Главная стр 1стр 2 ... стр 6стр 7
скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Троицкий филиал

Кафедра истории




Учебно-методический комплекс дисциплины Теория и методология истории по направлению

подготовки 030600 История Общий профиль ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»


Версия документа - 1





стр. из

Первый экземпляр __________


КОПИЯ № _____







УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

____________Н.А. Мамаев

«____»_____________201__г.

Учебно-методический комплекс



по дисциплине «Теория и методология истории»

Направление подготовки



030600 История

Профиль подготовки



Общий

Присваиваемая квалификация (степень)



бакалавр

Форма обучения



очная, заочная

Троицк 2013 г.

Содержание

  1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……

3

    1. Вводная часть ……………………………………………………..……

3

      1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....

3

      1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата ....

3

      1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………

4

    1. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………

5

    1. Рабочая учебная программа …………………………………...………

16

      1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………

16


      1. Лекции …………………………………………………..………..

17

      1. Практические занятия/семинары……………………………...…

31

      1. Самостоятельная работа студентов …………………...………...

36

    1. Список литературы ……………………………………………..……..

41

    1. Электронная коллекция ……………………………………..………...

45

    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

46

  1. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……

46

  1. Методические рекомендации студенту ………………………..………..

47

  1. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………

49


  1. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……

50

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель дисциплины «Теория и методология истории»: рассмотреть разнообразные проблемы построения системного исторического знания, исследовать становление и развитие теорий исторического процесса в рамках познавательных парадигм методологии истории.

Задачи дисциплины:

- формирование у студентов системного и целостного представления об основных проблемах методологии науки, о специфике их постановки и решения в исторических исследованиях;

- овладение студентами умениями и навыками применения общенаучных и специальных приемов, методов и методик в исследовательской практике;


  • формирование у студентов исторического сознания, научной добросовестности, корректности в отношении трудов и идей предшественников, творческой инициативы, нравственных взглядов и убеждений, понимания общественной роли и значимости исторической науки;

- расширение методологических знаний студентов-историков;

  • формирование у студентов понимания неразрывной связи теории и методов исторического познания;

  • осмысление взаимодействия специальных исторических дисциплин в процессе их генезиса;

- освоение современных научных концепций, их места и роли в развитии исторического знания;

- овладение методами и методиками научного исторического познания.


1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория и методология истории» входит в базовую часть профессионального цикла по направлению подготовки 030600 «История» Достаточным уровнем базовых знаний являются знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплин «Введение в специальность», «Теория и история политических учений».

Логически и содержательно данная дисциплина связана с такими базовыми дисциплинами профессионального цикла, как: «Новая и новейшая история», «История России (XX в.)».

Освоение дисциплины «Теория и методология истории» необходимо для изучения дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия», базовой части профессионального цикла «История исторической науки», вариативной части того же цикла «Историография новой о новейшей истории России», «Историография всеобщей истории».


1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные закономерности и основные этапы становления исторического знания;

- основные черты различных методологических школ исследования истории, теоретические принципы датирования исторических событий и явлений;

- основы теории и методологии исторических исследований, базовые понятия в истории и философии исторической науки;

- современные научные технологии и методики в сфере междисциплинарных исследований, обеспечивающих получение качественно новой исторической информации.


    Уметь:

- применять эти базовые знания в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской, экспертно-аналитической, организационно-управленческой деятельности;

- рационально организовывать эффективную самостоятельную работу.



    Владеть:

- общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований; способностью понимать, критически анализировать и излагать базовую информацию
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030600 История»:

а) общекультурных (ОК)

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способность к социальной адаптации (ОК-6);

- готовность уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

б) профессиональных (ПК)

- способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

- способность понимать силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

- способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,

общий объем часов - 144, в том числе:

по очной форме обучения:


  • лекции - 36;

  • практические занятия - 36;

  • самостоятельная работа студента – 72.

Форма контроля - экзамен.

Семестр - 5.

По заочной форме обучения:


  • лекции - 12;

  • самостоятельная работа студента – 132.

Форма контроля - экзамен.

Семестр - 5.



Содержание дисциплины:
Раздел 1. Основы теории истории.
Тема 1. История как наука.

Общая характеристика научного познания. Наука как специфический вид деятельности. Цель и задачи научного познания. Требования, предъявляемые к научным знаниям. Методы и средства познания. Наука как социальный институт. Многозначность и смысловое разнообразие современных трактовок понятия история. Правомерность постановки вопросов – является ли история наукой и объективно ли историческое знание. Дискуссии о границах и возможностях исторического познания. Степень относительности и гипотетичности исторического знания.

Проблема классификации наук: место истории. История как научное понятие. Предмет истории как науки, ее специфика. Интегральный характер предмета истории.

Историк в науке и обществе. История как инструмент политики. Вопрос сохранения автономии науки. Функционирование науки как института общества. Ученый как свободная или несвободная творческая личность. Понятие научного сообщества и научных авторитетов. Характер их влияния на процесс и результаты труда исследователя. Историческое сознание и вопрос о назначении истории.


Тема 2. Теория и методология истории: Термины, понятия, категории, смыслы.

Соотношение и смысл понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории. Неизбежное влияние на ход и результат работы историка определенных идей, концепций, теорий философского, политического и социологического характера. Вклад философии и социологии в теоретическое осмысление исторического процесса.

Историческая теория: понятие и содержание. Теория истории и историософия: критерии разграничения понятий. Проблема исторического детерминизма. Взаимосвязь между теорией и методами исторического познания. Представление о социологических и исторических законах.

Отождествление в современной историографии методологии истории с теорией исторического процесса, теорией исторического знания, логикой исторического исследования, теорией метода. Достижения источниковедения, историографии, философии, социологии, культурологи, психологии, политологии как необходимые основы методологии истории.

Термин «философия истории». Истоки его появления и суть толкования в XVIII, XIX и XX веках. Статус и значение философии истории как предметного синтеза проблем теории исторического процесса и теории исторического познания. Гносеологическая и онтологическая линии в современном понимании философии истории. Историческая эпистемология как доминирующий ее компонент.
Тема 3. Основные схемы исторических событий.

Расширение границ тематических границ исторических исследований. Традиционные направления исторической науки. Политическая история: традиции и модернизация. Экономическая история: возникновение, специфика, основные тенденции развития. Социальная история: сущность, тематика, направления, история возникновения и развитие.


Тема 4. Проблема объекта исторической науки.

Споры о существовании объекта изучения для истории. Противопоставление истории и философии до XVIII в. Споры о единстве и различии наук о природе и наук о культуре. Философия истории рационалистов. Гносеология И. Канта. Г. Гегель о различии природы и истории как объектов познания. История как история мысли, познаваемой в человеческом действии. Идея изначальной внутренней связи исторических явлений в трактовке Гегеля. Проблема развития человеческого процесса во времени. Человеческий дух. Критика Гегеля, идеи Шопенгауэра. Огюст Конт и его социологическая доктрина. Наука об обществе как позитивная наука. К. Маркс и Ф.Энгельс об обществе как продукте исторического развития и динамично развивающейся структуре.



Тема 5. Базовые категории исторического познания.

Исторический факт и историческое суждение как основы исторического исследования. Феномен отбора факта: динамика объективного и субъективного. Критерии доброкачественности суждения.


Тема 6. Инфраструктура исторического исследования.

Источники и критика источников. Классификации источников. Функции исторического источника. Опубликованный источник и его критика. Архивы, библиотеки, музеи как историко-культурное явление. Изменение их назначения в XIX – ХХ вв. Принципы архивного хранения: принцип пертиненции, принцип провениенции.


Тема 7. Методическая технология историографии.

Техника постановки проблем. Критерии убедительности постановки вопросов историком. Историческая информация и исторические знания. Постановка проблем как предпосылка научного открытия. Методы исторического познания. Принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, методы, заимствованные из других наук Причины использования историографией методов других наук. Методы конструирования массового источника.

Возможность научного познания прошлого. Ретроспективность исторического познания. Комплексный характер изучения исторического прошлого. Этапы исторического познания. Принципы и методы исторического познания. Понятия и категории в историческом исследовании. Символы. Специфика реконструкции объекта в историческом познании. Современные дискуссии по проблеме исторического познания.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методология истории»
819.28kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001) Для специальности 050301 Русский язык и литература
2190kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1551.31kb.
Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарного факультета по специальности
536.67kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности»
382.44kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «клиническая психология»
2123.14kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и история политических учений»
1083.43kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые основы охраны памятников истории и культуры»
588.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия для студентов специальностей 1 40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
4863.58kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография всеобщей истории»
934.47kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература
1342.51kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический комплекс дисциплины составлен
182.54kb.