Главная стр 1стр 2стр 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Троицкий филиал

Кафедра истории




Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовые основы охраны памятников истории и культуры»

по направлению подготовки 030600.62 «История», общий профиль ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»


Версия документа - 1





стр. из

Первый экземпляр __________


КОПИЯ № _____







УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике – первый проректор ____________Н.А. Мамаев

«____»_____________20__г.


Учебно-методический комплекс



по дисциплине «Правовые основы охраны памятников

истории и культуры»

Направление подготовки



030600.62 История

Профиль подготовки



Общий

Присваиваемая квалификация (степень)



бакалавр

Форма обучения



Очная, заочная

Троицк 20__ г.

Содержание

  1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...…

3




    1. Вводная часть ……………………………………………………..…

3




      1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….

3




      1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата..

4




      1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………

4





    1. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……

6




    1. Рабочая учебная программа …………………………………...……

11




      1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….……………………

11





      1. Лекции …………………………………………………..……….

12




      1. Практические занятия…………...……………………………...

19




      1. Самостоятельная работа студентов …………………...……….

23




1.4. Список литературы ……………………………………………..……

25




1.5 Электронная коллекция ……………………………………..………..

32

    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………….

32

2.Методические рекомендации преподавателю.……………………..……..

33




3.Методические рекомендации студенту ………………………..………….

34




4.Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ……………………………………………………………………………...

35





5.Фонды оценочных средств.………………..………………………...……..

36




1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целями освоения дисциплины «Правовые основы охраны памятников истории и культуры» являются: подготовка кадров, обладающих необходимыми знаниями в области правового обеспечения охраны историко-культурного наследия, компетенциями работы с действующими нормативными актами, регулирующими отношения в данной сфере, анализа правовых норм по отдельным объектам историко-культурного наследия, изучение проблем выявления, изучения, сохранения и использования культурного и природного наследия, истории формирования научных представлений о наследии, специфики правового оформления его сохранения в разные исторические периоды, включая современность.

Задачи дисциплины:


  • изучение эволюции понятий «историко-культурное наследие», «памятник истории и культуры»;

  • уяснение студентами места и роли государства в деле правового обеспечения вопросов охраны памятников истории и культуры;

  • изучение специфики организации охраны памятников историко-культурного наследия в России и за рубежом в XVIII-XXI вв.;

  • анализ наиболее характерных нормативных документов ЮНЕСКО, СССР и Российской Федерации об организации охраны, сохранения и использования памятников историко-культурного наследия;

  • формирование у студентов-историков правового мышления, профессиональных навыков работы с нормативными документами.

Достижение цели обеспечивается:

  • соответствием содержания разделов и тем программы задачам подготовки и уровню современных требований, предъявляемых к выпускникам ВУЗов;

  • системным и последовательным изложением разделов и тем;

  • повышением эффективности традиционных и применением новых форм активного обучения;

  • качественным текущим и итоговым контролем.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Правовые основы охраны памятников истории и культуры» относится к вариативной части ООП (Дисциплины, устанавливаемые вузом) и входит в Гуманитарный, социальный и экономический цикл.

Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов-историков обусловлено практической необходимостью изучения правовых форм организации охраны историко-культурного наследия.

Историко-культурное наследие – это не только достояние народа, государства, но и мировой цивилизации. Его сохранение важно также для экономического развития соответствующих территорий, в частности, для развития туризма. Непринятие мер по охране историко-культурного наследия ведет к деградации культуры местных сообществ, разрушению культурных достопримечательностей. Следствием этого стало формирование в праве Российской Федерации и других стран комплекса правовых норм, регулирующих охрану историко-культурного наследия.

Роль и место дисциплины в структуре учебного плана, во-первых, предопределены ее связью с ранее изучавшимися дисциплинами, в частности, здесь получают развитие знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения дисциплин «Этнология», «Археология» и «История России (до XXв.). Во-вторых, в рамках данной дисциплины в системе рассматриваются правовые аспекты дисциплины «Музееведение», изучаемой параллельно данной дисциплине, а также дисциплин по выбору студентов (Профессионального цикла) «Менеджмент и маркетинг историко-культурного туризма», «Историческое краеведение» программы подготовки бакалавров по направлению «История», изучаемых на ее основе. Сюда относятся вопросы правовой регламентации археологической деятельности, правовой режим объектов этнографических исследований, правовые основы организации историко-культурного туризма и т.п.


1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины История средних веков обучающийся должен:



Знать

  • основные этапы формирования и научные подходы к определению понятия «памятник», «историко-культурное наследие»,

  • типологию объектов культурного и природного наследия в исторической динамике,

  • историю, теорию и методологию сохранения и использования историко-культурного наследия России

  • правовое регулирование охраны культурного и природного наследия в России и за рубежом,

  • проблемы бытования объектов культурного и природного наследия в современной социо-культурной ситуации: отечественный и зарубежный опыт;

  • международные и государственные нормативные документы по сохранению историко-культурного наследия.

Уметь

  • логично представлять освоенное знание, применять современные теории, концепции и инструментарий истории культуры и музеологии в практической деятельности с объектами культурного и природного наследия;

- подготовить и представить учебно-исследовательский текст,

- анализировать и систематизировать нормативные документы местного, регионального, республиканского и международного масштабов по вопросам охраны памятников истории и культуры,

- обосновывать и отстаивать свою позицию,

- расширять сферу собственных знаний и компетентности в том числе в результате самостоятельной работы.



Владеть

  • понятийным аппаратом охраны объектов культурного и природного наследия, современными методами изучения объектов культурного и природного наследия;

- навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030600.62 «История»:
а) общекультурных (ОК)

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способен находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

- способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, (ОК-5);

-осознает социальную значимость своей будущей профессии (ОК- 8);

- готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

– осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
б) профессиональных (ПК)

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, социальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

- способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

- способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

в организационно-управленческой деятельности:

– способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления (ПК-12);

в культурно-просветительской деятельности:

- способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);

в экспертно-аналитической деятельности:

– способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ (ПК-15).


1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108, в том числе:

по очной форме обучения:



  • лекции - 18;

  • практические занятия - 36;

  • самостоятельная работа студента - 54.

Форма контроля – зачет.

Семестр 4.


по заочной форме обучения (на базе СОО):

  • лекции – 8;

  • практических занятий - нет;

  • самостоятельная работа студента - 100.

Форма контроля – зачет.

Семестр 4.


Содержание дисциплины:

Раздел 1.
Теоретико-методологические аспекты охраны историко-культурного наследия.

Тема 1. Охрана памятников истории и культуры как прикладная научная дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания.

Цели, задачи и источники дисциплины.

Основные категории: «наследие», «историко-культурное наследие», «памятник». Понятие культурного и природного наследия.

Памятник как культурный текст (семиотический аспект).

Памятник как основа культурного генофонда Земли (экологический аспект).

Памятник как ценность в системе культуры (аксиологический аспект).

Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, эстетический, сакральный, мемориальный. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки. Понятия «общественной ценности» историко-культурного наследия. Проблемы сохранения и передачи культуры и природной среды.
Тема 2. Классификация памятников истории и культуры.

Принципы классификации памятников истории и культуры. Движимые и недвижимые памятники.

Памятники археологии. Остатки древних поселений (стоянки, селища, поселения, городища). Памятники производительно-трудовой деятельности (рудники, штольни, мастерские, старинные заводы, дороги, каналы, водоемы). Могильники, надмогильные и ритуальные сооружения (грунтовые, курганные, склепы, некрополи, дольмены, менгиры, кромлехи, «каменные бабы», жертвенники, лабиринты). Наскальные рисунки (петроглифы). Эпиграфические памятники (надписи). Места отдельных находок (кости, клады, затонувшие суда).

Памятники истории. Памятники общественного и государственного строя. Памятники классовой борьбы и революционного движения. Памятники военной истории. Памятники культуры.

Памятники градостроительства и архитектуры. Исторические города, кварталы, улицы, села, деревни. Жилые постройки. Общественные здания. Культовые памятники. Военно-оборонительные, инженерные сооружения. Садово-парковые памятники. Монументы. Памятники искусства.

Памятники науки и техники, документирующие знания человека о мире и становление и развитие науки и научно-технических знаний.

Документальные памятники.

Памятники народного и индивидуального творчества.

Памятники природы.

Непредметные формы историко-культурного наследия.


Тема 3. Формы и методы использования памятников.

Культурное и природное наследие как важнейший элемент среды обитания человека. Историческое своеобразие города, проблемы его сохранения. Архитектурно-историческая среда: основные компоненты, принципы сохранения. Проблема воссоздания наследия (проблема «макета» или «новодела»).

«Культурное» оживление (анимация) памятников истории и культуры. Музеефикация: основные направления («памятник под музей», «памятник-музей»). Музеи-заповедники деревянного зодчества под открытым небом: история, проблемы, перспективы.

Общество и историко-культурное наследие.


Раздел 2.
Охрана памятников культуры: история и современность.

Тема 4. Истоки формирования правовых основ охраны наследия (XVIII – начало XX в.).

Указы Петра I о выявлении и фиксации раритетов и «старых вещей», сборе и копировании «куриозных писем», увековечивании славы русского оружия. Становление понятия «древность». В контексте государственной политики.

Памятники древности первой половины XIX в. в контексте государственной политики. Выявление информации о российских древностей: Циркуляр Министерства внутренних дел 1826 г. Регламентация археологических раскопок. Проблемы реставрации и сохранения древностей и Строительный Устав.

Пореформенная Россия: развитие новых форм экономической социокультурной жизни; расширение культурного пространства; стремительный рост музеев. Потребность в разработке закона об охране памятников старины. Роль ведомственной и общественной инициатив в подготовке проектов закона. Законодательство об охране памятников.



Тема 5. Правовые основы охраны памятников истории и культуры в СССР (1917–1991 гг.).

Становление законодательства об охране памятников искусства и старины: Декреты 1918 г. о запрещении незаконного вывоза и о регистрации ценностей, находящихся в руках частных лиц. Концентрация ценностей в руках правительства. Политика и культурное наследие: «ленинский план монументальной пропаганды».

Проблемы использования и учета памятников искусства и старины в документах 1920–1930-х гг. Декрет СНК 1921 г. «Об охране памятников природы, садов, парков».

«Селекция» культурного наследия в 1920–1930-е гг. Первый государственный список памятников архитектуры 1935 г.

Памятники искусства и старины в период Великой Отечественной войны. Распоряжения правительства об эвакуации музейных ценностей и консервации архитектурных памятников.

Послевоенные законодательные документы 1947, 1948 гг. о сохранении и использовании архитектурного наследия.

Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» 1978 г. Инструктивные документы 1980-1990-х гг.

Тема 6. Современное законодательство по охране культурного наследия.

Историко-культурное и природное наследие в современной экономической и социокультурной ситуации в России. Сохранение памятников в условиях существования различных форм собственности. Приватизация памятников: «за» и «против». Региональный опыт приватизации.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25.07. 2002). Культурные права как правовая основа правового режима историко-культурного наследия.

Источники правового регулирования охраны историко-культурного наследия.

Историко-культурное наследие как объект правовой охраны.

Государственное управление правовой охраной историко-культурного наследия.

Гражданско-правовые средства охраны и использования объектов историко-культурного наследия.

Правовое регулирование отдельных видов деятельности, связанных с использованием и сохранением объектов историко-культурного наследия.

Административная и уголовная ответственность за посягательство на объекты историко-культурного наследия и нарушение правил их охраны

Юридические основы процесса возвращения недвижимости и художественных ценностей церкви. Проблема «музей – церковь».

Проблемы сохранения культуры национальных меньшинств.

Основные проблемы разработки нового закона об охране историко-культурного наследия. Формирование экологического законодательства. Памятники природы: проблемы сохранения. Природоохранное законодательство: международный и российский уровни. Музеефикация природных объектов.


Тема 7. Правовые основы охраны памятников истории и культуры за рубежом.

Международное сотрудничество в деле охраны культурного наследия.

ООН и создание ЮНЕСКО. Создание международной правовой базы по защите культурного наследия.

Реституция культурных ценностей. Международные нормативные документы, регулирующие сохранность памятников во время вооруженных конфликтов и в мирное время (Конвенция и рекомендации ЮНЕСКО, документы ИКОМа, ИКОМОСа).

Опыт охраны историко-культурного наследия за рубежом. Государственная система охраны памятников в США. Система охраны памятников в странах Европы (Великобритания, Франция, Германия, Норвегия). Деятельность «Нэшнл Траст» (Англия).
1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля



Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (очная форма обучения)

Номер темы

Наименование темы дисциплины

Семестр

Объем в часах по видам учебной работы

Формы контроля успеваемости

Всего

Л

ПЗ

С

ЛР

СРС

1

Охрана памятников истории и культуры как прикладная научная дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания.

4

12

2

4







6

Консультации, устный опрос

2

Классификация памятников истории и культуры.

4

14

2

6







6

Консультации, устный опрос

3

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы охраны памятников истории и культуры»
588.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методология истории»
819.28kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
2123.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности»
382.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия для студентов специальностей 1 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
4863.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография всеобщей истории»
934.47kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 3 История русской литературы и культуры XX века (ДС. 04. 13-027) Для специальности Библиотечно-информационное дело
357.74kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2009 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
112.31kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине российское предпринимательское право (Для студентов юридического факультета) Кафедра: «Гражданское право и процесс»
103.89kb.