, основные этапы военных действий, поражения и победы.

Эволюция власти и массового сознания в годы войны. Консолидация советского общества. Фронт и тыл. Партизанское движение. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Состояние культуры страны в годы войны.

Внешняя политика Советского государства в годы войны. Формирование антифашистской коалиции, лендлиз. Поражение и капитуляция Германии. Война СССР с Японией: причины и результаты.

Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Всемирно-историческое значение победы советского народа в войне. Цена Победы, итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн в целом. Роль СССР в спасении мировой цивилизации от фашизма.

Переход СССР к мирному строительству. Трудности и успехи в восстановлении народного хозяйства. От восстановления к новой модели мобилизационной экономики. Политическая жизнь общества после окончания войны. Культура. Идеологизация жизни общества и усиление политических репрессий. Послевоенная внешняя политика СССР и мировое сообщество. Изменение расстановки сил в мире. «Холодная война» и ее причины. Сталин как политик и государственный деятель.
Тема 11. Советское общество в 50-х – конце 80-х гг. Кризис и распад СССР.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Эксперименты и новации 50-х – первой половины 60-х годов. Демократизация политической жизни общества. ХХ съезд КПСС, его значение. Начало «оттепели» и преодоление культа личности Сталина. Реформы второй половины 50-х – начала 60-х годов: замыслы и результаты. Развитие науки и культуры. Достижения в освоении космоса. Попытки модернизации тоталитарно-бюрократической системы управления.

Внешнеполитические доктрины СССР. Карибский кризис: победа политического реализма. Достижения и просчеты Н.С. Хрущева – политика – реформатора. Причины провала первых попыток либерализации советского общества.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Особенности общественного развития в условиях нарастания кризиса командно-административной системы. Экономические реформы 60-х гг. и причины их незавершенности. Истощение ресурсов страны в борьбе за мировое лидерство. Нарастание кризисных явлений общественного развития. Феномен диссидентства: истоки и содержание.

СССР и мировое сообщество в 70-х – начале 80-х гг. Особенности взаимодействия, сотрудничества и противостояния двух мировых систем. Разрядка международной напряженности: истоки и противоречия.

Советский Союз в 1985-1991 гг. «Перестройка» второй половины 80-х годов в контексте мировой и российской истории. Курс на обновление социализма и характер изменений в политической системе общества к началу 90-х годов. «Новое политическое мышление» и его внешнеполитические результаты. Трансформация духовного облика общества.

Нарастание экономического и социально-политического кризиса в начале 90-х годов. Усиление политической борьбы в СССР. Национальный радикализм и самоопределение республик. Межнациональные отношения в 1991 г. Августовский политический кризис 1991 г., его причины. Попытка государственного переворота и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения и возникновение СНГ.


Тема 12. Становление новой российской государственности в 90-е годы ХХ в. Россия в первые годы ХХI столетия. Заключение.

Становление новой российской государственности. Октябрьские события 1993 г. Ликвидация советской системы, переход к новому типу социально-экономического и политического развития. Начало перехода к рыночной экономике: успехи, трудности, противоречия. Нарастание тенденций деиндустриализации экономики в начале 90-х гг. и их влияние на социально-политическую обстановку в обществе. Итоги социально-экономического развития России в первой половине 90-х годов.

Политическая смена государственного строя Российской Федерации. Политические и государственные преобразования в России. Складывание политической системы Российской Федерации, ее основные элементы. Проблемы государственного строительства, взаимоотношения Федерации и ее субъектов. Характеристика основных политических партий и общественных движений России. Новая Конституция Российской Федерации (1993 г.) и изменение политической системы страны. Высшие органы государственной власти России, их деятельность в конце ХХ – начале XXI вв.

Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Углубление кризисных явлений в экономике страны и проблемы ее возрождения. Попытки экономических реформ в России во второй половине 90-х годов. На пути к рыночной экономике: достижения и просчеты. Цена реформ. Экономическая политика России на современном этапе.

Влияние исторической тенденции на процесс реформ в России. Противоречия социокультурного развития на новом витке истории. Поиск цивилизационной идентификации и национальной «идеи». Менталитет современного российского общества. Россия – правопреемница Советского государства в мировом сообществе. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации на рубеже веков. Ее основные направления, приоритеты. Проблемы национальной безопасности России в начале третьего тысячелетия.

Культура России на рубеже XX-XXI вв., характеристика тенденций развития. Наука и образование в современной России.

Место России в мировом сообществе в современных условиях.

4. УЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
4.1. Контрольный опрос студентов (контрольные работы)

При завершении изучения очередной темы учебной дисциплины преподаватель проводит контрольный письменный (устный) опрос, как правило, в часы самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя.



Вопросы для контроля знаний студентов по темам дисциплины
Тема 1. Введение в курс «Отечественная история». Проблемы этногенеза восточных славян.

1. Что такое формационный подход к изучению истории?

2. Что такое цивилизационно – культурологический подход к изучению истории?

3. Какие племена и этнические общности населяли Восточно-европейскую равнину в I-ом тысячелетии новой эры?

4. Какое воздействие на общественное устройство восточных славян оказало Великое переселение народов?

5. Какие изменения в духовной и хозяйственной жизни людей способствовали возникновению государства?



Тема 2. Древняя Русь: основные этапы становления государственности.

1. Каковы предпосылки создания государства у восточных славян?

2. В чем смысл «бщественно теории», когда она появилась?

3. Какова была структура власти в русских землях IX-XIIIвв.?

4. Причины принятия христианства на Руси. Какую роль оно сыграло в истории России?

5.Какое влияние оказывала Византия на развитие Древней Руси?

6. Сравните управления в Галицко–Волынском и Владимиро–Суздальском княжествах и в Новгородской земле. В чем состоят принципиальные отличия?

7. Какое влияние оказало татаро-монгольское иго на выбор исторического пути России?


Тема 3. Формирование и развитие единого Российского государство в XIV-XVII вв.

1. В чем состояла историческая неизбежность объединения русских земель и почему именно Москве было суждено стать их центром?

2. Каковы особенности образования Российского государства?

3. Почему развитие феодальных отношений в XII-XIII вв. вело к раздробленности Руси, а в XIV-XV вв. – к объединению русских земель?

4. Каковы основные черты дворцово-вотчинной и приказной систем управления?

5. Объясните причины, сущность и последствия опричнины.

6. В чем причины и смысл церковного раскола середины XVII в.?

7. Дайте характеристику основным этапам развития русской культуры XVI-XVII вв.



Тема 4. Особенности политического и социального строя Российского государства в XVIII в.

1. Каковы особенности процесса модернизации российского общества в первой четверти XVIII в.?

2. Как можно оценить петровские реформы с точки зрения места России в мировом цивилизационном процессе?

3. Как петровские реформы сказались на положении крестьян, купцов, дворян? Какие социальные слои больше всего выиграли от реформ?

4. Какие новые органы государственного управления появились в период петровских реформ?

5. Какие перемены в управлении страной в центре и на местах произошли во второй половине XVIII в.?

6. Почему Россия эпохи Екатерины II стала «дворянской империей»?

7. Какие основные идеи лежали в основе концепции европейского

«просвещенного абсолютизма» и как они трансформировались в условиях России?
Тема 5. Эволюция российской государственности в первой половине XIX в.

1. Каковы основные тенденции развития всемирной истории в начале XIX в.?

2. Объясните причины и содержание реформ Александра I.

3. Каковы основные направления социально-экономического развития страны в первой половине XIX в.?

4. В чем сущность плана государственных преобразований М.М.Сперанского?

5. Каковы основные направления общественного движения в России во второй четверти XIX в.?


Тема 6. Российская империя на путях модернизации во второй половине XIX в.

1. Каковы основные проявления кризиса феодально-крепостнической системы?

2. В чем сущность и содержание крестьянской реформы 1861 г.?

3. Каковы основные направления общественно-политического движения в России во второй половине XIX в.?

4. Почему Россия не смогла воспользоваться в полной мере плодами победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.?

5. Каковы причины и результаты бурного развития экономики страны в последней четверти XIX в.?

6. Культура России во второй половине XIX в. Каков ее вклад в мировую культуру?
Тема 7. Россия в начале ХХ в.: политика, экономика.

1. В чем особенности социально-экономического развития России в начале ХХ в.?

2. Каковы основные направления общественного движения в России накануне Первой русской революции?

3. Каковы причины, характер и движущие силы Первой русской революции?

4. В чем сущность третьеиюньской политической системы?

5. Какие цели преследовала Россия в Первой мировой войне?


Тема 8. Революция 1917 г. в России. Гражданская война и иностранная интервенция.

1. В чем причины Февральской (1917 г.) революции в России?

2. Каково содержание внутренней и внешней политики Временного правительства?

3. Какую роль играли политические партии в выборе перспектив развития России в 1917 г.?

4. Почему победила большевистская революция в 1917 г.?

5. В чем причины гражданской войны?

6. Почему большая часть населения страны пошла за большевиками в 1917-1918 гг.?

7. Какова роль крестьянства в революции и Гражданской войне в России?


Тема 9. Социально-экономические и политические преобразования в Советском государстве в 20-30-е гг. ХХ в.

1. Как было организовано Советское государство?

2. Кризисы НЭПа. В чем их причины?

3. Каково значение идей НЭПа и его опыта в решении социально-экономических задач наших дней?

4. Экономика, политика и культура в 1920-е гг.

5. В чем Вы видите причины установления личной власти И.В.Сталина?

6. Каково было международное положение СССР в 1920-30-е гг.?
Тема 10. Великая Отечественная война советского народа. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1941-1952 гг.).

1. В чем причины Второй мировой войны?

2. В чем причины поражений Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны?

3. Дайте характеристику величайшим битвам Великой Отечественной войны.

4. В чем сущность и характерные черты политической системы СССР в послевоенные годы?

5. Как восстанавливали народное хозяйство после войны?

6. Какие геополитические последствия Второй мировой войны?
Тема 11. Советское общество в 50-х – конце 80-х гг. Кризис и распад СССР.

1. В чем причины первых попыток либерализации политического режима после смерти И.В.Сталина?

2. В чем сущность реорганизации экономической жизни страны в 1950-е – первой половине 1980-х гг.?

3. Попытка проведения экономической реформы во второй половине 1980-х гг. В чем причины неудачи ее проведения?

4. Какие изменения произошли в сфере государственного устройства СССР в период перестройки?

5. «Холодная война». Каковы ее истоки и результаты?


Тема 12. Становление новой российской государственности в 90-е гг. ХХ в. Россия в первые годы ХХI столетия.

1. Какие изменения произошли в экономическом развитии России в начале XXI в.?

2. В чем сущность и содержание административной реформы в Российской Федерации 2003-2007 гг.?

3. Каковы отношения Российской Федерации с ведущими странами мира в современных условиях?

4. Продовольственная безопасность страны. Насколько Россия зависит от продовольственного импорта?

5. Какие проблемы политической стабилизации российского общества в современных условиях?


4.2. Тестирование студентов

В соответствии с Программой учебной дисциплины «Отечественная история» для студентов всех специальностей коллективом кафедры истории и политологии разработаны Тестовые задания по каждой теме курса для текущего контроля знаний студентов.1


Примеры тестовых заданий
I. Задания с одним правильным ответом из 5 вариантов:
1. Определите хронологические рамки периода феодальной раздробленности Руси

А) вторая пол. XI – начало XII в. Б) начало XII – конец XV вв.

В) начало XIII – середина XVI вв. Г) X в.

Д) конец XI – начало XV вв.



2. СССР исключён из Лиги наций вследствие:

А) подписания договора о дружбе с Германией

Б) развязывания войны с Финляндией

В) нарушения прав человека в стране

Г) введения Красной Армии в Прибалтику

Д) отказа от переговоров с Англией о коллективной безопасности



II. Задания с одним правильным ответом из 4 вариантов:

1. В 1242 г. на Чудском озере произошла битва дружины под командованием князя Александра Ярославича с (со)….

А) шведами Б) немцами В) Ливонским орденом Г) поляками



2. К числу аграрных преобразований П.А. Столыпина относится …

А) запрещение барщины

Б) разрешение выхода из общины с семейным наделом

В) ограничение крестьянской кооперации

Г) отмена временнобязанного состояния крестьян
III. Задания с несколькими правильными ответами из 5 вариантов:

1. XII – XIII века – это время …

А) существования удельных княжеств

Б) формирования феодализма

В) государственной раздробленности Руси

Г) создания единого централизованного (Московского) государства

Д) становление буржуазных отношений на Руси.



2. С именами А.А. Жданова и А.А. Ахматовой связано …

А) «Ленинградское дело» Б) «Дело врачей»

В) борьба с космополитизмом

Г) Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»

Д) Постановление ЦК ВКП (б) «О положении в биологической науке»
IV. Задания с несколькими правильными ответами из 4 вариантов:

1. Причинами порабощения Руси татаро-монголами были …

А) плохое вооружение русских воинов

Б) нехватка боеприпасов

В) раздробленность русских земель Г) эгоизм удельных князей


2. Основными средствами для осуществления модернизации страны в 30-е гг. были:

А) зарубежные займы Б) ограничение потребления населения

В) выкачивание средств из деревни

Г) развитие сырьевого экспорта.


V. Задания с выбором правильного варианта ответа из 5

предложенных:

1. Правильным является следующее утверждение:

А) Киевское государство создали варяги во главе с Рюриком

Б) единое Киевское государство просуществовало до конца XII в.

В) полюдье было заменено оброком в начале X в.

Г) в Древней Руси было два центра государственности – Киев и Новгород

Д) в IX –X в. верховная власть на Руси передавалась старшему в роде.



2. Правильными являются утверждения:

А) Крымская война была в 1853-1856 гг.

Б) Русско-японская война закончилась Пекинским договором 1905 г.

В) идеологом бунтарского направления в народничестве был П.Л. Лавров

Г) денежная реформа Е.Ф. Канкрина предусматривала введение золотого рубля

Д) кульминацией революции 1905-1907 гг. было декабрьское восстание в Москве.



VI. Задания с выбором правильных вариантов ответа из 4 предложенных:

1. Правильными являются утверждения:

А) причиной церковного раскола середины XVII в. является отсутствие достаточного числа образованных священников

Б) «Смута» продолжалась с 1603 по 1615 год

В) Судебник 1497 г. ограничил время ухода крестьян от помещиков

Г) смерть царевича Дмитрия в Угличе положила конец династии Рюриковичей\

2. Правильными являются утверждения:

А) в годы НЭПа в стране была высокая безработица

Б) с 1926 г. началась осуществляться политика индустриализации страны

В) политика «военного коммунизма» осуществлялась с 1917 по 1925 гг.

Г) в 1932-1933 гг. в стране был голод (Сев. Кавказ, Поволжье, Украина).


VII. Персоналии: эпоха и люди.
1. Видными деятелями культуры второй половины XVIII в. были …

А) А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, И.Н. Крамской

Б) Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Д.И. Фонвизин

В) Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков

Г) А.Н. Радищев, М.И. Глинка, П.А. Федотов

Д) Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, А.Н. Воронихин.


2. Не соответствует логическому ряду фамилия …

А) Н.С. Хрущёв Б) С.П. Королёв В) М.А. Суслов

Г) А.Н Косыгин Д) В.В. Путин

3. Современниками были:

А) Н.М. Карамзин, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов

Б) М.М. Щербатов, А.С. Пушкин, Александр II

В) Феофан Прокопович, М.М. Сперанский И.Н. Болтин

Г) А.П. Сумароков, Г.И. Потёмкин, Г.Р. Державин

Д) А.Н. Воронихин, А.Д. Кантемир, Е. Пугачёв.


4. Сподвижниками Екатерины II были:

А) Э. Бирон Б) А. Разумовский В) А.Н. Радищев

Г) Г. Потёмкин Д) А. и Г.Орловы.

VIII. Персоналии: события и люди.

1. В годы Крымской войны 1853-1856 гг. прославились:

А) А.В. Суворов Б) П.С. Нахимов В) С.О. Макаров

Г) А.Н. Куропаткин Д) В.А. Корнилов.

2. Освоение космоса связано с именем

А) Т.Д. Лысенко Б) Н.И. Вавилова В) Б.Л. Пастернака

Г) А.Д. Сахарова Д) С.П. Королёва.

3. Политика «гласности» начала проводиться

А) М.С. Горбачёвым с 1986 г. Б) Б.Н. Ельциным с 1992 г.

В) Н.С. Хрущёвым после XX съезда КПСС

Г) В.В. Путиным с 2000 г.

Д) Л.И. Брежневым в 1975 г. после общеевропейского совещания по безопасности

IX. Персоналии: личность в истории

1. В.И. Ленин был …

А) генеральным секретарём ЦК ВКП (б) – КПСС с 1917 по 1925 гг.

Б) организатором и руководителем I съезда Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в Минске в 1898 г.

В) председателем первого большевистского Совнаркома, созданного на II съезде Советов

Г) организатором «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в Петербурге в 1895 г.

Д) верховным главнокомандующим Красной Армии в годы гражданской войны.



2. Ю.В. Андропов был …

А) известным драматическим и киноартистом в 20-30-е годы XX в

Б) генеральным секретарём ЦК КПСС в период с 1982 до 1984 г.

В) министром внутренних дел СССР в 1954-1964 гг.

Г) послом в Венгрии в 1956-1957 гг.

Д) руководителем КГБ СССР в 1967-1982 гг.


X. Знание хронологии

1. Ко времени правления Николая I относится …

А) Венский конгресс Б) министерская реформа

В) создание военных поселений Г) Кавказская война

Д) продажа Аляски Америке.


2. Елизавета Петровна пришла к власти …

А) в 1727 г. после смерти Петра I

Б) после убийства Петра III в 1761 г.

В) в 1730 г. после смерти Петра II

Г) в результате дворцового переворота 1741 г.

Д) в 1740 г. после смерти Анны Иоанновны.


3. Присоединение Крыма (Тавриды) состоялось в …

А) 1764 г. Б) 1775 г. В) 1781 г. Г) 1783 г. 1795 г.



XI. Хронология: последовательность событий

1. Расставьте в хронологическом порядке следующие события:

А) призвание варягов Б) княжение Святослава

В) съезд князей в Любече Г) битва на реке Калке

Д) вторжение татаро-монголов на Русь.


2. Расставьте в хронологической последовательности события 80-90-х годов:

А) принятие Конституции Российской Федерации

Б) избрание В.В. Путина президентом России

В) подписание руководителями республик декларации о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)

Г) начало второй чеченской войны

Д) первый съезд народных депутатов СССР.



XII. Хронология: события и даты

1. Соотнесите даты и события:

А) Тверское восстание 1) 1471 г.

Б) стояние на реке Угре 2) 1514 г.

В) начало правления Дмитрия Донского 3) 1327 г.

Г) присоединение Смоленска 4) 1480 г.

Д) битва на реке Шелони 5) 1359 г.



2. Соотнесите даты и события:

А) Полтавская битва 1) 1718 г.

Б) деятельность «Уложенной комиссии» 2) 1730-1740 гг.

В) правление Анны Иоанновны 3) 1785 г.

Г) «Жалованная грамота городам» 4) 1767-1768 гг.

Д) создание Коллегий 5) 1709 г.



XIII. Уяснение понятий
1. Для абсолютизма характерны следующие черты:

А) максимальное сосредоточение власти в руках одного человека – монарха

Б) наличие разветвленного профессионального бюрократического аппарата управления

В) широкая поддержка власти обществом

Г) наличие постоянной регулярной армии и полиции

Д) существование представительных органов власти в помощь монарху.


2. В основу рационализации аппарата управления в первой четверти XVIII в. были положены принципы камералистики, которые предусматривали:

А) дифференциацию функций управления между государственными учреждениями

Б) введение табели о рангах В) высокую зарплату чиновников

Г) унификацию деятельности госучреждений, на основе правовых норм

Д) создание четкой служебной иерархии.
3. «Подкулачники» - это …

А) батраки, работающие на кулаков

Б) сочувствующие кулакам

В) зажиточные крестьяне

Г) крестьяне, отказывающиеся вступать в колхоз

Д) дети кулаков



4. Соотнесите понятия и их содержание:

А) крупное земельное владение, передаваемое по наследству

1) тягло

Б) свободные крестьяне, имеющие свои участки земли

2) вотчина

В) вид налога, который платила община (мир) 3) целовальники

Г) выборные члены волостного правления, осуществляющие суд

4) бояре

Д) высший чин служилых людей 5) черносошные

XIV. Многовариантность ответов

1. Отметьте основные положения Декрета о земле:

А) муниципализация земли Б) национализация земли

В) конфискация помещичьих земель

Г) отмена частной собственности на землю

Д) отмена общинной собственности на землю

Е) введение уравнительного крестьянского землепользования

Ж) оставление решения вопроса о земле до рассмотрения его Учредительным собранием.
2. Отметьте цифрой 1 черты, присущие проекту государственных преобразований М.М. Сперанского, 2 – «Государственной уставной грамоте Российской империи» Н.Н. Новосильцева, 3 – «Конституции» Н. Муравьева, 4 – «Русской правде» П.И. Пестеля (некоторые черты являются общими для нескольких проектов):

А) введение всеобщего избирательного права

Б) федеративная форма государственного устройства России

В) унитарная форма государственного устройства России

Г) Сохранение самодержавия

Д) введение конституционной монархии

Е) введение в России республиканской формы правления

Ж) сохранение крепостного права З) отмена крепостного права

И) неприкосновенность помещичьих земель

К) конфискация части земель у помещиков

Л) установление имущественного ценза на выборах.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА В АУДИТОРИИ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Важная роль в изучении Отечественной истории отводится самостоятельной работе студента под контролем преподавателя. Это деятельность в процессе обучения в аудитории, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без непосредственного участия.

Цель самостоятельной учебной работы студентов – это систематическое изучение дисциплины «Отечественная история» в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых исторических знаний.

Основные виды самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя:



  • самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленном на видео-, аудио-, CD носителях (электронные лекции);

  • собеседование (консультация) с преподавателем, в том числе в рамках индивидуальных заданий студентам по определенным темам;

  • практическое занятие (подготовка студентами самостоятельных аналитических работ);

  • тестирование студентов по теме занятия;

  • контрольные работы;

  • самостоятельная аналитическая работа студентов с историческими источниками;

  • реферирование исторических источников и их конспектирование;

  • выполнение письменных заданий (эссе, реферата), подготовка устных докладов по темам семинарских занятий;

  • поиск информации по теме учебной дисциплины с последующим ее устным представлением в аудитории, письменным изложением, использованием для выполнения конкретного задания и др.


6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная

История России. Учебное пособие под ред. Кострикова С.П. Изд. 2. М.: ГУУ, 2010.

История России: учебник/, А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина, кол. Авт. МГУ им. Ломоносова, Ист. фак. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008.

Ильюхов А.А., Корчагова М.Н., Крейс В.В. Отечественная история IX – XXвв. Учебно-практ. Пособие. М.: ГУУ. 2010.



Дополнительная

Ильюхов А.А. Социально-экономические преобразования в советском государстве в 20-30 годы XX века. Учебно-практич. Модуль. М.: ГУУ, 2010.

Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1993.

Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в 2 кн. М., 2005.

Костриков С.П. Тайна истории, или Что и как изучает историческая наука: учеб. Пособие для студент. Всех спец. / С.П. Костриков (ГУУ), отв. ред. Г.Р. Латфуллин (ГУУ), кол. Авт. Фед. Агентство по образованию, кол. Авт. ГУУ, Ин-т гос. и муниц. Упр. – М.: ГУУ, 2008. – 44 с.: табл.

Крейс В.В. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны Советского народы 1941-1945 гг. Учебно-методич. Модуль. М.: ГУУ, 2010.

Машанова Л.В. Запад и Восток в истории России (IX – XX вв.). Ч. 2. Русь и Золотая Орда (XIII – XV вв.) Уч. пос. М.: ГУУ, 2010.

Фортунатов В.В. Новейшая история России в лицах. СПб. 2009

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Сост.: А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 1999.

Хрестоматия по новейшей истории России 1917-2004 / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 2005. Ч.1. 1917-1945., Ч.2. 1945-2004.


Электронные учебники и учебные пособия

(доступ через библиотеку ГУУ, ЭБС znanium.com)

Апальков В. С.История Отечества: Учебное пособие /В.С. Апальков, И.М. Миняева. – 2-e изд., испр. и доп. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008.

Мунчаев Ш. М.История России: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – 5-e изд., перераб. И доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2009.

Назырова Е. А.Практикум по отечественной истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.А. Назырова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2009.



Нестеренко Е. И. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

7. КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Абсолютизм (от лат. бществен - безусловный, неограниченный) – неограниченная монархия, форма правления, при которой верховная власть всецело принадлежит монарху. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

Автокефальный (от греч. Autos – сам и kephale – голова) – самостоятельный, самоуправляющий, независимый. Употребляется в применении к церквам для обозначения независимости от других высших церковных властей.

Административно-командная система – понятие, используемое для обозначения разновидности государственного управления, характеризующейся применением принудительных процессов и соответствующей заменой экономических мотивов трудовой деятельности административным принуждением к труду.

Государственность – обобщающий признак исторического развития государств. Исторически Г. возникает в условиях становления цивилизации. Развитие общественного прогресса идет по пути совершенствования Г., формирования гражданского общества и правового государства, оптимального соотношения их целей, задач, и функций.

Империя (от лат. Imperium – власть) – 1) монархическое государство во главе с императором; 2) колониальное объединение различных территорий, на которые распространяется власть страны- метрополии.

Историография (от греч. Grapho – пишу) – история исторической науки.

Историзм – принцип подхода к изучению действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Включает рассмотрение всех явлений как системы, обладающей особой внутренней структурой, изучение процессов развития, перехода от одного состояния к другому. Требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими и в связи с конкретным опытом истории.

Ментальность (от фр. Mentalite, от лат. Mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; совокупность интеллектуально-психологических установок, ориентирующих поведение какой-либо социальной или этнической группы или индивида. Под М. часто понимают свойства социальной и политической психологии людей, основанные на этнических особенностях.

Методология (от греч. Methodos – путь к чему-либо) – 1) наука о методе; 2) совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

Монархия (от греч. Monarchia – единовластие) – государство, его форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит (реально или формально) единоличному главе государства – монарху, обычно получающему эту власть и передающему ее в порядке наследования.

Русская идея – выражение сложившейся в истории России традиции поиска национальной идентичности, особенностей русского мировоззрения, духовных основ характерных типов поведения, способ моделирования русской национальной идеологии.

Самодержавие – монархическая форма правления, при которой носителю верховной власти – монарху принадлежат верховные права в законодательстве, в верховном управлении и т.д.

Соборность – свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности (в мире, в общине), общение в братстве и любви, укорененное в принципах жизни и традициях русского народа; одна из особенностей русской идеи.

Централизация – процесс концентрации власти, т.е. усиление, расширение прав и полномочий центра в государстве, обществе и т.д. при одновременном сужении, ослаблении прав и полномочий соответствующих нижестоящих органов и организаций.

Церковь (греч. «божий дом») – объединение (организация ) той или иной религии на основе определенного вероучения и системы культа.

Цивилизация (от лат. Civilis – гражданский, государственный) – многозначное понятие, которое употребляется в следующих смыслах: 1) синоним культуры; 2) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) ступень бщественного развития , следующая за варварством.

Этногенез (от греч. Ethnos – народ, рождение) – происхождение, формирование и развитие этносов.

Лист дополнений и изменений.
1. Обновлены примеры тестовых заданий.

2. Обновлена основная и дополнительная литература (издания последних 5-10 лет).

3. Добавлены электронные учебники и учебные пособия.

4. Обновлены разделы и дидактические единицы за период 2007-2011 г.


Ответственность за сведения, представленные в издании, несет составитель.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт государственного управления и права

Кафедра истории и политологии


У т в е р ж д а ю

проректор по учебной работе

проф. В.М.Свистунов

«22 » мая 2007 г.



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история» Утвержда ю
1015.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине отечественная история 032100(62) Физическая культура Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
1530.65kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности»
382.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
2123.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История Новейшего времени
264.5kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История новейшего времени (название)
208.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История средних веков»
1540.36kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия для студентов специальностей 1 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
4863.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История развития бухгалтерского учета Специальность: 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
571.05kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и история политических учений»
1083.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 3 История русской литературы и культуры XX века (ДС. 04. 13-027) Для специальности Библиотечно-информационное дело
357.74kb.