Главная стр 1
скачать
МОУ «Большелипяговская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»





Подготовила: учитель русского языка и литературы
Чужинова Антонина Степановна


2011-2012 учебный год
Виртуальная экскурсия «В краю синих гор».
Тема экскурсии «В краю синих гор».

Актуальность экскурсии: в настоящее время современные школьники мало проявляют интереса к окружающему, к тем живописным местам, которые воспели в своем творчестве А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и др.
Цель экскурсии: показать школьникам жизнелюбие М.Ю.Лермонтова, его страстную любовь к природе и людям Северного Кавказа, горячий интерес к окружающему.
Задачи экскурсии:

  1. Рассказать о странствиях М.Ю.Лермонтова во время ссылки на Кавказ;

  2. Познакомить с кавказским фольклором;

  3. Обозначить значение кавказских впечатлений для творчества М.Ю.Лермонтова.


Ход экскурсии.

СЛАЙД 1.

Звучит романс Варламова «Горные вершины» на стихи М.Ю.Лермонтова.

УЧИТЕЛЬ: Дорогие друзья! Приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию по лермонтовским местам на Северном Кавказе.

Кавказ с давних времен привлекал к себе внимание русских поэтов. Ломоносов, Херасков, Державин, Грибоедов, Жуковский и целая плеяда менее известных поэтов в разной м ере отдали поэтическую дань этому прекрасному, в то время еще во многом таинственному и неизведанному краю.


УЧЕНИК. Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный…

Еще ребенком робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников Аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы;

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был товарищ их воздушный.


УЧЕНИК. О первой встрече с Кавказом Лермонтов расскажет сам.

«Кто мне поверит, что я узнал уже любовь, имея десять лет от роду?

Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины.

К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет десяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! И так рано!... Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице: я плакал потихоньку без причины, желая ее видеть; а когда она приходила, я не хотел или стыдился войти в комнату… Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые; непринужденность – нет, с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны… И так рано! В 10 лет! О, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!... иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! Но чаще – плакать


Слайд 2.

УЧИТЕЛЬ. Кавказские впечатления воплотились в живописном и графическом наследии М.Ю.Лермонтова: «Вид Тифлиса», «Вид Пятигорска», «Впечатления о кавказской жизни» и др.

«Природой дикой красоты» восхищался М.Ю.Лермонтов, любовался «цепью синих гор», узнавал характер народов Кавказа, которые в мирной жизни отличались «нравами тихой простоты». Синий цвет – цвет чистого неба, на фоне которого еще более величественными кажутся горы Кавказа, - один из наиболее распространенных в описании кавказских пейзажей на рисунках М.Ю.Лермонтова.


СЛАЙД 3.

Чтение стихотворения в прозе М.Ю Лермонтова «Синие горы Кавказа, приветствую Вас…»


Ученик: Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Учитель. Миниатюра Лермонтова позволяет представить картину от неба до земли. Вверху мы видим одичалые хребты, небо, облака, громовые тучи, снега, пещеры, на гладком холме – одинокое дерево, виноградник, шумящая в ущелье речка, неизвестный путь над пропастью, нежданный выстрел…

СЛАЙД 4.

Учитель: На карте Ставропольского края расположен маршрутный лист нашей экскурсии. На нем обозначены места, которые посетил М.Ю.Лермонтов на Северном Кавказе.
СЛАЙДЫ 5-8 «В краю синих гор»

Ученик: Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к родственникам (в 1818, 1820, 1825 г.г.) Е.А.Арсеньева возила внука на воды, чтобы поправить здоровье. Уже эти поездки оставили, несомненно, какой-то отпечаток в его детском сознании, пробудили интерес к этому краю. Большое значение в жизни поэта имеет третье посещение им Кавказских Минеральных Вод, в 1825 году, когда ему было 11 лет. В это время он уже испытал на себе очарование поэмы Пушкина «Кавказский пленник». Здесь он стремился увидеть те таинственные картины кавказской жизни, о которых читал и о которых слышал из рассказов взрослых, побывавших на Кавказе. Здесь же поэт испытал и первое увлечение, о котором с волнением рассказал он позднее в дневниковой записи.

М.Ю.Лермонтов с восторгом рассказывает о суровом и величественном крае, который был для него символом свободы, в одной из лучших ранних поэм – «Измаил-бей» (1832)

Вот несколько строк из нее:

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь,

И чудный вой мгновенных, громких бурь…


Ученик: С тех пор прошло тяжелых много лет,

.И вновь меня меж скал своих ты встретил.

Как некогда ребенку, твой привет

Изгнаннику был радостен и светел,

Он пролил в грудь мою забвенье бед

И дружески на дружный зов ответил.

Ссылка на Кавказ под пули горцев последовала за запрещенное цензурой стихотворение на «Смерть поэта». Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами – «престолом природы» Именно в этот период в сознании поэта Кавк5аз ассоциируется с «жилищем вольности простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».
Учитель: М.Ю.Лермонтов. Из письма. «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее; внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная нить снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Во вторую ссылку в 1840 – 1841 г.г. Лермонтов был отправлен в Тенгинский пехотный полк, в район тяжелых военных действий. Совсем иным предстал Лермонтову любимый Кавказ. В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал;

«У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и все время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была пехота, час после дела еще пахло кровью»
СЛАЙДЫ 9 – 19. Пятигорск.

Ученик: Знакомство с лермонтовскими местами в Пятигорске лучше всего начать с беседки «Эолова арфа».

Беседку, названную Эоловой арфой по имени бога ветров Эола, построили в 1830-1831 г.г. архитекторы братья Бернардации. Она полюбилась приезжающим на воды. Об этом свидетельствует и Лермонтов. В повести «Княжна Мери» читаем: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус…»

Беседка привлекает многочисленных посетителей не только своим исключительно удачным расположением в одном из чудесных уголков Пятигорска. Она вызывает живой интерес как место, связанное с памятью о Лермонтове.:

Еще десятилетним мальчиком, в 1825 году, когда его привозили в эти края для лечения водами, жил он с бабушкой у ее сестры Е.А.Хастатовой в небольшом деревянном доме, стоявшем там, где впоследствии было выстроено здание Пушкинских ванн. А это почти у подножия горного уступа, на котором высится Эолова арфа.

Самой беседки в тот год еще не существовало, на ее месте стоял казачий сторожевой пост – один из многих постов, размещавшихся в то время на возвышенностях Горячих Вод. Много интересного мог Лермонтов видеть и слышать здесь в те годы. Приезжавшие на лечение водами раненые рассказывали о боевой жизни, о мужестве русских солдат и горцев, о захвате пленных.

В Пятигорске многие места в воскрешают в памяти страницы повести «Княжна Мери». Спустившись от беседки Эолова арфа по кольцевой тропинке на площадку, оказываешься на том самом месте, где когда-то находился знаменитый Елизаветинский источник. Беседка привлекает многочисленных посетителей не только своим исключительно удачным расположением в одном из чудесных уголков Пятигорска. Она вызывает интерес как место, связанное с памятью о Лермонтове.
Ученик: М.Ю.Лермонтов, по свидетельству современников, был частым посетителем Грота Дианы. А за неделю до трагической гибели на дуэли поэт был организатором бала в этом гроте, о чем осталось немало воспоминаний участников веселья.
Ученик: Вспоминает А.И.Васильчиков, секундант М.Ю.Лермонтова.
«Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке на гору Машук и выбрали место по тропинке, … темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: «Сходитесь!». Лермонтов остался неподвижен и, возведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте.

Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу».
Романс «ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ…»
Ученик: Последние месяцы своей жизни великий поэт провел в небольшом домике на тогдашней северной окраине города. Сюда же в Дом-музей М.Ю.Лермонтова было привезено тело поэта после роковой дуэли 15 июля 1941 года.

В 1881 году на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамида, в 1901 году поставили временный памятник из гипса и дерева. Нынешний памятник сооружен по проекту известного скульптора Б.М.Микешина в 1915 году. Это каменный обелиск с горельефом поэта в центре.




СЛАЙДЫ 20-21. КИСЛОВОДСК.

Ученик: Изучая лермонтовские места в Кисловодске, мы с интересом познакомимся с Лермонтовской площадкой, которая находится в парке напротив колоннады. Ее часто посещал М.Ю.Лермонтов.

Лермонтовская скала находится в трех километрах от города, в ущелье реки Ольховка. Скала возвышается на изгибе ущелья, на естественном постаменте, который огибает речка Ольховка, а с юга – овраг, по которому поток бежит только после дождей.

По пути к Лермонтовской скале можно полюбоваться и Лермонтовским водопадом на реке Ольховке. Высота водопада около трех метров. Считается, что именно этот водопад М.Ю.Лермонтов описывает в своей повести «Княжна Мери».

М.Ю.Лермонтов хорошо знал Кисловодск и очень точно описал мельчайшие подробности его природы и расположения.

В мае 2001 года в Курортном парке был установлен памятник М.Ю.Лермонтову. Фигура поэта разместилась на скальном выступе на Красном Солнышке, чтобы каждый день любоваться отсюда двуглавым Эльбрусом.
СЛАЙДЫ 22-23. ЖЕЛЕЗНОВОДСК.

Ученик: В Железноводск поэт неоднократно приезжал лечиться, здесь он провел последний день своей жизни. Память о М.Ю.Лермонтове хранят вековые дубы и ясени, молчаливые скалы и тропинки горы Железной, где бродил поэт. В начале июля 1841 года поэт из Пятигорска приехал на лечение в Железноводск, снял здесь квартиру. По свидетельству современников, это была комната в одном из домов Карпова. В Железноводске Лермонтов впервые мысленно представил себе путь, по которому проедет герой его юношеской поэмы «Измаил-Бей»:

В тот самый год, осенним днем,

Между Железной и Змеиной,

Где чуть приметный путь лежал,

Цветущей, узкою долиной

Тихонько всадник проезжал.

Кругом, налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Поъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит;

И далее царь их пятиглавый,

Пугает чудной вышиной


.
СЛАЙД 24. ИНОЗЕМЦЕВО.

Ученик: На одном из рисунков Лермонтова 1837 года изображена сельская улица. Слева два низеньких с каменными крышами домика, огороженные плетнями. По обе стороны виднеются сады, высокие пирамидальные тополя. На заднем плане рядом с селением, закрывая собою небосклон, высится Бештау.

Установлено, что на рисунке изображена улица в бывшей шотландской, а затем немецкой колонии Шотландке.



Бывшая немецкая колония, которая в письме Е.Г.Быховец названа «колонкой». В 8 километрах от Железноводска… Поэту хотелось сохранить память об этих местах, где ему часто приходилось бывать и в детские годы, и особенно в 1837 году. Шотландка являлась излюбленным местом прогулок для многих.
Учитель: Мы познакомились с вами с памятными местами, где когда-то жил Лермонтов и герои его произведений. С тех пор прошло много лет. На месте аулов и станиц выросли современные поселки и города, постоянно меняется их архитектурный облик, жизнь и быт их гостей и жителей. Неизменной остается только светлая память людей о М.Ю.Лермонтове и их глубокое внимание и уважение к местам, освещенным его поэзией.

Знакомство с этими местами – это волнующая встреча с великим поэтом. А каждая новая встреча с ним, с его стихами приносит людям душевную радость и счастье.
скачать


Смотрите также:
Учебный год Виртуальная экскурсия «В краю синих гор». Тема экскурсии «В краю синих гор». Актуальность экскурсии
98.55kb.
Городской конкурс экскурсоводов номинация: экскурсии по музею образовательного учреждения тематическая экскурсия тема новгородские игрушки и игры
186.61kb.
Методические рекомендации «Этапы подготовки школьной экскурсии»
61.73kb.
Отчет о пешеходной краеведческой экскурсии по территории Добринского сельского округа
133.45kb.
Экскурсии по предприятиям
126.95kb.
Аналитический раунд
156.56kb.
Аналитический раунд
137.35kb.
Педагога дополнительного образования моу дод вгсют
88.85kb.
Увлекательные экскурсии оставили много хороших воспоминаний!
18.72kb.
Календарь знаменательных дат по Краснодарскому краю
1092.25kb.
Реализация регионального компонента «Краеведение» через биологические экскурсии
43.15kb.
Практическая работа определение по карте положения и высоты гор и равнин, географических координат и высоты отдельных вершин
32.92kb.