Главная стр 1стр 2 ... стр 8стр 9
скачать
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Педагогический колледж» г. Бугуруслана

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Русский язык


общеобразовательный цикл

название профиля

основной профессиональной образовательной программы

(по) специальности (ей) 050639,050646

«Преподавание в начальных классах», « Изобразительное искусство и черчение»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

г. Бугуруслан, 2011

Составитель: Евгения Александровна Ивлиева, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Педагогический колледж» г. Бугуруслана.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык» (далее УМКД) является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Педагогический колледж» г. Бугуруслана по специальности СПО 050639 «Изобразительное искусство и черчение» , 050646 «Преподавание в начальных классах», разработанной в соответствии с примерной программой ФГОС СПО третьего поколения.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) «Русский язык» адресован студентам очной формы обучения.

УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема:1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Основные понятия и термины по теме: язык, языковая норма, литературный язык.
План изучения темы:
1.Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

2.Язык и общество.

3.Язык как развивающееся явление.

4.Язык как система.

5.Основные уровни языка.

6.Русский язык в современном мире.

7.Язык и культура.

8.Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

9.Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Лингвистика как наука. Основные разделы науки о языке

Лингвистическая наука представлена в школьном изучении следующими разделами, изучающими современный русский литературный язык:

— фонетикой,

— лексикологией (в школьном курсе традиционно называемой лексикой и включающей материал по лексикологии и фразеологии),

— морфемикой и словообразованием (называемой в разных комплексах в зависимости от их специфики или морфемикой, или словообразованием),

— морфологией,

— синтаксисом.

Такие разделы, как графика и орфография, обычно изучаются не самостоятельно, а совмещены с другими разделами. Так, графика традиционно изучается вместе с фонетикой, орфография — на протяжении всего изучения фонетики, словообразования и морфологии.

Лексикография как самостоятельный раздел не изучается; сведения о словарях представлены в основных разделах.

Стилистика изучается в ходе уроков по развитию речи.

Пунктуация изучается совместно с разделом синтаксиса.

Разделы лингвистики описывают язык с разных сторон, т. е. имеют свой объект изучения:

фонетика — звучащую речь,

морфемика — состав слова,

словообразование — производность слова,

лексикология — словарный состав языка,

морфология — слова как части речи,

синтаксис — словосочетания и предложения.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Современный русский литературный язык

Объектом изучения всех разделов науки о русском языке в школе является современный русский литературный язык.

Современным является язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении. Эти два аспекта использования языка не совпадают.

Принято считать, что без «переводчика» (словаря, справочника, комментатора) мы понимаем язык начиная с произведений А. С. Пушкина, однако многие выражения, употребляемые великим поэтом и другими писателями и мыслителями XIX и начала XX века, современный человек не употребит, а некоторые и не поймёт; кроме того, тексты XIX века мы читаем в современной орфографии, а не в той, которая действовала во время их написания. Тем не менее большинство предложений из произведения русской классической литературы этого времени соответствуют нормам современного русского языка и могут быть использованы как иллюстративный материал.

Если понимать термин «современный язык» как язык, который мы понимаем и употребляем, то современным надо признать язык начиная со второй половины ХХ века. Но и в этот исторический период в языке, особенно в его лексике, произошли значительные изменения: появилось множество неологизмов, многие слова перешли в пассивный словарный запас (см. раздел лексикологии).

Таким образом, термин «современный язык» понимается в двух значениях:

1) язык, понимаемый нами без словаря, — это язык от Пушкина;

2) язык, употребляемый нами, — это язык начиная с середины 20 века.



Русский язык — это язык русской народности и русской нации. Он принадлежит к группе восточнославянских языков и выделился в XIV — XV веках вместе с украинским и белорусским языком из общего языка-предка — древнерусского (восточнославянского) языка.

Литературный язык — язык культуры и язык общения культурных людей. Признаками литературного языка является его нормированность (наличие языковой нормы) и кодифицированность.

Литературная норма — совокупность правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху. Она служит для единообразия в употреблении языковых средств (одинаковое и в силу этого понятное всем произношение, написание и словоупотребление), фильтрует поток заимствований, жаргонизмов, диалектизмов; сдерживает чрезмерно быстрое развитие литературного языка для обеспечения преемственности речевой культуры.

Кодификация — фиксация языковой нормы в письменных и устных источниках (словари, справочники, учебники, речь культурных людей).

Литературный язык является частью общенародного языка, включающего также диалекты, профессиональную лексику, жаргон, городское просторечие.


Лабораторные работы/ Практические занятия- не предусмотрено.
Задания для самостоятельного выполнения:

  1. Подготовка доклада о ученых- лингвистах.

  2. Форма контроля самостоятельной работы:

защита доклада


Тема:2. Язык и речь.
Основные понятия и термины по теме: язык, речь.
План изучения темы:

1.Язык и речь.

2. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Краткое изложение теоретических вопросов:
Язык человека - это система знаков и правил их комбинирования, предназначенная для коммуникации между носителями одного общего языка.

Язык - предполагает определённое время и период своего существования.

Хотя язык и считается стабильной, неизменной структурой, но он развивается и изменяется вместе с жизнью людей, являющихся его носителем и хранителем. Обогащается развитием культуры поколений и времени, в котором он существует, показывая уровень и ступень развития человека.

Речь - это язык, применённый в действии. Она позволяет передать мысли, эмоции и чувства отдельного человека. Речь индивидуальна, она неповторима и является носителем определённого языка человека. Речь изменяется, она более подвижна, чем язык.

Речь развёртывается во времени и отражает особенности говорящего, зависит от ситуации общения и зависит от говорящего человека. Речь может быть правильна и нет, богатой и бедной, испорченной или совершенной. Язык и речь можно сравнить с музыкальным инструментом, имеющим свод правил игры на нём. Речь – это произведение, которое может отдельный человек исполнить, с помощью языка. Мы передаём речью не только понятие слова и выражения языка, но и свою индивидуальность, те волны и тот спектр чувств, который звучит у каждого человека по-разному. У каждого носителя языка свой словарный запас, своя культура языка, которая выражается не только мыслями, но и гаммой оттенков чувств передающихся словами. У каждого свой способ выражения той или иной информации. Речь – это душа языка.
К хорошей речи предъявляется множество требований, кроме правильности. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности.

1. Информативная насыщенность нашей речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе. Лишние слова в устной и письменной речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают также на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи, нередко идут в ущерб информативности, затемняя главную мысль высказывания.

2. Логичность речи. В соответствии с законом тождества в процессе рассуждения одно знание о предмете не должно подменяться другим. Другой закон логики – закон противоречия. Согласно ему не могут быть истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает о предмете, а другое отрицает то же самое в то же самое время. Причиной нелогичности речи может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления.

3. Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Критерий точности высказывания определяется также и его достоверностью: насколько объективно, верно мы отражаем в речи факты, события.

4. Богатство речи. Самый первый критерий богатства и бедности речи – количество слов, которое мы используем. В одном из самых известных русских словарей – «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, собранном еще в XIX в., около 250 тысяч слов. А сколько еще слов пришло в наш язык с того времени!

5. Чистота речи. Язык – стройная система средств общения; приведенная в динамику, она становится речью. А речь подвержена разнообразным влияниям, в частности оскудению, засорению. Засоряют нашу речь диалектные слова, профессионализмы, просторечные слова, вульгаризмы, речевые штампы.

6. Уместность речи – это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).
7. Правильность речи. Требование правильности речи относится не только к лексике – оно распространяется на все уровни языка: на грамматику, словообразование, произношение, ударение, а в письменной речи – на орфографию и пунктуацию. На всех «ярусах» языка требуется соблюдение нормы. Нормой называются наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившихся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты.

8. Образность речи. Образное, живое, эмоциональное слово не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя. Каким образом можно сделать речь более образной?

1) употреблением слов в переносном значении;

2) большое значение имеет употребление эпитетов – красочных определений, выраженных прилагательными;

3) использованием образных сравнений.
Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрены
Задания для самостоятельного выполнения
1. Подготовка доклад на тему :«Признаки хорошей речи»

2. Используя фразеологические словари, изучение толкования следующих фразеологизмов о языке. Определение речевой ситуации их



употребления.

Найти общий язык; говорить на разных языках; держать язык за зубами; тянуть за язык; язык не поварачивается; язык плохо подвешен; язык сломаешь; вертится на языке.



3.Подумайте, в каких пословицах имеется и виду письменная, в каких- устная, а в каких — обе формы речи.

4. Запишите три-четыре понравившиеся вам пословицы.

1. Что написано пером - того не вырубишь топором.

2. Ласковым словом и камень растопишь.

3. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

4. То же слово, да не так бы молвить.

5. Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

7. Язык голубит, язык и губит.

8. Каков разум, таковы и речи.

5. Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Свое мнение обоснуйте.

6. Запишите предложение, восстановив в нём пропущенные слова: Сначала появилась ... речь, затем ... .

7. Прочитайте высказывания учёных-языковедов:

1. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. (Л. В. Щерба.)

2. Можно не только неграмотно писать, но также неграмотно говорить и читать, и я думаю, что неграмотность чтения ничем не лучше безграмотности письма. (В.И.Чернышев.)

8.Подумайте, когда мы пользуемся устной формой речи, когда письменной.

Тема: 3 .Стилистика.
Основные понятия и термины по теме: стилистика , функциональные стили речи, разговорный стиль речи, научный стиль речи, официально-деловой стиль речи, публицистический стиль речи, художественный стиль речи, текст как произведение речи, сложное синтаксическое целое, план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, повествование, описание, рассуждение.
План изучения темы:

1.Стилистика как раздел лингвистики. Предмет изучения стилистики. Функциональные стили речи и их особенности.

2.Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

3.Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

4.Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

5.Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

6.Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

7.Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста.

8.Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация).

9.Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.


Краткое изложение теоретических вопросов:

Стили речи — системы языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.

Выделяют пять стилей; четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный — и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определённые средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причём их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознаётся при сопоставлении с нейтральными средствами.

Стили речи реализуются в определённых формах, или типах текстов, называемых жанрами речи. Жанры речи — типизированная форма организации речи, определяющая типы текстов, отличающихся заданным характером речевой деятельности (ср. монологический жанр публицистической статьи и диалогический жанр интервью) и формой использования языка (ср. устный жанр доклада и письменный жанр статьи). В основном каждый жанр речи принадлежит к определённому стилю речи, но есть и межстилевые жанры, например: статья, очерк, эссе (научные и публицистические), интервью (публицистическое и официально-деловое).



Научный стиль — один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы.

Задача научного стиля — сообщить научную информацию, объяснить её, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

В научном стиле можно выделить следующие разновидности:

1) собственно научный стиль (присущ научным трудам — монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях, научным докладам),

2) научно-популярный стиль (присущ текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, т. е. научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичных лекциях перед массовой аудиторией),

3) научно-учебный стиль (используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся).

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

· насыщенность терминами данной науки; · использование слов с абстрактным значением: закон, число, предел, свойство; отглагольных существительные со значением действия: переработка, приземление, использование;

· употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (метафор, метонимий, междометий, восклицательных частиц);

· частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей: сначала, прежде всего, во-первых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому;

на уровне морфологии:

· редкое использование личных местоимений я и ты и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;

· специальные приёмы авторизации: авторское «мы», неопределённо-личные (Считают, что...) и безличные конструкции (Известно, что...; Представляется необходимым...),

· использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

на синтаксическом уровне:

· употребление сложных предложений с использованием союзов, указывающих на связь явлений;

· неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

· частые цитаты, ссылки;

· использование в качестве компонентов текста формул, графиков, схем.

Основные типы речи — рассуждение, описание.

Основные жанры — учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, патентная заявка, аннотация, резюме, рецензия. Официально-деловой стиль



Официально-деловой стиль — один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.

Задача этого стиля — сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.

Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

· употребление полных наименований, точных дат;

· книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться);

· использование слов в прямых значениях;

· отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;

· частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение);

· наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу);

· ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;

на уровне морфологии отсутствие личных местоимений, особенно 1 и 2 лица, вместо которых используются собственные имена, собственные наименования или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель), а также глаголов в форме 1 и 2 лица;

на синтаксическом уровне:

· осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;

· чёткое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.

Для официально-делового стиля характерны как монологические способы организации речи, так и диалог (разговор двух лиц) или полилог (разговор нескольких лиц).

Основные жанры: монологические — приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация, отчёт, обзор; жанры-полилоги — собрание, совещание, переговоры, интервью.

Публицистический стиль — один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого стиля — воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на уровне лексики:

· широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

· использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно), часто в сочетании с разговорной;

· использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

· акцентирование авторского «я», личной оценки ситуации;

· частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса:

· активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

· неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

· употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

· использование обращений;

· частые лексические и синтаксические повторы

Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.



Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача — нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность — единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

· тропы — обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

· фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

· ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный. Разговорный стиль

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринуждённых беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования — устная, но может быть осуществлён и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи — общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринуждённость, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств:

на фонетическом уровне:

· б́ольшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)др́ас’т’и]);

· разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

· на уровне лексики и словообразования:

· использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить);

· преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

· экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный); частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии:

· наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

· преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

· редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

· несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

· употребление частиц, междометий;

· частое переносное использование морфологических средств (например, использование времён и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

· употребление односоставных и неполных предложений;

· отсутствие сложных синтаксических конструкций;

· бессоюзие сложного предложения;

· частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

· употребление обращений.


Лабораторные работы/ Практические занятия- не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения

1. Написание доклада на тему «Соединение в тексте различных типов речи».

2.Составить тексты на одну тему разных стилей речи. « Об одном и том же по- разному»

3 Составить конспектирование научной статьи ( по выбору студента)

4. Написание автобиографии, расписки, заявления, объяснительной

5. Лингвостилистический анализ текста.
Тема 4. Лексика и фразеология
Основные понятия и термины по теме: лексическое значение слова,

слова однозначные и многозначные, омонимы, синонимы, антонимы,

паронимы, фразеология, лексикография, тропы.
План изучения темы:

1. Слово в лексической системе языка.

2. Изобразительные возможности лексических единиц

3. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

4.Лексика с точки зрения ее употребления.

5. Активный и пассивный словарный запас.

6. Фразеологизмы.

7. Лексические нормы.


Краткое изложение теоретических вопросов:

Основной значимой единицей языка является слово. Совокупность всех слов языка составляет его лексику.


Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.
В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения.

Лексическое значение слова
Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества.
То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например, есть предмет «мед» и есть слово мед, обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова мед следующее: «сладкое густое вещество, вырабатываемое пчелами из соков цветов». Кроме лексического значения, слово имеет грамматическое значение.

Однозначные и многозначные слова
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия. Например, словом гребень обозначается и предмет для расчесывания волос, и вершина горы, и верх волны, и верх только что вспаханного пласта земли, и мясистый нарост на голове у петуха. При этом между данными предметами имеется сходство по форме.
Слово, имеющее несколько лексических значений (два и более), называется многозначным.

Есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие. Например, словом фиолетовый обозначается один из цветов спектра.


Слово, имеющее одно лексическое значение, называется однозначным.
Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных.

Прямое и переносное значения слов
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество, выступают в прямом значении.
Нередко уже имеющиеся слова используются для называния других предметов, признаков, действий. Например, цвет золота переносится на цвет волос: золотые волосы, то есть похожие цветом на золото.
При переносе наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (признака, действия) у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Переносное значение является одним из значений многозначного слова.
Переносное значение слова может закрепиться за предметом (признаком, действием) и стать прямым значением: нос человека (прямое) — нос лодки (переносное) — нос лодки (прямое).
Перенос наименования происходит на основе сходства предметов в чем-либо.

Омонимы
Омонимами называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Омонимы следует отличать от других слов, совпадающих по написанию (замок и замок; орган и орган; мука и мука) и произношению (пруд и прут-, труд и трут; ожог и ожег), а также от слов, совпадающих по произношению и написанию в косвенных формах (стекла (стекло) и стекла (стечь)).
Омонимы в языке появляются в результате:
а) заимствования слов из других языков (кок — «род прически» и кок — «повар»);
б) превращения одного из лексических значений многозначного слова в самостоятельное слово (коса— «род прически»; коса— «отмель»; коса — «сельскохозяйственное орудие»);
в) словообразования (посол — «должность дипломата», посол — «соление чего-либо»).

Синонимы
Синонимы — это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи: красивый — обаятельный, очаровательный, неотразимый; гармония — благозвучие.
Синонимы составляют ряд слов, который принято называть синонимическим рядом. Один из синонимов является основным, главным. В словарях он помещается первым: храбрый — смелый, отважный, бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой.
Синонимы в речи используются:
1) для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);
2) для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся)-,
3) как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;
4) как способ связи соседних предложений в тексте.
У многозначного слова синонимы могут относиться к разным его лексическим значениям: ничем не загрязненный — свежий, чистый (снег); не потерявший своей силы, яркости, блеска — свежие, яркие (краски); полный здоровья — свежий, бодрый (человек); только что появившийся — свежий, новый (стол).

Антонимы
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: говорить — молчать, ранний — поздний, день — ночь, много — мало.
У многозначного слова антонимы могут относиться к разным лексическим значениям: свежий хлеб — черствый хлеб, свежий журнал — старый журнал, свежий воротничок — грязный воротничок.
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении
Слова, известные всему народу и употребляемые всеми, называются общеупотребительными. К словам, ограниченным в употреблении, относятся диалектные и профессиональные слова.

Диалектные слова
Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Речь жителей той или иной местности называют диалектом.


Одни и те же предметы (признаки, действия) в диалектах и в литературном языке нередко называются по-разному: буряк — свекла, гуторить — говорить, баской — красивый, голицы — рукавицы.
Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.
Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами.

Профессиональные слова
Профессиональные слова — это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью.
Среди профессиональных слов выделяется особая группа слов, которые называют понятия разных наук. Это термины: суффикс, подлежащее, междометие (в науке о языке), гипотенуза, катет (в математике), рифт, магма (в географии).
Отдельные профессиональные слова в связи с повышением уровня культуры, образованности людей становятся общеупотребительными: радио, экран, аспирин, антибиотик.
Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описания людей, их занятий.
Профессиональные слова, используемые в художественном произведении, называют профессионализмами .

Заимствованные слова
По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова (то есть такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные слова (то есть такие, которые взяты из других языков).
Заимствуются слова из других языков в силу разных причин: для называния заимствуемых предметов, орудий, понятий и т. д. (гобой, трактор, бульдозер, балет, искусство); для уточнения названий сходных предметов, орудий, машин (гостиница, мотель (гостиница для автотуристов); варенье, повидло, джем (варенье из протертых ягод без зерен), конфитюр (варенье из протертых с зернами ягод).

Устаревшие слова
Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления, называются устаревшими: конка, городовой, дворецкий и др.

Чаще всего устаревают слова, если выходят из употребления предметы, орудия, понятия и т. д., называемые этими словами.


В художественных произведениях устаревшие слова используются чаще всего для более точного рассказа о жизни людей в прошлом.

Новые слова
Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами. Неологизмы в языке появляются для того, чтобы называть новые предметы, орудия труда, культуры, новые представления о мире.
Одни неологизмы быстро теряют оттенок необычности, новизны, становясь общеупотребительными (космонавт, пирожковая, светофор), другие сохраняют этот оттенок более длительное время: прилуниться, луноход. Некоторые новые слова не переходят в разряд общеупотребительных, оставаясь неологизмами: сливеют (сливеют губы с холода) и др. у В. Маяковского.

Фразеология
Фразеология — раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы. Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом: бить баклуши — «бездельничать»; за тридевять земель — «далеко».
Фразеологизм в предложении является одним членом предложения.
Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы — другие фразеологизмы; синонимы: на краю света, куда ворон костей не заносил; антонимы: возносить до небес — втаптывать в грязь.
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека:
— его отношение к труду: золотые руки, бить баклуши',
— отношение к другим людям: закадычный друг, медвежья услуга-,
— личные достоинства и недостатки: не теряет головы, водить за нос.
Фразеологизмы используются в обыденной речи, художественных произведениях, публицистике. Они придают высказыванию выразительность, служат средством создания образности.

 

Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрено


Задания для самостоятельного выполнения

1. Пользуясь толковым словарем русского языка, укажите лексическое значение слов.

Безответный, безответственный; дипломат, дипломант; континент, контингент; невежа, невежда; представить, предоставить; факт, фактор; этикет, этикетка; эскадра, эскадрилья; эффектный, эффективный; экономный, экономичный.



2. Определите вид омонимов (лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы).

Электрический ток – глухариный ток; почитать книгу – почитать старших; край поля – распаханные поля; нефтяная компания – избирательная кампания; темно-зеленые ели – ели из одного котелка; книжные полки – полки выстроились на плацу; лечу самолетом – лечу внушением; злой рок – согнуть в бараний рог; кислая мина – противотанковая мина; черный ворон – стая ворон.



3. К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания или предложения.

Говорить, хотеть. Труд, храбрый, холод, большой, блестеть, бросать, враг, бояться.

4. Подберите антонимы к употребленным в словосочетаниях прилагательным.

Активный человек; быстрое движение; зимний день; торопливая походка; конкретное существование; разнообразные занятия; замысловатая фраза; широкий канал; толстая книга; мужественный поступок.



5. Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов.

Образец: куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют. Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют.

Опустить руки; сесть в лужу; плыть по течению; открыть глаза; показать нос; поставить в тупик; попасться на удочку; открывать новую страницу; пускать пыль в глаза; водой не разольешь (не разлить).



6. Анализ поэтического текста.

7. Составление словаря местных(диалектных) слов.

8. Составление текста, насыщенный фразеологизмами.
Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Лексикология как раздел науки о языке и как учебная дисциплина.

2.. Слово как объект лексикологии.

3. Полисемия. Функциональный смысл полисемии.

4. Метафора и метонимия. Важнейшие направления семантического переноса.

5. Сущность омонимии, разграничение полисемии и омонимии. Вопрос о функциональном смысле омонимии.

6. Типы омонимов.

7. Паронимия. Функциональное использование паронимии.

8. Сущность синонимии. Функциональный смысл синонимии.

9. Типы синонимов. Синонимический ряд.

10. Явление антонимии. Типы антонимов. Энантиосемия.

16. Использование антонимов в речи.

17. Лексика с точки зрения происхождения. Исконная лексика.

18. Заимствования. Основные пути заимствования.

19. Лексика активного и пассивного запаса.

20. Неологизмы. Окказионализмы.

21. Лексика, ограниченная сферой употребления.

22. Диалектная лексика.

23. Профессиональная и специальная лексика. Терминология и номенклатура.

24. Жаргонная лексика.

25. Функционально-стилистическая дифференциация лексики. Книжная и разговорная лексика.

26. Экспрессивная и нейтральная лексика.

27. Фразеология как раздел науки о языке.

28. Фразеологическая единица и ее типы.

29. Общие представления о лексикографии.

30. Лингвистические и энциклопедические словари.
Тема 5. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Основные понятия и термины по теме: фонетика, графика, звуки и буквы, гласные звуки, согласные звуки, слоги, фонетическая транскрипция, орфоэпия, ударение.
План изучения темы:
1. Фонетические единицы.

2. Звуки речи как предмет изучения фонетики.

3. Фонетический разбор слова.

4. Ударение. Интонация.

5. Благозвучие, ассонанс и аллитерация.

6. Орфоэпические нормы.


Краткое изложение теоретических вопросов:
 Звуки речи и буквы
Человеческая речь состоит из звуков. Это ее «строительный материал». Звук речи является наименьшей единицей. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков и последовательностью их расположения.
Буква — это графический знак, служащий для обозначения на письме звука речи. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются.

Гласные и согласные звуки
Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.
Гласные — это такие звуки, которые образуются в гортани колебанием голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха, причем воздушная струя не встречает препятствий в полости рта, то есть звук состоит из голоса. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Согласные — это такие звуки, которые состоят или из одного шума, образуемого различными преградами в полости рта на пути выдыхаемой из легких струи воздуха, или из шума и голоса. В первом случае образуются глухие согласные, во втором — звонкие согласные.
В русском языке 36 согласных звуков: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р'], [с], [С], [т], [т'], [ф], [ф'], [X], [х'], [ц], [ч>], [ш], [щ']. Большинство глухих и звонких согласных образуют пары; некоторые согласные являются только глухими, другие — только звонкими (знак «'» над согласной справа показывает мягкость ее произношения).

Парные:

Твердые

[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [X]

Глухие

[п], [п'], [ф], [Ф']. [к], [к'], [т], [т'], [ш], [с], [С]

Непарные: 

Твердые

[л], [л'], [м], [м'], [н], [н*], [р], [р*], [й']

Глухие

Гх1, Гх'1, Гц!, Гч'1, Гщ'1

Различаются также твердые согласные и мягкие согласные. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары; некоторые согласные являются только твердыми, другие — только мягкими.

Парные: 

Звонкие

[б], [б'], [в], [в'], [г], [Г'], [д], [д'], [Ж], [з], [з']

Мягкие

[б'], [в'], [г'],[д'], [з'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п'], [р'], [С], [т'], [ф']( [х']

 Непарные:

Звонкие

[ж], [ш], [ц]

Мягкие

[ч*], [щ']> [й']

Озвончение и оглушение согласных
Озвончение согласных — фонетический процесс, при котором происходит замена глухого согласного перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) парным ему звонким (сбор [з], просьба [з']).
Оглушение согласных — фонетический процесс, при котором происходит замена звонкого согласного на конце слова и перед глухим согласным парным ему глухим (сад [т], сказка [с]).

В русском языке 33 буквы, которые расположены в определенном порядке и составляют алфавит, или азбуку.



А а

К ка

Х ха

Б бэ

Л эль

Ц цэ

В вэ

М эм

Ч че

Г гэ

Н эк

Ш ша

Ддэ

О о

Щ ща

Ее

П пэ

Ъ твердый знак

Ёё

Р эр

Ы ы

Ж жэ

С эс

Ь мягкий знак

3 зэ

Т тэ

Ээ

И и

У У

Ю ю

Йй

Ф эф

Яя

Буквы бывают строчные (маленькие) и прописные (заглавные, большие).
Гласных букв — 10 (а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я),

Согласных — 21 (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), ъ и ь отдельных звуков не обозначают.

Слог
Слог — это один гласный звук или сочетание согласных с гласным, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог, заканчивающийся гласным звуком, называется открытым: по-ле, до-ро-га. Слог, заканчивающийся согласным звуком, называется закрытым слогом: шай-ба, лов-кий, крас-неть.

Правила переноса
1. Слова переносятся по слогам. Буквы й, ъ, ь от предшествующих букв не отделяются; слова подъем, больше, стайка надо переносить так: подь ем, боль-ше, стай-ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на строке одну букву, даже если она обозначает слог. Трехсложное слово огород можно перенести только ого род, а такие двухсложные слова, как моя, якорь и подобные, нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву, если корень слова тоже начинается с согласной. Нельзя перенести ра-зрешитъ, а надо раз-решитъ.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. Нельзя перенести прик-репить, а надо при крепить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится: гам-ма, старин-ный, искус-ство, профес-сия.
Ударение
Ударение — это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
В русском языке ударение разноместное, то есть может стоять на любом слоге: правда, тревога, заголовок. Русское ударение подвижное, то есть может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова: город — города (мн. ч.), принять — приняла.
Ударение может играть смыслоразличи-тельную роль: духи (парфюмерное изделие) — духи (мн. ч. от слова дух).
Чередование звуков
Чередование звуков — это смена звуков в одной и той же части слова (морфеме): чередование ударных и безударных гласных: н[о]с — н[а]сатый; чередование звонких и глухих согласных: жоро[с] (мороз) — моро[з]ный.

Обозначение мягкости согласных на письме
Мягкость согласных на письме обозначается различными способами:
1) с помощью буквы ь (мягкий знак): весь (ср. вес), кровь (ср. кров), уголь (ср. угол), банька (ср. банка)
2) с помощью букв е, ё, и, ю, я, стоящих после согласных: мера (ср. мэр), мел (ср. мол), бить (ср. быть), бюро (ср. бур), вялый (ср. вал).
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
Буквы е, ё, ю, я используются на письме в двух целях.
1. Обозначают один гласный звук (е — [э], ё — [о], ю — [у], я — [а]) и мягкость предшествующего согласного звука (лес — [л'э]с, мед — [м'о]д , плюс — п[л'у]с, мята — [м'а]та);
2. Обозначают два звука: согласный [й'] и гласные [э], [о], [у], [а] (е — [й'э], ё — [й'о], ю — [й'у]. я — [й'а]) в следующих случаях:
— в начале слова (ель — [й'э]ль, елка — [й'о]лка, юность — [й'у]ность, ягода — [й'а]года);

— после гласной (моет — мо[й'э]т, поет — по[й'о]т, каюта — ка[й'у]та, маяк — ма[й'а]к);


— после разделительных ъ и ь (съезд — с[й'э]зд, льет — л[й'о]т, вьюга — в[й'у]га, объявление — об[й'а]вление). После ь буква и обозначает два звука [й'] и [и]: лисьи — лис[й'и].

Правила орфоэпии
Произношение гласных подчиняется звуковому закону редукции (редукция — ослабление гласных звуков в безударном положении): сторона [стърана], наделить [нъд'ил'ит'].
В некоторых словах иноязычного происхождения гласный о не редуцируется: какао [какао], радио [радио].
Произношение согласных подчиняется звуковым законам оглушения и озвончения: мороз [марос], вокзал [вагзал].
В некоторых заимствованных словах согласные не смягчаются перед е: кафе [кафэ], свитер [св'итэр].
В окончаниях родительного падежа прилагательных и местоимений -ого, -его (синего, кого, чего, его) на месте буквы г произносится [в]. Точно так же [в] произносится на месте буквы г в словах сегодня, сегодняшний, итого.
Сочетание тс в форме 3-го лица ед. и мн. числа глаголов и тьс в неопределенной форме произносятся как долгий [ц]: встречается — встречае[ц]а, встречаются — встречаю[ц]а, встречаться — встреча[ц]а.
Сочетание чт в словах что, чтобы следует произносить как [шт]; сочетание чн в словах скучно, конечно, яичница следует произносить как [шн].
Ударение в словах (особенно заимствованных) и формах слов определяется нормами литературного языка: договор, намерение, облегчить (облегчим), повторить (повторишь, повторим), звонят, средства. При затруднении необходимо обращаться к словарю.

Фонетический разбор слова
Порядок фонетического разбора
1. Выделить слоги в слове, указать их количество.
2. Показать место ударения.
3. Охарактеризовать все звуки по порядку. Для гласных указать, какие они — ударные или безударные, какими буквами обозначены. Для согласных указать, какие они — звонкие или глухие, твердые или мягкие, какими буквами обозначены.
4. Указать, сколько в слове звуков и сколько букв.

Образец фонетического разбора Слово посев


1. В слове два слога: по сев.
2. Ударение падает на второй слог.
3. Охарактеризуем звуки:
[п] — согласный, глухой парный [б], твердый парный [п'], обозначен буквой п;
[а] — гласный, безударный, обозначен буквой о;
[с'] — согласный, глухой парный [з], мягкий парный [с], обозначен буквой с;
[э] — гласный, ударный, обозначен буквой е; [ф] — согласный, глухой парный [в], твердый парный [ф'], обозначен буквой в. В слове пять звуков и пять букв.
Образец записи

Посев — по-сев — 2 слога п — [п] — согл., глух. парн. [б], тверд, парн. [п']


о — [а] — гласный, безударный с — [с'] — согл., глух. парн. [з], мягк. парн. [с]
е — [э] — гласный, ударный в — [ф] — согл., глух. парн. [в], тверд, парн. [ф']
5 букв, 5 звуков

Лабораторные работы/ Практические занятия -не предусмотрено
Задания для самостоятельного выполнения
1. Прочитайте пары слов и определите, одинаково ли в них количество звуков.

Бал – боль; вес – весь; горка – горько; лед – льет; мылкий – мыльный; пена – пеня; ранка – нянька; сад – сядь; сесть – съесть; угол – уголь.



2. Произведите фонетический разбор слов по плану: 1) разделите слова на слоги, поставьте ударение; 2) затранскрибируйте слово; 3) определите количество букв и слогов; 4) дайте характеристику гласных и согласных звуков.

Единение, завьюжить, косьба, объединение, съезд.



3. Перепишите слова в алфавитном порядке.

Брошюра, влияние, вложить, владение, двойной, издать, класть, пресс-конференция. Костный, шлифовка, звереныш, линолеум, жнивье, мрачный, костлявый, глубокий, ржавый, створка, брошка, влететь, клейкий, костяной, монтаж, двойственный, глубина, клубок, ржаной, зверолов, мрамор, время, путешествие, ствол, изгнать, зверский, восполнить, монография, гнездо, путеобходчик, звериный, костистый, ноль. Экран, фильм, якорь, адрес, тупик, чердак, окно, холст, юг, щель, емкость, цена.



4. Поставьте ударение в словах.

а) агрономия, аналог, бензопровод, валовой, вербовщик, верование, ветеринария, гастрономия, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, дремота, духовник, жалюзи, задолго, знамение, изредка, индустрия, каталог, квартал, коклюш, кулинария, крашение, кремень, ломота, мышление, некролог, немота, нормировать, обеспечение, отрочество, процент, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, украинец, умерший, упрочение, щавель, электропровод;

б) валовой, избалованный, килограммовый, красивее, кухонный, оптовый, погнутый, премированный, подростковый, сливовый, ;

в) втридорога, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле;

г) баловать, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, облегчить, плесневеть, пломбировать, премировать, подбодрить, принудить, принять, убыстрить, усугубить, черпать.



5. Подготовьте сообщения на тему: «Роль ударения в стихотворной речи».

6. Подготовьте доклада на тему: «Использование орфоэпического словаря».
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. В чем отличие звуков и букв?

2. Что такое алфавит? Перечисли буквы по алфавиту. Как расположить по алфавиту слова, начинающиеся с одной и той же буквы?

3. Назови гласные, согласные звуки. В чем их отличие?

4. Правила переноса слов.

5. Что такое ударение? Какой слог называется ударным?

6. Звонкие, глухие согласные. Их отличие.

7. Какие согласные всегда твердые, всегда мягкие?

8. Как на письме обозначается мягкость согласных?

9. Какие буквы, и в какой позиции обозначают два звука?

10. Какие буквы не обозначают звука? Когда они употребляются?

11. Правописание гласных после шипящих.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 03 Язык художественного произведения (уд-04. 13-014) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1386.06kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 10 Литературоведение (уд-04. 13-002) Для специальности 050301 Русский язык и литература
783.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык»
2508.66kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2117.98kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности»
382.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
2123.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык (английский)
1092.95kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста (уд-04. 13-022) Для специальности 050301 Русский язык и литература
387.86kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия для студентов специальностей 1 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
4863.58kb.