Главная стр 1стр 2стр 3
скачать

Формы и методы использования памятников.


4

14

2

6







6

Консультации, письменные работы

4

Истоки формирования правовых основ охраны наследия (XVIII – начало XX в.).

4

10

2

4







4

Консультации, устный опрос

5

Правовые основы охраны памятников истории и культуры в СССР (1917–1991 гг.).

4

8

2

2







4

Консультации, устный опрос

6

Современное законодательство по охране культурного наследия.

4

22

4

8







10

Консультации, устный опрос

7

Правовые основы охраны памятников истории и культуры за рубежом.

4

18

4

6







8

Консультации, устный опрос




Сессия

4

10













10

зачет

Итого







108

18

36







54




(Л – лекции; ПЗ – практические занятия; С – семинары; ЛР – лабораторные работы; СРС – самостоятельная работа студентов)

Таблица 1а - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (заочная форма обучения на базе СОО)

Номер темы

Наименование темы дисциплины

Семестр

Объем в часах по видам учебной работы

Формы контроля успеваемости







Всего

Л

ПЗ

С

ЛР

СРС

1

Охрана памятников истории и культуры как прикладная научная дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания.

4

14

2










12

Консультации, устный опрос

2

Классификация памятников истории и культуры.

4

14

2










12

Консультации, устный опрос

3

Формы и методы использования памятников.


4

14













14

Консультации, письменные работы

4

Истоки формирования правовых основ охраны наследия (XVIII – начало XX в.).

4

14













14

Консультации, устный опрос

5

Правовые основы охраны памятников истории и культуры в СССР (1917–1991 гг.).

4

14













14

Консультации, устный опрос

6

Современное законодательство по охране культурного наследия.

4

14

2










12

Консультации, устный опрос

7

Правовые основы охраны памятников истории и культуры за рубежом.

4

14

2










12

Консультации, устный опрос




Сессия

4

10













10

зачет

Итого







108

8










100



1.3.2. Лекции


Таблица 2 - Темы лекций, их содержание, трудоемкость (очная форма обучения)

Тема лекции

Содержание

Количество часов

Раздел 1.
Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного наследия.



Тема 1. Охрана памятников истории и культуры как прикладная научная дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания.


Цели, задачи и источники дисциплины.

Основные категории: «наследие», «историко-культурное наследие», «памятник». Понятие культурного и природного наследия.

Памятник как культурный текст (семиотический аспект).

Памятник как основа культурного генофонда Земли (экологический аспект).

Памятник как ценность в системе культуры (аксиологический аспект).

Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, эстетический, сакральный, мемориальный. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки. Понятия «общественной ценности» историко-культурного наследия. Проблемы сохранения и передачи культуры и природной среды.



2

Тема 2. Классификация памятников истории и культуры.


Принципы классификации памятников истории и культуры. Движимые и недвижимые памятники.

Памятники археологии. Остатки древних поселений (стоянки, селища, поселения, городища). Памятники производительно-трудовой деятельности (рудники, штольни, мастерские, старинные заводы, дороги, каналы, водоемы). Могильники, надмогильные и ритуальные сооружения (грунтовые, курганные, склепы, некрополи, дольмены, менгиры, кромлехи, «каменные бабы», жертвенники, лабиринты). Наскальные рисунки (петроглифы). Эпиграфические памятники (надписи). Места отдельных находок (кости, клады, затонувшие суда).

Памятники истории. Памятники общественного и государственного строя. Памятники классовой борьбы и революционного движения. Памятники военной истории. Памятники культуры.

Памятники градостроительства и архитектуры. Исторические города, кварталы, улицы, села, деревни. Жилые постройки. Общественные здания. Культовые памятники. Военно-оборонительные, инженерные сооружения. Садово-парковые памятники. Монументы. Памятники искусства.

Памятники науки и техники, документирующие знания человека о мире и становление и развитие науки и научно-технических знаний.

Документальные памятники.

Памятники народного и индивидуального творчества.

Памятники природы.

Непредметные формы историко-культурного наследия.


2

Тема 3. Формы и методы использования памятников.


Культурное и природное наследие как важнейший элемент среды обитания человека. Историческое своеобразие города, проблемы его сохранения. Архитектурно-историческая среда: основные компоненты, принципы сохранения. Проблема воссоздания наследия (проблема «макета» или «новодела»).

«Культурное» оживление (анимация) памятников истории и культуры. Музеефикация: основные направления («памятник под музей», «памятник-музей»). Музеи-заповедники деревянного зодчества под открытым небом: история, проблемы, перспективы.

Общество и историко-культурное наследие.


2

Раздел 2.
Охрана памятников культуры: история и современность.


Тема 4. Истоки формирования правовых основ охраны наследия (XVIII – начало XX в.).

Указы Петра I о выявлении и фиксации раритетов и «старых вещей», сборе и копировании «куриозных писем», увековечивании славы русского оружия. Становление понятия «древность». В контексте государственной политики.

Памятники древности первой половины XIX в. в контексте государственной политики. Выявление информации о российских древностей: Циркуляр Министерства внутренних дел 1826 г. Регламентация археологических раскопок. Проблемы реставрации и сохранения древностей и Строительный Устав.

Пореформенная Россия: развитие новых форм экономической социокультурной жизни; расширение культурного пространства; стремительный рост музеев. Потребность в разработке закона об охране памятников старины. Роль ведомственной и общественной инициатив в подготовке проектов закона. Законодательство об охране памятников.


2

Тема 5. Правовые основы охраны памятников истории и культуры в СССР (1917–1991 гг.).


Становление законодательства об охране памятников искусства и старины: Декреты 1918 г. о запрещении незаконного вывоза и о регистрации ценностей, находящихся в руках частных лиц. Концентрация ценностей в руках правительства. Политика и культурное наследие: «ленинский план монументальной пропаганды».

Проблемы использования и учета памятников искусства и старины в документах 1920–1930-х гг. Декрет СНК 1921 г. «Об охране памятников природы, садов, парков».

«Селекция» культурного наследия в 1920–1930-е гг. Первый государственный список памятников архитектуры 1935 г.

Памятники искусства и старины в период Великой Отечественной войны. Распоряжения правительства об эвакуации музейных ценностей и консервации архитектурных памятников.

Послевоенные законодательные документы 1947, 1948 гг. о сохранении и использовании архитектурного наследия.

Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 г. Инструктивные документы 1980-1990-х гг.



2

Тема 6. Современное законодательство по охране культурного наследия.


Историко-культурное и природное наследие в современной экономической и социокультурной ситуации в России. Сохранение памятников в условиях существования различных форм собственности. Приватизация памятников: «за» и «против». Региональный опыт приватизации.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25.07. 2002). Культурные права как правовая основа правового режима историко-культурного наследия.

Источники правового регулирования охраны историко-культурного наследия.

Историко-культурное наследие как объект правовой охраны.

Государственное управление правовой охраной историко-культурного наследия.

Гражданско-правовые средства охраны и использования объектов историко-культурного наследия.

Правовое регулирование отдельных видов деятельности, связанных с использованием и сохранением объектов историко-культурного наследия.

Административная и уголовная ответственность за посягательство на объекты историко-культурного наследия и нарушение правил их охраны

Юридические основы процесса возвращения недвижимости и художественных ценностей церкви. Проблема «музей – церковь».

Проблемы сохранения культуры национальных меньшинств.

Основные проблемы разработки нового закона об охране историко-культурного наследия. Формирование экологического законодательства. Памятники природы: проблемы сохранения. Природоохранное законодательство: международный и российский уровни. Музеефикация природных объектов.


4

Тема 7. Правовые основы охраны памятников истории и культуры за рубежом

Международное сотрудничество в деле охраны культурного наследия.

ООН и создание ЮНЕСКО. Создание международной правовой базы по защите культурного наследия.

Реституция культурных ценностей. Международные нормативные документы, регулирующие сохранность памятников во время вооруженных конфликтов и в мирное время (Конвенция и рекомендации ЮНЕСКО, документы ИКОМа, ИКОМОСа).

Опыт охраны историко-культурного наследия за рубежом. Государственная система охраны памятников в США. Система охраны памятников в странах Европы (Великобритания, Франция, Германия, Норвегия). Деятельность «Нэшнл Траст» (Англия).



4

Итого




18


Таблица 2а - Темы лекций, их содержание, трудоемкость (заочная форма обучения)

Тема лекции

Содержание

Количество часов

Раздел 1.
Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного наследия.



Тема 1. Охрана памятников истории и культуры как прикладная научная дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания.


Цели, задачи и источники дисциплины.

Основные категории: «наследие», «историко-культурное наследие», «памятник». Понятие культурного и природного наследия.

Памятник как культурный текст (семиотический аспект).

Памятник как основа культурного генофонда Земли (экологический аспект).

Памятник как ценность в системе культуры (аксиологический аспект).

Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, эстетический, сакральный, мемориальный. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки. Понятия «общественной ценности» историко-культурного наследия. Проблемы сохранения и передачи культуры и природной среды.



2

Тема 2. Классификация памятников истории и культуры.


Принципы классификации памятников истории и культуры. Движимые и недвижимые памятники.

Памятники археологии. Остатки древних поселений (стоянки, селища, поселения, городища). Памятники производительно-трудовой деятельности (рудники, штольни, мастерские, старинные заводы, дороги, каналы, водоемы). Могильники, надмогильные и ритуальные сооружения (грунтовые, курганные, склепы, некрополи, дольмены, менгиры, кромлехи, «каменные бабы», жертвенники, лабиринты). Наскальные рисунки (петроглифы). Эпиграфические памятники (надписи). Места отдельных находок (кости, клады, затонувшие суда).

Памятники истории. Памятники общественного и государственного строя. Памятники классовой борьбы и революционного движения. Памятники военной истории. Памятники культуры.

Памятники градостроительства и архитектуры. Исторические города, кварталы, улицы, села, деревни. Жилые постройки. Общественные здания. Культовые памятники. Военно-оборонительные, инженерные сооружения. Садово-парковые памятники. Монументы. Памятники искусства.

Памятники науки и техники, документирующие знания человека о мире и становление и развитие науки и научно-технических знаний.

Документальные памятники.

Памятники народного и индивидуального творчества.

Памятники природы.

Непредметные формы историко-культурного наследия.


2

Раздел 2.
Охрана памятников культуры: история и современность.


Тема 6. Современное законодательство по охране культурного наследия.


Историко-культурное и природное наследие в современной экономической и социокультурной ситуации в России. Сохранение памятников в условиях существования различных форм собственности. Приватизация памятников: «за» и «против». Региональный опыт приватизации.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25.07. 2002). Культурные права как правовая основа правового режима историко-культурного наследия.

Источники правового регулирования охраны историко-культурного наследия.

Историко-культурное наследие как объект правовой охраны.

Государственное управление правовой охраной историко-культурного наследия.

Гражданско-правовые средства охраны и использования объектов историко-культурного наследия.

Правовое регулирование отдельных видов деятельности, связанных с использованием и сохранением объектов историко-культурного наследия.

Административная и уголовная ответственность за посягательство на объекты историко-культурного наследия и нарушение правил их охраны

Юридические основы процесса возвращения недвижимости и художественных ценностей церкви. Проблема «музей – церковь».

Проблемы сохранения культуры национальных меньшинств.

Основные проблемы разработки нового закона об охране историко-культурного наследия. Формирование экологического законодательства. Памятники природы: проблемы сохранения. Природоохранное законодательство: международный и российский уровни. Музеефикация природных объектов.


2

Тема 7. Правовые основы охраны памятников истории и культуры за рубежом

Международное сотрудничество в деле охраны культурного наследия.

ООН и создание ЮНЕСКО. Создание международной правовой базы по защите культурного наследия.

Реституция культурных ценностей. Международные нормативные документы, регулирующие сохранность памятников во время вооруженных конфликтов и в мирное время (Конвенция и рекомендации ЮНЕСКО, документы ИКОМа, ИКОМОСа).

Опыт охраны историко-культурного наследия за рубежом. Государственная система охраны памятников в США. Система охраны памятников в странах Европы (Великобритания, Франция, Германия, Норвегия). Деятельность «Нэшнл Траст» (Англия).



2

Итого




8

1.3.3. Практические занятия



Таблица 3 — Состав и объем практического занятия (очная форма обучения)

Номер ПЗ

Номер темы

Наименование и краткое содержание занятия

Цель и характер занятия

Коли-чество часов

Литература (ссылка на номер в списке лит-ры)



Тема 1.

Памятник: семиотический, экологический,
аксиологический аспекты интерпретации


  1. Основные категории: «наследие», «историко-культурное наследие», «памятник».

  2. Памятник как культурный текст (семиотический аспект).

  3. Памятник как основа культурного генофонда Земли (экологический аспект).

  4. Памятник как ценность в системе культуры (аксиологический аспект).

  5. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки.

  6. Понятия «общественной ценности» историко-культурного наследия.

В результате занятия студенты должны познакомиться с основными категориями историко-культурного наследия, выявить характерные черты понятия «памятник» как объекта культурологического изучения в различных аспектах, рассмотреть особенности понятия «уникальность» и «общественной ценности» историко-культурного наследия.

Характер занятия - семинар, дискуссия.



4

6,7,9,20,30, 37,40,69, 70, 85.



Тема 2.

Принципы классификации памятников истории и культуры

  1. Движимые и недвижимые памятники памятников истории и культуры.

  2. Памятники археологии.

  3. Памятники истории.

  4. Памятники градостроительства и архитектуры.

  5. Памятники науки и техники.

  6. Документальные памятники.

  7. Непредметные формы историко-культурного наследия.

Студенты в ходе занятия должны дать характеристику каждого класса памятников истории и культуры, объяснить принципы классификации и типологии объектов историко-культурного наследия.

Характер занятия - семинар, дискуссия.



6

6,7,9,14,17, 38,41, 52, 69.



Тема 3.

Формы и методы использования памятников и культуры

  1. Историко-культурное наследие как важнейший элемент среды обитания человека.

  2. Архитектурно-историческая среда: основные компоненты, принципы сохранения (подлинник, «макет», «новодел»).

  3. Основные направления музеефикации историко-культурных объектов.

  4. Проблема «памятник под музей.

  5. Проблема «памятник-музей».

  6. Музеи-заповедники деревянного зодчества под открытым небом: история, проблемы, перспективы.

В результате занятий, студенты должны проследить формы и методы использования объектов историко-культурного наследия, выяснить проблемы и направления музеефикации памятников, их включение в современную среду обитания человеческого общества.

Характер занятия - семинар, «круглый стол».



6

6,7,10,11,14,15,18,19,24-28,35,36,41-44,50,57, 64, 66,69-71, 73, 78,79,81-84



Тема 4.

Охрана памятников в XVIII в.

  1. Начало государственной охраны древностей. Деятельность Петра Великого в деле охраны памятников.

  2. Российские древности в контексте становления и развития исторической науки (Г.Ф. Миллер, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов).

  3. Роль государства в сохранении древностей.




В результате занятия студенты должны дать историографический обзор проблемы охраны памятников истории и культуры в России XVIII в., выявить специфику организации первых нормативных документов и органов государственной охраны памятников старины, роль русских историков XVIII в. в организации сохранения российских древностей.

Характер занятия - семинар, дискуссия.



2

6,7,15,38,46,47,49, 67,72, 76, 80,86.



Тема 4.

Охрана памятников в XIX– начале ХХ вв.

  1. Политика в области охраны древностей в первой половине XIX в.

  2. Политика в области охраны древностей во второй половине XIX-начале XX в.

  3. Деятельность Императорской Археологической комиссии, губернских статистических комитетов, ученых архивных комиссий, церковных историко-археологических комитетов.




В результате занятия студенты должны проследить эволюцию государственной политики в области охраны древностей в XIX в., выявить причины создания ученых и статистических комиссий в дореволюционной России, их роль в организации сохранения объектов историко-культурного наследия, цели и задачи различных социальных групп и общественных организаций, участвовавших в деле охраны памятников истории.

Характер занятия - семинар, дискуссия.



2

6,7,15,38,46, 49,51,67, 72, 75,76,80,86



Тема 5.

Охрана памятников в 1917-1970-е гг.

  1. Становление государственной централизованной системы охраны памятников искусства и старины (1918–1921).

  2. Культурное наследие в годы Великой Отечественной войны.

  3. Государственная система охраны памятников после войны.

  4. Государственная система охраны памятников в 1960-1970 гг.

  5. Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 г.

В результате занятия студенты должны выявить основные закономерности государственной политики советской власти в деле сохранения историко-культурного наследия, проследить основную нормативную базу органов исполнительной власти в годы существования СССР.

Характер занятия - семинар, работа с документами, «мозговой штурм».



2

1-7,13,15,31-35, 46,48,49, 53,74



Тема 6.

Современная система государственной охраны памятников

  1. Историко-культурное и природное наследие в современной экономической и социокультурной ситуации в России.

  2. Основные проблемы разработки нового закона об охране историко-культурного наследия. Формирование экологического законодательства.

  3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25.07. 2002).

В результате занятия студенты должны дать оценку современному состоянию системы государственной охраны памятников истории и культуры, проследить основные направления деятельности государства в области охраны, сформулированные в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия».

Характер занятий - семинар, работа с документами, дискуссия.



8

6,7,11,15,20,22,35,36,38,39,44,47,49,50,56,58-63, 65,66,71, 73,77,81-84,87



Тема 7.

Охрана памятников за рубежом

  1. Государственная система охраны памятников в США.

  2. Система охраны памятников в странах Европы (Великобритания, Франция, Германия, Норвегия).

  3. Деятельность «Нэшнл Траст» (Англия).

  4. Реституция культурных ценностей. Международные нормативные документы, регулирующие сохранность памятников во время вооруженных конфликтов и в мирное время (Конвенция и рекомендации ЮНЕСКО, документы ИКОМа, ИКОМОСа).

В результате занятия студенты должны дать развернутый анализ системы охраны памятников истории и культуры в странах Западной Европы и США, иметь представление о роли и деятельности ООН и ЮНЕСКО в деле охраны историко-культурного наследия человечества, провести анализ международных нормативных документов, регулирующих сохранность памятников истории и культуры.

Характер занятия - семинар, чтение докладов, «круглый стол».



6

8,12,16,20, 21,29,40,45,54,55, 68




Итого







36



1.3.4. Самостоятельная работа студентов


Таблица 4 — Тема, объем и литература для СРС (очная форма обучения)

Номер темы

Тема СРС

Кол-во часов

Литература (ссылка на номер в списке лит-ры)

Формы контроля успеваемости

Тема 1.

Охрана памятников истории и культуры как прикладная научная дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания.

6

6,7,9,20,30, 37,40,69, 70, 85.

Консультации, устный опрос

Тема 2.

Классификация памятников истории и культуры.


6

6,7,9,14,17, 38,41, 52, 69.

Консультации, устный опрос, письменная работа.

Тема 3.

Формы и методы использования памятников.


6

6,7,10,11,14,15,18,19,24-28,35,36,41-44,50,57, 64, 66,69-71, 73, 78,79,81-84

Консультации, устный опрос

Тема 4

Истоки формирования правовых основ охраны наследия (XVIII – начало XX в.).


4

6,7,15,38,46,47,49, 51, 67, 72, 75,76, 80,86.

Консультации, устный опрос

Тема 5.

Правовые основы охраны памятников истории и культуры в СССР (1917–1991 гг.).


4

1-7,13,15,31-35, 46,48,49, 53,74

Консультации, устный опрос, письменная работа.

Тема 6

Современное законодательство по охране культурного наследия.


10

6,7,11,15,20,22,35,36,38,39,44,47,49,50,56,58-63, 65,66,71, 73,77,81-84,87

Консультации, устный опрос

Тема 7.

Правовые основы охраны памятников истории и культуры за рубежом.


8

8,12,16,20, 21,29,40,45,54,55, 68

Консультации, устный опрос




сессия

10




зачет

итого




54








Таблица 4а — Тема, объем и литература для СРС (заочная форма обучения)

Номер темы

Тема СРС

Кол-во часов

Литература (ссылка на номер в списке лит-ры)

Формы контроля успеваемости

Тема 1.

Охрана памятников истории и культуры как прикладная научная дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания.


12

6,7,9,20,30, 37,40,69, 70, 85.

Консультации, устный опрос

Тема 2.

Классификация памятников истории и культуры.


12

6,7,9,14,17, 38,41, 52, 69.

Консультации, устный опрос, письменная работа.

Тема 3.

Формы и методы использования памятников.


14

6,7,10,11,14,15,18,19,24-28,35,36,41-44,50,57, 64, 66,69-71, 73, 78,79,81-84

Консультации, устный опрос

Тема 4

Истоки формирования правовых основ охраны наследия (XVIII – начало XX в.).


14

6,7,15,38,46,47,49, 51, 67, 72, 75,76, 80,86.

Консультации, устный опрос

Тема 5.

Правовые основы охраны памятников истории и культуры в СССР (1917–1991 гг.).


14

1-7,13,15,31-35, 46,48,49, 53,74

Консультации, устный опрос, письменная работа.

Тема 6

Современное законодательство по охране культурного наследия.


12

6,7,11,15,20,22,35,36,38,39,44,47,49,50,56,58-63, 65,66,71, 73,77,81-84,87

Консультации, устный опрос

Тема 7.

Правовые основы охраны памятников истории и культуры за рубежом.


12

8,12,16,20, 21,29,40,45,54,55, 68

Консультации, устный опрос




сессия

10




зачет

Итого




100






1.4. Список литературы



а) основная литература:

  1. Культура в нормативных актах Советской власти. 1917–1922. [Текст] / Рыбак К.Е. (сост., введение). - М.: Юстицинформ, 2009. - 384 с. ил.

  2. Культура в нормативных актах Советской власти. 1923–1927. [Текст] / Рыбак К.Е. (сост., введение). - М.: Юстицинформ, 2010. - 528 с. ил.

  3. Культура в нормативных актах Советской власти. 1928–1929. [Текст] / Рыбак К.Е. (сост., введение). - М.: Юстицинформ, 2011. - 440 с.

  4. Культура в нормативных актах Советской власти. 1930–1937. [Текст] / Рыбак К.Е. (сост., введение).-  М.: Юстицинформ, 2011. - 400 с.

  5. Культура в нормативных актах Советской власти. 1938–1960. [Текст] / Рыбак К.Е. (сост., введение). - М.: Юстицинформ, 2011. - 592 с.

  6. скачать

    << предыдущая   следующая >>
    Смотрите также:
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы охраны памятников истории и культуры»
    588.58kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методология истории»
    819.28kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности»
    382.44kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
    2123.14kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия для студентов специальностей 1 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
    4863.58kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография всеобщей истории»
    934.47kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
    1342.51kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 3 История русской литературы и культуры XX века (ДС. 04. 13-027) Для специальности Библиотечно-информационное дело
    357.74kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
    112.31kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
    182.54kb.
    Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
    327.36kb.
    Учебно-методический комплекс по дисциплине российское предпринимательское право (Для студентов юридического факультета) Кафедра: «Гражданское право и процесс»
    103.89kb.